год выпуска типовой программы обучения и воспитания в детском саду
Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного образования (история создания первой программы)
Анализируясовременное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурсв историю.
В 1919 годуНаркомпрос РСФСР издает «Инструкцию по ведениюочага и детского сада» — первый документ, в котором конкретизированы применительно к дошкольному воспитанию основные принципы «Положения о единой трудовой школе»,заложены основы организации жизни и работыдошкольных учреждений как одного из важнейших фактороввоспитания детей, раскрепощения женщины ивовлечения ее во все сферы социалистическогостроительства. На III (1924) и на IV (1928) съездах по дошкольномувоспитанию вопрос о программе для детского садаи принципах ее построения был выделен специальным разделом. В 1928 году был создан проект программы,который обсуждался исследователями вобласти педагогики и психологии, атакже всеми педагогами-практиками. В 1929 году выходит методическое письмо Наркомпроса «О связидошкольных учреждений со школой и опланировании работы». После этого постановления начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 году такаяпрограмма выходит, она была как руководство при планированииучебно-воспитательного процесса. Материалпрограммы распределялся по видам деятельности и по организующиммоментам. Объем умений и навыков по каждомуразделу деятельности был невелик. В 1934 году была издана «Программа ивнутренний распорядок детского сада».Она отличалась от предыдущей программы по формерасположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В1945 году было разработано руководство для воспитателей. В 1948 году руководство былопереиздано с небольшими изменениями.
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководстводля воспитателя детского сада», изданное в 1953 году и переизданное в 1954году.
Успехи в развитии дошкольной педагогики,детской психологии и различных методикпривели к созданию более довершенногодокумента для практики дошкольного воспитания. В 1962году была утверждена ирекомендована киспользованию Министерством просвещения РСФСР«Программа воспитания в детском саду» как основнойгосударственный документ для дошкольныхработников. С 1962 по 1989годпрограмма переиздавалась 9 раз. Над программой работали ведущиенаучно-исследовательские институтыдошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики.
В 1978 были, внесены очередные изменения, и программа получиланазвание Типовой. (Программа была разработана институтом дошкольного воспитания, академией пед. наук СССР, Управлением по дошкольному воспитанию,Министерством просвещения РСФСР ицентральным дошкольным методическим кабинетом). В последующие годы программанесколько разпереиздавалась снекоторымиуточнениями, но принцип ее построения оставалсяпрежним.
Созданиеновой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г. под ред. Р.А.Курбатовойи Н.Н. Поддьякова) было обусловлено социальным развитиемобщества,
достижениями педагогической науки,требованиям «Основных направленийреформы общеобразовательной и профессиональной
школы. Программа разрабатывалась НИИдошкольного воспитания АПН СССР,Министерством просвещения СССР и управлениемпо дошкольному воспитанию. В подготовке этой программы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина,Р.И. Жуковская, В.А. Запорожец, Т.С.Комарова, Т.М. Маркова, В.Г.
Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П.Сакулина, Ф.А. Сохин и другиеисследователи в области дошкольного воспитания.
Наоснове «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду». (1984 г.) Сталиразрабатываться программы в союзных республиках.В РСФСР в 1985 году выходит «Программавоспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. Она предусматривала физическое, умственное,нравственное, трудовое иэстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовке их кобучению в школе. В 1987 году программабыла доработана и вышло ее второе издание.
Программы дошкольных образовательных учреждений 11 глава
В 1932 г. такая программа была принята Как руководство при планировании учебно-воспитательного процесса. Программа включала виды деятельности и организующие моменты. Объем умений и навыков, предусмотренных программой по каждому разделу деятельности, был невелик.
В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме расположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре.
В 1945 г. было разработано руководство для воспитателей, которые в 1948 г. переиздано с небольшими изменениями*
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателя детского сада», изданное в 1953 г. и переизданное в 1954 г.
Успехи в развитии дошкольной педагогики, детской психологии и методики привели к созданию более совершенного для практики дошкольного воспитания документа.
В 1962 г. была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР как основной государственный документ для дошкольных работников «Программа воспитания в детском саду». Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. С 1962 по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.
В 1978 г. были внесены очередные изменения, и программа получила название Типовой. Она была разработана институтом дошкольного воспитания, Академией педагогических наук СССР, Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР и Центральным дошкольным методическим кабинетом. В последующие годы программа несколько раз переиздавалась с некоторыми уточнениями, но принцип ее построения оставался прежним.
Создание новой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г., под ред. Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова) было обусловлено социальным развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиями «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Программа разрабатывалась НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. В подготовке этой программы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Р.Й. Жуковская, В.А. Запорожец, Т.С. Комарова, Т.М. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П. Сакулина, Ф.А. Со-хин и другие специалисты в области дошкольного воспитания. На основе этой программы разрабатывались программы в союзных республиках.
В РСФСР в 1985 г. опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. Она предусматривала физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. В 1987 г. программа была доработана и вышло ее второе издание.
В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР (в то время центральным государственным органом, направляющим и регламентирующим работу всех учреждений образования), была утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А, Петровский и др.). Появление Концепции положило начало активному обсуждению теоретических и практических вопросов дошкольного воспитания и образования.
В 1991 г. Постановлением Совмина РСФСР утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении»-В нем, в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей. Положением отменялся порядок действия программы как обязательного единого документа, т.е. дошкольному учреждению давалась возможность выбирать программу из имеющихся, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы. В Методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко й Н.А. Коротковой (1993), был дан анализ состояния дошкольного воспитания в период начавшихся изменений. Авторы отмечали, что данная программа не отвечает в Полной мере требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, не доступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для развития ребенка и т.д.
В связи с принятием Закона РФ У ронова. В настоящее время программа сосцрит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.
Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.
Перед воспитателями ставятся общие задачи:
создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического)
способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований:
целеполагание, целенаправленность детской деятельности в младшем дошкольном возрасте); •
выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте);
произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических постулатов о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет им искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которые можно достигнуть в возрасте четырех-пяти лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целе-полаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление о будущем результате, какой-то образ этого результата.
Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может формироваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком неделями и находят свою реализацию Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.
Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем* что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют типы мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые, среди них — игровая мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» дается их конкретное описание применительно к разным разделам работы.
Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка;.
• физическая культура (самый важный предмет —красный цвет);
игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);
изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством — желтый цвет);
конструирование (развитие воображения — зеленый цвет);
занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);
занятия по развитию, речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);
математика (фиолетовый цвет).
Работать по программе «Радуга» предполагает прежде всего способность и желание воспитателя, педагога понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность, ценить его уникальность, неповторимость, своеобразие. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточна трудоемкая, требует высокой культуры оргаг низации труда, поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства. Наряду с программой разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
(В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, НА. Ноткина и др./Под редакцией ТЖ. Бабаевой, ЗА. Михайловой, Л.И. Гурович)
В 1995 г. коллективом преподавателей кафедры^дош-кольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена была разработана программа «Детство».
Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение Дичного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы» Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. ^
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».
Содержание программы разделено на четыре блока:
«Гуманное отношение» •■ «Созидание»
«Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный Возраст (шестой и седьмой годы жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
общие задачи воспитания;
уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы — «Библиотека программы «Детство». В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловбй) сформулитюваны педагогические.задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.
Программа рекомендована Министерством образования РФ*
(ЛА. Венгер, ОМ. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
Программа «Развитие» разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера. В основу программы, как указывают авторы, положены два теоретических положения.
Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия Над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т.е. его обогащение* наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.).
В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.
Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности — игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий — знакомство с природой, математика и ориентировка в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.
В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка пространстве, математика, однако появляются и новые виды — грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но общеразвивающий — дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями: с помощью специальных Приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) дети узнают о простейших логических операциях.
Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные:
Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.
В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.
Программы дошкольных образовательных учреждений.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Программы дошкольных образовательных учреждений.
«Школа молодого воспитателя.»
Описание слайда:
Описание слайда:
Все программы можно разделить:
Комплексные.
Парциальные
Социально-
личностные
Развитие детей
раннего возраста
Развитие ребенка в
конструктивной
деятельности
Программы для ДОУ компенси-
руещего и комбинированного
видов
Развитие ребенка в
музыкальной
деятельности
Описание слайда:
«Радуга»(научный руководитель Т.Н. Доронова.
«Развитие»(коллектив Детского центра Л.А.Венгера.)
«Детство»(авторский коллектив РГПУ им.А.И.Герцена под редакцией Т.И.Бабаевой и др.)
«Программа воспитания и обучения в детском саду»(под редак. М.А.Васильевой.)
«Детский сад-дом радости»(Крылова Н.М., Иванова В.Т.) и ряд других программ.
«Истоки»
Комлексная прогр. «Школа 2100» («Детский сад 2100»)
«Одаренный ребенок»
«Гармония развития»
«Рекорд-Старт»
«Дошкольная группа»(для групп кратковременного пребывания в Д-с)
Описание слайда:
Социально-личностные
(комплексные)
«Детство»
«Истоки»
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100», «Детский сад 2100»
«Радуга»
Описание слайда:
Развитие детей раннего возраста
(комплексные)
«Программа воспитания и обучения в детском саду»М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова
«Детство» программа воспитания и развития детей в д-с. В.И.Логинова
«Истоки»Т.И.Алиева.
«Радуга» программа и руководство для воспитателей первой младшей группы д-с.
«Кроха»(воспитание,обучение и развитие детей до 3х лет.
Описание слайда:
Развитие ребенка в конструктивной деятельности
(комплексные)
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
«Истоки»
«Развитие» Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко.
«Одаренный ребенок» Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко
«Радуга»
«Детство»
«Гармония развития»Д.И.Воробьева.
«Рекорд-Старт»В.Т.Кудрявцев
Педагогическая система «Росинка» Авторы модуля «В мире прекрасного»Л.В.Куцакова.
«Кроха»Г.Г.Григорьева, н.П. Кочетова.
«Дошкольная группа» для детей кратковременного прибывания в д-с.
Программа обучения и развития детей 5лет «Предшкольная пора»Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова.
Описание слайда:
Развитие ребенка в музыкальной деятельности (комплексная)
«Программа воспитания и обучения в детском саду»
«Истоки»
«Детство»
«Из детства в отрочество»Т.Н.Доронова,л.Г.Голубева,Т.И.Гризик
«Первые шаги» Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова
«Преемственность»Н.А.Федосова.
Описание слайда:
Программы для ДОУ компенсиру-
ющего и комбинированного видов(комплексные)
Программы и учебно-методические комплекты для детей с нарушением слуха.
……….. для детей с нарушением зрения
………..для детей с недостатками речи
…………для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
……….для детей с задержкой психического развития
……….для детей с интеллектуальной недостаточностью
Программы ранней помощи детям с отклонениями в развитии
Описание слайда:
Специализированные, или локальные, или парциальные:
«Семицветик»(Ашиков В.И., Ашикова С.Г.)
«Наш дом-природа»(Рыжова Н.А.)
«Юный эколог»(Николаева С.Н.)
«Паутинкка»(Васякина-НовиковаЖ.Л.)
«Приобщение к истокам русской народной культуры»(Князева О.Л., Маханева М.Д.)
«Развитие у детей представлений об истории и культуре»(Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю.)
«Музыкальные шедевры»(Радынова О.П.)
«Красота-радость-творчество»(Камарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.)
«Театр-творчество-дети»(СорокинаН.Ф., Миланович Л.Г.)
«Природа и художник»(Копцева Т.А.)
«Я-человек»(козлова С.А.)
2 «Я-Ты-Мы»(КнязеваО.Л.Князева.) и многие другие
«Дружные ребята»(воспитание гуманных чувств и отношений)
«Чувствую! Знаю! Поступаю!»(экперементальная программа и методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания детей 6-7лет)
«Цветные ладошки»
«Родничок»(Прогр. творческо-эстетического развития дошкольников)
Описание слайда:
Социально-личностное развитие
(парциальные)
«Дружные ребята»(воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников)
«Я,ты,мы» Социально-эмоциональное развитие от 3х до 6 лет.
«Чувствую! Знаю! Поступаю!» экспериментальная прогр. И методические рекомендации по формированию начал нравственного сознания детей 6-7года жизни.
Описание слайда:
Развитие детей раннего возраста
(парциальная)
«Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет.
«Цветные ладошки: Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет.
«Конструирование и художественный труд в детском саду(с 1г. до 7 лет)
«Расти здоровым малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.
Описание слайда:
Развитие ребенка в конструктивной деятельности
(парциальные)
Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду»
Программа творческо-эстетического развития дошкольников «Родничок»
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»
Описание слайда:
Описание слайда:
Книги издательства «ТЦ Сфера»
Можно заказать наложным платежом
по адресу:
129626, Москва, а/я 40
Описание слайда:
Педагогическая технология:
Совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Описание слайда:
Педагогические технологии.
«Моделирование»(Венгер )
«Триз»
«Пректирование»
«Экспериментирование»
«Батик»
«Модульное планирование»
«Нетрадиционная техника рисования»
«Гуманно-личностная технология»Ш.А.Амонашвили.
Технология развивающих игр Б.А.Никитина
Технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталов
Технология Саморазвития Мария Мантессори.
Технологии развивающего обучения(Л.В. Заньков,Д.Б.Эльконин,
И.П.Волков
…….. Личностно-ориентированное развивающее обучение Г.К.Селевко.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.