голубая дверь патриаршие пруды
«Патриархальные» тайны дома с нечистой силой
Обычно на то, чтобы обрасти невероятными, но реальными историями и похожими на правду небылицами, московскому дому требуется несколько десятков лет. Вызывающего вида архитектурное сооружение с гордым именем «Патриарх», расположившееся на углу Малой Бронной и Ермолаевского переулка, поставило рекорд, став легендой всего за пять лет. Каких только слухов не ходит об этом удивительном доме. «Известия» попытались разобраться, что в них правда, а что вымысел.
К нему приложил руку сам Жак Гарсиа
Кстати, большинство новоселов этого экстравагантного дома, купивших пустые пространства без стен и отделки, не ограничились банальным евроремонтом. Такого количества «дизайнерских» квартир (явное преимущество можно признать за стилем ар-деко) нет, пожалуй, ни в одном столичном доме. Например, некоторые жильцы поручили свои интерьеры заботам француженки Брижитт Саби, которая собственноручно спроектировала все: от светильников до мебели.
Он вылупился из яйца
Его обитателям обеспечена стремительная карьера
Квартплата здесь такая, что люди продают квартиры
В доме не обошлось без чертовщины
Обитатели здешних мест, защитив милые сердцу Патрики от Бегемота и примуса работы скульптора Рукавишникова (он предлагал установить здесь не только памятник писателю Булгакову, но и шагающего по воде Иешуа, и примус с нечистью), теперь окрестили Бегемотом элитный дом «Патриарх», по ночам нависающий над этими мистическими местами гигантской яркой люстрой. Видимо, считают, что этот ярко-желтый выскочка и есть нечистая сила, описанная Булгаковым, в чистом воплощении.
Кстати, эти самые скульптуры и есть самая большая загадка легендарного дома.
Увековеченные в стеклопластике
Как же высокопоставленным чиновникам удалось забраться под самую крышу «Патриарха»? По нашим сведениям, эти хорошо известные в городе серьезные люди не возражали, что за основу образов современников, пусть и облаченных в тоги, будут взяты их портреты. Правда, никак не предполагали, что скульптор Владимир Курочкин окажется таким прекрасным портретистом и сходство окажется таким явным. Говорят, впервые увидев себя римским патрицием, Александр Кузьмин ахнул: «Да вы что?» Но как человек с хорошим чувством юмора в итоге произведение оценил.
Поначалу предполагалось увековечить еще и заказчиков «Патриарха» в скульптурной паре «Кнут и пряник» (в качестве аллегории денег и власти, без которых не может осуществиться ни один строительный проект). Но здесь шутка не прошла: инвесторы то ли поскромничали, то ли побоялись явить себя миру.
1, 2. «Градостроитель» (главный архитектор города Александр Кузьмин) стоит на «Патриархе»
3, 4. «Архитектор» (директор Института Генплана Сергей Ткаченко) с проектом «Патриарха» в руках (фото: Владимир Суворов «Известия»)
5. Дом строили люди несуеверные: в нем 13 этажей и 13 скульптур
6. Аллегорический дуэт «Кнут и пряник», в котором отказались увековечиться инвесторы
Самый дорогой: что нужно знать о Патриарших перед покупкой квартиры
Патриаршие пруды не являются административной единицей Москвы. Однако с конца 2017 года эта локация стала самой дорогой в столице, сместив с пьедестала Остоженку, где в свое время начал зарождаться рынок московской элитной недвижимости. Поэтому этот особый субрынок стоит рассмотреть отдельно.
Свою популярность это легендарное место, по словам риелторов, начало завоевывать в 1990-е годы. Как отдельный элитный кластер Патриаршие пруды были выделены риелторами в 2000-е. Локация уже стала полноценной заменой «золотой миле» и имеет все возможности для дальнейшего развития как самый дорогой и модный район столицы, считает управляющий партнер Contact Real Estate Денис Попов.
География района
Патриаршие пруды входят в Пресненский район. В начале 2000-х годов риелторы ограничивали эту респектабельную локацию Малой Бронной улицей, Большим и Малым Патриаршими и Ермолаевским переулками. Сейчас она расширилась до района от Малой Никитской до Тверской улицы и от Тверского бульвара до Садового кольца.
Популярность Патриарших прудов
Повышению спроса этого района на рынке недвижимости служит его популярность среди знаменитых людей как в ретроспективе, так и в настоящее время, а также упоминание Патриарших прудов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», считает управляющий директор «Метриум Премиум» Илья Менжунов.
Для района Патриарших прудов нет определенного портрета покупателя, отмечают риелторы. «Наравне с данной локацией потенциальные клиенты рассматривают также Плющиху, Остоженку, Пречистенку. Как правило, район интересен семейным парам с уже взрослыми детьми, поскольку состав инфраструктуры мало приспособлен для жизни с малышами», — говорит Менжунов. Тем не менее здесь предпочитает селиться модная и состоятельная публика, банкиры, бизнесмены, артисты, политики и селебрити, а также дети состоятельных людей, отмечают риелторы.
«В последнее время на Патриарших прудах сосредоточилась совсем другая аудитория: теперь это молодые тусовщики, активно посещающие многочисленные питейные и развлекательные заведения в районе. Из-за этого многие представители «старой» волны начали менять место жительства, перебираясь в более тихие районы, например в Хамовники, где много парков», — дополняет председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.
Инфраструктура Патриарших прудов
Район Патриарших прудов плотно застроен, поэтому местные жители испытывают дефицит инфраструктурных проектов. По словам риелторов, преобладают заведения винно-кулинарной направленности: в 2018 году здесь открылось наибольшее число всех новых заведений в столице (16% от всех открывшихся заведений общепита). Поэтому Патриаршие можно назвать одним из лучших мест в Москве по разнообразию кафе, ресторанов и баров в основном премиального сегмента.
В микрорайоне, по оценке риелторов, также хорошо развита торговая и развлекательная инфраструктура для состоятельных покупателей. Если раньше этот район пользовался спросом в основном у семейных, рассматривающих его для проживания с детьми, то в последние годы он стал тусовочным — там собирается богатая молодежь, отмечают эксперты. Из социальных объектов жителям доступны три муниципальных и два частных детских сада, а также известная английская школа № 1239.
Вторичное жилье Патриарших прудов
Старый фонд, по оценке директора департамента продажи квартир Penny Lane Realty Виктории Зориной, весьма разнообразен: есть дома со смешанными перекрытиями, отреставрированные и реконструированные доходные дома, особняки начала ХХ века, дома-коммуны постройки 1930-х годов, советские элитные кирпичные дома 1970-х и новые элитные ЖК.
Риелторы отмечают, что в данной локации сохранилось множество известных в истории архитектуры зданий: «дом со львами», особняк Тарасова архитектора Жолтовского и др. На вторичном рынке в районе Патриарших прудов помимо строений начала прошлого века можно найти и более новые объекты. По данным Contact Real Estate, представлены квартиры в таких знаковых проектах, как «Гранатный Палас», «Гранатный, 6», «Булгаков», «Малая Бронная, 25», «Сытинский». Один из самых известных — дом Брежнева (Гранатный, 10), в котором давно проживает сложившийся контингент и купить недвижимость не так уж и просто: чаще это закрытые продажи, отмечает Попов.
Также, по словам риелторов, в продаже бывают и квартиры в таких ЖК, как «Гранатный Палас», ЖК «Мастер и Маргарита», в домах в Большом Палашевском переулке, 10, и Богословском переулке,12а, и, конечно, в известном многим ЖК «Патриарх».
Новостройки Патриарших прудов
Средняя стоимость на первичном рынке в районе Патриарших прудов по итогам первого квартала 2019 года, по данным Contact Real Estate, составила 1,6 млн руб. за 1 кв. м. Для сравнения, на Остоженке, занимающей второе место в списке высокобюджетных столичных районов, стоимость «квадрата» составляет 1,3 млн руб. А в самом Пресненском районе, в который территориально входит кластер, стоимость меньше почти в три раза — 618,9 тыс. руб. за 1 кв. м. В среднем стоимость жилья на Патриарших прудах на первичном рынке, по данным Kalinka Group, варьируется от 1,6 млн до 2 млн руб. за 1 кв. м.
На первичном рынке недвижимости в районе Патриарших ведутся продажи в двух элитных новостройках — «Бакст» (Большой Козихинский пер., 13–15) и «М. Бронная, 15». Средняя стоимость «квадрата» в «Бакст», по данным «Метриум Премиум», составляет 1,6 млн руб., диапазон цен на квартиры — от 201 млн руб. до 408,5 млн руб. В ЖК «М. Бронная, 15», по данным Penny Lane Realty, средняя цена 1 кв. м составляет 1,4 млн руб. В прошлом году ЖК «Малая Бронная, 15» занял второе место среди самых дорогих домов столицы по максимальной стоимости 1 кв. м ($40 тыс.).
Перспективные проекты на Патриарших прудах
Район Патриарших прудов плотно застроен, поэтому перспективных площадок в локации нет, считает Менжунов. Из перспективных проектов он называет строительство апарт-комплекса на территории памятника архитектуры дома Тарасова на ул. Спиридоновка, которое рассматривалось еще в 2017 году. Попов упоминает также несколько проектов — в Леонтьевском переулке, на Большой Никитской улице и в Большом Палашевском переулке, 11. «Потенциал у района, безусловно, есть, в первую очередь — за счет проектов реконструкции», — считает управляющий партнер Contact Real Estate.
Продажи на Патриарших прудах идут достаточно хорошо для своего ценового сегмента, и нет предпосылок, что спрос на недвижимость в данной локации снизится, отмечает Румянцева. В связи с этим, по ее мнению, район очень перспективен для девелопмента высокобюджетной жилой недвижимости.
История Патриарших
Раньше на этом месте было Козье болото, которое дало название Большому и Малому Козихинским переулкам. Здесь разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. В начале XVII столетия создали резиденцию патриарха Гермогена и на месте болота появилась Патриаршая слобода с церквями Ермолая Священномученика и Спиридона Тримифунтского. В 1683 году болота осушили и вырыли три рыбных пруда, где разводили дорогие сорта рыбы к патриаршему столу. Так появился топоним Патриаршие пруды. После пожара 1812 года два пруда бывшей Патриаршей слободы засыпали и сохранили только Большой Патриарший. Его вычистили, облагородили и разбили вокруг маленький сквер — бульвар Патриаршего пруда. В 1924 году водоем переименовали в Пионерские пруды, в 1992 году вернули старое название.
В этом районе представлены практически все архитектурные стили. «Исторически здесь селилась творческая интеллигенция, политическая элита. С начала 1970-х годов это были дома ЦК КПСС, Совмина. В советские годы купля-продажа жилья в них была невозможна, поэтому желающие переехать сюда могли попасть сюда либо получив квартиру по службе, либо путем обмена», — говорит Зорина.
Это легендарное место начало завоевывать популярность среди состоятельной публики еще в 1990-е годы. В то время район, ранее не привлекавший внимания элиты, облюбовала творческая интеллигенция, в основном благодаря творчеству Булгакова, вспоминает Попов. По его словам, тогда недвижимость в районе была представлена старым фондом — старинными особняками, сталинками, домами для партийных работников, где проживала советская элита.
Как отдельный элитный кластер Патриаршие пруды были выделены риелторами уже в 2000-годы. «Началось это со строительства первого знакового проекта на первичном рынке — дома «Патриарх», который до сих пор является одной из главных доминант района и неким символом эпохи. К концу 2017 года Патриаршим удалось потеснить «золотую милю» (Остоженку) и подняться на почетную верхнюю строчку в рейтинге самых дорогих локаций на рынке элитной недвижимости Москвы, которую они и занимают по настоящее время», — отмечает Попов.
Булгаковская Москва: карта для прогулок и немного истории
Творчество Михаила Булгакова очень тесно связано с Москвой. Взять хотя бы роман «Мастер и Маргарита», каждый адрес которого имеет реальный прототип. Где мог быть Театр варьете, подвальчик Мастера, МАССОЛИТ, особняк Маргариты? Эти места были обнаружены исследователями и сложились в карту булгаковской Москвы, по которой и сегодня можно прогуляться с книжкой в руках, читая текст и представляя его героев в декорациях города.
В последние годы появилась новая булгаковская география. Например, в переулках Арбата можно найти целую галерею персонажей «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты», а рядом с Патриаршими – архипелаг кафе и другие заведения, брендирующиеся классиком. Эта география – непростая, запутанная.
Как выглядит булгаковская Москва? Как вышло, что сразу два памятника писателю могут появиться в городе? Почему он богаче многих других литераторов представлен в Москве? Разбирался корреспондент m24.ru. Ниже мы публикуем карту мест, связанных с жизнью писателя и его творчеством. Чтобы увидеть объект и узнать, что это, нужно просто нажать на голубой буллет. Под картой – гид, чтобы прогулка была познавательной.
Остаться в Москве навсегда
Михаил Булгаков приехал в Москву в 1921 году «без денег, без вещей с тем, чтобы остаться в ней навсегда», как он сам о себе напишет. Город в полной мере станет его творческой лабораторией: писатель создаст циклы «Столица в блокноте», «Москва 20-х» и другие произведения. Но, пожалуй, самым «московским» станет роман «Мастер и Маргарита». Почти вся география романа выросла из реальных улиц и домов.
Один из прототипов особняка Маргариты Николаевны Фото: Светлана Кондратьева
И если Булгаков открыл для себя Москву в 1920-х годах, то Москва смогла в полной мере открыть для себя Булгакова лишь в 1960-е. Ведь «Мастер и Маргарита» был напечатан на русском языке только в 1966 году, спустя 26 лет после смерти автора. «Ваш роман прочитали…» – слова, сказанные Воландом Мастеру, сбылись в московской реальности. А то, что происходило дальше, могло бы удивить даже самого Булгакова.
Загадки Патриарших
После публикации роман читали буквально взахлеб все, кто мог достать журнал «Москва» или самиздатовскую книгу. А потом начинали искать, где же жил Воланд или где отрезало голову Берлиозу. Иногда эти адреса стихийно превращались в народные памятники. Например, стены подъезда дома №10 на Большой Садовой, в котором находилась «нехорошая» квартира, исписаны цитатами и изображениями писателя и его героев.
Стены закрашивали, но поклонники вновь брались за кисти. Тем временем в «нехорошей» квартире появился музей, в 2007 году получивший статус государственного. А в 2004 году в этом же доме открылся негосударственный музей «Булгаковский дом». Начались раздвоения – впрочем, друг друга дополняющие.
Стоит пройти несколько переулков от дома на Садовой, и вы окажетесь на Патриарших прудах. Если попытаетесь найти здесь ответы на булгаковские вопросы, окажетесь в зазеркалье, где все вроде бы сходится, но не совсем. «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» – Берлиоз и Иван Бездомный. После беседы с Воландом, которая происходила на одной из скамеек, Берлиоз попадет под трамвай.
Начинаешь разгадывать этот маленький отрывок, и выясняется, что трамвайного маршрута здесь никогда не было, но были рельсы, использовавшиеся в теплое время года как депо. Скамейки вроде бы стоят, но найти ту самую можно весьма условно – и скамейки, и сами аллеи были обновлены в 2003 году, Булгаков их никак не мог видеть. А если вспомнить, что сам Патриарший пруд в 1924 году был переименован в Пионерский, и вовсе окажется, что, когда писатель в 1928 году создает первый черновик романа, на карте Москвы Патриарших прудов не существует. Последнее, правда, объясняется тем, что официальное название не прижилось среди москвичей.
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита». Фото: virtualnyeobrazy.ru
Впрочем, такое положение дел совпадает с художественным видением Булгакова. Помните: «Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное!» – говорил Коровьев. Неудивительно, что, когда в городе решили установить памятник писателю, история завертелась непростая.
Примус раздора и тропа примирения
Конкурс на памятник автору «Мастера и Маргариты», проведенный в 1998 году, выиграл Александр Рукавишников. По его задумке на пересечении двух аллей должна была стоять бронзовая скамейка с сидящим на ней писателем. Скорее всего, его действительно можно было в такой момент увидеть на Патриарших. А вокруг скамейки должны были стоять его герои: Понтий Пилат, Иешуа, машина с грачом, Коровьев и Бегемот, пес Банга, Мастер и Маргарита. Проект Рукавишникова прошел согласования, на него были выделены деньги, и даже успели отлить часть фигур, но… столкнулся с протестом со стороны жителей района.
Причин недовольства было две. Во-первых, количество скульптур сильно меняло облик прудов. Во-вторых, не вызвала одобрения скульптура примуса, которую планировалось установить в пруду (из-за этой второй причины протест окрестили «примусоборчеством»). Тогда, в 2003 году, монумент не стали устанавливать, оставив его статус непроясненным.
Мастер и Маргарита. Скульптура Рукавишникова. Фото: plus7-db.com
О нем вновь заговорили в 2012 году. Музей «Булгаковский дом» решил учесть предыдущие ошибки и не ставить все скульптуры вместе, а про примус уже и вовсе никто не вспоминал. «Мы хотели бы в следующем году сделать булгаковскую тропу: рассредоточить скульптуры по маршруту от дома на Большой Садовой, где писатель жил, через переулки и сквер до Патриарших, – объясняет Николай Голубев, директор музея. – Таким маршрутом Михаил Афанасьевич скорее всего и пользовался, чтобы попасть на Патриаршие, им же сегодня пользуются и посетители музея, и москвичи, которые просто гуляют».
Музей начал воплощать идею в жизнь. На Патриарших напротив места для памятника поставили значок «Запрещено разговаривать с неизвестными», а у входа в музей установили скульптуру Бегемота и Коровьева. «Никаких вопросов и претензий у местных жителей не возникло. Но этот памятник принадлежит городу, и мы не можем им просто так распоряжаться. Мы проходим согласования и собираем подписи за установку памятника Рукавишникова. Уже есть более трех тысяч голосов. Их собирают в музее, здесь же можно увидеть макет», – говорит Николай Голубев.
Макет памятника Булгакову работы Рукавишникова. Фото: музей, театр «Булгаковский дом»
Раздвоение Булгакова: быть ли соседству?
Тем временем булгаковская география расширялась. Сначала недалеко от Патриарших, в Большом Козихинском переулке, был построен клубный дом. Его назвали «Булгаков», чем очень удивили местных жителей и наследника писателя. В октябре этого года на пересечении этого же Большого Козихинского и Спиридоньевского переулков именем писателя был назван небольшой сквер.
Именно этот сквер был одобрен Комиссией по монументальному искусству при Мосгордуме на заседании 24 ноября как место для установки памятника Булгакову в 2016 году. Правда, в качестве автора монумента был выбран скульптор Георгий Франгулян. «Размер бронзовой скульптуры пока не определен, предположительная высота – полтора человеческих роста. Фигуру поставят на лепной постамент в виде рукописей. Бронзовому Булгакову на вид будет чуть больше 40 лет. Он будет в пальто, под пальто – костюм, в руках – шляпа. В зубах – папироса», – описывается идея Франгуляна на сайте мэрии.
Новый сквер имени Булгакова. Фото: Светлана Кондратьева
Председатель комиссии по монументальному искусству Лев Лавренов рассказал, что, хоть проект памятника одобрен, существует камень преткновения. «Есть возражения от местного населения, нам прислал их муниципальный депутат. Это значит, что будет проведен дополнительный опрос по поводу места установки, и оно может быть изменено», – пояснил эксперт. На вопрос, как он оценивает возможность установки памятника не в сквере, а на самих Патриарших, собеседник m24.ru ответил, что вряд ли это возможно, так как у прудов высокий статус, они сами – памятник природы. «Что касается проекта Рукавишникова – не знаю, он к нам не обращался», – добавил он.
Скульптор Георгий Франгулян подтвердил, что детально говорить об облике и месте памятника еще рано, так как «есть некоторые шероховатости». Выбор сквера, недавно названного именем Булгакова, он считает удачным. «На Патриарших уже стоит памятник Крылову. Установить там еще и Булгакова – изначально ошибочное решение. А новый сквер – камерный, и памятник там никого не будет возмущать», – сказал Франгулян.
Николай Голубев, напротив, считает сквер не самым лучшим местом, так как он почти не связан с самим писателем: «Булгаков там разве что несколько раз проходил». А на саму ситуацию с двумя инициативами директор музея смотрит философски: «Вы знаете, здесь напрашивается параллель с любимым писателем Булгакова, Николаем Гоголем. Все мы знаем, что в Москве есть два памятника Гоголю, и стоят они на расстоянии 200 метров друг от друга. Такое ощущение, что Булгакову суждено повторить эту историю, – говорит Голубев. – Будет жаль, если памятник Рукавишникова не будет установлен. Он, на мой взгляд, более художественный и выстраданный. Но при этом я бы очень не хотел какой-то борьбы по поводу двух памятников».
Такой подход понятен тем, кто работает с булгаковской темой. Тут ссорься – не ссорься, придумывай – не придумывай, все будет только одним образом – правильно. На этом ведь, как писал Булгаков, построен мир.
Скульптура Рукавишникова Бегемот и Коровьев. Фото: музей, театр Булгаковский дом
Москва булгаковская, старая и новая
Любая книга живет в первую очередь в фантазии и сердцах читателей. И именно они либо дарят автору бессмертие, либо забывают его. С этой точки зрения интересно, как благодарные потомки расширили булгаковскую Москву почти в два раза.
Первая волна «новой географии» – попытки с помощью искусства визуализировать связь города с писателем и отчасти выполнить роль памятника ему. Если монумента нет – можно хотя бы нарисовать. В 2006 году в Марьиной Роще, с писателем напрямую не связанной, появилась композиция дизайнера Любови Миросенко: Бегемот и Коровьев на скамейке, разукрашенная под трамвай мусорка и тепловая подстанция с граффити на тему. К сожалению, фигуры героев оттуда исчезли.
В 2014 году Москву украсила серия граффити команды «33+1», посвященная «Мастеру и Маргарите», «Собачьему сердцу» и пьесе «Иван Васильевич». Рисовали там, где позволяли технические возможности, на пустых стенах, например. Оглядывались на реальную булгаковскую географию, но добавляя фантазию. Большинство работ можно увидеть в районе Арбата. Там же, в переулках, на торце пятиэтажного дома в 2014 году команда ZUKCLUB нарисовала большой портрет Михаила Афанасьевича.
Еще одна группа новых булгаковских адресов связана с коммерцией. Заведения, брендирующиеся через литературу, в разное время буквально облепили Патриаршие пруды. Тут и аптека «Борменталь», и кафе «Бегемот» и «Маргарита» через дорогу друг от друга. На Арбате, по которому летела на метле героиня романа, есть хостел «Булгаков». А вот салон красоты «Мастер и Маргарита» и зоомагазин «Шарикоff» открыли, вероятно, люди, зачитавшие в детстве до дыр его книги.
Интересно, предполагал ли писатель, говоря словами Воланда Мастеру (а по сути – желая того же самому себе) «ваш роман прочитали», что роман «Мастер и Маргарита» не только прочтут, но и так сильно полюбят, что буквально пропишут в городе? Этого мы никогда не узнаем. Но мы можем замечать детали. Например, однажды весной на Патриарших прудах стояла экскурсионная группа, и на вопрос одного из участников «Почему же писателю до сих пор нет в Москве памятника?» вторая экскурсантка ответила: «Наверное, потому, что вся Москва и есть памятник Булгакову». И в чем-то она права.