город это люди а не стены
Фукидид цитаты
Фукидид цитаты. Древнегреческий историк. Происходил из знатной и состоятельной афинской семьи. Во время Пелопоннесской войны в 424 г. до н.э. был стратегом и командовал афинской эскадрой у берегов Фракии. Не сумел помешать спартанскому полководцу Брасиду овладеть Амфиполем, вследствии чего подвергся осуждению в Афинах и должен был уйти в изгнание.
В течение 20 лет, находясь вдали от родины, занимался сбором матеpиaла для своего исторического труда. B Афины вернулся в 404 г до н.э. «История» (в 8 книгах) — труд, посвященный истории Пелопоннесской войны 431—404 гг. до н.э. (изложение доведено до осени 411 г. до н.э.). Несмотря на незавершенность отдельных часmeй, «История» является цельным произведением. B oтличии oт Гepoдoтa, Фукидид придавал большое значение критической проверке сведений, которыми историк располагает для изложения своей темы; только после этого, по его мнению, возможно обращение к реконструкции прошлого. Главную задачу историка Фукидид видел в «отыскании истины». Выясняя происхождение того или иного исторического явления, Фукидид обращал особое внимание на причины и поводы событий, хотя Фукидид пишет прежде всего военную историю, его отличает большое внимание к вопросам социально-политической борьбы. Одним из первых он оставил обстоятельные описания гражданских конфликтов, столкновений демократических и олигархических группировок.
* Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении.
* Большинство людей предпочитает слыть ловкими плутами, нежели честными глупцами.
* Будущее исполнено неопределенности, но эта обманчивость будущего является величайшим благом.
* В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться.
* Вещи существуют для людей, а не люди для них.
* Все люди склонны совершать недозволенные проступки как в частной, так и в общественной жизни, и никакой закон не удержит их от этого. Государства испробовали всевозможные карательные меры, все время усиливая их. (..) Со временем почти все наказания были заменены смертной казнью. (.) Однако и от этой меры преступления не уменьшились. Итак, следовало бы либо придумать еще более страшные кары, либо признать, что вообще никаким наказанием преступника не устрашить.
* Война — учитель насилия.
* Город — это люди, а не стены.
* Гробница доблестных — вся земля.
* Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.
* Для тирана и для могущественного города, господствующего над другими городами, все, что выгодно, то и разумно.
* Добиваться тирании несправедливо, отказаться от нее — опасно.
* Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть полезным другом. (Алкивиад — спартанцам.)
* История — это философия в примерах.
* Когда спартанский царь Архидам спросил Фукидида, кто лучше в кулачном бою — он или Перикл, тот ответил: «Право, не знаю; если даже я собью его с ног, он будет уверять, что не падал, убедит всех присутствующих и победит».
* Любое требование, малое или великое, выставляемое против равных себе до решения суда, притязает на порабощение.
* Людей больше раздражает несправедливость, якобы им причиненная, нежели самое жестокое насилие: в этом они усматривают пренебрежение со стороны равных себе, в другом — необходимость подчиняться насилию более могущественного,
* Люди верят в истинность похвал, воздаваемых другим, лишь до такой степени, в какой они считают себя способными совершить подобные подвиги. А все, что свыше их возможностей, тотчас же вызывает зависть и недоверие.
* Люди с большим воодушевлением принимают решение воевать, чем на деле ведут войну, и меняют свое настроение с переменой военного счастья.
* Надежда по природе расточительна.
* Начиная войну, люди сразу же приступают к действиям, с которыми следовало бы повременить, и уж после неудач обращаются к рассуждениям.
* Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.
* He следует строить расчеты на ожидаемых ошибках противника.
* Невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет — нерешительность.
* Никто (..) не бывает равно предусмотрительным, задумывая план и приводя его в исполнение. В рассуждениях мы тверды, а в действиях уступаем страху.
* Оказавший услугу другому — более надежный друг, так как он старается заслуженную благодарность поддержать и дальнейшими услугами. Напротив, человек облагодетельствованный менее ревностен: ведь он понимает, что совершает добрый поступок не из приязни, а по обязанности.
* Очень редко войну ведут по заранее определенному плану, но чаще война сама выбирает пути и средства в зависимости от обстоятельств.
* При жизни доблестные люди возбуждают зависть, мертвым же (они ведь не являются уже соперниками) воздают почести без зависти.
* Признание в бедности — не позор, но позорно не стремиться избавиться от нее трудом.
* Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке.
* Рассудительность и полная казна важнее всего для военного успеха.
* Страх отнимает память.
* Стрелы ценились бы гораздо дороже, если бы умели отличать людей доблестных. (Ответ пленного афинянина на насмешливый вопрос победителя, были ли павшие в бою людьми доблестными.)
* Считайте за счастье свободу, а за свободу — мужество.
* Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу.
* Только взаимный страх делает союз надежным.
* Я упрекаю не тех, кто стремится к господству, а тех, кто слишком поспешно готов этому подчиниться. Ведь человек по своей натуре всегда желает властвовать над теми, кто ему покоряется.
Все авторы: V века до нашей эры:
Arzamas + Издательство Я ндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут
Государственный
историко-археологический
музей‑заповедник
Вспомни,
где все
началось
Сегодня
в музее
«Свет Херсонеса»
Предварительная запись по телефону
Билет приобретается в кассе музея
Сакральная архитектура византийского Херсона
предварительная запись по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
«Александр Невский. Легенда средневековой Руси»
Предварительная запись по телефонам:
Билет приобретается в кассе музея
«Археологическая песочница»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Всей семьёй в Херсонес!»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«День музея в сельской школе»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Древности земли Севастопольской»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Загадки древнего Херсонеса»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Здесь волн понтийских не смолкает шум…»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Здравствуй, Херсонес!»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Корсунская легенда»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
«Маски»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«От греческого алфавита до славянской письменности»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Письмо стилями»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Роспись керамики»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
«Састер»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Сказки богини Клио…»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
«Херсонес — город двух тысячелетий»
Справочная информация по телефону: +7 (918) 059-82-11
Билет приобретается в кассе музея
«Херсонес в свете эпох»
предварительная запись по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
«Херсонес сквозь века»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Херсонесский гимнасий»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
«Христианские святыни Херсонеса»
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90
Билет приобретается в кассе музея
Античная экспозиция
В поисках святой купели
предварительная запись по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
Византийская экспозиция
Выставка «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим, Византия»
ежедневно с 09:00 до 17:00
понедельник – выходной день
Билет приобретается в кассе музея
Выставка «Русский Север»
ежедневно с 09:00 до 17:00
понедельник – выходной день
Билет приобретается в кассе музея
По древним улицам шагая…
Предварительная запись по телефонам:
+7(8692) 45-50-07 (доб. 2304), моб. 8(918)071-90-90.
Билет приобретается в кассе музея
С равноапостольным Кириллом по христианским храмам Херсонеса
предварительная запись по телефону
Справочная информация по телефону:
Билет приобретается в кассе музея
Экспозиция под открытым небом
Допуск посетителей на территорию музея-заповедника прекращается за 30 минут до закрытия музея.
СВЯТЫНИ ХЕРСОНЕСА
Многолетние археологические раскопки и исследования открыли в окрестностях города около сотни средневековых храмов христианской веры и двадцати монастырей. Именно с этого места и нужно начинать паломничество в чудные святыни Севастополя.
Новости
«Калипсо» в Херсонесе
Сегодня 9 октября в рамках ежегодного проекта «Арт-Осень» состоялось торжественное мероприятие передачи в дар Херсонесу Таврическому одной из редких копий скульптуры «Калипсо», созданной выдающимся мастером XX века С. Д. Эрьзя (Нефёдов).
Конкурс детских рисунков пройдёт в Херсонесе
«Арт-осень» в Херсонесе: интерактивное кукольное представление для детей
Херсонес принял миллионного посетителя
В Херсонесе обсудили находки из Южного пригорода
Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог
В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям. Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».
Павел Сумароков Русский писатель
В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии.
На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями. ».
Максим Горький Русский писатель
Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника
Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.
Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре
И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса…
Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси
Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.
Иннокентий (Борисов) Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический
Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы
Высказывания о городе
Город — это люди, а не стены. Фукидид
Что город разрушенный без стен, то человек, не владеющий духом своим. Соломон
Современный город уродлив не потому, что это город, а потому, что это джунгли. Гилберт Честертон
Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами. Людвиг Витгенштейн
Если вы хотите, чтобы вас знали незнакомые, живите в деревне; а если хотите, чтобы вас не знали знакомые, живите в городе. Чарлз Калеб Колтон
У всякого есть человек, которому доверяют столько же, сколько ему самому доверено. Пусть да же первый довольствуется одним слушателем, — их получится целый город. Луций Анней Сенека (младший)
Не живи в городе, управляемом учеными мужами. Мудрецы Талмуда
Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты — гражданин? Ты — путник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город — горе [на небесах]; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. Иоанн Златоуст
Оптимист — это бывший пессимист, у которого карманы полны денег, желудок работает превосходно, а жена уехала за город. Хелен Роуленд
В городе Уша постановили, что если человек хочет заниматься благотворительностью, то он имеет право истратить только пятую часть своего состояния и не больше — чтобы потом самому не впасть в зависимость от чужого благодеяния. Мудрецы Талмуда
Как был устроен античный полис, и почему в современном мире нет таких городов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Полис – не равно город
Понятие полиса сложнее, чем просто «город, живущий как отдельное государство». Первые полисы возникали еще в архаический период истории Греции, с VIII в. до н. э., просуществовали на протяжении классического периода и стали уходить в небытие с возникновением империи Александра Македонского (эллинистический период). Собственно говоря, полисы существовали куда дольше, чем существуют многие современные государства, и еще более устойчивыми оказались те ценности и те правила, на которых основывалась жизнь в полисе.
Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.
Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.
Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.
Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен
Территорию полиса окружали стены, которые защищали живущих в нем граждан от нападений извне. А вокруг, за этими стенами, находилась хора – пригород, прилегающая территория, определенная под сельское хозяйство. Хора занимала гораздо большую площадь, чем «городская» часть. У тех граждан, что были заняты земледелием, в собственности были наделы – там выращивали оливковые деревья, виноград, зерновые культуры.
К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.
Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.
Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.
На самом высоком месте сооружали акрополь (в переводе – «верхний город», это было укрепленное святилище, часто со священным источником. Самым известным акрополем стал опять-таки афинский, на котором сохранились руины Парфенона, храма богини Афины.
Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.
На кого не распространялись блага полиса
Для гражданина полиса его принадлежность к общине была важнейшим способом самоидентификации. Перед тем, как назвать имя человека, произносили «афинянин», или «фиванец», или другое соответствующее его малой родине определение. Однако не все живущие в городе люди считались полноправными гражданами. Некоторые из тех, кто обладал личной свободой, например, вольноотпущенники или приехавшие из другого полиса, получали статус метеков и не могли участвовать в принятии решений, а ряд действий, например, участие в суде, осуществляли лишь при посредничестве какого-либо гражданина.
В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: