грот у кремлевской стены
История грота в Александровском саду
В Тверском районе Москвы находится парк, носящий название Александровский сад. Итальянский грот, расположенный в нем, также называющийся «Руины», был создан в начале 19-го века. Это архитектурное сооружение носит декоративный характер и украшает парк. О гроте в Александровском саду, истории его создания и особенностях подробно в этой статье.
Несколько слов о создании
История грота в Александровском саду (Москва), расположенного рядом с Арсенальной Кремлевской башней, началась на заре 19-го века. В период с 1820 по 1823 год проводились работы по благоустройству мемориального парка рядом с Московским Кремлем. В 1821 году рядом со Средней Арсенальной башней был создан грот в Александровском саду. Как говорилось ранее, он назывался «Итальянский» или «Руины». Интересный факт, что второе из указанных названий грот получил из-за того, что при его возведении использовались остатки зданий, разрушенных в 1812 году войсками Наполеона.
Автором проекта стал известнейший архитектор того времени О. И. Бове, который внес огромный вклад в восстановлении Москвы после разрушений Отечественной войны 1812 года. Следует отметить, что он был создателем многих зданий, построенных в стиле классицизма в Санкт-Петербурге, некоторые из них сохранились и до настоящего времени.
Описание
Грот в Москве, в Александровском саду, по задумке О. И. Бове, стал символом возрождения разрушенного города. Именно поэтому при его постройке и использовались остатки московских зданий. Для того чтобы построить сам грот, был создан искусственный холм (больверк, бастион), в часть которого и был «врезан» грот. Интересный факт, что больверк был создан за век до этого, когда осуществлялась подготовка к обороне Кремля во время Северной войны. Тогда ожидалось, что шведская армия нападет на Москву, однако этого так и не произошло. Бастион же остался и спустя век послужил основой для создания архитектурной композиции.
Искусственные сооружения, такие как больверк или пещера, являлись довольно распространенным декоративным элементом при украшении садов и парков в 19-м веке. Грот в Александровском саду, помимо того, что был мемориалом, также служил прекрасным украшением парка.
Как свидетельствуют историки, основываясь на документах, в 19-м веке над ним был построен специальный крытый павильон. По праздникам здесь располагался оркестр и играл различные музыкальные произведения, развлекая отдыхающих.
Архитектура и оформление
Сооружение имеет полукруглую арочную форму и создано из черного гранита и кирпича красного цвета. Для оформления грота использовались обломки с пьедесталов разрушенных памятников и декоративных сооружений. Над самой пещерой устроено два специальных подмостка, на которых установлены фигуры львов.
Визуально силуэт сооружения как бы разбивает линию Кремлевской стены, при этом сохраняется архитектурная гармония. Как считают ученые, грот стилизованный под античную старину, символизирует образ скоротечности времени. Вместе с тем придавая необычную красоту всей композиции.
Интересный факт, что во время мероприятий, проводимых при коронации монархов, грот в Александровском саду украшали так же, как и стены с башнями Московского Кремля. Например, при коронации Александра III его специально освещали при помощи бенгальских огней и другой иллюминации. Также рядом с сооружением работал фонтан, который не только был красив, но и дарил прохладу во время летнего зноя.
Единый ансамбль
В 2004 году осуществлялась реставрация грота. Как сообщали официальные источники, ремонт был вызван крайне плохим состоянием сооружения. Во время проведения работ археологи исследовали засыпку несущих конструкций грота, а также участка отделяющего его от Кремлевской стены.
Были обнаружены человеческие останки, керамика и другие артефакты. Находки относятся к различным периодам — от 13 до 18 века. В настоящее время все это передано в музей Московского Кремля.
Сегодня все желающие могут увидеть грот в Александровском саду и восхититься его выделяющейся архитектурой. Однако несмотря на то, что он создан в другом стиле, нежели Кремлевские стены, вместе они образуют великолепный ансамбль.
Грот в Верхнем Александровском саду
Так! Все в сад! Да, вы не ослышались. В Верхний Александровский сад. Зачем? Посмотреть на очень красивое сооружение – грот. Его построили по проекту архитектора Осипа Бове во время его работы над созданием Кремлевских садов, названных Александровскими только в 1856 году.
Согласно путеводителю по Москве 1831 года, в саду «по самой середине к стороне стены сделано земляное возвышение в виде природной горы. На оной со вкусом сделанный павильон (где обыкновенно по воскресеньям играет полковая музыка), в самой горе сделан прекрасный грот в образе развалин; по сторонам грота видны разные обломки пьедесталей, колон и пр.: перемешанныя с огромные каменными ядрами, которые употреблялись в древности вместо чугунных».
Грот был основной достопримечательностью сада, открытого в 1821 году. В конце августа 1820 года Комиссия для строений, организованная для восстановления города после пожара в ходе Отечественной войны 1812 года, рассматривала проект. Согласно мысли Бове, грот должен был находиться около Кремлевской стены, между Воскресенским и Троицким мостом. Комиссия утвердила проект в сентябре, но с условием, что работа должна быть выполнена в течение 1 месяца.
18 октября того же года Бове представил рапорт о том, что грот построен. Строительство грота осуществлялось из казенных материалов, но рабочие и инструменты предоставил Василий Стрельцов (купец из Подольска), который так надеялся вписать свое имя золотыми буквами в историю.
Бове расположил грот у Средней Арсенальной башни Кремля, напротив Манежа. Грот представляет собой арку, в которую вписан антаблемент, поддерживаемый четырьмя колоннами дорического ордера. Строгие формы контрастно сочетаются с нагромождением камней и обломков зданий, разрушенных в ходе войны и пожара. Грот является прекрасным памятником стиля ампир.
В ходе реставрации 1958-1959 годов на верхней площадке грота были зачем-то установлены две фигуры львов.
Итальянский грот в Александровском саду
Одной из «жемчужин» Александровского сада по праву считается искусственный грот, врезанный в земляную насыпь у Средней Арсенальной башни. Он известен под разными названиями: грот «Руины», «Итальянский», «Павильон-руина». Наименование пещеры обусловлено тем фактом, что в процессе строительства использовали обломки зданий, разрушенных войсками французов. Проект разработал архитектор О. Бове, а сам грот, возведенный в начале 20-х годов XIX в., стал символом восставшей из пепла Москвы, не преклонившей колена перед Бонапартом.
Внешний облик грота
Полукруглая арка из красного кирпича под завалами из обломков и камней обрамляет ворота из белого мрамора с четырьмя проходами. Конструкция соответствует тенденциями того времени в садово-парковой архитектуре и визуально делит монотонную линию Кремлевской стены. Невысокие колонны выглядят, тем не менее, так будто большая их часть ушла под землю под тяжестью обломков.
Внутренние стены грота декорированы барельефами и скульптурными фигурами мифических водяных лошадей, на которых ездили нереиды. Даже обломки, использованные в качестве строительного материала, обладают исторической ценностью. На них несложно заметить элементы отделки, характерные для находящегося неподалеку здания Арсенала.
У грота двоякая смысловая нагрузка: с одной стороны, он служит мемориалом павшим в войне с Наполеоном, а с другой – является стильным украшением Александровского сада. В XIX в. это место в Москве пользовалось популярностью у горожан; под сводами грота по выходным играл царский духовой оркестр.
Археологические находки
В очередной реставрации, проходившей в 2004 г., принимали участие археологи. Особых открытий не ожидалось, т. к. по историческим данным, на этом берегу реки Неглинной никогда не было человеческих поселений. Результаты раскопок опровергли эту версию: здесь были найдены предметы домашней утвари XV-XVII вв.
Ежедневно к гроту приходят люди, желающие соприкоснуться с историческим прошлым Москвы и сфотографироваться на фоне ее красивой достопримечательности.
Ближайшая станция метро: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая».
Адрес: Александровский сад, Москва, Россия.
Похожие публикации:
Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича.
Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди.
Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят.
Мы в социальных сетях:
Грот «Руины»
Альтернативная история. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Альтернативная история. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора видео.
Примечательно, что Осип Иванович Бове непосредственно участвовал в реконструкции Москвы после войны 1812 года. Его стараниями было создано множество общественных, жилых зданий, а также храмов. Наиболее известные работы архитектора: здание Манежа, Большой театр, Триумфальные ворота.
Грот «Руины» стал не только напоминанием о войне, но и украшением Александровского сада. В то время искусственные пещеры-гроты были новомодным элементом садово-парковой архитектуры.
Сооружение, также известное как «Итальянский грот», занимает небольшое углубление у подножия Средней Арсенальной башни Кремля. Под полукруглой аркой из красного кирпича и черного гранита находятся мраморные ворота с четырьмя массивными колоннами. Крылья грота оформлены осколками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией. Лестница в южной части грота ведет на смотровую площадку, украшенную двумя скульптурами львов.
Во время праздничных мероприятий, а также просто во время прогулок царских особ по саду, в гроте играл царский оркестр.
Неподалеку от грота расположен монумент «300 лет дома Романовых», ближе к главному входу в сад с Манежной площади, – мемориальный комплекс, включающий Могилу Неизвестного солдата и Памятник городам-героям.
В настоящее время грот «Руины» пользуется популярностью у молодоженов, по окончании церемонии бракосочетания многие пары приезжают именно сюда.
Mascaron.org v.0.1
Львы грота «Руины» Александровского сада
Но в действительности не так все просто с этими львами на гроте “Руины”….
Обратившись к официальному сайту музеев Кремля, находим: “…Современный вид Грот приобрел после реставрации 1958-1959 годов…..В этот период были воссозданы практически полностью утраченный колонный портик и ограждение верхней площадки с фигурами каменных львов;…” (https://www.kreml.ru/research/research-and-projects.sadovo-parkovyy-pavilon-grot/2004/ ). А в издании “Памятники архитектуры Москвы Кремль, Китай город, Москва”, “Искусство”, 1982 г. в описании Александровского сада и грота “Руины” (стр 482) сказано: “ Верхняя площадка холма служила для оркестра; фланкирующие ее ограду скульптуры львов были утрачены и ныне воссозданы по аналогам”.
Какой же вид имел грот до его “современного вида”? Обратимся к фотодокументам. Вот фотографии грота начала 20 века – датируемые 1910, 1911 и 1920 годами.
Отчетливо видно, что “фланкирующих ограду” львов нет.
Да и на гравюре 1853 года (И.И. Шарлеманъ, 1824-1870 гг) так же явно обозначена верхняя площадка грота с восседающим посетителем, но…опять-таки никаких львов.
И, наконец, гравюра уже первой половины 19 века (Храм Христа Спасителя еще не возведен) также не позволяет предположить наличие “фланкирующих ограду” львов.
Проект выражает огромную благодарность сотрудникам фототеки Музея архитектуры имени Щусева, которые любезно предоставили возможность ознакомиться с их архивом. Ни на одной фотографии начала 20 века грота “Руины” не были обнаружены львы. Фотографии, где впервые появляются львы на гроте “Руины”, датируются 1959-1960 годами, что и соответствует приведенной музеем Кремля выше справке.
Возможно, среди документов Экспедиции кремлевского строения сохранились какие-то материалы, которые и позволили специалистам специализированной реставрационной мастерской института «Моспроект» в середине 20 века воссоздать львов на гроте “Руины”. Нашему проекту эти документы (если они и существуют!) не известны. И, опираясь только лишь на приведенные выше фотодокументы, и другие графические изображения (отметим, что на некоторых ранних гравюрах можно допустить наличие каких-то фигур) в том числе и 19 века, можно предположить, что присутствие нынешних львов на гроте “Руины” – это все же привнесенный “штрих”, отличающейся от авторского, задуманного Осипом Бове, облика грота. Кстати заметим, что и в путеводителях второй половины 19 века не встречается упоминание о львах на Итальянском гроте Александровского сада.
Исследования, проведенные кандидатом искусствознания С. Царевой показывают, что изначально все же львы были, но они достаточно быстро разрушились. Затем они были заменены какими-то фигурами (по обнаруженным С. Царевой документами). Однако и они простояли не долго. Именно поэтому только на некоторых гравюрах были изображены какие-то «звериные» фигуры, а большее время на гроте их просто не было
Но на этом “тайна” этих двух львов из Александровского сада не заканчивается….
Коль скоро можно утверждать (с большой вероятностью), что по замыслу Бове на гроте не было львов, то возникает вопрос – по каким же таким аналогам, как указывают приведенные выше документы, нынешние “обитали” были “воссозданы”? Оказалось, что эти аналоги сейчас “обитают” буквально в нескольких сотнях метров от Александровского сада, на Воздвиженке, во дворе Музея архитектуры имени Щусева.
Ниже приведены парные фотографии льва из музея архитектуры и из Александровского сада.
Таким образом, есть все основания полагать, что и на гроте “Руины”, и во дворике музея архитектуры размещены одни и те же львы, но созданные резчиками по камню в разное время. Львы, возлежащие на гроте “Руины” в Александровском саду — это просто современная копия исторически львов из музея архитектуры. А их “родина”, как на это указывает табличка во дворике музея — усадьба Хераскова-Разумовского, он же Английский клуб на Тверской.
Когда речь заходит о доме Хераскова-Разумовского, прежде всего, вспоминаются известные “львы на воротах”, о которых писал Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но появились они при Льве Кирилловиче Разумовском уже только в начале 19 века. А эти львы — изваяния 18 века, и со слов специалистов музея архитектуры, были вывезены в 30-х (?) годах 20 века из… сада этой усадьбы. Сад когда-то простирался за усадьбой в сторону нынешнего Трехпрудного переулка. На территории Донского монастыря после образования Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева с 1935 размещались его экспонаты. Именно сюда и были вывезены львы из сада усадьбы Хераскова-Разумовского. Но уже в 90-ые года 20 века, когда территория монастыря была передана в руки РПЦ, экспонаты музея, включая и этих львов, были перемещены на Воздвиженку.
Огромная благодарность тем сотрудникам музея, настоящим сподвижникам, которым удалось буквально спасти в конце 90 годов прошлого века бесценные памятники истории и культуры. На этой фотографии как раз сохранен для истории тот самый момент, когда львы из усадьбы Хераскова перевезли во дворик на Воздвиженке из Донского монастыря.
Какая непростая история скрывается за, казалось бы, таким, всем хорошо известным памятником в самом центре Москвы. Не вызывает сомнения, что этот знаковый для Москвы памятник фактически имеет сейчас новый облик, несколько отличный от своего первоначального, задуманного великим Осипом Бове.
Не менее удивительна и судьба львов из усадьбы Хераскова-Разумовского. Они, эти львы, побывали в 18 веке и в саду около Трехпрудного переулка, и через две века в Донском монастыре, и теперь и на Воздвиженке. А их современные “клоны” вот уже больше полувека как поставлены на охрану уже совсем “не своего” исторического памятника– итальянского грота “Руины” Александровского сада.
PS В книге «Москва архитектора-реставратора Дмитрия Кульчинского «, Москва, Правительство Москвы, Департамент Культурного наследия города Москвы, 2018, на стр. 62 указано, что моделью скульптур львов для грота были выполнены были львы из музея архитектуры, хранившиеся тогда, на территории Донского монастыря