группировка учащихся на основе их отдельных особенностей для обучения по различным программам это
«Дифференцированный подход и индивидуализация обучения»
МБОУ «Ровновская школа»
Зевриева Эльнара Кадыровна
«Дифференцированный подход и индивидуализация обучения»
Залог успешного современного урока основывается на трёх истинах:
1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности людей и учителя».
2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
3.«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».
Основной частью учебного процесса является урок, на котором сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Учитель должен сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но и чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание. Я считаю, что для этого необходимо создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех учащихся, максимально учитывая индивидуальные особенности детей. Каждый ребенок должен получать задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать учащихся по уровню их подготовки, стимулировать школьников, которые хорошо владеют знаниями и навыками, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение». Технология дифференцированного обучения активно применяется в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов, но не достаточно применяется на уроках «Технология». Эта закономерность наблюдается, так как до недавнего времени трудовое обучение в школе считалось предметом второстепенным, специфика данного предмета в том, что большая часть времени урока отводится на практическую часть. С появлением новой программы «Технология» и введение в нее большого объема материала на изучение, учитель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся на уроке. В своей практике я использую именно этот метод, что и позволяет учащимся развить свои индивидуальные способности.
Разные авторы дают разные понятия дифференциации обучения.
2. Дифференциация – это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения. Унт И. [10, c.2]
3. Дифференциация – это средство индивидуализации обучения. Монахов В., Орлов В., Фирсов В. [4, c.2]
4. Дифференциация обучения – это группировка учащихся на основе учета их индивидуальных способностей для обучения по несколько иным учебным планам, программам, технологиям. Елисеев В.В. [2, c.8]
5 . Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких- либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам. Митин С. Маслов Н.С.[3, c.3, 14, с.39]
6. Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения. Осмоловская И. [5, c. 67]
7 . Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:
1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Селевко К.Г. [8, c. 79]
8. Дифференциация обучения – это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологический особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и т. д.) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. Андреев В.И. [1, c. 59]
1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.[8, c.78]
Результат личностного подхода в работе с учащимися – это положительное эмоциональное состояние обучающихся в учебном процессе, создание на уроках ситуации успеха через дифференцированный подход. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Одним из ведущих принципов дидактики является учет индивидуальных особенностей обучающихся. Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения.
Индивидуализация обучения – это:
— организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
— различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, в которых основной является индивидуализация, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Основные цели индивидуализированного обучения:
— сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);
— содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;
— формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;
— улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
— формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Общие принципы индивидуализации обучения:
— индивидуализация есть стратегия процесса обучения;
— индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;
— использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;
— интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;
— учение в индивидуальном темпе, стиле;
— предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков. Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы:
Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стре мление детей к знаниям и приучают к самоорганизации учебного труда. Облегчают эту работу компьютерные технологии, дети учатся работать с информацией, эффективно её использовать. При помощи дифференцированного подход а создаются благоприятные условия для развития учащихся. Элементы дифференцированного обучения успешно используются на любом эта пе урока.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.
2. Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе. Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. – с. 8-17.
3. Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
5. Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000. – № 2 – с. 67-68
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
9. Терещук Дифференцированные задания как средства индивидуального подхода к учащимся // Школа и производство. – 1990. – № 11-12.
Методы и приемы индивидуализации в обучении
Климантова С.П. Методы и приемы индивидуализации в обучении
Учащиеся с сильной нервной системой ведут себя иначе. Они без особого напряжения могут работать в течение длительного времени как в классе, так и дома, не ощущая усталости и в конце школьного дня. Многие педагоги и психологи отмечают их неутомимость, способность без перерывов, часами заниматься интересующим делом. Такие учащиеся не испытывают дискомфорта в ответственных ситуациях. Не отражается на учебной работе таких учащихся задаваемый учителем высокий темп, а также собственный неудачный ответ или замечание. Не мешают им ни необходимость распределять свое внимание между несколькими видами деятельности, ни шум и разговоры в классе.
Педагог, зная жизненные проявления свойств нервной системы школьников в учебной деятельности, должен применять по отношению к ним специальные приемы и превентивные меры, облегчающие их учебную деятельность. Рассмотрим некоторые из них.
Специальные приемы работы со «слабыми» и «сильными» учениками.
По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:
1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;
3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;
4) не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок;
5) выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница», «молодец» и т.п.), формировать уверенность в своих силах;
6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять за старания, настойчивость, даже если результат далеко от желаемого;
7) во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;
8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;
9) по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а вначале школьного дня;
Какой должна быть тактика учителя по отношению учащимся с сильной нервной системой ?
Если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, если к тому же ее заставляют выполнять, лишая свободы выбора. У «сильных» наступает быстрое истощение умственных сил, пресыщение занятиями. Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление утомления, эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученику с сильной нервной системой непродолжительный перерыв. Смену видов деятельности, если, конечно, это возможно.
Когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия, на этих учеников следует обращать особое внимание, по возможности контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности. Полезно специально тренировать «сильных» в такого рода деятельности, помогая им учиться терпению, которого им часто не хватает.
Попытаемся дать краткий обзор организационных возможностей индивидуализации учебной работы. И.Унт [36]выделяет следующие основные виды:
1) дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;
2) внутриклассная индивидуализация учебной работы – это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;
3) прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.
В дополнении к этим основным вариантам встречаются и различные их комбинации.
Под внутренней дифференциацией понимается такой подход, при котором учащиеся не выделяются в группы, а учитель, зная особенности учащихся, дает им задания разного уровня сложности.
Переходным видом является уровневая (разноуровневая) дифференциация в рамках одного класса. В связи с этим введены стандарты в усвоении содержания учебного материала: базовый, повышенный, углубленный.
Внешняя дифференциация реализуется в организации работы профильных и углубленных классов, факультативов, гимназий лицеев, и колледжей.
В мировой практике можно выделить следующие виды внутренней дифференциации:
Модель разнородных классов
Ее основная характеристика в том, что в каждой области того или иного предмета у ученика могут быть разные способности.
При использовании этой модели ученик по всем предметам учится в разнородном классе. Для некоторых предметов материал сгруппирован в разделы, и на каждый отводится определенное количество времени (примерно пять недель). По окончании изучения предмета проводятся диагностические тесты с целью определения уровня усвоения основного материала. По результатам тестирования одним ученикам дается дополнительный материал, а другим – коррекционные задания.
После короткого периода повторения для одних учеников и углубления знаний для других, когда усвоено основное содержание предыдущего раздела, класс начинает переходить к новому разделу. Учебные программы построены таким образом, что при переходе к новому материалу ученики оказываются на равных условиях.
Использование данной модели позволяет учитывать различия между детьми в рамках одного класса.
Суть в том, что дети с разными способностями, как и в модели разнородных классов, помещаются в одну группу. Но акцент делается на индивидуальное развитие и самостоятельное обучение. Особенность модели – существенное различие учебных программ и видов деятельности. Ученик должен научиться (самостоятельно или сотрудничая с другими учениками) решать проблемы, подчас самые “настоящие”. Содержание обучения в этой модели отличается тем, что дети часто учатся применять теоретические знания по каждому предмету на практике.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой, обучаясь по одной программе, школьники имеют возможность осваивать ее на разных уровнях: базовом, повышенном, углубленном.
В основе данной технологии лежит идея о том, что “все учащиеся способны хорошо учиться, а различие их по уровню обучаемости сводится ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Следовательно, если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение школьной программы”.
Для урока в режиме уровневой дифференциации характерна уровневая цель:
1 уровень – репродуктивный. На этом уровне ученик различает и запоминает содержание учебного материала и может воспроизвести в объеме стандартных требований урока;
2 уровень – конструктивный. Это уровень запоминания учебного материала, понимания его и умения использовать в знакомой учебной ситуации;
3 уровень – творческий. Это уровень понимания учебного материала, умения его воспроизводить, умения использовать в знакомой и измененной учебной ситуациях и умения выполнять самостоятельную работу творческого характера.
Внутриклассная индивидуализация учебной работы.
Необходимость во внутриклассной индивидуализации тем настоятельнее, чем более разнородный класс служит объектом такой индивидуализации. В таком классе индивидуализация может происходить во всех трех формах классной работы: фронтальной, групповой, индивидуальной.
Возможности индивидуального подхода во фронтальной работе в отечественной дидактике 50-х годов изучал В.И.Гладких. Кроме методики опроса, разработанной Гладких, для этого подходят и следующие приемы:
— учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии и т.д.
— игра «Построим мостик из слов» (при повторении слов)
-лабораторные и практические работы
Учителя сочетают фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Методы обучения должны быть различными, варьироваться, исходя из индивидуальных особенностей учащегося. И каждый учитель ищет свои методы и приемы для достижения целей. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Повышение качества образования на основе индивидуализации и дифференциации в обучении
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории по названием принципа индивидуального подхода.
Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников. возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.
Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений.
Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный и подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое «мероприятие», это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями;
2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);
3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);
4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения. Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за рубежом на практике использовались многие варианты.
Исходя из этого, мы считаем возможным отождествление понятий «индивидуализация» и «внутренняя дифференциация».
Две наиболее известные попытки изменить систему обучения в целях повышения его развивающей роли были в шестидесятых годах осуществлены под руководством Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. Они были направлены на реформирование начального образования.
Исходным тезисом Л.В. Занкова было положение о том, что знания сами по себе ещё не обеспечивают развития, хотя являются его предпосылкой, и что развитие необходимо осуществлять целенаправленно на основе комплексной развивающей дидактической системы.
Д.Б. Эльконин исходил из предположения, что возможности стимулирования умственного развития таятся, прежде всего, в формировании содержания учебного материала. Повышение теоретического уровня учебного материала влечёт за собой и рост умственных способностей учащихся
Эксперименты Е.Н. Кабановой-Меллер показали, что лишь изменение содержания не влияет на умственное развитие учащихся, необходимо специально формировать соответствующие, умственные операции или действия.
Эксперименты Н.А. Менчинской и её лаборатории (В.И. Зыкова, З.Н. Калмыкова и др.) показали, что развитие можно ускорить. Это достигается отбором соответствующего учебного материала и формированием рациональных умений самостоятельной работы
Оптимально развивающим может быть лишь такое обучение, которое развивает учащегося с уже достигнутого уровня.
Таким образом, существуют самые разнообразные точки зрения. Но общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:
обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно буде приспособлено к уровню развития каждого ученика необходимость из достигнутого уровня влечёт за собой требование выявления этого уровня у каждого ученика; развивающее обучение не ведёт к нивелировке учащихся по уровню развития.
Из этого следует, что индивидуализация необходима не только как исходный момент, но должна сохранятся в течении всего периода обучения;
В свете вышеизложенного понимании теории индивидуализации и дифференциации обучения становятся совершенно отчётливо видны цели индивидуализации в обучении.
Целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность.
Из опыта работы
Цели дифференцированного обучения выделяются с различных позиций:
— Дидактический (методический) это решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на иной мотивационной основе.
В зависимости от целей и задач уроков русского и татарского языка дифференцированная и индивидуальная работа применяется на различных этапах урока. Например, первая группа выполняет самостоятельную работу по индивидуальным карточкам. Карточка содержит в себе обязательное и трудное, но интересное дополнительное задание.
Дифференцированные задания я так же использую для домашнего задания.
Учитывая специфику моего класса, то что дети разного уровня знаний, важно, чтобы каждый ученик мог себя проявить.
Материал по теме «Индивидуализация и дифференциация обучения»
Описание разработки
Под дифференциацией подразумевается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программами.
При использовании термина «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного обучающегося, а в группе учащихся, обладающих примерно схожими особенностями;
Учитываются лишь известные особенности или их комплекс и именно такие, которые важны с точки зрения учения /например, умственные способности /; на ряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или не так уж необходим; иногда происходит учёт некоторых свойств состояний в том случае, если именно это важно для данного ученика /например, состояние здоровья/.
Индивидуализация реализуется не во всем объёме учебной деятельности, а эпизодически.
Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения:
1- процесса обучения;
Первая касается отбора форм, методов и приемов обучения.
УЧЕТ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Основными методами диагностики является эксперимент, который и осуществляется в школе.
Формы индивидуализации и дифференциации обучения.
Три основных формы индивидуализации:
1. дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей для обучения по нескольким учебным планам и программам. Так создаются относительно гомогенные классы / профильные, с углубленным изучением какого-либо предмета;
2. внутриклассная /внутригрупповая/ индивидуализация учебной работы;
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.