Hot potatoes что это за программа
Программа Hot Potatoes. Общие сведения.
Программа Hot Potatoes. Общие сведения.
С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer).
Ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.
Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин.
Авторы программы.
Программа разрабатывалась в 1997-2003 г.г. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада (http://web.uvic.ca/hcmc).
Martin Holmes является автором последней, 6 версии программы, выпущенной в октябре 2003 года.
Основные блоки программы.
В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельная программа.
Все упражнения выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки.
Данная версия программы содержит также дополнительный блок The Masher (Инструменты), позволяющий объединять созданные задания и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы.
Условия использования программ
Программы предлагаются в бесплатном (при соблюдении определенных условий) и платном вариантах.
Бесплатно пять указанных программ для разработки заданий и тестов могут использоваться государственными некоммерческими образовательными учреждениями при условии, что созданные с помощью программы учебные материалы будут находиться в Интернете в свободном доступе.
Плата за все программы предусмотрена:
» если результаты программ используются коммерческими образовательными учреждениями;
» если за использование созданных материалов взимается плата;
» если используется программа The Masher для создания уроков и наборов тестов.
Коммерческими вопросами, связанными с распространением программы, занимается компания Half-Baked Software Inc. (http://www.halfbakedsoftware.com).
1.5. Технические требования
Для использования набора программ Hot Potatoes необходимо соблюдение следующих требований:
версия операционной системы Windows 98, ME, NT4, 2000, XP или Vista;
возможно использование программ под Unix и Macintosh;
версии одного из веб-браузеров Internet Explorer 6+, Netscape 7+, Mozilla 1.4+, FireBird 0.7, и др;
Знание языка гипертекстовой разметки документа (HTML) и JavaScript предоставляет больше возможностей для изменения конфигурации заданий (см. раздел «Для продвинутых пользователей» справочной информации по работе с программой (Help)), но не является обязательным требованием для создания заданий и тестов.
Учащиеся могут получить доступ к разработанным заданиям и тестам с помощью обычного браузера, программы Hot Potatoes учащимся не нужны.
Регистрация программы
Для использования пяти программ по созданию заданий и тестов без всяких ограничений Вы должны зарегистрировать Hot Potatoes. Регистрация программы бесплатная.
Незарегистрированная копия программы предоставляет ограниченные возможности (например, можно создать не более 2 вопросов в упражнении).
Зарегистрировать программу можно на странице регистрации на сайте. На страницу регистрации можно выйти:
» с главной страницы сайта программы http://hotpot.uvic.ca/reg/register.htm;
» по адресу http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/register.htm;
После прочтения лицензионного соглашения и согласия с ним вы должны заполнить форму, где указываются Ваши имя, фамилия, адрес электронной почты и выбирается страна проживания. После заполнения формы (на английском языке) надо нажать кнопку Submit.
По указанному адресу Вы получите сообщение о логине и регистрационном коде.
После получения по электронной почте имени пользователя и регистрационного кода необходимо:
выбрать в меню Помощь пункт Регистрация и ввести полученные имя и регистрационный код.
После регистрации в меню Помощь не будет пункта Регистрация, а в пункте О программе будет указано имя пользователя, на которого зарегистрирована программа.
Настройка конфигурации
При создании заданий и тестов в каждой из пяти программ предусмотрена возможность настройки конфигурации страниц, общей для всех программ, а также и специфических для каждой программы параметров.
Для запуска диалога, в котором можно изменять конфигурацию, Вы можете использовать либо соответствующую кнопку панели инструментов, либо пункт меню Выбор-Вид вэбстраницы.
Общие для всех программ настройки позволяют изменить:
» подзаголовки и инструкции к заданиям (вкладка Название/Инструкции);
» тексты помощи и обратной связи (вкладка Подсказки/Комментарии);
» названия кнопок и их использование в заданиях (вкладка Кнопки);
» установку таймера, ограничивающего время выполнения задания (вкладка Таймер);
» параметры, специфичные для каждой программы (вкладка Другое);
» дополнительный параметры для опытных пользователей ( вкладки Пользователь и CGI).
Большая часть настроек появляется на языке установки, но Вы можете в любой момент поменять язык. Для этого Вы должны щелкнуть на кнопке Load/Загрузить, в открывшемся окне выбрать файл russian6.cfg. Вы можете изменить все тексты по своему желанию. Большая часть текстовых настроек используется во всех пяти программах. Для сохранения настроек Вы просто сохраните изменения, нажав на кнопку Сохранить или создайте файл с новым именем, нажав на кнопку Сохранить как.
Внешний вид заданий
Вы можете изменять внешний вид задания с помощью вкладки Внешний вид. По умолчанию для задания установлен белый фон страницы, серый фон текста задания и черный цвет букв.
Цвет каждого элемента задания задается с помощью стандартной цветовой палитры, которая вызывается нажатием кнопки с радугой, расположенной рядом с полем нужного элемента (в поле цвет обозначен цифровым шестнадцатеричным кодом). Все вносимые изменения сразу же отражаются на образце экрана в левой части окна:
Можно установить фоновую картинку для задания, но помните, что фоновая картинка должна лежать в папке, где будет находиться страница с заданием. Вы можете также изменить шрифт по гарнитуре и размеру. Выбор гарнитуры не предусмотрен, поэтому Вы должны будете впечатать название гарнитуры. Если Вы не знаете это название, то просто не изменяйте его. Размер шрифта можно задать в пикселях.
Настройка таймера
Для ограничения времени на выполнение задания или теста необходимо в окне настройки конфигурации
» выбрать вкладку Таймер;
» в разделе Ограничение времени установить флажок Установка временных ограничений задания;
» ввести временные показатели в минутах и/или секундах;
» впечатать в поле Ваше время истекло фразу, которая сообщала бы ученику о том, что у него больше нет времени для выполнения задания.
Замечание. Если учащийся не укладывается в отведенное для выполнения упражнения время, упражнение загружается еще раз и выполняется сначала.
2.6. Преобразование заданий и тестов в веб-страницу
Введенные данные (задания, тесты и настройки конфигурации) необходимо преобразовать в формат веб-страницы и сохранить.
Для этого в пункте меню Файл используется пункт Создать Вэбстраницу или соответствующая кнопка на панели инструментов.
Если задание предусматривает несколько форматов упражнения, в этом пункте меню и, соответственно на панели инструментов, появляются дополнительные подпункты.
После выбора подпункта меню или нажатия на кнопку Создать веб-страницу появляется окно Сохранить как, в котором необходимо ввести имя файла страницы и выбрать или создать папку, в которой оно будет сохраняться. Удобнее, если Вы создадите папку, куда будете сохранять именно страницы в формате HTML отдельно, туда же поместите все рисунки и медиаобъекты, которые хотите поместить в задании.
Замечание. В имени файла желательно обозначить тему и порядковый номер задания, также в имени файла не рекомендуется использовать русские буквы и пробелы, поскольку это может вызвать проблемы при размещении заданий и тестов на серверах.
Вы можете выбрать один из трех вариантов:
» просмотреть созданное упражнение в веб-браузере (Просмотр задания в моем браузере);
» разместить упражнение на сайте hotpotatoes.net (Загрузить файл на hotpotatoes.net);
» ничего не делать (Ничего).
При выборе первого варианта задание будет представлено в том виде, в котором с ним будет работать обучающийся.
Задание можно не только просмотреть, но и выполнить. После закрытия окна просмотра происходит возврат к рабочему экрану программы создания задания.
Если после просмотра в задание необходимо внести какие-то изменения, это можно сделать после просмотра, а потом обязательно еще раз сохранить (заменить) созданный ранее файл страницы (эта процедура повторяется после любого внесения изменений в задание).
При выборе второго варианта необходимо соблюдать условия использования сайта www.hotpotatoes.net. Вы должны выполнить регистрацию на сайте, при этом Ваши задания смогут бесплатно размещаться только в течение ограниченного времени.
При выборе третьего варианта файл сохраняется без предварительного просмотра задания, и происходит возврат к рабочему экрану создания задания.
2.7. Сохранение проекта с заданием
В веб-страницы с заданиями изменения внести уже нельзя, поэтому необходимо сохранить проект задания.
Это можно сделать в любой момент:
» после завершения создания задания и тестов и настройки конфигурации;
» после просмотра созданной веб-страницы;
» при выходе из программы.
Файл проекта сохраняется стандартным способом: с помощью меню Файл и подпунктов Сохранить или Сохранить как или соответствующих кнопок на панели инструментов.
Файл проекта для каждой из пяти программ имеет свое расширение и свою пиктограмму.
Для того, чтобы можно было легко ориентироваться в файлах проектов и страниц, рекомендуется файлам данных и файлам страниц давать одинаковые имена и хранить файлы проектов в одной папке с созданными страницами.
Печать заданий
Все задания можно распечатать.
Для печати из программ просто надо выбрать в меню Файл пункт Экспорт на печать. Вся необходимая информация в текстовом виде сохраняется в буфере обмена. Затем просто надо запустить любой текстовый редактор и выполнить вставку из буфера. Все задания и тесты печатаются с ответами.
Кроссворд распечатывается из веб-браузера как веб-страница, специально созданная для печати.
Дополнительные настройки
Определения к каждому слову могут появляться все сразу, как в кроссвордах, публикуемых в газетах и журналах, или же по одному определению. Для выбора этого режима отображения используется флажок Показывать все определения внизу кроссворда. А затем надо сохранить проект и опубликовать кроссворд в виде HTML-страницы.
3.3. Выполнение задания
Последовательность заполнения кроссворда произвольная. После заполнения всех клеток кроссворда можно проверить верность заполнения.
Распечатка кроссворда
Урок 4. Установление соответствий в JMatch
В этой главе: Ввод задания Редактирование задания Публикация в виде страницы HTML
» Установите соответствие между наборами слов:
Такой же тип вопросов позволяет указать порядок следования слов, фраз или действий.
Например, вопрос может иметь вид:
» Установить слова в алфавитном порядке: яблоко, ананас, слива, тыква.
Задания могут быть представлены в трех форматах:
» установление соответствий с помощью перемещения элементов мышью;
» выбор варианта соответствия из раскрывающегося списка;
» карточки для запоминания соответствий.
Тип задания выбирается на этапе сохранения в виде страниц HTML.
4.1. Ввод задания
Запустите программу HotPotatoes: выберите программу JMatch на экране или в меню Potatoes- откроется рабочее окно программы.
Вы можете ввести заголовок задания или теста в поле Имя.
Элементы вводятся в правильной последовательности. Они будут перемешиваться автоматически при загрузке страницы.
Если метку убрать, то вопрос будет выглядеть по-другому:
В качестве такого текста лучше использовать:
— один или несколько вопросительных знаков (как это сделано в программе по умолчанию)
— дополнительный неправильный ответ
— один из правильных ответов
Возможности
С помощью этой программы могут быть созданы тесты на основе вопросов с различными вариантами представления ответов:
В один тест или задание можно включить несколько вопросов разных типов.
Количество вопросов в упражнении не ограничено.
При выполнении задания учащийся может выбрать режим просмотра задания по одному вопросу или всех вопросов сразу. Для этого используется кнопка в правом верхнем углу теста Покажи все вопросы.
5.2. Ввод задания на викторину
Запустите программу HotPotatoes, выберите программу JQuiz на экране или в меню Potatoes- откроется рабочее окно программы.
Введите заголовок упражнения (поле Имя).
Выберите номер вопроса в поле В, введите текст вопроса, выберите тип вопроса в списке справа и введите ответы (поля Ответы).
Отметьте правильные ответы в поле Верно.
Замечание. В вопросе с коротким открытым ответом может быть как один, так и несколько вариантов правильных ответов.
Введите комментарии к отдельным ответам в поле Комментарии.
Для перехода к следующему вопросу используются стрелки рядом с полем номера вопроса.
Настройка конфигурации
В программе Quiz предоставляются дополнительные возможности для настройки конфигурации заданий. Выбрав вкладку Другое в диалоге Файл конфигурации можно:
— менять порядок вопросов при каждой загрузке задания;
— показывать количество вопросов, на которых был дан правильный ответ с первой попытки;
— показывать общую оценку после каждого правильного ответа;
— учитывать регистр букв (строчные, прописные) при проверке ответа.
— показывать список других возможных верных ответов;
— установить количество попыток ввода короткого ответа, после которых задание трансформируется в вопрос с множественным выбором ответа ( настройка используется в вопросах смешанного типа);
— использовать экранную клавиатуру (для коротких ответов);
— выводить на экран заданное количество вопросов.
Вес вопроса
При установке режима для продвинутых пользователей (бывалый) Вы можете задавать относительную важность вопросов. Это делается с помощью элемента Вес в диалоге. Вы устанавливаете вес вопроса в диапазоне от 0 до 100. Чем выше вес, тем важнее вопрос. При этом очки, полученные при верном ответе на вопрос, увеличиваются во столько раз, каково значение веса.
Вы можете создать два-три вопроса в начале теста, которые имеют вес 0 и не учитываются в общем счете теста.
Процентная верность ответов
Возможности JMix
Этот вид задания удобен для преподавателей-лингвистов, хотя можно придумать интересные упражнения и для других предметов.
6.2. Создание задания
Для запуска программы надо запустить HotPotatoes, выбрать JMix в меню Potatoes или выбрать соответствующую картошку на экране.
В поле Имя надо ввести название задания или само задание. В поле Основное предложение надо ввести слово, словосочетание или предложение. Каждая часть, которая будет выбираться для создания нужного порядка, должна быть введена на отдельной строке.
Дополнительные настройки
Поля Альтернативные заполняются для предложений, в которых возможны различные варианты порядка слов.
— разрешить использовать предложения, в которых не используются все слова и знаки препинания исходного предложения;
— предупреждать, если в варианте ответа не используются все слова и знаки пунктуации исходного предложения.
Для того, чтобы первое слово в предложении, введенное с прописной буквы, не служило подсказкой при выполнении упражнения, необходимо выполнений следующих действий:
— в диалоговом окне Файл конфигурации выбрать вкладку Подсказки/Комментарии и установить флажок Заглавные буквы всегда прописью;
6.4. Публикация задания в виде HTML-страницы
Задание, созданное с помощью программы JMix, может быть представлено в двух форматах:
Щелчок на слове(букве) переносит его(её) в строку результата.
Учащийся может выбрать мышью букву или слово и, нажав левую кнопку мыши, просто перетаскивать ее на строку с результатом.
Урок 7. Заполнение пробелов JCloze
В этой главе: Возможности JCloze Ввод задания Редактирование упражнения Настройка конфигурации
Возможности JCloze
Главный экран программы JClose приведен ниже.
7.2. Ввод задания
Запустите программу HotPotatoes, выберите программу JClose на экране или в меню Potatoes- откроется рабочее окно программы.
Вы можете ввести заголовок задания или теста в поле Имя. Затем вводится текст, в котором надо будет сделать пропуски. Текст вводится в большое текстовое поле с клавиатуры или копируется из любого документа.
Затем Вы должны выделить слово или букву, которые должны быть пропущены или скрыты и нажать кнопку Пробел.
Затем диалог можно закрыть, выделить следующее слово для пробела и продолжить вставку верных ответов. Слова или буквы, отмеченные как пробелы, автоматически выделяются в тексте красным цветом и подчеркиваются.
Последовательность выбора слов для пробелов в тексте не имеет значения, поскольку все пропущенные слова нумеруются автоматически от начала текста.
После завершения заполнения задания надо сохранить проект, а также опубликовать его в виде HTML-страницы.
Редактирование упражнения
Кнопки Удалить пробел и Очистить пробелы позволяют изменить слова, которые будут пропущены в упражнении.
Кнопка Показать слова позволяет перейти к диалоговому окну для редактирования пропущенных слов, выбирая пропущенные слова по порядковому номеру.
Кнопка Автопробел позволяет каждое n-е по порядку слово в тексте сделать пробельным (пропущенным). При нажатии на эту клавишу появляется диалог, в котором Вы можете указать номера слов, например, каждое пятое или третье, которые будут автоматически пропущены.
Настройка конфигурации
По желанию преподавателя пропущенные слова могут выводить в отдельной строке вопроса, а могут не выводиться. На рисунках приведены два варианта одого и того же задания.
Для использования такой возможности просто в закладке Другое при настройке конфигурации странцы надо установить или снять флажок Включать список слов наряду с основным текстом.
Если Вы установите флажок Использовать выпадающий список вместо текстового окошка, то тест будет выглядеть по-другому.
Флажок Проверка ответа с учетом регистра позволяет учитывать в ответе прописные и строчные буквы.
Флажок Использовать возможность набора шрифтов на клавиатуре позволяет выводить в тесте набор клавиш с буквами, которые используются для ввода пропущенных слов.
Вы уже знаете, что к любому пропущенному слову можно ввести определение или подсказку, к которым можно обратиться при выполнении задания. Кроме того, каждый ответ допускает альтернативные правильные ответы.
Замечание. Варианты правильных ответов и подсказки можно вводить не ко всем пропущенным словам.
Если в задание были введены подсказки, то они будут вызываться нажатием на кнопку, расположенную рядом с каждым словом, для которого была предусмотрена подсказка.
Текст на этой кнопке можно изменить, используя закладку Кнопки в диалоге файла конфигурации.
Чтобы эта кнопка отображалась, необходимо установить флажок Использовать кнопку «Определение» для…., а текст, который будет выводиться на кнопке, вписать в поле Надпись. Желательно этот текст сделать коротким, в противном случае эта кнопка смотрится неудачно в тесте.
Созданные с помощью программы JClose задания по умолчанию при сохранении в виде страницы HTML добавляют код, запрашивающий имя учащегося. Для того, чтобы убрать этот код просто зайдите в закладку CGI в диплоге конфигурации задания и уберите флажок Отправить результаты по e-mail.
Урок 8. Некоторые общие дополнения
В этой главе: Включение текста в задание Экранная клавиатура Объединение заданий в уроки Выполнение заданий Вставка разных объектов в задания Создание заданий в формате Scorm
8.1. Включение текста в задания
В каждое упражнение можно включить текст, на основе содержания которого будет подготовлено задание. На экране текст будет размещаться рядом с заданием.
Для включения текста в задание надо выбрать пункт в меню Файл-Добавить текст.
Чтобы текст появился на экране упражнения, в окне Добавить текст для чтения нужно обязательно установить флажок Включить текст для чтения.
Текст можно ввести с клавиатуры или скопировать из любого редактора. Текст может быть представлен в виде формата HTML. Страница с текстом будет выглядеть так, как показано на рисунке:
Экранная клавиатура
Для языков, не использующих латиницу, в заданиях с вводом ответа с помощью клавиатуры программа предоставляет возможность использования экранной клавиатуры для ввода букв с помощью мыши.
Экранная клавиатура может включать как несколько букв, необходимых для выполнения конкретного упражнения, так и все буквы алфавита.
Для включения экранной клавиатуры необходимо в диалоговом окне Файл конфигурации выбрать вкладку Другое, поставить флажок Использовать возможность набора нероманских шрифтов на клавиатуре.
Выполнение заданий
Созданный блок заданий представляет собой набор страниц HTML, связанных между собой переходами и содержанием. Для того, чтобы выполнить такой блок заданий, надо просто папку с созданными страницами и выбрать файл index.htm.
Задания могут выполняться последовательно или в произвольном порядке. Перемещение от страницы к странице, в зависимости от сделанных настроек, будет осуществляться или с помощью кнопок веб-браузера, или с помощью кнопок перемещения в заданиях, или с помощью ссылок на странице содержания.
На панели навигации в каждом задании будет выведена кнопка Содержание:
Объединение заданий в блок из созданных страниц заданий с помощью программы The Masher
Если созданы не только проекты заданий, но и страницы для них, то с помощью программы The Masher можно автоматически создать для них страницу cодержания.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
2. Переместить созданные страницы задания в отдельную папку.
3. Запустить программу The Macher.
4. Ввести список проектов заданий урока.
7. Сохранить проект блока (его также лучше сохранить в папку с проектами заданий блока).
Создание архива
Если Вы используете рисунки и медиаобъекты в заданиях, то возникают сложности в управлении проектами, потому что файлы рисунков и звуков могут лежать в различных