I386 linux что это
В чем разница между i386 и amd64, какой дистрибутив лучше выбрать?
OSmaster.org.ua > Linux > В чем разница между i386 и amd64, какой дистрибутив лучше выбрать?
Если вы зайдете на страницу загрузок, к примеру, Ubuntu, то увидите большой список ISO-образов, которые можно загрузить. К примеру, для версии настольного ПК (desktop) существуют следующие две версии дистрибутивов: amd64 и i386. Аналогично для Windows дистрибутивов это 32-bit и 64-bit. Какой же дистрибутив загружать? Возможно ли установить образ amd64 на Intel процессор?
32-bit против 64-bit — в чем разница?
В кратце, 32-bit и 64-bit компьютеры отличаются в архитектуре. Главная разница между архитектурами заключается в поддержке размерности данных. Машины с архитектурой 32-bit могут понимать данные размерностью в 32-bit. Все что больше этого значения такая машина прочитать не сможет. Аналогично, машина с 64-bit может прочитать и обработать данные длиною в 64-bit. Не смотря на то, что 64 это в два раза больше чем 32, 64-bit данные могу содержать в себе намного больше, чем просто двойную информацию 32-bit. Это также объясняет почему 64-битные машины могут работать быстрее и эффективнее чем 32-битные.
Другим отличием между 32-bit и 64-bit машинами является тот размер оперативной памяти, которые они могут поддерживать. 32-bit машина поддерживает максимальный размер памяти в 4GB. В то время как 64-bit — теоретически не ограничена в размене ОЗУ (если посмотреть на цифры, то это около 17.2 миллиардов гигабайт). Однако большинство операционных систем штучно ограничивают до 16GB (или 32GB) ОЗУ, что на наше время ассоциируется с очень мощными машинами.
Что такое Amd64?
В зависимости от использования 32-bit и 64-bit люди дали им имена. Архитектуру 32-bit часто ассоциируют с именами i386 или x86, в то время как 64-bit архитектура широко известна как AMD64/EM64T или /x86-64/x64, в зависимости от продукта и производителя.
Почему AMD64? В соответствии с информации с Википедии фирма AMD была первой, кто разработал спецификацию 64-битного процессора. Они первоначально назвали эту архитектуру x86-64, но позднее переименовали в AMD64, когда вышел релиз их первого 64-битного процессора: серия AMD-K8. С того времени AMD ввела термин 64-битного процессора.
Компания Intel (конкурент AMD) конечно же не могла использовать название AMD64 для их 64-битного процессора, поэтому они вышли под именем EM64T, а затем были переименованы в Intel 64. В некоторых материнских платах компании Intel при загрузке BIOS вы до сих пор сможете увидеть слово «EM64T», которое может пробегать на вашем мониторе.
В наше время технология AMD64 уже ассоциируется с 64-битной архитектурой и ничем не связана с процессорами компании AMD.
Работает ли AMD64 Ubuntu только с процессорами AMD?
Если вернутся к вопросу о выборе ISO образа Ubuntu, то в случае если у вас 32-bit процессор, то вам необходимо загружать и устанавливать Ubuntu версии i386. Если же ваш процессор поддерживает архитектуру 64-bit, то в таком случае можете смело загружать и устанавливать версию amd64, в независимости от того какой фирмы у вас процессор.
С увереностю могу сообщить что если у вас компьютер поддерживает архитектуру 64-bit, то вы также без проблем можете устанавливать и работать в версии Ubuntu i386 (32-bit). Но в таком случае вы не сможете использовать весь ресурс своего компьютера. Если у вас машина 32-bit, то AMD64 Ubuntu у вас однозначно работать не будет.
Возможно ли запускать приложения 32-bit на Ubuntu версии amd64?
В большинстве случаев вы без проблем сможете запускать 32-bit приложения на Ubuntu 64-bit, но при этом не сможете полностью использовать вашу систему. Однако наоборот не получится. Вы не сможете запустить 64-bit приложение на 32-bit системе (к примеру разместить маленький контейнер в большом получиться, но засунуть большой в маленький — никак). Если устанавливать приложения через менеджер пакетов Synaptic, то вы увидите что некоторый софт идет в версии 32-bit, а некоторый в 64-bit (это отображается только тогда, когда вы используете Ubuntu 64-bit). Вы можете выбрать ту версию, которая вам больше подходит. В дополнение можно сказать что не все 32-bit приложения корректно работают в 64-bit системе. Это касается как Windows, так и Linux приложений, которые требуют доступ к аппаратным настройкам.
Также рекомендую прочитать:
21 Комментариев
Intel® Pentium(R) D CPU 2.80GHz × 2
Gallium 0.4 on ATI RV515
32-бит
33,8 ГБ
Значит ваш процессор поддерживает 64-битные инструкции, кроме того он же у вас двухядерный.
Это значит что ваш процессор не поддерживает набор инструкций для 64-х разрядной операционной системы. То есть вы можете установить только 32-х битную ОС.
У меня такая же ошыбка но стоит 64 бит процессор.
Что делать?
Какой именно процессор вы используете?
Последняя 32х битная только 16.04 LTS
=(
Ваш процессор должен быть с аппаратной поддержкой виртуализации (AMD-V), при создании виртуальной машины необходимо выбрать из выпадающего списка 64-битный вариант этой системы, при выполнении этих условий должно работать. Все эти варианты i386/i486/i586/i686 — это все 32-битные системы с архитектурой под разные поколения процессоров, настройки в VirtualBox для них могут быть абсолютно одинаковыми.
я так и думал, что всё сведётся к словоблудию, что 64 больше чем 32, а значит быстрее. лучше, толще… ну ничего нужного в этой статье я не вычитал.
Спасибо! Статья — то что искал 🙂
Пришлось ставить i386 на 64-битную машину из-за нерабочего скайпа, который мелкомгкие не могут нормально написать под 64-битную архитектуру свою аппликуху. Конфликтует с многими либами в режиме эмуляции архитектуры. Стоит теперь Debian 8.3.0 i386 и замечательно себе всё работает. Разницы ваще не заметил 🙂 На компе для игр — конечно-же 64 битна винда, это без разговоров, для лини хватает и i386. Хотя кому как.
Спасибо за доходчиво, написанную статью!
Процессор Intel® Atom™ Processor N450 (х64). Но система установилась i386, из-за этого не могу поставить дрова, т.к. на linux они только х64. Чито делать?
Установочный файл для ОС только один, выбрать нельзя другую разрядность
Да, все правильно, поскольку я еще не встречал дистрибутивов у которых при установке можно б было выбрать разрядность, поэтому нужно изначально выбирать amd64 образ.
Ваш процессор поддерживает х64, согласно официальному сайту Intel. Система сама не могла выбрать i386, так как это зависит от выбора дистрибутива, значит вы изначально устанавливали i386. Поэтому найдите и скачайте образ amd64, все должно установиться без проблем.
Супер.. спс за статью. кратко и по сути..
Оставить комментарий Отменить ответ
Что такое i686 в Linux/Unix?
Идентификатор i686 в широком смысле относится к ядру, оптимизированному для работы процессора Intel с использованием микроархитектуры P6, обычно ассоциируемой с процессорами Pentium Pro и Pentium M класса с 1995 года и позже. Дистрибутив Linux для i686 поддерживает большинство реализаций, которые ему предшествовали – например, компьютер i686 обычно отлично работает с дистрибутивами на основе i386.
Стандарт i686 работает под управлением 32-разрядной операционной системы. Конкретные дистрибутивные образы для машин i686 оказываются все более редкими после 2004 года.
Микроархитектура Intel
Процессоры Intel потребительского уровня следовали соглашению о присвоении имен * 86, начиная с чипа 8086, выпущенного в 1978 году. Более поздние итерации включали 16-разрядный i286 в 1983 году, 32-разрядный i386 в 1985 году, 32-разрядный i486 в 1989 году. i586 (оригинальный чип Pentium) в 1993 году, i686 (Pentium Pro) в 1995 году и i786 (Pentium 4 или NetBurst) в 2000 году.
С 2003 года процессоры серии x64, поддерживающие 64-битные операционные системы, стали доминировать на потребительском рынке. Имена классов микроархитектуры не эволюционировали после x64; Нынешняя схема именования Intel направлена на создание процессора.
Другие Архитектуры
Помимо i686, вы, вероятно, столкнетесь с несколькими другими индикаторами, специфичными для процессора:
Когда я должен использовать приложения i686?
Ваш менеджер пакетов определит правильный пакет для вашего ядра. Как правило, вы всегда сможете установить дистрибутивные образы с ядрами, предварительно скомпилированными для архитектуры i386 – вы получите 32-разрядную производительность, но для процессоров Intel она, как правило, всегда Работа. Если вы используете современный компьютер с 64-разрядным процессором Intel, выбор образа x86_64 имеет больше смысла.
Вы найдете прирост стоимости в комплектации i686 (если он доступен!), Если у вас более старый компьютер с процессором Pentium Pro через процессор Pentium 3 или процессор Pentium M. Ядро i686 предлагает некоторые дополнительные функции, встроенные Intel в процессор, которые недоступны базовому ядру i386.
Если вы не можете найти соответствующий дистрибутивный образ, предварительно скомпилированный для стандарта i686, вы всегда можете скомпилировать собственное ядро с нуля.
i386 что означает
Решил скачать ubuntu. там префикс инсталлера i386. знаю,что были такие процессоры. Но сам факт: что это такое? установиться ли на toshiba 200 (pentium iv 3,2 ghz& 512MB RAM)
установится
но думаю лучше бы было i586 или i686
но это к ментайнерам )
>i386
Должно установиться практически на всех компьютерах от 1985 года )
У убунты нет i586 или i686, это только суся/арч/гента etc.
>У убунты нет i586 или i686
поэтому и
Тогда уж сразу к Марку.
>Должно установиться практически на всех компьютерах от 1985 года )
Фиг вам, индейская национальная изба. Там вполне может и SSE4 оказаться. Буквицы i386 означают лишь ФГМ мантейнеров.
http://welinux.ru/post/3361/
еще вот такие сообщения были, и на лоре уже обсуждали тоже
>Там вполне может и SSE4 оказаться.
Ну этого точно нет, ибо на P3 работает )
все что там оказывается сверх того включается через cpuid
можно еще вот этот тред посмотреть
когда оно будет и как будет зваться? %)
хочу пошшупать avx
westmere уже продаются
сэндибридж планируется в 2011 в продажу
насчет подробностей не в курсе, да, гентушникам радость, остальные в пролетах )
>westmere
оно без вкусняшки (
clarkdale, arrandale, аппаратный AES, ничего больше и не обещали
>гентушникам радость, остальные в пролетах )
нет
только кто в бубунту-то запихает avx? )
да и оно вкуснее будет на 64, на 32 половина регистров нет.
SSE регистры в любом случае станут 256 битными
Порослезился. Ощутил себя-старым и дряхлым. Пойти что-ли нажраться?
По теме: установится. i386 в данном случае означает что архитектура 32-битная. В противовес amd64.
Поздно голосовать. Маверик Мееркат будет уже только для процессоров не старше i686.
тоже установится, по набору инструкций как раз ограничения не будет,
проблемы будут с количеством ОЗУ и общей скоростью, но работать будет,
из современных можно взять AMD Geode LX, там полноценная поддержка только i586 (хотя полный набор инструкций включает даже безрегистровые SSE инструкции, самих регистров нет)
Да, да. Почитал. Переход на i686 в убунту только в будущем. Поэтому, по-моему единственная новая инструкция cmov (не считая всяких SSE и прочих расширений), использоваться будет только в будущем. Офигеть, блин. Сколько времени прошло-то.
Хотя, проку с cmov только в «горячем» коде. А его можно и через if-ы в зависимости от типа процессора.
Да и i686-е семейство сильно разнится. Думаю, что Netburst-ы останутся за бортом. Уж больно они «специфичные». Нет, работать конечно будет. Только длиннющий конвеер будет постоянно «срываться».
А Geode пролетает. Жалко, блин. Хотя, видимо, в AMD посмотрели на извращения интела со своим атомом, покрутили пальцем у виска и продолжили пилить мейнстрим.
на i686 кроме cmov еще mtrr есть, и mmx
так что там не единым cmov отличается,
а mmx это дополнительные 8 регистров.
>на i686 кроме cmov еще mtrr есть
>на i686 кроме cmov еще mtrr есть, и mmx
Это же специнструкции. Они навряд ли будут встречаться в «обычных» юзерспейсовых прогах. Хотя SSE? Гуй от них, наверно выиграет.
а mmx это дополнительные 8 регистров.
Наверно все-таки SSE 😉 Потому что MMX регистры располагаются в блоке FPU (логически, по крайней мере). Это сделано было, чтобы одна-не-будем-говорить-какая ОС могла работать без переделок 😉 Инженера, млин.
Да и вообще, AMD MMX не поддерживает. У них свой велосипед.
оптимизация под netburst достаточно хорошо ведет себя на Core2 ™
Странно. Это же совсем другая микроархитектура, которая как и netburst ведет наследие от P3. Хотя, наверно, оптимизации под длинный конвеер будут пристойно работать и на коротком.
Решил скачать ubuntu. там префикс инсталлера i386. знаю,что были такие процессоры. Но сам факт: что это такое? установиться ли на toshiba 200 (pentium iv 3,2 ghz& 512MB RAM)
Это же совсем другая микроархитектура, которая как и netburst ведет наследие от P3. Хотя, наверно, оптимизации под длинный конвеер будут пристойно работать и на коротком.
нет, я именно про mmx
emms
а дальше используй как 64 битные целочисленные регистры, те что на fpu,
до тех пор пока математика не понадобится
кстати еще sysenter, sysexit активно вроде используются
«cmova»,«cmovae»,
«cmovb»,«cmovbe»,«cmovc»,
«cmove»,«cmovg»,
«cmovge»,«cmovl»,«cmovle»,
«cmovna»,«cmovnae»,
«cmovnb»,«cmovnbe»,«cmovnc»,
«cmovne»,«cmovng»,
«cmovnge»,«cmovnl»,«cmovnle»,
«cmovno»,«cmovnp»,
«cmovns»,«cmovnz»,«cmovo»,
«cmovp»,«cmovs»,
«cmovz»,«fcmova»,«fcmovae»,
«fcmovb»,«fcmovbe»,
«fcmove»,«fcmovna»,«fcmovnae»,
«fcmovnb»,«fcmovnbe»,
«fcmovne»,«fcmovnu»,«fcmovu»,
«fcomi»,«fcomip»,
«fcompi»,«fucomi»,«fucomip»,
«fucompi»,«fxrstor»,
«fxsave»,«rdpmc»,«sysenter»,
«sysexit»,«ud2»,«ud2a»,«ud2b»
немного оффтопа
в смотрелку инструкций в бинарнике добивила 64бит? 🙂
или не планируешь дальше на это время тратить?
В ядре Linux прекращена поддержка процессоров i386
Линус Торвальдс объявил что ядро Linux больше не поддерживает Intel 80386.
«Я не сентиментален», добавляет он. «Скатертью дорога».
Процессор 80386 дебютировал в 1985 году и выпускался вплоть до 2007 года.
Многие Linux-пользователи не разделяют его энтузиазма. В настоящее время эти процессоры в основном используются в контроллерах, а также в бытовой технике. И теперь они объявлены устаревшими.
Интересно, когда очередь до i686 дойдёт?
Лет через 5 после снятия с производства, вестимо.
На старом железе современный Линукс всё равно еле ворочается, поэтому там в любом случае используется старый Линукс. Так что ничего не потеряли.
Вот этот микроконтроллер, производство Россия с ядром Cortex M3 с переферией сходной с STM32 в корпусе, предназначенном для использования в условиях ионизирующего излучения. Спокойно, кстати, можно купить. Да и стоит не так уж дорого.
наладили это когда их можно купить как интел или амд, а это вбросили на вентилятор, распилили и забыли.
а если не распилили тогда разрыв шаблона? 🙂 я ошибся, 90нм это круто и у нас таких процессоров не производят. хотел привести в пример производство процессоров уровня первого пентиума, которое было начато в этом году. и эти процессоры никому не нужны в магазинах, а используются в различной промышленной и военной технике.
и я бы не стал называть всякую умную домашнюю технику компьютерами, читалки там всякие, мобилки опять же
И чем же это не компьютеры?
Для этой хрени есть FreeDos
Надеюсь, он когда-нибудь выкинет поддержку всего семейства x86.
x86 довольно кривая архитектура, тем не менее, что предлагаешь взамен?
зачем, LTS-ведро же будет поддерживаться. ещё можно коммерческую поддержку купить. все новые плюшки тебе будут бэкпортировать для юзанья на теплом ламповом.
я ошибся, 90нм это круто и у нас таких процессоров не производят.
Леннарт, залогинь. а не, всё ок.
и кучи пионерских форков ядра на гитхабе
Чего плохого в том что люди изучают ядро?
А от 8битных AVR в 2012 глаза на лоб не лезут?
x86 в микроконтроллерах. Мне почему-то казалось, что это какая-то экзотика [поскольку лютый overkill]
И теперь они объявлены устаревшими.
[sarcasm]Удивительно. Как это он так устарел?[/sarcasm]
Эээ. А каковы «use case»ы такого изделия?
Как бы тебе объяснить-то. «изучать» это совсем не значит «нажать кнопку форк на гитхабе». Более того, у тех кто действительно что-то изучает новости о выпиливании очередного ненужного кода, который никто не собирался поддерживать, баттхёрт не вызывают.
От жешь ты школьник.
Z-80 до сих пор клепают, если что.
Да, самое время. Вы многое пропустили. 🙂
раз новость появилась позже новости про выход 3.7, то логично предположил, что выкинут 386 не раньше следующего релиза, т.е. 3.8. Так что волноваться следует исключительно тем, кто планирует использовать ядро 3.8 и новее в контроллёрах с i386. Покажите мне этих людей 🙂
Поддерживаю. Пользователям Debian Stable и вовсе не о чем волноваться:)
а я только компилировать закончил.
Есть ли такой дистрибутив Linux, который поставляется с новым ПО, а распространяется отдельным образом диска для i386, i486, i586, i686?
Не ну вот вам и подарочек на новый год. Слов нет!
я уж было подумал, что x86 выпилили и обрадовался
а используются для распилов на различной промышленной и военной технике.
Линус опять куда-то, у нас до сих пор 8086-я используется.
все правильно сделал i386 всеравно только убунта использует
Debian: простое превращение i386 в amd64
Это краткая статья о том, как без переустановки организовать 64-битную архитектуру на вашем 32-битном Debian/Deabian-based дистрибутиве (который вы могли по-невнимательности загрузить вместо 64bit).
* Ваше железо должно изначально поддерживать amd64, магию творить никто не собирается.
* Это может повредить систему, так что действуйте очень осторожно.
* Всё проверялось на Debian10-buster-i386.
* Не делайте этого, если хоть что-то здесь не понимаете.
Dpkg, apt и sources.list
Сразу к делу, если вы сумaсшедший всё взвесили, начинаем подготовку пакетов (в принципе здесь порядок не имеет значения, но по пунктам удобнее)
1. Выбираем amd64 в /etc/apt/sources.list, вставляя ‘ [arch=amd64] ‘ между deb\deb-src и URL
Это нужно для того, чтобы в будущем загружались только 64-х битные пакеты.
2.Добавляем amd64 в dpkg, чтобы он не ругался:
3.Обновляем список пакетов:
Разумеется всё это не имеет смысла без 64-х битного ядра, поэтому устанавливаем его:
После установки ядра grub перенастроится автоматически.
Завершение
После перезагрузки наша система уже сможет работать с amd64, но с пакетами могут возникнуть некоторые проблемы. У меня для их решения было достаточно выполнить данные команды:
Хотя сильно на этот счёт беспокоиться тоже не стоит — все нужные пакеты со временем сами установятся как зависимости, а ненужные удаляются так: