Индивидуальная коррекционная программа это обучающая что

Индивидуальная коррекционно развивающая программа

Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплекту Е.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР вида 7.2, обучающихся по АООП НОО.

Цель программы: применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю) ;

диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);

диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

— логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

— увеличить скорость и гибкость мышления;

— выделять существенные признаки и закономерности предметов;

— сравнивать предметы, понятия;

— обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

— определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

— концентрировать, переключать своё внимание;

— развивать свою память;

— улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

— уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

— самостоятельно выполнить задания;

— осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
— решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
— находить несколько способов решения задач;

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне,

способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Планируемые метапредметные результаты

Формы подведения итогов

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

— сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;

— поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

— косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

— отзывы учителей, родителей.

1.3. Формы психологического контроля

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

— методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

— методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

— методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).

— Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

— методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

— методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

— исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.

Общая характеристика обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности.

Формы организации занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Источник

Индивидуальная коррекционная программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

Индивидуальная коррекционная программа

Куйбарь Татьяна Петровна,

Буренко Наталья Александровна,

Общение со сверстниками вызывает у Влада серьёзные затруднения: из-за отсутствия речи у Влада дети не понимают его, поэтому мальчик сердится из-за этого и даже плачет. В конечном итоге ребёнок вынужден играть один.

В детском саду мальчик любит играть в настольные дидактические игры: «Мозаика», «Лего», «Пазлы», долгое время может проводить за настольными играми; ребёнку очень нравятся игры, связанные с математикой.

Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме: Влад всё делает самостоятельно, однако, необходим постоянный контроль со стороны взрослого, т. к. Влад может переключаться на другую деятельность, не может сосредоточиться на одной деятельности, связанной с самообслуживанием. Кроме того, педагогам часто приходится обращать внимание на внешний вид ребёнка: иногда ребёнок может выглядеть неопрятно: не обуть сандалии, не поправить воротник рубашки и прочее… Во время приёма пищи Влад неправильно держит столовые приборы, т. к. мелкая моторика развита очень слабо.

Познавательная активность на занятиях носит кратковременный характер: во время занятий Влад часто отвлекается, не может удержать внимание к изучаемому материалу. Влад не может определённое время находиться в статическом положении: он часто крутит головой, вертится на стуле. Влад испытывает трудности в продуктивной деятельности (не правильно держит ножницы, карандаш) из – за слабо развитой мелкой моторики.

Кроме того,слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве, слабо развита мелкая моторика рук. Таким образом, по заключению ПМПК рекомендовано обучение Владислава по индивидуальной программе.

Цель программы: формирование и развитие познавательных процессов

1. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь).

2. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.

3. Формировать коммуникативные навыки и умения.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать элементарные математические представления.

6. Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Организация, формы и методы работы

Первый год обучения.

Сроки прохождения программы:

1 этап: 19 сентября – 15 января

2 этап: 16 января – 15 мая

В конце каждого этапа осуществляется промежуточный мониторинг, по результатам которого проводится анализ коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в процессе индивидуальных и подгрупповых занятий. Продолжительность занятий составляет 30 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В работе используются следующие методы:

— упражнения на развитие речи и расширения кругозора ребенка;

— задания на зрительное восприятие;

— упражнения для совершенствования графических навыков письма;

— упражнения на развитие психических процессов;

Предполагаемые результаты: Сформированность познавательных процессов

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

1 этап (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

№ Основные направления коррекционной работы Примечания

1 Развитие речи.Познавательное развитие:

— расширение кругозора ребенка по темам;

— обогащение предметного словаря;

— употребление прилагательных и глаголов;

-образование существительных множественного и единственного числа.

2 Сенсорное развитие:

— зрительное восприятие формы;

— зрительное восприятие цвета.

3 Развитие психических процессов:

— развитие мелкой моторики.

4 Формирование элементарных математических представлений:

— формирование понятий «один, мало и много предметов»; использование их в речи;

— согласование числительного «один» и наречия «много», «мало» с существительными в роде, числе и падеже;

— соотношение числа с количеством предметов и с цифрами в пределах 5;

— счет в пределах 5, используя разные анализаторы.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

2 этап (январь, февраль, март, апрель, май)

№ Основные направления коррекционной работы Примечания

1 Развитие речи.Познавательное развитие:

-практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения;

-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

-дифференциация глаголов единственного и множественного числа;

-составление рассказа-описания по плану.

2 Сенсорное развитие:

-зрительное соотнесение размера.Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру».Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».

3 Развитие психических процессов:

— развитие общей и мелкой моторики.

-группировка предметов: по цвету (синие, зеленые); по форме (овальные, треугольные);

-учить заканчивать по смыслу предложения;

-закреплять обобщающие слова по темам;

-учить пользоваться предметами целевого назначения;

-продолжать учить стихи и отгадывать загадки.

Формирование элементарных математических представлений:

-учить пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику;

-закрепление цвета, формы и размера предметов;

-пространственная ориентировка на столе;

Список используемой литературы

3. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., Школа-Пресс, 1998;

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей. М., издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

7. Ничипарюк Е. А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические рекомендации). Ростов н/Д,»Слово», 2002г. ;

9. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004.

11. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты — М. : ВЛАДОС, М., Просвещение, 1999.

Темы Основные направления и содержание работы Задачи

«До свидания лето. Здравст-вуй, детский сад!»

«Осень, осень, в гости просим!»

«Дары осени. Овощи. Огород».

«Дары осени. Фрукты. Сад.»

«Ягоды. Грибы» 1. Развитие речи. Познавательное развитие.

Рассматривание картины «В детском саду».

Кого ты видишь на картинке? Что делают дети? Что делает воспитатель?

Одна игрушка – много игрушек. Один ребенок – много детей.

2. Сенсорное развитие.

Д. игра «Найди игрушки круглой (квадратной) формы».

Д. игра «Найди игрушки красного, желтого цвета».

Д. игра «Какого осеннего листика не стало?» Из трех (красного, желтого, зеленого)

Повтори предложение: «Дети играют».

3. Развитие психических процессов.

Д. игра «Чем похожи флажки?»

Отгадать и выучить загадку: «Папа и мама дома со мной, значит сегодня день ….» ВЫХОДНОЙ

Найди на картинке игрушки, обведи их и раскрась.

4. Формирование элементарных математических представлений.

Д. игра «Найди в группе много мячей», повтори предложение за мной «В группе много мячей». «Один мяч – много мячей».

Д. игра «Нади и сосчитай» Сколько кеглей ты принес? Я принес четыре кегли.

Счет флажков физкультурном уголке.

Д. игра «Сосчитай и принеси». 3флажка.

1. Развитие речи. Познавательное развитие.

Рассматривание картины «Осень».

Какое время года? Осень. Почему? По каким признакам ты определил? Летят желтые листья. Листопад. Идет дождь. Девочка держит зонтик. Дети идут по лужам.

Один лист. Много листьев.

2. Сенсорное развитие.

Д. игра «Найди предметы круглой (квадратной) формы».

Д. игра «Найди листья красного, желтого цвета».

Д. игра «Какого осеннего листика не стало?» Из трех (красного, желтого, зеленого)

3. Развитие психических процессов.

Отгадать и выучить загадку про осень: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» Осень.

Мозаика. Собери красные кнопки в форме круга. Желтые кнопки в форме квадрата.

Учим и выполняем пальчиковую гимнастику: «Солнце, солнце, веселей. Посвети еще, погрей! Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Дождик, дождик, не мешай собирать нам урожай». Постукивание пальчиками по столу.

4. Формирование элементарных математических представлений.

Д. игра «Найди на дорожке много желтых листьев», повтори предложение за мной. На дорожке много желтых листьев.

Д. игра «Нади и сосчитай» Сколько красных листьев ты принес? Я принес четыре красных листика.

Счет грибочков. Раздаточный материал.

Д. игра «Сосчитай и принеси». 3 листочка, 4 ягодки. Раздаточный материал.

1. Развитие речи. Познавательное развитие.

Д. игра «Чудесный мешочек» Овощи.

Д. игра «Какие овощи?» (Муляжи овощей)

Какая морковь? Какой огурец? Какой помидор? Какая капуста?

Д. игра «Что растет в огороде?»

Д. игра «Один – много».

2. Сенсорное развитие.

Д. игра «Найди овощи круглой формы». Муляжи овощей.

Д. игра «Найди овощи красного, желтого цвета».

Корзинка с муляжами овощей.

Д. игра «Какого овоща не стало?»

Из трех (красного помидора, желтого перца, зеленого огурца)

3. Развитие психических процессов.

Отгадать и выучить загадку про овощи: «Вырастал в жару и слякоть этот горький корнеплод. Хоть заставит нас поплакать, но от гриппа он спасет. (Лук)

Обводка по трафарету «Овощи».

4. Формирование элементарных математических представлений.

Д. игра «Один-много», повтори предложение за мной.

«Я взял один огурец. На столе много огурцов.»

Д. игра «Нади и сосчитай» Сколько морковок ты принес?

Я принес три морковки.

Счет овощей – раздаточный материал.

1. Развитие речи. Познавательное развитие.

Д. игра «Чудесный мешочек». Фрукты.

Д. игра «Какие фрукты?» (Муляжи фруктов)

Какое яблоко? Какой лимон? Какие бананы? Какая груша?

Д. игра «Что растет в саду?»

Д. игра «Один – много».Один лимон – много лимонов. Одна груша – много груш.

2. Сенсорное развитие.

Д. игра «Найди фрукты круглой формы». Муляжи овощей.

Д. игра «Найди фрукт красного, желтого цвета».

Корзинка с муляжами фруктов.

Д. игра «Какого фрукта не стало?»

Из трех (красного яблока, желтого лимона).

3. Развитие психических процессов.

Отгадать и выучить загадку про овощи: «Этот фрукт на вкус хороши на лампочку похож. (Груша)

Обводка по трафарету «Фрукты».

4. Формирование элементарных математических представлений.

Д. игра «Один-много», повтори предложение за мной.

«Я взял одно яблоко. На столе много яблок.»

Д. игра «Нади и сосчитай» Сколько груш ты принес?

Я принес четыре груши.

Счет фруктов – раздаточный материал.

1. Развитие речи. Познавательное развитие.

Д. игра «Назови и покажи». Плакаты по темам «Ягоды», «Грибы».

Д. игра «Какой? Какая? Какие?» (С мячом.)

Д. игра «Один – много». Один гриб – много грибов.

2. Сенсорное развитие.

Д. игра «Найди фигуры в форме квадрата». Строительный набор.

Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету.

Д. игра «Какого гриба не стало?» Муляжи грибов. (Из трех).

3. Развитие психических процессов.

Отгадать и выучить загадку про ягоду: «Серёжка с Антошкой, взяв по лукошку,Утром отправились в лес за морошкой. А нам с сестрой Викой по вкусу … (клубника).

Обводка по точкам. Ягоды.

4. Формирование элементарных математических представлений.

Д. игра «Один-много», повтори предложение за мной.

«Я сорвал один гриб. В лесу много грибов.»

Счет грибов по картинке.

Расширение кругозора ребенка по теме «До свидания, лето. Здравствуй, детский сад».

Обогащение словаря существительными.

Обогащение словаря глаголами.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Зрительное восприятие формы.

Закреплять форму предметов: круг и квадрат.

Зрительное восприятие цвета.

Закреплять название цвета красный, желтый, находить их в окружающей среде.

Развитие внимания, мышления.

Развитие мелкой моторики.

Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.

Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.

Расширение кругозора ребенка по теме «Осень, осень, в гости просим».

Обогащение предметного словаря существительными.

Обогащение словаря глаголами.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Зрительное восприятие формы.

Закреплять форму предметов: круг и квадрат.

Зрительное восприятие цвета.

Закреплять название цвета красный, желтый, находить их в окружающей среде.

Развитие внимания, мышления.

Развитие мелкой моторики.

Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.

Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.

Расширение кругозора ребенка по теме «Дары осени. Овощи. Огород.»

Обогащение предметного словаря существительными.

Обогащение словаря прилагательными.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Зрительное восприятие формы.

Закреплять форму предметов: круг.

Зрительное восприятие цвета.

Закреплять название цвета:красный, желтый, находить овощи красного и желтого цвета в корзинке.

Развитие мышления, памяти.

Развитие мелкой моторики.

Расширение кругозора ребенка по теме «Дары осени. Фрукты. Сад.»

Обогащение предметного словаря существительными.

Обогащение словаря прилагательными.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Зрительное восприятие формы.

Закреплять форму предметов: круг.

Зрительное восприятие цвета.

Закреплять название цвета:красный, желтый, находить фрукты красного и желтого цвета в корзинке.

Развитие мышления, памяти.

Развитие внимания, памяти.

Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.

Обогащение предметного словаря существительными.

Обогащение словаря прилагательными.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Зрительное восприятие формы.

Закреплять форму предметов: квадрат.

Зрительное восприятие цвета.

Закреплять название цвета:красный, желтый, находить фигуры красного и желтого цвета.

Развитие мелкой моторики.

Развитие мышления, памяти.

Развитие мелкой моторики.

Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.

Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка «Трудный период» Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв,.

Индивидуальная программа арт-терапевтической направленности «И мир станет ярче» (пояснительная записка) СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Общие сведения о ребенке 2. Особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3. Виды арт-терапии.

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования в процессе самообразования на 2015–2018 уч. г. Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования в процессе самообразования на 2015-2018 уч. г. Индивидуальная.

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре МБДОУ № 6 «Страна детства» Добрыгиной Ирины Васильевны.

Индивидуальная программа «Развитие математических способностей старших дошкольников, через игровую деятельность» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что математическое развитие детей дошкольного возраста занимает одно из.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Индивидуальная программа развития самообразования. Воспитателя МБДОУ «Пушкинский детский сад» Казанцевой Марины Александровны на.

Индивидуальная программа «Знайка» Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Развитие.

Индивидуальная программа, направленная на преодоление ФНР Методические рекомендации и разработки. Программы. Логопедическая программа. Индивидуальная программа направленная на преодоление ФНР. Научная.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *