Информационно обучающие программы что это
Информационно обучающие программы что это
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
использование автоматического устройства;
индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:
избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;
учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).
При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Список и аннотация наиболее популярных образовательных компьютерных программ постоянно публикуется в периодической печати (журналы «Информатика и образование», «Компьютер пресс», «Потребитель: компьютеры и программы»). Приведем примеры наиболее популярных программ и их разработчиков:
Статья «Компьютерная обучающая программа»
Можно выделить следующие основные педагогические задачи, решаемые с помощью компьютерных обучающих программ:
1) начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
2) базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
3) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
4) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
5) развитие способностей к определенным видам деятельности;
6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
7) восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
8) контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Классификация компьютерных учебных программ
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует.
Согласно первой классификации из множества компьютерных обучающих программ можно выделить три, наиболее важные и получившие большее распространение:
1) специализированные обучающие программы;
2) компьютерные модели;
3) автоматизированные обучающие системы.
Готовые к применению специализированные обучающие программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении. Слово «специализированные» означает, что они предназначены для решения специальной обучающей задачи: обучения отдельному вопросу учебного курса, изучения какого-либо частного понятия.
Преподаватель не может вмешаться в содержание специализированной обучающей программы, поскольку обычно в таких программах ничего менять нельзя. Можно лишь как-то дозировать их, встраивая в общую систему преподавания, методически приспосабливаясь к тому способу изложения, какой принят в каждой из таких программ. Они не допускают никаких доработок, и преподаватель пользуются ими как готовым учебным средством.
Их завершенность может выступать недостатком, поскольку возлагает большую ответственность на разработчика в плане опоры на образовательные стандарты и типовые учебные программы. Если этого не происходит, специализированные программы лишаются гибкости и все изложение учебного материала необходимо подчинить логике построения такой программы.
С помощью компьютерной модели обучаемый изучает то или иное учебное явление, научное положение и т.д. Популярность моделирования можно объяснить тем, что, не будучи стесненным жесткими рамками указаний о последовательности действий, обучаемый может наиболее полно реализовать свои учебные интересы, проявить инициативу в проведении экспериментов с моделью. Реализация возможностей компьютерных моделей зависит от того, насколько удачно модель отражает моделируемые явления (знания о предметной области), насколько удачна модель в дидактическом отношении (знания о стратегии обучения). Компьютерные модели входят как составные части в состав разнообразных тренажеров.
Автоматизированные обучающие системы представляют собой программную оболочку, предполагающую заполнение ее предметным содержанием. Автоматизированные обучающие системы можно определить как организованный комплекс средств технического, учебно-методического и программного обеспечения, предназначенный для диалогового учебного взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для заполнения учебным материалом пользователем-непрограммистом. В отличие от специализированных обучающих программ автоматизированные обучающие системы предполагают возможность активного вмешательства преподавателя в содержание готового учебного материала или заполнения ее собственными дидактическими материалами. Как результат такой работы появляется автоматизированный учебный курс, который затем можно редактировать. Преимущество автоматизированных обучающих систем состоит в том, что преподаватель, имея инструментарий, может создавать учебный курс в соответствии со своими потребностями, своей методикой преподавания. Автоматизированные обучающие системы могут накапливать информацию о прохождении учеником всего курса, отдельных его частей, а затем использовать эти данные при построении диалогов, подсказок и помощи.
Классификация компьютерных обучающих систем в зависимости от решаемых педагогических задач подразделяет их на четыре класса:
средства теоретической и технологической подготовки;
средства практической подготовки;
К первому классу относятся следующие виды компьютерных обучающих программ.
Класс средств практической подготовки включает два вида компьютерных обучающих программ:
К вспомогательным средствам относятся компьютерные обучающие программы, способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном качестве не достаточные для достижения соответствующих целей. Данный класс объединяет следующие виды компьютерных обучающих программ:
В классе комплексных средств, покрывающих широкий круг педагогических задач, выделяют два вида компьютерных обучающих программ.
Типы обучающих программ
Различают следующие типы обучающих программ:
1) программы, предназначенные для закрепления умений и навыков. Их можно использовать после усвоения определенного теоретического материала в рамках традиционной системы обучения.
3) программы, предполагающие моделирование и анализ конкретных ситуаций. Такие программы особенно полезны в трудовом и профессиональном обучении, поскольку способствуют формированию умений принимать решения в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. Число таких программ в последнее время возросло.
Формы обучающих программ
1) Электронный учебник (ЭУ);
2) Автоматизированная обучающая система (АОС);
3) Тестирующая программа.
Группы компьютерных обучающих программ
В общем случае компьютерные программы учебного назначения можно разбить наследующие группы:
1) компьютерные учебники;
2) предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
Информационные технологии обучения: определение, использование и возможности
Сегодня изменения, вызванные новыми технологиями, оказали значительное влияние на жизнь людей, живущих во всех уголках земного шара. Традиционный процесс преподавания и обучения заменен новыми и новейшими технологиями. Информационные технологии оказывают серьезное влияние на все сферы образования: учебную программу, методы преподавания, взаимодействие в классе и т. д.
Быстрая связь с расширением доступа к ИТ на дому, на рабочем месте и в учебных заведениях делает процесс образования продуктивным. ИТ помогают продвигать возможности обмена знаниями во всем мире. Они могут помочь учителям и студентам получить самую свежую информацию и знания. Для эффективного преподавания и обучения необходим правильный подход. Информационные технологии – это набор инструментов, которые могут помочь людям найти правильные сведения в удобное для них время. Из нашей статьи вы узнаете о том, как важны ИТ в образовательном секторе, каково их влияние на преподавание в классе, а также главные преимущества и недостатки информационных технологий обучения.
Понятие
Вам будет интересно: Как найти площадь боковой поверхности пирамиды: формулы, пример задачи
Информация – это ресурс, который не имеет значения, пока он не будет извлечен, обработан и использован. ИТ касаются информационной системы, хранения данных, доступа, поиска, анализа и интеллектуального принятия решений. ИТ относятся к созданию, сбору, обработке, хранению, представлению и распространению информации, а также к процессам и устройствам, которые позволяют все это сделать.
Вам будет интересно: Passive Voice: упражнения с ответами, таблица
ИТ влияют как на личность, так и на общество в целом. Они твердо стоят на аппаратном и программном обеспечении компьютерной и телекоммуникационной инфраструктуры. Ученые сравнивают быстрое развитие и расширение ИТ с индустриальной революцией с точки зрения ее потенциального охвата и влияния на общество. Немногие другие современные достижения в области технологий способны существенно повлиять на то, как люди работают, учатся и управляют собой. Как и в случае промышленной революции, трудно предсказать время и направление многих изменений.
ИТ отражают сочетание трех технологий: цифровых вычислений, хранения данных и возможности передачи цифрового сигнала через телекоммуникационную сеть.
Быстрое изменение полупроводниковых систем, хранение информации и создание сетей в сочетании с продвижением в программном обеспечении позволило использовать новые приложения, снизить издержки и широко распространять информационные технологии. Соответственно, массивно расширяющиеся приложения делают их более полезными и еще больше способствуют их распространению.
Влияние информационных технологий на образование
Сочетание образования и технологий считается основным ключом к человеческому прогрессу. Образование кормит технологию, которая, в свою очередь, составляет основу образования. Поэтому очевидно, что ИТ повлияли на изменения в методах, целях и воспринимаемом потенциале образования.
Применение информационных технологий в обучении дало возможность доступа к крупным базам данных информации. Такой подход кардинально меняет образование, поскольку теперь ученики могут быть создателями и сотрудниками в доступе и построении дискурса информации. Благодаря своей технологической грамотности молодые люди могут извлечь культурный капитал из своего понимания современных информационных технологий обучения и тем самым внести вклад в образовательные изменения. Эта же технология способствует быстрому обмену информацией между исследователями по конкретным темам, так что скорость распространения информации значительно возрастает. Расширение доступа к огромным объемам данных означает, что учащимся требуется помощь в выборе, оценке и анализе информации. Им нужно научиться определять стоимость и достоверность данных. Все эти изменения в обучении молодежи вносят свои коррективы и в преподавательскую практику.
Вам будет интересно: Система престолонаследия на Руси
Педагогические и информационные технологии обучения – наивысший уровень изменений, происходящих в отношении ИТ и образования. Это связано с тем, что обучение все чаще рассматривается как происходящее посредством технологии, а не использование технологий в качестве дополнительного материала в классе. ИТ особенно влияют на содержание курса и методику преподавания, а также на набор и обучение преподавательского состава. ИТ требуют от учителей изучения новых навыков. Использование компьютерных технологий улучшает образовательный опыт студентов – не столько из-за самих средств массовой информации, а потому, что программы требуют от учителей мыслить латерально и систематически.
Роль учителей изменяется с развитием информационных технологий обучения. Студентам не хватает не информации, а скорее времени, чтобы найти, проанализировать, понять и применить полученные сведения. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся развить навыки, определить, как находить, анализировать и интерпретировать нужные данные.
Таким образом, информационные технологии обучения – это важная часть процесса модернизации и развития образования. ИТ включают использование информации в форме звука, графического изображения, текста, номера и т. д. Чтобы преобразовать сведения в нужный тип документа и отправить его по назначению, используют определенные приемы и устройства.
Средства информационной технологии обучения – это различные устройства, компьютеры с необходимым программным обеспечением и телекоммуникациями вместе с размещенной на них информацией. Они позволяют осуществлять дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов.
Удаленное обучение
Дистанционное обучение – это синтез самостоятельного интерактивного процесса получения знаний и консультационной поддержки. Таким образом, электронное обучение можно рассматривать как один из инструментов ДО.
Информационные технологии дистанционного обучения – это набор возможностей, которые предоставляют ученикам доставку основной части учебных материалов и интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе получения знаний. В этом случае принятие информации может быть осуществлено без участия компьютеров и Интернета.
Обучение с использованием информационных технологий дистанционного обучения имеет много преимуществ:
Вам будет интересно: Советская космическая программа. Космические корабли и орбитальные станции
На данный момент дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного мира, его тенденции указывают на постоянный рост. Все большее число университетов предоставляют возможности дистанционного обучения, так как считают его удобным для всех.
Информационные технологии и цели образования
Как образование, так и обучение – это процессы жизненного цикла, у них нет предела и сроков, регулирующих, когда начинать и останавливаться. Хотя образование в прошлом было сосредоточено на преподавании, ИТ повлияли на цель информационной технологии обучения. Поэтому в настоящее время образование все чаще воспринимается как процесс создания, сохранения, интеграции, передачи и применения знаний. Восприятие самого знания также изменилось, тогда как знание могло когда-то восприниматься как неизменное, оно теперь должно восприниматься как «ревизионистское, творческое, личное и плюралистическое».
Использование современных информационных технологий в обучении с каждым днем все больше развивается.
Исходя из этого, существуют определенные цели:
Образовательные технологии определяются несколькими факторами, такими как:
Будущее образования не предопределено современными информационными технологиями. Оно скорее будет зависеть от того, как станет строиться и толковаться место технологии в процессе образования. В повседневной жизни мы каждый день изучаем что-то новое, и это помогает нам изменить взгляд на мир. Образование предоставляет нам информацию, которую мы должны изучать и обрабатывать для использования. Очень важно обеспечить доступность образования каждому и в любое время. Это поможет повысить уровень грамотности населения. У информационных технологий обучения есть возможность ускорить доставку данных и эту способность можно использовать для улучшения общей образованности.
Новые технологии в образовании
Новые технологи изменяют способ обучения, а также меняют процесс обучения. И учителя, и студенты используют вновь созданные образовательные технологии для архивирования конкретных академических целей. Единственная проблема заключается в том, что ИТ стоят дорого, поэтому те, кто не может позволить себе заплатить, как правило, испытывают трудности с использованием возможностей информационных технологий обучения. Например, более широкое использование широкополосного доступа к интернету позволяет студентам своевременно получать нужные сведения. Преподаватели используют эти возможности для создания и предоставления академических данных с применением видео и графических иллюстраций.
Проникновение новых информационных технологий в обучение позволяет качественно изменять организационные методы и формы, делая процесс более доступным и удобным. ИТ позволяют в любой момент получить доступ к академической информации. Как студенты, так и преподаватели используют ИТ для приобретения и обмена учебными материалами. Например, учителя могут легко предоставлять визуальные и звуковые данные своим ученикам, используя компьютеры и широкополосный доступ в Интернет. Это разрушает границы доступа к информации, потому что студент будет присутствовать на виртуальной лекции, а не в физическом классе. Также преподаватели могут давать задания студентам на специальных образовательных форумах.
Важность информационных технологий в обучении и образовании
Сегодня ИТ служат полезным инструментом в повышении навыков преподавания и способности к обучению. Аудиовизуальное образование можно легко предоставить с помощью ИТ. Компьютер – полезный инструмент во всех областях обучения. Мультимедийные технологии используются в школах, колледжах для обмена идеями между учениками и преподавателями. Поэтому знать место информационных технологий обучения и образования в наше время очень важно.
Сегодня в университетах развитых стран предоставляется технологическое образование. Более продвинутые школы совершили прыжок в виртуальном преподавании. Онлайн- и дистанционное обучение относится к передовым формам образования в новом столетии. Развивая учебные среды в начале XXI века, общество возлагало на плечи образовательных учреждений и их традиционных структур большую ответственность за растущую потребность в образовании.
Теперь без участия различных коммуникационных и информационных технологий в развивающем обучении и воспитании мы обойтись не можем. Студенты используют мобильную, записывающую, воспроизводящую системы, кинофильмы, пленочные полосы, телевидение, аудиокассеты, записи, обучающие машины, компьютеры и видеодиски для связи и отображения информации. Интернет-библиотека помогает учителям и студентам в получении большого количества информации.
Возможности информационных технологий в обучении помогают преподаванию в группах. В рамках учебной программы ИТ ученикам предлагается рассматривать компьютеры как инструменты, которые будут использоваться во всех аспектах их исследований. В частности, им необходимо использовать новые мультимедийные технологии для обмена идеями, описания проектов и информации о своей работе. Это требует от них выбора среды, наиболее подходящей для передачи сообщения, структурирования информации иерархическим образом и связывания данных для создания многомерного документа.
Информационные технологии обучения обеспечивают эффективные методы для профессионального развития учителей.
Информационно-технологическое преподавание в классе для детей с особыми потребностями
Дети-инвалиды сталкиваются с множественными формами дискриминации, что приводит к их исключению из общества и школы. Отношение к детям с ограниченными возможностями, а также нехватка ресурсов для удовлетворения их потребностей усугубляют проблемы, с которыми они сталкиваются при доступе к образованию. Отсутствие доступа к школе является проблемой, равнозначной неспособности системы обеспечить качественное образование детей-инвалидов.
Вам будет интересно: Формулы для вычисления диаметра конуса. Пример решения геометрической задачи
ИТ привели к революционным изменениям в обучении детей с особыми потребностями. Современные компьютерные технологии открыли доступ для общения в классе детям с нарушениями зрения, слуха, ограниченными возможностями передвижения и т. д. Это позволяет детям с нарушением зрения использовать компьютеры Брайля для создания заметок и проведения тестов в классе, а также подготовки заданий и документов дома. Специальный аппарат под названием Cranmer Abacus помогает им изучать концепции чисел и выполнять вычисления.
Телекоммуникационные устройства используются для учащихся с нарушениями слуха. К другим технологическим средствам относятся кохлеарные имплантаты, слуховые аппараты, вспомогательные устройства для прослушивания, устройства оповещения, телевизионные и кинозалы, текстовые телефоны, которые облегчают учебную деятельность этих детей в классе.
Технология Hyper-text используется для детей с ограниченными возможностями обучения, поскольку они не могут следовать учебнику, как их обычные сверстники. Они также используют технологию hypermedia для прослушивания, просмотра и поиска различной информации. Иногда говорящие книги, записанный текст и лекции также используются в классе для обучения детей-инвалидов.
Основные преимущества информационных технологий
Преимущества для студентов:
Преимущества для учителей:
Основные недостатки информационных технологий
Как и в любом другом деле, без отрицательных моментов здесь также не обошлось:
Вывод
Педагогические и информационные технологии обучения помогают учителям и их подопечным совместно участвовать в учебном процессе. Они расширяют границы своего мышления, знания и выполняют различные образовательные мероприятия. Различные виды технологий как аппаратного, так и программного обеспечения делают процесс обучения более интересным.
Применение информационных технологий в обучении дает огромные возможности в совершенствовании продуктов и процессов образования. Например, такие как индивидуализация обучения, использование мультисенсорных и мультимедийных материалов и эффективное управление различными учебными заведениями. Руководство по ИТ более активно разрабатывает процесс обучения. Теперь учитель играет роль тренера или наставника.
Сегодня Интернет служит основополагающим источником предоставления глобальной информации миллионам учащихся, учителей и администраторов. Поэтому запуск Интернета в классных комнатах, а также в административных зонах существенно расширяет возможности современного образования и позволяет людям использовать онлайн-ресурсы без ограничений.