информационное и программное обеспечение бизнес процессов что это
ТОП-11 систем для управления бизнес-процессами в 2021 году
В этой статье мы рассмотрим рейтинг лучших BPM-систем для управления бизнес-процессами по состоянию на 2021 год. Ознакомьтесь, если запланировали внедрение такой программы в своей компании.
BPM (Business Process Management System) – управленческая концепция, в рамках которой любой бизнес-процесс рассматривается как отдельный ресурс компании. Оптимизация и автоматизация бизнес процессов – способ повысить общую эффективность и управляемость организации. А используются для этого специальные BPM-системы (Business Process Management System) – программы со специализированным функционалом.
Внедрение системы управления бизнес-процессами позволяет получить сразу несколько выгод:
Информационная система управления бизнес-процессами – это набор инструментов, который поможет повысить эффективность работы организации, структурировать ее, выстроить работу всех подразделений в рамках единых правил и стандартов.
Критерии составления нашего рейтинга
Отметим сразу, что наш рейтинг BPM-систем, как и любая другая попытка составить ТОП – это во многом субъективное мнение. Но выразили его специалисты в этой сфере, которые тестировали эти программы, использовали их, а также хорошо знают рынок. Поэтому считаем, что приведенный ниже перечень актуален на 2021 год.
Также просим обратить внимание, что порядковые номера систем в рейтинге условны. Каждая из выбранного нами десятка достойна места в тройке лидеров.
При составлении своего ТОПа мы руководствовались следующими критериями:
Надеемся, что проведенная нами аналитическая работа принесет вам пользу. А пока переходим к самому ПО.
1 Comindware Business Application Platform
В конце 2020 года компания Comindware третий раз подряд раз заняла первую позицию в рейтинге крупнейших разработчиков BPMS по версии CNews Analytics.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
2 Bitrix24
О программе Bitrix24
Как утверждают разработчики, продукты Bitrix24 активно используют более чем 1 500 000 компаний. Именно по этой причине условное первое место мы отдали этой системе. Также следует отметить, что эта система управления бизнес-процессами подходит решительно всем организациям благодаря обширному функционалу, наличию нескольких тарифных планов и большим возможностям настройки, масштабирования.
Это настоящий внутренний корпоративный Интернет со своей CRM, социальной сетью, мессенджером, планировщиком и кучей других модулей. В России на данный момент Bitrix24 – это определенно №1. Впрочем, конкуренты с каждым годом понемногу поджимают, так что гегемония разработчика, бывшая неоспоримой еще несколько лет назад, сейчас не выглядит настолько явной.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
3 ELMA
О программе ELMA
ELMA – одна из наиболее динамично развивающихся систем управления бизнес-процессами предприятий, компаний с разными направлениями деятельности. Предназначена для автоматизации управления повторяющимися процессами и нерегулярными задачами, корректируемыми в рамках проектов. С ее помощью можно эффективно наладить документооборот, что тоже немаловажно.
Главное – это целевая программа, в которой нет ничего лишнего, а присутствует только то, что напрямую связано с BPM.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
4 Oracle BPM Suite
О программе Oracle BPM Suite
Oracle BPM Suite – еще одна масштабная система управления эффективностью бизнес-процессов. Состоит из трех базовых функциональных блоков, предназначенных для автоматизации:
В принципе, эта система управления качеством бизнес-процессов в большей степени оптимизирована для коммерческой деятельности. Но для нее здесь есть решительно все, в том числе по части логистики и регламентов для персонала на всех уровнях.
Преимущества
• Наличие шаблонов, как для целых бизнес-процессов, так и для пользовательских форм.
• Встроенный функционал для создания корпоративных порталов.
• Обширные возможности для комплексной интеграции с другими бизнес-программами.
• Обширные возможности в плане настройки процессов под свои потребности.
Недостатки
• Отсутствие возможности связывать несколько бизнес-правил в один процесс.
• Недостаточный функционал для крупных производственных предприятий.
Стоимость
• По запросу указывается разработчиков в зависимости от региона и выбранного функционала.
5 «Первая форма»
О программе «Первая форма»
Возможно, «Первая форма» пока что не является одной из самых распространенных BPM-систем. Но мы включили ее в собственный рейтинг потому, что это на 100% российская разработка, в которой полностью учтены особенности организации и ведения бизнеса в нашей стране. Кроме того, она предлагает обширный функционал для автоматизации управления бизнес-процессами торговых, производственных, консалтинговых, страховых и других компаний. Это один из проектов, которые стремительно развиваются и постоянно растут, прибавляя в качестве, возможностях.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
6 Zoho
О программе Zoho
Zoho предлагает сразу несколько пакетов готовых решений для автоматизации внутренних и внешних процессов. Они отличаются простотой внедрения и восприятия, предоставляют все основные возможности, даже в бесплатной версии.
Изюминка здесь – Zoho Creator. Это во многом уникальный проект, в первую очередь ориентированный на разработчиков и IT-сферу. Представляет собой онлайн-сервис, на котором можно создавать собственные модули, используя готовые решения из открытой библиотеки, а также обмениваясь ими с другими пользователями.
Проект позволяет подобрать необходимое, выполнить всесторонний анализ системы управления бизнес-процессами, и изменить ее, добиваясь 100% соответствия с вашими целями и задачами.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
7 Bizagi
О программе Bizagi
Bizagi – одна из наиболее известных и популярных автоматизированных систем управления бизнес-процессами. Это глобальное решение, состоящее из трех отдельных модулей, отвечающих за создание, автоматизацию и исполнение процессов. Благодаря такому подходу к построению архитектуры разработчикам удалось «сделать сложное простым», по крайней мере, внешне.
В этой системе есть все для организации эффективного бизнес-контроля. Она достаточно вариативна для интеграции в компании с разными направлениями деятельности.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
8 Bpm’online
О программе Bpm’online
Bpm’online – оригинальный продукт украинских разработчиков, что подразумевает наличие отлично проработанной русскоязычной версии. Стартапу еще нет и десяти лет. Но с 2016 года система постоянно попадает в профильные рейтинги и получает награды за свои инструменты для управления продажами и прочими аспектами организации бизнеса.
Главная «фишка» Bpm’online – возможности совершенствования системы управления бизнес-процессами. Не безграничные, но очень обширные. Разработчик предоставляет вполне функциональный базовый набор модулей, а также доступ к среде, в которой на основе готовых решений можно конструировать собственные приложения с целевым функционалом. Причем не обязательно с привлечением ТОП-программистов.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
9 Metatask
О программе Metatask
Metatask – популярная в англоязычном сегменте BPMS-система управления бизнес-процессами, допускающая формирование практически любой требуемой среды. Предоставляет потрясающей разнообразный функционал, идеально проработанные интерфейсы, в том числе мобильные. Подходит для всех видов бизнеса и охватывает каждый процесс. Недостаток только один – русскоязычной версии нет вообще.
Преимущества
• Высокий уровень адаптивности под требования бизнеса.
• Проработанные мобильные интерфейсы.
• Простота интеграции в процессы и управления ими.
Недостатки
• Нет русскоязычной версии.
Стоимость
• 14-дневный тестовый режим с доступом ко всем функциям.
• 6 долларов за пользователя в месяц (подключение не менее 5 пользователей).
10 IBM Business Process Manager
О программе IBM® Business Process Manager
Если вас интересуют продукты солидных разработчиков со 100% чистой, подтвержденной временем репутацией, то IBM Business Process Manager – именно то, что надо. Это комплексная программа, которая позволяет не только проектировать процессы управления бизнес-системой, но и тестировать их перед практическим внедрением. Такой подход позволяет избегать многих ошибок. Для разных по масштабу деятельности организаций компания предлагает три издания своего продукта с различным функционалом. Но даже в минимальной версии есть все необходимое для малого и среднего бизнеса.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
11 SAP Business Suite BPM
О программе SAP Business Suite BPM
С одной стороны, SAP Business Suite ничем выгодно не отличается от других систем управления бизнес-процессами (BPM). Те же возможности, никаких ярко выраженных черт и революционных решений. Но эта программа весьма распространена в России, имеет хорошую техподдержку и является одним из оптимальных вариантов для создания и интеграции небольших бизнес-процессов. Ориентирована она на малые и средние организации, перекрывая все их запросы.
Преимущества
Недостатки
Стоимость
• Стоимость продукта определяется индивидуально в зависимости от пакета модулей и возможностей, которые необходимо получить.
Управление + контроль = успешный бизнес
Каждая из перечисленных выше систем управления бизнес-процессами поможет повысить его эффективность за счет структуризации, стандартизации и автоматизации (особенно регулярных задач). Это важный аспект оптимизации деятельности и создания благоприятных условий для стабильности, процветания. Но есть еще один – контроль над сотрудниками. Насколько бы хорошо не была технически обеспечена организация, человеческий фактор все равно играет важную роль.
Уменьшить его влияние на бизнес можно за счет внедрения еще одной системы – Kickidler, предназначенной для автоматизации контроля эффективности работы сотрудников, нарушений, учета рабочего времени. Это второй важный аспект автоматизации управления офисом.
ПО Kickidler – система учета рабочего времени, позволяющая с высоким уровнем автономности контролировать продуктивность и дисциплину персонала, затрачивая основные усилия на развитие бизнеса, а не поддержание порядка в офисе.
Система учёта рабочего времени Kickidler.
Автоматизация бизнес-процессов: цели и этапы внедрения
С помощью специальных сервисов или программ бизнес может автоматизировать рутинные задачи. Это полезно для управляемых процессов, которые критически важны для достижения результата. Благодаря автоматизации у бизнеса высвобождается время для более качественного обслуживания клиентов или другой сложной работы, которую нельзя переложить на технологии.
Автоматизация бизнес-процессов экономит время и деньги, но на этом выгода от инвестиций в нее не заканчивается. Она также помогает сократить количество персонала для выполнения ключевых задач. Например, когда вы автоматизируете процессы обработки счетов к оплате или внедряете чаты для обслуживания клиентов, у сотрудников высвобождается время на дела, требующие личного общения.
Другое преимущество автоматизации — в предотвращении дорогостоящих ошибок, вызванных человеческим фактором. Например, при обработке документов и вводе данных.
Автоматизация бизнес-процессов — это механизм, который позволяет установить новые правила стандартизации в повседневные рабочие процессы. В результате у сотрудников появляются понятные алгоритмы действий.
Зачем нужна автоматизация бизнес-процессов
Чтобы понять, как работает автоматизация, нужно для начала разобраться, что такое бизнес-процесс. Это может быть любая последовательность действий, которые помогают бизнесу достичь определенной цели. В совокупности с автоматизацией это повторяющаяся транзакция, состоящая из серии этапов, в которых участвуют IT-системы, сервисы, программы.
Например, бизнес-процессы могут включать выполнение заказа, подтверждение заявки, обработку отчета или прием на работу нового сотрудника. При выстроенной системе управления бизнес-процессами эти задачи обычно реализуются посредством цепочки электронных писем, работы с документами, созвонов и других действий. Но когда за эти задачи берется человек, то даже незначительная ошибка приводит к сбоям и срыву сроков.
Задача автоматизации — предотвратить проблемы. У нее есть несколько преимуществ:
Цели и преимущества автоматизации бизнеса
Рост и трансформация — цель любого бизнеса. Автоматизация бизнес-процессов — одна из стратегий, которая помогает достичь этих целей и выводит различные направления бизнеса на новый уровень.
Управление клиентами. Небольшим компаниям часто бывает трудно управлять базами клиентов, но специальные сервисы и программы помогают поддерживать их в актуальном состоянии и напоминают о текущих задачах. Доступ к необходимой информации можно получить буквально нажатием одной кнопки.
Маркетинг и поддержка клиентов. Компании создают экосистемы, которые упрощают и реструктурируют бизнес-операции. Часто для этого используются различные сервисы, нередко одно решение интегрируется в другое.
Автоматизация бизнес-процессов в маркетинге затрагивает различные направления. Например, она может обеспечивать регулярную публикацию статей или сообщений в корпоративных блогах в соцсетях.
Кроме того, инструменты автоматизации снимают множество проблем, связанных с поддержкой клиентов: любой запрос отслеживается и не теряется. Компании могут добавлять потенциальных и уже существующих клиентов в сервис или программу, чтобы затем управлять коммуникациями через сообщения, уведомления.
Сокращение количества задач. Автоматизация бизнес-процессов сводит к минимуму ручную работу. Она полезна, например, для рассылки сообщений, благодарственных писем, напоминаний, планирования, управления клиентами и других задач.
Оптимизированное управление сайтом. Автоматизация помогает клиентам максимально удобно взаимодействовать с сайтом. Есть различные инструменты для выявления и устранения проблем с веб-ресурсами.
Управление проектами. Благодаря автоматизации компании могут отслеживать задачи и этапы реализации. Удобно, когда можно легко получить доступ к проекту и проконтролировать, как идет работа.
Быстрое согласование текущих вопросов. Внедрение инструментов автоматизации сокращает цепочку согласований и в итоге ускоряет этот процесс.
Инструмент анализа для отдела продаж. У менеджеров по продажам появляется уникальная информация (движение лида по воронке, план-фактный анализ в реальном времени и др.). Данные помогают выявлять и устранять сложности в воронке и больше продавать.
Контур.CRM — интуитивно понятная CRM. Попробуйте сейчас!
Работайте с любого браузера и устройства! Контролируйте и автоматизируйте продажи!
Более эффективные коммуникации. Автоматизация бизнес-процессов помогает бизнесу повысить общую эффективность. Все процессы унифицируются, а в коммуникациях перестают происходить сбои.
Уменьшение количества ошибок. Автоматизированные инструменты обычно более точны, чем люди. Они помогают избежать дорогостоящих затрат, связанных с неэффективностью и ошибками человека. Использование таких инструментов позволяет экономить на управленческих трудозатратах в долгосрочной перспективе.
Автоматизировать можно почти любой бизнес-процесс. Чаще всего эти процессы касаются продаж, закупок, управления персоналом, разработки продуктов, отслеживания запасов, логистики и доставки, обучения, IT, управления производительностью, анализа данных и оценки рисков.
Какие бизнес-процессы не следует автоматизировать
Иногда бизнес впадает в безумие автоматизации. Несмотря на то, что внедрение технологических инструментов может быть очень полезным, есть процессы, которые лучше не доверять сервисам и программам.
Процессы, требующие комплексного принятия решений и критического мышления. Люди лучше принимают сложные решения. Но это не значит, что автоматизация хотя бы частично не может быть полезной. Как минимум она дает подробную отчетность или аналитику, на основе которой можно принимать решения.
Процессы, требующие человеческого вмешательства. К ним относятся процессы, которые невозможны без эмоциональной составляющей: управление изменениями, предоставление сложной обратной связи, некоторые этапы процесса увольнения сотрудника и т.д.
Процессы, которые не имеют структуры или подвержены частым изменениям. Если вам сложно определить и применить к процессу конкретные правила или условия, вероятно, лучше не автоматизировать его.
Как внедрить автоматизацию бизнес-процессов
Системный подход к автоматизации бизнес-процессов включает четыре этапа: анализ, внедрение, интеграцию, сопровождение и техподдержку.
Анализ
Прежде чем внедрять автоматизацию, важно понять, для чего она нужна именно вашей компании. Постарайтесь получить полное представление о том, как работает конкретный процесс, разберитесь в существующей инфраструктуре и возможностях бизнеса.
Переход к автоматизации без полной оценки последствий, которые она окажет на процессы и бизнес в целом, часто приводит к снижению производительности и эффективности.
Практически каждый повторяющийся бизнес-процесс можно и нужно автоматизировать с помощью удобных инструментов:
После анализа процесса можно перейти к выбору технологии, которая соответствует целям бизнеса.
Тип автоматизации, который вы выбираете, должен учитывать потребности конечных пользователей. Все заинтересованные стороны должны быть довольны изменениями. Нет смысла применять метод, который полностью изменит способ работы только потому, что вы хотите что-то автоматизировать. Скорее он должен усовершенствовать уже используемые инструменты.
Внедрение
На этапе внедрения происходит настройка технологии. При этом нужно выполнить ряд задач, в числе которых создание подробного списка функций, обучение пользователей и предоставление доступа.
Интеграция
На этом этапе происходит интеграция технологии с корпоративными системами и сторонними решениями. Обычно это осуществляется с помощью API. Технология проходит всестороннее тестирование.
Сопровождение и техподдержка
Важно иметь доступ к техподдержке. Заключительный этап направлен на поиск «узких мест» и всего, что мешает процессу. Далее предпринимаются необходимые шаги для исправления недостатков.
Необходимо быть в курсе изменений в сервисах, программах.
Инструменты автоматизации бизнес-процессов для малого бизнеса
Каждая отрасль уникальна, и идеальное решение по автоматизации должно быть достаточно гибким, чтобы закрывать конкретные потребности.
Например, перед малым бизнесом может стоять задача по автоматизации процесса продаж. Важно, чтобы выбранный инструмент имел удобный и простой для работы интерфейс.
Интерфейс Контур.CRM
Функции сервиса должны позволять не только назначать задачи, но и отслеживать их выполнение, анализировать конверсию, хранить историю общения с клиентами, прослушивать звонки и вести базу.
История общения с клиентами в Контур.CRM
С помощью программы у руководителя должна быть возможность готовить отчеты о работе каждого менеджера и отслеживать эффективность сотрудников в реальном времени. Например, Контур.CRM отражает движение лида по воронке — таким образом легко отслеживаются этапы сделки.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Информационные технологии и их использование в управлении бизнесом
Директор департамента сбора, хранения и анализа данных компании «ВС Лаб»
Грамотно и своевременно внедренные технологии — уже давно один из необходимых компонентов роста и развития компаний. Какие информационные технологии существуют и какие задачи они решают, рассказал Иван Барчук, директор департамента сбора, хранения и анализа данных компании «ВС Лаб», которая реализует проекты по цифровизации и автоматизации бизнеса.
Содержание:
Вычислительная техника существовала с древних времен. Но только после Второй мировой войны стала прочно входить в жизнь человека. Первый высокоуровневый язык программирования (Планкалкюль) был выпущен в 1948 году. Изобретение концепций интегральной схемы (1960) и центрального процессора (1969) увеличило скорость внедрения технологий, а также доступность компьютеров.
Если до шестидесятых годов компьютеры использовались только учеными и иногда военными, то после технологии массово стали проникать в корпорации для решения бизнес-задач. Соответственно, некоторые гиганты среди поставщиков аппаратного обеспечения (например, IBM, HP, Hitachi) существуют более пятидесяти лет. А гиганты среди поставщиков программного обеспечения были основаны именно в семидесятых годах (например, Microsoft, SAP, Oracle).
Один из первых крупных проектов по внедрению информационных технологий для решения бизнес-задач был выполнен компанией SAP. В 1972 году они автоматизировали начисление заработной платы и часть бухгалтерского учета корпорации Imperial Chemical Industries. И вот уже примерно 50 лет требования бизнеса являются важным драйвером развития вычислительных устройств и возможностей программного обеспечения.
Что такое информационные технологии в бизнесе?
149-ФЗ дает определение информационным технологиям: ИТ — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации. Соответственно, все эти же процессы и методы, но направленные на потребности бизнеса, являются информационными технологиями в бизнесе.
Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес
Информационные технологии в российский бизнес начали проникать примерно тогда же, когда появился российский бизнес, то есть еще в девяностые. Первые персональные компьютеры пришли в Россию именно тогда. Продукты Microsoft Office, Adobe, специализированное ПО — все это стало обязательным атрибутом многих офисных помещений или, например, заводоуправлений, уже к концу девяностых. Ну, и огромные ЭЛТ-мониторы, куда же без них.
Применение
В наши дни, наверное, любая компания, которая чтит налоговый кодекс, живет в парадигме автоматизированного бухгалтерского учета. Большинство компаний, в которых более чем у десяти сотрудников рабочее место — это компьютер или ноутбук, имеет корпоративную электронную почту со своим доменом.
А корпоративный сайт может существовать даже без электронной почты. Ну, и, если у сотрудников есть автоматизированные рабочие места, значит, должно быть и программное обеспечение в виде офисных приложений, браузера, мессенджеров и так далее.
Обязательная работа с соцсетями, профилями компании в картах, сервисами отзывов — также важный элемент жизни большинства компаний вплоть до ИП. Поэтому можно смело утверждать, что информационные технологии важны для любой компании. Даже маленькие торговые точки обязаны принимать безналичную оплату (хотя часто просят совершить денежный перевод, что тоже вполне относится к ИТ).
Что касается крупного бизнеса и крупных компаний, то тут добавляется гораздо больше потребностей и возможностей. Потому что далеко не каждая компания готова потратить десятки или сотни миллионов рублей в год на информационные технологии. Но те, которые тратят, ждут отдачи в виде снижения затрат и повышения эффективности бизнес-процессов.
Управление персоналом
Рассмотрим для примера HR. Управление персоналом (Human Resources) — частый и важный потребитель информационных технологий. Сегодня автоматизации и цифровизации подвержены все процессы HR, разве что кроме приватных разговоров с сотрудником.
Сервисы поиска сотрудников (рекрутмента) для компаний одновременно являются сервисами поиска работы для кандидатов. Процессы улучшаются с каждым годом, а если чего-то не хватает в самом сервисе, то можно настроить интеграцию с собственной информационной системой. Например, для более качественного хранения и поиска по базе резюме откликавшихся за много лет соискателей.
Для корпораций с тысячами вакансий в разных регионах такие дополнительные сервисы актуальны. Также к разбору резюме на самые популярные (с сотнями откликов в день) вакансии могут подключать нейросети, а первое общение с кандидатами может проводить голосовой робот или чат-бот.
Хранение персональных данных, кадровый документооборот, начисление заработной платы, учет рабочего времени и так далее — все эти процессы уже давно являются автоматизированными в разных компаниях. И если где-то этого еще нет, то это вопрос не отсутствия технологий, а отсутствия желания или возможностей. И нельзя не вспомнить о повсеместном переходе на электронные трудовые книжки с 2020 года.
Если говорить о средних компаниях и крупных корпорациях, существует еще как минимум две важных задачи, которые могут быть автоматизированы: обучение и оценка персонала. Обучение, особенно после начала пандемии, все больше уходит из офлайна в онлайн. Платформы видеосвязи, технологии вебинаров, сервисы онлайн-курсов — все это может быть как общедоступным, так и внутрикорпоративным.
Десять лет назад ознакомиться с правилами техники безопасности на каком-то предприятии можно было единственным способом: выслушать нудную двухчасовую лекцию в классе вместе с несколькими такими же слушателями, после чего заполнить анкету из пяти вопросов вида: «Стоит ли хватать голыми руками оголенный провод под напряжением?». А если новичок вдруг поставил галочки в неправильных местах, то ему (в некоторых случаях) просто давали еще одну анкету для второй попытки.
Сейчас же специализированное мобильное приложение может показывать красочную видеопрезентацию тет-а-тет, следить за вовлеченностью зрителя, задавать вопросы для промежуточных проверок усвоения материала, после чего давать тест необходимой сложности в самом конце.
И неспособность сотрудника правильно ответить на вопрос про оголенный провод после этого уже передается в подразделение управления персоналом, которое уже на этом этапе может понять, что для сотрудника срочно следует составить индивидуальный план развития, чтобы скорректировать эффективность деятельности отдельно взятого сотрудника и восполнить пробелы в его знаниях.
Конечно же, область применения не только ТБ, но и любые правила, инструкции, регламенты или, например, интерактивная инструкция по работе с информационной системой. Также к обучению сотрудников относится не только массовые вводные курсы и проверки, но и специализированные курсы, семинары.
Оценка персонала везде производится (если производится) разными методами. И, наверное, нет какой-то единой методологии оценки профессиональных компетенций любого сотрудника в любой компании. А вот для оценки вовлеченности, мотивации уже давно используются несколько различных методик.
В основном они направлены не на конкретных сотрудников, а на выяснение средних значений по коллективу, но если средние значения сильно отклоняются от нормы либо ощутимо просели с момента последнего исследования, то проблемы явно существуют. И, естественно, эти методики точно так же автоматизируются, как и все остальное, как простыми формами анонимных интернет-опросов, так и сложными, но гораздо более точными, специализированными решениями для HR-исследований. На них сейчас есть реальный спрос, поэтому мы добавили такие системы в портфель решений «ВС Лаб».
Это лишь часть распространенных вариантов применения информационных технологий в управлении персоналом. Конечно же, решаемых задач гораздо больше.
Основные требования к инфраструктуре ПО
Основное требование к инфраструктуре в наше время — расположение серверов. Первые десятилетия автоматизация процессов происходила на инфраструктуре, физически расположенной у заказчиков. Около десяти лет назад в моду стали входить «облака», то есть облачные хранилища, сервисы, программное обеспечение.
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Сегодня каждая компания может сама решать, какой вариант подходит им: поддерживать свою инфраструктуру самостоятельно (on-premise) или доверить это сторонним компаниям (хостингам).
Небольшим компаниям проще и выгоднее воспользоваться облачным хранилищем документов, облачной CRM, облачной бизнес-аналитикой. Это позволяет не тратить средства на оборудование и штат специалистов поддержки инфраструктуры, а также быть уверенным в высоком уровне доступности сервиса и быстром устранении внештатных проблем.
Крупные же компании, в свою очередь, далеко не всегда стремятся переехать в «облака». Во-первых, данные на их серверах могут содержать слишком чувствительную для бизнеса информацию, и хотя хостинги гарантируют стопроцентное отсутствие доступа к данным у третьих лиц, далеко не все готовы на это пойти.
Во-вторых, персональные данные по российскому законодательству можно хранить только на территории РФ и быть аттестованным в рамках 152-ФЗ, что сильно затрудняет использование некоторых зарубежных облачных платформ и сервисов. В-третьих, у некоторых компаний (например, у госорганов или компаний с госучастием) есть свои особые требования по допустимому набору технологий и параметров оборудования и программного обеспечения, которые могут повлиять на отказ от облачных технологий.
Что касается требований к самому ПО, то в России с некоторых пор популярен термин «импортозамещение», который говорит об ограничении возможности некоторым компаниям использовать импортное проприетарное (упрощенно — платного) программное обеспечение. Поэтому у части компаний есть выбор между свободным ПО и ПО отечественного производства.
За последние шесть лет это требование дало неплохой стимул для развития софта, произведенного в России и включенного в реестр отечественного ПО. Пусть и не во всех сферах ИТ, но некоторые российские платформы не уступают в качестве и функциональности популярным западным аналогам. Например, среди платформ бизнес-аналитики (Business Intelligence). Это одно из профильных направлений нашей компании, которое, кстати, курирую я.
Разновидности и категории
Есть много различных вариантов классифицировать корпоративное программное обеспечение. Попробую часть из них очень упрощенно представить:
Проприетарное, бесплатное, с открытым исходным кодом и т.д.
Локальная программа (например, MS Excel) или информационная система с клиент-серверной архитектурой. Соответственно, в системе клиентская часть может быть «толстой» (отдельно устанавливаемое приложение на компьютер), «тонкой» (страницей, открываемой в обычном браузере).
И нельзя обойти стороной мобильные клиенты (которые часто являются гибридами «тонкого» и «толстого» клиентов), то есть мобильные приложения, которые работают с корпоративными системами.
Массовое (например, управление бухучетом или CRM) нужно большинству компаний. Нишевое же нужно очень небольшому количеству компаний, но зато очень нужно (например, ПО для геодезистов или программно-аппаратный комплекс турникетов в метро).
Массовое ПО будет почти аналогично использоваться и на большом металлургическом комбинате, и в сети стоматологических клиник. А нишевое за пределами узкого профиля использовать (без существенных доработок) не удастся.
Функции и задачи
Если рассматривать только массовое корпоративное ПО, то даже здесь идут десятки видов различных систем и сервисов. Вот самые популярные задачи автоматизации:
Про каждый из этих классов систем можно написать отдельную статью. Так или иначе каждый класс направлен на сокращение затрат, повышение эффективности и сохранение опыта компании.
Держать в штате не семьдесят бухгалтеров, которые каждый месяц считают заработную плату в тетрадках, а иметь десять бухгалтеров, у которых большая часть расчетов происходит автоматически — эффективное использование ресурсов компании.
Сотрудник, которому не нужно бегать между этажами для согласования документов, а которому достаточно заполнить карточку проекта документа в СЭДе, — более эффективный сотрудник. Руководитель, которому не нужно ждать от своих сотрудников ежедневного отчета, а которому достаточно открыть вкладку браузера с актуальной аналитикой по подразделению, — более эффективный руководитель.
Отдел продаж, который не теряет информацию обо всех клиентах (контактах, сделках, потенциальных сделках) конкретного продавца после его увольнения, потому что данные были внесены в CRM, сохраняет опыт компании. Отдел технической поддержки интернет-провайдера, сотрудник которого видит все транзакции и заявки пользователя при его обращении, сможет быстрее и точнее оказать консультацию по вопросу.
И чем больше систем внедрено, тем важнее, чтобы они были проинтегрированы между собой. И чтобы пользователям не приходилось одни и те же данные вводить в три системы.
Принципы применения современных информационных технологий
Информационные технологии никогда не стоят на месте и требуют постоянного развития в каждой конкретной компании. Изменяющиеся бизнес-процессы, новые направления бизнеса, устаревающие платформы реализации, новые требования информационной безопасности. Все это и многое другое двигает бизнес в сторону постоянной актуализации своих информационных систем.
Малый бизнес не может себе позволить регулярное изменение используемых технологий. Здесь выручают некоторые облачные продукты, которые часто выпускают новые версии продуктов с учетом самых популярных пожеланий. И иногда новые возможности оказываются очень даже актуальными. Например, во время начала пандемии несколько популярных сервисов выпустили важные обновления, направленные на упрощение массового перехода сотрудников по всему миру на удаленку.
С крупными компаниями все несколько иначе. Не имея возможности постоянно улучшать какие-то процессы, компании могут столкнуться с проблемами роста и начать проигрывать конкурентам. Да, какие-то автоматизированные процессы (например, бухучет) могут работать десять лет без потребности в изменении. А каким-то внесение изменений нужно раз в две недели.
Именно поэтому любая корпорация имеет либо в штате, либо в дочерней структуре большой набор архитекторов, аналитиков, дизайнеров, разработчиков, тестировщиков, инженеров и прочих ИТ-специалистов, которые позволяют делать процесс разработки и внедрения новой функциональности непрерывным и непрекращающимся.
Самый доступный пример тут — мобильные приложения банков, пользователями которых являются миллионы. Если один банк забросит поддержку и развитие приложения, если оно будет постоянно сбоить, то приложения конкурентов в это время будут развиваться, предлагая новые возможности и продукты. А в 2021 году более удобное и качественное мобильное приложение или интернет-банк — это достаточно веский и распространенный повод сменить один банк на другой.
Информационные системы и технологии в управлении предприятий
Три самых популярных причины применения информационных технологий в бизнесе: сокращение затрат, повышение эффективности и сохранение опыта компании. Но грамотно и своевременно применяемые технологии — уже давно один из необходимых компонентов роста и развития компаний.
Любой топ-менеджер крупной компании — потребитель большого количества данных из внутренних информационных систем. Для принятия управленческих решений необходимо иметь актуальные данные в необходимом виде. Поэтому многие из перечисленных в предыдущем разделе классов систем можно отнести к «системам поддержки принятия управленческих решений».
Классические электронная почта и документооборот, без которых никуда, увеличивают скорость попадания важных документов к руководителю и упрощают дальнейший поиск этих самых документов. Автоматически сформированные дашборды в любой момент покажут как ситуацию с финансами компании на сегодня, так и историю за последние несколько лет.
CRM и LMS расскажут обо всех свершившихся и не свершившихся контрактах с конкретным клиентом. Система управления проектами поможет понять, в каком из десятков активных проектов прямо сейчас есть проблемы и с чем именно они связаны. ERP подскажет, есть ли возможность сейчас запустить новую стратегическую инициативу.
Это все — давно уже реальность, и влияние информационных технологий на бизнес будет только расти. К чему нас это приведет даже через десять лет — сказать очень сложно. Но сейчас виден тренд на развитие мобильных технологий и интернета вещей, сбор и анализ больших данных, активное участие алгоритмов машинного обучения.
И нет, информационные технологии еще несколько десятилетий не вытеснят всех людей с их рабочих мест. Просто они будут помогать людям заниматься менее рутинной и более интеллектуальной работой.