история россии 6 класс рабочая программа поурочные рекомендации

Рабочая программа история России 6 класс ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Юрьевская средняя общеобразовательная школа.

заместитель директора по УВР _____ /Рубцова О.Н/

«____» _______ 20___ г

Директор школы:________/Зверева И.С./

приказ № __________ от «__________»

Учитель: Дорофеева Анастасия Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 21.12.2012 года, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897, в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, учебного плана МБОУ Юрьевская СОШ. Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Рабочая программа для 6 класса ориентирована на использование УМК:

«История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. В двух частях. Москва, Просвещение, 2016.

Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная шко-ла) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016.

Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс

Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс

Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 6 класс.

Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс.

Цели изучения истории:

Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи изучения истории:

1. Формирование представлений об истории средних веков как части общемирового исторического процесса.

2. Показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет история входит в обязательную часть учебного плана школы. Данный предмет изучается с 5 класса и является базовым. В соответствии с УП МБОУ Юрьевская СОШ продолжительность учебного года в 6 классе составляет 34 недели. На основе федерального базисного учебного плана и примерной программы по истории в 6 классе на уроки истории отводится 68 часов в год. На историю России 38 часов, поэтому рабочая программа сокращена на 2 часа: 1 час по теме IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. и 1 час теме V. Формирование единого Русского государства.

Система оценивания соответствует Положению « О системе оценивания основного общего образования в условиях ФГОС», принятом на заседании Педагогического совета и утвержденном Приказом №13/1-03-2014 от 06.03.2014г. Промежуточная аттестация проводится согласно приложению 1 к учебному плану МБОУ Юрьевской СОШ.

Общая характеристика учебного предмета

Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения.

Создание нового учебного курса отечественной истории опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды.

Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа.

Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Источник

Рабочая программа по «Истории» 6 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

МО гуманитарного цикла

№ 1 от «26» августа 2021 года

от 27.28.2021 г. № 176

истории Средних веков и истории России

(с древнейших времен до 16 века)

Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год

Морозова Тамара Юрьевна

Рабочая программа учебного предмета «История» 6 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);

· Образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения Городского округа Балашиха «Гимназия № 3»;

· Учебного плана МАОУ «Гимназия № 3» на 2021 – 2022 учебный год;

· Авторские программы: А.В. Торкунов «История России. 6 класс».

Е.В. Агибалова, Г. М. Донской «Всеобщая история. История Средних веков».

Обучение ведётся по учебникам:

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П. С., Токарева А.Я. «История России. 6 класс, учеб. для общеобразовательных организаций», в 2-х частях, под. ред. А.В. Торкунова, 2018 г.

Агибалова Е.В., Донской Г.М. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс, учеб. для общеобразовательных организаций» под ред. А.А. Сванидзе, 2014.

Программа рассчитана на 70 часов в год.

В целях эффективной реализации ФГОС запланирована организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Оценивание осуществляется в соответствии с Положением о системе оценивания и о промежуточной аттестации Гимназии.

Предполагаемые результаты освоения учебной дисциплины

Личностными результатами освоения программы являются:

· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

· формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения программы являются:

· формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

· овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

· формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

· формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

· развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

· воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Содержание учебного курса «История Средних веков»:

Введение в курс «История Средних веков». Живое Средневековье.

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средних веков. Место истории Средних веков в истории человечества. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

Глава 1. Становление Средневековой Европы (6-11 века).

Великое переселение народов. Образование варварских королевств на территории бывшей Западной Римской империи. Возвышение Хлодвига (основателя рода Меровингов). Расселение, занятия и общественное устройство франков.

Роль христианства в раннем Средневековье. Белое и черное монашество. Монастыри – как центры формирования новой культуры.

Карл Великий. Возникновение и распад империи Карла Великого.

Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.

Англия в раннее Средневековье. Легенды о короле Артуре и историческая реальность. Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.

Глава 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках.

Особенности развития Византии. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов на Византию.

Культура Византии. Развитие образования, научные знания, архитектура и живопись.

Образование славянских государств. Занятия и их образ жизни. Славянские просветители – Кирилл и Мефодий.

Глава 3. Арабы в 6-11 веках.

Природа и занятия населения Аравии. Возникновение ислама: Мухаммед – основатель ислама. Завоевания арабов. Распад Арабского халифата.

Культура стран халифата. Образование, наука, литература, искусство. Значение культуры халифата.

Глава 4. Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян.

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечение рыцарей. Кодекс рыцарской чести.

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Торговля в Средние века.

Горожане и их образ жизни.

Глава 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 века).

Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении. Филипп 4 Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.

Что англичане считают началом своих свобод. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих 2 и его реформы. Великая хартия вольностей. Первый созыв парламента.

Столетняя война. Причины и повод войны. Народная героиня Жанна д’Арк. Конец Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха 7.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Понятие «реконкиста». Образование Испанского королевства.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 веках. Почему Германия и Италия не объединились в единое государство.

Глава 8. Славянские государства и Византия в 14-15 веках.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Гибель Византии.

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века.

Образование и философия.

Культура раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения.

Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династий Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили ацтеки, майя и инки. Народы и государства Африки.Культура народов Африки.

Мир в Средние века. Образ жизни, традиции и обычаи, культура Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Возникновение и становление феодальных отношений. Место церкви в феодальном государстве.

Содержание учебного курса «История России (с древнейших времен до 16 века)»:

Введение в курс «История России (с древнейших времен до 16 века)».

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Появление первых городов.

Образование первых государств. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны.

Происхождение восточных славян. Хозяйство, быт и нравы, духовный мир и соседи восточных славян.

Глава 2. Русь в 9 – первой половине 12 века.

Первые известия о Руси.

Становление Древнерусского государства. Образование государства. Захват Киева и путь «из варяг в греки». Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава.

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Любечский съезд. Правление Владимира Мономаха.

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Место и роль Руси в Европе.

Культурное пространство Европы и культура Руси.

Повседневная жизнь населения.

Глава 3. Русь в середине 12 – начале 13 века.

Политическая раздробленность на Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Последствия раздробленности Руси.

Освоение земель Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Культура Владимиро-Суздальской земли.

Территория Новгородской земли. Занятия новгородцев. Основные категории населения Новгорода. Политические особенности Новгородской земли. Культура Новгородской земли.

Киевское. Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское княжества.

Глава 4. Русские земли в середине 13 – 14 веков.

Образование державы Чингисхана. Начало завоевательных походов Чингисхана. Битва на реке Калке. Историческое наследие Монгольской империи.

Батыево нашествие на Русь.

Походы шведов и крестоносцев. Александр Невский и Невская битва.Ледовое побоище.

Образование Золотой Орды. Народы, религии, экономика Орды. Ордынское владычество на Руси. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Литовское государство и Русь. Значение присоединения русских земель к Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши.

Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Поход Мамая на Русь. Куликовская битва.

Развитие культуры в русских землях во второй половине 13 – 14 веков.

Глава 5. Формирование единого Русского государства.

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 века.

Московское княжество в первой половине 15 века. Василий 1. Междоусобная война второй четверти 15 века.

Распад Золотой Орды и его последствия.

Московское государство и его соседи во второй половине 15 века.

Русская православная церковь в 15 – начале 16 веков.

Человек в Российском государстве второй половины 15 века.

Особенности культурного пространства единого русского государства 15 – начала 16 века.

Заключение. Наследие Средних веков в истории Древнерусского государства.

Древнерусское государство в Средние века. Образ жизни, традиции и обычаи, культура древнерусских людей. Развитие политической системы древнерусского государства. Место церкви в древнерусском государстве.

Тематика исследовательских проектов и творческих работ обучающихся по курсу «История Средних веков»:

1. Византийская мозаика (гл. 2).

2. Дворец халифа (гл. 3).

3. Живые традиции Востока (гл. 10).

4. История возникновения городов Европы в их названиях (гл. 5).

5. История духовно-рыцарского ордена (гл. 6).

6. На ярмарку в Шампань (гл. 5).

7. Непростая история простых предметов (гл. 9).

8. Осада и штурм Константинополя (гл. 8).

9. Путешествие викингов (гл. 1).

10. Путешествие по памятным местам гуситского движения (гл. 8).

11. Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы (гл. 7).

12. Рыцарский замок (гл. 4).

13. Самураи и европейские рыцари (гл. 10).

14. Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник (гл. 3).

15. Создание славянской азбуки (гл. 2).

16. Средневековая деревня (гл. 4).

17. Средневековый монастырь (гл. 1).

Тематика исследовательских проектов и творческих работ обучающихся по курсу «История России (с древнейших времен до 16 века»:

1. Археологические находки – свидетели истории.

2. Герои российской истории: князь Александр Невский на перекрестке мнений.

3. Грозило ли ордынское владычество странам Западной Европы?

4. Загадки герба России.

5. Иван Калита: оправдывает ли цель средства (групповой проект).

6. Иван 3 – создатель Российского государства.

7. История городов Древней Руси.

Тематическое планирование «История Средних веков».

Источник

Рабочая программа по истории России 6 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Пояснительная записка к рабочей программе по истории России

Образовательная область – история.

Курс – «История России в 6 классе общеобразовательной школы».

Рабочая программа учебного предмета «История России – 6 класс» составлена в соответствии с требованиями:

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Программа разработана на основе:

Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089).

Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).

Авторской программы: «История Россия с древности до конца XVI века 6 класс» для общеобразовательных учреждений, авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. М. «Просвещение» 2008 г.;

Учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений: «История России с древнейших времён до конца XVI века» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной М.: «Просвещение» 2008 г.

Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для учащихся основной школы, которая включает в себя:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.

Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.

Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.

Атлас: История России: IX-XVI вв. с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.

Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.

Рабочая программа учебного предмета « История России – 6 класс» рассчитана на 38 учебных часов.

Цели и задачи обучения истории России в 6 классе.

Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века.

Определенной новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.

Изучение истории в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:

1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений уч-ся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

2.Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

3.Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

4.Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

5.Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Курс «История Россия » призван решить следующие образовательные задачи :

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

— применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе

— формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки.

Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века и этапы наиболее масштабных событий.

Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.

Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места важнейших военных сражений.

Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории.

Рабочая программа рассчитана на изучение курса в течение 38 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2.

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

1. Урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.

2. Курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом история Средних веков, межпредметных – обществознание, внутрикурсовых.

Требования к уровню подготовки

основные периоды в истории России с IX по XVI века.;

место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и средневековой России;

существенные черты социального положения людей в России в древности и средние века;

существенные черты политического устройства России;

Учащиеся должны уметь:

работать с картами и атласами;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;

ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Содержание курса истории

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Тема 1. «Восточные славяне». (2 часа)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы.

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество . Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород . Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко- Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Родной край в древности.

Основные понятия темы.

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Тема 4. «Образование единого русского государства» (7 часов ).

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москвацентр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Основные понятия темы

Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.

Тема 5. «Московское государство в XVI веке» (8 часов +2).

Начало правления Ивана IV Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV . Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV XVI в . Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV — начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV —начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *