как называется стена с арками
Как читать фасады домов
Архитектурно-историческая шпаргалка
Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я
Фасад — наружная, лицевая сторона здания. Различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, дворовый, парковый и другие фасады.
А — Антаблемент. Арка.
Антаблемент — верхняя горизонтальная часть постройки, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент состоит из несущей части (архитрава), опирающегося на него фриза и венчающего его карниза. В отсутствие колонн антаблемент часто завершает верхнюю часть стены.
В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов (вертикально стоящих прямоугольных плит с несколькими желобкам) и метоп (прямоугольных каменных или керамических плит, украшенных рельефами или живописью), которые в нижней или верхней части могут быть украшены гуттами (маленькими усеченными конусами или цилиндрами). В ионическом и коринфском ордерах фриз заполняют сплошной лепниной или оставляют пустым. Также фризом называют сплошную полосу скульптурных или живописных изображений, окаймляющую верх стен.
Задача карниза — отделять крышу от стены или разделять плоскость стены по горизонтали. Поэтому карниз обычно выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, одновременно защищая их от осадков. В основе карниза — выносная плита, нижняя часть которой имеет плоские наклонные выступы (мутулы), которые также могут быть украшены гуттами. А небольшой карниз над окном или дверным проемом (иногда опирающийся на консоли и украшенный фронтоном) называют сандриком.
Над карнизом антамблемента может быть еще надстроена декоративная каменная стенка — аттик. А небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента или карниза называют раскреповкой.
Арка — дуга, изгиб, криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами (пилонами). Несквозные проемы перекрывают с помощью слепых или ложных арок. А арку, опоры которой расположены на разных уровнях, называют ползучей.
Обычно арка опирается на импост в виде карниза или выступа. В вершине ее нередко можно увидеть клинообразный или пирамидальный блок, который может выступать над плоскостью арки и даже выделяться размерами. Это характерный для классицизма замковый камень. Он скрепляет и украшает арку. Веерный замок состоит из трех клинчатых камней, наподобие веера — крупного центрального и двух малых по бокам.
Нередко арочный проем обрамляют декоративным валиком — архивольтом. Он выделяет дугу арки из плоскости стены. А если арка сквозная, то обращенную книзу поверхность (софит) иногда украшают. Кстати, софиты есть и у других архитектурных элементов, например, у карниза. Но есть и другие способы украсить арки. Например, с помощью висячей гирьки — опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно объединенным общей большой аркой. А трифорий (трехчастный арочный проем) не только украшает стену, но и укрепляет ее.
Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образуют аркаду, а ряд декоративных ложных арок — аркатуру. Иногда аркатура может иметь вид пояса с колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). В целом арки украшают здания и увеличивают прочность стен.
Б — Балюстрада. Башня.
Балюстрада — ограждение лестниц, террас и балконов из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Балясины также могут быть в виде доски с контурной прорезкой.
Заграждение, проходящее по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста или набережной, называют парапетом. Причем парапет может быть не только в виде балюстрады, но и в виде сплошной стенки. Иногда он становится постаментом для декоративных ваз и статуй.
Башня — сооружение, высота которого намного больше длины и ширины. Изначально башни с мощными куртинами (участками стен между ними) строили для обороны, затем для гражданских целей (например, пожарные каланчи). Сейчас башни нередко используют для украшения построек и создания высотной доминанты здания или архитектурного ансамбля.
Но есть и специальные декоративные башенки — пинакли. Обычно их венчают фиалы (завершение в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета) и украшают краббы (крюкообразные декоративные элементы чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов). Особенно популярны пинакли в готической архитектуре. И хотя башни обычно носят декоративный характер иногда с их помощью увеличивают вес и мощность контрфорсов.
В — Витраж
Витраж — декоративное заполнение оконного проема из цветного стекла. Витражи изготавливали с расчетом на сквозное освещение, при котором картинка начинала сиять.
Г — Галерея
Галерея — длинное крытое светлое помещение, где одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада. Также галереей называют удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из стен.
Древнерусские церкви нередко окружала наружная галерея на уровне перекрытий подклета — гульбище. А если она располагалась перед входом в храм, ее называли папертью.
Еще один исконно русский тип галереи — галдарейки. Они появились после отмены крепостного права, когда крестьяне хлынули в Москву. Тогда для решения жилищного вопроса стали строить дома по сверхбыстрой технологии: без подъездов и лестниц внутри. А для перехода с этажа на этаж ставили галдарейки — крытые (реже открытые) галереи вдоль дворовой части дома. Само слово стало искажением от галерея-галдарея.
Словарь архитектурных терминов
Абака (абак) – верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом.
Алтарь – в христианских храмах восточная часть здания, где находится престол. В православном храме алтарь отделен иконостасом.
Антаблемент – несомая часть здания, поддерживаемая колоннами. В античной архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.
Апсида – полукруглая выступающая часть здания, перекрытая полукуполом. В христианском храме апсиды располагались в восточной части, в них помещался алтарь.
Архивольт – наружное обрамление арки, часто в несколько рядов, украшенное орнаментом.
Архитрав – главная балка несомой части античной архитектуры, нижняя часть антаблемента, опирается непосредственно на колонны.
Аттик – прямоугольная стенка над карнизом здания или триумфальной арки. На аттике располагались надписи и рельефы.
База – основание колонны.
Барабан – цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.
Бельведер – площадка, надстройка на верху здания, беседка, расположенная на возвышении, откуда открывается красивый вид.
Бровка – в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.
Вимперг – в готике фронтон треугольной формы над порталом или окном. Оформлялся орнаментом или скульптурой.
Витраж – застекленное окно или дверь,часто украшенное рисунком. В готике цветные стекла скреплялись свинцовыми перемычками и образовывали большие многоцветные картины.
Волюта – архитектурная деталь в виде завитка, спирали. Характерна для ионической и коринфской капители.
Глава (главка) – в древнерусской архитекуре наружная часть купола в виде шлема, луковицы или шатра. Глава ставится на барабан.
Гутты (капли) – элементы античной архитектуры в виде маленьких усеченных конусов, прикрепляемых к нижней поверхности мутулов.
Дентикулы (зубчики) – ряд прямоугольных выступов, идущих вдоль карниза.
Закомара – в древнерусской архитектуре полукруглое завершение наружной стены здания, образующееся от сводчатого перекрытия внутри.
Замковый камень – клинообразный камень, устанавливающийся в центре арки или свода и запирающий все остальные камни. Часто декорируется орнаментом или маской.
Иконостас – преграда, отделяющая храм от алтаря и состоящая из рядов икон, установленных в определенном порядке.
Ионик – в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.
Каннелюры – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
Карниз – верхняя часть антаблемента здания, выступающий вперед край кровли.
Кессон – углубление квадратной или восьмиугольной формы на потолке, внутренней поверхности свода.
Колонна – вертикальная опора здания, его несущая конструктивная часть, главный элемент архитектурного ордера. Состоит из базы, фуста и капители.
Конха – в древнерусской архитектуре полусферическое перекрытие апсиды.
Крабб – декоративный элемент готической архитектуры.
Крестоцвет – в готике декоративное навершие шпиля (фиала) в виде распускающегося бутона цветка с крестообразно расположенными лепестками. Крестоцветом называют также декоративный элемент в виде круга с вписанным в него цветком с четырьмя лепестками.
Купол – внутренняя поверхность свода, близкая к полусфере.
Лопатка – в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры).
Лучковый фронтон – завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.
Люкарна – небольшое круглое или овальное окно на чердаке или в мансарде.
Люнет – поле стены в виде сегмента, ограниченное архивольтом и боковыми вертикальными опорами, часто декорируется росписью или рельефом.
Метопа – в классической архитектуре промежуток квадратной формы между триглифами. Декорировался рельефами или росписью.
Наос – в Древней Греции внутренняя часть храма, помещение святилища, где находилась статуя божества.
Нервюра – каркасное ребро готического свода. Нервюры образуют декоративный рисунок интерьера.
Неф – главное помещение христианского храма, расчлененное вдоль колоннадой или аркадой на три или пять частей, причем, средний, главный неф выше и шире остальных.
Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента. В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.
Павильон – небольшая садово-парковая постройка для отдыха.
Периптер – тип античного храма, прямоугольного в плане, со всех четырех сторон окруженного колоннадой.
Пилястра – вертикальный плоский узкий выступ на стене с базой и капителью
Пинакль – в готике небольшая башенка с фиалом, венчающая контрфорс.
Портик – в античной архитектуре открытая с одной стороны галерея на колоннах с фронтоном. Начиная с Ренессанса, использовался в архитектуре различных стилей.
Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада. Часто сочетаются центральный и боковые ризалиты.
Роза — в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.
Ротонда – круглое в плане здание, перекрытое куполом, часто окружено колоннадой.
Сандрик – небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.
Свод – криволинейное перекрытие здания.
Стереобат – каменный фундамент здания, состоящий из трех ступеней, верхняя из которых называется стилобатом.
Стилобат – поверхность для установки колонн, верхняя ступень стереобата.
Терраса – искусственная горизонтальная площадка, уступ, как бы продолжающие здание.
Тимпан – внутреннее поле фронтона, окруженное со всех сторон карнизом. На плоскости тимпана часто размещаются декоративные скульптуры, рельефы, росписи.
Трансепт – поперечный неф готического храма.
Триглиф – в античной архитектуре элемент фриза дорического ордера, выступающая прямоугольная плита с тремя вертикальными планками; чередуется с метопами.
Фасад – лицевая сторона здания. Различают боковые и задний фасады.
Фиал – в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.
Цоколь – основание стены, колонны, пилястры. Часто первый этаж оформляется как фундамент и называется цокольным.
Шпиль – остроконечное завершение башни, колокольни, на котором устанавливается флюгер, эмблема или флаг. Например, шпиль Петропавловского собора с фигурой ангела, шпиль Адмиралтейства с корабликом.
Щипец – островерхий фронтон средневековых домов с высокой двускатной крышей.
Эдикула – в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.
Экседра – полукруглая ниша в центре портика, часто с сиденьями вдоль стен.
Энтазис – небольшое утолщение фуста на одной трети его высоты от основания.
Эркер – выступающая часть здания, закрытый балкон с окнами.
Эхин – нижняя часть капители дорического ордера в форме округлой плоской подушки, находится между стволом колонны (фустом) и абакой.
Добавлено: 18.04.2021 09:27:17
Еще статьи в рубрике Интерьерные решения от дизайнеров интерьера и производителей:
Арка в современном интерьере: 9 ярких примеров
Современные арки
Арка арке рознь, и то, что было модно в 1990-е годы, в том десятилетии и осталось. Сейчас межкомнатные проходы выглядят иначе: отличаются материалами, нестандартными пропорциями и оттенками. Классические арки были среднего размера и симметричными; новые варианты чаще делают узкими или, наоборот, гипертрофированно широкими, высокими (до самого потолка) и не обязательно круглыми. Профессиональный дизайнер не предложит использовать в интерьере арку начала 1990-х и подберет актуальные варианты.
Арки без обрамления
Раньше было принято обшивать края арки откосами, сейчас дизайн интерьеров стремится к минимализму без лишних мелочей. Поэтому не стоит подбирать отделку, что, кстати, значительно упростит задачу при нестандартной форме проема. Арка или ее отдельные части, например откосы, могут быть выделены цветом, а не декоративными элементами.
Цветовые решения
В этом вопросе дизайнеры не ограничивают фантазию владельцев домов и квартир. Можно покрасить только внутреннюю поверхность арки, часть стены с одной или с обеих сторон. Оттенки подбираются, исходя из общего цветового направления в помещении: от нейтральных, гармонирующих с предметами интерьера, до контрастных, выделяющихся на фоне комнаты. Единственное правило: придерживаться теплой или холодной гаммы, если одна из них превалирует в квартире.
Ненастоящие арки
Проем между комнатами, оформленный аркой, — хорошее решение для зонирования пространства и экономии на дверях. Последние тоже можно сделать высокими и в форме полукруга, но стоить они будут дорого. Компромисс — нарисованная арка контрастного цвета, охватывающая часть стандартной двери. Этот прием визуально удлиняет стену, становясь ярким акцентом дизайна, и дополняет любой интерьер. Арку можно нарисовать как над межкомнатными, так и над входными дверьми, над окнами или на пустых стенах.
Имитация двери
Совмещенные гостиная и кухня или спальня и рабочий кабинет иногда требуют разделения для комфорта жильцов. Если не хотите подбирать двери или они не подойдут, потому что способны загромоздить пространство, воспользуйтесь лайфхаком из прошлого — шторами и ширмами. Подвешенная на карнизе в арочном проеме, ткань выполняет роль импровизированного ограничителя между двумя помещениями. Чтобы интерьер не превратился в отсылку к плацкартному вагону, выбирайте плотный однотонный материал, подходящий по фактуре к стилю квартиры.
Арки-зеркала
Один из самых беспроигрышных вариантов для добавления арки — зеркало соответствующей формы. Оно может быть как миниатюрным, так и занимающим всю стену. Такая арка способна зрительно расширить площадь комнаты, создавая иллюзию прохода в соседнее помещение. Хорошо, если зеркала будут перекликаться по форме с другим частями декора и мебельного наполнения квартиры, например спинками кресел или окнами.
Арка-ниша
Углубление в стене можно использовать как место для хранения, заказав для него встроенный шкаф или открытые полки, либо вписать его в часть интерьера для рабочего места. Выполненная в форме арки ниша будет уютным элементом в спальне, детской, ванной или на кухне. Плавные формы визуально не разрезают пространство, поэтому смотрятся эффектно и гармонично.
Арка у лестницы
В большом доме с лестницей, расположенной у стены, дизайнеры часто делают арку центром интерьера. Она обрамляет проход на второй этаж, не позволяя ему перетягивать на себя внимание, но при этом выглядит стильно и интересно. В такой ситуации подходят любые формы и цвета с оговоркой на интерьерный стиль. Особенно красиво смотрятся широкие и несимметричные решения с максимумом открытого пространства.
Арка, в которую нельзя войти
Раньше полукругом оформляли только межкомнатные проходы, но теперь эта деталь интерьера возвращается на фоне любви дизайнеров к геометрическим формам. В современных квартирах арка не всегда значит проем. Ее можно нарисовать на стене, заказать мебель или ограждения соответствующей формы фасада. Производители часто используют этот элемент в создании предметов интерьера — от привычных изголовий кровати до кухонных гарнитуров.
Арки и стили
Арку, как и большинство элементов дизайна, можно вписать в любое помещение, если следовать нескольким правилам. Во-первых, выбирать подходящую форму. Вытянутый полукруг будет плохо смотреться в классическом интерьере, наполненном угловатыми деталями. Во-вторых, определиться с материалом — гладкая арка на кирпичной стене станет инородной. В-третьих, учесть цветовые нюансы — если не хотите рисковать с контрастами, оставьте проем неокрашенным или используйте нейтральные, белые и нюдовые оттенки.
Фасадный декор для любителей архитектуры
Декоративные обрамления на фасаде, или как правильно называется «вот такая штучка».
Давайте разберемся в фасадном декоре.
Какой он бывает? Как его назвать? И как правильно выразить свои мысли.
Декоративная стенка, построенная над венчающим архитектурное строение карнизом. Чаще всего украшена рельефными надписями. Прямоугольное завершение Портика.
Криволинейное перекрытие в пролете между двумя опорами (устоями моста или колонами). Создающее боковой распор.
По форме арки бывают:
Верхняя, несомая часть архитектурного ордена – балочное перекрытие пролета или завершения стен. Горизонтальная часть строения, которая опирается на колоны и состоит из карниза или фриза.
Антаблемент совместно с системой колон очень редко встречается за пределами классической архитектуры. Используется при отсутствии колон для завершения верхней части стены. Бывает, что антаблемент монтируют без его некоторых частей, например антаблемент без архитрава называется облегченным, а без фриза – неполным.
Балюстрада – это не высокое ограждение террасы, лестницы или балкона. Состоят из фигурных столбиков, соединенные перилами или горизонтальной балкой с верху. Предназначена для ограждения конструкций сложных форм, таких как круглые балконы, винтовые лестницы и т.д.
Болевер
Навесные фигурные столбики, иногда с резным декором. Поддерживающие перила ограждения балкона или лестницы и пр.
Волюта
Архитектурный элемент – спиралевидного завитка, с «глазком» в центре. Состоящая из ордерных капителей, архитектурная часть дверей, окон, карнизов и т.п.
Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих лент, цветов, листьев и т.п. Такой вид декоративных обрамлений характерный для стиля барокко.
Галерея (гульбище)
Крытое, длинное строение, примыкающее к стене здания. Одну из стен которой заменяют колонны или столбы примыкающие к стене строения.
Гребень
Фигурные завитки, Служат для украшения верха стены.
Закомара
Килеобразное или полукруглое завершение части наружных стен. Повторяет расположенного за ней свода очертания.
Опора в виде скульптурного изображения стоящей женской фигуры. Поддерживающая балочное перекрытии.
Верхняя часть колонны или пилястра, в архитектуре служит переходом к покрытию, воспринимает нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.
В наружной отделке фасадов – выступающий элемент. Который разделяет горизонтальную или вертикальную плоскость по характерным линиям которое необходимо выделить.
Каннелюры в архитектуре – вертикальные желобки на стволе пилястры или колонны.
Колона
Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, который в свою очередь служит несущей опорой фронтонов или внутренней части строения. Состоит из ствола, базы и капителей.
Ствол покоится на простой или сложной базе, увенчанный капителью. Колоны применяются как для фасадной части зданий, так и для внутренней отделки. Отдельно стоящие колоны, украшенные скульптурой, чаше всего служат памятником. В каркасных домах, колоны чаще всего служат опорой, воспринимая на себя нагрузку от закреплённых к ним элементов.
База – основание, нижняя часть пилястры или колоны.
Консоль
В архитектурном строительстве – выступающий из стены элемент. Служащая, как для декора, так и в качестве полочки, на которую устанавливаются различные украшения, вазы и пр.
Лепнина
Лепное, фигурное, рельефное украшение на фасадах и в интерьерах. Чаще всего отлитые или спресовынные из бетона, гипса и т.д.
Модильон, еще используется название Модульон – украшение в карнизе, в виде небольшого кронштейна, с лепным листом в нижней части.
Декоративное обрамление дверных и оконных проемов. Состоящий из фронтона. Так сказать накладная планка в виде рамы вокруг окон и дверей.
Своеобразный архитектурный элемент, а попросту – углубление в стене дома, для установки различных предметов интерьера.
Экседрами называются полукруглые ниши.
Скульптурное или живописное изображение декоративного или тематического характера. Прикрепляются к стенам, потолкам и т.д., и обрамлено рамкой или лентой арнамента. Панно служит для постоянного или временного украшения
Не высокая сплошная стенка, которая проходит по краю террасы, балкона, крыши и т.д., на набережной в качестве заграждения, дамбы, в качестве защиты от действия волн. Также парапет служит так называемым постаментом, например для декоративных статуй.
Колонна или столб, чаще всего со скульптурными украшениями, у входа в здание, в воротах зданий и т.д. служащие опорой перекрытий или отдельно стоящие по сторонам входов или въездов. Большие столбы служат опорой например в подземных станциях метро, либо поддерживают тросы на больших висящих мостах.
Открытая галерея на колонах или столбах и помещенных перед фасадом здания. Обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или артиком.
Выступ, плоский или вертикальный, прямоугольного сечения на поверхности столба или стены. Пилястра обладает теми же частями (ствол, капитель, база), что и колона, а служит для деления плоскости стены. Служит преимущественно в качестве декоративного элемента. Иногда пилястра усиливает стену.
Главный элемент орнамента стиля рококо. Напоминает форму завитка раковины. В начале XXIII века появился во Франции, использовались при украшении павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (причудливые растения, морские раковины, обломки скал и т.д.). Иногда термин «Рокайль» применяется для обозначения стиля рококо.
Круглая в плане постройка, центрическое сооружение, чаще всего увенчанная куполом (храм, мавзолей, повильен).
Руст, рустовка, рустик
Рельефная кладка или облицовка стен камнем с выпуклой и грубо отесанной поверхностью. Создавая впечатление массивности и мощи строения. При отделке фасада штукатурками, рустик имитируется разбивкой стены на полосы и прямоугольники.
Декоративный архитектурный элемент в виде небольшого карниза, который располагается над проемом двери или окон на фасаде дома, иногда применяется в интерьере.
Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.
Углубленная часть стены, ниша, треугольного или стрельчатого очертания над дверьми или окнами. В Тимпан чаше всего размещают живописные картины, гербы, скульптуры и др.
Наружная сторона сооружения, здания, дома. В зависимости от формы строения и ее окружения различают
парковый и другие фасады.
Пропорции, тектоническое и декоративное деления фасада как правило определены назначением здания, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.
Средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.
Лицевая часть стены, завершение фасада дома, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.
Цоколь – нижняя часть наружной стены здания, обычно несколько выступающая, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте, обычно несколько выступающая. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями получает декоративную обработку.
Энтазис – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части как правило на одну треть ее высоты, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.
В данной статье мы очень коротко попытались объяснить основные архитектурные «словечки»
Вот теперь мы знаем все!
Стоимости работ по монтажу декоративных элементов Вы можете найти в нашем разделе « цен ы »