как определить пол акуленка
В аквариуме с акулами, где содержались одни самки, родился детеныш
Предполагается, что тут произошел случай партеногенеза, когда генетический материал из определенной клетки матери оказался способен оплодотворять яйцеклетку, чтобы сформировать жизнеспособный эмбрион.
Детеныш акулы из семейства куньих (Houndsharks) родился в аквариуме Acquario Cala Gonone на Сардинии, Италия.
В этом резервуаре уже около десяти лет содержались лишь две акулы и обе являлись самками. По словам сотрудников аквариума, к ним никогда не подсаживали других акул, тем более самцов.
Предполагается, что загадочный акуленок женского пола родился от одной из двух этих акул. Если тесты ДНК покажут, что она генетически идентична одной из самок, то это будет первый наблюдаемый случай бесполого размножения у куньих акул.
Персонал аквариума окрестил акуленка чудо-детенышем, а потом дал ему имя Испера.
Предполагается, что тут произошел случай партеногенеза, когда генетический материал из определенной клетки матери оказался способен оплодотворять яйцеклетку, чтобы сформировать жизнеспособный эмбрион.
В настоящее время это все еще не подтвержденный случай партеногенеза, но команда аквариума утверждает, что другое объяснение тут невозможно.
По словам экспертов, бесполое размножение может быть благоприятным для некоторых видов акул, живущих в популяциях с низкой плотностью населения, особенно когда у самок мало шансов встретить самца для размножения.
Сотрудники аквариума Cala Gonone отправили два образца ДНК двух самок акул в специализированную лабораторию, поскольку это единственный способ подтвердить гипотезу. К сожалению, исследования COVID-19 сместили акцент с других областей исследований в Италии, а это означает, что анализ ДНК, вероятно, займет некоторое время.
Обычно партеногенез происходит у низших растений и беспозвоночных животных, таких как муравьи, осы или пчелы. Однако это также было замечено у некоторых более развитых видов, таких как рептилии, рыбы и даже птицы, которые обычно размножаются половым путем.
Доказательство того, что этот тип размножения также возможен среди куньих акул, стал бы большой научной сенсацией.
Эксперты говорят, что это может проложить путь для изучения того, является ли партеногенез естественным процессом, используемым этим типом морских животных.
В 2017 году пойманная в неволе акула-зебра по имени Леони отложила яйца, из которых вылупились три жизнеспособных детеныша, несмотря на то, что эта самка акулы на протяжении трех лет не находилась в контактах с самцом. Что делало это еще более необычным, так это то, что Леони рожала подобным образом не в первый раз.
По словам эксперта Кристин Даджен из Университета Квинсленда, которая участвовала в изучении случая Леони, бесполое размножение у акул может произойти, когда яйцеклетка оплодотворяется соседней клеткой, известной как полярное тело. Однако со временем это может привести к экстремальному инбридингу, потому что что подобная стратегия снижает генетическое разнообразие и адаптивность.
Как мультсериалы помогают детям познавать окружающий мир и развивать социокультурные навыки
Анимация — один из тех видов искусства, с которыми человек знакомится с самых ранних лет. Не секрет, что помимо развлекательной функции, мультсериалы выполняют и другую важную миссию — помогают детям учиться и получать новую информацию обо всем на свете. Из сериалов маленькие зрители узнают о том, как устроен мир, учатся сопереживать и получают первые представления о взаимодействии людей, оказавшихся в разных жизненных ситуациях. Мы попробовали разобраться, какие навыки помогает развивать анимационный контент.
Гурген Хачатурян, психотерапевт медицинского онлайн-сервиса СберЗдоровье: «Детство – это тот период в жизни, когда основным занятием становится познание окружающего мира. Мозг ребёнка как губка впитывает любую информацию — дети усваивают ее очень легко и быстро для последующего использования. Поэтому родителям важно предоставить ребенку максимально качественный для потребления контент».
Заводим первые знакомства и путешествуем
Мультсериалы для малышей — источник новых знаний. Ребенок понимает, что мир — большой и не ограничивается квартирой и игровой площадкой во дворе еще до того, как отправиться в свое первое настоящее путешествие с родителями. Благодаря любимым персонажам дети узнают о других странах, способах путешествовать, о том, что люди могут жить в городе или деревне, выполнять разную работу и говорить на разных языках. Все это помогает создать основу системы, в которую растущий ребенок будет встраивать новые открытия в будущем.
«Большое Шоу Акулёнка» — один из новых мультсериалов для детей дошкольного возраста. Мультфильм создан по мотивам известной детской песни Baby Shark и выходит на телеканале Nickelodeon в воскресенье в 08:05. В первый сезон вошли 24 серии, в которых рассказывается о радостях и переживаниях каждого ребенка, а также актуальных проблемах, с которыми сталкиваются современные родители. Так, в одной из серий у Акулёнка выпадает первый зуб, в другой мама-Акула совмещает работу из дома и заботу об Акулёнке.
Ищем общий язык и осваиваем новые языки
Несмотря на фантазийность мира, в котором обитают мультперсонажи, он похож на общество, в котором живем мы, а отношения героев отвечают знакомым нам нормам поведения. Так, шоу про Акулёнка показывает детям пример взаимодействия ребенка с родителями, старшими членами семьи и другими детьми, прививая маленьким зрителям навыки общения с окружающими. Другими известными шоу такого формата являются «Щенячий патруль» и «Сантьяго и его моря». Оба мультсериала учат нормам поведения в обществе, а также другим полезным навыкам: например, помогают малышам изучать иностранные языки.
Гурген Хачатурян, психотерапевт медицинского онлайн-сервиса СберЗдоровье: «Большой плюс современных анимационных мультфильмов и детских передач в том, что как правило, сегодня они сделаны не только для развлечения, но и для образования. Это удивительное соприкосновение с миром сказок, где через доброту взаимодействуют разные персонажи. Однако герои встречаются и не только добрые, что также очень важно для понимания ребенком окружающей среды. Всё это подаётся в игровой манере и формирует у детей навыки общения и познания окружающего мира, учат дружить, прощать, мириться и принимать решения. Все это пригодится им в дальнейшем как в детских учреждениях, например, в школе, так и во взрослой жизни».
Развиваем эмпатию и эмоциональный интеллект
Развитие детской эмпатии невозможно без общения со сверстниками. Просмотр мультсериалов тоже помогает формировать эту важную способность. Наблюдая за тем, как герои объединяют свои усилия для решения общих задач, получают совместный позитивный опыт и проявляют заботу друг о друге, маленькие зрители понимают ценность общения и сотрудничества и становятся восприимчивее к чувствам непохожих на них людей. Отношения с друзьями — одна из центральных тем «Большого Шоу Акулёнка»: во всех приключениях главного героя сопровождает его друг — рыбка Вильям. Отличный пример работы в команде демонстрируют и герои сериала «Лесная команда».
Эмоциональный интеллект — еще одна способность, развить которую помогут мультсериалы. Умение выражать свои и понимать чужие эмоции не только влияет на умение общаться, но и улучшает внимание, память и способность к обучению. Малыши с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в детском коллективе и более эмпатичны. О том, что дружба — это не только совместные игры и веселье, но и необходимость уступать, помогать и заботиться друг о друге, дети могут узнать из мультфильма «Вспыш и чудо-машинки»”.
Гурген Хачатурян, психотерапевт медицинского онлайн-сервиса СберЗдоровье: «Своим примером мультфильмы часто показывают детям, как важно чувство общности, поддержки и как не потерять в нем своё «я». В мультиках, как и в большинстве фильмов и сериалов, показаны основные, хоть иногда и в гротескной форме, типажи личности и способы взаимодействия с каждым из них. На таких примерах дети учатся понимать, что все разные и с каждым важно научиться взаимодействовать».
Биология акул
Центральный офис в Москве: ул. Суворовская, 19 А, стр. 1
Часы работы:
Будни: 10:00-21:00
Суббота, воскресенье — дежурный на телефоне
+7 (495) 925-77-99
посмотреть на Яндекс-картах
Акулы, существующие уже более 500 миллионов лет, являются одними из самых древних обитателей на земле, сохранивших свой примитивный архаичный облик без изменений. Ведь они родились на начальном этапе развития животной жизни на планете, когда еще даже костной ткани не было. Акулы вместе со скатами являются хрящевыми рыбами: у них нет костей, а скелет построен из одной только хрящевой ткани.
Кажется, все в акуле продумано природой и доведено до совершенства. Удивительно обтекаемая форма тела от острого рыла до саблевидного хвостового плавника, жесткие остроконечные грудные и спинной плавники позволяют развивать в воде большую скорость, совершать молниеносные броски и неожиданные маневры. Акулы одинаково хорошо двигаются и в толще воды над бездонной пучиной, и на мелководье, где они могут буквально ползать по дну на брюхе. Размеры акул варьируют от двух сантиметров у акулы-пигмея и семи сантиметров у карликовой светящейся акулы до двух десятков метров у китовой акулы. Доисторические акулы были и того больше, достигая в длину 25 метров.
Поскольку нет у акул костей, нет у них и жаберных крышек, которые мы привыкли видеть у костных рыб. У последних жабры омываются свежей водой за счет движений крышек. Те, кто хоть раз ловил рыбу, видел, как пойманные караси или щуки усиленно двигают крышками в тщетной надежде вдохнуть живительной воды с растворенным в ней кислородом. Акулы же гоняют воду через жаберные щели, расположенные по бокам сзади челюстей. Вода входит в рот, а выходит через щели. Для непрерывного дыхания акулы должны постоянно двигаться с открытым ртом. По этой же причине, акулы, пойманные и посаженные на всеобщее обозрение в аквариум или бассейн, не имеющие возможности плавать и нормально дышать, открывают и закрывают свою пасть. Отсюда и возник кошмарный образ вечно голодной акулы с приоткрытой пастью, и мало кто догадывается, что зубами-то она щелкает не от жадности, а для того, чтобы дышать.
У всех костных рыб есть плавательный пузырь, заполненный газами, которые выделяются специальными железами. Пузырь служит для управления плавучестью в воде: при его расширении плавучесть увеличивается, и рыба без усилий всплывает, а при уменьшении его объема плавучесть уменьшается, и рыба опускается вниз (по закону Архимеда). У акул нет плавательного пузыря, как у костных рыб, и поэтому они должны постоянно находиться в движении, чтобы не утонуть. Стоит им замедлить движения, и они тут же начинают погружаться. Поэтому пелагические акулы (т.е. акулы, живущие в толще воды) непрерывно двигаются даже во время отдыха. Большинство же видов, обитающих в придонном слое, время от времени ложатся на дно или заплывают в пещеры и таким образом отдыхают от своей бурной активной жизни. Таких акул называют “спящими”. Поскольку акулы в подавляющем большинстве ночные хищники, спят они, как правило, днем, и смелый аквалангист, забравшийся в их “комнату отдыха”, может наблюдать замечательную картину, как в небольшой пещере неподвижными рядами лежат тела спящих акул. Органы чувств у них во время отдыха отключаются, так что в течение некоторого времени можно безбоязненно наслаждаться необычным зрелищем. Главное, никого не разбудить.
Песчаные акулы нашли заменитель плавательного пузыря костистых рыб: они заглатывают пузыри воздуха и держат его в особом воздушном кармане желудка. Созданный таким оригинальным образом своеобразный гидростатический “орган” регулирует плавучесть и облегчает жизнь песчаным акулам.
Поверхность тела акул, как и у всех рыб, покрыта чешуей. Только у акул чешуя особая — плакоидная. В отличие от гладкой циклоидной чешуи костных рыб, акулья чешуйка представляет собой пластинку с зубцом, направленным острием к хвосту. Форма зубцов бывает самой разной: тупая, иглообразная, зазубренная, лопатовидная, шипообразная, ромбоидальная, сердцевидная и проч., являясь определительным видовым признаком. Некоторые плакоидные чешуи видоизменяются, разрастаются и преобразуются в особые структуры: например, в зубы, плавниковые шипы у колючих акул, хвостовые шипы скатов-хвостоколов, зубья рыбы-пилы. Совокупность плакоидных чешуй делает кожу акул похожей на грубую наждачную бумагу, и не случайно акулью чешую нередко называют кожными зубами. Случайное прикосновение к ней может повредить кожу или даже содрать ее до мяса, что приведет к попаданию крови в воду. А это способно вызвать у акул пищевую лихорадку (см. ниже).
Большинство акул — прожорливые хищники, питающиеся всем, что живет в море: донными беспозвоночными, рыбами, морскими млекопитающими — живыми и мертвыми. Для захвата, удержания, разрывания и кусания добычи служат острые и страшные на вид зубы. Зубы акул, как уже было сказано, представляют собой видоизмененные плакоидные чешуи с редуцированной пластинкой и гипертрофированным зубцом. У зародыша, например, зубы во рту и на коже абсолютно одинаковы, а дифференцировка происходит на поздних стадиях развития. У разных видов зубы отличаются формой и размерами в прямой зависимости от размеров тела. Благодаря современным методикам, ученые даже восстанавливают общий облик ископаемых акул по их окаменевшим зубам. Так, по зубу 15 см высотой реконструировали челюсти древнего кархародона, достигавшего 25 м в длину. У современного кархародона — большой белой акулы — зубы поменьше. Они имеют треугольную форму и остры как лезвия. Такими зубами легко срезать большие куски мяса с крупной рыбы или млекопитающих или же перекусывать добычу пополам. У сельдевых акул зубы тонкие, острые и загнуты назад для захвата и удержания верткой и скользкой добычи. У донных видов, питающихся моллюсками и крабами зубы толстые и тупые: такими инструментами удобно разгрызать твердые известковые раковины и панцири.
Зубы располагаются во рту и в глотке многими рядами — по тысяче и даже больше. Рабочие зубы находятся в переднем ряду. Они легко отваливаются, а им на смену выдвигаются из глубины пасти все новые ряды — настоящая “фабрика зубов”. Странное явление! Во-первых, зубы сидят в деснах непрочно из-за того, что у них нет корней — это ведь не настоящие зубы, а только гипертрофированные чешуи. Во-вторых, для непрерывного дыхания рот акулы должен быть постоянно открытым. Если же зубы застрянут в мускулах какой-либо жертвы и акула не сможет быстро их вырвать из нее, то она просто задохнется. Отваливание зубов решает эту жизненно важную для акул проблему. Если она не способна молниеносно вырезать кусок мяса из добычи или перекусить ее, она разжимает челюсти, оставляя в ране свои зубы, а затем набрасывается снова. Поэтому нередкие нападения огромных белых акул на лодки, ошибочно принятые за кита или черепаху, оставляют на память застрявшие в деревянной обшивке зубы хищника.
Часто возникает вопрос: а как же акулы кусают, если рот у них находится фактически на брюшной стороне тела и прикрыт сверху длинным рылом? Челюсти акул соединены не суставом, а гибкой эластичной связкой, что придет им удивительную подвижность. Во время нападения акула поднимает и сморщивает рыло, выдвигая челюсти вперед, и, кроме того, широко растягивают пасть до необходимых размеров. Если добыча невелика, акула просто заглатывает ее целиком, даже не повреждая, а все остальное уже выполняет мощный желудок.
Голова акулы снабжена разнообразными органами чувств, при помощи которых она выслеживает, локализует, исследует и узнает добычу. Эти рецепторы воспринимают разные сигналы и колебания, испускаемые потенциальной жертвой: зрительные, звуковые и вкусовые сигналы, электрические и механические колебания. Одно из самых развитых и важных чувств — обоняние. Пара обонятельных ямок, или ноздрей, находится по бокам передней части рыла. Их стенки выстланы рецепторными клетками, улавливающими в воде малейшие запахи.
Обоняние акул настолько совершенно, что несколько капель крови, попавших в воду, возбуждают их на расстоянии в несколько километров. Почуяв добычу, возбужденная акула начинает двигаться зигзагами, поочередно поворачивает правую и левую ноздри, чтобы определить направление запаха и локализовать его источник. За тридцать метров до него акулы уже начинают руководствоваться зрением. Если же акуле заткнуть ноздри, она проплывет мимо добычи, даже если она будет находиться у нее перед глазами. Сигналы, принятые рецепторными клетками ноздрей, передаются по нервным цепям в обонятельные доли и передний отдел головного мозга. Эта часть мозга, анализирующая обонятельные сигналы, у акул гипертрофирована и занимает по объему две третих всего головного мозга, определяя само поведение хищника.
Глаза акул производят странное впечатление: тусклые и малоподвижные, они в то же время холодны, осмысленны и беспощадны. Немигающий жестокий взгляд акулы внушает первобытные ужас и парализует волю. Ранее считали, что акулы подслеповаты, но это не совсем так. Глаз акулы имеет своеобразное строение: на его задней стенке находится сетчатка, состоящая из одних лишь клеток-палочек, воспринимающих движение и контраст светлого и темного. Акулы часто теряют неподвижный объект из виду, но отлично видят все, что двигается. Поэтому самые точные молниеносные броски акулы совершают по барахтающимся беспомощным животным. Во время броска на глаз надвигается прозрачная защитная перепонка, предохраняющая глаза от повреждения о тело жертвы. За сетчаткой располагается хрусталик, отражающий световые лучи на сетчатку и тем самым усиливающий зрение в сумерках и в полной темноте. Это отличное приспособление к ночному и глубоководному образу жизни. Зрение у акул черно-белое, воспринимающее лишь тональность окраски. Если вы хотите привлечь внимание акулы, одевайтесь в белое или черное, берите с собой металлический баллон или что-нибудь блестящее. И тогда внимание акул вам обеспечено.
У акул хорошо развита так называемая боковая, или латеральная, линия, представляющая собой систему каналов, идущих вдоль тела и разветвленных веером на голове и челюстях. Каналы открываются наружу порами с рецепторными клетками, улавливающими механические колебания окружающей среды. Беспорядочные отчаянные резкие движения раненого животного возбуждают любопытство акул за пределами видимости и даже без запаха крови.
Снизу рыла можно видеть множество небольших ямок, заполненных студенистым веществом. Это ампулы Лоренцини, воспринимающие электрические импульсы окружающего мира. Тревожное и отчаянное состояние жертвы определяется ее головным мозгом. При этом последний испускает электрические импульсы, которые и улавливаются акульими радарами. В сочетании с запахом, яркостью, формой тела и типом движений, они и составляют полную картину лакомого кусочка.
За глазами располагаются небольшие ямки — брызгальца, предназначенные для дополнительного дыхания и усиленного насыщения кислородом кровеносной системы головного мозга и зрительного аппарата. У некоторых донных акул, лежащих на илистом дне, вода поступает к жабрам не через рот, забитый грунтом, а только через брызгальца, омывает жабры и выходит наружу через жаберные щели.
Проглоченная добыча поступает в просторный желудок, а оттуда — в Z-образный кишечник, где и происходит переваривание пищи. Желудок служит своеобразным хранилищем пищи, запасенной впрок: однажды в желудке огромной тигровой акулы обнаружили двух практически целых дельфинов, лишь немного поврежденных желудочным соком.
Акулы резко отличаются от всех других рыб своим размножением. В то время как у костных рыб оплодотворение отложенной икры спермой происходит при беспорядочном выметывании и того и другого в воду, оплодотворение акул происходит в результате полового акта. Самцы и самки акул внешне не отличаются, но за хвостовыми плавниками в задней части тела можно увидеть наружные совокупительные органы. Самец ухаживает за самкой, обвиваясь вокруг нее своим телом и крепко ее “обнимая”, а затем вводит свои парные половые члены — птеригоподии — в парные же половые отверстия самки. У некоторых видов совокупление продолжается более 20 минут и представляет из себя удивительно динамичное зрелище. Сперма, введенная внутрь матки, оплодотворяет яйцеклетки и дает начало будущему потомству. Эмбрион созревает столько же времени, сколько у человека — девять месяцев. У акул представлен весь спектр возможных способов вынашивания и рождения: яйцекладущий, яйцеживородящий и живородящий. Яйцекладущие акулы откладывают оплодотворенные яйца в прочной кожистой яйцевой сумке, прикрепляя их к какому-либо предмету на дне. Яиц, как правило, немного, — не более двадцати. Яйцеживородящие вынашивают свое дитя в яйцевой сумке, и наружу выходит уже подвижный акуленок. У живородящих зародыш развивается в матке, соединенный с материнским организмом своеобразной “плацентой”, образованной из желточного мешка. Новорожденный акуленок уже обладает острыми зубами, неукротимым нравом и готов к хищному образу жизни.
Как рождается акула?
В чём разница между живорождением и яйцеживорождением?
При яйцеживорождении яйца развиваются в половых путях самки, но непосредственного контакта и обмена веществами между организмами матери и плода не возникает. Детеныши вылупляются из яйцевой оболочки в заднем отделе яйцевода матери, и только после этого происходит их рождение.
Питаются они в ходе своего развития в основном за счет питательных веществ желточного мешка. У акул выкармливание таких зародышей возможно еще несколькими весьма специфическими способами (оофагия и образование маточного молока).
Кроме акул, яйцеживорождение характерно для живущих в более холодном климате видов ящериц и змей, некоторых костных рыб (меченосцы, гуппи, молинезии, гамбузии), отдельных видов жаб. У рептилий нет никаких дополнительных приспособлений для выкармливания, их зародыши при яйцеживорождении получают из половых путей самок только воду.
Кто обнаружил живорождение у акул?
Живорождение у акул впервые было выявлено еще древнегреческим ученым и философом Аристотелем. Он мог различать капсулы яиц живородящих и яйцекладущих акул по их внешнему виду. У живородящих акул формируются яйца с полупрозрачными оболочками.
Французский врач и зоолог 16 века Ронделет в своей книге об океанских рыбах разместил рисунок самки акулы, связанной пуповиной со своим детенышем. Но наиболее подробно весь процесс был изучен немецким зоологом Мюллером.
В чём особенности живорождения акул?
В начале развития зародыши используют желток, богатый калорийным лецитином. Потом часть тонкой капсулы яйца и стенка уже пустого желточного мешка формируют складки, которые плотно смыкаются с углублениями в стенке матке. За счет образовавшихся складок увеличивается площадь поверхности контакта организмов матери и детеныша. Вот этот сложный комплекс и называется плацентой.
Через плаценту в кровь зародыша поступают все необходимые ему для роста и развития вещества: аминокислоты для синтеза белков, сахара и жиры как источники энергии и строительный материал для клеток.
В обратном направлении в кровь самки проходят ядовитые продукты обмена: аммиак, мочевина, углекислый газ. От плаценты к зародышу тянется достаточно длинная пуповина, по кровеносным сосудам которой кровь перемещается в обоих направлениях.
Какие виды акул живородящие?
Плацентарное живорождение у 9% от всех видов акул: части молотоголовых, некоторых куньих, и большинства кархариновых (серых).
Американская кунья акула вынашивает от 10 до 20 детенышей. У кубинской куньей акулы длиной 30-40см в матке обычно развивается 2 зародыша.
Длиннокрылая акула из семейства серых акул приносит от 5 до 7 акулят длиной около 40 см.
Среди акул-молотов плацентарное живорождение только у части видов. У живородящих от 6 до 9 детенышей, а у яйцеживородящих 30-40, но все они рождаются с такими же пропорциями, как и взрослые, и размером до 50 см.
Какие акулы яйцеживородящие?
Получается, что многие акулы вынашивают детенышей так же, как млекопитающие и человек. Значит, по своей биологии они не так уж и далеки от нас.
Не потому ли людей определенного склада характера называют «акулами»?