как проштробить стену под кондиционер самим
Как правильно проложить трассу для кондиционера по стенам или потолку
Рекомендуется устанавливать сплит систему до того, как маляры выровняют и покрасят стены. В большой квартире или доме может понадобиться несколько внутренних блоков и один внешний, который соединен с фанкойлами трассами из труб и проводов. Эти коммуникации соединяются в один пучок и заделываются одновременно. После свежего ремонта опять придется долбить штукатурку, кирпич или бетон, чтобы спрятать трассу кондиционеров по потолку или стенам. Это дополнительные расходы, грязь в помещении и неудобства. Вдобавок, в стенах уже проведены электропровода и есть опасность их повреждения, если не использовать специальное оборудование, которое ищет проводку.
С чего начать монтаж
Чем профессиональнее установлена система, тем дольше срок ее эксплуатации. Если нет уверенности в своих силах – лучше позвать специалистов. Они делают монтаж в такой последовательности:
Это самый сложный, но практичный вариант – на виду будет только декоративная пластиковая панель внутреннего блока. Все трубы заходят в него сзади, их не видно и эстетический вид помещения сохраняется. Дренаж также спрятан, вода не капает на голову прохожим.
Прокладка трассы для кондиционера методом штробления стоит дороже – это нужно иметь ввиду, если бюджет ограничен.
Закладка трассы для кондиционера – какой способ выбрать
Самое сложное в процессе установки – это подготовка стен и укладка медных труб. Здесь нужно соблюдать правила, чтобы через время не пришлось заново переустанавливать систему. Легче смонтировать декоративный короб и спрятать все трубы под него. Здесь есть свои преимущества: при неполадках легче проверить трассу, не заделанную в стены. Для самостоятельного проведения работ следует рассмотреть оба варианта и выбрать подходящий.
Перед началом работ следует знать:
До начала установки трассы нужно просчитать длину фреоновой магистрали и выбрать оптимальное место для внутреннего блока.
Вычисления и разметка магистрали
Каждая модель кондиционера имеет свои собственные предельные значения по длине магистрали. В бытовых настенных сплит системах максимальная длина трассы кондиционера колеблется от 15 до 20 метров. Если превысить допустимые значения, на заявленную производительность можно не рассчитывать.
Несколько советов по расчету:
После учета всех нюансов можно переходить к монтажу трассы кондиционера.
Этап штробления
Разметка штробы под кондиционер делается несколькими способами. Это зависит от дренажной системы:
При разметке углубления нельзя делать резкие повороты, так как согнуть трубы для такого поворота будет невозможно. Нужно избегать острых углов, иначе будет залом медной трубки и фреон не будет циркулировать свободно.
Углубление делается по ширине 60 мм и в высоту 40 мм. Для дренажной трубки 20 мм в глубину и в ширину. Работа осуществляется штроборезом. Обычная болгарка и зубило не подходят, так как могут разрушить стену. В панельном доме это может нарушить несущие показатели стен.
Оригинальные модели имеют подводку с левой стороны. В китайских кондиционерах иногда встречаются входы для труб справа.
Раскатка труб и укладка в штробу
Трубы должны лежать без заломов и острых углов
Перед монтажом трубы раскатываются в прямую линию. В этот момент важно не наступить случайно, потому что медь – материал мягкий и легко сминается. Утеплители надеваются на обе трубы, диаметр которых зависит от мощности оборудования.
На межблочный кабель надевается гофра, и все части собираются и перематываются скотчем. Возле внутреннего блока нужно оставить запас трубы 50 см. Возле внешнего блока 1 – 1,5 метра.
Далее трасса укладывается в штробу и крепится с помощью монтажной ленты и дюбелей. Важно, чтобы пучок не выступал за пределы стены – это будет создавать проблемы при штукатурке.
Опрессовка трассы
Опрессовка необходима в целях безопасности. Если рабочие повредят трассу, то опрессованная система издает громкий звук. На данном этапе можно восстановить трассу, не поломав оборудование. Также можно установить манометр для измерения давления.
Чистка трассы кондиционера
В медные трубы не должна попасть влага, так как это нарушает химические показатели фреона, при которых образуются едкие соединения. Жидкость может повредить детали кондиционера изнутри, и он быстро выйдет из строя. Для чистки используется специальное оборудование, удаляющее влажный воздух, после чего концы труб плотно закрываются заглушками.
Закрытие штробы
После завершения всех работ можно замазывать штробы строительной смесью. Если коммуникации прокладывались по потолку, можно продолжать ремонт и заделывать потолок гипсокартоном. После замазывания желательно сфотографировать месторасположение магистрали с указанием расстояний от стен, от пола, чтобы в случае повреждений разбирать стену минимально.
Когда завершится чистовой ремонт, останется позвать мастеров, или самостоятельно установить внешнее и внутреннее оборудование, затем подключить его и проверить корректность работы.
В солидных компаниях в цену работ входит уборка мусора после прокладки магистрали. Для этого у монтажников имеются пылесосы со специальными мешками для пыли. Одновременно можно заключить договор на сервисное обслуживание своей системы, чтобы не чистить внешний блок, рискуя жизнью. Услуги строительного альпинизма стоят очень дорого, а полную чистку нужно проводить раз в году минимум, если кондиционер находится в чистом от пыли и тополиного пуха месте.
Возможные проблемы и заломы по трассе кондиционера
Проблемы при установке оборудования чаще всего возникают по вине хозяев помещения, которые не зная нюансов, требуют выполнить действия, не рекомендуемые производителем:
Для самостоятельного проведения подобных работ нужна консультация специалиста или подробное изучение инструкции, наличие инструментов и специальных приборов, без которых нельзя выполнить установку качественно.
Монтаж трассы кондиционера – что нужно знать
Приветствую всех гостей сайта Кондиционерщик! В наши дни практически в каждой квартире нового дома установка кондиционера осуществляется в 2 этапа. Вначале осуществляется подбор и закладка необходимых коммуникаций, что требует учета всех нюансов. Потому первый этап является самым сложным, трудоемким и ответственным. Чтобы вы могли обезопасить себя от многих ошибок, я расскажу про важные особенности монтажа «трассы».
Для тех, кто плохо представляет, что такое «трасса» для «кондёра», в двух словах приведу информацию:
В какой последовательности происходит подготовка к монтажу «трассы» кондиционера
Данная последовательность будет актуальна как для владельцев квартир, так и для монтажников:
Производится укладка «трассы» с нужным диаметром трубок. Подробнее об этом процессе напишу ниже.
Пошаговая инструкция укладки «трассы» для сплит-системы
Существуют ситуации, где монтаж магистрали требует нестандартного подхода, и без помощи специалистов не обойтись. Но сегодня разберем один из простых вариантов укладки «трассы»:
На этом заканчивается процесс укладки магистрали для «сплита». Для более полного понимания процесса настоятельно рекомендую прочитать еще статью про монтаж кондиционера в 2 этапа.
Как я уже говорил – укладка «трассы» является одной из самых сложных работ в процессе ремонта квартиры. Мастера – штукатуры должны знать всё про внутреннюю отделку помещений. Кондиционерщики обязаны знать все нюансы подключения кондиционера. А специалист, который подготовит «трассу» должен знать и о кондиционерах и об особенностях отделочных работ. Желаю всем находить лучших специалистов, которые выполнят задачу грамотно и до конца!
Дополняйте представленный материал своими комментариями!
Штробление стены под кондиционер
Любая установка сплит-системы действие очень ответственное на любом этапе. Ведь стоимость кондиционера довольно приличная и некачественная работа пор монтажу может привести не только к нарушению работы аппарата, но и к его поломке. А это уже дополнительные финансовые потери и головная боль в будущем. Одним из основных шагов по грамотной установке кондиционера будет процесс штробления стен под проводку и трубопроводы. Такой процесс зависит не только от профессионализма мастеров, но и от материала с которым придется работать. Стены в домах отличаются по изготовлению. Процесс штробления в кирпичных домах существенно отличается от работы с бетоном или деревом. Поэтому подбор квалифицированных мастеров является важным шагом. Также одним из основных моментов станет наличие необходимого инструмента для проведения подобной деятельности. В данной статье мы подробно опишем процесс штробления с попутной закладкой трасс в штробу. Если у вас есть необходимые навыки и умения, и вы смогли достать инструмент, то почему бы не сэкономить на вызове мастера и не провести процедуру самостоятельно.
Конечно, процесс штробления лучше осуществлять во время ремонта или перед его началом. В принципе можно все сделать после приведения квартиры в порядок, но это потребует дополнительных расходов и вновь появится грязь. Для начала нужно определиться с объемом работы. Если это сплит-система, то процесс штробления займет не очень большую площадь. Если хозяин решил поставить фанкойлы, то здесь абсолютно другая работа. Давно известно, что чем успешнее проведен монтаж, тем лучше эксплуатируется сплит-система. Поэтому вызов специалистов всегда экономически обоснован. Они следуют определенному алгоритму действий.
Фото 1. Разметка штробления
Стоит учесть, что прокладка магистралей с помощью штробления процесс недешевый, но эстетичный и надежный.
Механизм закладки трассы для сплит-системы подразумевает применение медных труб с их непосредственной установкой. Прокладка трассы требует применения специальной инструкции, чтобы эксплуатация кондиционера в дальнейшем была успешной. При создании трассы на бумаге сразу нужно рассчитать максимальную длину магистрали. Часто хозяева хотят установить кондиционер в понравившемся им месте, но технологически из-за ограничений в длине это сделать бывает невозможно.
Установку трассы, лучше всего осуществлять с использованием декоративного короба, в который можно спрятать все трубопроводы кондиционера. Такой метод позволяет легче находить неполадки в магистралях, чем разбирать стену и искать их там. Обычно оба способа монтажа имеют существенные плюсы и минусы. Для каждой отдельной установки, нужно взвесить все достоинства и недостатки подобных методик.
Какие ключевые действия нужно осуществить при закладке трассы?
В предыдущем пункте описывалось, что все модификации кондиционеров имеют индивидуальный диапазон использования длины трубопровода. В сплит-системе границы таких величин колеблется от пятнадцати до двадцати метров. Когда в процессе монтажа данную длину превышают, то производительность кондиционера значительно снижается.
Определяемся с расстоянием.
Рассмотрим инструкцию, которую применяют профессионалы в процессе штробления стены под кондиционер. Главное в таких действиях соблюдать нужные этапы последовательно.
Существует несколько способов штробления, зависящих от дренажа.
Первый способ. Трубопроводы (фреоновый и дренажный), располагаются вместе. В этом случае наклон штробы составит порядка трех градусов, чтобы конденсат не застаивался.
Второй способ. Дренаж монтируется в другом месте. Наклон не нужен. Штроба делается традиционно. Есть возможность протянуть трубопровод под потолком.
Третий способ. Монтируется насос, который и будет отвечать за вывод жидкости.
Теперь основные рекомендации.
Фото 2. Укладка трассы
Четкие и грамотные действия обеспечат не только долгую жизнь системы, но и дадут возможность не переделывать такую трудную работу.
Со стороны фасада не должно быть заметно никаких элементов, выглядывающих из штробы. Это приведет к возникновению проблем при оштукатуривании.
Такое действие носит скорее рекомендательный характер. Профессионалы его делают всегда. Возникает возможность определить повреждения трубопровода, которые могли произойти в процессе монтажа. Опрессовка магистрали осуществляется при помощи азота с давлением в тридцать четыре атмосферы. Вероятность возникновения разгерметизация, сразу будет замечена мастерами и служит возможностью исправления ошибки. Потом, это будет сделать значительно дороже и труднее.
Монтаж кондиционера предполагает подготовку к эксплуатации в идеальном виде. В медную трубу может попасть влага, что ухудшит химические характеристики фреона. Получившееся соединение быстро вывеет из строя коммуникации. Поэтому профессиональные установщики обязаны применить специальное оборудование для удаления влаги. Затем уже можно ставить заглушки.
Окончательный шаг предполагает замазывание штробы специальной смесью из строительного магазина. Профессиональные мастера после закрытия штробы фотографируют место ее расположения, для быстрого обнаружения в случае надобности. Теперь можно произвести чистовую отделку. Обязательно перед уходом специалистов нужно проверить правильность работы кондиционера во всех режимах. Только тогда работа будет считаться выполненной.
Условно проблемы можно разделить на две категории вина хозяев и вина установщиков.
Что делают хозяева.
Что неправильно делают установщики.
Процесс штробления – дело ответственное. Поэтому лучше позвать квалифицированных специалистов. Проблема в том, чтобы не нарваться на бракоделов, мечтающих просто заработать.
Прокладка трассы для кондиционера: размер штробы, максимальная длина, залом и стоимость
Что такое трасса кондиционера?
Каждая сплит система состоит, как минимум, из двух модулей внешнего и внутреннего типа. Количество внутренних модулей определяется мощностью оборудования и зависит от площади помещения.
Все модули соединяются между собой системой трубопроводов, обеспечивающих передвижение хладагента и слив конденсата.
Система трубопроводов, соединяющая внутренний модуль с внешним, а также кабельная питающая линия называются трассой кондиционера
Помимо трубопровода, все модули соединены кабелем, обеспечивающим питание и управление. Именно этот кабель и трубопровод, соединяющие все модули, и получили название – трасса кондиционера.
Требования и нормы
Обычно блоки кондиционера соединяются между собой медной трубкой. Установка оборудования должна вестись лишь только после тщательного определения места его расположения, так как сдвинуть устройство даже на несколько сантиметров будет после уже невозможно.
Внешней блок следует расположить таким образом, чтобы к нему был обеспечен легкий доступ в случае поломки. Если это невозможно из квартиры, то до блока должны добраться промышленные альпинисты. Прокладывая трубу, вы должны учитывать, что она не должна проходить под острым углом, так как она может загнуться, что будет мешать нормальной эксплуатации.
Способы закладки трассы для кондиционера
Перед тем как приступить к штроблению стены под кондиционер, следует разобраться с тем, какие способы проведения работ существуют. Важно помнить, что система со временем может выйти из строя, а значит, потребует ремонта. Таким манипуляциям легче поддается трасса, незакрытая в стену. Второй способ предполагает полное декорирование трассы, но это может усложнить последующую проверку работоспособности и ремонт.
Вычисления и разметка магистрали
Разные кондиционеры диктуют свои условия по выбору параметров магистрали. Она может иметь определенную длину. Для бытовых систем максимальная протяженность достигает 20 м. Если это значение будет увеличено, можно столкнуться со снижением уровня производительности. Перед тем как начинать штробление для прокладки трассы под кондиционер, следует учесть некоторые рекомендации. Так, если в наличии обычное оборудование, то между блоками должно быть выдержано расстояние по высоте в пределах 12 м. При установке внутреннего блока следует отступить от поверхности потолка около 10 см, что обеспечит нормальную циркуляцию воздуха.
Когда кондиционер устанавливается перед финишным декорированием потолка, нужно учесть, на сколько опустится покрытие, чтобы правильно определить место расположения блока. Даже если помещение имеет довольно внушительную площадь, в нем рекомендуется устанавливать лишь одно устройство. Монтаж оборудования сопровождается еще и правильным расположением предметов мебели. Если в комнате будут высокие шкафы, они могут стать преградой для потоков воздуха, что повлечет снижение эффективности работы оборудования и перерасход электроэнергии.
Как начинается монтаж штробы
Конечно, процесс штробления лучше осуществлять во время ремонта или перед его началом. В принципе можно все сделать после приведения квартиры в порядок, но это потребует дополнительных расходов и вновь появится грязь. Для начала нужно определиться с объемом работы. Если это сплит-система, то процесс штробления займет не очень большую площадь. Если хозяин решил поставить фанкойлы, то здесь абсолютно другая работа. Давно известно, что чем успешнее проведен монтаж, тем лучше эксплуатируется сплит-система. Поэтому вызов специалистов всегда экономически обоснован. Они следуют определенному алгоритму действий.
Фото 1. Разметка штробления
Стоит учесть, что прокладка магистралей с помощью штробления процесс недешевый, но эстетичный и надежный.
Процесс закладки трассы для кондиционера
Механизм закладки трассы для сплит-системы подразумевает применение медных труб с их непосредственной установкой. Прокладка трассы требует применения специальной инструкции, чтобы эксплуатация кондиционера в дальнейшем была успешной. При создании трассы на бумаге сразу нужно рассчитать максимальную длину магистрали. Часто хозяева хотят установить кондиционер в понравившемся им месте, но технологически из-за ограничений в длине это сделать бывает невозможно.
Установку трассы, лучше всего осуществлять с использованием декоративного короба, в который можно спрятать все трубопроводы кондиционера. Такой метод позволяет легче находить неполадки в магистралях, чем разбирать стену и искать их там. Обычно оба способа монтажа имеют существенные плюсы и минусы. Для каждой отдельной установки, нужно взвесить все достоинства и недостатки подобных методик.
Какие ключевые действия нужно осуществить при закладке трассы?
Алгоритм штробления
Рассмотрим инструкцию, которую применяют профессионалы в процессе штробления стены под кондиционер. Главное в таких действиях соблюдать нужные этапы последовательно.
Существует несколько способов штробления, зависящих от дренажа.
Первый способ. Трубопроводы (фреоновый и дренажный), располагаются вместе. В этом случае наклон штробы составит порядка трех градусов, чтобы конденсат не застаивался.
Второй способ. Дренаж монтируется в другом месте. Наклон не нужен. Штроба делается традиционно. Есть возможность протянуть трубопровод под потолком.
Третий способ. Монтируется насос, который и будет отвечать за вывод жидкости.
Теперь основные рекомендации.
Процесс раскатки труб и укладывание их в штробу
Четкие и грамотные действия обеспечат не только долгую жизнь системы, но и дадут возможность не переделывать такую трудную работу.
Со стороны фасада не должно быть заметно никаких элементов, выглядывающих из штробы. Это приведет к возникновению проблем при оштукатуривании.
Зачем нужна опрессовка трассы
Такое действие носит скорее рекомендательный характер. Профессионалы его делают всегда. Возникает возможность определить повреждения трубопровода, которые могли произойти в процессе монтажа. Опрессовка магистрали осуществляется при помощи азота с давлением в тридцать четыре атмосферы. Вероятность возникновения разгерметизация, сразу будет замечена мастерами и служит возможностью исправления ошибки. Потом, это будет сделать значительно дороже и труднее.
Раскатка труб и укладка в штробу
Трубы должны лежать без заломов и острых углов
Перед монтажом трубы раскатываются в прямую линию. В этот момент важно не наступить случайно, потому что медь – материал мягкий и легко сминается. Утеплители надеваются на обе трубы, диаметр которых зависит от мощности оборудования.
На межблочный кабель надевается гофра, и все части собираются и перематываются скотчем. Возле внутреннего блока нужно оставить запас трубы 50 см. Возле внешнего блока 1 – 1,5 метра.
Далее трасса укладывается в штробу и крепится с помощью монтажной ленты и дюбелей. Важно, чтобы пучок не выступал за пределы стены – это будет создавать проблемы при штукатурке.
Опрессовка трассы
Опрессовка необходима в целях безопасности. Если рабочие повредят трассу, то опрессованная система издает громкий звук. На данном этапе можно восстановить трассу, не поломав оборудование. Также можно установить манометр для измерения давления.
Чистка трассы кондиционера
В медные трубы не должна попасть влага, так как это нарушает химические показатели фреона, при которых образуются едкие соединения. Жидкость может повредить детали кондиционера изнутри, и он быстро выйдет из строя. Для чистки используется специальное оборудование, удаляющее влажный воздух, после чего концы труб плотно закрываются заглушками.
Закрытие штробы
После завершения всех работ можно замазывать штробы строительной смесью. Если коммуникации прокладывались по потолку, можно продолжать ремонт и заделывать потолок гипсокартоном. После замазывания желательно сфотографировать месторасположение магистрали с указанием расстояний от стен, от пола, чтобы в случае повреждений разбирать стену минимально.
Когда завершится чистовой ремонт, останется позвать мастеров, или самостоятельно установить внешнее и внутреннее оборудование, затем подключить его и проверить корректность работы.
В солидных компаниях в цену работ входит уборка мусора после прокладки магистрали. Для этого у монтажников имеются пылесосы со специальными мешками для пыли. Одновременно можно заключить договор на сервисное обслуживание своей системы, чтобы не чистить внешний блок, рискуя жизнью. Услуги строительного альпинизма стоят очень дорого, а полную чистку нужно проводить раз в году минимум, если кондиционер находится в чистом от пыли и тополиного пуха месте.
Возможные проблемы и заломы по трассе кондиционера
Проблемы при установке оборудования чаще всего возникают по вине хозяев помещения, которые не зная нюансов, требуют выполнить действия, не рекомендуемые производителем:
Для самостоятельного проведения подобных работ нужна консультация специалиста или подробное изучение инструкции, наличие инструментов и специальных приборов, без которых нельзя выполнить установку качественно.
Сооружение трассы кондиционера
Первым этапом работ по монтажу трассы для соединения сплит системы с внешним блоком считается разметка штробы. Она может быть выполнены различными способами.
На этапе разметки штробы нужно учесть расположение других коммуникаций, чтобы избежать их повреждения
При разметке необходимо учесть расположение других коммуникаций, чтобы избежать возможного их пересечения или повреждения.
Порядок выполнения штробления
Способ разметки штробы зависит от особенностей дренажной системы и местом слива конденсата:
После сверления отверстия в стене для подключения трассы к уже установленному наружному блоку можно начинать разметку трассы, двигаясь от отверстия в стене до нижнего угла блока, расположенного внутри помещения. При выполнении поворотов следует избегать резких изгибов. Уклон лучше всего выдерживать постоянным на всем протяжении магистрали.
Чтобы обеспечить ровную канавку в стене лучше до начала штробления с помощью угловой шлифовальной машины прорезать края. После этого можно выполнять штробление при помощи перфоратора.
При штроблении стен перфоратором получить ровные края практически невозможно, лучше сначала прорезать их с помощью болгарки. Идеальным вариантом при отсутствии штробореза можно считать использование насадки на болгарку
Обычно достаточно сделать штробу глубиной 6 см. В случае необходимости можно уменьшить глубину вдвое, но при этом расширить штробу до 8 см. В этом случае коммуникации будут уложены в борозду не в глубину, а в ширину.
Расчет требуемых материалов
Для бытовых приборов мощностью до 3 кВт в зависимости от модели используются медные трубы для устройства трассы кондиционера диаметром 1/4 или 3/8 дюйма, что соответствует 6 и 10 мм.
При расчете длины трубки следует учитывать расстояние под внутренним блоком около полуметра, толщину стен, длину штробы, расстояние снаружи от стены до кранов блока. Длина трубы снаружи тоже лучше сделать не менее полуметра, чтобы обеспечить плавность изгиба.
Размер электрического кабеля рассчитывается подобным образом. С той лишь разницей, что длина под внутренним блоком составляет около 1,2 м, а длина снаружи – на 0,2-0,3 м длиннее трубок. Не лишним будет предусмотреть укладку дополнительного кабеля, который можно использовать для подключения дополнительных датчиков.
Для устройства дренажной магистрали предпочтительнее применение гофрированного шланга диаметром 16 мм. Расчет длины аналогичен расчету длины трубопровода, с учетом длины под внутренним блоком около 0,5 м, длина на улице – около 1,2 м.
Особенности монтажа трассы
Начинать прокладывать трассу лучше всего с того края, который выходит на улицу. Из трубок и электрокабелей формируем жгут, надеваем на него флекс и обматываем скотчем на ту часть длины, которая будет проходить сквозь стену. Это необходимо для предотвращения повреждения утеплителя.
Перед протаскиваением трубок и кабеля на улицу нужно сформировать из них жгут, надеть флекс и обмотать скотчем для того, чтобы избежать повреждения утеплителя
После этого жгут необходимо протащить сквозь стену с учетом длины наружной части, рассчитанной ранее.
Далее все материалы необходимо уложить в штробу, соблюдая следующие правила:
После опрессовки нужно удалить из системы остатки жидкости и можно выполнять подключение блоков и заправку хладагента.
Для проведения опрессовки в систему нужно закачать азот и оставить его на 30 минут. После чего можно слить азот и просушить систему
После проверки работы системы можно приступать к закрытию штробы строительной смесью.
После проведения опрессовки, а еще лучше после заправки хладагентом и проверки работы кондиционера, можно закрывать штробу строительной смесью
Строительную смесь нужно выбирать в зависимости от материала, из которого изготовлены стены. Для кирпичной и бетонной стены идеально подойдут смеси на основе цемента. С выбором оптимального времени для монтажа кондиционера ознакомит следующая статья, прочитать которую мы советуем всем потенциальным покупателям оборудования.
Выводы и полезное видео по теме
Правила прокладки трассы кондиционера, материалы и оборудование, необходимые для проведения работ:
Прокладка трассы кондиционера – очень важное мероприятие, так как от правильности выполнения работ во многом зависит производительность и долговечность эксплуатации климатического оборудования. Большую часть работ вполне возможно выполнить своими руками, для этого не требуется каких-либо особенных навыков и специального оборудования.
Если пойти дальше, то можно самостоятельно провести опрессовку и заправку системы, но тут уже нужно тщательно продумать и определиться, стоит ли тратить средства на приобретение дополнительного оборудования или прибегнуть к услугам монтажников.
Но экономия средств и так будет очевидной, ведь прокладка трассы – достаточно дорогое мероприятие, особенно, если используется штробление и трубы прячутся в стены.