как работает поле в психологии

Теория поля (гештальт — теория простыми словами)

Давным-давно, когда гештальт-терапии ещё и на свете не было, жили в психологии два непримиримых лагеря: позитивисты и виталисты.

Позитивисты, наслушавшись знакомых физиков, решили изучать только то, что можно увидеть и измерить. «Я вижу то, что я вижу», «всё доступно наблюдению» и «всё должно быть экспериментально доказано» — кричали они на виталистов. Знакомые философы подучили их, что количество переходит в качество, и позитивисты стали говорить, что живое это неживое, перешедшее в новое качество из-за количества.

Виталисты в ответ кричали, что ничего подобного: живое качественно отличается от неживого и в доказательство грозили позитивистам только что отрезанной лягушачьей лапкой, которая и правда некоторое время дёргалась как живая. Виталисты всё пытались поймать в лапке жизненную силу, но та ловко пряталась от них, не желая быть пойманной.

Но так как те и другие пытались делить неделимое, в итоге ни у кого из них целостной картины не получалась.

И тут пришла Гештальтпсихология, вся в белом, и говорит: «Шире надо смотреть, товарищи!…».

Это была присказка. А сейчас я расскажу вам сказку о том, как смотреть шире и при этом видеть поле.

Простота и гениальность идеи заключается в том, чтобы не вычленять части из объекта, а рассматривать объект как часть ещё большей и более сложной системы.

Был проведён ряд интересных опытов, в которых доказано, что восприятие зависит не только от человека и не только от воспринимаемого объекта, но является продуктом взаимодействия того и другого. Например, оптические иллюзии, которые появляются у одних людей, не появляются у других.

Пазл сложился у Курта Левина в теорию поля (организм/окружающая среда), в которой организм и окружающая среда непрерывно и необособимо влияют друг на друга.

Поле — совокупность многих заряженных незавершённых побудительных факторов, которые формируют поле, принадлежат полю и опираются на его законы.

Знак и величину заряда определяет организующий поле организм исходя из своих актуальных потребностей.

Со времён Курта Левина теория поля на месте не стояла, и как-то развивалась, и на сегодняшний момент она структурирована в виде пяти принципов:

1. Есть организующий элемент, который:

Как это понимать? Организующий элемент — это Клиент, который воспроизводит своё поле в сессии с терапевтом — это человек — ходячая система координат с портативным субъективным измерителем заряда остальных элементов поля. Если, например, человек хочет есть, то у находящегося в его поле холодильника большой положительный заряд, и человек притягивается к нему своей отрицательно заряженной потребностью в пище.

А что происходит в сессии или даже на группе, когда человек не один?

Тогда так же, как электроны в электрическом поле, все люди подвержены силам поля и влияют на него, формируя поле своими зарядами. И также как для электронов, для каждого человека существуют видимые (временами) только ему субъективно положительно и отрицательно заряженные полевые объекты. Поместив нашу систему координат в конкретного человека, мы можем узнать, что на него действует в настоящий момент.

И что делать с этим терапевту?

Терапевту нужно понимать, что с его системы координат может быть не видно, что происходит у клиента. Поскольку мы не видим, что для клиента является мотивирующим фактором, мы склонны думать, что ситуация влияет на него гораздо меньше, чем на самом деле и приписываем причины его действий каким-то личностным качествам. И, наоборот, думая про себя, мы переоцениваем значение эмоционально заряженных для нас полевых объектов, перекладывая на них часть ответственности за своё поведение.

В честь этого я бы дала этому принципу второе название — принцип субъективности.

2. Принцип современности — поле актуально в моменте здесь и сейчас.

Так, что всё значимое присутствует в настоящем. Все заряженные напряжения из прошлого или будущего присутствуют в настоящем моменте реальными эмоциями.

Это приводит нас к магической гештальтистской формуле:

значение фигуры находится в поле!

Магия объясняется тем, что контекст поля (фон) определяет значение фигуры в настоящий момент.

3. Принцип уникальности — каждая ситуация уникальна, хоть и может быть похожа на другие.

Это такое предостережение терапевтам, чтобы найдя знакомый паттерн у клиента они не радовались раньше времени, потому что это скорее всего совсем не он, а просто похожий.

4. Принцип изменяющегося процесса — для меня звучит как перевёрнутый принцип современности. Из названия понятно, что поле изменчиво. И то, что было в нём явно 5 минут назад, может уже быть неактуальным, а на поверхность всплывёт что-то неожиданное.

Терапевт, не теряй бдительности! В любой момент всё может измениться и обязательно изменится — закона Мёрфи тоже никто не отменял.

5. Принцип возможных существенных связей. Это о том, что никакие факторы поля нельзя априори отбросить за неважностью. Никто кроме клиента не может знать, что именно в поле заряжено каким зарядом и знаком. Ну а клиент обычно тоже не в курсе, иначе он бы не пришёл. Так что задача терапевта — обнаружить в поле максимальный заряд, до которого он сможет дотянуться. Поскольку поле представляет собой напряжённое равновесие, то найдя такой заряженный объект, можно добиться очень больших изменений малыми усилиями (скатить огромный камень с горки можно одним щелчком).

Например, в семье и муж, и жена все заработанные деньги кладут в тумбочку, а по мере надобности оттуда берут. И тумбочка получается очень заряженным полевым объектом, в котором тонут потребности в признании, благодарности, и много чего ещё, что появляется в прямой коммуникации про деньги. Отобрав у тумбочки функции управляющего семейными финансами, удалось сразу значительно улучшить отношения между супругами.

Итого: поле организм/среда это уникальная в моменте здесь и сейчас, изменчивая субъективно воспринимаемая эмоционально напряжённая система обстоятельств — фактов, объясняющих поведение и состояние человека, из которой невозможно исключить что-то предположительно несущественное.

Источник

Как «работает» поле

как работает поле в психологии. Смотреть фото как работает поле в психологии. Смотреть картинку как работает поле в психологии. Картинка про как работает поле в психологии. Фото как работает поле в психологии

Есть у нас с клиентами своя фишка: если с самого начала консультации начинаются проблемы со связью, глючит скайп или еще какая-то проблема, то значит будут слезы, инсайты, матюки и фраза “вот зачем мы это раскопали? мне было так удобно не замечать ЭТО в своей жизни”.
Фишка в том: проблемы с соединением никак не связаны с геолокацией. Иногда с NY лучше связь, чем с соседним городом. Понимаете, да? Выглядит это так: сидим мы значит общаемся, я что-то спрашиваю, клиент отвечает и тут звучит ОН — вопрос о наболевшем, ну например тема секса или отношения с мамой… и всё…. у нас на пустом месте начинается проблемы со связью, если это очная консультация, то голуби стучат в окна (я не шучу), начинает мигать свет, звонят соседи в дверь, телефон надрывается от смс. В общем это может быть что угодно. Так поле отзывается на страхи клиентки, ее мысли, чувства, желания.
Вот вы замечали, как только о чем-то подумали так сразу появляется возможность или шанс на реализацию желания. А бывает наоборот: вы боитесь что-то делать, ну например ехать на собеседования и тут же у машины спускает колесо.
Многие воспринимают это за знаки Вселенной, но прошу, не путайте это с реакцией поля на ваши мысли/поступки/эмоции. Отделить мух от котлет и вправду тяжело.
Сразу отвечаю на вопрос “ Как понять знак судьбы или реакция поля “Ответ: все индивидуально и нет какой-то общей инструкции для всех. Но есть главное отличие. Знак свыше не зависит от вас. Он как бы предопределен, то есть хотите вы или нет, вы его получите, другой вопрос что по незнанию можете и не заметить. Реакция поля зависит уже от вас. Пространство реагирует на ваши мысли, поступки, скрытые желания и эмоции. Интересно? Ещё бы!
Вот несколько советов как научится читать и считывать информацию с окружающей среды:
✔Осознанность. Чем лучше вы себя знаете, тем осознаннее живете. Вот 2 важных вопроса: почему произошло это события? А есть ваша выгода в нем? Ну например, вы очень хотите перемен в своей жизни и не знаете с чего начать. И тут опачки, по телевизору начинается показ фильма “Ешь.Молись.Люби”. Это больше похоже на знак Вселенной. Потому что вашей выгоды как таковой нет. А вот второй пример: случай из практики. Клиентка очень хочет купить себе новую машину. Есть отложенная сумма денег, но муж настаивает, чтоб вложить их в бизнес. Девушка не согласна, так как долго копила деньги из своей зарплаты. Муж же кормит обещаниями, что вот завтра они заживут как короли, а сегодня пока на обед мивина. Как итог конфликт в семье и ссора. Угадайте что происходит дальше? Правильно! Заболевает ребенок и все деньги уходят ему на лечение. Это больше похоже на реакцию поля. Девушка хотела машину, но винилась за это, как итог притянула ситуацию, где и деньги потратила и вины нет. Есть выгода? Есть! Все очень логично.

✔Начните прямо сегодня АНАЛИЗИРОВАТЬ все, что происходит вокруг вас. ЗАМЕЧАЙТЕ, ищите логику, ЧУВСТВУЙТЕ. Главное прислушивайтесь к внутреннему голосу. Задавайте себе вопросы. Какие эмоции вы испытывали перед событием? Потому что мы сами притягиваем то, что нам нужно в данной момент. И это не знак Вселенной, это реакция поля. Например: Накричала на мужа, поссорилась. Он ушел на работу злой, ты испытываешь вину. ВИНУ. То есть коришь себя. Начинаешь готовить и раз, обжигаешь руку. Правильно! Ты послала во Вселенную Я ВИНОВАТА и получила наказание. ЭТО РЕАКЦИЯ ПОЛЯ!
Я еще раз напоминаю, что все индивидуально. Главное, это прислушивайтесь к себе, замечайте как поле отзывается на ваши мысли чувства.
На днях расскажу какой знак свыше я получила и тут же пошла паковать чемоданы.
P.S А вы умеете отделять одно от другого? Поделитесь пожалуйста историями из жизни

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий Отменить ответ

НОВОСТИ

🔹 7 шагов к идеальному телу. Узнать

🔹 Техника на расслабление в аудиформате. Получить всего за 99 руб.

🔹 Подкаст «Психосоматика лишнего веса». Получить

🔹 Бесплатный курс «Счастье в голове». Пройти

🔹 Обновлённый курс «MONEY SPACE: PRO жизнь в изобилии». Подать заявку

🔹 Книга «Ты — сама себе психолог»: Купить в России. Купить в Украине

Источник

как работает поле в психологии. Смотреть фото как работает поле в психологии. Смотреть картинку как работает поле в психологии. Картинка про как работает поле в психологии. Фото как работает поле в психологииanchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Теория «поля» Курта Левина

как работает поле в психологии. Смотреть фото как работает поле в психологии. Смотреть картинку как работает поле в психологии. Картинка про как работает поле в психологии. Фото как работает поле в психологии

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психологического поля».

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда «система напряжения» сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *