как создать python файл в linux
Пишем первую программу на Python в Linux
Python доступен практически в любом современном дистрибутиве Linux, поэтому тем, кто собирается написать свою первую программу на Python в Linux, установка никаких дополнительных программ не потребуется (в дальнейшем нам конечно понадобятся кое-какие дополнительные библиотеки Python, но мы обязательно разберем их установку).
Для написания своей первой программы на Python в Linux, просто запустите свой любимый Linux и следуйте шагам этого совета.
Для написания Python-программ можно использовать любой из текстовых редакторов (я буду рассматривать редактор vi/vim). Не пугайтесь, основное количество программистов не использует для написания простых (и не только!) программ какое-либо многофункциональное программное обеспечение (типа сред программирования и т.п.). Достаточно воспользоваться тем, что есть под рукой!
Давайте попробуем посмотреть наличие Python в вашем дистрибутиве Linux. Для этого выполните команду: which python и, в случае успеха, вы увидите что-то вроде этого:
Как видим, Python присутствует в нашей системе и это хороший знак для того, чтобы продолжить наши действия.
Создадим каталог, в котором мы будем практиковаться в написании программ на Python и назовем его testplace: mkdir testplace и перейдем в него, выполнив команду: cd
Теперь создадим текстовый файл first.py, который и будет нашей первой программой на Python. Выполните команду: touch first.py и посмотрим его наличие командой: ls он обязательно там должен появиться!
Обратите внимание, что расширение у созданного нами файла должно быть .py. Это расширение стандартно для программ на Python и вскоре вы увидите, что очень много программ на Python уже существуют в вашей системе (если у вас Linux/Unix).
Теперь приступаем к написанию кода нашей первой программы на Python.
Откроем созданный нами файл в редакторе vi/vim: vi first.py и впишем в него следующие строки: #!/usr/bin/python
# My first program on Python!
print «Hello World. »
Для того, чтобы выполнить написанную нами программу в Linux, нам необходимо назначить ей права на выполнение. Сделаем это командой: chmod x first.py
Код нашей первой программы очень прост:
Мы с вами написали крайне примитивную программу, выводящую на экран всего лишь одну строку, но многие учебники по программированию начинаются именно с этой «программы». Это стандарт, с которого начинают все программисты. С него начали и мы.
В последующих статьях мы не будем разбирать то, как создать файл и как назначить ему права на выполнение, а будем разбирать код создаваемых программ и сам процесс их работы.
Приступая к работе¶
Что тебе потребуется¶
Python!¶
Если у тебя ещё нет Python’а, ты можешь найти последние официальные установочные файлы здесь:
Будучи последним, Python 3 предпочтительнее!
И редактор кода¶
Sublime Text: простой, но проприетарный редактор, поддерживающий Windows, Mac и GNU/Linux. Сочетание клавиш Ctl+B запускает открытый файл.
Geany: простой в обращении и не перегруженный функциями редактор, работающий на Windows и GNU/Linux.
TextMate: один из самых известных редакторов кода для Mac’ов, изначально бывший коммерческим продуктом, но позже ставший свободным и бесплатным.
Gedit и Kate: если ты используешь GNU/Linux с Gnome или KDE соответственно, то один из них должен быть предустановлен!
Komodo Edit: неплохой свободный редактор под Mac, Windows и GNU/Linux, основанный на более мощной Komodo IDE.
Если ты хочешь последовать нашим рекомендациям, для начала попробуй Sublime Text.
Wordpad, TextEdit, Notepad и Word – неподходящие текстовые редакторы.
Всё же, что такое Python?¶
В действительности, Python – всего лишь ещё одна программа на твоём компьютере. Для начала нужно узнать, как использовать и взаимодействовать с ним. Существует много способов научиться этому, первый из которых – работать и интерпретатором Python, используя консоль операционной системы (ОС).
Консоль (“терминал”, “командная строка”) – это текстовый (в отличие от так называемых “окружений рабочего стола” (Desktop Environment, DE), работающих в связке с мышью) интерфейс для работы с ОС.
Открываем консоль в Mac OS X¶
Командная строка Terminal — это инструмент для “общения” с компьютером. Открывшееся окно должно содержать сообщение-подсказку, что-то вроде этого:
Открываем консоль в GNU/Linux¶
В дистрибутивах GNU/Linux (Ubuntu, Fedora, Mint и т.д.) обычно уже установлены разные программы-консоли, обычно называемые терминалами. То, какой терминал установлен, зависит от используемого дистрибутива. Например, в Ubuntu это Gnome Terminal. После запуска появляется приглашение вроде этого:
Открываем консоль в Windows¶
Командная строка Windows намного менее функциональна, чем её аналоги из GNU/Linux и OS X, потому лучше запускать интерпретатор Python’а (см. ниже) напрямую или с помощью программы IDLE, которая поставляется с Python’ом (найти её можно в меню “Пуск”).
Использование Python¶
Python-программа, установленная по умолчанию, называется интерпретатором. Интепретатор принимает команды и выполняет их после ввода. Очень удобно для тестирования чего-либо.
Чтобы запустить интерпретатор, просто введи python и нажми Enter.
Взаимодействие с Python’ом¶
Когда Python запустится, ты увидишь что-то вроде этого:
>>> в последней строке означает, что сейчас мы находимся в интерактивном интерпретаторе Python, также называемом “Оболочкой Python (Python shell)”. Это не то же самое, и что обычная командная строка!
Теперь ты можешь ввести немного Python-кода. Попробуй:
Нажми и посмотри, что произошло. После вывода результата Python вернёт тебя обратно в интерактивную оболочку, в которой мы можем ввести какую-нибудь другую команду:
Запуск файлов с Python-кодом¶
Когда Python-кода становится слишком много, лучше записывать его в файлы. Это, например, позволит тебе редактировать отдельные части кода (исправлять ошибки) и тут же запускать их без необходимости перепечатывать текст. Просто сохрани код в файл, и передай его имя python‘у. Записанный в файл исходный код будет выполнен без запуска интерактивного интерпретатора.
В Windows нужно два раза кликнуть на пиктограмму файла, чтобы запустить его.
Когда ты нажмешь в консоли, наш файл выполнится и результат его работы будет выведен на экран. В этот момент интерпретатор Python выполнит все инструкции, находящиеся в скрипте и вернет управление командной строке, а не интерактивной оболчке Python.
Теперь всё готово, и мы можем приступить к черепашке!
Вместо ожидаемого “Hello world” ты получил какие-то странные ошибки “can’t open file” или “No such file or directory”? Скорее всего, что ты работаешь не в той директории где сохранен твой Pyhton-скрипт. С помощью командной строки легко сменить текущий активный каталог, используя команду cd, что означает “change directory” (сменить каталог). В Windows эта команда может выглядеть так:
© Авторские права 2012–2014, OpenTechSchool and contributors.
Создано с помощью Sphinx 1.3.1.
Введение в Python
Python представляет популярный высокоуровневый язык программирования, который предназначен для создания приложений различных типов. Это и веб-приложения, и игры, и настольные программы, и работа с базами данных. Довольно большое распространение питон получил в области машинного обучения и исследований искусственного интеллекта.
Основные особенности языка программирования Python:
Python также популярен не только в сфере обучения, но в написании конкретных программ в том числе коммерческого характера. В немалой степени поэтому для этого языка написано множество библиотек, которые мы можем использовать.
Кроме того, у данного языка программирования очень большое коммьюнити, в интернете можно найти по данному языку множество полезных материалов, примеров, получить квалифицированную помощь специалистов.
Для создания программ на Python нам потребуется интерпретатор. Для его установки перейдем на сайт https://www.python.org/ и на главной станице в секции Downloads найдем ссылку на загрузку последней версии языка:
Перейдем по ссылке к странице с описанием последней версии языка. Ближе к низу на ней можно найти список дистрибутивов для разных операционных систем. Выберем нужный нам пакет и загрузим его. Например, в моем случае это ОС Windows 64-х разрядная, поэтому я выбираю ссылку на пакет Windows x86-64 executable installer. После загрузки дистрибутива установим его.
Соответственно для MacOS можно выбрать пункт macOS 64-bit installer.
На ОС Windows при запуске инсталлятора запускает окно мастера установки:
Здесь мы можем задать путь, по которому будет устанавливаться интерпретатор. Оставим его по умолчанию, то есть C:\Users\[имя_пользователя]\AppData\Local\Programs\Python\Python36\.
Кроме того, в самом низу отметим флажок «Add Python 3.6 to PATH», чтобы добавить путь к интерпретатору в переменные среды.
После установки в меню Пуск на ОС Windows мы сможем найти иконки для доступа к разным утилитам питона:
Здесь утилита Python 3.7 (64-bit) представляет интерпретатор, в котором мы можем запустить скрипт. В файловой системе сам файл интерпретатора можно найти по пути, по которому производилась установка. На Windows по умолчанию это путь C:\Users\[имя_пользователя]\AppData\Local\Programs\Python\Python37, а сам интерпретатор представляет файл python.exe. На ОС Linux установка производится по пути /usr/local/bin/python3.7.
После установки интерпретатора, как было описано в прошлой теме, мы можем начать создавать приложения на Python. Итак, создадим первую простенькую программу.
Как было сказано в прошлой теме, программа интерпретатора, если при установке не был изменен адрес, по умолчанию устанавливается на Linux по пути usr/local/bin/python37, а на Windows по пути C:\Users\[имя_пользователя]\AppData\Local\Programs\Python\Python37\ и представляет файл под названием python.exe.
Запустим интерпретатор и введем в него следующую строку:
И консоль выведет строку «hello world»:
Для этой программы использовался метод print(), который выводит некоторую строку на консоль.
В реальности, как правило, программы определяются во внешних файлах-скриптах и затем передаются интерпретатору на выполнение. Поэтому создадим файл программы. Для этого на диске C или где-нибудь в другом месте файловой системы определим для скриптов папку python. А в этой папке создадим новый текстовый файл, который назовем hello.py. По умолчанию файлы с кодом на языке Python, как правило, имеют расширение py.
Откроем этот файл в любом текстовом редакторе и добавим в него следующий код:
name = input(«Введите имя: «)
name = input(«Введите имя: «) print(«Привет,», name)
Скрипт состоит из двух строк. Первая строка с помощью метода input() ожидает ввода пользователем своего имени. Введенное имя затем попадает в переменную name.
Вторая строка с помощью метода print() выводит приветствие вместе с введенным именем.
Теперь запустим командную строку/терминал и с помощью команды cd перейдем к папке, где находится файл с исходным кодом hello.py (например, в моем случае это папка C:\python). Далее вначале введем полный путь к интерпретатору, а затем полный путь к файлу скрипта:
К примеру, в моем случае в консоль надо будет вести:
Но если при установке была указана опция «Add Python 3.7 to PATH», то есть путь к интерпретатору Python был добавлен в переменные среды, то вместо полного пути к интерпретатору можно просто написать python:
Варианты с обоими способами запуска:
В итоге программа выведет приглашение к вводу имени, а затем приветствие.
В прошлой теме было описано создание простейшего скрипта на языке Python. Для создания скрипта использовался текстовый редактор. В моем случае это был Notepad++. Но есть и другой способ создания программ, который представляет использование различных интегрированных сред разработки или IDE.
IDE предоставляют нам текстовый редактор для набора кода, но в отличие от стандартных текстовых редакторов, IDE также обеспечивает полноценную подсветку синтаксиса, автодополнение или интеллектуальную подсказку кода, возможность тут же выполнить созданный скрипт, а также многое другое.
Правда, она имеет одно важное ограничение. А именно она доступна в двух основных вариантах: платный выпуск Professional и бесплатный Community. Многие базовые возможности доступны и в бесплатном выпуске Community. В то же время ряд возможностей, например, веб-разработка, доступны только в платном Professional.
В нашем случае воспользуемся бесплатным выпуском Community. Для этого перейдем на страницу загрузки и загрузим установочный файл PyCharm Community. После загрузки выполним его установку.
После завершения установки запустим программу. При первом запуске открывается начальное окно:
Создадим проект и для этого выберем пункт Create New Project.
Далее нам откроется окно для настройки проекта. В поле Location необходимо указать путь к проекту. В моем случае проект будет помещаться в папку HelloApp. Собственно название папки и будет названием проекта.
Следует отметить, что PyCharm позволяет разграничить настройки проектов. Так, по умолчанию выбрано поле New Environment Using, что позволяет установить версию интерпретатора для конкретного проекта. Затем все устанавливаемые дополнительные пакеты будут касаться только текущего проекта. Это удобно, если мы создаем несколько проектов, но каждый из которых рабоает с какой-то специфической версией интерпретатора. Но в качестве альтернативы мы также можем выбрать поле Existing Interpreter и задать путь к файлу интерпретатора глобально для всех проектов.
В реальности для первого простейшего приложения на PyCharm не имеет значения, как будет установлен интерпертатор. Однако данном же случае оставим выбранный по умолчанию флажок New Environment Using и под ним в поле Base Interpreter укажем путь к файлу интерпретатора, установка которого рассматривалась в первой теме.
И после установки всех путей нажмем на кнопку Create для создания проекта.
После этого будет создан пустой проект:
Теперь создадим простейшую программу. Для этого нажмем на название проекта правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберем
Затем откроется окно, в котором надо будет указать название файла. Пусть файл называется hello:
В созданный файл введем следующие строки:
name = input(«Введите ваше имя: «)
Для запуска скрипта нажмем на него правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберем Run ‘hello’ (либо перейдем в меню Run и там нажмем на подпункт Run. ):
После этого внизу IDE отобразится окно вывода, где надо будет ввести имя и где после этого будет выведено приветствие:
Одной из сред разработки, которая позволяет работать с Python, является Visual Studio. Преимуществом данной IDE по сравнению, скажем, с PyCharm, следует отметить прежде всего то, что в ее бесплатной редакции VS 2017 Community бесплатно доступны ряд функций и возможностей, которые в том же PyCharm доступны только в платной версии Professional Edition. Например, это веб-разработка, в том числе с помощью различных фреймворков. В то же время средства ля разработки на Python в Visual Studo доступны пока только в версии для Windows.
Итак, загрузим установочный файл Visual Studio 2017 Community по ссылке https://www.visualstudio.com/ru/thank-you-downloading-visual-studio/?sku=Community&rel=15. После запуска установочного файла выберем среди устанавливаемых опций Python:
Выбрав слева Python, в центральной части окна мы можем увидеть богатую палитру типов проектов, которые мы можем создавать для разработке на данном языке программирования. Это и веб-разработка, и машинное обучение, и проекты для работы с облаком, проекты настольных приложений и т.д. В данном же случае выберем в качестве типа проекта Python Application, то есть тип простых консольных приложений, и назовем новый проект HelloApp. Нажмем на кнопку OK, и Visual Studio создаст новый проект:
Справа в окне Solution Explorer (Обозреватель решений) можно увидеть структуру проекта. По умолчанию здесь мы можем увидеть следующие элементы:
Python Environments: здесь можно увидеть все используемые среды, в частности, здесь можно найти сведения о компиляторе, который используется.
References: в этот узел помещаются все внешние зависимости, которые используются текущим проектом
Search Paths: этот узел позволяет указать пути поиска для модулей Python
HelloApp.py: собственно файл Python с исходным кодом
По умолчанию в Visual Studio уже открыт файл HelloApp.py, но он пока пуст. Добавим в него следующую строку:
print(«Hello Python from Visual Studio!»)
И затем в панели инструментов нажмем на зеленую стрелочку для запуска:
В результате запуска отобразится консоль, которая выведет нужную строку:
HOW-TO: Программа на Python, Часть 1
Содержание
Автор — Гpэг Валтерс (Greg Walters)
Из множества существующих языков программирования Python — один из самых лёгких в изучении. Он создан в конце 80-х годов XX века, но с тех пор он сильно изменился. Хотя Python входит в состав большинства дистрибутивов Linux, на него часто не обращают внимания при выборе языка для изучения. В этой статье мы рассмотрим создание консольных приложений, а в следующей — программирование графических интерфейсов (GUI ). Давайте создадим простую программу прямо сейчас.
Наша первая программа
Наберём код в текстовом редакторе (например, в gedit). Потом мы разберёмся, что делает каждая строка и пойдём дальше.
Введите эти 4 строки:
Это всё. Сохраните файл как hello.py в любом месте. Я предлагаю сохранить его в папке python_examples в домашнем каталоге. Этот пример показывает, как просто написать программу на Python. Для запуска программы нужно сделать её файл исполняемым. Для этого введите в терминале
в папке, в которой вы сохранили программу. Теперь запустите её.
Вот и всё. Теперь давайте рассмотрим что делает каждая строка программы.
Эта строка сообщает системе, что для запуска программы необходимо использовать интерпретатор Python версии 3.
Эта строка просто печатает в окне терминала Hello. I am a python program.
Эта строка немного сложнее. В ней две части. Первая часть: name = и вторая часть: input(«What is your name? «). Сначала рассмотрим вторую часть. Команда input печатает вопрос в терминале («What is your name? ») и ожидает, пока пользователь (вы) не напечатает что-нибудь (и не нажмёт
В этой строке мы опять используем команду print для вывода текста на экран, в данном случае для вывода «Hello there, » и того, что хранится в переменной «name» и восклицательного знака в конце. В данной строке мы соединяем три куска текста: «Hello there», информацию в переменной «name» и восклицательный знак.
Теперь давайте быстро обсудим то, что мы сделали, и перейдём к работе над следующим примером. Откройте окно терминала и наберите:
Вы должны увидеть что-то наподобие этого:
Теперь вы находитесь в командной оболочке python. Здесь вы можете выполнять действия, но для начала разберёмся с тем, что у нас получилось. Первым делом вы увидите версию интерпретатора python — у меня стоит 3.4.3. Затем вы увидите сообщение о том, что для получения справки необходимо набрать «help» в командной строке. Это я оставляю Вам в качестве домашнего задания. А пока наберите:
и нажмите Enter. вы увидите:
Обратите внимание, что мы набрали слово «print» в нижнем регистре. Что произойдёт, если набрать «Print (2+2)»? Интерпретатор ответит следующим образом:
Это произошло потому, что слово «print» является зарегистрированной командой, а слово «Print» не является таковой. Для Python регистр очень важен.
Теперь поработаем с переменными ещё раз. Введите:
Вы увидите, что ничего не происходит, за исключением того, что Python отобразит приглашение «>>>». Всё нормально. Мы поручили Python создать переменную (ящик) под названием «var» и положить в неё результат сложения «2+2». Чтобы увидеть, что теперь находится в переменной «var», введите:
Теперь мы можем снова использовать переменную «var» как число 4. Например, так:
Если мы снова наберём «print (var)», то увидим следующее:
Переменная «var» не изменилась. В ней осталась храниться сумма 2+2, то есть 4.
Конечно, данная программа очень простая и написана для этого урока для начинающих. В последующих уроках программы станут более сложными. А сейчас давайте рассмотрим ещё несколько примеров с переменными.
Введите в интерпретаторе:
Вы создали переменную под названием «strng», которая содержит значение «The time has come for all good men to come to the aid of the party!». С этого момента (пока мы работаем с этим экземпляром интерпретатора) переменная «strng» будет содержать то же значение, пока мы её не изменим. Что будет, если мы попробуем умножить эту переменную на 4?
Произошло не совсем то, что вы ожидали. Python напечатал значение переменной «strng» 2 раза. Почему? Интерпретатор знал, что переменная «strng» — это строка, а не число. Невозможно производить математические операции над строками.
Если бы у нас была переменная под названием «s», которая содержала бы значение «4» как показано ниже:
Кажется, что переменная «s» содержит число 4, но это не так. Она содержит текстовое значение «4». И если мы наберем «print (s * 4)», то получим…
Снова интерпретатор знает, что переменная «s» — это строка, а не число. Он знает это, потому что мы взяли число 4 в одинарные кавычки, что означает, что оно является строкой. Мы можем проверить это, набрав «print type(s)», чтобы увидеть, какой тип система присвоила данной переменной.
Подтверждено. Переменная имеет тип «строка». Если мы захотим использовать её в качестве числа, то мы напечатаем следующее:
Строка «s», содержащая значение «4», преобразована в число и умножена на 4, что равно 16.
Теперь у Вас есть основные знания о командах print и input, создании переменных и разнице между строками и числами.
Пойдём дальше. В интерпретаторе Python введите quit() для выхода в командную строку.
Пример цикла For
Теперь давайте рассмотрим пример программирования цикла. Запустите текстовый редактор и наберите следующую программу:
Не забудьте поставить символ табуляции перед строкой «print (cntr)». Это важно. В Python для указания на блоки кода используются не круглые «(» и фигурные «<» скобки как в других языках программирования, а отступы.
Сохраните программу под именем «for_loop.py». До её запуска давайте поговорим о том, что такое цикл «for».
Цикл — это код, выполняющий определённую инструкцию или набор инструкций определённое число раз. В нашей программе мы выполним цикл 10 раз, печатая значение переменной «cntr». Вот перевод команды на русский язык «присвоить переменной «cntr» значение 0, выполнить печать значения переменной «cntr», прибавить к переменной «cntr» 1 и повторить это 10 раз». Выглядит довольно просто. Часть кода «range(0,10)» говорит: начать с 0, повторять, пока значение переменной «cntr» не будет равно 10, и выйти.
Теперь, как раньше, выполните команду
и запустите программу:
Кажется, программа работает, но почему она считает только до 9 и останавливается? Посмотрите её вывод. Напечатано 10 цифр: от 0 до 9. Это то, что мы запрограммировали: напечатать значение переменной «cntr» 10 раз, каждый раз добавляя единицу к переменной, и выйти, когда её значение будет равно 10.
Теперь вы видите, что программирование может быть как простым, так и сложным. Вы должны точно знать, что вы хотите от программы. Если вы измените команду «range» на «range(1,10)», она начнёт считать с 1, но остановится на 9, так как при достижении верхнего порога (10) цикл прерывается. Чтобы заставить программу печатать «1,2,3,4,5,6,7,8,9,10», надо заменить команду на «range(1,11)», так как цикл «for» прерывается при достижении второго числа в команде «range».
Обратите также внимание на синтаксис цикла. Двоеточие в команде «for переменная in range(начальное значение,конечное значение):» означает начало блока кода, который должен быть смещен вправо. Вы должны использовать двоеточие «:» и смещать код вправо до конца блока — это очень важно.
Если мы изменим нашу программу таким образом:
Мы увидим на экране следующее:
Убедитесь в том, что вы соблюдаете уровни вложенности. Запомните: от них зависит выделение блоков. В следующем уроке мы подробнее рассмотрим уровни вложенности.
На сегодня хватит. В следующем уроке мы продолжим изучать команды языка Python. А пока, вам стоит попробовать специализированные редакторы для Python, например, Dr. Python или SPE (Stani’s Python Editor). Обе программы вы найдёте в Synaptic.