как списать по кредиту в программе 1с 8
Списание кредиторской и дебиторской задолженности в 1С 8.3
В ходе деятельности любой организации возникают долги.
Это может быть наш долг перед другими контрагентами — кредиторская задолженность. Это может быть долг других контрагентов перед нами — дебиторская задолженность. Не всегда мы должны долги возвращать, и не всегда долги возвращают нам. В таких случаях задолженность списывается.
Рассмотрим, как выполнить списание задолженности 1С 8.3 Бухгалтерия.
Порядок списания задолженности
Создание акта инвентаризации
Перед списанием задолженности необходимо сверить остатки по взаиморасчетам с контрагентами, выявить сомнительные долги, найти различия в бухгалтерском и налоговом учете.
Для этих целей в программе используется документ “Акт инвентаризации расчетов”. Документ можно открыть в меню “Покупки” и “Продажи”:
Рассмотрим, как работать с документом.
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
1. Вначале указываются дата инвентаризации и организация.
2. На закладке “Счета расчетов” флажками отмечаются счета, по которым будет заполняться документ:
3. При нажатии кнопки “Заполнить” автоматически заполняются закладки “Дебиторская задолженность” и “Кредиторская задолженность” информацией о долгах в разрезе контрагентов:
В колонке “Подтверждено” отображаются суммы, по которым есть подтверждающие документы. Если таких документов нет, колонку следует очистить, сумму перенести в колонку “Не подтверждено”.
В колонке “В т.ч. истек срок давности” вручную указываются суммы просроченного долга.
4. На закладке “Проведение инвентаризации” указывается период инвентаризации, документ и причина:
5. На закладке “Инвентаризационная комиссия” указываются члены комиссии по проведению инвентаризации:
Документ проводок не делает. При нажатии на кнопку “Печать” можно вывести печатные формы:
Корректировка долга
После проведения инвентаризации создается документ “Корректировка долга”. Документ можно открыть в меню “Покупки” и “Продажи”:
1. Указывается организация и дата, выбирается вид операции “Списание задолженности”.
2. Далее нужно выбрать один из вариантов, что нужно списать:
3. После выбора варианта списания указывается контрагент, по которому нужно выполнить операцию.
4. Документ заполняется автоматически по кнопке “Заполнить”.
5. На закладке “Счет списания” указывается счет, на который нужно списать долг и необходимую аналитику.
По кнопке “Провести” документ сохраняется и формируются проводки.
Рассмотрим примеры списания задолженности для различных ситуаций.
Списание кредиторской задолженности при ликвидации организации
Организация провела инвентаризацию расчетов и обнаружила, что у нее есть кредиторская задолженность перед контрагентом База “Продукты” в размере 23 600 р. Выяснилось, что контрагент ликвидирован и долг можно списать. Для списания задолженности:
1. Создадим документ “Акт инвентаризации расчетов”:
На закладке “Кредиторская задолженность” в колонке “Не подтверждено” укажем сумму долга.
2. Создадим документ “Корректировка долга” с видом операции “Списание задолженности”. В поле “Списать” укажем вариант “Задолженность поставщику”:
Указываем поставщика и нажимаем “Заполнить”. Автоматически заполнится закладка “Задолженность поставщику (кредиторская задолженность)”. На закладке “Счет списания” укажем счет 91.01 “Прочие доходы”:
Посмотрим проводки документа:
Списание кредиторской задолженности по авансам
Покупатель сделал предоплату за услугу в нашу организацию. В результате услуга не была оказана, осталась кредиторская задолженность перед покупателем. Покупатель вернуть аванс не просил, со временем истек срок исковой давности. Для списания задолженности:
1. Создадим документ “Акт инвентаризации расчетов”:
На закладке “Кредиторская задолженность” в колонке “Не подтверждено” укажем сумму в колонках “Не подтверждено” и “В т.ч. истек срок давности”. Сумму в колонке “Подтверждено” очищаем.
2. Создадим документ “Корректировка долга” с видом операции “Списание задолженности”.
В поле “Списать” укажем вариант “Авансы покупателя”:
Указываем покупателя и нажимаем “Заполнить”. Автоматически заполнится закладка “Авансы покупателя (кредиторская задолженность)”. На закладке “Счет списания” укажем счет 91.01 “Прочие доходы”:
Посмотрим проводки документа:
Списание безнадежной дебиторской задолженности
Организация оказала услуги покупателю. Покупатель услуги не оплатил, задолженность признали безнадежной, ее нужно списать. Для списания задолженности:
1. Создадим документ “Акт инвентаризации расчетов”:
В колонке “В т.ч. истек срок давности” указываем сумму просроченного долга. 2. Создадим документ “Корректировка долга” с видом операции “Списание задолженности”.
В поле “Списать” укажем вариант “Задолженность покупателя”:
Указываем покупателя и нажимаем “Заполнить”. Автоматически заполнится закладка “Авансы покупателя (дебиторская задолженность)”. На закладке “Счет списания” укажем счет 91.02 “Прочие расходы”:
Если имеется резерв по сомнительным долгам, то долг списывается на счет 63. Если долг больше резерва, остатки списываются на счет 91.02.
Посмотрим проводки документа:
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.
Списание кредиторской и дебиторской задолженности в 1С 8.3
Дебиторскую задолженность (долг контрагентов, например, покупателей, перед вашей организацией) можно списать при ее безнадежности. Кредиторскую задолженность (ваши долги перед контрагентами, предположим, поставщиками) можно списать при ликвидации кредитора и по истечению периода исковой давности. О том, как такие списания отразить в программе 1С Бухгалтерия версия 8.3, вы узнаете из нашей статьи.
Инструкция по списанию задолженности в 1С 8.3
Для списания задолженности в 1С необходимо выполнить несколько действий:
Сформировать документы по инвентаризации
Перед началом списания долгов, предприятие должно выявить несоответствия в налоговом и бухгалтерском учетах, определить сомнительные задолженности, сверить остатки по взаимным расчетам с контрагентами. Для решения этих задач в 1С необходимо сформировать «Акт инвентаризации расчетов». Создать документ можно в разделах «Продаж» и «Покупок».
Необходимые действия по формированию «Акта инвентаризации расчетов»:
Суммы просроченных задолженностей нужно также вручную ввести в раздел «В том числе истек срок давности»;
«Акт инвентаризации расчетов» проводки не формирует. После того, как вы кликните на «Печать», печатное оборудование распечатает вам два документа – «Приказ о выполнении инвентаризации» (форма ИНВ-22) и «Акт инвентаризации расчетов» (форма ИНВ-17). На основании формы ИНВ-17 оформляется «Справка инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими кредиторами и дебиторами», в которую вносятся данные обо всех документах, способных подтвердить наличие долга (акты оказанных услуг, осуществленных работ, товарные накладные и т.д.). Далее в свободной форме оформляется и издается указ о списании задолженности.
Внести изменения в задолженность
Выполнив инвентаризацию, необходимо сформировать акт «Корректировка долга». Создать документ можно в разделе «Продаж». В акт вносится следующая информация:
После следует определить вид списываемой задолженности. Это может быть:
Определив вид списываемой задолженности, укажите контрагента, по которому необходимо провести процедуру.
Кликните на «Заполнить», и система программы самостоятельно внесет необходимые сведения в акт.
Перейдите в раздел «Счет списания» и введите счет, на который требуется списание задолженности и соответствующей аналитики.
Кликните на «Провести», и акт будет сохранен, программа сформирует проводки.
Списывать кредиторские и дебиторские долги предприятиям приходится в разных ситуациях. Рассмотрим особенности списания в наиболее распространенных из них.
Списание дебиторской задолженности при признании ее безнадежной
Дебиторская задолженность признается безнадежной в том случае, если получить расчет от контрагента представляется безнадежным. Иными словами, существует несколько или одна конкретная причина, в связи с которой долг с контрагента списать не выйдет гарантированно. Несколько из самых актуальных причин такого характера:
Обратите внимание: в соответствии со ст. 181 п. 1 Гражданского Кодекса России, если организация-должник направит в суд просьбу об отсрочке платежа или предприятие-кредитор подаст иск в суд о взыскании долга, трехлетний период исковой давности необходимо будет отсчитывать заново. Однако общий срок исковой давности в любом случае не может составлять свыше 10 лет с момента образования задолженности.
Если сказать кратко, то безнадежная дебиторская задолженность возникает в тех случаях, когда предприятие оказывает клиенту услуги, которые последний не оплачивает и оплачивать в дальнейшем по указанным выше причинам не будет.
Переходим к тому, как списываются безнадежные дебиторские долги в программе 1С вер. 8.3. Необходимые действия:
Для составления главной части акта кликаем на кнопку «Заполнить». В табличной части система укажет всю требующуюся информацию. При желании, вы можете вручную ввести сведения (предпочтительный вариант, если изменить требуется несколько актов);
Обратите внимание: дебиторская задолженность должна быть отражена на 007 счете «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов на период не менее 5 лет» в обязательном порядке. В противном случае контролировать изменения имущественного состояния неплательщика-контрагента не выйдет. Соответствующая аналитика осуществляется по всем контрагентом со списанными в убыток организации долгами в отдельности.
Важно! Начиная с 2017 года, сумма сомнительного дебиторского долга по отношению к каждому контрагенту должна быть рассчитана за минусом кредиторской задолженности перед последним, а максимальная величина резерва по результатам отчетного периода должна быть определена как наибольшая из 2-х величина – 10% дохода за прошедший год или 10% дохода за взятый отчетный период.
Нередко списать кредиторские долги необходимо по причине прекращения работы предприятия-кредитора.
Рассмотрим пример: компания осуществила инвентаризацию взаиморасчетов, по результатам которой выявила наличие кредиторских долгов. Вместе с тем обнаружилось, что организация-кредитор ликвидировалась, соответственно, задолженность может быть списана. Выполнить соответствующую процедуру в программе 1С версия 8.3 можно следующим образом:
Процедура списания кредиторской задолженности успешно завершена. Все необходимые данные в программе.
Списание кредиторской задолженности по авансовым платежам
Списать кредиторские долги можно также по авансовым платежам.
Разберем пример: заказчик внес аванс за услугу, которую должно оказать предприятие. В итоге работа не была выполнена исполнителем, как следствие, перед клиентом возникла кредиторская задолженность. Клиент не потребовал возврата авансового платежа, период исковой давности по долгу компании подошел к концу.
В такой ситуации кредиторский долг по авансу можно списать в программе 1С Бухгалтерия версия 8.3, следуя нашей инструкции:
После этого процедура также успешно завершена, необходимые изменения сохранены в программе.
Как учитывать дебиторскую и кредиторскую задолженность в «1С:Бухгалтерии 8»
Примечание. Как в программе организован аналитический учет расчетов с контрагентами, как применяются договоры и счета, и для чего служат статусы документов, читайте в статье «Расчеты с контрагентами в «1С:Бухгалтерии 8″».
Учет дебиторской задолженности контрагентов
Под дебиторской задолженностью понимается задолженность перед организацией:
Соответственно, лица, имеющие обязательства перед организацией (в том числе и контрагенты организации), считаются ее дебиторами. Далее будем рассматривать только дебиторскую задолженность контрагентов.
Возникновение (увеличение) дебиторской задолженности всегда отражается по дебету счета учета расчетов с контрагентами, например:
Дебет 62.01 Кредит 90.01.1
— покупателю проданы товары (работы, услуги);
Дебет 60.02 Кредит 51
— поставщику перечислен аванс в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
Дебет 58.03 Кредит 51
— контрагенту-заемщику предоставлен заем.
Погашение (уменьшение) дебиторской задолженности всегда отражается по кредиту счета учета расчетов, например:
Дебет 51 Кредит 62.01
— получена оплата от покупателя за реализованные товары (работы, услуги);
Дебет 60.01 Кредит 60.02 и Дебет 41.01 Кредит 60.01
— зачтен аванс поставщика при поступлении товаров;
Дебет 51 Кредит 58.03
— погашен заем.
В зависимости от учетных задач дебиторскую задолженность контрагентов можно классифицировать по различным признакам, например:
Учет дебиторской задолженности в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) зависит от совокупности настроек, таких как:
Рассмотрим подробнее эти настройки.
Примечание
Порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в данной статье не рассматривается.
Сроки погашения задолженности покупателей
Если организация ведет аналитический учет по договорам (в настройках функциональности на закладке Расчеты установлен флаг Учет по договорам), то срок исполнения обязательства по договору можно указать непосредственно в карточке договора с контрагентом. Для этого в группе реквизитов Расчеты следует установить флаг Установлен срок оплаты и указать срок оплаты в днях (рис. 1).
Рис. 1. Указание срока оплаты в карточке договора
Рис. 2. Сроки оплаты покупателями
Указанные в программе тем или иным образом сроки оплаты используются для автоматического выявления просроченной дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность контрагентов считается нормальной (срочной) в пределах срока оплаты, указанного в карточке договора, начиная с момента ее возникновения. Если по истечении срока оплаты дебиторская задолженность остается непогашенной, то она считается просроченной.
Если в карточке договора срок оплаты не установлен, то для договоров с покупателями просроченной считается дебиторская задолженность, которая не погашена в пределах Срока оплаты долга покупателями, указанного в настройках Параметров учета.
Таким образом, срок оплаты, установленный для конкретного договора, имеет приоритет для квалификации задолженности в качестве просроченной.
Если срок оплаты не указан ни в карточке договора, ни в целом по покупателям, то дебиторская задолженность считается просроченной с момента ее возникновения.
Просроченная дебиторская задолженность, выявленная в программе, влияет на учет расходов и доходов при формировании резервов по сомнительным долгам, а также на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) организация должна создавать резервы по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена (с высокой степенью вероятности не будет погашена) в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Для целей формирования резервов в налоговом учете сомнительным долгом признается дебиторская задолженность контрагента в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ).
При этом создание резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли является правом, а не обязанностью налогоплательщика (п. 3 ст. 266 НК РФ), поэтому формирование резервов определяется учетной политикой для целей налогообложения.
В программе для целей автоматического формирования резерва и в бухгалтерском, и в налоговом учете сомнительной задолженностью считается любая просроченная задолженность, отраженная на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками». Иначе говоря, автоматически рассчитываются резервы по сомнительным долгам только по задолженности, учитываемой в рублях, и только в отношении договоров с покупателями и заказчиками.
В этих случаях расчет резервов по сомнительным долгам выполняется одноименной регламентной операцией, входящей в состав обработки Закрытие месяца. Для начисления резервов по сомнительным долгам в отношении других видов задолженности (например, выданных поставщику авансов или по договорам с покупателями в условных единицах) следует использовать документ Операция.
Дебиторская задолженность, признанная безнадежной (нереальной к взысканию), подлежит списанию (п. 77 Положения, пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Безнадежные долги не могут определяться программой автоматически. Их выявляет бухгалтер, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 2 статьи 266 НК РФ, и своим профессиональным суждением.
1С:ИТС
Сроки оплаты выставленных счетов
Реквизит Срок оплаты выставленных счетов, указанный в регистре Сроки оплаты покупателями (рис. 2), не влияет на бухгалтерский и налоговый учет дебиторской задолженности и служит исключительно для принятия управленческих решений. В частности, Срок оплаты выставленных счетов позволяет контролировать состояние счетов, выставленных покупателям, включая частичные оплаты.
Напоминаем, что документ Счет покупателю предназначен для подготовки и печати счетов покупателям, а также для контроля взаиморасчетов с покупателями. В Счете покупателю можно увидеть не только полную сумму счета, но и ее оплаченную и неоплаченную части.
Реквизит Статус оплаты документа Счет покупателю может принимать значения:
Проанализировать информацию о неоплаченных счетах на текущую дату можно с помощью отчета Счета, не оплаченные покупателями (раздел Руководителю). Помимо счетов со статусом Не оплачен, в отчет включаются также частично оплаченные счета. В отчете раскрывается полная сумма счета, оплаченная и неоплаченная части. На основании данных отчета можно отправлять контрагентам по электронной почте напоминания о необходимости оплаты счетов. Для отправки сообщений по электронной почте требуется настроенная учетная запись электронной почты.
Планирование платежей от покупателей
Чтобы пользователь «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 мог контролировать ожидаемые поступления от покупателей, в настройках функциональности программы (раздел Главное) на закладке Расчеты следует установить флаг Планирование платежей от покупателей (рис. 3). Данная функциональность служит для принятия управленческих решений и не влияет на бухгалтерский и налоговый учет.
Рис. 3. Функциональность программы, закладка «Расчеты»
При включенной функциональности Планирование платежей от покупателей появляется возможность указывать сроки оплаты в документах расчетов с покупателями (заказчиками):
Реквизит Срок оплаты указывается в форме Расчеты, которая открывается из документа расчетов с покупателем по соответствующей ссылке (рис. 4) и заполняется автоматически на основании срока оплаты, указанного в карточке договора с покупателем, или на основании реквизита Срок оплаты долга покупателями.
Рис. 4. Срок оплаты в документе реализации
Рис. 5. Ожидаемая оплата от покупателей
Обработка анализирует остатки по счетам расчетов с покупателями. По каждой задолженности (то есть для каждого документа расчетов) указывается срок планируемой оплаты. Дополнительно в обработку включена планируемая оплата по выставленным счетам, имеющим статус Не оплачен или Оплачен частично. Если имеется задолженность по документу расчетов, связанному с выставленным счетом, то он отображается вместе со счетом в одной строке. Весь список выводится в хронологическом порядке.
Помощник Ожидаемая оплата от покупателей позволяет изменить срок оплаты одного или нескольких документов, предварительно выделенных курсором. По команде Изменить срок оплаты открывается форма ввода нового срока оплаты. Также срок оплаты документа можно изменить непосредственно в поле Срок оплаты. Выделив строку в списке, можно отправить электронное письмо контрагенту с напоминанием об оплате. Письмо сформируется автоматически по кнопке Напомнить.
Учет кредиторской задолженности контрагентов
Под кредиторской задолженностью понимается задолженность организации:
Соответственно, лица, перед которыми организация имеет обязательства (в том числе и контрагенты организации), считаются ее кредиторами. Далее будем рассматривать только кредиторскую задолженность организации перед ее контрагентами.
Возникновение (увеличение) кредиторской задолженности всегда отражается по кредиту счета учета расчетов с контрагентами, например:
Дебет 41.01 Кредит 60.01
— получены товары от поставщика;
Дебет 51 Кредит 62.02
— от покупателя получен аванс в счет предстоящей отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
Дебет 51 Кредит 66.01
— получен краткосрочный кредит от банка.
Погашение (уменьшение) кредиторской задолженности всегда отражается по дебету счета учета расчетов, например:
Дебет 60.01 Кредит 51
— перечислена оплата поставщику за полученные товары (работы, услуги);
Дебет 62.02 Кредит 62.01 и Дебет 62.01 Кредит 90.01.1
— зачтен аванс покупателя при отгрузке товаров (работ, услуг);
Дебет 66.01 Кредит 51
— погашен кредит.
Для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации кредиторская задолженность классифицируется по следующим признакам:
Учет кредиторской задолженности в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) также зависит от ряда настроек, таких как:
Отдельные настройки программы служат только для принятия управленческих решений и не оказывают влияния на учет.
Сроки оплаты задолженности перед поставщиками
Рис. 6. Срок оплаты поставщикам
При этом срок оплаты, указанный в карточке договора, имеет приоритет.
Сроки оплаты, тем или иным образом установленные для расчетов с поставщиками, служат:
Планирование оплаты поставщикам
Для контроля и управления оплатой в адрес поставщиков в настройках функциональности «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 на закладке Расчеты следует установить флаг Планирование платежей поставщикам (см. рис. 3).
Данная функциональность позволяет указывать сроки оплаты в документах расчетов с поставщиками (исполнителями):
Реквизит Срок оплаты указывается в форме Расчеты, которая открывается из документа расчетов с поставщиком по ссылке и заполняется автоматически на основании срока оплаты, указанного в карточке договора с поставщиком, или на основании реквизита Срок оплаты нашего долга поставщикам. Если срок не указан ни в карточке договора, ни в целом по поставщикам, то реквизит Срок оплаты будет соответствовать дате документа расчетов. Сроки оплаты в документах расчетов можно изменять вручную. Указание сроков оплаты в документах расчетов с поставщиками не влияет на бухгалтерский и налоговый учет и служит только для принятия управленческих решений.
Рис. 7. Планирование оплаты поставщикам
В шапке помощника указывается организация и банковский счет, с которого планируется списание денежных средств. При выполнении обработки анализируются остатки по счетам расчетов с поставщиками. По каждой задолженности (для каждого документа расчетов) указывается срок планируемой оплаты. Дополнительно в список включается планируемая оплата поставщикам по документам Счета от поставщиков, имеющим статус Не оплачен или Оплачен частично. Список выводится в хронологическом порядке по возрастанию сроков оплаты (самые срочные платежи расположены наверху списка). Документы расчетов, связанные с неоплаченными счетами от поставщиков, отображаются в одной строке.
В форме Оплата поставщикам можно изменить срок оплаты одного или нескольких документов, предварительно выделив их курсором. По команде Изменить срок оплаты открывается форма ввода нового срока оплаты. Также срок оплаты документа можно изменить непосредственно в поле Срок оплаты.
Строки, по которым требуется сформировать платежные поручения, следует отметить флагом. Платежные документы формируются автоматически по команде Создать платежные поручения.
Управление зачетом авансов и погашением задолженности
В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете авансы (как полученные от покупателя, так и выданные поставщику) учитываются обособленно от расчетов (см. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н; п.п. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
В налоговом учете по НДС авансы также отражаются отдельно (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
По умолчанию в «1С:Бухгалтерии 8» для всех документов учетной системы применяется автоматический способ зачета авансов и погашения задолженности, суть которого сводится к следующему:
Реквизит Способ зачета авансов указывается в форме Расчеты, которая открывается по соответствующей ссылке из документа реализации (см. рис. 4) или из документа поступления.
По умолчанию Способ зачета авансов установлен в положение Автоматически. При выборе способа зачета авансов По документу требуется указать Документ аванса (несколько документов) и Сумму зачета.
Если Сумму зачета аванса не заполнять, то при проведении документа реализации (документа поступления) автоматически зачитывается максимально возможная сумма по указанному документу аванса. Если фактический остаток аванса меньше указанной суммы зачета, то выдается сообщение об ошибке и документ не проводится. При выборе способа зачета авансов Не зачитывать авансы не зачитываются.
Реквизит Погашение задолженности указывается в форме банковских и кассовых документов. По умолчанию реквизит Погашение задолженности принимает значение Автоматически. При выборе способа погашения задолженности По документу требуется указать документ реализации (документ поступления), задолженность по которому следует погашать. Если выбран способ Не погашать, имеющаяся задолженность погашаться не будет.
1С:ИТС
Подробнее о расчетах по НДС с авансов см. в справочнике «Учет по налогу на добавленную стоимость» раздела «Инструкции по учету в программах 1С».
На практике довольно часто встречаются ситуации, когда поступление денежных средств от покупателя и отгрузка в его адрес товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходят в течение одного дня. А бывает, что организация оплачивает денежные средства поставщику и в этот же день получает от него товары (работы, услуги).
Чтобы избежать лишних оборотов по зачету авансов в течение дня, в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно воспользоваться специальной настройкой, доступ к которой осуществляется из раздела Администрирование по гиперссылке Проведение документов. В форме Проведение документов следует установить флаг Время документов устанавливать автоматически (рис. 8).
Рис. 8. Настройка проведения документов
При использовании этой настройки документы в течение дня записываются в соответствии со строго определенным временем, при этом оплата поставщику и покупателю всегда отражается позднее, чем поступление и продажа товаров. Таким образом, указанная настройка позволяет избежать лишних оборотов по зачету авансов в течение дня (если документы в течение дня проведены в правильной хронологической последовательности).
Учет полученных и выданных обеспечений обязательств
В «1С:Бухгалтерии 8» поддерживается учет обеспечений обязательств (платежей) по договорам. Чтобы данная возможность стала доступна пользователю, в настройках функциональности на закладке Расчеты следует установить флаг Учет обеспечений обязательств и платежей (см. рис. 3).
Для договоров с обеспечением обязательств можно указать дополнительную информацию:
Эта информация в первую очередь предназначена для формирования отчетов заемщика в банк, но также может использоваться и для дополнительной аналитики состояния расчетов с контрагентом.
Подробнее о том, как поддерживается обеспечение обязательств в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0, см. в статье «Обеспечение обязательств в «1С:Бухгалтерии 8″».
Обратите внимание, что для целей формирования резервов по сомнительным долгам в программе не учитывается наличие обеспечений (гарантий, залога, поручительства и т. д.) по договору с покупателем, то есть не проверяется, является ли дебиторская задолженность действительно сомнительной.
Установить такую проверку в программе можно опосредованно через значение показателя Установлен срок оплаты по договору в карточке договора с контрагентом. Если организация получила от покупателя обеспечение задолженности или у нее есть уверенность в его платежеспособности, то для исключения данной задолженности из расчета резервов по ней достаточно указать в этом показателе заведомо длительный срок оплаты (в календарных днях).
Акт сверки расчетов с контрагентом
Для проведения инвентаризации расчетов с контрагентами (поставщиками, покупателями, комиссионерами, агентами, комитентами, принципалами и т. д.) используется акт сверки взаимных расчетов. Форма акта сверки действующим законодательством не предусмотрена и может разрабатываться организацией самостоятельно (письмо Минфина России от 18.02.2005 № 07-05-04/2).
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 предусмотрено автоматическое заполнение документа Акт сверки расчетов с контрагентом на основании документов учетной системы (команда Заполнить). Доступ к актам сверки расчетов осуществляется по одноименной гиперссылке из разделов Покупки и Продажи.
Если контрагент имеет обособленные подразделения, можно сформировать единый акт сверки с учетом этих подразделений. Для этого в шапке документа нужно установить флаг С обособленными подразделениями.
Чтобы в акте сверки отражалась информация о полученных и выставленных счетах-фактурах, на закладке Дополнительно следует установить флаг Выводить счета-фактуры. Такая возможность актуальна при выставлении универсального передаточного документа (УПД).
При установленном флаге Разбить по договорам (на закладке Дополнительно) в печатной форме акта сверки расчетов сальдо на начало и конец периода сверки отображается по каждому договору.
Список счетов учета, по которым осуществляется сверка, указывается на закладке Счета учета расчетов. По умолчанию в список включены счета:
Если из сверки требуется исключить определенные счета, то для них следует снять флаг Участвует в расчетах. Неиспользуемые счета можно из списка удалить. Если какие-то счета требуется добавить (например, провести сверку по счету 58 «Предоставленные займы»), то по команде Добавить следует указать требуемый счет и установить для него флаг Участвует в расчетах (рис. 9).
Рис. 9. Счета учета расчетов в акте сверки
После согласования сверки с контрагентом в форме документа Акт сверки расчетов с контрагентом следует установить флаг: Сверка согласована. В этом случае все реквизиты документа, кроме информации о представителях сторон, будут защищены от изменений.
От редакции. В 1С:Лектории 25.07.2019 состоялась лекция «Автоматизация расчетов с контрагентами в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)». Видеозапись доступна на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .