как закрыть дверь на автобусе паз
Как закрыть дверь на автобусе паз
Раздел 2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОБУСА ПАЗ-32053
Расположение органов управления показано на (рис. 2-1 а). Справа от сидения водителя находятся рычаг управления коробкой передач и рукоятка стояночного тормоза. Схема переключения передач показана на табличке 10 щитка приборов и рис. 2-1 б.
Рис. 2-2 Схема положения ключа выключателя приборов и стартера
Выключатель приборов и стартера 7 (рис. 2-1) расположен на рулевой колонке. На рисунке 2-2. показана схема положения ключа выключателя приборов и стартера:
Для выключения приборов ключ из положения I повернуть в фиксированное положение 0.
Во избежание выхода из строя контактной части выключателя приборов не следует оставлять ключ в промежуточном положении.
Переключатель света фар, указателей поворота и звукового сигнала. Рычаг переключателя имеет шесть фиксированных положений (рис. 2-3) — I, II, III, IV, V, VI и четыре нефиксированных положения «А».
синий сигнализатор на щитке приборов. При неоднократном перемещении рычага переключателя из положения I вверх вдоль рулевой колонки (положение нефиксированное) происходит сигнализация дальним светом фар.
При нажатии на кнопку рычага (из любого его положения) вдоль оси включается звуковой сигнал (без фиксации).
При перемещении рычага из положений I или II в положение IV или VI (правый поворот) или вниз в положение III или V (левый поворот) включаются указатели поворота, и на щитке приборов загорается зеленый мигающий сигнализатор. Для кратковременного включения указателей поворота рычаг переключателя необходимо перевести в соответствующее положение «А». При отпускании рычаг возвращается в положение I или II.
После окончания поворота рычаг переключателя возвращается в положение I или II автоматически при повороте рулевого колеса.
Переключатель стеклоочистителя, стеклоомывате-ля и звукового сигнала.
При положении рычага (рис. 2-4):
Нажатием на кнопку рычага переключателя вдоль его оси (положение нефиксированное) включается звуковой сигнал.
Омыватель можно включать из всех положений рычага. Стеклоочиститель работает только при включенном зажигании.
Расположение приборов на щитке показано на рис. 2-5.
Внимание! Движение автобуса при наличии светового (красного) сигнала (наличие сигнала более
(3.4) минут) запрещается, так как это приведет к отказу нейтрализатора (его сгоранию) и может стать причиной возгорания автобуса.
Контрольная лампа «Диагностика двигателя» 10 (оранжевый цвет). При включении зажигания (повороте ключа в замке зажигания в положение I) лампа 10 диагностики двигателя при исправной системе управления двигателем должна загореться на (2.5) секунд и погаснуть. После чего двигатель можно запускать. Если после включения зажигания лампа 10 не гаснет, то это указывает на возникновение неисправности в системе управления двигателя. Необходимо найти и устранить неисправность (см. раздел «Двигатель»).
Сигнализатор диагностики АБС 4 загорается во время включения зажигания и гаснет через (2.3) секунды в случае отсутствия активных ошибок в памяти электронного блока АБС.
Внимание! Запрещается удерживать клавишу аварийного выключателя в крайнем (нефиксированном) положении более 2 секунд.
Внимание! Запрещается использовать аварийный выключатель в качестве выключателя аккумуляторной батареи в неаварийных ситуациях.
После перевода клавиши аварийного выключателя в I положение выключается аварийная световая сигнализация. Для включения АКБ следует нажать кнопку 32.
Кран включения стояночного тормоза. Для включения стояночного тормоза нужно перевести рукоятку из положения 1 в фиксированное положение 2 (рис. 2-6). При этом загорается прерывистым светом сигнализатор 15 включения стояночного тормоза.
При частичном торможении, для аварийной остановки в случае возникновения неисправности рабочей тормозной системы, рукоятку следует удерживать в нужном положении, так как при отпускании она автоматически возвраща-ется в положение полного растормаживания.
Для растормаживания переместить рукоятку из положения 2 в положение 3 и отпустить в положение 1. Сигнализатор 15 должен погаснуть.
Сиденье водителя имеет механизм подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водителя.
Для регулировки жесткости сиденья сядьте на него и поверните рукоятку 3 механизма регулировки жесткости так, чтобы был виден знак «+» (увеличение жесткости) или знак «-» (уменьшение жесткости). Необходимая жесткость сиденья регулируется покачиванием рукоятки 3 вверх-вниз.
Для регулировки продольного положения сиденья нужно отвести рычаг 2 механизма продольного перемещения в сторону от сиденья и передвинуть сиденье на необходимое расстояние. Затем отпустить рычаг. При этом стопор механизма автоматически фиксирует сиденье в выбранном положении.
Для регулировки угла наклона спинки следует нажать на ручку 1 механизма наклона спинки с обеих сторон и установить спинку в необходимое положение. Затем отпустить ручки, которые зафиксируют выбранный наклон спинки.
Ремни безопасности. Рабочее место водителя имеет ремень безопасности, который крепится к кузову в трёх местах. Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя от тяжелых последствий дорожно-транспортного происшествия. Для пристегивания ремня следует вставить язычок конца лямки в замок до щелчка, не допуская перекручивания лямок. Для отстёгивания ремня нужно нажать на красную клавишу замка.
Система ГЛОНАСС. Конструкция автобуса подготовлена под установку транспортной навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которая предназначена для мониторинга транспортного средства.
Автобус, оборудованный на заводе-изготовителе (ООО «ПАЗ») системой ГЛОНАСС, модели «Навигатор 2.07», имеет отдельное руководство по эксплуатации системы, где содержится информация по настройке и правилам пользования.
Для получения дополнительной информации следует смотреть сайт: www.glorient.ru (раздел «Техническая поддержка») или направить запрос по адресу: arm2k8support@glorient.ru.
Тахограф предназначен для государственного контроля за режимом труда и отдыха водителей. Конструкция автобуса подготовлена под установку тахографа цифрового типа. Тахограф устанавливается справа от панели приборов. Автобус, оборудованный тахографом, имеет руководство по эксплуатации, где содержится информация по правилам использования. Установка и обслуживание тахографа производится в специализированном (авторизованном) сервисном центре.
Для пристегивания ремня следует вставить язычок конца лямки в замок до щелчка, не допуская перекручи вания лямок. Для отстёгивания ремня нужно нажать на красную клавишу замка.
Ремни не нуждаются в регулировке и обслуживании. Рекомендуется периодически осматривать ремни для обнаружения наличия износов или повреждений любого характера. В случае загрязнения лямок следует очи стить их мягким мыльным раствором.
Внимание! Ремни подлежат обязательной замене новыми, если они подверглись критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии или имеют потертости, разрывы и другие повреждения.
Пассажирская дверь двухстворчатая. Ведущая створка установлена на нижнюю шаровую опору, которая обеспечивает необходимое регулирование положения створок по высоте. Для направления движения створки при закрывании и открывании имеется направляющий ролик, который движется по желобу.
Привод пассажирской двери автобуса состоит из пневматического механизма управления, трубопроводов подвода воздуха и дверного пневматического баллона.
При работе дверного механизма воздух, поступает из пневмобаллона через входной штуцер в пневмораспределитель. Пневмораспределитель управляет воздушными потоками в соответствующие полости пневмоциI линдра в зависимости от электрических сигналов управления с рабочего места водителя. При этом происходит перемещение штока пневмоцилиндра и соответственно открытие или закрытие двери.
При открывании двери или в её закрытом положении микропереключатели, установленные на пневмоцилиндре, соответственно замыкают или размыкают цепи контрольной лампы открытого положения и освещения посадочной площадки.
В случае попадания препятствия перед створкой двери при её закрывании, должно сработать устройство за щиты от защемления (УЗЗА) и подать управляющий импульс напряжения на открывание двери.
Управление дверями осуществляется с помощью электрических выключателей, расположенных на щитке прибо ров. При открытой двери на щитке приборов в выключателе управления дверью загорается контрольная лампа.
Кроме включателей на щитке приборов для аварийного открытия дверей имеются две кнопки: одна в салоне справа над дверью, другая снаружи справа от двери.
Автобус может иметь механизм управления пассажирской дверью производства ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» или ООО «Камоцци пневматика».
Механизм управления производства О А О «Мичуринский завод «Прогресс»(рис. 8-2).
Подключение пневмопривода к электрическим цепям управления автобуса производится электрическими соединениями согласно электросхемы (рис. 8-3.).
Рис. 8-2 Пневмопривод дверей (ОАО «Мичуринский завод «Прогресс») 1- вилка цилиндра; 2- цилиндр; 3- палец крепления цилиндра; 4- болт откидной; 5- блок резисторов; 6электронный блок УЗЗА; 7- диодная сборка; 8- пневмораспределитель; 9- кнопка экстренного открывания двери; 10- электромагнит; 11- шланг; 12- втулка болта; 13- датчик щелевой; 14- микропереключатель; 15кронштейн упоров с рейкой; 16-упор
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Не отрабатываются команды Нарушены контакты электрических со Проверьте надежность электриче двери Передавлен пневмошланг пневмопитания Уложите пневмошланг без перегибов Отсутствует индикация от Не срабатывают микропереключатели Т1 Замените микропереключатели Т крытого или закрытого по Не отрегулировано положение упора Отре1улируйте положение упора ложения двери (управляющего микропереключателем) Отсутствует освещение по Не срабатывает микропереключатель Т2 Замените микропереключатели Т садочной площадки Не отрегулировано положение упора Отрегулируйте положение упора импульса на закрытие двери, дверь не закрывается После подачи сигнала на Отказ одного из элементов УЗЗА: щеле Поочередная замена элементов закрывание, дверь не закры вого датчика, ЭБ УЗЗА, блока резисто УЗЗА вается или совершив не ров большое перемещение от крывается После подачи сигнала на Отказ одного из элементов УЗЗА: щеле Поочередная замена элементов закрывание, дверь, закрыв вого датчика, ЭБ УЗЗА, блока резисторов УЗЗА, начиная с ЭБ УЗЗА и блока крывается Не срабатывают микропереключатели Т1 Замените микропереключатели Т Порядок замены фильтра. Уменьшение скорости движения створки двери или её остановка, вызванное возможным уменьшением пропускной способности (вследствие засорения пор) фильтра, устраняется заменой фильтра в следующей последовательности:
1. Отключить электро- и пневмо- питание.
2. Отсоединить входной пневмошланг, отвернув гайку.
3. Вывернуть входной штуцер из пневмораспределителя.
4. Снять стопорное кольцо, извлечь фильтр и заменить на новый.
5. Произвести подключение в обратном порядке.
При обслуживании пневмопривода дверей периодически (при ТО-1), следует проверять крепление пневмоприво да, его составных частей и подключение внешних цепей, а также удалять пыль и влагу с деталей пневмопривода.
Механизм управления производства ООО «Камоцци пневматика»(рис. 8-4).
Подключение пневмопривода к электрическим цепям управления автобуса производится электрическими разъёмами согласно схемы рис. 8-5.
Блок управления противозажимом (КУ) предназначен для включения пневмораспределителя на открытие дверей в случае зажима пассажира а также включения и выключения лампы освещения посадочной площадки.
Блок также формирует сигнал водителю о несанкционированном открывании двери.
На входы блока поступают сигналы от концевого выключателя (К1), определяющего закрытое положение створки двери, и от кнопки управления на пульте водителя.
Если на вход контроллера поступает сигнал от концевого выключателя о том, что дверь открыта, но при ютом с пульта водителя не поступала команда «Открыть дверь», то блок включает зуммер аварийного открыва ния, который звучит до тех пор, пока водитель с пульта не закроет дверь.
При поступлении команды «Закрыть» включается проыраммный таймер, настроенный на время, за которое дверь должна гарантировано закрыться. Если за это время:
— дверь закрылась (поступил сигнал от концевого выключателя), лампа освещения площадки выключается и блок управления противозажимом переходит в режим готовности к следующему циклу.
-дверь не закрылась (не получен сигнал от концевого выключателя К1), то это идентифицируется как факт зажима пассажира, и блок выдает сигнал на катушку пневмораспределителя (Р1), переводя его в положение «дверь открыта».
Для восстановления функции противозажима необходимо провести полный нормальный цикл от крытия-закрытия двери с пульта водителя.
В случае нажатия кнопки «Закрыть» при закрытой двери (например, в случае появления сигнала «Дверь от крыта» при выходе из строя конечного выключателя) функция противозажима автоматически отключается для предотвращения открытия дверей на ходу. Кроме того, функция противозажима будет заблокирована на все время удержания в нажатом состоянии кнопки «Закрыть» на пульте водителя.
Техническое обслуживание Внимание! К эксплуатации и техническому обслуживанию приводов допускаются специалисты, знающие их устройство и правила эксплуатации. Установку, отключение, техническое обслуживание приводов следует производить при отключенном пневмо- и электропитании.
Порядок установки привода 1. Установить привод на штатное место, ориентируя крепежные болты примерно по центру пазов на панели привода. Зафиксировать привод.
2. Задвинуть шток в цилиндр до упора.
3. Закрыть дверь автобуса до упора.
4. Соединить вилку штока пневмоцилиндра с рычагом поворотной стойки двери, убедившись при этом, что шток выдвинут, как минимум, на 2-3 мм из цилиндра по сравнению с первоначальным его положением. В про тивном случае сдвинуть панель привода вдоль пазов креплений вправо на 2-3 мм.
5. Отрегулировать положение концевого выключателя относительно нажимного упора и законтрить его контргайками.
6. Подключить штуцер «Вход» к пневмосистеме автобуса. Соединить колодки электроцепей привода (см.
рис. 8-5 и 8-6) с ответными колодками автобуса.
Подготовка привода к работе 1. Подать пневматическое и электрическое питание на привод.
2. Проверить работу, открывая и закрывая дверь с места водителя.
3. Подстроить скорости открытия-закрытия дверей дросселями-глушителями, расположенными на пневмораспределителе. (Первоначальные настройки дросселей-глушителей выполнены при сборке привода на заводеизготовителе). Следует иметь в виду, что резьба на головке дросселя левая, поэтому вращение головки дросселя по часовой стрелке (вправо) уменьшает скорость движения двери, а вращение против часовой стрелки (влево) увеличивает скорость движения двери.
4. Проверить работу кнопки аварийного открывания дверей путем нажатия на нее. Чтобы затем закрыть дверь, необходимо нажать кнопку «Закрыть» на пульте водителя.
Внимание! Возврат аварийной кнопки вручную не позволяет закрыть дверь.
5. Отрегулировать положение концевого выключателя (К1) таким образом, чтобы при закрытой двери на пульте водителя не горела индикация «Дверь открыта», а зазор между упорной планкой на штоке цилиндра и корпусом концевого выключателя составлял не менее 2 мм.
Для настройки блока противозажима необходимо выполнить следующее:
6.1. Включить габаритные огни.
6.2. На пульте водителя нажать кнопку «Открыть дверь» (дверь при этом откроется) и удерживать ее нажа той (не менее 30 секунд) до тех пор, пока лампа освещения дверной площадки не начнет мигать, что означает переход блока в режим программирования.
6.3. Нажать кнопку «Закрыть» на пульте водителя (дверь должна закрыться, при этом контроллер запомнит реальное время ее закрытия).
Внимание! Настройку блока управления противозажимом необходимо проводить после каждой регули ровки дверей в соответствии с выше описанном пунктом регулировки скорости открытия-закрытия двери дроссе лями-глушителями.
Проверка перед началом работы (при эксплуатации) Проверку привода перед началом работы производить в следующей последовательности:
1. Проверить работу дверей путем открывания и закрывания их с места водителя.
2. Проверить срабатывание сигнализации «Дверь открыта».
3. Произвести контроль «на слух» утечек воздуха при открытой и закрытой двери.
«Комментарий к Конституции Российской Федерации Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Проспект, 2010 г. Содержание: Предисловие Преамбула Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 Статья 2 Статья 3 Статья 4 Статья 5 Статья 6 Статья 7 Статья 8 Статья 9 Статья 10 Статья 11 Статья 12 Статья 13 Статья 14 Статья 15 Статья 16 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17 Статья 18 Статья 19 Статья 20 Статья 21 Статья 22 Статья 23 Статья 24 Статья. »
«Оглавление всего учебного пособия Введение.. 4 Тема 1. Интеллектуальные информационные системы. Общие положения. 14 1.1. Основные понятия и определения. 14 1.2. Прагматически значимые свойства знаний. 19 1.3. Обобщенная типология знаний.. 22 1.4. Виды работ со знаниями.. 23 1.5. Направления развития ИИС и способы их реализации. 27 1.6. Классы задач, решаемые ИИС, и их обобщенные характеристики. Определение ИИС.. 30 1.7. Типология (обобщенная классификация) ИИС. 36 1.8.Обобщенная функциональная. »
«Автор Сет Годин Не используете Adobe Acrobat? Пожалуйста, перейдите по следующей ссылке: http://changethis.com/content/reader 1 Этот манифест основан на одноименной книге, которую секция я написал несколько лет назад. Я разделил ее на несколько секция небольших разделов, поэтому (я надеюсь!) вы легко сможете найти то самое нужное зернышко прозрения, когда вам это необходимо. Радости Небольших Масштабов. КТО ТАКОЙ БУТСТРЕППЕР? Ну, если уж вы приобрели эту книгу, то, по всей вероятности, вы сами. »
«© www.Livelymeal.ru 2009 Оглавление Как устроено пищеварение или почему коровы хищники? Пищеварение человека Почему сырое? Мы беззащитны перед вареной едой Термообработка Он всё знает, наш организм. Аллергия Продукты Сыроедение и физические нагрузки Теория сбалансированного питания. Кино и немцы Если мы такие умные, почему болеем? Сыроедение – путь самурая Кризисы и чистки Нужно ли что-нибудь ещё? Или битому неймётся Вода. А что, разве надо пить? Сыроедение и глобальное потепление Мои мечты. »
«Тверь 2013 От составителя Уважаемые коллеги! В предлагаемый вашему вниманию сборник вошли выступления методистов муниципальных центральных библиотек на областных семинарах с представлением своего опыта, творческие работы и разработанные ими планы системы повышения квалификации на 2013 год, ориентированные как на развитие профессиональной компетенции всех сотрудников, так и отдельные группы библиотекарей. Использованы также материалы раздела Методическая служба отчт-анкеты Тверской ОУНБ им. А.М. »
«Научно-исследовательская деятельность Ивановского государственного университета 2006 Статистический сборник Иваново Издательство Ивановский государственный университет 2007 Научно-исследовательская деятельность Ивановского государственного университета, 2006: Стат. сб. / НИУ. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. – 47 с. В сборнике представлена статистическая информация о научноисследовательской деятельности Ивановского государственного университета в 2006 году. Обзор предназначен для руководителей. »
«Ин фо р ма ц и о н н ы е э л е к тр о н н ы е р е с у р с ы На у ч н о й б и б л и о те к и Рекламный проспект К р а с н о я р с к 2005 Электронный каталог Научной библиотеки КрасГУ КрасГУ создан на основе автоматизированной информационнобиблиотечной системы (АИБС) LiberMedia (Франция), которая позволяет компьютеризировать все библиотечные процессы, начиная с момента заказа и комплектования литературы и заканчивая обслуживанием читателей и доступом к полным текстам документов. Электронный. »
«Российские к о н ф е р е н ц и и 2004 г. 2004 г. г. Санкт- Оториноларингология. Курсы повышения квалификации Петербург Тел./факс: (812) 316-54-29 Адрес: 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, 9, НИИ ЛОР. Научно-методический отдел Март г. Москва 3-я Всероссийская научно-практическая конференция 2004 г. Отечественные противоопухолевые препараты Адрес: пос. Московский, Ленинского р-на, Московской обл. ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина, 115478, г. Москва, Каширское ш., 24 Тел.: (095) 324-22-74. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Механизм открывания дверей ПАЗ: надежный впуск и выпуск пассажиров
В современных автобусах, в том числе и производства Павловского завода, используются пневматические механизмы открывания дверей. О том, что как устроены и работают такие механизмы в автобусах ПАЗ, какие типы механизмов сегодня используются, а также об их эксплуатации и обслуживания читайте в статье.
Типы механизмов открывания дверей автобусов ПАЗ
В ранних моделях автобусов ПАЗ, выпускаемых в 50-х – 60-х годах прошлого века, открывание пассажирских дверей производилось посредством механических приводов, что было не совсем удобно. Уже на автобусе ПАЗ-672 появился вакуумный механизм открывания дверей диафрагменного типа, разрежение воздуха для работы которого отбиралось от впускного коллектора двигателя. И лишь на более поздних модификациях (начиная с ПАЗ-3205) стал использоваться пневматический механизм, работающий на сжатом воздухе из тормозной системы.
На сегодняшний день в автобусах ПАЗ используется два типа механизмов открывания дверей:
• Механизм для двухстворчатых дверей на основе пневмоцилиндра;
• Поворотный механизм для одностворчатой сдвижной двери.
Наибольшее распространение получили механизмы на основе пневматического цилиндра, они применяются на всех автобусах ПАЗ с двухстворчатыми пассажирскими дверями (ПАЗ-3205 всех модификаций, ПАЗ-3206, ранних модификациях ПАЗ-4230 «Аврора» и ПАЗ-4234). На этих автобусах ставятся механизмы МД-05, 06, 07 и 08, а также дистанционные приводы ППД-125, ППД-135 и другие. Данные механизмы производятся на ОАО «Мичуринский завод «Прогресс»», ООО «Камоцци пневматика» и на других предприятиях.
На ряде современных моделей и модификаций (ПАЗ-4230 и 4238 «Аврора») устанавливаются одностворчатые сдвижные двери, которые приводятся с помощью поворотного механизма на основе шиберного поворотного пневмодвигателя.
Механизмы имеют различное устройство и принцип действия, а также характеризуются своими преимуществами и недостатками.
Устройство и работа механизма открывания двухстворчатых дверей
Данный механизм состоит из двух основных узлов:
• Пневматический цилиндр двухстороннего действия;
• Клапан механизма открывания дверей (пневмораспределитель).
Механизмы могут иметь различную компоновку:
• Цилиндр и клапан разнесены — клапан и вспомогательные устройства размещены на отдельной панели;
• Цилиндр и клапан объединены в одну конструкцию — клапан монтируется непосредственно на цилиндре.
Механизм монтируется над входными дверями, обычно он закрыт пластиковым кожухом, в котором также выполнена направляющая для движения ведомой двери. Шток цилиндра посредством вилки крепится к рычагу, установленному на оси ведущей двери. Цилиндр имеет шарнирное соединение с панелью, что позволяет ему отклоняться от осевой линии при открывании и закрывании дверей.
Работает механизм следующим образом. На клапан механизма подается сжатый воздух от отдельного дверного ресивера (он, в свою очередь, питается от компрессора пневматической системы). При закрытой двери открыт клапан, подающий сжатый воздух в левую полость цилиндра (со стороны выхода штока) — это не дает двери самопроизвольно открыться. При необходимости открыть дверь, водитель нажимает на кнопку и клапаны работают таким образом, что сжатый воздух подается в правую часть цилиндра, а из левой части цилиндра воздух уходит в атмосферу — под действием давления поршень и шток вместе с ним движется и открывает дверь, а выходящий из цилиндра воздух создает характерное шипение.
При необходимости закрыть дверь водитель нажимает другую кнопку, и клапаны включаются таким образом, что теперь воздух подается в левую часть цилиндра, а из правой он выходит. Под давлением поршень и шток движутся, и двери закрываются.
Необходимо отметить, что в механизме открывания дверей предусмотрен автоматическое устройство защиты от защемления (УЗЗА, или механизм противозащемления), которое открывает двери в случае защемления пассажира или какого-либо габаритного предмета. Данный механизм срабатывает в том случае, если не до конца закрывшиеся двери испытывают сопротивление движению.
Также в механизме предусмотрено сразу две кнопки аварийного открытия дверей, одна расположена внутри салона, над дверями, а вторая — снаружи салона, на передней стойке дверей. При нажатии на кнопку происходит автоматическое открывание дверей независимо от положения кнопок на приборной панели.
Устройство и работа механизма открывания одностворчатых дверей
Для открывания одностворчатых сдвижных дверей используется поворотный механизм. Его основу составляет три компонента:
• Шиберный поворотный пневмодвигатель;
• Клапан и кран управления;
• Стойка с рычагами, соединенными с дверью.
В общих чертах шиберный пневмодвигатель имеет несложное устройство. Его основу составляет цилиндрический корпус, в котором на оси устанавливается пластина (шибер). В корпусе выполнена стенка, которая упирается в ось шибера — она вместе с шибером делит корпус на две герметичные полости. По обе стороны пластины расположены штуцеры для подачи и удаления сжатого воздуха. Работает поворотный пневмодвигатель довольно просто: при подаче сжатого воздуха в одну из полостей давление в ней повышается, и шибер, выступая в качестве поршня, поворачивается — вместе с ним поворачивается и ось. При подаче воздуха в противоположную полость, шибер движется в обратную сторону, поворачивая ось.
Ось пневмодвигателя жестко соединена с вертикальной стойкой, на которой установлены гнутые рычаги, имеющие шарнирное соединение с дверью. При повороте оси двигателя происходит поворот стойки, и дверь либо открывается, либо закрывается.
Преимуществом поворотного механизма открывания дверей является его компактный размер — он в сборе помещается в нижней части стойки и занимает минимум места. Однако он имеет и недостаток — это необходимость использовать довольно габаритной стойки и рычагов. Поэтому все еще и остаются популярными простые механизмы с пневмоцилиндрами — они хоть и занимают больше места, однако не требуют дополнительных конструкций для связи с дверью.
Устройство и работа клапана механизма открывания дверей
В обоих типах механизмов используется золотниковый пневматический клапан с электрическим управлением. Основу клапана составляет массивный стальной корпус, внутри которого расположен цилиндрический золотник с буртиками и выполнен ряд каналов для распределения потоков сжатого воздуха. На корпусе установлено два электромагнита, которые обеспечивают подъем и опускание двух плунжеров, изменением положения плунжеров достигается подача сжатого воздуха к полостям цилиндра и выпуск воздуха в атмосферу.
На клапане установлена кнопка экстренного открывания дверей. Также на корпусе клапана расположено три штуцера: два для соединения с полостями пневматического цилиндра и один (входной) для соединения с пневматической системой автобуса. Под входным штуцером расположен простейший фильтр, обеспечивающий очистку поступающего воздуха от пыли и других загрязнений. Также на корпусе клапана находится и отверстие (одно или два — все зависит от модели клапана) для выпуска сжатого воздуха в атмосферу, причем оно закрыто глушителем (дросселем), снижающим уровень шума.
Клапан в сборе может устанавливаться, как уже было указано выше, на отдельной панели либо непосредственно на цилиндре. Во втором случае значительно упрощается пневматическая система, так как отпадает надобность в гибких пневматических трубопроводах.
Особенности эксплуатации, обслуживания и ремонта механизмов открывания дверей ПАЗ
Механизм открывания дверей довольно прост и надежен, однако и он периодически нуждается в техническом обслуживании. Обычно это сводится к регулярной (каждое ТО-1) проверке общего состояния механизма, надежность его крепления и соединений трубопроводов. Также проводится удаление пыли, влаги и грязи с деталей механизма.
Если же с течением времени замечается снижение скорости работы механизма, то следует проверить наличие утечек воздуха. Также необходимо снять и заменить воздушный фильтр во впускном штуцере. Для этого необходимо отсоединить впускной пневматический шланг (предварительно отключив электропитание и пневматику автобуса), с помощью ключа вывернуть входной штуцер, затем отверткой подцепить и вынуть стопорное кольцо, снять старый фильтр и поставить новый.
Периодически необходимо проводить регулировку глушителей (дросселей) на клапане механизма, так как их самопроизвольное выкручивание приводит к замедлению скорости закрывания и открывания дверей. При этом нужно учитывать, что они имеют левую резьбу.
Снятие, ремонт и установка механизма открывания дверей производится согласно инструкции по эксплуатации автобуса.
Эксплуатация дверей не вызывает сложностей, однако каждый день перед началом смены рекомендуется проводить простейшую проверку их работоспособности. В частности, следует проверить открывание и закрывание дверей при нажатии на соответствующие кнопки, проверить аварийное открывание (затем закрыть дверь кнопкой на месте водителя), убедиться в работоспособности механизма противозащемления, а также убедиться в отсутствии утечек воздуха.
При регулярном обслуживании и своевременном ремонте механизм открывания дверей ПАЗ будет работать надежно, обеспечивая удобство и комфорт для пассажиров.
Другие статьи
Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.
В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.
Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.
При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.