какие еще малые группы вы знаете
Термины. Малая группа.
Малая группа. Человек в малой группе.
Малая группа: признаки, классификация, особенности воздействия на человека.
Ближайшее окружение человека оказывает на него самое непосредственное воздействие. Именно в малой группе происходит общение, формирование ценностей, характера.
Малая группа.
Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Это немногочисленная группа людей (от 2 до 15 человек), которые объединены общей деятельностью, сходным интересами, находятся в непосредственном общении, испытывают чувства и эмоции по отношению друг к другу.
Признаки малой группы.
Классификация малых социальных групп.
По характеру отношений между членами группы.
Референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов.
Наиболее эффективное развитие личности определяется ее ориентацией на элитарные социальные группы — группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе
По характеру совместной деятельности.
По способу образования:
По величине группы и способу взаимодействия ее членов:
По личностной значимости:
По социальной значимости:
Функции малых социальных групп:
Именно в малой группе происходит основная часть общения человека. Поэтому очень многое зависит, в какую среду он попадёт, какие люди будут его окружать.
Положительное воздействие малой группы на человека:
Отрицательное воздействие малой группы на человека:
Способы реагирования человека на давление группы:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Малые группы: понятие, признаки, типология.
Малые группы – это социально-психологические общности, играющие важную роль в обществе. В малые группы включаются различные внутригрупповые отношения (семейные, профессиональные и т.д.).
В малой группе индивид социализируется, приспосабливаются к общественной жизни.
Социологи исследуют вопросы функционирования малых групп. Так, выделяют следующие концепции:
2. Теория групповой динамики. Представителями концепции являются К. Левин, Дж. Хоманс. Смысл данной концепции в том, что анализирует формы и отношения внутри группы.Теория групповой динамики. Представителями концепции являются К. Левин, Дж. Хоманс. Смысл данной концепции в том, что анализирует формы и отношения внутри группы.
Социологический подход изучения малых групп предполагает анализ групп как микросистем реализации социальных отношений. Такими отношениями выступают трудовые отношения, обычаи и традиции группы, лидерство и престиж и т.д.
Признаки малых групп
Признаками малых групп являются следующие:
Таким образом, малые социальные группы – это немногочисленное объединение людей, характеризующееся общностью ценностей, норм, интересов членов группы, в которой происходит социализация личности.
Малые группы имеют пределы количественного состава:
Типология малых групп
Выделяется типология малых групп по различным основаниям:
I. По глубине и характеру отношений между членами группы выделяют:
Примером первичной малой группы выступает семья.
Будучи малой социальной группой, семья интегрируется в тот сегмент общества, компонентом которого она является. Поэтому интересы и потребности семьи удовлетворяются предоставленными обществом возможностями. Эти возможности семьей реализуются в широком спектре общественных отношений: родственных и брачных, социальных и правовых, экономических и хозяйственно-бытовых, эмоциональных и психологических, этических и нравственных.
В семье личные потребности организуются, упорядочиваются на базе принятых в обществе культурных норм, социальных образцов, ценностей и ценностный ориентаций. Таким образом, они приобретают характер социальных функций.Семья – это жизненно необходимая среда для оптимального и всестороннего развития личности. Семья, являясь первичной инстанцией социализации личности, транслирует из поколения в поколение этносоциокультурные традиции и ценности народного воспитания. Она участвует в накоплении, сохранении и передаче новым поколениям трудовых навыков, содействует преемственности культуры.
2.Вторичные группы представляют собой объединения людей, взаимосвязь которых носит безличный характер, формализованное взаимодействие. У таких групп сохраняется наличие общей цели, однако между членами группы не обязательны личностные отношения.
Примерами таких групп могут быть студенческая группа, профессиональный коллектив, спортивный клуб и т.д. Вторичные группы направлены на реализацию общих целей и задач, в то время как первичные группы ориентированы на укрепление межличностных отношений внутри группы.
II. По способу организации деятельности группы и формы социального контроля выделяют:
1.Формальные группы – объединения людей, деятельность которых регламентирована официальными правилами (институтами).
Формальные группы имеют следующие признаки:
2.Неформальные группы – это объединения людей, осознанно или стихийно созданные на основе общих интересов и ценностей. Отношения в таких группах строятся на относительной независимости и свободе, цель нечетко выражена, социальный контроль основывается на традициях и выражает групповое мнение.
Особенностями неформальных групп является ситуативность их объединения, недолговечность, стихийность ролей. Неформальные группы делятся на социально значимые (группы любителей йоги, дружеские компании) и асоциальные (девиантные группы – алкоголики, наркоманы и т.д.)
III.По продолжительности функционирования выделяют:
1. Устойчивые группы: первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада,) и статусные (профессиональные) группы.
2. Временные малые группы: целевые группы (научные группы, дизайнерские группы, группы давления и т.д.) и ситуативные группы (экскурсионные группы, пассажиры купе и т.д.)
3. Референтные группы – группы сравнения, в которых человека сам выбирает для себя ценности и нормы, хотя сам может к ним и не принадлежать.
Существует три вида референтных групп:
1. Нормативные референтные группы – объединения людей, ценности и нормы которых способствуют формированию личностных качеств индивида и предопределяют его дальнейшие действия (семья, друзья, коллеги).
3.Негативные референтные группы – это группы, в которых личность отвергает существующие ценности и пытается дистанцироваться
(наркоманы, преступники).
Референтные группы подразделяются на:
В социологии референтная группа может выступать источником социальной мобильности.
IV. По степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют следующие виды малых групп:
Виды малых групп
Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, референтные и нереферентные.
По реальности существования различают условные и реальные малые группы. Условные группы – это группы, объединенные по какому-либо общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д. Люди, составляющие эти общности, могут часто не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых отношениях с другими членами своих групп, уже реальных.
Реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Например, учебный класс, производственная бригада. Они бывают также естественными и лабораторными. Лабораторные – это группы, созданные в интересах их научного изучения.
При характеристике психологии группы следует учитывать, что она является субъектом деятельности, а поэтому все особенности деятельности отражаются в ней. По-своему психологически своеобразны производственная бригада, туристическая группа, спортивная команда, ученический класс и др., одни и те же группы, но при осуществлении разных видов деятельности, решении разных задач. Так, состав конкретной группы определяет ее своеобразие среди однотипных групп. Психология всякой студенческой группы, например, имеет нечто общее для всех студенческих групп, но каждая чем-то, а нередко и существенно, психологически отлична от других.
По характеру организации и взаимодействия группы бывают формальными и неформальными. Формальные (официальные) группы – это группы, имеющие юридически фиксированный статус, а их члены в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью и структурой.
Неформальные (неофициальные) группы – это группы, не имеющие юридически фиксированного статуса и образованные на основе личных предпочтений.
Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
По степени развитости группы делятся на слаборазвитые и высокоразвитые. Уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений. В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются: время существования группы, наличие отношений власти и подчинения, количество групповых коммуникаций, число взаимных выборов, в отечественной – два фактора: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности, т.е. целями, ценностями, организацией, и социальный характер этих целей и ценностей, т.е. степень соответствия их общественно-историческому процессу – прогрессу, стагнации или регрессу (Мокшанцев Р. И., 2001).
Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Среди этих групп выделяют:
Высокоразвитые группы – это давно созданные группы, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, организации, сплоченности и т.д. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Примером такой группы может служить коллектив – высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.
Он отличается наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей, взаимным упрочением формальной и неформальной структур, социально зрелыми групповыми явлениями (групповыми нормами, коллективным мнением, настроениями, традициями и обычаями и пр.), деловыми и товарищескими взаимоотношениями, доброжелательностью, дружбой, товариществом, взаимопомощью, согласованностью действий, коллективизмом, эмоциональным подъемом, высокой групповой идентифицированностью членов, умением сочетать личные отношения с коллективными, настроениями удовлетворенности членством в коллективе и гордостью за принадлежность ему. В коллективе присутствует чувство чести коллектива, необходимости уважать, беречь и укреплять его (Столяренко А. М., 2009).
Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
По ориентациям людей в группах последние бывают референтными и нереферентными. Референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Референтные группы выполняют две функции:
Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Можно выделить и другие критерии для дифференциации малых групп: по общности профессиональных или любительских интересов; долговременные и кратковременные; устойчивые и нестабильные; открытые и закрытые и т.д. Все это нужно иметь в виду прежде всего в исследовательских целях, чтобы четко представлять степень подчиненности личности в группе, особенности контроля за групповой деятельностью, характер распределения ролей и обязанностей людей в группе, характер коммуникаций и связей между ними.
В современных условиях образование и формирование малых групп имеет, как минимум, три источника:
Классификация малых групп в менеджменте
В настоящее время известно около пятидесяти различных классификаций малых групп. Они различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения в них человека и т.д.
Наиболее распространены три классификации:
2. Вторым из исторически предложенных делений малых групп является их деление на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено американским исследователем Э. Мэйо при проведении им знаменитых хоторнских экспериментов. Формальная группа, согласно Мэйо, отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они определены групповыми нормами, строго распределены роли всех участников группы, система подчинения, структура власти — представление об отношениях в группе по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов.
Формальные группы возникают в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в результате разделения труда и выделения отдельных специализированных функций. Для выполнения этих функций требуются люди, обладающие определенной квалификацией, имеющие определенную профессию и готовые в системе совместной деятельности выполнять определенную работу.
Неформальные группы создаются внутри формальной группы членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения: люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние — равное или даже большее, чем формальные структуры.
Группа дает человеку ощущение защищенности, она придает человеку больше уверенности в себе во внешних взаимодействиях. От группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач, в группе человек учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможности и потенциал. Группа предоставляет возможность избежать одиночества и состояния потерянности, ненужности.
3. По психологическим характеристикам различают группы членства иреферентные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Впервые эта классификация была введена американским исследователем Г. Хайменом, которому принадлежит открытие феномена «референтной группы». В своих экспериментах Хаймен показал, что часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то другой, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые люди не включены реально, но нормы которых принимают, Хаймен назвал «референтными группами». Разрабатывая в дальнейшем понятие «референтных групп», Г. Келли выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что «референтная группа» нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.
«Референтные группы» могут быть реальные или воображаемые, но они всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет приобщиться. Кроме того, выделяют нереферентную группу, которая чужая и безразличная для человека, и антиреферентную группу, которую человек не приемлет, отрицает и отвергает.
Основные характеристики группы
2. Существуют следующие формальные признаки структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти, эмоциональная структура группы, структура межличностных отношений, а также связь ее с функциональной структурой групповой деятельности. Структура группы основывается на статусно-ролевых отношениях, профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.
Статус личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт и т.д.
Ролевые отношения характеризуются двумя сторонами: поведением человека, исполняющего роль, и его оценкой. Причем эта оценка осуществляется как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому человеку. Оценка производится «сверху, сбоку и снизу», т. е. начальником, сотрудниками и подчиненными. Учитывая, что самооценка и оценки другими людьми зачастую расходятся, рекомендуется иметь все время обратную связь и в соответствии с этим корректировать свое поведение.
3. К групповым процессам относят такие процессы, которые организуют деятельность группы. Характеристика групповых процессов связана прежде всего с развитием группы.
4. Групповые нормы — это определенные правила, вырабатываемые группой, принятые ею, им должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют функцию регулирования по отношению к этой деятельности. Нормы могут оказывать сильное влияние как на поведение отдельной личности, так и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие ему. Они помогают членам группы определить, какое поведение и какая работа ожидается от них.
Воздействие норм на поведение связано с тем, что при соблюдении этих норм человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям.
Все нормы с позиции интересов организации в целом могут нести как положительную, так и отрицательную нагрузку. К положительным нормам относятся те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы создают противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организации.
Нормы группы связаны с ценностями. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, ее опытом в организации определенной деятельности. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой и иметь большую или меньшую значимость для групповой жизнедеятельности. Они также могут по-разному соотноситься с ценностями общества. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются именно на групповые ценности.
Понять взаимоотношения человека с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему он так поступает. Ценности определяют как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него событий человек принимает решения и осуществляет свои действия.
5. Санкции — это механизмы, используя которые группа добивается от своего члена соблюдения норм. Их основная задача — обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть поощрительными и запретительными, позитивными и негативными.
Ситуационные характеристики группы
Проведенные исследования показали, что в малых по размеру группах возникает больше сложностей с достижением соглашения. В этих группах также много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержанно и концентрированно.
Отмечено также, что в группах с четным числом членов, хотя и наблюдается больше напряженности с принятием решения, чем в группах с нечетным числом членов, тем не менее меньше несогласия и антагонизма между членами группы.
Наиболее оптимальной численностью группы, по последним исследованиям, считается группа, состоящая из пяти человек, так как в таких группах ее члены испытывают большую удовлетворенность, чем в группах большего или меньшего размера. В меньших по размеру группах возникает много напряжений в отношениях между ее членами, они могут быть обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. С другой стороны, в группах с большей численностью не уделяется достаточно времени каждому члену группы, и ее члены могут испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими.
Заметное влияние на поведение членов группы оказывает пространственное расположение. Важно, чтобы человек имел постоянное место расположения, а не искал его себе каждый раз. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях, а также значительно понижает удовлетворенность работой.
На работу людей и на их поведение в группе оказывает влияние и то, как они расположены друг к другу: они во время работы могут смотреть друг на друга или могут быть расположены спиной друг к другу.
Пространственная близость в размещении людей может порождать множество проблем, так как людьми не воспринимается близкое расположение к ним коллег без учета возраста, пола и т.п.
Взаимное расположение мест также оказывает влияние на эффективность функционирования группы и взаимоотношений внутри нее. Замечено, что если рабочие места отгорожены друг от друга, то это способствует развитию формальных отношений. Наличие рабочего места руководителя группы в общем пространстве способствует активизации и консолидации группы.
Несмотря на то что влияние задач, решаемых группой, на ее функционирование и на поведение и взаимодействие членов группы очевидно, тем не менее очень сложно установить зависимость между типами задач и их влиянием на жизнь группы. Поэтому важно обращать внимание на то, как много взаимодействий будет возникать между членами группы в процессе решения задачи и как часто они будут общаться друг с другом, насколько действия, выполняемые отдельными людьми, взаимозависимы и оказывают взаимное влияние, насколько решаемая задача является структурируемой. В случае слабо структурированных или неструктурированных задач наблюдаются большее давление группы на индивида и большая взаимозависимость действий, чем в случае хорошо структурированных задач.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь
Разновидности малых групп
Классификация малых групп по реальности существования
Существуют различные виды малых групп: условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, референтные и нереферентные.
Если в основе классификации лежит реальность существования, то малые группы бывают условные и реальные.
Под условными группами понимаются группы, которые объединены по определенному общему признаку. Это может быть возраст или пол и др.
Для людей, которые находятся в этих группах, свойственно не знать друг о друге, но при этом они могут быть в определенных, относительно схожих отношениях с другими представителями своей группы.
Под реальными группами понимается такой вид групп, нахождение в которых характерно для обычной жизни и профессиональной деятельности.
Это может быть учебный класс в школе или производственная бригада. Реальные группы в свою очередь можно разделить на естественные и лабораторные. Лабораторными являются группы, которые созданы для научного их исследования.
Характеризуя психологию группы, важно помнить, что это субъект деятельности, и по этой причине вся специфика деятельности отражается в ней. Различные малые группы имеют свое психологическое своеобразие. Так, класс учеников, группа туристов, спортивная команда являются похожими группами, но осуществляют разную деятельность и разные задачи. Для того чтобы определить состав определенной группы, важно обратить внимание на ее своеобразие среди аналогичных групп. Так, психология любой студенческой группы, имеет общие черты с другими студенческими группами, но для каждой свойственны свои психологические отличия.
Классификация малых групп по характеру организации и взаимодействия
Если в основе классификации лежит характер организации и взаимодействия, то выделяются формальные и неформальные группы.
Формальная, или как ее еще называют, официальная группа – это вид группы, которая обладает юридически фиксированным статусом, а ее члены при разделении труда объединяются деятельностью и структурой, которая социально задана.
Неформальная (неофициальная) группа – это вид группы, которая не обладает юридически фиксированным статусом и образуется, основываясь на личных предпочтениях.
Для формальной группы свойственно функционировать, основываясь на заранее установленных, общественно фиксируемых задачах, положениях, инструкциях и уставах. Формирование неформальной группы происходит исходя из личной симпатии и антипатии ее представителей.
Классификация малых групп по степени развитости
Если в основе классификации лежит степень развитости, то выделяют слаборазвитые и высокоразвитые группы. Уровнем группового развития является оценка степени сформированности отношений в группе. Зарубежная социальная психология в качестве параметров группообразования считает время функционирования группы, есть ли в группе отношения власти и подчинения, наличие групповых коммуникаций, количество взаимных выборов. Отечественная же социальная психология выделяет всего два аспекта. Речь идет о степени опосредованности межличностных отношений составом совместной работы, иными словами это цели, ценности, организация, а также о социальном характере данных целей и ценностей, иными словами это уровень соответствия их общественно-историческому процессу, под которым понимается прогресс, стагнация или регресс.
Под слаборазвитой группой понимается такой вид группы, которая находится на первом уровне своего существования.
Существует несколько типов слаборазвитых групп:
Под высокоразвитыми группами понимается вид групп, которые давно сформировались. Для них характерно единство целей и общих интересов, высокоразвитая система отношений.
Общение в такой группе опосредованно личной значимостью и общественно значимым составом групповой работы. Коллектив является ярким примером такого вида группы. Он предстает в качестве высшей формы объединения людей, которая характеризуется благоприятными условиями для осуществления совместной деятельности.
Коллектив имеет наивысшую сплоченность, единство стремлений в достижении общественно и личностно важных задач, взаимное упрочнение формальных и неформальных структур, социально зрелые групповые явления (групповые нормы, коллективное мнение, настроение, традиции и обычаи), деловые и товарищеские взаимоотношения, доброжелательность, дружбу, товарищество, взаимопомощь, согласованность действий, коллективизм, эмоциональный подъем, высокую групповую идентифицированность ее представителей, умение сочетать личное с коллективным, настроение удовлетворенности представительством в группе и гордость к принадлежности ей. Для данного коллектива свойственно чувствовать честь группы, необходимость ее уважения и укрепления.
Под диффузными группами понимаются группы, имеющие случайный характер, в них объединение людей происходит исключительно на основе общих эмоций и переживаний.
Классификация малых групп по ориентации людей
Если в основе классификации лежит ориентация людей, то выделяются референтные и нереферентные группы.
Референтная, или как ее еще называют, эталонная группа – это группа, которая служит ориентиром для людей в их интересах, предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Существует две функции референтной группы:
Нереферентными группами являются группы членства, в которых люди действительно находятся и занимаются деятельностью.
Существует еще множество классификаций малых групп. Это и общность профессионального или любительского интереса, и долговременность и кратковременность, и устойчивость и нестабильность, и открытость или закрытость. На все это важно обращать внимание при исследовании темы, для четкого представления степени подчиненности личности коллективу, специфики контроля за коллективной деятельностью, характера распределения ролей и задач членов группы, характера общения и связи между ними.
Существует три источника, которые служат основой для образования и формирования малых групп в современных реалиях: