какие еще понятия относящиеся к экономике россии того времени вы знаете дайте им определение
Основные понятия экономики
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
Существует две модели экономики:
Основные вопросы экономики:
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Типы экономических систем
Понятие экономической системы
Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.
Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.
Тип экономической системы характеризует:
Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.
Основные типы экономических систем
В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:
Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.
Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.
Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.
Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.
Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.
Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.
Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:
Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.
Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.
Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.
Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.
Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.
Отличительные черты экономических систем
Черты традиционной экономики
Особенности командно-административной экономики
Черты рыночной экономики
Характерные черты смешанной экономики
У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:
Таблица с различиями видов экономических систем
Критерии отличия | Традиционная экономика | Командно-административная | Рыночная | Смешанная |
Кому принадлежит собственность | Преимущественно общине | Преимущественно государству | Преимущественно частным лицам | Разнообразие форм собственности |
Что производят | Основано на традициях | Общественные блага | Потребительские товары | Общественные и потребительские товары |
Как производят | Решает государство | Решает производитель | Решает производитель и государство | |
Для кого производят | Для всех потребителей | Для конкретных потребителей | Для всех и для отдельных потребителей | |
Роль государства | Активная | Определяющая | Охранная | Охранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов |
Достоинства и недостатки типов экономических систем
Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.
Школьный этап олимпиады по обществознанию 10 класс
Школьный этап олимпиады по обществознанию 10 класс
Мы рады приветствовать Вас на олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
Время написания работы –90 минут
1.1. Вексель, облигация, акция, чек__________________________________________
1.2. Сырьевая, демографическая, энергетическая. _________________________________________
1.3.Публичная власть, территория, суверенитет, налоги и сборы. _____________________________________________
1.4. Авторитет, страх, сила, убеждение ______________________________ 1.5. Либерализм, консерватизм, национализм. ________________________________________________
1.Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении
2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения
3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества
4.Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
5. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.
6.Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках
7.Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.
8.Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.
9.Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».
10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.
3.Экз ( )ст( )нц ( )( )лизм
1) Трудовой кодекс РФ
2) Указ Президента РФ
3) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
4) Инструкция по заполнению заявления о государственной регистрации юридического лица по ф.11001
5) Положение о порядке замещения государственной гражданской должности
6) Закон РФ «О недрах» Ответ ____________
5.Какой отраслью права регулируются приведенные ниже ситуации? (Всего-5 баллов). По одному баллу за каждый правильный ответ.
1.Орган опеки и попечительства отказал родителям несовершеннолетнего ребенка, пожелавшим изменить его имя
2. Милиционер составил постановление о возбуждении уголовного дела._____________________________________
3.Фирма «Стол-е» отказалась от требования выплатить неустойку _______________________________________
4. Директор в период кризиса на 3 месяца задержал выплату заработной платы административным работникам
5.Группа граждан, протестовавших против прокладки железной дороги по сельскохозяйственным угодьям, организовала пикет и перекрыла движение по магистрали
6. Запишите, какой современный юридический термин может быть использован для описания данной ситуации.. 3 балла
А)«вещь самая естественная и в то же время химера» (Вольтер); «Возможно только в математике» (В.Колечицкий);
«никакая сила на земле не сделает его фактом» (Оноре де Бальзак) _________________________________
Б) «пожирает своих детей» (Пьер Верньо ); «варварский способ прогресса» (Жан Жорес); «уничтожает не меньше благ, чем создает» И. Гёте ____________________________________
В) «мать всех наук» Цицерон; «торжествует над горестями прошлого и будущего» Франсуа Ларошфуко;
«поскольку распространяется на всё доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров» Декарт_________________________________
По горизонтали: 1. Основатель учения, обосновавший необходимость активного вмешательства государства в экономику 3. Русский философ и писатель, основоположник теории «общинного социализма» 4. Течение в античной философии, представители которого отрицали нравственные нормы и жизненные блага 6. Коллегиальный орган 7.Общественное явление, проявляющееся в столкновении сторон, интересов, взглядов 8. Обесценивание денег 10. Регулятор общественных отношений 12. Противник славянофилов 14. Верхняя палата в парламентах ряда стран 16. Крупный землевладелец, крупный собственник
17. Предоставление денежных средств, товаров, услуг в долг на определенных условиях
18. Подвижник, отказавшийся от жизненных благ и наслаждений
По вертикали: 1. Общность точек зрения различных групп населения по определенному вопросу 2. Приверженец идеологии, утверждающей принципы общественной собственности 3. Индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством 5. Совокупность мифов 7.Немецкий философ, сформулировавший категорический императив 9. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных средств, выполняющая функции познания и общения в человеческой деятельности 11. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной власти. 13. Древнегреческий философ, один из основателей атомистики 14. Строение, внутреннее устройство чего-либо 15. Сторонник передачи власти ученым, инженерам, техническим работникам
9. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
……. предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …….. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.
Особое место занимают в обществе……., которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.