какие еще ветхозаветные сюжеты представленные в произведениях живописи ты можешь назвать
Ветхозаветные сюжеты в живописи
Связанные понятия
События Нового Завета служили источником вдохновения многих живописцев. Отчасти они продолжают традиции средневековой иконописи, отчасти инспирированы самими текстом Библии. Преломление новозаветных сюжетов в живописи иллюстрирует не только сам Новый Завет, но и те эпохи, в рамках которых были выполнены эти картины. Новозаветные сюжеты составляют часть библейских сюжетов. В свою очередь, значительную часть новозаветных сюжетов составляют евангельские сюжеты, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса.
И́конопись (от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
«Рождественская драма» («Комедия на Рождество Христово», «Перемена непостоянного мира сего, гордости сетьми в маловременной жизни человеков уловляющая, в вечную муку посылающая, на треокоянном Ироде, за гордость ищущем рожденного всех Царя Христа убити») — музыкальное произведение, считающееся древнейшей русской «оперой». Автором «с достаточной долей основания считается» святой митрополит Димитрий Ростовский (Туптало). Драма была поставлена впервые 27 декабря 1702 года; в 1982 году воскрешена Борисом.
«Ветхий днями» (англ. The Ancient of Days) — гравюра английского художника и поэта Уильяма Блейка.
Презентация по МХК на тему :»Сюжеты Ветхого Завета в классических произведениях живописи»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сюжеты Ветхого Завета в классических произведениях живописи
Образы Священного Писания занимают одно из центральных мест в изобразительном искусстве тех народов, среди которых распространилась христианская вера. История библейских сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации хронологически почти совпадает с рамками всей истории христианской Церкви. Ветхий Завет запрещал изображать не только Божество, но и тварные явления (Исх 20:4). Исключение делалось лишь для декоративного убранства святилищ и дворцов: херувимы Ковчега и Храма, растительный орнамент, а также фигуры из слоновой кости были найдены среди развалин Самарии 8 в. до н.э. Следовательно, ни в допленный период, ни в иудействе, не должно было существовать произведений, иллюстрирующих священную историю. Однако в синагогах Палестины и диаспоры первых веков н.э. наблюдается временное отступление от древней заповеди представляет сцену жертвоприношения Авраама, а стены синагоги в Дура–Европос (Двуречье, 3 в.) сплошь покрыты фресками на библейские сюжеты. С известной долей реализма там изображены Авраам, Моисей, эпизоды из времен Исхода, судей и жизни Давида.
Во 2–3 вв. христианство уже не было связано запретом на изображения Бога. Раннехристианское искусство зародилось в подземных усыпальницах — катакомбах и сначала имело декоративный характер. Затем на стенах гробниц появились и развернутые сюжетные композиции Девы Марии с Младенцем, Крещения Господня, поклонения волхвов, исцеления расслабленного, умножения хлебов, воскрешения Лазаря, Христа и апостолов. Отмечалась тенденция к символизму и условности, поскольку эстетика древней Церкви искала за преходящими образами красоту и тайну Вечного. На фото мозаика собора Сан-Витале, Равенна, 5 век н.э.
Центральной мыслью творения в христианстве является «сотворение из ничего», в которой Создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте, переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия.
«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, 1508–1512) – четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II. И.Айвазовский «Сотворение мира», 1864г.и «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет».
1. Микеланджело Буанаротти, фрески Сикстинской капеллы, 1512г. 2. Питер Пауль Рубенс – «Эдемский сад с грехопадением», 1615.
1. Тициан Вечеллио «Каин и Авель», 1544. 2. Питер Пауль Рубенс «Каин убивает Авеля», 1608-1609гг. 3. Антон Лосенко «Авель»,1764г.
1. Ной собирает на Ковчег животных (средневековая мозаика), 2. И.Айвазовский «Всемирный потоп», 1864г. «Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).
Фреска Микеланджело Буонаротти из Сикстинской капеллы, 1512г. «Всемирный потоп».
1. «Троица» А.Рублев, 1411 г. 2. «Троица Ветхозаветная», М. Нестеров,1890-ые гг. К бездетному Аврааму, как родоначальника будущего народа (всех евреев и арабов), явился Бог в виде трёх мужей-путников. Авраам просил возможности услужить Богу, поскольку был его рабом; предложил омыть ноги мужей, принести хлеба, масла и молока, приготовить телёнка. Бог сообщил, что через год снова явится к Аврааму и даст сына Сарре. Сарра, услышав разговор Авраама с Богом, не поверила, поскольку была уже слишком стара, и засмеялась. Бог спросил Авраама, почему Сарра смеётся; и Авраам рассказал, что она бесплодна. Однако Бог подтвердил, что в назначенный срок будет у Сарры и даст ей сына.
Содержание книг Пятикнижия Книга Бытия Содержание книги составляют предания о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа. Повествование начинается с cотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте. Книга Исход Исхо́д ( «выход из Египта») — библейское предание о порабощении евреев (израильтян) в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея. Заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана. Книга Левит Книга Чисел Второзаконие
Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай. Десять заповедей были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх. 32:15—16). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх. 32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх. 34:1—4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор. 10:1—5). Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх. 34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля. «Моисей разбивает скрижали завета», Рембрандт, 1659г.
1. «Переход через Красное море» — одна из фресок Сикстинской капеллы, Доменико Гирландайо, 1480—1482 гг. 2. «Переход евреев через Красное море», И Айвазовский,1891 год.
После многих лет странствий по каменистой пустыне иудейский народ, ведомый из Египта пророком Моисеем, стал терять веру и роптать. В результате последовало Божье наказание из змеев «огненных» (Чис. 21:6), от которых погибло много народа. После этого израильтяне раскаялись и упросили Моисея помолиться за них Господу. По повелению Божию Моисей изготовил тогда медного змея и закрепил его на шесте (Чис. 21:9). Всякий ужаленный змеёй, взглянув на медного змея, оставался живым 1.«Медный змий», Питер Пауль Рубенс 1610-1612гг. 2.«Медный змий», Федор Бруни, 1841г.
«Давид» Микеланджело Буанаротти, 1504г. Мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.
Как рассказывали библейские истории на своих картинах известные художники
Чтобы создать шедевр, многие из художников пользовались проверенным веками способом: взять один из библейских сюжетов и представить его на холсте в соответствии со своими умениями и собственной философией. А уж насколько зрителям всех времен было интересно совершать такие экскурсы в Ветхий и Новый Завет, можно судить по тому, что множество таких живописных иллюстраций Библии представляют собой лучшее в мировом изобразительном искусстве.
Почему на картинах классиков так часто встречаются библейские сюжеты?
Б. Мурильо. Святое семейство с птичкой
Соперничать в популярности с Библией и сейчас не удается ни одной книге. На протяжении многих веков священные для христиан и иудеев тексты дарили художникам вдохновение. Вторая из заповедей, данных Моисею, предписывала не делать себе кумира и «никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». И, тем не менее, уже со второго века нашей эры стали появляться первые рисунки на библейские сюжеты, сначала – на стенах римских катакомб, а с IV века, когда христианство было признано государственной религией Римской империи, изображения святых и сцен из жизни Христа и Богородицы уже украшали стены храмов.
Джотто. Встреча Марии и Елизаветы (фреска)
На протяжении тысячи лет церковь была единственным заказчиком для художников, причем при создании произведений по библейским сюжетам вступали в действие строгие каноны: фигуры изображали плоскими, фон делали неопределенным, пейзаж, если был, наполнялся особыми символами. В Византии, где складывались отличные от римских традиции иконописи, считалось, что подлинные изображения Христа и Богородицы возникли чудесным образом, а те, что создавали художники, признавалось копиями, списками.
Ян Брейгель. Иона выходит из пасти кита
П. Верхаген. Авраам высылает Агарь из дома
Позже, во времена Просвещения, живописцы уже углублялись в изучение быта тех времен, в которые разворачивались события на картине, стремясь к исторической достоверности. Для достижения такой цели даже предпринимали путешествие в Палестину – это помогало правильно изобразить пейзаж, на фоне которого развивались события выбранного библейского сюжета. А позднее мастера допускали все большие вольности, решая за счет священных текстов и собственные художественные задачи.
Сюжеты Ветхого Завета
Дж. Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры
Живопись никогда не была занятием, доступным всем желающим, а требовала довольно серьезных финансовых затрат. Это приводило к тому, что художники стремились работать не столько для случайных любителей живописи, сколько для постоянного, а главное, платежеспособного и щедрого заказчика, каким была церковь.
К тому же, события, описанные в Ветхом и Новом Завете, давали возможность художнику проявить себя – создать именно то, чего требовал его талант. И сложное произведение, где показано несколько персонажей, их внутренние терзания, и масштабные сцены бедствий и катастроф, и мирные пейзажи, и обнаженную натуру – не требовалось изобретать новые сюжеты, когда существовали те, что проверены веками. По библейским сюжетам написаны тысячи картин, многие из них входят в сокровищницу мирового искусства.
Если тексты Ветхого Завета дали живописцам сотни тем для произведений, то новозаветные – во много раз больше. Отчасти это объясняется и религиозными нормами: в католических Испании и Италии не поощрялось создание картин и фресок по ветхозаветным сюжетам.
Значительная часть произведений посвящена изгнанию из Рая Адама и Евы, события, предваряющие это, в истории изобразительного искусства редки. И все же они встречаются, как, например, сюжет сотворения Евы из ребра Адама.
Популярными у живописцев всех времен были истории об изгнании Агари, о жертвоприношении Исаака, о гибели Содома, сюжет об Ионе и ките, подвиг Юдифи.
Сюжеты Нового Завета
Ян ван Эйк. Благовещение
Сюжеты Нового Завета, нашедшие выражение в произведениях художников, в основном касаются жизни Иисуса Христа и Богородицы. Особенно любимых живописцами тем несколько, среди них – Благовещение, явление Деве Марии архангела Гавриила. Этот сюжет использовали большинство творцов Возрождения – Фра Анжелико, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан и многие другие. Несмотря на то, что художники не были связаны строгими требованиями при создании картин, «Благовещение» традиционно подчиняется некоторым живописным канонам.
В момент появления перед ней Гавриила, Богородица читала или пряла, а потому она часто изображается с книгой или веретеном в руках. Обычно на картине можно увидеть белые лилию – символ чистоты, непорочности. В руках у ангела – райская ветвь, а холст пересекает луч света – символ Святого Духа.
Менее распространенный у художников сюжет – встреча Марии и Елизаветы, которая в тот момент готовилась к рождению Иоанна Крестителя. Другая встреча Богородицы и архангела Гавриила, вдохновившая живописцев на создание картин – Успение, когда Мария получает весть о своей скорой кончине.
Карло Дольчи. Саломея
Легенда о Саломее гласит, что эта иудейская царевна произвела такое впечатление на царя Ирода своим танцем, что тот согласился выполнить любое ее желание. Саломея пожелала казни Иоанна Крестителя, обличавшего блуд ее матери, и его голова была преподнесена девице на блюде. Разумеется, такой сюжет открывал перед живописцами бесконечные перспективы, а потому пользовался огромной популярностью.
Изображали сцены из детства Христа, причем эксперименты художников порой приводили к настоящим скандалам. Так, картина прерафаэлита Милле «Христос в родительском доме», показавшая чрезмерно реалистичный быт и далекую от канонической внешность Христа и его семьи, вызвала негодование в протестантской Англии. А потому название было заменено на не связанное со священными текстами – «Мастерская плотника».
Дж. Э. Милле. Христос в родительском доме
Дж. Ланфранко. Чудо хлеба и рыбы
Притчи Христа тоже стали богатым источником вдохновения для живописцев, среди них и та, что сподвигла Рембрандта на создание гениального произведения – «Возвращение блудного сына». Одна из лучших в творчестве гениального художника, эта картина демонстрирует множество приемов, которыми пользовался мастер. Главное выделено светом – фигура отца, коленопреклоненного сына, обритого, как если бы он был каторжником, и старшего сына, стоящего справа. Композиция включает и других персонажей – они находятся в тени и не мешают восприятию главной идеи, дополняя картину и заодно подкидывая внимательному зрителю загадку: ведь кто эти люди – в Библии не упомянуто, и зрителю остается строить догадки.
Рембрандт. Возвращение блудного сына
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Новое в блогах
Библейский сюжет в русской живописи /Ветхий Завет/
Библия на протяжении многих столетий вдохновляла художников всего мира. Являясь неисчерпаемым источником драматических сюжетов и ярких образов, Книга Книг всегда привлекала художников, писателей и поэтов, побуждая ко всё новым интерпретациям и к новому переосмыслению своих вечных тем.
Давайте вспомним самые значительные шедевры русской живописи, посвященные ветхозаветным сюжетам.
А. Лосенко. Жертвоприношение Авраама. 1765 г.
В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Бог не допустил жертвоприношения, и в последнюю минуту ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком.
П. Басин. Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822 г.
Картина «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» написана Петром Басиным в 1822 году во время пребывания в Италии с целью оттачивания мастерства художника после окончания учебы в Академии художеств. За итальянский период творчества им создано немало произведений на мифологические сюжеты, чего требовало направление академизма.
Согласно преданию, двое еврейских старейшин подсматривали за красавицей-женой Иоакима Сусанной, купающейся в саду своего мужа. Они сторожили ее каждый день, ожидая возможности увидеть.
Улучив момент, когда женщина после купания уже собралась уходить домой, они стали домогаться ее, причем заявляя, что если она не согласится на совокупление с ними, они обвинят ее в прелюбодеянии с любовником помоложе. Сусанна как могла, пыталась защитить себя, совсем не задумавшись о шантаже. Она начала кричать, звать на помощь. Старцы осуществили свою угрозу.
С поразительной точностью художнику удалось передать состояние персонажей Ветхого завета. Прекрасная еврейка стыдливо старается спрятать свое обнаженное тело, ее полные ужаса глаза молят пощадить ее, не осквернять ее ни вожделенными взглядами, ни похотливыми прикосновениями, тем более не представляя себе возможным совокупление с развратными старцами.
Ф. Бруни. Медный змий. 1841 г.
К. Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов. 1821 г.
Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Автор нашел точку равновесия между созданием человеческого портрета и пейзажа.
Авраам получился величественным, но немного театрально наигранным. На нем болтается красный балдахин со всевозможными складками. Ангелы, словно уставшие путники, которые присели, перед трудной дорогой. Их образы светлы и чисты, сразу видно, что они небесные существа, не принадлежащие нашему грешному миру.
Самый дальний ангел внимательно слушает мужчину и при этом поправляет свою обувь. Но чтобы изобразить такое естественное поведение, художнику пришлось перерисовывать холст несколько раз. У него было найдено тысячи набросков, он искал идеальные позы для каждого персонажа своей работы.
И. Айвазовский. Всемирный Потоп. 1864 г. и Сотворение мира. 1864 г.
Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты.
В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины «Всемирный потоп»написан им в 1864 году.
Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.»
Библейский сюжет в русской живописи /Ветхий Завет/
Библия на протяжении многих столетий вдохновляла художников всего мира. Являясь неисчерпаемым источником драматических сюжетов и ярких образов, Книга Книг всегда привлекала художников, писателей и поэтов, побуждая ко всё новым интерпретациям и к новому переосмыслению своих вечных тем.
Давайте вспомним самые значительные шедевры русской живописи, посвященные ветхозаветным сюжетам.
А. Лосенко. Жертвоприношение Авраама. 1765 г.
В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Бог не допустил жертвоприношения, и в последнюю минуту ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком.
П. Басин. Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822 г.
Картина «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» написана Петром Басиным в 1822 году во время пребывания в Италии с целью оттачивания мастерства художника после окончания учебы в Академии художеств. За итальянский период творчества им создано немало произведений на мифологические сюжеты, чего требовало направление академизма.
Согласно преданию, двое еврейских старейшин подсматривали за красавицей-женой Иоакима Сусанной, купающейся в саду своего мужа. Они сторожили ее каждый день, ожидая возможности увидеть.
Улучив момент, когда женщина после купания уже собралась уходить домой, они стали домогаться ее, причем заявляя, что если она не согласится на совокупление с ними, они обвинят ее в прелюбодеянии с любовником помоложе. Сусанна как могла, пыталась защитить себя, совсем не задумавшись о шантаже. Она начала кричать, звать на помощь. Старцы осуществили свою угрозу.
С поразительной точностью художнику удалось передать состояние персонажей Ветхого завета. Прекрасная еврейка стыдливо старается спрятать свое обнаженное тело, ее полные ужаса глаза молят пощадить ее, не осквернять ее ни вожделенными взглядами, ни похотливыми прикосновениями, тем более не представляя себе возможным совокупление с развратными старцами.
Ф. Бруни. Медный змий. 1841 г.
К. Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов. 1821 г.
Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Автор нашел точку равновесия между созданием человеческого портрета и пейзажа.
Авраам получился величественным, но немного театрально наигранным. На нем болтается красный балдахин со всевозможными складками. Ангелы, словно уставшие путники, которые присели, перед трудной дорогой. Их образы светлы и чисты, сразу видно, что они небесные существа, не принадлежащие нашему грешному миру.
Самый дальний ангел внимательно слушает мужчину и при этом поправляет свою обувь. Но чтобы изобразить такое естественное поведение, художнику пришлось перерисовывать холст несколько раз. У него было найдено тысячи набросков, он искал идеальные позы для каждого персонажа своей работы.
И. Айвазовский. Всемирный Потоп. 1864 г. и Сотворение мира. 1864 г.
Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты.
В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины «Всемирный потоп»написан им в 1864 году.
Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории.
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.»