какие еще знания умения необходимы вам для успешного исполнения должностных обязанностей
Какие еще знания умения необходимы вам для успешного исполнения должностных обязанностей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обязательно ли в должностной инструкции прописывать необходимые умения и знания из профстандарта, если профстандарт обязателен? Достаточно ли прописать только требования к образованию и обучению?
Требований к содержанию должностной инструкции действующее законодательство не предусматривает. На практике в должностной инструкции конкретизируют содержание, объем и порядок выполнения работы по должности в виде перечня конкретных должностных обязанностей, указывают перечень нормативных актов, обязательных для соблюдения в процессе выполнения этих обязанностей; подчиненность работника; расположение рабочего места; указывают на лиц, уполномоченных принимать решение о приеме на работу по должности и осуществлять допуск к такой работе. Кроме того, в должностную инструкцию включают квалификационные требования к кандидатам на должность.
Под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ). Характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, является профессиональный стандарт.
Если профессиональный стандарт является обязательным для применения, то и в отсутствие перечислений в должностной инструкции того, что работник должен уметь и знать для выполнения конкретной трудовой функции, стороны обязаны руководствоваться теми требованиями, которые предъявляются законодателем к умениям и знаниям работника, принимаемого для выполнения этой трудовой функций. Этот вывод вытекает из части второй ст. 22 ТК РФ, части первой ст. 195.3 ТК РФ. На наш взгляд, в должностной инструкции в этой части квалификационных требований (в части умений и знаний работника) можно сослаться на соответствующий профессиональный стандарт, указав реквизиты документа, которым он был утвержден. Включив в должностную инструкцию только требования к образованию и обучению работника, выполняющего обязанности по конкретной должности, работодатель, по нашему мнению, не нарушает требований законодательства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Статья 4. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей
Статья 4. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей
1. Общими квалификационными требованиями к профессиональным знаниям муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы всех групп, являются:
1) знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Краснодарского края, законов и иных нормативных актов Краснодарского края, регулирующих соответствующие сферы деятельности, применительно к исполнению своих должностных обязанностей, правам и ответственности;
2) знание законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации и законодательства о муниципальной службе в Краснодарском крае, муниципальных правовых актов о муниципальной службе;
3) знание законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края о противодействии коррупции;
4) знание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Краснодарского края, регламентирующих статус, структуру, компетенцию, порядок организации и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
5) знание устава муниципального образования;
6) знание положения об органе либо структурном подразделении органа местного самоуправления, в котором муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы;
7) знание правил служебного распорядка;
8) знание норм охраны труда и противопожарной защиты;
9) знание правил делового этикета;
10) знание документооборота и работы со служебной информацией, инструкции по работе с документами в органе местного самоуправления;
11) знания в области информационно-коммуникационных технологий.
2. Общими квалификационными требованиями к профессиональным навыкам муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы всех групп, являются:
1) владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией и документами;
2) владение информационно-коммуникационными технологиями;
3) умение организовать личный труд и планировать служебное время;
4) владение приемами выстраивания межличностных отношений, ведения деловых переговоров и составления делового письма;
5) владение официально-деловым стилем современного русского языка.
3. Для замещения высших и главных должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам:
1) муниципальные служащие должны знать:
а) основы государственного и муниципального управления;
б) основы права, экономики, социально-политического развития общества;
в) документы, определяющие перспективы развития Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования, по профилю деятельности;
г) порядок подготовки, согласования и принятия муниципальных правовых актов;
д) основы управления персоналом;
2) муниципальные служащие должны иметь навыки:
а) муниципального (государственного) управления, анализа состояния и динамики развития Краснодарского края и муниципального образования в соответствующей сфере деятельности;
б) стратегического планирования, прогнозирования и координирования управленческой деятельности;
в) организационно-распорядительной деятельности;
г) системного подхода к решению задач;
д) оперативного принятия и реализации управленческих решений, осуществления контроля за исполнением поручений;
е) ведения деловых переговоров;
ж) проведения семинаров, совещаний, публичных выступлений по проблемам служебной деятельности;
3) организации и ведения личного приема граждан;
и) взаимодействия со средствами массовой информации;
к) выстраивания межличностных отношений, формирования эффективного взаимодействия в коллективе, разрешения конфликта интересов;
л) руководства подчиненными муниципальными служащими, заключающегося в умении определять перспективные и текущие цели и задачи деятельности органа местного самоуправления, распределять обязанности между муниципальными служащими, принимать конструктивные решения и обеспечивать их исполнение, рационально применять имеющиеся профессиональные знания и опыт, оптимально использовать потенциальные возможности персонала, технические возможности и ресурсы для обеспечения эффективности и результативности служебной деятельности;
м) служебного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Для замещения ведущих и старших должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам:
1) муниципальные служащие должны знать:
а) задачи и функции органов местного самоуправления;
б) порядок подготовки, согласования и принятия муниципальных правовых актов;
в) основы информационного, документационного, финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
2) муниципальные служащие должны иметь навыки:
а) разработки нормативных и иных правовых актов по направлению деятельности;
б) разработки предложений для последующего принятия управленческих решений по профилю деятельности;
в) организационной работы, подготовки и проведения мероприятий в соответствующей сфере деятельности;
г) системного подхода к решению задач;
д) аналитической, экспертной работы по профилю деятельности;
е) составления и исполнения перспективных и текущих планов;
ж) организации взаимодействия со специалистами других органов и структурных подразделений муниципального образования для решения профессиональных вопросов;
3) работы с различными источниками информации, систематизации и подготовки аналитических, информационных материалов;
и) ведения служебного документооборота, исполнения служебных документов, подготовки проектов ответов на обращения организаций и граждан;
к) построения межличностных отношений;
л) ведения деловых переговоров.
5. Для замещения младших должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам:
1) муниципальные служащие должны знать:
а) задачи и функции органов местного самоуправления;
б) порядок подготовки, согласования и принятия муниципальных правовых актов;
в) основы информационного, финансового и документационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
2) муниципальные служащие должны иметь навыки:
а) планирования служебной деятельности;
б) систематизации и подготовки информационных материалов;
в) финансового, хозяйственного и иного обеспечения деятельности муниципального органа;
г) ведения служебного документооборота, исполнения служебных документов, подготовки проектов ответов на обращения организаций и граждан;
д) эффективного межличностного взаимодействия.
6. Квалификационные требования к специальным профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по каждому муниципальному органу с учетом его задач и функций и включаются в должностную инструкцию муниципального служащего.
7. Специальные профессиональные знания подтверждаются документом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. В случае если специальные профессиональные знания, подтвержденные документом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании, не соответствуют направлениям деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, учитывается документ государственного образца о профессиональной переподготовке по соответствующим направлениям деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.
8. Порядок и формы учета и контроля соблюдения муниципальными служащими квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, а также порядок и сроки переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих определяются представителем нанимателя.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое ключевые навыки для резюме
Важным пунктом резюме, на который обращают внимание все работодатели, является графа о главных профессиональных умениях. Ни образование, ни опыт работы не скажет о вашей личной экспертизе в определенных вопросах. Поэтому стоит посмотреть примеры ключевых навыков в резюме, чтобы грамотно заполнить соответствующий раздел. Это поможет показать работодателю, что именно вы умеете делать.
Из чего выбрать
Сложно подобрать какие-то «типовые» умения. Ведь в каждой профессии выдвигаются свои требования и соискатель должен им соответствовать. Если вы не знаете, что именно можно написать, то можно указать следующие:
Но все же желательно подбирать умения в зависимости от требований к кандидатам. Обычно работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Соискателю можно просто перефразировать его требования и указать их в ключевых навыках.
Умения лидеров
В первую очередь разобраться, что такое ключевые навыки для резюме важно тем, кто претендует на должность руководителя. К потенциальным управленцам всегда предъявляют повышенные требования и их кандидатуры проверяются более скрупулезно.
В качестве навыков можно указать такие умения:
Важно уметь отличать свои умения от личных качеств. Первые приобретаются в процессе работы и обучения, а вторые характеризуют вас как личность.
Также в список можно добавить многозадачность, способность приспосабливаться к различным условиям, передавать часть полномочий и следить за надлежащим выполнением поставленных задач.
Профессии связанные с общением
Отдельно стоит отметить, какие следует указывать навыки, если вы претендуете на должность продавца, менеджера или консультанта. Например, можно указать следующие навыки продавца-консультанта в резюме:
Если вы знаете, что компания работает с зарубежными клиентами, то неоспоримым плюсом станет знание иностранных языков. Претендуя на вакансию менеджера по продажам, также укажите, если это, конечно, соответствует действительности:
А вот для преподавателей, учителей, ведущих семинаров и тренингов предъявляются несколько иные требования. Они должны обладать такими навыками:
Общим для всех этих профессий является главное умение — наладить контакт с людьми.
Иные варианты
Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:
По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.
Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:
К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:
В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.
Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?
Ключевые навыки в резюме: примеры
Профессиональные навыки, отображаемые в резюме, выделяются, обычно, отдельным блоком. В этом разделе описывается та информация, которая не отображена в должностных обязанностях раздела «Опыт работы».
Данная информация является ключевой для будущего руководителя фирмы, так как профессиональные навыки будущего сотрудника играют немаловажную роль в выполнении им трудовых обязанностей. Каждый руководитель хочет иметь компетентного работника в своем предприятии.
Что такое ключевые навыки в резюме?
Профессиональные навыки, отображенные в резюме претендента на вакансию, всегда становятся объектом изучения руководителем компании. Опыт трудовой деятельности и полученное образования, дают не полную картину профессиональных качеств претендента на работу, а вот навыки – помогут раскрыть дополнительные наработки претендента, уровень его компетенции в открытой вакансии.
Правильное заполнение этого раздела резюме предоставит возможность руководителю фирмы понять без общения с соискателем, подходит ли тот ему или нет.
В этом разделе резюме, рассказывается о знаниях претендента и его достижениях. Соискатели, игнорирующие данный раздел, совершают непоправимую ошибку. Также неправильно будет отображение в данном разделе пространных рассуждений о личностных характеристиках претендента.
Поэтому для полной картины навыков соискателя необходимо отобразить умение соискателя:
(Видео: «Какие НАВЫКИ указать В РЕЗЮМЕ. Владимир Якуба. СОВЕТЫ.»)
Таким образом, если соискатель обладает ключевыми навыками, перечисленными в списке, и отобразит их разделе «Профессиональные навыки», то можно уверенно сказать, что решение о его трудоустройстве будет положительным.
Виды ключевых навыков в резюме
Заполняя раздел о профессиональных навыках, соискатель показывает, что он умеет, а не какой он человек. Личные характерные черты и ключевые навыки – это различные понятия. Поэтому, при заполнении раздела «Профессиональные навыки» нельзя смешивать умения претендента с описанием личных качеств. Например, навык проведения переговоров совсем не имеет ничего общего со стрессоустойчивостью или ответственностью соискателя и т. д.
Ключевые навыки, которые отображаются в резюме, можно разбить на следующие виды:
При заполнении резюме, отображая ключевые наработки, надо использовать принцип релевантности. Отображенный опыт соискателя обязан соответствовать темы резюме. Нельзя отображать навыки, не имеющие отношение к должности, на которую имеет претензии соискатель. Здесь требуется указывать только навыки, значимые для открытой вакансии.
При отображении навыков, для удобства чтения текст желательно структурировать в виде списка. При этом нельзя переусердствовать, составляя слишком большой список. Это создаст впечатление, что соискатель не умеет выделять главные особенности своих знаний.
Коммуникативные навыки:
К коммуникативным навыкам претендента на вакансию можно отнести следующие наработки:
Организаторские навыки:
К данному виду навыков можно отнести:
Лидерские навыки:
Сюда относятся:
Прикладные навыки:
Данное умение имеет отношение к:
Что писать не надо
Немало начинающих соискателей совершают одну и ту же ошибку, путая личные характерные черты претендента на вакансию с профессиональными навыками. То есть, вместо того, чтобы отобразить, что человек умеет хорошо делать, они характеризуют себя, заполняя в разделе, что являются ответственными, трудолюбивыми, коммуникабельными, стрессоустойчивыми и т.д.
При этом, пишут стандартные штампы, которые категорически на приемлемы при заполнении резюме. Такое резюме сразу будет выброшено в корзину.
Какие навыки надо написать в резюме
Как правило, большинство менеджеров по набору персонала желают выявить при просмотре резюме такие данные, которые будут свидетельствовать принадлежность соискателя к той профессии, которая обозначена в опубликованной вакансии.
К таким ключевым наработкам можно отнести уровень знаний при работе на ПК, умение проведения переговоров, способность улаживать конфликты с клиентами, умение пользоваться прикладными компьютерными ПО, например, с Adobe Photoshop и т. д.
(Видео: «Пишем резюме — как писать про ключевые навыки в резюме»)
Навыки и умения для технических специалистов: программистов, системных администраторов…
Навыки соискателей, имеющие отношение к компьютерной техники, являются абсолютно индивидуальными.
Например, в обязанность системных администраторов входит обеспечение контроля за функционированием всех компьютеров фирмы, с умением:
Если соискатель является программистом, то в этом варианте он должен отобразить:
Лидерские умения и навыки: менеджер, управленец, директор, администратор…
Определившись с вакансией, которую хочет получить соискатель, он обязан продумать, при заполнении резюме, какими навыками он обладает, которые имеют отношение к выбранной должности. Руководители фирм с особой принципиальностью относятся к управленцам, требуя от них нередко завышенные наработки. Претендентам, желающим получить управленческую вакансию, понадобится отобразить следующие навыки:
В перечень навыков может быть добавлен пункт, обеспечивающий способность соискателя к одновременному решению множества задач, способностью распределять обязательства и обеспечивать контроль их исполнения.
Заполняя раздел «Профессиональные навыки», кандидат на управленческую должность может выбрать те профессиональные качества, которые, по его мнению, являются сильной стороной. При этом, ключевые навыки и личностные характеристики в этом варианте должны четко быть разграниченными. Если соискатель смешает этих 2 различных понятий, то работодатель разочаруется в нем и шансы на получение вакансии будут утрачены.
Навыки и умения для продавцов, консультантов, секретарей, банковских работников…
Соискатели вакансий продавцов, консультирующих лиц, специалистов банков и прочих должностей, которые связаны постоянным общением с клиентами, могут отобразить следующий опыт:
Если соискатель получит сведения о том, что руководитель фирмы, в которую последний хочет трудоустроится, сотрудничает с зарубежной клиентурой, владение зарубежными языками станет преимуществом для претендента. И об этом нужно непременно отобразить в резюме, в разделе «Профессиональные навыки».
Лица, претендующие на вакансии, имеющие отношение к сфере обслуживания, обязаны владеть навыками, имеющими отношение к общению, проведением анализов и объявлением тех или и иных решений, используемых для обеспечения помощи. Всякая деятельность лиц, относящихся к данной сфере, обязана направляться на обслуживание клиентов, что вынуждает претендента на должность настраиваться на результат.
Учитывая тенденцию к автоматизации и компьютеризации технологических процессов, руководители компаний заинтересованы в оформлении на работу соискателей, владеющих знаниями зарубежных языков, умеющих работать на ПК, обладающими навыками деловой переписки, а также заинтересованных в коллективных успехах фирмы.
Примеры ключевых навыков
Ниже представлены примеры ключевых навыков, которые можно использовать в резюме претендентов на следующие вакансии:
Руководитель отдела продаж
Директор по логистике
Мерчандайзинг (специалист по маркетингу)
Навыки и умения для учителей, ведущих на семинарах и тренингах…
Учителям, а также лицам, ведущих семинарские занятия присущи другие навыки. Претенденты на такие вакансии обязаны владеть:
Навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов…
Соискатели вакансий, имеющих отношение к учету, обязаны четко представлять требования руководства учреждения.
Бухгалтера, аудиторы и прочие лица учетной профессии обязаны обладать:
Навыки и умения — примеры для юристов
Претенденты на вакансии в сфере юриспруденции могут отобразить в разделе «Профессиональные навыки» составляемого резюме следующее:
Общие навыки и умения
Несмотря на то, что каждая профессия требует наличие индивидуальных навыков при составлении резюме и стремлению получить нужную вакансию, существуют некоторые общие навыки, которые присущи профессионалам. Перечень таких навыков обобщен, однако может пригодиться не для всех профессий. Данный список может пригодиться для соискателей вакансий, не исключено, что нижеуказанные навыки можно будет использовать при составлении резюме.
Ниже предлагается данный список, в который можно включить:
Подводя итоги, можно отметить, что любая специальность может характеризоваться рядом способностей. Среди представленного списка навыков, обязательно подойдут те умения, которые сможет использовать соискатель, для отображения их в составляемом резюме.