какие есть форматы обучения
Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку
Рассказываем, какие бывают формы обучения в российских школах и за их пределами. Объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования.
Формы получения образования в России
Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.
Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»):
Какие существуют формы обучения
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Рассмотрим каждую форму обучения подробнее.
Формы получения образования в организации
В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения: очную, очно-заочную или заочную. Перейти на любую из них можно как в начальных классах, так и среднем и старшем звене.
Что такое очная форма обучения
На очной форме обучения ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».
В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.
Очная форма обучения подойдёт, если:
Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.
Что такое очно-заочное обучение
На очно-заочном обучении ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»
Очно-заочная форма обучения подойдёт, если:
Заочная форма обучения
На заочной форме обучения ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.
Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.
Государственные школы неохотно переводят учеников на заочную форму обучения. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.
Заочная форма обучения подойдёт, если:
Формы получения образования вне организации
Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.
Что такое семейное образование
Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
Давайте разберём основные виды семейного образования.
Семейная форма обучения подойдёт, если:
Что такое самообразование
Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.
Форма самообразования подойдёт, если подросток:
10 трендов современного обучения
Гибкий график обучения
Сейчас каждый обучающийся может сам подбирать удобное время для занятий и обучаться не в ущерб работе.
Удобное место для занятий
Онлайн-обучение позволяет просмотреть, изучить материал лекций практически в любом месте – в общественном транспорте, спортзале на беговой дорожке, дома во время уборки, в машине, когда стоите в «пробке».
Индивидуальный подход к слушателю курса
Данный подход замечателен тем, что информация адаптирована под потребности студентов и преподаватель обращается к каждому отдельно. Обучение предполагает обратную связь: любой слушатель может задать вопрос спикеру в онлайн-формате.
В организациях для персонализации обучения проводят анализ, определяя потребности каждого обучающегося, исключают области, которыми он интересуется, и выявляют области, в которых требуется повышение квалификации. Индивидуальный план электронного обучения помогает организациям с легкостью сократить разрыв в навыках и демонстрирует сотрудникам их ценность для компании.
Сторителлинг (storytelling) – способ донесения информации аудитории через рассказ историй с реальными или выдуманными персонажами. В образовании истории хороши тем, что мотивируют и побуждают к действию, они позволяют объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах.
В будущем образование еще больше будет уходить в упрощение материала через привлечение историй людей, примеров из фильмов или книг. Однако не все рассказы – сторителлинг. Прежде всего, истории должны быть короткими, однозначно трактоваться и пересекаться с жизненным опытом. Любая история должна иметь логичное завершение, которое подтолкнет слушателей к выводу. История должна быть эмоционально насыщенной и побуждать слушателей к действиям. Немаловажно качественное оформление истории в виде презентации или видео.
Startup Challenge – онлайн-курсы по созданию своего бизнеса. Лучшие бизнес-практики страны в достаточно короткий срок обучают всем тонкостям предпринимательства. Организаторы курса представляют полезные материалы и инструменты для создания своего бизнеса, проводят серию обучающих вебинаров и организуют индивидуальные консультации с менторами.
Эффективность формата огромна. И обусловлена она, прежде всего, особой соревновательной атмосферой процесса обучения. Обучающийся не просто самостоятельно изучает бизнес-планирование, он бросает вызов себе и окружающим, пытаясь выйти в лидеры и стать полноправным участником рынка предпринимателей. Многие опытные бизнес-практики уже отметили, что Startup Challenge полезен как тем, у кого еще нет идеи и бизнеса, так и начинающим стартаперам для получения необходимых знаний для развития проекта.
Сегодня социальное обучение – процесс формирования знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленный на достижение разнообразных, общественно значимых целей.
Главным элементом социального обучения является взаимодействие обучающихся, цель – учиться у друг друга. Такой процесс обучения можно стимулировать, создавая виртуальные сообщества, форумы, где люди в неформальной обстановке делятся своим опытом, проблемами и идеями их решения. Обсуждение материала способствуют лучшему его усвоению, а также позволяет оперативно осуществлять обратную связь и формировать значимые связи внутри коллектива.
Получение новых знаний – процесс утомительный, потому немаловажно обучаться в комфортных условиях. В этом случае можно выбрать такой формат, как коворкинг (коворкинг (англ. сo-working) – совместная работа). Он предполагает обучение в удобном месте. Усвоение знаний на диване, в кресле, с чашкой чая или кофе уже пришлось по душе многим.
Положительных сторон у коворкинга много. Он полезен тем, у кого есть проблемы с дисциплиной, кому трудно собраться, ведь вокруг находятся деятельные и перспективные люди, занятые делом, обсуждающие важные вопросы и не позволяющие лениться. Такая атмосфера не даст расслабиться и затянет в водоворот мыслительного процесса, а значит, резко возрастет эффективность и производительность. В отличие от онлайн-обучения в домашних условиях при коворкинге человек не отвлекается на посторонние вещи, так как это не позволяет сделать рабочее расписание.
Перевернутый класс – педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Во время традиционных лекций студенты часто пытаются понять то, что они слышат в момент речи лектора. У них нет возможности остановиться, чтобы обдумать сказанное, и, таким образом, они могут упустить важные моменты, потому что стараются записать слова преподавателя.
Перевернутое обучение соединило преимущества традиционного образования за партами и онлайн-образования с гаджетами. Использование видео и прочей электронной информации позволяет студентам полностью контролировать ход лекции: они могут смотреть и пересматривать материал.
Разница традиционного и перевернутого обучения в том, что лекции студенты смотрят дома в удобное время, а на занятиях в классе выполняют практические задания в группе вместе с лектором и его подсказками. При этом преподаватель имеет возможность видеть, сколько времени вы потратили на просмотр лекции, сколько задержались на том или ином слайде презентации.
Микрообучение (англ. microlearning) представляет собой концепцию получения какого-либо знания небольшими единицами за короткий промежуток времени. Чаще всего термин употребляется в контексте электронных форматов обучения.
Материал представляется обучающимся небольшими разделами, продолжительность которых намного меньше тех, которые присутствуют в онлайн-курсах. Формат подачи информации разнообразен – интерактивное видео, подкасты, викторины и др. Длина информационных блоков – ключевой фактор микрообучения. Разбивая большую тему на несколько коротких видео, объясняющих какую-то одну из составляющих, создатели курсов способствуют лучшему ее усвоению. Это имеет смысл, так как максимальный уровень концентрации внимания у человека – пять минут. Такой подход может применяться в различных областях, в том числе и при приобретении профессиональных (производственных) навыков.
Геймификация образования – сильный инструмент для увеличения индекса вовлеченности в образовательный процесс. Прием геймификации срабатывает одинаково хорошо с детьми и взрослыми. В современном мире миллионы людей, которые играют в компьютерные игры, отлично представляют, что такое «уровни», «прокачка», «задания» («quests»), «награды», «достижения». При этом могут совершенно не понимать, что от них ждет начальник или как получить максимум от сервиса.
Существует тенденция в переходе от простых рейтингов, рангов, очков опыта к более вдумчивым интеграциям игровых механик в образовательные процессы – социальность, реальные бонусы за достижения и т.д. Если раньше разработчики просто бездумно копировали друг у друга элементы, то теперь налицо более вдумчивый подход – создатели курсов уже понимают, как работают механизмы принятия решений, как вырабатываются привычки, навыки, как можно сделать образование действительно увлекательным.
Большая часть обычного образования уйдёт в онлайн и в виртуальную среду, добавится персонификация, моделирование и прогнозирование карьеры, основанное на использовании искусственного интеллекта, и подходов Big Data.
Интеллектуальные помощники и чат-боты уже могут взять на себя большую часть работы в обучении: выдача лекционного материала, прием заданий в виде автоматизированных тестов.
Какие форматы онлайн-обучения есть и как выбрать верный
Правильно организовать любое обучение не всегда бывает просто. Nethouse.Академия рассказывает, как не ошибиться в выборе
В первую очередь обучение делится на синхронное и асинхронное.
Синхронное — обучение в режиме реального времени. Это могут быть и очные лекции, и онлайн-лекции, и дискуссии в мессенджерах. Самым распространенным вариантом, конечно же, является вебинар.
Асинхронное — обучение без привязки к месту или времени. Это заранее записанные видеоуроки, лекции, домашние задания без дедлайна.
Также есть смешанный формат, когда синхронное и асинхронное обучение совмещается. Чаще всего именно такой формат и будет самым эффективным.
Форматы, которые мы рассмотрим ниже, могут быть как асинхронными, так и синхронными. Делятся они в первую очередь по типу восприятия информации:
Подробнее о каждом.
Видеоформат. Сейчас один из самых популярных форматов для онлайн-обучения. Несложно записать видеоуроки на телефон с говорящей головой и выложить в сеть. Но будет ли это эффективно? Важно учитывать, что качественная картинка и звук — это неотъемлемая составляющая эффективности обучения. Спикер должен уметь работать с аудиторией, преподносить информацию последовательно и понятно. Разнообразить такой формат можно, используя скринкаст, презентацию или скрайбинг. Когда вся информация будет расписана на картинках, эффективность восприятия информации увеличится в разы.
Вебинар принято выделять в отдельный формат для проведения онлайн-обучения. При этом он также является визуальным.
Для вебинара действуют те же законы: качественная картинка и звук, интересный и профессиональный преподаватель, умеющий работать с аудиторией в режиме реального времени. Минус — возможные технические неполадки, которые снизят эффективность обучения.
Лонгрид может стать форматом, который совместит в себе несколько способов восприятия. По сути это страница, на которую вы можете добавить фото, видео, текст и инфографику.
Такой формат удобен, можно читать с любого устройства. Не всегда лонгрид будет интерактивным, но можно найти решения. Большой минус такого формата — ученик воспринимает информацию, но не применяет ее.
Аудиоматериалы. Специфический формат. Его сложно интегрировать в полноценный платный онлайн-курс, однако можно использовать отдельно. Например, создать серию подкастов, которые будут содержать новую информацию. Сейчас подкасты стремительно набирают популярность в России и могут стать тем форматом, который привлечет к вам аудиторию.
Отдельно выделяют такие форматы как общение в чате или на форуме, в процессе обсуждения которого и идет обучение, а также творческие задания, такие как написание эссе или создание продукта своими руками.
Как бы банально это ни звучало: определить свою целевую аудиторию и цель курса. Пока вы не будете знать для кого ваш курс и каким навыкам вы хотите обучить, выбирать формат нет смысла.
У каждой темы есть своя специфика. Так, обучать новому языку будет эффективнее в формате видео и постоянных творческих заданий. Где-то нужна постоянная практика, где ученик в режиме реального времени выполняет задание, а преподаватель его поправляет. А где-то будет достаточно текстовой информаци.
Конечно, самое эффективное — делать курс с упором на все способы восприятия информации. Так под аудио и видеоматериалами можно оставлять краткий конспект с основными тезисами лекции, а текст разбавлять инфографикой, добавлять интерактив и иллюстрировать фото-/видеопримерами.
Не забудьте выбрать платформу для размещения онлайн-курсов. Необязательно размещать его на сложном GetCourse, вы всегда можете попробовать новых игроков на рынке, например, на нашей платформе Nethouse.Академия или ZenClass. Новые сервисы всегда более лояльны к пользователям, готовы идти навстречу и помогать.
Форматы обучения: выбирайте ПОД СЕБЯ и ДЛЯ СЕБЯ!
Здравствуйте, дорогие гости и друзья моего блога!
Сегодня я, как и обещала в статье Обучение блоггеров, поделюсь с вами своим опытом обучения и расскажу о впечатлениях после использования разных видов обучающих материалов.
Конечно, не все форматы обучения я испробовала в теме блоггинга. Некоторые не имеют к данной области никакого отношения, но думаю, все, что я вам сегодня расскажу будет справедливо и для нашей с вами темы.
Форматы обучения — плюсы и минусы разных форматов
Я не буду делить форматы обучения на бесплатные и платные, т.к. многие из приведенных видов обучающих программ и материалов представлены на рынке и в том, и в другом варианте.
Электронные книги
Самый простой формат обучения. Ценность книги во многом зависит от стиля и опыта автора. Я встречала книги с практически ценной информацией, которую сложно воспринимать из-за отсутствия у автора умения создавать подобные обучающие материалы. И в то же время мне не раз попадались книги, которые просто приятно читать из-за легкости изложения и особенного стиля автора, но что-то применить из предоставляемой информации не представлялось возможным.
В целом, у меня лично сложилось следующее мнение: электронные книги, главным образом, нужны для того, чтобы понять: стоит ли приобретать у данного автора следующий, «продвинутый курс». Это своеобразный «пробник» следующего курса.
С помощью электронной книги можно понять следующее: насколько хорошо автор излагает информацию, есть ли в предоставляемой им методике действительно интересные «фишки» для применения?
Использовать информацию из электронной книги лично мне сложнее всего. Не хватает визуального ряда, какого-нибудь минимального интерактива.
Вебинары
Этот формат для меня интереснее тем, что воспринимаемость информации здесь существенно выше. При данном виде передачи знаний спикером обычно готовится презентация, и восприятие информации идет по двум каналам сразу (звук и видео).
Немаловажным также является и то, что на вебинаре вы имеете возможность задать вопрос и получить на него ответ «из первых рук», что бывает иногда крайне полезным для дальнейшей работы.
Аудио-курсы
Недостаток данной формы обучения такой же, как у электронной книги.
Не знаю, как у вас, у меня с восприятием информации на слух всегда были проблемы, а уж если рассматривать данный формат применительно к теме блоггинга, мне кажется аудио-формат — один из самых неудачных в этой области.
Аудиты
Аудитом (анализом) называют процедуру независимой оценки проекта. Для тех, кто желает индивидуального подхода, стремится получить советы по исправлению ошибок, получить стратегию развития конкретно своего проекта (а не общие советы из разряда «все для всех»), аудит может стать хорошим подспорьем.
К тому же, применительно к теме блоггинга, взглянуть со стороны на свой блог бывает очень полезным. Кстати, даже бесплатные «точечные» советы опытных блоггеров иногда «открывают глаза» на многие вещи, которые автору блога просто не заметны, он часто на них не обращает своего внимания, считая их не важными.
Видео-курсы
Этот довольно интересный вариант для обучения. Обычно в курсах делаются скрины с экрана, презентации, или автор рисует на маркерной доске или флип-чарте схемы, графики и другие элементы, помогающие «объемному» восприятию информации, лучшему ее пониманию и запоминанию. Это несомненный плюс данного формата обучающих материалов.
Свой блог я создавала как раз по видеокурсу.
Вы думаете, реально новичку за такой промежуток времени создать полноценный, работающий блог? Я лично очень сильно в этом сомневаюсь. Это больше из разряда «МИФов блогинга».
По подробнейшему курсу я создавала блог целый месяц. Не шучу. Начала изучать курс 1 декабря, а первую статью на блоге разместила 30 декабря (именно эту дату и считаю датой рождения моего блога).
Так что видео-курс — дело хорошее. Правда, изучать его можно годами — никто ведь не торопит?
Один известный тренер (который дает гарантию на свои видеокурсы 1 год) рассказывал, что у него запросили возврат денег за курс, купленный одиннадцать месяцев назад (покупатель решил его посмотреть только незадолго до окончания гарантийного срока) и понял, что информация для него уже не актуальна.
Так что минусом можно считать срок внедрения полученной информации.
Онлайн-тренинги
Отличие от видео-курса в том, что знания придется получать и внедрять в соответствии с выбранным тренером темпом. И в этом есть определенный плюс — вам волей-неволей приходится делать все очень быстро, чтобы не отстать от группы. Ну а минус данного формата в том, что любые внешние обстоятельства могут помешать вам проходить обучение в том ритме, в котором оно задумано.
Сейчас многие тренеры делают тренинги «на вылет». То есть, не успел выполнить задание и отчитаться — следующие материалы не получишь. На мой взгляд, это не лучший подход к обучению. Я уверена, что главное — двигаться, не останавливаясь, а уж в каком темпе, это вопрос второй.
«Живые» тренинги
Этот формат мероприятия один из самых интересных для меня. Самый главный его плюс в том, что вы получаете не только знания, но еще и заряжаетесь атмосферой события, встречаетесь с людьми, одержимых той же темой, что и вы, получаете неформальное общение. Во время тренинга происходит очень ценный обмен опытом на самом мероприятии и вне его. Огромная ценность такого рода обучений — новые знакомства. Это действительно очень важно.
Кстати, живых тренингов по обучению блоггеров я не встречала — скорее всего, стоимость его была бы неподъемной для многих начинающих. Хотя, думаю, многим такой тренинг пошел бы на пользу. Объясню почему.
Блоггеры, по сути, одиночки. Зачастую, близкие вообще не понимают, чем же они занимаются. Ради чего сидят по ночам, что-то пишут, где-то размещают, оформляют, комментируют? Для них все это «темный лес», а для многих и вовсе «время на ветер».
Часто они начинают ценить труд блоггера лишь тогда, когда видят, что блог приносит отдачу в виде реальных денежных единиц. Но до этой стадии доходят, к сожалению, далеко не все авторы.
Поэтому, если бы «живые» тренинги по блоггингу существовали, было бы полезно поучаствовать в таком мероприятии для получения знаний и живого общения с людьми, увлеченных тем же делом, что и вы.
Групповые коучинги
Групповой коучинг — это фактически тот же онлайн-тренинг, но предусматривающий обратную связь тренера с обучающимся. И здесь многое зависит от размера группы.
Если группа в коучинге большая, то получить полноценную обратную связь практически нереально потому, что у тренера не хватает времени разобрать индивидуальные ситуации каждого из членов группы. А вот если группа малочисленная, то возможность получить ответы на многие возникающие вопросы очень ценна, и данный формат обучения получается весьма полезным.
Личный коучинг
Коучинг — самый дорогой формат обучения, но и самый результативный. Говорю это, опять же, исходя из собственного опыта, потому что сама не так давно оценила все плюсы этого вида обучения. Главная ценность коучинга даже не в знаниях (как правило, многое также приходится изучать самому). Самое важное в данном формате — полноценная обратная связь.
Это то, чего мне всегда не хватало в курсах и тренингах. У нас, женщин, всегда много вариантов. Что сделать сначала, что позже? Как правильно: так или вот так? А может быть вообще вот так лучше всего?».
Ни на одном тренинге вам не будут отвечать на вопросы в ежедневном формате, вы не сможете посоветоваться и получить ответ в полном объеме (при работе с группой это не реально). А личный коучинг все это позволяет.
Но, конечно, следует помнить, что коучинг – это вовсе не «волшебная пилюля». И этот формат обучения я бы посоветовала людям с сильной мотивацией — тем, кто действительно хочет получить конкретный желаемый результат быстро.
Почему это важно? Просто если мотивации нет, сколько бы денег вы не заплатили тренеру, заставить себя предпринимать ежедневные действия для достижения результата у вас не получится, и цели своей вы не достигните.
Если же для вас важно добиться результатов быстро, не размениваясь на ошибки и не утонув в информационном море, коучинг — тот формат обучения, который поможет вам прийти к цели быстрее всего. Правда, тренера (коуча) следует выбирать для себя очень тщательно, это дело ответственное и важное.
Вот и все, что я хотела вам рассказать о форматах обучения, которые я проверила на собственном опыте. Надеюсь, эта информация была для вас полезна.
Напомню свою позицию: на мой взгляд, блоггер должен использовать как бесплатные, так и платные форматы обучения. Именно удачное сочетание этих знаний и приводит к успеху в продвижении блога и, как следствие, к высоким заработкам!
А какие форматы обучения использовали вы? Напишите ваши впечатления о них! Была ли изученная информация вам полезна?
Пишите ваши мнения в комментариях!
P.S. Смотрите бесплатный урок «Как создать прибыльный блог» ЗДЕСЬ.
Читайте также о том, как выбрать перспективную тему для блога в ЭТОЙ СТАТЬЕ.
С вами была Мамина Ольга. Всего вам доброго!