какие есть формы общественного развития
Главное об общественном развитии
Общественное развитие можно охарактеризовать как процесс, где с одной стороны находятся люди, институты, общности, а с другой – какие-либо объективные условия, ставящие определенные рамки для их деятельности, целей и конечных результатов.
Концепции развития общества
Непреложным фактом является то, что ни одно общество не остается статично на протяжении своей истории, оно неизбежно развивается. Существуют следующие концепции общественного развития:
Прогресс и регресс развития общества
Общественный прогресс принято определять как необходимый подъем уровня развития, происходящего поступательно. Его направление – от низших форм развития к высшим. К главным критериям принято относить:
Регресс – понятие, обратное прогрессу, то есть движение сверху вниз, деградация, утрата возможности выполнять какие-либо функции. Регресс наступает в случае отсутствия прогресса после периода стагнации.
Формы развития общества
Основными формами развития общества являются эволюция, революция и реформа.
Эволюцией называют постепенные изменения в обществе (изначально термин применялся для аналогичных изменений в природе), происходящие плавно и размеренно, без резких скачков. Происходит не по чьей-либо воле, а по естественно назревшей необходимости. Совершается, как правило, за длительное время – десятки, сотни и тысячи лет.
Революция – резкие и радикальные изменения, происходящие в очень короткий срок. Несмотря на то, что ее предпосылки также могут вызревать на протяжении десятков лет, сама по себе революция может занять не более нескольких дней. Революционные перемены затрагивают все сферы жизни общества и государства. Революция может быть кратковременной и долговременной.
Реформа – это перемена в обществе, проводимая по воле представителей власти. Происходит путем изменения законодательства. Изменения, произошедшие в результате реформы, не столь существенны, как революционные или эволюционные. По своей длительности реформа являет собой нечто среднее между первыми двумя формами.
Формы общественного развития
Тема 5. Развитие общества.
Понятие развития общества. Социальное развитие и социальные изменения. Виды социальных изменений. Диалектика. Эволюционное и революционное развитие.
Формы общественного развития
Основными формами общественного развития являются: эволюция, революции и реформы.
Развитие общества может происходить как эволюционным, так и революционным путем. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенно и естественным образом вырастают из существующих в нем исторических условий. В отличие от этого революция означает резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.
Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (например, промышленная, научно-техническая, культурная революции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования, далее, могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или нескольких обществ, или быть глобальными (как, скажем, современная HTP или одна из ее «ветвей» – «компьютерная революция»). Когда же они в корне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция.
Эволюция, революция и реформа в развитии общества
В борьбе нужно руководствоваться высшим принципом – «революционной целесообразностью», и «если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется». (5) Тяготы и гибель людей в революциях неизбежны, поэтому лидеры марксизма относятся к ним рассудительно и спокойно. «. Во время революции, – изящно и образно констатировал6 Карл Маркс, – не пахнет розовым маслом и. время от времени кто-нибудь даже оказывается забрызганным грязью. » С большей прямолинейностью высказался Владимир Ленин: «. Как бы не ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, – ничто и никогда не сравнится с тем огромным воспитательным значением, которое имеет революционная борьба для классов и масс».
Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа(от лат. reformo – преобразовываю) – это комплекс различных мероприятий по переустройству тех или иных сторон общественной жизни. К примеру, знаменитая Крестьянская реформа 1861 г. в России отменила крепостное право и определила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.
Практическое осуществление реформ происходит через принятие и обеспечение выполнения государственной властью соответствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы «не идут».
Так, к сожалению, случалось не раз в Советском Союзе в 1960-х – 1980-х гг. с «реформами» образовательной системы, хозяйственного механизма страны, отдельных отраслей производства и особенно многострадального агропромышленного комплекса (сельское хозяйство и сопряженные, с ним сферы экономики). Теоретические разработки этих реформ (замысел на бумаге) были весьма впечатляющи, и если бы они претворялись в жизнь, СССР наверняка существовал бы и по сей день. Более того, он еще заметнее укрепился бы в роли мирового лидера не только из-за своей военной и космической мощи (как это было), но и благодаря общеэкономическому, культурному процветанию и высокому благосостоянию своих граждан.
Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищно-коммунального хозяйства призвана (1) освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в частный сектор жилья, (2) прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и (3) перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.
Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. «Закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население этой страны на «граждан» и «неграждан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества. «Неграждане», оказавшиеся апатридами (от греч. – лишенный отечества, родины – лица, оказавшиеся без гражданства, подчиняются законам страны проживания, но ограничены в правах) в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс. живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них имеют право на натурализацию (от лат. – природный, естественный, родной – предоставление государством своего гражданства иностранцу или другому лицу без гражданства данной страны), но, по мнению латвийских властей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не менее в стране, видимо, растет понимание несправедливости «Закона о гражданстве»: в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при получении латвийского гражданства.
Вопросы и задания
1. Назовите основные формы общественного развития, что они собой представляют?
2. Какая из форм общественного развития, на ваш взгляд, наиболее оптимальна для общества?
3. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является (-ются)
Б) революционный характер перемен;
Г) насильственные методы.
Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, – это
4. Написание эссе на тему: «Есть ли предел развития человечества»; рассмотрение основных концепций и теорий развития общества
Основные формы общественного развития
В философии существуют многофакторные модели общественного развития и однофакторные.
Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция.
В социальной философии рассматривают социальную, политическую, научную, технологическую революции. Под социальной понимают – изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы правления, под научной – переворот в научном знании, под технологической понимают качественное изменение в развитии производительных сил.
Рассмотрим модели общественно – исторического прогресса.
1. До возникновения философских моделей предлагались религиозные модели. Вся мировая история делилась на три этапа:
1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);
2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);
3) новозаветный (связан с появлением христианства).
В качестве критерия развития выбирались различные стороны жизни общества. Например, У Гегеля история развития – это путь к политической свободе. Маркс выделил материальную сторону жизни – достижение экономической свободы.
В современной философии, придерживаются прогрессивного варианта: формационная теория и теория стадий роста.
Формация – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Создателем этой модели был К. Маркс.
Способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственные отношения (отношения по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений решается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независимым от человека.
Немарксистские теории исторического развития – теория стадий роста У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и др.
Теория стадий роста Уолта Уитмена Ростоу возникла под влиянием формационной теории.
Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.
Стадиальная теория выделяет в истории этапы или стадии:
1) доиндустриальное общество;
2) индустриальное общество (возникновение машинного производства);
3) постиндустриальное общество (дальнейшее развитие науки и техники);
4) информационное общество (коммуникационное развитие)
Критерием прогресса является развитие науки и техники.
Цивилизационный подход(русский философ Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)
Цивилизационный подход исходит из трех принципов:
1. В целом прогресса не существует. Общество как живой организм проходит этапы рождения, расцвета и гибели.
2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой, а с религией. Именно она определяет развитие общества.
3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество самоценно.
Позитивизм представлен основателем этого направления Огюстом Контом (1798 – 1857) – фр. мыслитель, первый ввел в научный оборот в своей работе «Курс позитивной философии» (1842) термин – социология, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества.
В настоящее время приобретает популярность плюралистическая факторная модель (М. Вебер), которая рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, права, морали, религии и др. В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социального развития. При этом отрицается наличие единого основания общества, детерминирующего фактора.
Общественный прогресс
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).
Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.
Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация— задержка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.
Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.
Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.
Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный
Отражение уровня развития общества.
Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Оказывает влияние на все другие сферы.
Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.
Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.
Научно-технический
Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.
Культурный (духовный)
Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.
Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Многовариантность общественного развития. Типология обществ
Жизнь каждого человека и общества в целом постоянно изменяется. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда же мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние не равно другому и появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены все изменения?
В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации влияет множество факторов, порой рассогласованных между собой и разнонаправленных. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четкой стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.
Часто нам встречается такое понятие, как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое — более конкретное (его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого)? Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование и связано с проявлением общественного прогресса.
Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответы на эти вопросы нам следует искать прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, во внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.
Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.
Внешние импульсы могут быть порождены, в частности, природной средой, космосом. Например, серьезной проблемой для современного общества стало изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное потепление». Ответом на этот «вызов» было принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала этот протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.
Если изменения в обществе происходят постепенно, то новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. А старое, предыдущее, является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетающее в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии какого-то времени мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.
Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.
Эволюционный путь развития — не единственный. Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков и стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки». Впоследствии они пытаются загнать этого «джинна» обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, часто ставя в тупик своих творцов.
Вот почему в ходе социальной революции зачастую преобладают стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же результаты и последствия революционного взрыва так существенно отличаются от изначальных задач, что творцы революции не могут не признать своего поражения. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. В XX столетии Россия пережила две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917–1920 годах.
Как показывает история, многие революции сменялись реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.
Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, например, немецкий философ К. Маркс, основоположник научного коммунизма, считал революции «локомотивами истории». В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное действие революций на общество. В частности, российский философ Н. А. Бердяев (1874–1948) писал о революции следующее: «Все революции кончались реакциями. Это — неотвратимо. Это — закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».
Сравнивая между собой пути преобразования общества, известный современный российский историк П. В. Волобуев писал: «Эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».
Типология обществ
Выделяя различные типы обществ, мыслители основываются, с одной стороны, на хронологическом принципе, отмечая изменения, происходящие с течением времени в организации общественной жизни. С другой стороны, группируются определенные признаки обществ, сосуществующих между собой в одно и то же время. Это позволяет создать своего рода горизонтальный срез цивилизаций. Так, говоря о традиционном обществе как основе становления современной цивилизации, нельзя не отметить сохранение многих его черт и признаков и в наши дни.
Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального), индустриального, постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития. С теорией К. Маркса этот подход роднит то, что в его основе лежит прежде всего различение технико-технологических особенностей.
Каковы характерные черты и признаки каждого из этих обществ? Обратимся к характеристике традиционного общества — основы формирования современного мира. Традиционным называют в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока, Азии, Африки сохраняют признаки традиционной цивилизации и в наши дни.
Итак, каковы же основные черты и признаки общества традиционного типа?
В самом понимании традиционного общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействий, форм общения, организации быта, образцов культуры. То есть в данном обществе старательно соблюдаются отношения, сложившиеся между людьми, приемы трудовой деятельности, семейные ценности, уклад жизни.
Человек в традиционном обществе связан сложной системой зависимости от общины, государства. Его поведение строго регламентируется нормами, принятыми в семье, сословии, обществе в целом.
Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.
Основным элементом структуры традиционных обществ является земледельческая община: коллектив, распоряжающийся землей. Личность в таком коллективе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны, будет ограничивать человека, с другой — обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины, «лишение крова и воды». Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.
Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее — стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».
Чешский педагог Я. Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни: «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все — и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…»
Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний извне, со стороны других обществ и культур. Примером подобной «закрытости» может служить многовековое развитие Китая и Японии, для которых было характерно замкнутое, самодостаточное существование и любые контакты с чужеземцами были практически исключены властями. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.
Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для этих стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, средств общения будут вступать в период модернизации.
Безусловно, это обобщенная картина традиционного общества. Точнее, можно говорить о традиционном обществе как о некоем совокупном явлении, включающем черты развития разных народов на определенной стадии. Есть множество различных традиционных обществ (китайское, японское, индийское, западноевропейское, российское и др.), несущих на себе отпечаток своей культуры.
Мы прекрасно понимаем, что общество античной Греции и Старовавилонского царства существенно различаются по господствующим формам собственности, степени влияния общинных структур и государства. Если в Греции, Риме развивается частная собственность и начала гражданских прав и свобод, то в обществах восточного типа сильны традиции деспотического правления, подавления человека земледельческой общиной, коллективного характера труда. Тем не менее и то, и другое — различные варианты традиционного общества.
Длительное сохранение сельскохозяйственной общины, преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, крестьянства в составе населения, совместный труд и коллективное землепользование крестьян-общинников, самодержавная власть позволяют нам и российское общество на протяжении многих веков его развития характеризовать как традиционное. Переход к обществу нового типа — индустриальному — будет осуществляться достаточно поздно — только во второй половине XIX века.
Нельзя сказать, что традиционное общество — этап минувший, что все, связанное с традиционными структурами, нормами, сознанием, осталось в далеком прошлом. Более того, считая так, мы затрудняем для себя понимание многих проблем и явлений со временного нам мира. И в наши дни ряд обществ сохраняют черты традиционности, прежде всего в культуре, общественном сознании, политической системе, быту.
Переход от традиционного общества, лишенного динамизма, к обществу индустриального типа отражает такое понятие, как модернизация.
Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.
В «Современном философском словаре», изданном в 1998 г. в Лондоне, содержится следующее определение индустриального общества:
Для индустриального общества характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т. д. Идеи роста и прогресса являются «ядром» индустриального мифа, или идеологии. Существенную роль в социальной организации индустриального общества играет понятие машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также «механизация» общественных связей, отношений человека с природой… Границы развития индустриального общества выявляются по мере обнаружения пределов экстенсивно ориентированного производства.
Раньше других индустриальная революция охватила страны Западной Европы. Первой из стран, осуществивших ее, стала Великобритания. Уже к середине XIX века подавляющее большинство ее населения было занято в промышленности. Индустриальное общество характеризуют быстрые динамичные перемены, рост социальной мобильности, урбанизация — процесс роста и развития городов. Расширяются контакты и связи между странами и народами. Осуществляются эти связи посредством телеграфного сообщения и телефона. Меняется и структура общества: его основу составляют не сословия, а социальные группы, отличающиеся по их месту в хозяйственной системе, — классы. Наряду с изменениями в экономике и социальной сфере меняется и политическая система индустриального общества — развивается парламентаризм, многопартийность, расширяются права и свободы граждан. Многие исследователи полагают, что формирование гражданского общества, осознающего свои интересы и выступающего полноправным партнером государства, также связано с формированием индустриального общества. В определенной степени именно такое общество получило название капиталистического. Ранние этапы его развития были проанализированы в XIX веке английскими учеными Дж. Миллем, А. Смитом, немецким философом К. Марксом.
В то же время в эпоху индустриальной революции происходит усиление неравномерности в развитии различных регионов мира, что приводит к колониальным войнам, захватам, порабощению слабых стран сильными.
Российское общество достаточно поздно, только к 40-м годам XIX века вступает в период промышленной революции, а становление в России основ индустриального общества отмечается лишь к началу XX столетия. Многие ученые-историки полагают, что в начале XX века наша страна была аграрно-индустриальной. Завершить индустриализацию в дореволюционный период Россия не смогла. Хотя именно на это были направлены реформы, проводившиеся по инициативе С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.
К завершению индустриализации, то есть к созданию мощной промышленности, которая вносила бы основной вклад в национальное богатство страны, власти вернулись уже в советский период истории.
Нам известно понятие «сталинская индустриализация», которая пришлась на 1930 — 1940-е годы. В кратчайшие сроки, форсированными темпами, используя прежде всего средства, полученные от ограбления деревни, массовой коллективизации крестьянских хозяйств, наша страна к концу 1930-х годов создала основы тяжелой и военной промышленности, машиностроения и перестала зависеть от поставок оборудования из-за рубежа. Но означало ли это завершение процесса индустриализации? Историки спорят. Часть исследователей считает, что даже в конце 1930-х годов основная доля национального богатства все равно формировалась в аграрном секторе, т. е. сельское хозяйство производило больше продукта, чем промышленность.
Поэтому специалисты полагают, что индустриализация в Советском Союзе завершилась только после Великой Отечественной войны, к середине — второй половине 1950-х годов. К этому времени промышленность заняла ведущие позиции в производстве валового внутреннего продукта. Также большая часть населения страны оказалась занятой в промышленном секторе.
Вторая половина XX века ознаменовалась бурным развитием фундаментальной науки, техники и технологий. Наука превращается в непосредственную мощную хозяйственную силу.
Бурные изменения, охватившие ряд сфер жизни современного общества, позволили говорить о вступлении мира в постиндустриальную эпоху. В 1960-е годы этот термин впервые предложил американский социолог Д. Белл. Он же сформулировал и основные признаки постиндустриального общества: создание обширной сферы экономики услуг, увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника инноваций, обеспечение технологического роста, создание нового поколения интеллектуальной техники. Вслед за Беллом теория постиндустриального общества была развита американскими учеными Дж. Гэл брейтом и О. Тоффлером.
Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960 — 1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков. Со вступлением мира в постиндустриальную, информационную эпоху происходит снижение занятости людей в промышленности, транспорте, индустриальных отраслях и наоборот, возрастает численность занятых в сфере услуг, в информационном секторе. Не случайно ряд ученых называют постиндустриальное общество информационным или технологическим.
Характеризуя современное общество, американский исследователь П. Дракер отмечает: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу».
Ученые, исследующие развитие культуры, духовной жизни, применительно к постиндустриальному миру вводят еще одно наименование — эпоха постмодернизма. (Под эпохой модернизма ученые понимают индустриальное общество. — Примеч. авт.) Если в понятии постиндустриальности главным образом подчеркиваются различия в сфере экономики, производства, способах коммуникации, то постмодернизм охватывает прежде всего сферу сознания, культуры, образцов поведения.
Новое восприятие мира, по мнению ученых, основывается на трех основных признаках.
Во-первых, на конце веры в возможности человеческого разума, скептическом взятии под сомнение всего, что европейская культура традиционно считает рациональным. Во-вторых, на крахе идеи единства и универсальности мира. Постмодернистское понимание мира строится на множественности, плюрализме, отсутствии общих моделей и канонов развития различных культур. В-третьих: эпоха постмодернизма иначе рассматривает личность, «индивид как ответственный за формирование мира уходит в отставку, он устарел, он признается связанным с предрассудками рационализма и отбрасывается». На первый план выходит сфера общения людей, коммуникации, коллективные соглашения.
В качестве основных признаков постмодернистского общества ученые называют усиливающийся плюрализм, многовариантность и многообразие форм общественного развития, изменения в системе ценностей, мотивов и стимулов людей.
Выбранный нами подход в обобщенном виде представляет основные вехи развития человечества, фокусируя внимание прежде всего на истории стран Западной Европы. Таким образом, он существенно сужает возможность изучения специфических черт, особенностей развития отдельных стран. Он обращает внимание прежде всего на универсальные процессы, и многое остается вне поля зрения ученых. Кроме того, волей-неволей мы принимаем как данность точку зрения, что есть страны, которые вырвались вперед, есть те, которые их успешно догоняют, и те, что безнадежно отстали, не успев вскочить в последний вагон несущейся вперед машины модернизации. Идеологи теории модернизации убеждены в том, что именно ценности и модели развития западного общества универсальны и являются для всех ориентиром развития и образцом для подражания.
Структура общества
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
Структура общественно-экономической формации
БАЗИС (экономический строй: совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства) |
+ |
НАДСТРОЙКА (философия, религия, мораль, государство, право, политика) |
= |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА характеризуется уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений |
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.
Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства.
Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принадлежность того или иного общества.
Авторы подхода выделяли пять общественно-экономических формаций:
Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).
Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.
Сильные стороны данного подхода:
Слабые стороны:
Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер)
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.
Сторонники данного подхода выделяют три типа цивилизаций: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (или информационное общество).