какие есть русские народные былины
Русские народные былины
В истории науки, изучающей народное творчество, имеются жанры, которые всегда привлекали и будут привлекать внимание исследователей. К ним относятся песни и сказки, а также русские народные былины.
Что такое былины?
Былинами называют народные песенные сказания о подвигах храбрых воинах, отличающихся необычайной силой, удалью и мужеством. Учёные точно не могу назвать, в какой временной промежуток на Руси сложились эти фольклорные песни. Одни считают, что это были 9–11 вв., другие склоняются к 11–13 вв. О том, что былины появились, вероятнее всего, в Киевской Руси, можно судить по их содержанию: события, о которых идёт речь в сказаниях, привязаны к Киеву и связываются с именем князя Владимира. Сам термин «былины» сформировался благодаря фольклористу Ивану Сахарову в 1930-е годы, до этого времени жанр именовался как «старина».
Все былины классифицируются между собой на героические, основной темой которых является защита Русского государства от вражеских нападений, и новеллистические (социально-бытовые), описывающие главным образом бытовую и общественную жизнь народов средневековой Руси. Существуют также былины-баллады, в которых жизненные истории повествуются в форме драматичных происшествий в личной жизни людей, былины сказочного содержания и песни-сказания пародийного содержания, которые в шуточной форме высмеивают главных героев.
Особенности построения былины
Любая былина включает в себя три основные части: вступление, авторское изложение сюжетной линии и финальную часть. Каждая строка былины содержит равное количество ударений, при этом суммарное количество слогов в фольклорной песне не имеет значения.
Зачин
Структура былины предполагает начало с запева. По содержанию эта часть может гармонично переплетаться с сюжетом, но в большинстве случаев она описывает какое-то важное историческое событие. В зачине принято упоминать о месте, в котором развиваются основные события повествования. Стоит обратить внимание на тот факт, что в былинах всегда указываются реальные данные или конкретные места с целью создания убедительности и правдивости сказания.
Запев
Запев, как правило, не переплетается с основным содержанием фольклорной песни. Он представляет собой отдельный рассказ, предшествующий основной части эпического сказания.
Повествование
Действие в эпической песне всегда развивается неспешно, вплоть до того момента, пока не наступает кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета, после которого ряд событий переходит к развязке. В повествовании используются следующие традиционные приёмы:
В сказании про Илью Муромца, к примеру, четырежды повторяется описание жуткого свиста Соловья-разбойника: «Засвистал как Соловей тут по-соловъему, закричал разбойник по-звериному…». От этого мощь злодея кажется более сильной, а значит, и победа главного героя – более значительной. Часто в текстах сказаний повторяются и ужасающие пророчества.
Авторы былин не жалеют эпитетов, воспевая силу и мощь главных персонажей своего творчества. Враг описывается отрицательными эпитетами (злой, проклятый, безбожный), герой-освободитель – положительными. Благодаря постоянным повторениям самых разных эпитетов, сказатели былин создают в воображении слушателя максимально правдивую картину сражений, показывая ему между делом, красоту русских городов. Интересно, что во всех былинах солнце именуется красным, даже если упоминается пасмурный день, а море синим, даже если говорится о буре.
Каждая былина включает в себя постоянные и переходные места. Первые представляют собой части песни, видоизменяемые сказителями при исполнении былины, под вторыми подразумеваются незначительно изменяемые куски текста. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин считается одним из жанровых признаков русского эпоса. Практически в любой былине присутствует также такой момент, как троекратные повторы. Число три фигурирует в тексте былины абсолютно везде: три богатыря, три направления, три сражения и т.д.
Исход
Концовка в былине может быть как краткой, так и включать в себя несколько стихотворных строк. В некоторых случаях она может заканчиваться словами: «И век про (имя) старину поют…».
Сказители былин
Сказителями былин на Руси принято было называть людей, которые занимались пересказами эпических произведений. Поначалу этим занимались странствующие гусляры, чьи имена история, к сожалению, не сохранила. Однако, в 18 веке, когда в обществе происходит резкий всплеск интереса к подобному творчеству, многие сказатели былин обрели популярность. Среди тех, кто умел и любил напевать песенные сказания можно, пожалуй, отметить: Трофима Рябинина, Василия Щеголенкова, Настасью Богданову, Аграфену Крюкову и Марию Кривополенову.
Сюжеты былин. Образы былин
Главными действующими персонажами большинства былин являются русские богатыри. Каждый из них имеет своё имя и яркий образ. Рассмотрим некоторых наиболее популярных персонажей.
Илья Муромец – главный герой киевского цикла народных песен. Он был самым старшим из русских богатырей, этот персонаж являлся воплощением мудрости и жизненного опыта. Согласно сюжету, изначально Илья Муромец был калекой, лишь в 33 года с помощью старцев он встал на ноги и приобрёл недюжинную силушку. Отважный, сильный и бесстрашный богатырь защитил родные земли от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
Добрыня Никитич на Руси занимает второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Он был наиболее приближённым из всех богатырей к княжескому семейству, а его основными качествами считались образованность и воспитанность. В былине «Добрыня и Змей» богатырь совершил подвиг – одержал победу над Змеем, который принёс немало горя Русской земле. Историки считают, что реальным прототипом храброго персонажа в былинах послужил воевода Добрыня, который был дядей киевского князя, братом его матери.
Алеша Попович – самый юный представитель всеми любимой тройки силачей Руси. Он был известен всем не столько силой своей, сколько находчивостью и сообразительностью. «Не силой возьмёт, так хитростью» – пелось про него в песенных сказаниях. Этого персонажа по сей день историки связывают с Александром (Олешей) Поповичем – храбрым ростовским боярином.
Популярными персонажами былин также являются: великан Святогор, богатый купец Садко, богатыри Вольга Святославич и Никита Кожемяка, боярин Ставр Годинович и т. д.
Значение былин как жанра русского фольклора
Русские народные былины имеют огромное значение для понимания развития устного народного творчества и изучения истории Руси. Подобное народное творчество ярко отражает все стороны исторической и бытовой жизни русского народа, а также поражает богатством сюжетов и мотивов.
Былины дают представление о героическом прошлом русских людей, вызывают чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.
Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.
Герои былин
Илья Муромец (русский богатырь)
Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.
Добрыня Никитич (русский богатырь)
Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.
Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.
Алёша Попович (русский богатырь)
Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.
Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.
Садко (новгородский богатырь)
Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.
Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.
Святогор (богатырь-великан)
Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.
Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.
Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.
Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.
Вольга Святославич (русский богатырь)
Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.
Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.
Никита Кожемяка (киевский богатырь)
Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.
Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.
Ставр Годинович (черниговский боярин)
Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.
Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.
Антигерои былин
Соловей разбойник (антигерой)
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Змей Горыныч (змей-дракон)
Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».
Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.
Идолище Поганое (злодей)
Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.
В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.
Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе И. В. Карнауховой
Зачин
На высоких холмах стоит Киев-город.
В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.
С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи…
Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.
За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых, и мелкого зверя видимо-невидимо.
А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка: Налетали из них на русские сёла кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтобы беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.
А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались в даль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович — всё в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.
Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне — гостиной горнице — для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, мёду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.
Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нём, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую…
Зато в чёрных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!
Слава, слава и в наши дни богатырям-защитникам Родины!
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Вольга Всеславьевич
Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.
Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и говорит матери:
— Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.
Испугалась мать, а Вольга растёт не по дням, не по часам, а по минуточкам.
Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга научился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались. Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы в норы залегли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.
Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.
Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обёртываться, оленем по горам скакать.
Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек, — сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.
Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники…
Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много-был бы стрел запас да кремень и огниво.
Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в дремучие леса:
— Берите вы сети шелковые, ставьте их в тёмном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, чёрных соболей, будем дружине шубы запасать.
Разбрелись дружинники по лесам. Ждёт их Вольга день, ждёт другой, третий день к вечеру клонится. Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.
— Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.
Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.
Воротились дружинники с богатой добычей.
Накормил-напоил дружину Вольга, да ещё и обул, одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.
Вот время идёт да идёт, посылает Вольга средних дружинников:
— Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.
Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.
Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются. А Вольга над ними посмеивается:
— Что без добычи вернулись, охотнички? Ну ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.
Какие есть русские народные былины
Русские народные эпические песни о подвигах легендарных богатырей.
Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо заметный эпизод русской истории.
Народное название былины — старина, старинушка, подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом.
Термин «былины» введён Иваном Сахаровым в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Содержание былин вырабатывалось в течение X, XI и XII веков, а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках.
В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром Святым.
В течение веков былины подвергались влиянию книжному и заимствовали многое из средневековой русской литературы и устных сказаний Запада и Востока.
Всех былин около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших московских. Все известные нам былины по месту своего происхождении делятся на: киевские, новгородские и общерусские (более поздние).
Первоначально былины составляли целый ряд самостоятельных песен, но со временем народные певцы стали сцеплять эти песни в большие циклы: происходил, словом, тот же процесс, который в Греции, Индии, Иране и Германии привёл к созданию цельных эпопей, для которых отдельные народные песни служили только материалом.
Существовал объединённый Владимиров круг, державшийся в памяти певцов, в своё время образовавших, по всей вероятности, тесно сплочённые братчины.
Что такое былина и какие бывают былины
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С героями былин, легендарными богатырями, могучими чудовищами и доблестными князьями, мы знакомимся за школьной партой.
Образы русских воинов, то ли правда существовавших в былые времена на Святой Руси, то ли созданных воображением наших предков, прочно остаются в сердце и памяти, становятся национальными символами.
Кем же были первые авторы древних поэтических сказаний? Что такое былина? И, наконец, какие бывают былины? Поищем ответы на эти вопросы вместе.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Краткое резюме
Учёные находят в летописях почти всех героев песенного народного эпоса, что подтверждает факт их существования. Несокрушимые русские воины напоминают нам о воинской славе и ратных подвигах предков.
Былины о русских богатырях – лучшее чтение для будущих защитников Отечества.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
В былинах, если они касаются исторических персонажей, слишком много мифов, тем более, что былины передавались из уст в уста и каждый следующий рассказчик добавлял что-то своё, искажая первоначальный смысл.
Я ничего не понял, что такое былина
Алексей: сказание старины глубокой, устный рассказ (часто в поэтической форме, ибо исполнялась нараспев). По сути, это исторические зарисовки с элементами сказки.
Ну, а былинники — это артисты (исполнители песен), зарабатывающие этим на хлеб. Пользовались спросом в силу отсутствия других доступных путей получения (для широких масс населения) познаний об уже ушедших временах и людях.
Это если простыми словами и без присущего былинам пафоса.