какие есть русские святые врачи
Какие есть русские святые врачи
Житие святителя Луки Крымского
Память святителя Луки Крымского празднуется Православной Церковью 29 мая/11 июня
Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в г. Керчи 27 апреля 1877 года. Отец его был католик, мать православная; она много молилась дома, но в храм ходила редко. Религиозного воспитания в семье будущий святитель не получил.
После окончания гимназии Валентин собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, так как увлекался живописью и окончил киевскую художественную школу. Однако во время вступительных экзаменов он решил, что должен предпочесть такую профессию, с помощью которой можно приносить реальную пользу людям, и выбрал медицину.
В поисках истины Валентин прошел через увлечение учением Льва Толстого, но вскоре, изучив Священное Писание, понял, что истина — только в Православии.
После окончания университета он работал в Чите, в военно-полевом госпитале Киевского Красного Креста, где делал много очень сложных операций. В то время он женился на медсестре по имени Анна, которую все называли святой. В дальнейшем он занимался медицинской практикой и научной работой.
В 20-е годы он работал хирургом в Ташкенте, при этом активно участвовал и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Епископ Ташкентский Иннокентий сказал ему: “Доктор, Вам надо быть священником”. И эти слова Валентин Феликсович воспринял как Божий призыв. Состоялось рукоположение выдающегося хирурга в диакона и вскоре — в иерея, и впоследствии он совмещал священническое служение с научной работой и медицинской практикой. В больницу и на лекции он неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой.
Через три года священнического служения иерей Валентин принял монашеский постриг (жена его умерла в 1919 году) с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь Владыки.
В 1946 году ему присудили Сталинскую премию за выдающиеся научные труды “Очерки гнойной хирургии” и “Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов”, которые до сих пор не теряют своего значения. Вообще святитель Лука — автор более 55 научных работ по хирургии и анатомии, а также апологетических трудов и множества проповедей.
С 1946 по 1961 гг. Владыка был правящим архиереем Крымской епархии. По воспоминаниям людей, знавших его, “когда Владыка служил, в храм нельзя было войти— столько там было народу. Он обладал не только даром слова и огромной эрудицией, огромным умом и высокой культурой, он обладал подлинной духовной силой и мог заразить своей верой человека, который был атеистом до мозга костей”. В конце жизни он ослеп, но при этом не оставлял свой паствы. Преставился ко Господу верный Его служитель 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле российской просиявших. На похороны его пришло огромное количество народу, так что власти, которые пытались не допустить “пешей процессии”, ничего не могли сделать.
Мощи Владыки Луки почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополя.
Святые, которые обладали даром исцеления
Многие святые обладали даром исцеления. Мы же перечислим далеко не всех, но наиболее известных.
Более полный список христианских целителей можно посмотерть в Википедии.
Праведный Симеон Верхотурский
Симеон родился в семье русских благочестивых дворян. Но отказался от богатой жизни, уйдя жить в сибирскую глушь, близ реки Туры.
Обладая смиренным характером, он жил уединенно, помогая местным жителям безвозмездной помощью. Симеон шил шубы, помогал строить избы, не прося за свои труды никакого вознаграждения. А чтобы избежать благодарности, оставлял дела недоделанными и удалялся. Из-за этого некоторые ругались на него, кто-то даже избивал. Но Симеон смиренно молился о своих обидчиках, достигнув таким образом совершенного нестяжательства.
Через 50 лет после кончины праведного Симеона, жители села обнаружили его нетленные мощи, от которых происходили многие исцеления. Факты исцеления были засвидетельствованы митрополитом Сибирским Игнатием.
Святитель Лука Крымский
Валентин Войно-Ясенецкий был врачом-хирургом. Уже в начале работы показывал выдающиеся успехи в хирургии. Когда началась Первая мировая война, был направлен в военный госпиталь.
Служа военным хирургом, провел множество операций, разработав собственные техники. Больные выстраивались в очередь на прием к врачу Валентину, а его ученики рассказывали о чудесах, которые он творил на операционном столе.
Тогда же Валентина начала интересовать религия. Он стал изучать богословие, помогал местной церкви, повесил в своей операционной иконы. В 1923 году принял монашеский постриг с именем Лука.
После принятия монашества советская власть начала допрашивать и пытать святителя. Он пережил ссылки. Однако его выдающиеся заслуги в медицине помогли ему. В 1946 году он получил Сталинскую премию. В том же году святитель Лука назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.
Скончался святитель в 1961 году. На похоронах собралось столько народа, что власти при всем желании не смогли помешать людям устроить шествие в честь выдающегося хирурга и архиепископа.
Великомученик и Целитель Пантелеимон
Пантелеимон родился в семье знатного язычника, во времена гонений на христиан. С детства обучался медицинскому ремеслу, делал успехи. Заметив талантливого целителя, император Максимиан предложил ему работать придворным врачом. Пантелеимон согласился.
Однажды, чудом выживший после сожжения христианской общины проповедник Ермолай увидел юношу при дворе императора. Он предложил целителю пройти с ним в хижину, где поведал Пантелеимону о христианской вере. Пантелеимон был впечатлен подвигами мучеников и уверовал. С тех пор он не только исцелял страждущих, но и рассказывал им о Христе.
Другие же врачи завидовали Пантелеимону и донесли на него язычнику Максимиану. Император сначала попытался добиться отречения целителя от Христа, но получив отказ, решил его казнить.
Чтобы унизить своего придворного целителя, император Максимиан приказал прилюдно скормить его львам. Однако, звери, вместо того, чтобы растерзать святого, начали отталкивать друг друга и лизать его ноги. Зрители же воскликнули: «Велик Бог христианский! Отпустите юношу!». Император был в ярости. Он приказал отсечь голову Пантелеимону, а зверей умертвить. Но палачи, видя перед собой чудо Божие, отказались казнить целителя. Пантелеимон, предвидя, что и их казнит император, сказал: «Если не казните меня, не получите милость моего Бога». Тогда палачи со слезами на глазах отсекли святому голову.
Мощи Целителя Пантелеимона разошлись по всему миру. Больше всего их на Святой горе Афон.
Равноапостольная Фекла
Фекла Иконийская жила во времена апостолов Христа. В ее городе проповедовал апостол Павел. Мать Феклы собиралась выдать дочь замуж, но Фекла, услышав проповедь апостола Павла, утвердилась в желании остаться девой и посвятить жизнь Богу.
Как бы не пыталась мать уговорить дочь стать женой, та не соглашалась. Тогда мать Феклы в гневе потребовала казнить свою дочь, а апостола Павла, из-за которого ее дочь уверовала, изгнать из города. Павла изгнали, а Феклу приговорили к сожжению. Но во время казни случилось чудо: огонь обогнул тело мученицы ореолом, не причинив вреда, а с неба пошел сильный дождь. Мучители в страхе разбежались.
Фекла решила найти апостола Павла и так же, как и он покинула город. Она отыскала его в пещере, где он вместе с единомышленниками молился и укрывался от стражников. Вместе они дошли до города Антиохии.
Местный правитель, увидев Феклу был поражен ее красотой и предложил ей стать его женой. Но Фекла отказалась. Тогда разгневанный правитель повелел скормить ее диким животным. И тут случилось еще одно чудо: дважды животные отказывались причинить вред святой. Видя, что Бог защищает мученицу, правитель сжалился над ней и даровал свободу.
Святая Фекла поселилась на пустынном месте, в пещере, где до конца жизни безвозмездно принимала и исцеляла больных.
Святые Косма и Дамиан бессеребреники
Косма и Дамиан жили в Риме. С детства, осиротев, они посвятили себя врачебному делу. С больных они не брали платы за свою помощь, объясняя больным, что совершают целительство по милости Божией.
Языческий император Карин, прознав про христианских целителей повелел привести их. Император начал устрашать святых пытками, если те не примут языческих богов, но в этот момент его шея так согнулась, что он не смог повернуть головы. Испугавшись, император Карин взмолил о прощении и признал христианского Бога. В тот же момент его шея распрямилась. Святые Косма и Дамиан были отпущены на свободу, где продолжили свое богоугодное дело.
Священномученик Власий Севастийский
Власий жил во времена первых христиан. Он был кротким и благочестивым, за что жители города избрали его епископом Севастийским.
В это время начались гонения на христиан, горожан хватали и помещали в темницы. Сам Власий посещал страждущих и утешал их. Когда в городе оставаться стало небезопасно, Власий вместе с другими христианами ушел жить в пещеры. Здесь он начал творить чудеса исцеления. Он помогал не только людям, но и животным, которые сами приходили к нему в пещеру израненными.
Слухи о целителе в пещере дошли до правителя близлежащего города. Он повелел выследить Власия и привести к нему. Так и произошло. Пока святого вели к правителю на суд, он по дороге исцелил еще нескольких людей. Правитель же сначала лестью уговаривал Власия отречься от Христа и принять языческих идолов, но получил отказ.
Тогда Власия решено было утопить в озере. Правитель насмехался над святым — если твой Бог реален, то он не даст тебе утонуть. Власий же, перекрестив воду ступил на нее, как на твердь. Дошел до середины озера и сел. Если ваши боги реальны, — обратился Власий к правителю и стражникам, — то и вы так сможете. Тогда несколько десятков стражников, воздав молитвы своим богам ступили на воду, но начали тонуть.
Власий спокойно вернулся к правителю и стал его обличать. Не найдя, что ответить, язычник приказал обезглавить святого. Последними словами Власий Севастийский просил Бога даровать помощь всем, кто помянет в молитве Власия.
Верующие врачи
Много ли среди врачей верующих людей? Мы знаем, что в своей работе они опираются на научные данные, лабораторные исследования, пройденные знания, опыт. Казалось бы, где в этом списке место вере, чуду и Божьему Промыслу? Однако мировая история доказывает, что многие врачи были людьми глубоко и искренне верующими людьми. Давайте вспомним некоторых из них — древних и современных, святых и несвятых.
Евангелист и апостол Лука
Вспоминая верующих врачей, нельзя не начать со святого Луки — ученика Христова, апостола и евангелиста. Услышав весть о Миссии, он прибыл из Антиохии в Галилею, чтобы лично увидеть Спасителя и убедиться во всем. Познакомившись со Христом, святой Лука обретает горячую веру. После Вознесения Господня он начинает проповедовать благую весть и пишет одно из четырех Евангелий. Согласно житию апостола, он был не только врачом, но и всесторонне образованным человеком, имеющим знания и таланты во многих областях. К примеру, он являлся и искусным художником — по преданию именно святой Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а затем и апостолов Петра и Павла.
Святой великомученик Пантелеимон
Святой родился в Малой Азии, в городе Вифинии. Его отец был язычником (крестился перед самой кончиной), мать — тайная христианка. Угодника Божия до крещения звали Пантолеон, он учился медицинскому ремеслу у знаменитого в те времена врача Евфросина. В совершенстве овладев врачебным делом, он стал придворным врачом при императоре Максимиане. Однажды он встретился с пресвитером Ермолаем, проповедь которого коснулась сердца молодого врача. Он крестился с именем Пантелеимон, всем сердцем приняв Христа. Он лечил безвозмездно всех болящих, посещал страждущих в тюрьмах. Людей, больше, чем лекарства и снадобья, исцеляла молитва святого Пантелеимона. Господь помогал ему при врачевании. К целителю стали стекаться люди, а коллеги по ремеслу позавидовали ему и донесли на него императору. Угодника Божия арестовали и казнили за имя Христово после пыток. Святой Пантелеимон во всем православном мире чтится как покровитель врачей и молитвенник перед Престолом Божиим за болящих.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Праведный страстотерпец Евгений Боткин
Евгений Боткин был сыном Сергея Петровича Боткина — знаменитого русского врача, в честь которого названа одна из центральных больниц в Москве. Евгений Сергеевич был таким же талантливым уникальным врачом, как и отец. Когда встал вопрос о назначении врача для императорской семьи, выбор однозначно пал на Боткина. И в этой должности он честно служил до самой смерти. Перед самым расстрелом у Евгения Сергеевича была возможность уехать из города и скрыться, однако он предпочел погибнуть вместе с августейшей семьей. В 2016 году причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Николай Иванович Пирогов
Один из самых известных русских хирургов и ученых. Педагог, профессор. Николай Пирогов — основоположник русской военно-полевой хирургии, русской школы анестезии. У Николая Ивановича был трудный путь к Богу, тернистый, сложный. В поисках истины он то увлекался спиритизмом, то впадал в мистицизм. Однако постепенно, разочаровываясь в собственных философских измышлениях, он приходит к православной вере. Николай Иванович Пирогов писал: «Вера — это живое ощущение Бога, таинственной реальности Личности Иисуса Христа». На пути к вере врачу помогли преосвященный Иннокентий — миссионер Православия среди северных народов, который неоднократно беседовал с Николаем Ивановичем, а также его духовник в Киеве отец Васили Каменский. Пирогов отмечал: «Для врача, ищущего веры, самое трудное уверовать в бессмертие и загробную жизнь. Это потому, во-первых, что главный объект врачебной науки и всех занятий врача есть тело, так скоро переходящее в разрушение; во-вторых, врач ежедневно убеждается наглядно, что все психические способности находятся не только в связи с телом, но и в полной от него зависимости…».
Владимир Петрович Филатов
Владимир Филатов входит в число известнейших людей своей эпохи, внесших весомый вклад в развитие медицины. В 1950 году он был выдвинут на Нобелевскую премию за создание метода пересаживания роговицы глаза. Ученый, офтальмолог, хирург, академик, доктор медицины, профессор, изобретатель, поэт, художник — он был разносторонне развитым человеком. Всю свою жизнь он был очень верующим человеком, и никогда это не скрывал, несмотря на высокое положение в обществе и должность. К примеру, он открыто добивался сохранения религиозных памятников в Одессе. Известно, что Владимир Петрович переписывался со многими религиозными деятелями своего времени. Например, он писал архиепископу Луке Крымскому, ныне святому: «Мое душевное состояние можно охарактеризовать словами сотника: верю, Господи, помоги моему неверию! И я плохо перевоспитываю самого себя, свое тело земное, а оно и в мои годы все еще подвергается искушениям и грешным желаниям. Отсюда и мое вечное недовольство собою. Нередко прошу Господа об исцелении и часто пребываю в унынии, возвращаясь на старые навыки. Научное творчество у меня остается, но разве оно спасет меня, если я не буду очищен душевно!»
Одна из учениц профессора Филатова, академик Пучковская вспоминает о своем наставнике: «…в нем удивительным образом сочетались материализм ученого-медика и религиозность. Владимир Петрович верил в духовное начало. Вспоминаю, как однажды сопровождала Владимира Петровича и его супругу Варвару Васильевну в церковь Адриана и Натальи. Мы отстояли Пасхальную службу, а затем шли под утро по пустынному Французскому бульвару…».
Леонид Михайлович Рошаль
Леонид Михайлович — известный детский врач, хирург, общественный деятель, доктор медицинских наук, профессор. В 1988 году он участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. Помогал юным пациентам, пострадавшим во время революций в Румынии. Оказывал помощь детям, раненым в результате боевых действий в Ираке, Югославии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане, Турции и Индии. В 2002 году он вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке.
Леонид Михайлович редко высказывает свои однозначные религиозные убеждения, однако о вере он говорит с твердостью: «Каждый неверующий становится верующим, когда его ребенка увозят в операционную или в реанимацию». В 1987 году Рошаль становится инициатором восстановления больничной церкви Иверской иконы Божией Матери. По этому поводу он в интервью одной газете рассказал: «Многие теперь здесь крестят своих детей, даже в реанимационных палатах. Да и просто зайти в церковь и помолиться, поставить свечку, вместо того чтобы беспокойно ходить под окнами, покуда твоего ребенка оперируют, лучше и для родителей, и для детей». Сам Леонид Михайлович, бывавший горячих точках, признается, что Бог спасал его не раз.
Александр Леонидович Мясников
Александр Мясников — российский медик, врач-кардиолог, ученый, телеведущий. К Богу он пришел не сразу, с возрастом, пройдя определенный этап жизни. О том, почему он как врач верит в Бога, доктор Мясников рассказывает так: «. поскольку врач очень тесно находится вот на этой грани жизни и смерти, особенно, если ты грамотный врач, который сопереживает и думает, ты понимаешь, что далеко не все объясняется законами медицины, таблетками, скальпелем. И ты видишь, что при одинаковых раскладах, кто-то, несмотря на все твои старания, уходит, а кто-то, несмотря на все прогнозы, остается. Мы все, любой врач, знает, что излечение от запущенного рака 4-й степени — какие-то чудесные вещи. Мы-то знаем, киваем и думаем: «Ну, да, это, наверное, случается». А почему это случается? Что за этим стоит? Ведь так же не бывает. Поэтому… поэтому мы чувствуем. Любой врач это чувствует».
Святые целители
Реалии современного мира и быстроразвивающиеся медицинские технологии укрепляют современного человека в самомнении и самоуверенности в своих силах и пренебрежении помощью Божией. Все это накладывается напоследствия безбожного времени, когда врачам и пациентам в России насильственно, упорно и долго навязывалось атеистическое мировоззрение, имя Христово настойчивоизгонялось из больничной среды, среды страданий, скорбии испытаний.
Однако, во все времена существования Церкви Христовой, были святые врачи и целебники — люди, лечившие призыванием имени Христа и Его благодатию и своими медицинскими знаниями, в том числе и в XX веке. Их медицинская специальность и светский авторитет не мешали им иметь крепкую и глубокую веру. Для них не существовало противоречия между наукой и религией, верой и опытом. Их жизненный пример призван послужить образцом служения Богу и людям для врачей нынешнего времени, задумывающихся о возвращении отечественных традиций российской медицины.
Молитвенное обращение к Святым врачам пусть да поможет вам, дорогие коллеги, в современном лечебном процессе и обретении своей дороги ко Христу.
Член правления Общества Православных врачей России,
председатель Общества Православных врачей
Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук,
кандидат богословия, профессор,
протоиерей Сергий Филимонов.
Православная Жизнь
9-го августа Церковь празднует память великомученика Пантелеимона. Он самый известный, но не единственный врач, которого канонизировала Православная Церковь. Редакция «Фомы» коротко рассказывает о великомученике и его святых коллегах.
Апостол и евангелист Лука (I в.)
Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, — пишет о нем апостол Павел в своем послании к Колоссянам (Кол 4:14). Лука — апостол от 70-ти, написал одно из четырех Евангелий под руководством апостола Павла и книгу «Деяния святых апостолов». По преданию, первым написал иконы Божией Матери. В честь евангелиста получил свое имя в монашестве еще один святой врач — архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Апостол Лука принял мученическую смерть: его повесили на дереве.
Святые бессребреники Косма и Дамиан (IV в.)
Православная Церковь чтит память сразу трех пар святых с именами Косма и Дамиан: все они прославились как врачи-бессребреники. Наибольшим почитанием пользуются Косма и Дамиан Асийские (IV в.), родные братья. Воспитанные матерью-христианкой (преподобной Феодотией), они безвозмездно исцеляли больных и, кроме этого, сами разыскивали и лечили диких животных, которые потом без страха ходили за ними. В конце жизни Дамиан нарушил обет безвозмездного врачевания: выздоровевшая безнадежная больная умолила его во имя Святой Троицы взять в дар за исцеление три яйца. Услышав о том, что брат пренебрег обетом, Косма завещал похоронить их с Дамианом отдельно. После смерти братьев Бог открыл людям, что Дамиан принял дар ради любви к Создателю, а не из корысти, и святых братьев погребли вместе.
Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III — начало IV вв.)
Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял монашество и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.
Святой великомученик Пантелеимон (III в.)
Родился в Вифинии (Малая Азия) в семье знатного язычника и тайной христианки (святой Еввулы). Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь красивого и успешного юноши перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил его. После смерти отца (крестившегося в конце жизни) будущий великомученик посвятил себя помощи больным и нищим. Он лечил всех безвозмездно, неизменно молясь о больных, посещал заключенных в темницах. Его успех как врача стал предметом зависти коллег по ремеслу — они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении. Последовал арест. В это же время судили и казнили учителя Пантелеимона, священномученика Ермолая, вместе с двумя другими пресвитерами. Молодого же врача пытали и в конце концов также усекли мечом. Святой великомученик и целитель Пантелеимон почитается в Церкви как покровитель врачей и ходатай за болящих.
Мученик Орест (конец III — начало IV вв.)
Был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его — Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер.
Мученик Диомид (III в.)
Врач по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид проповедовал Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении таинства Елеосвящения (Соборования).
Преподобные Алипий (XII в.) и Агапит (XI в.) Печерские
Преподобный же Алипий, кроме дара целительства, известен как иконописец. Одна из икон его письма — Свенская икона Пресвятой Богородицы — хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
Преподобный Ипатий Целебник (XIV в.)
Еще один насельник Киево-Печерской лавры. Его послушанием было ухаживать за больными. За строгую подвижническую жизнь и самоотверженное служение людям получил от Бога дар исцеления. Нетленные мощи преподобного Ипатия находятся в Дальних пещерах Лавры.
Праведный страстотерпец Евгений (Боткин) (XX в.)
Сын известного русского врача Сергея Петровича Боткина (лейб-медика Александра II и Александра III). Окончил с отличием Военно-медицинскую академию, работал в Мариинской больнице для бедных. С началом Русско-японской войны (1904 год) стал добровольцем в действующей армии, возглавил медицинскую часть Российского общества Красного Креста. В 1908 году приглашен в семью Николая II в качестве лейб-медика. На этой должности пробыл до самой смерти — в 1918 году его расстреляли вместе с царской семьей в Екатеринбурге. В 2016 году причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (XX в.)
Родился в семье аптекаря-католика, но был воспитан матерью в православной вере. В 1903 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Во время Русско-японской войны (1904 год) возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Женился на сестре милосердия Анне, которая родила ему четверых детей и в 1919 году умерла от туберкулеза. Через некоторое время принял сан диакона, затем пресвитера. В 1923 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был пострижен в монашество с именем Лука в честь врача-евангелиста. В том же году рукоположен во епископа, после чего его арестовали по стандартному подозрению в «контрреволюционной деятельности». Началась череда арестов и ссылок, которые продлились 11 лет, при этом владыка не переставал служить и лечить людей, писать медицинские и богословские труды. В 1946 году за научные разработки в области медицины удостоился Сталинской премии. Последние годы жизни святитель Лука провел в качестве архиепископа Крымского, до конца спасая жизни и души людей. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.