какие есть схожие и отличные заповеди у моисея и иисуса христа
Пророк Моисей и Иисус Христос — 10 сравнений из Библии
Чем похожи Моисей и Иисус Христос? Я хотел спросить, как Иисус Христос исполнил пророчество Моисея и был «как он». Что говорится в Библии об этом?
«Я пошлю им пророка, такого, как ты, он будет одним из них, и Я скажу ему, что говорить, и он скажет народу всё, что Я повелю» (Второзаконие 18:18)
Имел ли пророк Моисей в виду, что Иисус Христос будет похож на него в таких деталях, как Его младенчество в Египте, отвержение современниками и т.д., или в большей степени из-за чудес, что Он сотворил? Так в чем же было сходство Моисея и Иисуса Христа?
Есть хорошее эмпирическое правило — позволить фактам исполнения пророчества толковать его исходный смысл. Так обстоит дело и с Второзаконием 18:18. У нас есть тот факт, что Моисею обещано, что Бог пошлет такого пророка, как он. Одно кажется ясным, что этот пророк, в конце концов, будет евреем, как и Моисей. Как еще Иисус Христос подобен Моисею? Понадобится несколько страниц, чтобы ответить на этот вопрос. Давайте сравним и рассмотрим несколько тезисов.
Моисей и Иисус Христос: 10 сравнений
Я мог бы привести еще много примеров. Иисус Христос «как Моисей» во многих отношениях, и нет никаких сомнений в том, что все это определил Бог. Это один из самых удивительных примеров вдохновения Библии, как и намерения Бога послать Иисуса для нашего спасения от грехов.
Что такое “Закон Моисея” и “Закон Иисуса Христа”?
Что такое “Закон”? Что такое “Закон Ветхого Завета”? Что такое “Закон Моисея”? Что такое “Закон Иисуса Христа”? Я постоянно слышу эти термины и хотел бы разобраться в том, чем они отличаются (если такие отличия есть)?
Закон Моисея и закон Иисуса Христа
Слово “Закон” в Библии чаще всего относится к Закону Моисея, представлявшего из себя правовую систему/ соглашение, заключенное на горе Синай во времена блужданий в пустыне под предводительством Моисея. Есть случаи, когда “Закон” подразумевается в расширенном толковании. Например, в послании Колоссянам 2:14, когда Павел упоминает “рукописание”, он, возможно, говорит от законах вообще, не только о Законе (Кодексе) Моисея. Также Иакова 2:9-10 подразумевает закон в более широком смысле. Не исключено, что здесь имеется в виду восприятие закона в нашем сознании, Римлянам 2:14-16 намекает на что-то подобное.
Таким образом, в большинстве мест в Библии, “Закон”, “Закон Ветхого Завета” и “Закон Моисея”, как правило, означают одно и то же, за некоторыми исключениями. Это тот закон, про который говорил Иисус, что он пришел его исполнить (Евангелие от Матфея 5:17-20), таким образом, мы более не находимся под “проклятием” Закона Моисея.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (От Матфея 5:17-20)
Причина, по которой Закон упоминался в смысле “проклятия”, в том, что никто из нас не был способен выполнять его и, следовательно, никто из нас не был совершенен в исполнении Закона Моисея или любого другого закона. При доскональном изучении термина “Закон”, что в контексте означает “Закон Моисея”, вся книга Галатам подтверждает это предположение.
Закон Христа — это выражение, используемое всего несколько раз во всем Новом Завете. Одно из них это 1 Коринфянам 9:21, другое Галатам 6:2.
для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; (1-е Коринфянам 9:21)
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (К Галатам 6:2)
Трудно быть до конца уверенным, что Павел имел в виду под “Законом Иисуса Христа”. Один из предположений в том, что это выражение относится к тому же, о чем говорилось в Послании Римлянам 8:2, где сказано “через закон духа жизни” мы “освобождены от закона греха и смерти”. Закон Иисуса Христа может быть “Законом” спасения через Христа — в противоположность закону греха и смерти.
Если это так, трудно понять, как это работает в Галатам 6:2, где говорится о том, что если мы носим бремена друг друга, тем самым мы соблюдаем закон Христов. В этом контексте получается, что Закон Христа — это принцип жизни, подобной жизни Христа. По моему мнению, мы должны будем остановиться на том, что Закон Христа не так хорошо описан в Новом Завете.
Священное Писание
Закон Моисея vs закон Христов
Сообщение FontCity » 17 май 2011, 21:42
Давайте представим себе 30-й год н.э. по Григорианскому календарю. ±Δ. В Иудее.
В это время в этой местности появляется новый Пророк. Он произносит завораживающие речи, Он умеет об очень сложном и непонятном говорить просто, но ярко и образно, так, что у простых людей открываются глаза и им наконец-то становятся понятны древние истины, открытые самим Богом законодателю Моисею и веками передававшиеся от отцов к детям. Ему удаётся то, что не могли сделать книжники и фарисеи. Он Сам книжник из книжников и законник из законников. Любого из знатнейших фарисеев он может поставить в тупик простым вопросом о Законе. Он учит «как власть имеющий» (Матфей 7:29, Марк 1:22). Он последовательно распутывает клубок намотавшихся на чистое учение домыслов, традиций, обрядов, обнажая суть данного Богом Закона.
Кроме того, Он творит реальные чудеса, излечивает неизлечимо больных и воскрешает умерших. Он знает всё про всё, он видит всех насквозь, как рентген (кстати, рентгеновское излучение (x-ray) будет открыто Вильгельмом Конрадом Рёнтгеном лишь в 1895 году, за что в 1901 году ему будет вручена первая Нобелевская премия по физике).
Пророк очень быстро становится популярным в народе как в самой Иудее, так и в её окрестностях. Количество учеников и последователей за короткий срок стало измеряться тысячами и продолжает расти, как снежный ком.
Даже после смерти Он чудесным образом воскресает, возвращается к Своим ученикам и разъясняет им суть Закона (Лука 24:25-27, 24:44-45).
Скажите, о каком Законе идёт речь?
Сообщение FontCity » 17 май 2011, 21:55
Продолжим искать разницу между «Законом Моисея» и «законом Христовым»
Слово «закон» в Библии часто используется в составе идиом и терминов. Например, есть «закон Божий», а есть «закон греховный» (Римлянам 7:22-23, 8:7), «закон духа жизни во Христе Иисусе» и «закон греха и смерти» (Римлянам 8:2). «Закон дел» и «закон веры» (Римлянам 3:27). Есть ещё «закон заповеди плотской» (Евреям 7:16), «закон Моисеев» (Лука 2:22, 24:44, Иоанн 1:17, 7:19, 7:23, Деяния 13:39, 15:5 и мн. др.), «закон Господень» (Лука 2:24, 2:39), «закон царский» (Иаков 2:8), «закон свободы» (Иаков 2:12), «закон праведности» (Римлянам 9:31), «закон Христов» (Галатам 6:2). И т.п.
Неужели это новозаветное требование добровольно, искренне, по внутреннему зову, всей душою следовать Закону можно истолковывать как упразднение Закона и учреждение нового?
Тысячи прямых и косвенных библейских утверждений неизбежно ведут к выводу: Закон вечен и неизменен. Ни один из пророков не противоречил другому, не изменял и не отменял Закон. Это невозможно! Хотя бы потому, что все пророки вдохновлялись Единым Законодателем и Судьёй (Иаков 4:12).
Чем отличаются Заповеди Моисеевы от Заповедей Христа?
Чем отличаются Заповеди Моисеевы от Заповедей Христа?
Мир Вам, дорогие наши посетители!
Правильно ли выражение: «10 Заповедей Христа»? Если нет, то каковы тогда Заповеди Христа и сколько их всего? Чем отличаются Заповеди Моисеевы от Заповедей Христа?
На данный вопрос отвечает священник Владислав Мишин:
«Источник наших знаний о Христе, прежде всего – Четвероевангелие. Нигде в Евангелиях мы не встречаем подсчета количества заповедей, данных Христом.
Многие Заповеди даны Им в виде притч неявно, как, например, Заповедь о сострадательности к ближним, изложенная в притче о милосердном самарянине. А вот о Десяти Заповедях мы узнаем из ветхозаветной книги Исход. Бог дал эти Заповеди народу израильскому через пророка Моисея.
Христос о ветхозаветных Заповедях сказал: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить». В Нагорной проповеди Он неоднократно обращается к древним Заповедям. Например: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду…».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) рассуждает в своих писаниях: «Чем отличаются Заповеди Евангелия от Заповедей Моисеева десятисловия? Последние не допускали падшего человека впасть в состояние решительно противоестественное, но и не могли возвести к тому состоянию непорочности, в которой человек был сотворен.
Заповеди десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию Заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий; соделав его храмом Божиим, поддерживают в этом благодатном, сверхъестественном состоянии».
Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам
священник Константин Галериу
В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей (см.: Исх.20:2-17 ; Втор.5:6-21 ). В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств (см.: Мф.5:3-11 ). Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими?
– Сходство заключается в том факте, что и у закона, и у блаженств Один и Тот же Автор – Бог; оба они – дар любви и попечения о нас.
– Самое важное различие указывает нам Святое Евангелие: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ).
– Как вы объясните это Божественное слово?
– В этом откровении показано, как дарованы были нам и закон, и блаженства. Закон был дан через человека, через Моисея. Дан он был на горе Синайской и в «духе страха» (ср.: Ис.11:3 ) по причине нашего греха, при громах и молниях(ср.: Исх.19:16 ). Блаженства дарованы нам были Самим Сыном Божиим, соделавшимся Человеком. Слова «дан чрез Моисея», а благодать «пришла через Иисуса Христа» показывают, что Сам Автор блаженств, Бог, пришел к нам, Он здесь присутствует.
Они [блаженства] тоже были даны на горе в знак того, что они приходят свыше, но в духе смирения, кротости, милости и мира Божественного. А если пришел к нам Сын Божий, ставший Человеком, то есть пришла полнота, из которой мы берем «благодать на благодать» ( Ин.1:16 ), тогда это означает, что в даре блаженств, предложенном нам лично Богом, мы имеем полноту благодати, путь совершенства.
– Из этого коренного отличия вытекают и другие? Не могли бы вы их показать.
Блаженства же указывают противоположный путь – вверх. Они полагают начало восхождению к жизни, к Царствию Божию ( Лк.6:20 ). Закон – это одно сплошное «нет», сказанное губительному злу. Блаженства – одно сплошное «да» Божественное, созидательное. Они [блаженства] названы обетованиями. Но «все обетования Божии в Нем – во Христе – суть “да”» ( 2Кор.1:20 ).
– Какие смыслы открывает для нас, для нашего духовного преуспеяния тот факт, что заповеди закона носят негативный, запретительный характер, тогда как блаженства имеют характер утвердительный?
– Всякий творческий акт начинается с утверждения, с «да», вплоть до первоначального Творческого утверждения: «и сказал Бог: да будет» ( Быт.1:3 ). Отрицание может стимулировать творческий акт, но само по себе не является созидательным. Отрицание всегда является вторичным, оно следует за утверждением и зависит от него.
– Имеются ли еще другие различия?
– Закон был дан народу избранному, подготовленному к тому, что из него родится Христос Спаситель, – а Иисус Христос вверяет блаженства всем народам.
Закон был написан на каменных скрижалях; он насаждается скорее извне и угрожает карой – блаженства, изреченные Тем, Кто воплотился от Духа Свята и Марии Девы, пишутся в духе и плодоприносят в любви в чистом сердце. «Благодать пишет свои законы на пажитях сердца», – указывают святые отцы.
– Насаждение блаженств в духе и сердце имеет созидательное значение?
– Да! Наше созидание начинается изнутри. «Добрый человек из доброго сокровища (внутреннего) выносит доброе» ( Мф.12:35 ). Премудрый Ветхий Завет также говорит, просвещенный Духом Святым: «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Притч.4:23 ).
Я бы добавил еще: закон назван детоводителем, воспитателем ко Христу ( Гал.3:24 ), а Христос – конец закона ( Рим.10:4 ). Конец не в смысле прекращения, окончания, а финальности, конечной цели (telos), к которой Он нас направляет. Итак, как закон есть воспитатель ко Христу, так и блаженства являются через Христа воспитателем, проводником к Царствию Божию, к пасхальному празднику дня восьмого.
– Имеют ли заповеди обязательную ценность для нас сегодня, по прошествии более чем трех тысяч лет?
– Язык еще древнее, но никто не может сказать, чтобы он утратил свою ценность. А что касается ветхозаветного закона, то о нем Сам Спаситель сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»( Мф.5:17 ).
Заметьте, Спаситель не разрушает ничего фундаментального, ничего из того, что «яко Той рече, и быша» ( Пс.32:9 ), но всё в Нем ведет к полноте, поскольку Он есть полнота ( Ин.1:16 ; Кол.1:19 ).
Впрочем, сам закон является ступенью на пути нашего восхождения, нашего постоянного прогресса. Поэтому Высший Законоположник говорит: «закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него»( Лк.16:16 ). А «любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ).
– Спаситель исполнил все заповеди закона?
– Да, Он привел к полноте все заповеди. Возьмем первую заповедь: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов» (ср.: Исх.20:2-3 ); Спаситель раскрыл ее полноту, показав нам, что Бог, говорящий нам в этой заповеди, есть Отец наш Небесный; что Он, Иисус Христос, – Сын Отца Небесного, Сын Божий, нас ради человек и нашего ради спасения воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившийся. Таким образом Спаситель открыл нам Троицу единосущную и нераздельную.
– Пресвятая Троица открылась и в Ветхом Завете?
– Да, насколько способен был постичь это тогдашний верующий. Например, уже в самом начале книги Бытия. Когда мы читаем: «в начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:1-3 ). Если духовно читать эти слова, то нам открывается Пресвятая Троица. Бог в этой цитате – это Бог Отец. Слова «сотворил» и «сказал» открывают нам Бога Сына, Бога Слово, чрез Которого «всё начало быть» ( Ин.1:3 ). А Дух Божий, носившийся над водою, – это Дух Святой.
Есть много и других мест в Ветхом Завете, относящихся ко Пресвятой Троице, о которых мы можем упомянуть здесь лишь отчасти. Вот например: «и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ); явление Аврааму трех мужей у дуба Мамврийского, которым патриарх поклонился и обратился к Одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт.18:1-3 ).
А также в книге Псалмов: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ); «руце Твои сотвористе мя и создасте мя; вразуми мя, и научуся оправданием Твоим» ( Пс.118:73 ). Руки Отца, как толкуют это святые отцы (святой Ириней), суть Сын и Дух Святой. Поэтому таинство святого крещения начинается с призывания этих слов Пс.118 и троекратного дуновения на принимающего таинство, ибо крещение является созданием вновь1.
Но все эти Божественные свидетельства были прообразованиями тайны Пресвятой Троицы, которая полностью откроется в Новом Завете через воплощение Сына Божия от Духа Свята и Марии Девы.
– Объясните нам, пожалуйста, важность открытия этой тайны для нашей жизни.
– Да, Троица обосновывает любовь.
– Не говорится ли и в Ветхом Завете о любви?
– Часто ошибочно утверждают, будто в Ветхом Завете не говорится о любви. Напротив! Во Второзаконии мы читаем: «слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (6:4–5). А в книге Левит снова читаем заповедь: «люби ближнего твоего, как самого себя» (19:18). И Спаситель указывает, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:40 ).
– Как же тогда Спаситель привел к полноте закон любви?
– Заметьте, Господь Сам говорит, что в этих двух заповедях, сформулированных таким образом, содержатся «закон и пророки». Этого понимания достигли, на пути Промысла, пророки Божественного детоводительства. Спаситель придает заповеди о любви совершенство, полноту. Прежде всего Он дает ей Божественное основание. Бог возвещал и в Ветхом Завете: «любовью вечною Я возлюбил тебя» ( Иер.31:3 ). Спаситель, однако, открывает, что Бог есть любовь-в-Себе, и Он есть любовь потому, что Он Троица. Любовь не может основываться в ком-либо одном отдельно взятом, в некоем метафизическом одиноком.
Бог любит, поскольку Он Отец, поскольку у Него есть Сын, Которого любит от века; и любит Его в Духе Святом, Который есть «недро»( Ин.1:18 ) Славы и вечная радость этой любви.
И поскольку Бог есть любовь-в-Себе, любовь Святой Троицы, то Он любит и нас, Свое творение. Поэтому Бог говорит: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Имел жизнь вечную». Принципом жизни является именно любовь.
А как Он дал нам жизнь вечную, это показывает святой апостол Павел: Он ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Своего» ( Кол.1:13 ).
Нужно добавить также, что Спаситель придает полноту и заповеди любви к ближнему. Сказано: «люби ближнего твоего, как самого себя»( Мф.19:19 ). Глубинным смыслом этой заповеди является уважение к человеческой личности – как ближнего, так и моей. Я люблю ближнего, не упраздняя, не аннулируя себя. Иначе говоря, категорически запрещено самоубийство и любой другой акт, разрушающий или ближнего, или меня самого.
Вопросы священнику Константину Галериу
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Примечание:
1. В чинопоследовании святого крещения Румынской Церкви есть небольшие расхождения по сравнению с тем, что принято в Русской Церкви, где оно начинается с «Молитвы о еже сотворити оглашеннаго»: «Разрешает священник пояс хотящаго просветится, и совлачает и отрешает его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле, и дует на лице его трижды, и знаменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его, глаголя: “Господу помолимся…”». В румынском чинопоследовании выделенное место звучит так: «…и дует трижды, крестообразно, на лице его, знаменуя его трижды на челе, устах и персях и произнося каждый раз: “Руце Твои сотворите мя и создасте мя”. Затем, возложив руку на главу его, глаголет: “Господу помолимся…”». Слова «Руце Твои сотворите мя и создасте мя» в чинопоследовании Русской Церкви произносятся при помазании рук крещаемого непосредственно перед погружением его в купель.