какие есть штрафы в деливери клаб
«Просто хочется справедливости»: курьеры Delivery Club — о работе, зарплатах и штрафах
9 июля в Москве прошла забастовка курьеров Delivery Club, которым долгое время не выплачивали зарплату. «Афиша Daily» тоже пришла на забастовку, чтобы поговорить с курьерами о зарплатах, системе штрафов и обстоятельствах, в которых они оказались из‑за задержанных выплат.
«Мне задерживают зарплату уже два месяца. Сегодня они обещали все объяснить, поэтому я пришел. Каждые 15 дней я зарабатываю около 32 тыс. рублей, но за май и июнь до сих пор ничего не получил — это уже четыре зарплаты. Штрафы тоже бывают: например, если не берем заказ — 300 рублей, если пропустили смену — 3000 рублей. Но это честные штрафы, что делать. Я хочу только с зарплатой разобраться».
«Я работаю в компании около двух лет. С выплатами у меня лично нет и не было проблем. Я боролся и переживал за ребят, которые остались без еды и жилья. Но штрафы адские. Люди работают тут только потому, что нет альтернативы, но как только что‑нибудь нормальное появится, все сразу начнут увольняться, я уверен. Из этих двух лет работы мне уже полгода не ставят смены. Они хотят перевести меня на самозанятого курьера, а я отказываюсь. Если я соглашусь и переведусь на самозанятого, они могут сразу же разорвать со мной контракт. Я буду совершенно не защищен. Все эти полгода я выхожу на разные подработки: в такси, на стройки, в другие рестораны.
Мы уже начали залезать в долги, чтобы помогать друг другу. Кому‑то деньгами, кому‑то с жильем — сейчас у нас в однокомнатной квартире живут 8 человек. Поэтому я инициировал профсоюз «Курьер», мне каждый день пишут сотни сообщений о несправедливом отношении. Мы даже не успеваем обрабатывать все. В последнее время мы обращали внимание только на проблему задержки зарплат, потому что люди остались без крыши над головой. Я знаю, что седьмого числа компания начала выплачивать деньги, но мы будем бороться до тех пор, пока абсолютно все курьеры не получат свои зарплаты».
Набижон
«Я больше полутора лет работаю в Delivery Club. Раньше все было нормально, а что сейчас происходит — не понимаю. Мне уже две недели не назначают смены, но при этом не увольняют. Если вам не нужны курьеры, так вы увольте, мы пойдем в другое место работать.
Я заболел больше месяца назад, взял больничный. А потом выздоровел и к руководству обращался, и в прокуратуру, потому что полтора месяца без зарплаты сижу. И вот после того, как я пытался это все выяснить, мне теперь и смены не ставят. Ничего не говорят, постоянно нужно кому‑то писать. Штрафы бывают, но нормальные: у меня был один на 500 рублей за то, что перчатки забыл надеть. Мне вообще в Delivery Club нравится, но почему‑то смены не дают».
Шахбоз
«Я из Узбекистана. Устроился в Delivery полтора месяца назад. И мне не нравится, что для того, чтобы получить зарплату, нужно постоянно об этом просить. Это неприятно, что я свои деньги должен выпрашивать. Мне должны были выплатить зарплату уже два раза, но пока только обещают. Первая зарплата у меня была 150 рублей, поэтому я не настаивал. Я всего лишь один раз на смену вышел за первые 15 дней, заработал 1650 рублей. А на следующий день получил штраф за невыход на смену. Но я просто не сразу разобрался, как всем этим пользоваться, и вот — штраф 1500 рублей. Поэтому заработал только 150 рублей и не пытался понять, почему они мне не приходят. А следующая зарплата уже 11 тыс. рублей была. Вчера мне сказали, что через банк перевод сделан, но мне еще ничего не пришло.
Со мной вместе живет другой парень, он тоже курьер Delivery Club. Ему два дня назад пришла зарплата, а мне — нет. Вообще, работать не тяжело, нормально. За восемь часов в среднем 12–15 заказов — для нас это не трудно, работать можно, если зарплату платят.
У меня еще есть программа «Достависта» — это тоже служба доставки, и там платят прям сразу. В целом я уже год работаю курьером, раньше был в «Яндексе» — там хорошо платили, но во время карантина почему‑то всех подряд поувольняли».
«Я работаю с марта. С зарплатой у меня нет проблем, но я два раза получил штраф. Один раз за то, что в свободное время снял толстовку. Просто, понимаете, иногда в торговый центр хочется в своей одежде пойти, снять униформу. Я же по своим делам, у меня на тот момент не было активных заказов. Потом вышел, смотрю — бригадир стоит, я перед ним форму надел. Он меня сфоткал, я подумал, что для отчета, а потом мне прислали штраф 3000 рублей. Сейчас я мало зарабатываю за смену, около 1000 рублей. Но те, кто раньше работал, говорят, что зарплата была больше. Я же устроился во время карантина, сейчас они изменили расстояние — раньше было только до 3 километров, сейчас уже больше. А еще время сократили: дают на заказ 8–10 минут там, где физически невозможно за такое время добраться. Поначалу я вообще вызывал такси на свои деньги, чтобы успеть и штраф не получить.
Я из Киргизии, а в Москву приехал на практику. Я — стоматолог, на родине окончил ординатуру и приехал поработать. Но из‑за карантина клинику закрыли, домой вернуться я не могу, поэтому пришлось подрабатывать курьером».
Алексей (имя изменено)
«Я сюда на экскурсию просто пришел. У меня с зарплатой нет проблем. Но согласен, что в Delivery Club зверская система штрафов: обратная связь отсутствует, обжаловать штрафы очень сложно, всегда нужно объяснять, из‑за чего опоздал даже на пару минут, или штраф влепят. Я трудоустроен как самозанятый: это не очень удобно, но другого выбора у меня нет. От своих коллег я ничего не слышал про задержку зарплаты — видимо, это один частный случай. Мне интересно, что тут будет происходить, но не уверен, что от этого будет толк. Все постоят и разойдутся, долгосрочно люди не способны бороться.
Про забастовку я прочитал в телеграм-канале профсоюза, но вступать в него не собираюсь. У них бестолковые требования, надо посмотреть, сколько они продержатся. Тут сейчас курьеров человек 30 — и уволить их ничего не стоит».
Тилек
«Я работаю всего три месяца. Мне платят зарплату, но я пришел поддержать других людей. Тем более мне тоже не нравятся штрафы. Вчера я получил штраф 3000 рублей. Мне пришел заказ, я задержался на 10 минут, потому что было далеко идти, мне позвонил начальник смены, я сказал ему, что уже подхожу к ресторану. А он закрыл мне смену и оштрафовал. В остальном пока все нормально. Работать, конечно, тяжело. И вот этот беспредел со штрафами, все несправедливо. Почти все, кого я знаю, получают каждый день хотя бы 300–600 рублей штрафа. Сняли бы штрафы, все было бы нормально.
Я о забастовке узнал из телеграма, меня кто‑то добавил в чат профсоюза. Я согласен с тем, что там пишут, потому что со мной происходит то же самое».
«За май–июнь я не получил ни копейки. 15 дней пришлось жить на улице, пока меня не подобрали ребята из профсоюза «Курьер». Они немного помогли с деньгами и нашли общежитие, я сейчас там живу. Поэтому я приехал, чтобы требовать свою зарплату. Я пытался обращаться к начальству. Мы работаем рядом с метро «Алексеевская», у нас там главная Наталья. Она только сидит и обещает: говорила подождать день, неделю, месяц. Она обманывала нас, а теперь не выходит на связь. Они мне должны около 60 тыс. рублей, меня жена ругает, что я не посылаю деньги. Никто не хочет нам помочь. Я из Киргизии, но у меня есть регистрация. Я хотел бы, чтобы такого не было в будущем, даже если мы уйдем из Delivery Club. Я увольнения не боюсь, я боюсь Аллаха, остальное — не страшно. Просто хочется справедливости. Они меня уже достали».
В Delivery Club объяснили штрафы, из-за которых курьеры готовили забастовку
Лента новостей
Все новости »
В руководстве компании отметили, что все новые обязательства введены в тестовом режиме, а деньги за штрафы возвращены
Курьеры Delivery Club пожаловались на большое количество штрафов и ухудшение условий труда и пригрозили устроить забастовку. В социальных сетях можно найти видеообращения, на которых люди в узнаваемой зеленой форме говорят, что с недавнего времени к ним стали поступать заказы от клиентов, которые находятся на большом расстоянии. Отказ от такого заказа чреват штрафом. В результате некоторые курьеры стали работать в минус.
— Мы не понимаем, почему так сильно ужесточили геолокацию пешим курьерам — до шести километров. Мы роботы, что ли, я не пойму. Почему автокурьерам дали геолокацию в десять километров? Это ненормально. Вы что, пользуетесь просто нашим положением, что у людей нет работы, что люди не могут зарабатывать? Вы думаете, мы пришли к вам работать от хорошей жизни? Начали поступать звонки из офиса курьерам с угрозами, что будут увольнять, что оставят нас без зарплаты. Если вы думаете, что так сойдет все с рук, так не пойдет. Мы будем обращаться, сейчас обращаемся в правоохранительные органы.
— Да, мы согласны. Вы нам угрожаете, говорите, что зарплаты не дадите. Какое имеете вы право наши зарплаты отобрать?
— У нас у всех есть семьи, которые тоже нужно кормить. Но мы не роботы, мы не будем молчать.
— Мы не рабы, конечно. Мы вообще не рабы.
В пресс-службе компании Business FM рассказали, что все деньги за штрафы курьерам уже вернули. Приложение работает в штатном режиме, информации о забастовке пока нет, говорит директор по внешним коммуникациям Delivery Club Алексей Белоусов.
Алексей Белоусов директор по внешним коммуникациям Delivery Club «Мы изучили всю информацию, которая появилась вчера в социальных сетях, и пришли к выводу, что она связана с тестом по увеличению зон доставки для пеших курьеров, который несколько дней проводился в Москве. По результатам этого теста некоторым курьерам пришли штрафы за отказ от принятия заказа с увеличенным расстоянием, что и спровоцировало их недовольство. Эти штрафы уже компенсированы курьерам, то есть возвращены. В дальнейшем штрафы от отказа от заказов с удлиненным расстояние применяться не будут. Тестирование увеличенных зон также было завершено еще до появления негатива, каких-либо других изменений в работе курьеров за последнее время не происходило. Для общей картины важно понимать, что сейчас количество заказов очень сильно растет, вместе с ним растут и заработки курьеров, плюс к этому Delivery Club уже доставляет не только еду из ресторанов, но и продукты питания, что тоже становится дополнительным источником заработка для курьеров, плюс к этому мы увеличили в два раза чаевые, которые оставили через приложение клиенты курьерам за счет компании. Мы уверены, что найдем с курьерами общий язык ».
Прокуратура Москвы проверит информацию о нарушении трудовых прав курьеров организации, оказывающей услуги по доставке еды, сообщила Business FM официальный представитель прокуратуры Москвы Людмила Нефедова.
Война за смены, бригадиры-переговорщики и штрафы в дождь: курьеры Delivery Club и «Яндекс.Еды» рассказали о внутренней кухне
Почему курьеры боятся сближения «желтой» и «зеленой» служб доставки еды
На прошлой неделе курьеры Delivery Club устроили в Москве забастовку из-за введенных компанией штрафов за отмену заказа и расширение зон доставки. В ответ компания назвала нововведения экспериментом и пообещала возместить курьерам потерянные деньги. Журналист Daily Storm поговорил с курьерами Delivery Club и «Яндекс.Еды» и выяснил, как устроена система оплаты и штрафов, зачем кyрьеры выбирают себе бригадиров и каких подстав ждать от клиентов и коллег по цеху.
Курьер Наталья — старожил Delivery Club. В службе доставки она работает больше двух лет: и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Девушка считает, что хоть уровень оплаты в городах и отличается, но проблемы у курьеров и там, и там одинаковые. Наталья — спортсменка, поэтому работа курьером ей в радость, но в последнее время, отмечает девушка, условия труда все тяжелее и тяжелее.
35-летний Давид из Москвы устроился в Delivery Club в марте, когда из-за пандемии на время лишился основной работы: не хотелось просто сидеть сложа руки, и молодой человек решил надеть зеленую форму, чтобы приносить пользу и себе, и окружающим. Он тоже считает, что работа курьером — по сути фитнес. «Если человеку не чужд спорт, то для него это будет не слишком сложно. Не сильно напрягаясь, в качестве подработки в Москве можно получать около 30 тысяч рублей в месяц», — говорит Давид.
Еще один московский курьер Алым — родом из Киргизии (имя изменено по просьбе собеседника). Он рассказал Daily Storm, что в первый свой заход работал в Delivery Club с августа по декабрь прошлого года, и к моменту своего увольнения накопил штрафов на 17,4 тысячи рублей. Алым уходил работать к конкурентам — в «Яндекс.Еду», но в итоге вернулся к своей первой компании.
«И в Delivery Club, и в «Яндекс.Еде» система оплаты похожая. Платят за отработанное время и за выполненные заказы. Но за часы получается маленькая сумма — около 75-100 рублей. Основная часть — это все-таки заказы: чем больше доставок курьер сделает, тем больше он получит», — рассказала Наталья.
По мнению Натальи, условия работы в Delivery Club были более привлекательными, чем в «Яндекс.Еде» (девушка, как и Алым, успела поработать и у «желтых», и у «зеленых»), но после введения системы штрафов компании становятся все больше похожи друг на друга. Курьеров эти изменения настораживают.
«Людям нравится работа. Поэтому [во время забастовки на прошлой неделе] они приходили не уволиться, а выразить протест. Хотели вернуть старые условия работы и убрать необоснованные штрафы», — пояснила она.
Дело в том, что недавно компания Delivery Club начала штрафовать курьеров, если они не успевают доставить заказ или отказываются это сделать. Курьеры жаловались, что иногда перед ними ставились невыполнимые условия по доставке. Например, пешком доставить три разных заказа в точки на расстоянии двух с половиной километров друг от друга примерно в одно и то же время.
«Человек ни за что в день может получить пять штрафов по 300 рублей каждый. Курьер просто физически не способен успеть в три места одновременно. Раньше это решалось при помощи звонков. Заказчику говорили, что курьер немного задерживается, и человек успевал во все три места. Сейчас делается то же самое, но курьер получает штрафы. Причем вознаграждение за заказ вдвое меньше, чем размер штрафа», — рассказала Наталья.
В апреле девушку несколько раз штрафовали, и за полмесяца работы она получила всего 1800 рублей. Обычно заработок составлял около 15-20 тысяч рублей.
Помимо штрафов за опоздания, существуют еще штрафы за пропущенные смены. Как рассказала Наталья, курьеры выбирают время смен за неделю. Правда, личные предпочтения учитываются не всегда. И если человек не смог выйти на работу в предложенное системой время и нарушил график, он будет оштрафован на две тысячи рублей. Как утверждает Наталья, недавно система начала без ведома сотрудника корректировать его рабочий график.
«Допустим, вечером курьер посмотрел, что на следующий день его смена начинается в 11 утра, и пошел спать. Просыпается он часов в девять утра, смотрит: оказывается, у него смена стоит уже не с 11, а с 09:00 до 22:00. То есть за ночь время смены корректируется: человек только встал, и он уже опоздал. Вот ему штраф. Этому нововведению всего несколько месяцев. Я считаю, что это очень грубое нарушение трудового законодательства», — рассказала Наталья.
По ее словам, в «Яндекс.Еде» тоже существует система штрафов.
«Они понижают рейтинг, а рейтинг отражается на размере оплаты», — сказала курьер.
Невыход на смену в «Яндекс.Еде» грозит штрафом в 2000 рублей. Если принести справку о том, что отсутствовал по уважительной причине, деньги возвращаются.
«В «Яндекс.Еде» посложнее ситуация. Многие уходили туда из Delivery Club, и условиях в двух компаниях не сравнить. В «Яндекс.Еде» работодатель не гарантирует наличия смен. На выбор смен на следующую неделю дается всего 30 минут. А человек в этот момент может быть на заказе», — рассказала Наталья.
В пресс-службе «Яндекс.Еды» Daily Storm рассказали, что существует два типа смен, или, как их называют в компании, «слотов».
«Есть плановые слоты, когда курьер выбирает время. Это происходит раз в неделю, когда распределяется расписание. Курьеров много, поэтому такие слоты разбирают достаточно быстро», — рассказала официальный представитель сервиса «Яндекс.Еда» Елена Новикова.
По ее словам, существуют еще свободные слоты: например, у человека выдался свободный час времени, он может включить приложение, перейти в активный режим. Придет заказ — он его обработает, не придет — не обработает.
Давид придерживается другой позиции относительно забастовки и штрафов. По его словам, он не сталкивался с такими проблемами, которые курьеры озвучили в ходе забастовки. И никто из его знакомых тоже.
«Случается, что из-за плохой погоды курьеры отменяют заказы. За это штрафуют немного, но если 10 раз отклонить, то будет внушительно. И это правильно. Представьте: сидят три курьера и всем одновременно поступает по заказу. И если двое отклонят свои доставки, то система перенаправит их заказы на третьего. И он легко может не успеть в три места. Человек, добросовестно выполнявший свою работу, промокший насквозь, может получить штраф. Кто в этой ситуации виноват? Мне кажется, те двое, которые отклонили заказ, а не фирма, которая ввела эти правила», — считает он.
По словам Алыма, возможность отказаться от выполнения заказа появилась около месяца назад.
«Штрафы, связанные с отказами, не были прописаны в трудовом договоре. На любой работе трудовой договор дают сразу при устройстве на работу, а здесь — через неделю», — сказал он.
Недавно, после введения штрафов, у Алыма во время смены сломался телефон, из-за чего он не смог совершить доставку заказов. Он подробно сообщил об этом руководству и предъявил в доказательство чек за новый телефон. Но это не помогло: курьер получил пять штрафов — по 300 рублей за каждый невыполненный заказ.
В пресс-службе Delivery Club пояснили Daily Storm, что у компании нет мотивации назначать сотрудников на заведомо невыполнимые заказы.
«Если пользователь видит в приложении, что еда приедет к нему через 40 минут, то он рассчитывает получить ее за это время, затем пообедать и, например, пойти на совещание или присоединиться к онлайн-звонку. Если звонок курьера застает заказчика позднее, во время совещания, то это вызывает у него серьезный негатив в отношении сервиса. Поэтому у нас не может быть никакой мотивации назначать курьера на заведомо невыполнимый заказ, при котором он гарантированно опоздает», — сказал пресс-секретарь Delivery Club Алексей Белоусов.
По его словам, информация о том, что система меняет время смен, не соответствует действительности.
«С вечера предшествующего выходу на смену дня время начала работы не может быть изменено», — сказал Белоусов.
Организация работы курьеров
По словам Натальи, женщин среди курьеров не очень много — около 10-15%, так же как и россиян. Две трети сотрудников — граждане сопредельных государств — их около 60-70%.
«Россиян среди коллег — примерно двое из 10», — делится своей оценкой Давид.
В «Яндекс.Еду», по словам собеседников Daily Storm, проще устроиться, чем в Delivery Club, так как сотрудники оформляются по договору, и для этого не нужна трудовая книжка. Первые выплаты можно получить через неделю.
В Delivery Club процесс оформления сотрудника на работу дольше, а первые выплаты приходят через месяц.
«Если у человека нет статуса самозанятого, он может сотрудничать с нами через партнерские курьерские службы. Если есть, то он сотрудничает с нами. У этого варианта больше преимуществ: человек сразу видит свое вознаграждение за каждый конкретный заказ, сразу видит размер чаевых, которые ему оставляют пользователи», — рассказала Елена Новикова из «Яндекс.Еды».
По словам Натальи, Delivery Club для большинства курьеров — это основная работа. На подработке в компании около 10-15% сотрудников.
«За день приходится проходить около 10-15 километров, а количество заказов день на день не приходится: иногда приходится вертеться, как белка в колесе, а иногда — подолгу ждать. В пятницу побольше работы», — сказала Наталья.
Давид рассказал, что время работы выбирает сам.
«Минимум можно выбрать четыре часа в день, а максимум — зависит от автоматического распределения», — рассказал он.
По словам собеседников издания, официальной иерархии среди курьеров нет, но на личностном уровне она существует.
«Есть бригадиры, такие же курьеры, просто самоназначенные. Бригадиры могут решать какие-то вопросы как со стороны курьеров, так и со стороны руководства компании. Например, они могут помочь гастарбайтерам, которых забрала полиция, осуществляют контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Если на курьере нет формы, бригадир может сказать: нарушаешь, иди домой за формой. Как правило, это люди, которые достаточно давно работают в Delivery Club, или по характеру такие, кто может решать вопросы», — пояснила Наталья.
По словам девушки, конкуренция между курьерами есть, но все зависит от работы приложения. Если кому-то не достаются заказы, а другому идут один за другим, то человек может задать вопрос в специальный Telegram-чат, видно ли его или нет по GPS.
Позитива больше, он практически постоянно
«Были разные истории за время работы. Очень неприятная была всего одна, когда я только начинала работать в Москве: у меня взяли заказ и не заплатили за него. Но я учла ошибки свои, больше такого не повторялось. Это элементарно, наверное, было — догадаться, что надо сначала взять деньги, а потом забрать заказ. Они не указали квартиру, вышли из подъезда, взяли заказ и закрыли дверь. Я потом их вычислила, даже милицию вызывала. Эти деньги взяли с меня. Тогда было много заказов, и руководство мне просто сказало: беги, делай следующие заказы, времени нет», — сказала Наталья.
При этом позитива в работе курьера больше, и он происходит практически постоянно. «Это чаевые, это вежливость. Может быть, несколько слов, пока передаешь заказ, друг другу пожелаем чего-то хорошего. Это позитивное общение с клиентами. Оно всегда позитивное, что в Москве, что в Петербурге. В этом ключе в Москве и Петербурге одинаково: везде есть приветливые люди. И в этом плане даже, может быть, в первую очередь от курьера все зависит: как он задаст тон общения, так оно и пройдет», — говорит девушка.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Штрафы плывут в офшор: курьеры Delivery Club остаются в долгу у нанимателя
Читайте нас в Google Новости
На фоне рекордно высокой выручки агрегатора доставки еды Delivery Club в Сети появилась информация о том, что один из курьеров, работающий с данной компанией, получил «минусовую зарплату» за 12-часовую смену. Профсоюзные активисты отмечают, что доставщики питания в условиях «потогонной системы» регулярно сталкиваются с многочисленными штрафами, из-за которых они иногда остаются должны нанимателю. В июле курьеры уже проводили акции протеста в Москве, выступая против невыплат зарплат посредниками, которых привлекал Delivery Club. Однако несмотря на объединение доставщиков в собственный свободный профсоюз, они продолжают повседневно сталкиваться с нарушением своих трудовых прав. NEWS.ru выяснил, как это происходит, а также при чём тут глава «Сбербанка» Герман Греф и офшоры с Виргинских островов.
Отрицательный заработок
На днях профсоюз «Курьер» обнародовал скриншоты рабочего приложения одного из сотрудников, которому была начислена «зарплата» с отрицательной суммой. 8 августа за 12 часов он прошёл расстояние «от ресторана до клиента» в 17 километров и завершил шесть заказов. Всего за тот день курьер заработал 1082 рубля, но с учётом штрафа в 1500 рублей после долгого трудового дня он фактически оказался ещё и должен работодателю.
NEWS.ru удалось связаться с этим курьером. Им оказался житель Омска, пожелавший остаться анонимным. По его словам, штраф он получил с формулировкой «нахождение на смене не на своей отправной».
За выполнение заказов с другой отправной точки только за отказ от заказа предусмотрен штраф, то есть выполнять заказы так и так было нужно, штрафа было не избежать, — прокомментировал он ситуацию.
По словам сотрудника омской доставки еды, в его городе в аналогичной ситуации оказывается достаточное количество курьеров. Например, бывали случаи, когда работников снимали со смены и штрафовали из-за того, что у них сломалась машина. Некоторые пытались отменить необоснованные денежные санкции, в чём им даже помогало руководство.
Я пробовал обжаловать, наши менеджеры помогали, они вообще всегда стараются помочь, но решение об отменах штрафов не на них, а на кураторах или ещё выше, куратор у нас из Новосибирска. Отмены штрафов возможны, но из всех моих штрафов отменили только два: один — когда я заболел и не смог выйти, а второй — когда мне поставили смену, а я вообще находился в другом городе, — комментирует курьер.
Сотрудники курьерской службы работают по агентским договорам с посредниками. Например, собеседник из Омска подписывал подобный документ в электронном виде с местным индивидуальным предпринимателем Антониной Ольшанченко. Редакция пыталась связаться с ней, но посредница не отвечала на телефонные звонки и в социальных сетях.
Штрафы и тарифы устанавливают Delivery Club, только в разных городах суммы разные. А сумма штрафа зависит от того, кто его поставил. Например, штраф «ранний уход со смены», если мне его поставит Новосибирск, будет региональным (600 рублей), если его поставит Москва, то будет тысяча рублей. Деньги, скорее всего, взимает Delivery Club, со стороны нашего ИП никогда не было задержек по выплатам, невыплат или расхождений в суммах, — говорит курьер из Омска.
В копии договора, который он предоставил редакции, указано, что «все суммы, которые принципал (курьер) обязан оплатить агенту (ИП Ольшанченко), в том числе суммы санкций, штрафов, компенсаций, агент вправе удержать из вознаграждения». Под последним, как рассказывает омский курьер, имеется в виду зарплата. Он также говорит, что подобная практика распространена не только в Delivery Club, но и в других службах доставки, в результате, как отмечает омич, работникам урезают и без того небольшой заработок.
В Delivery Club сообщили, что штрафы — это часть некоей «системы мотивации», которая, по их мнению, соответствует российским и международным бизнес-схемам.
Система мотивации, используемая логистическими компаниями, направлена в первую очередь на обеспечение высокого качества сервиса, безопасности клиентов и выполнения требований контролирующих органов. Она полностью соответствует как российскому, так и международному опыту компаний, работающих на рынке доставки еды, — заявили в ответе на запрос NEWS.ru.
Также в Delivery Club сообщили, что в период пандемии было важно, чтобы курьеры выполняли все доставки бесконтактно, носили маски, пользовались антисептиками. Также, как отметили в компании, «важно иметь при себе медицинскую книжку, работать в униформе, чтобы униформа и рюкзаки были чистыми, а общение с клиентами и сотрудниками ресторанов — вежливым и соответствующим морально-этическим нормам».
Добросовестно работающие курьеры не получают никаких штрафов, — уверяют в компании.
В обход ТК
Представитель профсоюза «Курьер» Кирилл Украинцев сообщил, что в организации намерены бороться за полную отмену «людоедской и незаконной» штрафной системы, поскольку она нарушает права наёмных работников и идёт вразрез с нормами Трудового кодекса РФ (ТК). Так, в статье 192 данного документа говорится только про три вида дисциплинарных взысканий — замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Также ТК запрещает применять иные, не прописанные в законе взыскания — кодекс предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причинённый работодателю, но это не штрафы за те или иные проступки, устанавливать которые, как подчёркивают профсоюзные активисты, наниматель не имеет права. Проблема заключается в том, что курьеры работают не по трудовым контрактам, а, например, по «агентским», как сотрудник из Омска. В связи с этим в профсоюзе «Курьер» заявляют, что намерены бороться за заключение постоянных трудовых договоров с курьерами вместо договоров об оказании услуг или самозанятости.
Кирилл Украинцев пояснил, что в профсоюзе «Курьер» не обладают информацией о количестве работников доставки, сталкивающихся с незаконными наказаниями рублём. О масштабах проблемы можно судить по сообщению организации о том, как за три рабочих дня один из доставщиков еды получил шесть штрафов.
То, что данная «потогонная система» распространена, NEWS.ru подтвердили и в профсоюзе трудящихся-мигрантов. Как известно, значительную часть курьеров составляют рабочие из бывших советских республик, чьим зачастую уязвимым правовым положением пользуются работодатели.
Курьеры обращались в наш профсоюз с жалобами либо на низкие зарплаты из-за различных вычетов, либо на отрицательные. Delivery Club сотрудничает с различными организациями, назовём их субподрядчиками, которые, в свою очередь, заключают договоры с работниками. В этих договорах указывается перечень штрафов за те или иные нарушения курьеров, а также какие суммы составляют эти взыскания. Руководство этих посреднических компаний разрабатывает подобные меры для того, чтобы держать людей в страхе, чтобы курьеры не опаздывали, выполняли всё бегом, улыбались, не допускали грубости, не выходили на работу в пьяном виде, не привозили пиццу помятой и так далее. Но невозможно, чтобы человек ничего не нарушил. Поэтому единственный совет, который мы можем дать, заключается в том, чтобы курьеры продолжали свою работу по созданию своего боевого и как можно более массового профсоюза. Я желаю им всяческого успеха на этом пути, а также чтобы они вступили в предписанное законом соглашение с работодателем и нашли золотую середину. А без этого, пока нет боевого и массового профсоюза, можно посоветовать людям никогда не работать курьером, потому что в нынешних условиях они не будут застрахованы от того, что будут вкалывать и ещё приплачивать за это.
председатель ЦК профсоюза трудящихся-мигрантов
Как писал NEWS.ru, в июле сотни курьеров Delivery Club устраивали акцию протеста против нарушения своих трудовых прав. Работники собирались на Ленинградском проспекте в Москве, у стен офиса Mail.ru Group, в которую входит агрегатор. В частности, протестующие жаловались на увеличение пешей зоны доставки, которое руководство называло тестовым, а также на штрафы за отказ принимать дальние заказы, отменённые благодаря коллективной борьбе за свои права. Доставщикам стали задерживать зарплату за май и июнь. В Delivery Club заявляли, что не имеют к этому отношения, поясняя, что долги появились у курьеров, работавших под маркой логистической компании «Амароли». С последней агрегатор якобы «своевременно и в полном объёме» рассчитался, но в итоге почему-то повторно перевёл средства для разрешения трудового конфликта, пообещав расторгнуть с фирмой договор.
На фоне проблем курьеров, часть которых из-за штрафов и долгов по зарплате оказались под угрозой остаться без крыши над головой (большинство из них приезжие), Delivery Club хвастался рекордной выручкой в 2,5 млрд рублей по итогам второго квартала 2020 года. Названная сумма в 2,9 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Во многом это произошло из-за роста спроса на услуги курьеров во время пандемии коронавируса, а также увеличения подключившихся к сервису ресторанов и расширения географии присутствия.
До 2018 года Mail.ru Group контролировал миллиардер Алишер Усманов, который передал свою долю в управление топ-менеджерам интернет-компании. В настоящее время холдинг контролируется кипрской фирмой «Мгл Мэйл.Ру Эквити Лимитед» и зарегистрированным на Виргинских островах офшором Mail.Ru Group Limited. Первая принадлежит нидерландской компании Mail Cooperatief U.A., которая, в свою очередь, контролируется виргинской Mail.ru Group Limited. Указанная кипрская компания является конечным владельцем 44,15% ООО «Деливери клаб», доли агрегатора в 9,8% и 0,43% соответственно контролируются виргинскими офшорами О2о Group Limited и JHP project holdings INC. Ещё около 0,01% активов Delivery Club находятся у упомянутой виргинской Mail.Ru Group Limited. Кроме того, к службе доставки еды имеют отношение структуры «Сбербанка» и лично его глава Герман Греф. Последний владеет около 0,01% уставного капитала ООО «Деливери клаб», составляющего, по официальной отчётности от 13 января 2020 года, 25 тысяч 342 рубля 81 копейку. Таким образом, официально руководитель ведущей кредитной организации владеет примерно 2,5 рублями в российском юрлице прибыльного агрегатора.