какие есть силовые структуры в россии

Актуальный список силовых структур России 2018

какие есть силовые структуры в россии. Смотреть фото какие есть силовые структуры в россии. Смотреть картинку какие есть силовые структуры в россии. Картинка про какие есть силовые структуры в россии. Фото какие есть силовые структуры в россии

В России достаточно большой список силовых структур.

В каждой области есть свои специалисты, отвечающие за определенные действия.

Что такое силовые структуры

Силовые структуры – это ведомства специального назначения, целью которых является защита и поддержка Российской Федерации.

какие есть силовые структуры в россии. Смотреть фото какие есть силовые структуры в россии. Смотреть картинку какие есть силовые структуры в россии. Картинка про какие есть силовые структуры в россии. Фото какие есть силовые структуры в россии

Данные люди наблюдают за порядком в стране и могут применять силу в рамках закона.

Кто такие силовики

какие есть силовые структуры в россии. Смотреть фото какие есть силовые структуры в россии. Смотреть картинку какие есть силовые структуры в россии. Картинка про какие есть силовые структуры в россии. Фото какие есть силовые структуры в россииСиловики – люди, которые имеют право применить силу, чтобы утихомирить граждан, сохранить спокойствие в стране.

Данное слово является сленговым и пришло с СССР.

К силовиками относятся люди, которые прошли специальное обучение и поступили на службу.

Главная цель данных людей – безопасность граждан как в мирное, так и в военное время.

Список силовых структур

какие есть силовые структуры в россии. Смотреть фото какие есть силовые структуры в россии. Смотреть картинку какие есть силовые структуры в россии. Картинка про какие есть силовые структуры в россии. Фото какие есть силовые структуры в россииПеречень должностей:

Более подробно можно узнать в Википедии.

Заключение

В России очень много различных видов силовиков. Они могут отличаться по действиям, за которые отвечают. Но у всех них одна цель – защита граждан.

Смотрите видео, в котором описывается применение новых технологий в силовых структурах России:

Источник

Чем занимается ФСБ

Чем занимается ФСО

Федеральную службу охраны нарекли личным спецназом Путина. Сюда привлекают лучшие кадры и не жалеют денег для первоклассного технического оснащения. Так было во все времена.

Обязанности, возложенные на ФСО:

Главная обязанность ФСО — защита охраняемого лица от покушений. В связи с этим спецслужба также имеет право на оперативно-розыскную деятельностью. Намерения злоумышленников должны быть раскрыты и своевременно предотвращены.

Во все времена охрана первых государственных лиц считалась почетной. При самодержавном строе царские покои и семью оберегали специальные отряды стрельцов. Самым влиятельным секьюрити во времена СССР был начальник охраны Сталина — генерал Власик. Рассказывают, что важные политические решения принимались не без его участия.

После столетнего юбилея ВЧК в 2017 году ФСО наделили дополнительными полномочиями. Она получила право на:

По утверждениям инсайдеров, одна из неофициальных функций ФСО — присматривать за Российской элитой.

Структура организации ФСО

Взгляд на устройство подразделений службы охраны, доступнее расскажет о роде занятий ФСО. В ее состав входят:

Деятельность ФСО основывается на Конституции РФ, указах Президента, федеральных законах и специальных договорах.

В чем различия, кто главнее

ФСО можно назвать более элитной и амбициозной организацией. Служба в ее рядах очень почётна — чтобы попасть туда, нужно стать лучшим из лучших, иметь специальное образование. Будущих специалистов по информационным технологиям готовит Академия ФСО в Орле. В Купавне имеется учебный центр ФСО.

Источник

Войны силовиков в России — от борьбы за власть до чистки рядов

Первая силовая

Еще одним результатом победы лубянских силовиков стало сплоченное наступление на компанию ЮКОС Михаила Ходорковского, которую государство решило национализировать путем слияния с «Роснефтью».

Вторая силовая

«У Александра Ивановича была уникальная возможность — ​стать полноценной опорой президента», — ​цитирует «Новая газета» свой источник.

Новобранцу силового блока сразу же поручили вести расследование в отношении офицеров наркоконтроля, которых обвинили в незаконной прослушке граждан. После этого за контрабанду привлекли к ответственности работников фондов, связанных с Виктором Золотовым. Командовал этими действиями ныне известный по делу бывшего министра экономики Алексея Улюкаева Олег Феоктистов.

Впрочем, главе Следственного комитета сразу дали понять, где его место, когда его ближайший помощник Дмитрий Довгий, руководивший Главным следственным управлением СКР, попытался пресечь практику, по которой некоторые его сотрудники регулярно отчитывались перед замглавы администрации президента Игорем Сечиным.

Весной 2008 года Довгия отстранили от должности — отстранил его же друг Бастрыкин, которому из администрации президента прислали докладные записки двоих следователей, пожаловавшихся на злоупотребления со стороны начальника ГСУ СКР.

Довгия собственная отставка не устроила и он подал иск в суд, но нарвался на уголовное дело от своих коллег, обвинивших его в получении взятки от банкира Руслана Валитова. Валитов сперва не мог припомнить, чтобы он давал деньги кому-либо из СКР, но спустя несколько дней в СИЗО, куда его поместили по делу о легализации средств ЮКОСа, все «вспомнил» и написал заявление о взятке со стороны Довгия. Вскоре последний был задержан. Вести дело Довгия поручили молодому следователю Денису Никандрову.

Третья силовая

Третья силовая война оказалась наиболее насыщенной событиями, а молодой сотрудник волгоградской прокуратуры Денис Никандров стал одним из самых ее активных участников. Его бывшие коллеги вспоминают, что у себя в регионе Никандров зарекомендовал себя как высококлассный специалист, которому давались самые сложные налоговые преступления.

«Денис, когда только устроился в управление, внешне напоминал типичного ботаника — ​худощавый, массивная шевелюра на голове, очки в круглой оправе. И вот этот забавный парень первым начинает раскрывать сложные налоговые преступления. И главное — ​с таким качеством… Это ведь только кажется, что в суд можно передать любое дело, но на самом деле привлечь к ответственности — ​значит установить умысел, найти и изъять нужные документы, эффективно допросить всех. Денис подходил к работе скрупулезно: тщательно изучал практику, днями готовился к допросам свидетелей, вычерчивал какие-то схемы. Для него уголовное дело было математической задачкой. И с каждым годом он решал ее все быстрее и быстрее», — ​рассказал «Новой» один из сотрудников волгоградской прокуратуры, работавший с Никандровым.

В Москву молодого специалиста командировали после начала дела ЮКОСа, где он впервые закрыл глаза на грубое процессуальное нарушение — выступил понятым в одном из следственных действий. Вскоре его перевели в центральный аппарат только что созданного Следственного комитета при прокуратуре, где ему поручили дело Дмитрия Довгия. Несмотря на то что в деле отсутствовали доказательства получения обвиняемым денег, а обыски у экс-главы ГСУ СКР ничего не дали, Никандров все равно довел дело до суда, основываясь лишь на показаниях свидетелей с проблемной памятью и собственном желании вытянуть счастливый билет.

Довгия осудили, а Никандров вскоре стал одним из самых молодых генералов СКР. Следующим его громким делом стало расследование мошенничества в бюро Интерпола по борьбе с оргпреступностью на территории СНГ. Бывшего главу бюро генерала Александра Бокова и двух его подчиненных отправили под суд на основании показаний все того же банкира Руслана Валитова.

Несколько месяцев спустя Никандров возглавил расследование дела в отношении подмосковных прокуроров, попавшихся на взятках за крышевание подпольных казино. «Игорное дело» 2011 года положило начало противостоянию между Генпрокуратурой и только что выведенным из ее состава Следственным комитетом. СМИ активно подхватили этот конфликт: Юрий Чайка обвинял СКР в грубых нарушениях закона и бездоказательности «игорного дела», а Бастрыкин заявлял, что его сотрудники собрали неопровержимые доказательства вины подчиненных генпрокурора.

«Знакомые Никандрова рассказывают, что следователь первое время переживал по этому поводу — ​впервые в карьере он не довел дело до конца. Он в принципе знал, что его руками выполнялась другая задача — ​сделать прокуратуру лояльнее. Но как следователя его не устраивало то, что дело развалилось», — сообщает «Новая газета».

«Особенно Дениса впечатлил допрос Николая Будило, который в СД МВД расследовал хищения Браудера и потом попал в «список Магнитского». Коля имел в системе такой же вес, как и Денис, — ​тоже на первых ролях, среди коллег стоял особняком. И вот одним вызовом на допрос с него сняли эту лычку — ​гуляй, Коля, теперь ты такой, как все. Денис это видел», — ​рассказывает знакомый Никандрова.

«В действительности же эти действия оказались частью изящной комбинации особистов Лубянки, которые сами инициировали этот оперативный подход и убедили в его надежности Колесникова, а в конечном счете посадили полицейских по обвинению в провокации взятки и создании ОПС», — говорится в статье «Новой».

Денис Никандров на протяжении всего расследования положительно отзывался о своих друзьях и был уверен, что их оправдают. Однако Борис Колесников погиб, выпав во время одного из допросов из окна, а генерала Сугробова приговорили к 22 годам колонии, после апелляции снизив срок до 12 лет.

После этого дела Никандров перешел в ГСУ СКР на должность замначальника управления — эту должность ему предложил новый начальник УСБ СКР Михаил Максименко, которому его порекомендовали бывшие коллеги Никандрова из Волгограда. И Никандров, и Максименко одними из первых пали в четвертой силовой войне.

Начало четвертой силовой

Перестрелка на Родчельской началась со спора между двумя женщинами — дизайнером Фатимой Мисиковой и ресторатором Жанной Ким. Последняя якобы задолжала первой за сделанный ремонт, но не захотела платить. Тогда Мисикова обратилась к своей подруге, гражданским мужем которой оказался вор в законе Захарий Калашов по прозвищу Шакро Молодой. Под предлогом возврата долга криминальный авторитет попытался через своих подручных убедить Жанну Ким переписать свой ресторан на другого человека, однако бизнесвумен смогла найти надежных защитников из адвокатской коллегии «Диктатура закона».

Из материалов, попавших к корреспондентам «Новой газеты» следует, что арест Буданцева и Итальянца почти сразу же стал предметом обсуждения между Максименко, Никандровым и его начальником — главой ГСУ СКР по Москве Александром Дрымановым. В первую очередь, генералы СКР обсуждали необходимость объективного расследования в отношении Эдуарда Буданцева. Позже в разговоре всплыла возможность переквалифицировать обвинение Итальянцу с вымогательства на самоуправство, что позволило бы тому выйти из-под стражи.

Вскоре Дрыманов приказал Никандрову отдать дело Итальянца Крамаренко с последующим освобождением из СИЗО за истечением предельного срока содержания под стражей. Такое же предложение Никандров получил и от заместителя Максименко Александра Ламонова, тоже получившего взятку за освобождение Итальянца, но не от Смычковского, а от ресторатора Олега Шейхаметова.

Нерушимой стеной он встал только тогда, когда чекисты пришли за его давним товарищем Александром Дрымановым — из-за этого Дрыманов фигурирует в деле лишь как свидетель, хотя против него собрана доказательная база и в суде прокурор (ведомство давнего противника Бастрыкина Юрия Чайки) обвинил его в получении взятки.

«В открытой части процесса Ламонов произнес фразу, которую можно назвать ключевой для понимания ситуации. Он отказался признать полученные им деньги взяткой, заявив, что это была «благодарность за позицию». Во-первых, силовики настолько потеряли чувство реальности, что действительно не видят разницы между бутылкой виски и полумиллионом долларов, считая и то, и другое «благодарностью». Второе — ​их позиция возникает из «благодарности» и благодаря ей, а не наоборот. Именно такой оказалась система, выросшая из «дела ЮКОСа». И именно в таком виде она должна быть демонтирована. По крайней мере, судя по всему, такова новая политическая установка. Отличие четвертой войны силовиков от трех предыдущих в том, что топов СК посадили не потому, что они кому-то перешли дорогу — ​взятка была не поводом для их ареста, а реальной причиной», — резюмирует «Новая газета».

Источник

«Люди в погонах и без»: находится ли Россия под властью силовиков?

какие есть силовые структуры в россии. Смотреть фото какие есть силовые структуры в россии. Смотреть картинку какие есть силовые структуры в россии. Картинка про какие есть силовые структуры в россии. Фото какие есть силовые структуры в россии

После избрания президентом России Владимира Путина в 2000 году, который является выходцем из спецслужб, возникло распространенное мнение, что именно силовики управляют современной Россией. Но так ли это? И какое место силовые структуры занимают в государственной системе России?

Традиции и «силовархи»

Перед тем, как ответить на эти вопросы, необходимо объяснить ряд основных терминов, которые будут использоваться в статье. Для начала, определим, кто такие вообще «силовики». Силовики или силовые структуры – это собирательный термин для разных государственных органов и структур, которым государство делегирует свое право на применение силы. В России в качестве основных силовых структур выступают вооруженные силы (МО), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство внутренних дел (МВД), Следственный комитет (СКР), Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия) и ряд других, которые поддерживают правопорядок внутри государства. Силовые структуры отличаются друг от друга по своим функциям, целям, методам работы и влиянию на общество.

Когда выходцы из силовых органов находятся у власти, то такая форма правления называется «милитократией» («власть военных»). Примерами здесь выступают различные военные хунты из стран Латинской Америки. По мнению ряда экспертов, современная Россия как раз представляет собой милитократию по той причине, что около 50% руководящих должностей в органах власти на 2008 год занимали силовики. Именно это мнение мы в этой статье и подвергнем анализу.

Необходимо заметить, что силовые структуры в истории России всегда играли важную роль. Многие российские императоры, в особенности Николай I, предпочитали доверять руководящие посты в государстве именно военным. В советское время существовали три основные силовые структуры: армия, МВД и КГБ, и вместе они были одним из важных столпов системы власти. Однако, несмотря на идеологию милитаризма в Советском Союзе, определяющей роли они не играли. Так, четверо из восьми членов Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), попытавшегося взять власть в стране в августе 1991 года, были представителями силовых органов, однако так и не смогли использовать их для того, чтобы эту власть удержать.

Президент России Владимир Путин

С другой стороны, создание новых силовых структур в основном происходило при Борисе Ельцине. При Путине же была создана всего одна силовая структура – Росгвардия, а другие, включая, например, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС), наоборот, были упразднены, а их функции переданы соответствующим управлениям МВД. Кроме того, уменьшилось влияние выходцев из силовых органов в российском парламенте. Связано это с тем, что Государственная Дума и Совет Федерации постепенно стали играть меньшую роль при принятии государственных решений.

Усиление роли силовиков в правление Владимира Путина позволило исследователям говорить о новой форме экономического и политического порядка под названием «силовархия» (от слов «силовики» и «олигархи»). В рамках такой модели особо приближенные к президенту силовики используют методы спецслужб для того, чтобы получить под свой контроль крупный бизнес.

Примеры − это избрание в 2005 году будущего директора ФСКН Виктора Иванова председателем совета директоров ОАО «Аэрофлот», поглощение «Роснефтью» во главе с Игорем Сечиным ЮКОС Михаила Ходорковского, а также переход «АВТОВАЗ» под контроль «Ростеха» Сергея Чемезова. Все трое являются выходцами из силовых структур и коллегами Владимира Путина по работе в КГБ, мэрии Санкт-Петербурга и президентской администрации.

Кульминацией усиления роли силовых органов в государственной системе России стал 2014 год. Однако в то же время между ними продолжались конфликты, которые переросли в настоящие «войны силовиков».

Укрепление и ослабление

Трансформация России в то, что можно назвать «государством силовиков», произошла в 2014 году на фоне Крымских событий, когда изменилась сама логика принятия политических решений. От прежней модели «силовики-цивильники» (силовые структуры и гражданские министерства), которая также распространена и в западных странах, Россия перешла к преобладанию силовых методов во всех сферах. В тот период силовики стали играть преобладающую роль при принятии государственных решений, а остальным «гражданским» специалистам, вроде экономистов и дипломатов, осталось лишь проводить эти решения в жизнь и, по возможности, пытаться минимизировать вред от них в своих сферах.

Такая трансформация политического режима в России была связана и со взятым курсом на конфронтацию с Западом. В рамках этого курса силовики с их идеологией «осажденной крепости» стали идейно доминировать в политической элите страны, настраивая ее на продолжение противостояния с западными странами. Кроме того, в условиях ослабления политических институтов, вроде парламента, все большую роль стали играть не политические, а силовые методы решения проблем. Это можно проследить на примере участившихся случаев подавления митингов, ареста оппозиционных активистов и увеличившегося количества «политических» дел, вроде дела «Нового величия». Самый показательный пример здесь – это выборы в Московскую государственную думу, когда эксперты из МВД сначала не допустили нескольких оппозиционных кандидатов до выборов, а затем, когда начались протесты, в дело вступили Росгвардия, суды и Следственный комитет.

Однако полное доминирование силовиков в государственной системе России продолжалось недолго. Уже в 2016 году в результате масштабной реорганизации их позиции были серьезно ослаблены. Часть силовых структур, включая уже упомянутые ФСКН и ФМС, были упразднены. В других, например ФСО, пришло новое руководство, а третьи, как МВД, были ослаблены в пользу новых органов. Так, внутренние войска МВД были выведены из-под контроля министерства, и на их основе была сформирована новая служба – Росгвардия. Кроме того, с политической сцены ушли такие влиятельные силовики, как бывший министр обороны и глава президентской администрации Сергей Иванов, работавший вместе с Владимиром Путиным в КГБ, а также долговременный директор ФСО генерал Евгений Муров, занимавший пост в 2000-2016 годах. В результате силовые структуры были ослаблены и разобщены. Таким образом, этап «силовархии» как кульминации доминирования силовиков был пройден.

В целом, руководство России ведет себя с силовиками в соответствии со старым римским принципом «разделяй и властвуй», мешая им стать единой грозной силой, которая могла бы диктовать власти свою волю.

Сейчас силовики продолжают играть важную роль в государственной системе современной России. По разным оценкам, около 25% губернаторов являются выходцами из силовых структур. В правительстве три министерства возглавляются силовиками – МВД, Минобороны и МЧС. Кроме того, представителем силовых органов является вице-премьер Юрий Борисов, который курирует оборонно-промышленный комплекс. Силовиками являются и полпреды президента в четырех из восьми федеральных округов (Северо-Западный, Сибирский, Южный и Северо-Кавказский). Представители силовых структур возглавляют важнейшие государственные корпорации. Самый яркие примеры – это уже упомянутые глава «Роснефти» Игорь Сечин и генеральный директор «Ростех» Сергей Чемезов.

Но в то же время эти силовики не представляют собой единой влиятельной группы. Они происходят из разных структур, и их опыт, а также понимание силовых методов существенно различаются между собой. Сами же силовые органы искусственно раздроблены и разделены между собой, их функции и полномочия пересекаются друг с другом, что мешает силовикам объединиться и диктовать власти свою волю. Кроме того, между силовыми структурами постоянно происходят «войны, в ходе которых одна структура пытается «выслужиться» перед Путиным и получить преимущество над другими или же оттяпать часть полномочий от конкурента и, соответственно, получить большее финансирование. В результате единой силовой корпорации не существует.

Не стоит забывать и о том, что в настоящее время в России происходит очередная смена политического руководства, в ходе которой высокие посты получают новые люди, не связанные с силовыми органами. Примеры – это новый премьер Михаил Мишустин, который хоть и возглавлял до этого Федеральную налоговую службу, однако является представителем бизнеса и экономистом, первый вице-премьер по финансово-экономическим вопросам Андрей Белоусов и руководитель Администрации президента Антон Вайно, имеющий дипломатическое прошлое.

В итоге, отвечая на вопрос, вынесенный в название статьи, можно сказать, что Россия находится под властью силовиков лишь в той степени, в которой значительная часть ее руководства состоит из представителей силовых структур. Однако милитократией она не является, а ее силовые органы разделены между собой и находятся в постоянных конфликтах. Так что скорее можно говорить о том, что Россией управляет некий аппарат «Большого президента» − сложный конгломерат администрации главы государства и его представителей в органах власти, включая полпредов в федеральных округах. А силовики являются его важной частью, но лишь частью.

Источник

20 лет Путина: трансформация силовиков

Согласно распространенному мнению, нет другой социально-профессиональной группы, которая настолько бы выиграла в результате прошедших 20 лет, как силовики. Во-первых, сама эта группа колоссально разрослась, во-вторых, она стала не только стержнем российской политической системы, но общей его матрицей, тем, что иногда называют «глубинным государством». Это так и не так, во всяком случае, рост реальной роли силовиков происходил нелинейно, и фазу силовархии, по Дэниэлу Трейсману, которую можно считать кульминацией развития «государства силовиков», система уже прошла. Парадокс в том, что логика «революция пожирает своих творцов» применима и к конструкторам силового государства, многие из которых оказались не нужны выстроенной их стараниями машине.

В свое время, с приходом Владимира Путина к власти, когда он подтянул за собой тех, кого знал по предыдущей работе в КГБ/ФСБ и Петербурге, возникли мифы о засилье «питерских» и о «милитократии». И если в отношении питерских разговоры довольно скоро – с исчерпанием скамейки бывших коллег и друзей детства президента – прекратились, то в отношении милитократии они идут и поныне. Сам термин «милитократия» представляется неточным, речь скорее надо вести о «чекистократии», поскольку экспансии военных во властвующую элиту почти не наблюдалось. При этом, однако, говорить на основании анализа биографий и скрупулезных расчетов, показывающих сокращение прослойки высших управленцев с чекистским бэкграундом, о частичной утрате режимом силовой и правоохранительной составляющей было бы неправильно. Скорее наоборот: по своему внутреннему устройству, по действиям – как внутри страны, так и вовне, – по логике поведения, инструментарию, инстинктам наше государство сегодня представляет собой государство силовиков. Милитократии при этом нет, да никогда, по сути, и не было, есть неономенклатурная система с повышенной ролью силовой бюрократии.

Силовые корпорации

В советское время были три основные силовые структуры: армия, КГБ и МВД. В современной России их полтора десятка, отпочковавшихся в основном от прежних. Справедливости ради надо сказать, что размножение силовых структур имело место главным образом в 1990-е гг., когда и само государство, и его силовая составляющая были довольно слабы, а раздробление того же КГБ на несколько самостоятельных структур считалось способом избежать гегемонии чекистов. В последние же годы появилась всего одна новая силовая структура – Росгвардия, в которую отошла основная часть силового ресурса МВД. При этом две другие структуры – Роснаркоконтроль, возникший в 2003 г., и милитаризованная ФМС – были расформированы.

Государство силовиков

Окончательная трансформация России в государство силовиков произошла в 2014 г. Именно тогда в корне изменилась логика принятия решений. Прежде ее можно было описывать в рамках распространенной на Западе модели «силовики-цивильники», теперь же силовики всегда первая рука, а остальные, будь то дипломаты, экономисты, политтехнологи, лишь обслуживают принятые в рамках силовой логики внутри- и внешнеполитические решения и по возможности минимизируют в своей сфере негативные их последствия.

Системообразующие конфликты

В терминологии «глубинного государства» применительно к России можно рассматривать два основных концепта: виртуально-конспирологический «силовой» и персоналистский путинский – «Большого президента», сложный конгломерат администрации президента, во многом наследовавшей ЦК КПСС, а также многочисленных представителей президента в органах власти, включая региональные. Это сегодняшняя реинкарнация командно-административной системы, та неформальная партия, «своего рода орден меченосцев внутри государства», о которой когда-то говорил Иосиф Сталин как о «командном составе и штабе». Силовики, вся их большая корпорация с Совбезом входят в № 2, но лишь как один из элементов.

ФСБ рулит?

Субъекты и объекты репрессий

Гораздо более активно, чем в центре, репрессии в отношении силовиков идут в регионах, где только в 2018 г. под раздачу попало три начальника управлений МЧС, три начальника управлений Ростехнадзора, двое глав ФНС, по одному начальнику управлений СКР, МВД, Росгвардии и ФССП, один начальник и один замначальника СЭБ УФСБ.

Опухоль

Силовики за рамками тех важных служебных функций, которые они призваны выполнять в любом государстве, ведут себя как раковая опухоль. Силовые корпорации, как и все остальные, пекутся о своем корпоративном интересе, только ресурс у них, используемый часто в интересах узкокорпоративных и клановых, а не государственных, силовой. Некоторое время назад, когда предыдущая Госдума один за другим штамповала драконовские законы, о ней заговорили как о «взбесившемся принтере». Глядя на сегодняшние действия силовиков, казалось бы, впору говорить о них как о «взбесившейся гильотине». На самом деле это не совсем так. Это не столько силовики «лютуют», сколько власть, отвыкшая за долгие годы простых решений от более тонкого политического маневрирования, использует их как грубую силу – и против элит, включая бизнес, и против граждан. А дальше силовики поступают согласно известному принципу «у воды да не напиться?». Когда отдельные части машины начинают работать особенно интенсивно– и при этом в своих, а не всей машины интересах, – в результате страдают и другие части машины (например, бизнес), и машина в целом.

То, что позволяет Кремлю держать силовиков под контролем (их разобщенность и не просто нескоординированность, а конфликтность), причина их колоссальной неэффективности с точки зрения обеспечения безопасности страны и граждан. С этой точки зрения армия силовиков в России многократно превышает разумные пределы. Огромная армия силовиков представляет проблему и сейчас, и на перспективу. И в «прекрасной России будущего», о которой сейчас модно говорить, надо будет предусмотреть им место. Иначе они найдут и обустроят его сами.

Автор – старший научный сотрудник Chatham House

Это последняя статья из цикла о 20 годах правления Владимира Путина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *