какие есть советские группы
Знаменитые советские ВИА
А вы знаете, сколько ВИА было во времена Советского Союза? А вот посчитайте сами, я лишь перечислю, какие ансамбли нашел в Интернете:
О некоторых ВИА из этого списка я даже не догадывался, а вот другие были очень популярны и собирали целые стадионы, дворцы спорта, их песни звучали с экранов телевизоров и по радио. Но о некоторых почему-то в том, списке, что я нашел в Интернете, даже не упоминается. Правда, я и сам забыл название одного из таких ВИА из КомиАССР, в котором начинал свою карьеру знаменитый Валерий Леонтьев. По-моему, это было «Эхо», я услышал его выступление на сборном концерте во Дворце сорта «Лужники» на праздничном концерте в честь очередной годовщины Великой Октябрьской революции в 1979 году. Тогда же впервые увидел Валерия Леонтьева в совершенно белом обтягивающем костюме, как у солиста группы «Бони-М».
Первые ансамбли начали появляться в СССР в 60-х годах, и многие из них были настолько популярны, что выступая на гастролях даже в самых маленьких городках, могли давать по несколько концертов в день, и каждый раз собирать полный зал. В конце 80-х популярность многих ВИА пошли на спад благодаря тому, что многие рок-группы начали выходить из подполья, и внимание молодежи переключилось на другую музыкальную волну. Мы же с вами сегодня вспомним несколько самых популярных ВИА, шлягеры которых и сегодня нередко можно услышать по радио и телевидению.
Ариэль – это группа из Челябинска, начавшая свою деятельность в 1970 году. Популярность она обрела спустя год, когда поучаствовала в музыкальном конкурсе под названием «Серебряные струны». Спустя несколько лет вышла первая пластинка, она назвалась «Мелодия».
Веселые ребята – этот поп-рок коллектив 70-80 годов пользовался большой популярностью. Музыкальная группа выпустила в свет много талантливых исполнителей. Такие шлягеры, как «Люди встречаются», «Как прекрасен этот мир» можно услышать по радио до сих пор.
Голубые Гитары – группа запомнилась зрителям тем, то исполнители выступали только с инструментом, который имел голубой цвет. Также в группе все участники были вокалистами, их пение сливалось с музыкой, и это нравилось зрителям.
Добры Молодцы – это музыкальный коллектив из Москвы. Участники играли на гитарах, ударных и клавишных. Кроме того, в коллективе присутствовала духовая группа. Наиболее популярной композицией является «Главное, ребята, сердцем не стареть».
Здравствуй Песня – этот ансамбль стал популярным только в конце семидесятых. Они перепели иностранную популярную композицию «Синий иней» и перевели ее на русский язык.
Красные маки – музыкальный коллектив родом из Донецка не раз возглавлял чаты страны в конце семидесятых. На фестивале в Сочи в 1976 группа заняла второе место, ее коллектив постоянно менялся.
Лейся песня – это музыкальный коллектив под предводительством Михаила Шуфутинского. Будущий шансонье вдохновлял участников группы, чтобы они создавали настоящие хиты, которые широко использовались в народе.
Пламя – это московский коллектив во времена союза пользовался большой популярностью. Всего было написано пять альбомов.
Поющие Сердца – музыкальный коллектив был популярен не только в семидесятые, но и восьмидесятые года прошлого столетия. Ансамбль стал популярным благодаря победе конкурса исполнителей эстрады. После чего с ними стали сотрудничать многие звукозаписывающие студии.
Синяя птица – это также белорусский музыкальный коллектив. Группу можно узнать по знаменитой песне «Там, где клён шумит». В советское время коллектив успешно продвигал реализацию проекта создания БАМа. В настоящее время на многих патриотических мероприятиях можно услышать их композиции.
Сябры – белорусский коллектив покорил многие концертные площадки в семидесятых годах прошлого столетия. В 1977 году группа победила на конкурсе эстрадных исполнителей. Наиболее известным хитом считается «Алеся».
А еще были такие прекрасные ВИА, как, бит-квартет «Секрет», «Цветы», «Ялла», и многие другие, выступления которых я видел разве что по телевидению. Их расцвет наступил в те годы, когда мне приходилось очень много работать, чтобы прокормить семью, и времени посещать концерты многих групп, которые выступали в Хабаровске, у меня катастрофически не было. Но вот концерт группы «Поющие сердца» я не только посетил, но и запомнил. А случилось вот что.
Накануне концерта, на который жена купила билет, у меня было дежурство в травматологическим пункте городской больницы № 11. Было уже очень поздно, когда рядом с травмпунктом резко затормозило такси. Из него вышло трое молодых людей, у одного из которых была повязка на пальце, совершенно окровавленная. Я быстро пригласил парня с этим пальцем в перевязочную, зашил довольно большую рану на пальце, и вышел в регистратуру. Там друзья этого парня к этому времени уже продиктовали фамилию и имя-отчество пострадавшего. Я взял журнал, чтобы записать диагноз и решить, нуждается ли раненный в освобождении от работы. Ведь есть некоторые профессии, в которых даже один палец играет свою роль.
И что я вижу в журнале, спросите вы? Этот парень с порезанным пальцем – гитарист ансамбля «Поющие сердца», на концерт которого жена купила билет в Дом профсоюзов. Как парень с раной на пальце сможет играть на гитаре? Пришлось выяснять у него самого и его друзей. Надо было решить, давать ли освобождение от работы? Гитаристу была положена бытовая справка, ведь порез случился не на работе. Один из сопровождающих, который оказался музыкальным руководителем, стал отказываться, но я сказал, что пусть будет справка, вдруг какое нагноение и парень не сможет играть, через 5 дней ему выпишут больничный лист.
Меня все благодарили, а этот руководитель пригласил меня прийти на их концерт. Когда узнал, что у меня уже куплены билеты, попросил подойти к нему, мол, я посажу так, что будет хорошо видно и не очень громко слышно. Так я и поступил на следующий день. Музыкальный руководитель, когда увидел меня в числе входящих в зал, подошел к нам и посмотрел на взятые билеты, сказал, что там будет очень громко, и посадил нас с женой за стол, где работал звукооператор в зале. Оттуда действительно был все хорошо видно и слышно. Сказал, что у гитариста на перевязке все было хорошо, ни крови, ни покраснения вокруг раны нет. Я посоветовал парню чаще замазывать рану обычной зеленкой, которая обладает хорошими дезинфицирующими свойствами. Концерт этого ансамбля нам с женой понравился.
Вот такое небольшой рассказ у меня получился об отечественных вокально-инструментальных ансамблях, которые подарили много красивых песен, великолепных исполнителей и заслуженно пользовались популярностью у любителей советской песни, к числу которых я себя отношу.
10 легендарных советских рок-групп в лучах заката позднего СССР
Как пророчески пел в своей песне «Они играют жёсткий рок» Юра Шевчук: «Я к сожалению, не пророк, но верьте мне, настанет срок на удивление всему миру, над нашей Северной Пальмирой взойдёт звездою русский рок». И он действительно взошёл, но позже, а до этого, в 80-х, ребятам приходилось сочинять и играть в условиях строгой цензуры, несмотря на которую у них рождались замечательные вещи, которые вы вспомните и услышите ещё раз, пролистав этот пост.
Ещё один проект с участием Сергея Сарычева. В «Альфе», образованной в 1983 году, Сарычев стал автором всех песен и единственным солистом. Хитами стали песни «Шторм», «Театр» (впоследствии исполненная Ириной Понаровской), а особенно «Гуляка» (на стихи Сергея Есенина).
Группа «Динамик» возникла в 1982-м году и относилась к числу музыкальных коллективов, принесших на сцену новую волну открытий и экспериментов. Состав команды часто менялся, но ее фронтменом оставался бессменный Владимир Кузьмин. Музыкант выступал в качестве солиста, а также создавал песни и участвовал в организации аккомпанемента на концертах и при записи композиций.
Группа «Карнавал» была создана в 1979 г. Александром Барыкиным и Владимиром Кузьминым. Коллектив «Карнавала» неоднократно становился лауреатом песенного фестиваля «Песня года», а в 1986 песня «Букет», написанная Барыкиным на стихи Николая Рубцова, стала победителем этого фестиваля, и бессмертным хитом. Там же группа «Карнавал» была награждена специальным призом жюри и призом зрительских симпатий.
Российская рок-группа, основанная Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ в 1969 году. Считается одним из важнейших коллективов в истории русского рока. В произведениях «Машины Времени» можно услышать элементы классического рока, бардовской песни, блюза и рок-н-ролла. Автор подавляющего большинства входящих в репертуар команды песен – Андрей Макаревич.
В 1986 году, когда культурная политика страны изменилась МВ начинает набирать обороты и добивается новых творческих успехов. Самыми узнаваемыми песнями за все эти годы стали: «За тех, кто в море», «Поворот», «Синяя птица», «Наш дом», «Марионетки».
Уже в конце 70-х группа стала довольно популярной, песни транслировались на Radio Moscow World Service (советской радиостанции, вещавшей на Запад в преддверии Олимпиады-80), песня «Кто виноват» заняла 5-е место в хит-параде газеты «Московский комсомолец» за 1979 год.
За время существования, группа «Воскресение» несколько раз меня состав, исполняла песни как Романова, так и Никольского. Второй состав одним из первых в Москве начал использовать стиль регги. Этот состав распался с уходом Никольского.
Датой основания группы считается ноябрь 1983 года. В 1985-м в группе произошли первые изменения: вместо Бори Борисова вокалистом стал Константин Кинчев. По мнению читателей «Комсомольской правды», группа «Алиса» является самой влиятельной в русском роке. Коллектив отметил 36-й день рождения, продолжает активно выступать и работать над созданием новых композиций.
Легендарная и, возможно, самая популярная советская рок-группа, в составе которой играл Виктор Цой. Пришедший в музыку Витя пел и знал всего три гитарных аккорда, впоследствии прошел путь через тернии к звездам: если в самом начале карьеры деятельность Цоя и его ребят критиковали и подпольные, и официальные издания, то под ее конец любые пластинки разлетались миллионными тиражами по территории всего Союза. За восемь лет «Кино» из группы никому неизвестных любителей превратились в монстров рока, собирающих стадионы фанатов. И каждая песня стала настоящим хитом, который можно слушать бесконечно. «Кино» отошли от классических традиций русского рока 80-х годов, активно начав использовать драм-машины, что добавило их песням некоторой попсовости.
Найдены дубликаты
Бывал в 80-х на концертах Круиза, Динамика, Машины Времени, Пикника, Землян, Зоопарка. хорошее было время
Песняры, Ялла. Сябры.
добавлю Урфин Джюс, Мастер.
Ну, тогда уж и Землян не плохо было бы вспомнить
Вову Киселева помню по другому поводу ( это у рыбок память 3 сек)
Да, Виктор Робертович легенда
Легендарная! Легенда! Культ! Идол!
Все это с пафосом и надрывом в один абзац о рейтинге 10 групп
Когда хочется передёрнуть на советское наследие, но кроме попсы ты ничего в жизни не слушал.
Причины вымирания
Осень. Половина офиса по домам с подтвержденным ковидом. Захожу и в инстаграм и смотрю сториз сотрудников: та в кино, та в кафе, тот с семьей в зоопарк поехал. Сижу и делюсь этим с коллегами:
— Ну не долбоебы? У тебя ковид подтвержденный, а ты шаришься по магазинам и торговым центрам с купленным сертификатом. Нахера людей заражать то?
— Ну знаете, дома скучно целый день же сидеть. Я вот в прошлом году болел и никому не говорил и на работу ездил.
Думаю, так вот из за какой твари я в прошлом году чуть ласты не склеил. Выяснилось, что он самый первый в офисе заболел.
Мы вымрем не от коронавируса или еще какой другой болезни. Мы вымрем из за таких долбоебов.
Наследники
Как несправедливо
Продолжение поста «Юра-дворник»
Все таки, история Юры требует еще одного поста)
Для ЛЛ: все нормально 😌
фото: Артур Гареев, г.Уфа
Часть комментаторов считала, что теперь Юра будет работать моделью в Дольчегабанах, Версачах, и прочих Арманях. Конечно, это не так. Юра по-прежнему работает дворником, но иногда ему дают что-то отрекламировать в Инстаграм за бартер, или небольшую сумму.
Другие наоборот, считали, что когда хайп пройдет, все про Юру забудут, и он скатится в нищету и алкоголизм. Тут опять мимо. Моя семья как заботилась о нем долгие годы, так и продолжает. Сейчас Юра живет несопоставимо лучше, чем в 2020.
Теперь о том, какие события были в жизни Юры за это время.
Начну, наверное, с самого яркогого: Юру пригласили на вручение премии GQ в качестве почетного гостя. Я тоже там присутствовал в качестве сопровождающего) Сидели в первом ряду, как цари 😎
Это было необычно. Два дня жили в отеле Националь и прочие понты. Юре даже подарили костюм Boss от спонсора премии. Мне все это было как-то странно, но интересно. А Юра просто кайфовал)
Правда, вся эта движуха омрачалась тем, что именно в это время мы с Юрой попали под мстительную руку малолетнего дебила, который удалил наши аккаунты в Инстаграм. Я писал об этом тут: Продолжение поста «История о том, как из-за одной модели пострадали 10 фотографов, агенство и журнал»
Летом мы с моей мамой, племянником и Юрой съездили отдохнуть в Севастополь. Скажу честно, таким счастливым Юра не выглядел даже на премии GQ 😀
на этом фото еще Ирина, модель. Она ко мне на съемку прилетала =)
А еще мы по пути заезжали в Краснодар к моему дедушке (Вы могли его видеть у меня тут: Дедуля ). Там Юре очень понравился парк Галицкого. Да собсно, есть ли вообще кто-то, кому он не нравится?))
Плескаться Юра может реально часами) За неделю успел два раза сгореть и облезть, несмотря на крем от загара))
А еще не могу не отметить, что Юра прекрасный нянь. С моим племянником он управляется по-моему, даже лучше, чем его родители и бабушка 😃
Реально, где надо мягкий, где надо строгий. И увлечь ребенка всегда умеет. Не знаю, как бы нам отдыхалось, если бы Юра не помогал с Кириллом))
Ну и наверное, последнее, о чем я хотел бы тут написать: Юре НАКОНЕЦ-ТО доделали ремонт! Чтоб я еще раз за ремонт взялся. Ну главное, закончили. Подробно об этом у Юры в инсте: instagram.com/ura_gq
Переходите, лайкайте, подписывайтесь))
Для сравнения, вот как мы с Юрой жили в 2020:
Единственное, о чем мы пока не написали в инсте, это про негативные моменты. Например, Юре сделали диван (не тот, что на фото) за рекламу в его аккаунте, но из-за постоянных переносов сроков окончания ремонта, пост об этом задерживался. И чувак просто сказал, ладно, Юра уже не на слуху, треть аудитории отписалось. Давайте деньги. А т.к. в этот ремонт мы вбухали абсолютно все деньги, и даже больше, теперь Юра вынужден отдавать по 10к 7 месяцев подряд за сраный диван. Знали бы заранее, не отдавали бы старый, или купили бы в Икее в 5 раз дешевле. Ладно, хоть цену оптовую оставил, а не 100к. И на том спасибо.
Это уж не говоря о разных умниках, которые на хайп обещали кучу всего (даже не бесплатно, а по себестоимости + рекламу, например), а потом просто слились. Это бы ничего, если бы мы не рассчитывали, что стол и стулья на кухню покупать не нужно. Пришлось деньги на них отдельно изыскивать. И таких примеров полно, даже писать обо всем не хочется. Но в целом, все уже позади. После того, как Юра рассчитается за диван, он планирует начать откладывать на новый холодильник. Благо, зарплату и пенсию больше никто не списывает, и финансово он чувствует себя вполне уверенно =)
Еще раз огромное спасибо всем, кто зимой присылал деньги Юре. Вы реально изменили жизнь человека до неузнаваемости. Спасибо ❤️
UPD: Позвонил владелец мебельной компании (с диваном которые), переговорили. Если коротко, вышло недопонимание из-за менеджера компании. Никаких денег не нужно, все в порядке. Нормальный мужик он, прекратить бугурт!)
Список групп русского рока
Рок как направление в русской музыке стал зарождаться еще в 60-70 годы XX века. Но, как известно, в период жесткой цензуры все ранние немногочисленные тяжелые группы были подпольными. К 80-ым годам в СССР из первых русских рок-коллективов в главных городах союза стали формироваться целые полноценные, но негласные рок-движения. Самые известные из них: Ленинградский рок-клуб, Московская рок-лаборатория на базе Дома Культуры им. Горбунова и движение в г. Свердловск (сейчас Екатеринбург). Список групп русского рока этих движений представлен ниже.
80-е годы
Ленинград
Борис Гребенщиков — группа «Аквариум»
Аквариум
Пикник
Зоопарк
Секрет
Объект насмешек
Бригадный подряд
Кино
Алиса
АукцЫон
ДДТ
Телевизор
Странные игры
Колибри
Москва
Классический рок
Машина времени
Воскресение
Звуки Му
Вежливый отказ
Виктор Цой — группа «Кино»
Бригада С
Ва-БанкЪ
Крематорий
Браво
Бахыт-Компот
Чиж & Со
Метал
Ария
Мастер
Черный кофе
Круиз
Черный обелиск
Коррозия металла
Диалог
Свердловск
Урфин
Джюс
Отражение
Ассоциация
Наутилус Помпилиус
Чайф
Настя
Агата Кристи
Апрельский марш
Группы из других городов
Гражданская оборона
Калинов мост
Янка Дягилева
Разные люди
Закрытая зона
После распада СССР русский рок выходит из подполья. С начала 90-х годов в России формируется большое количество групп, исполняющих тяжелую музыку самых различных направлений, пришедших с Запада. С конца 90-х, благодаря появлению СМИ, специализирующихся на русском и зарубежном роке («Наше радио», «Радио Максимум», телеканал «О2ТВ», журнал «Fuzz» и др), о специфическом музыкальном направлении узнает все больше и больше людей, а список коллективов заметно пополняется.
90-е — 2000-е — наше время
Панк и гранж
группа «Король и Шут»
Король и Шут
Lumen
Zdob si Zdub
Пилот
Наив
Тараканы
7раса
Небо
Здесь
Элизиум
Кукрыниксы
Ляпис Трубецкой
Блондинка КсЮ
Louna
Поп-рок
Мумий Тролль
Би-2
Ундервуд
Земфира
Ногу Свело
Чичерина
7Б
Торба-на-круче
Маша и Медведи
Tequilajazzz
Танцы Минус
Ю-Питер
Собаки Качалова
Юта
Animal ДжаZ
Ночные снайперы
Сплин
Сегодня ночью
Океан Ельзи
Сурганова и Оркестр
Найк Борзов
Мара
Звери
Братья Гримм
После 11
Мультfильмы
Магнитная аномалия
Вопли Видоплясова
Сансара
Метал
Эпидемия
Catharsis
Арда Харизма
Максим Самосват — группа «Эпидемия»
Mechanical Poet
Колизей
Психея
Оргия праведников
Оригами
Сергей Маврин
Легион
Ольви
Кипелов
Химера
Эпитафия
Абордаж
Арктида
МаниЯ ВеличиЯ
Театр теней
Харизма
Вольная стая
Альтернативный рок
Дельфин
Кирпичи
Сектор Газа
Amatory
Jane Air
Психея
Stigmata
Слот
Ленинград
Рубль
Мельница
The Dartz
Theodor
Bastard
Тролль гнёт ель
White Owl Tintal
Канцлер Ги
Русская тяжелая музыка — отдельный феномен в нашей современной культуре. Многие ее не любят, другие же, напротив, на смыслят жизни без нее. В любом случае, надеюсь, что для ценителей мой список русских групп, исполняющих не попсу, придется по вкусу и пригодится. Если я кого-нибудь забыла, смело отписывайте в комментарии — я обязательно добавлю этих исполнителей в список.
Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70е – 90е годы
70-е: «Как прекрасен этот мир»
В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.
Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».
В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.
Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.
Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».
Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.
80-е: «Музыка нас связала»
ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.
Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.
Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.
В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.
Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.
Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.
Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.
Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.
Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.
Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».
90-е: «Там, только там»
С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.
Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.
Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.
В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».
Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.
«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.
Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.
Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».
Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».
Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.