какие есть спортивные игры с мячом
Игры с мячом
Игры с мячом — спортивные или иные игры, в которых используется мяч. В большинстве игр с мячом, основной целью игры является ударить, кинуть, отбить мяч определенным образом, например забить его в ворота, или отбить так, чтобы противник не смог его поймать.
Содержание
Популярные игры с мячом
Игры с мячом обычно можно отнести к одной или нескольким категориям, в зависимости от цели игры, часто такие игры происходят от одной древней игры. Примерами таких категорий могут служить:
Мяч также используется в неигровых видах спорта например в художественной гимнастике.
История
Гимнастическая игра с мячом встречается как у цивилизованных, так и у нецивилизованных народов (североамериканских индейцев, австралийцев и др.). В центральной Америке была распространена месоамериканская игра в мяч.
На древнеегипетских памятниках мы видим человеческие фигуры, играющие с какими-то круглыми телами. У Гомера Навзикая, дочь царя феаков играет в мячом со своими подругами; позже у греков эта игра делается более распространенной среди мужчин, кроме Спарты, где и девушки играли в мячом. Та же игра, под названием сферистики, или сферомахии, составляла особый отдел гимнастики. Различные способы игры соответствовали нынешним; грекам была известна и игра в два «города», с двумя партиями.
И в средние века игра в мяч оставалась весьма распространенной; в иных городах устраивались для неё особые помещения и избирались состоявшие на жалованье руководители игры, в некоторых Университетах просуществовавшие до новейших времен.
Первая играется на лугах. При игре в ракетбол ударяется деревянной лаптой и летит в стену, от которой должен отскакивать; для этой игры устраиваются особые корты ( Racket-courts ), прежде существовавшие даже в тюрьмах. Футбол состоит в откидывании громадных мячей ногой. Ср. лаун-теннис и крикет.
В России наиболее распространенной игрой в мяч до XX века являлась лапта, имеющая много общего с крикетом, но гораздо более простая. Главные особенности её: деление играющих на 2 города, перебеги, поимка мяча, пятнание мячом бегущих.
Виды спортивных игр
Опытные спортсмены и тренеры знают, как важна физическая активность для взрослых, детей и подростков. Возможность играть, двигаться в свое удовольствие и соревноваться необходима для роста и развития, поддержки тела в хорошей физической форме. Спортивные игры для детей – это величайший подарок, который взрослые могут сделать ребятам. Играя, ребенок укрепляет здоровье, развивает координацию, учится действовать в команде и получает массу положительных эмоций. Особенно полезно играть всем вместе – детям, родителям и педагогам. Это лучший способ создать дружеские и доверительные отношения.
Разновидности спортивных игр
Игровые виды спорта возникли в незапамятные времена. На фресках египетских пирамид и древнеримского города Помпея, на вазах античной Греции и настенных росписях древнего Крита запечатлено множество фигур, занятых подвижными играми. Каждый народ имеет национальные спортивные развлечения. Имеются универсальные игры, популярные во всех странах мира.
Для любой спортивной игры характерно:
Все игровые виды деятельности в спорте можно разделить на несколько групп. Это:
Виды первой группы — настольный теннис, бадминтон и т.д. Командными являются футбол, баскетбол, волейбол. Усиленной нагрузки требуют хоккей, регби. Примеры военно-спортивных игр – пейнтбол, лазертаг. Интеллектуальные игры – шахматы, шашки.
В разных городах, регионах и странах проходят многоуровневые соревнования по игровым видам спорта.
Польза спортивных игр
Спортивные и подвижные игры полезны людям любого возраста. Физическая активность, сопряженная с соревнованием и азартом даёт ни с чем несравнимое удовольствие. Взрослые люди до преклонных лет чувствуют себя бодрыми и молодыми, если играют в теннис, гольф, бадминтон. Детям игровая физическая деятельность дает дополнительные стимулы роста и развития.
Играть в спорт важно для совершенствования:
Энергичная физическая деятельность нужна для нормального роста костей. Нормальная двигательная нагрузка на скелет помогает сохранить кости сильными, прочными, сделать их устойчивыми к давлению, амортизации. Активность помогает костям и мышцам пропорционально и эффективно развиваться. Игры помогают избежать такого явления, как перетренированность, которая часто присутствует в неигровых видах спорта из-за чрезмерных нагрузок во время тренировок.
Участие в игровых видах спорта помогает человеку с детства и на протяжении всей жизни сохранять правильные пропорции тела.
Спорт позволяет предотвратить накопление лишнего жира, усилить мышцы, укрепить связки.
Подвижные игры развивают чувственное восприятие, а именно: быстроту реакции, ориентацию в пространстве, боковое зрение, слух, осязание.
Многие двигательные навыки совершенствуются, когда человек играет. Бег, прыжки на одной и на двух ногах, метание, быстрая ходьба, повороты отрабатываются значительно лучше, чем в повседневной жизни. В игровой деятельности нет различий возраста и пола. Мальчики и девочки, юные и пожилые люди – все становятся равными. В этом преимущество игры.
Навыки мыслительной деятельности – речь, память, общение, концентрация внимания также улучшаются во время спортивных занятий. Быстрая, требующая мгновенной реакции и расчёта, игра обостряет все чувства, заставляет мозг работать ускоренными темпами.
Участие в спортивных мероприятиях – отличный способ расширять социальные связи для взрослых и формировать социальное поведение для детей. Спортивные командные игры побуждают человека чувствовать себя членом сообщества, учат его сопереживать, помогать, конкурировать.
Правила спортивных игр
Спортивные игры – это состязания в игровой форме, опирающиеся на определенные приемы и тактику. Борьба может происходить между двумя партнерами или двумя командами. Во многих играх определена цель – ворота, мяч, волан, площадка. Каждое состязание имеет набор правил. Не зная их, трудно не только участвовать, но и наблюдать за ходом соревнования. Существуют общие правила для всех спортивных действий. Это:
Популярность различных видов спорта не одинакова. Статистические данные, собранные в 200 странах мирах показывают следующее:
Процент популярности, игры спортивные: футбол – 8,4%.
Остальные игры располагаются в рейтинге популярности соответственно: теннис, гольф, настольный теннис, бильярд, боулинг.
Футбол
Один из древнейших видов спорта. Традиционно считается, что футбол изобрели в Англии в средние века. Но китайские хроники III – II веков до нашей эры описывают «состязание Цу Чу». Смысл его состоял в том, чтобы забить ногами кожаный мяч, набитый перьями и волосом в сеть, натянутую на бамбуковой основе. Примерные описания встречаются у древнеегипетских и древнегреческих авторов. Следовательно, англичане не изобрели футбол, а лишь развили и популяризировали его. Правила этого вида спорта изменялись с течением времени.
Главные принципы футбола:
В игре участвуют две команды, из 11 игроков каждая. Цель – забить мяч в ворота соперника. Футболисты направляют мяч только ногами и головой, использовать руки запрещается. Побеждает команда, которой удалось забить мяч большее количество раз.
Здесь имеются роли:
Оборудование: мяч, двое ворот с сеткой. Всем игрокам рекомендуется носить бутсы с шипами и щитки для защиты голени. Обычно каждая команда имеет форму одинакового цвета. Одежда вратаря отличается по цвету, этот игрок должен иметь специальные перчатки.
Футбол притягивает к себе огромное количество, как взрослых, так и детей, потому что это очень страстный, эмоциональный вид спорта. Результат остается интригой до последнего момента. Заниматься футболом, в отличие от хоккея, может каждый человек.
Баскетбол
Перечисляя популярные спортивные игры, баскетбол называют вторым после футбола. В отличие от футбола, происхождение этой игры известно точно. Изобрёл баскетбол американский врач, тренер и священник — Джеймс Нейсмит. Основой нового вида спорта стало школьное развлечение «утка на скале». В самом первом баскетбольном соревновании 1891 года использовались корзины из-под персиков и футбольный мяч. Игра понравилась широкой публике и скоро распространилась по всему миру. Первоначальные правила Нейсмита видоизменились с тех пор.
Но главные принципы остались теми же:
В баскетбол играют на открытых площадках и в спортивных залах. Он популярен из-за своей азартности, стремительности и внешней эстетичности. Профессиональные баскетболисты – высокие, стройные, длинноногие. Всем хочется быть похожими на них. Тем более что в баскетбол могут играть и женщины.
Волейбол
Этот спорт, подобно баскетболу, изобретен искусственно тоже в США. Тренер христианской ассоциации Уильям Морган придумал оригинальный микс баскетбола, тенниса, гандбола и бейсбола. В 1895 году состоялась первая игра, на которой придумали современное название. Для волейбола нужна площадка с сеткой, натянутой поперек. Сетку располагают на высоте 2,43 м и 2, 25 м для мужчин и женщин соответственно. В командах по 5 человек. Игроки меняются местами по ходу подач мяча. Цель игры – приземлить мяч на территории противоположной команды. Волейболисты действуют только руками. Запрещено дотрагиваться руками до сетки. Разыгрывается не больше пяти партий до 25 очков каждая.
Дети и взрослые во всем мире любят волейбол, так как он развивает реакцию, даёт чувство дружбы и поддержки команды. Характеризуя различные спортивные игры, волейбол можно назвать самым демократичным. Этот спорт доступен везде – во дворе, на пляже. Играть могут все желающие, специальная подготовка не нужна.
Спортивные игры с мячом
Игры с мячом, как видно на примере описанного выше футбола, баскетбола и волейбола самые динамичные и популярные. Мячи придуманы на заре человеческой цивилизации. Многие национальные виды спорта и дворовые детские игры используют мячи большие, маленькие, кожаные, тряпичные, деревянные, алебастровые. Современные спортивные игры с мячом, главным образом, командные.
Действия с мячом могут разнообразными:
Существует много увлекательных подвижных развлечений с мячом для детей, которые распространены во дворах, лагерях, а также на уроках физкультуры. Например:
Военно-спортивные игры
Наиболее известны в наше время следующие игры:
Олимпийские игры: виды спорта
Многие из перечисленных игр представлены на летних и зимних Олимпийских играх. Ежегодно список расширяется. В последние годы олимпийскими видами спорта считались:
Многие игры не входят в официальную программу Олимпиад, хотя по популярности не уступают олимпийским видам.
Дворовые подвижные игры
В наши дни многие дети и подростки привязаны к компьютерным играм. Это затягивающее увлечение может великолепно развить фантазию, мышление и целеустремленность, но резко снижает физическую активность и сводит на нет общительность. Родители современных тинейджеров помнят замечательные детские спортивные игры, в которые они часами играли в летних лагерях, школьных спортивных секциях и просто во дворах.
Родители, вожатые в лагерях и учителя физкультуры должны обязательно вовлекать детей и подростков в активную физическую деятельность. Совместная игра воспитывает дружбу и взаимопомощь, нацеливает на победу, вырабатывает привычку к активному проведению досуга и укрепляет здоровье.
Игры с мячом для детей: названия и правила
Игры с мячом раскрепощают детей, способствуют двигательной активности, улучшают координацию движений и ориентирование в пространстве, меткость и скорость. Командные занятия с этим снарядом помогают детям научиться взаимовыручке и взаимодействию друг с другом. Существует много самых разных спортивных развлечений для любой возрастной группы. В статье рассмотрим, какие игры есть с мячом и как их проводят.
«Съедобное, несъедобное»
Еще один вариант этой игры с мячом подразумевает катание его от одного игрока к другому с называнием разных категорий слов, которые детям нужно освоить (животные, растения, птицы, предметы мебели или гардероба). Участвуя в процессе, ребенок учится быстрее запоминать новые названия и слова.
«Горячая картошка» и «Колобок»
«Пирамидка»
Эта игра для детей с мячом ставит целью научить малышей простейшему навыку попадать шаром в цель и активно отталкивать его в нужном направлении.
Игровой процесс заключается в следующем. Из нескольких кубиков возводят маленькую пирамидку. Детям предлагают с отмеченного небольшого расстояния (1,5-2 метра) катить мяч вперед, пытаясь сбить пирамидку. При этом важно следить, чтобы ребенок отталкивал его от себя обеими руками, а не подкидывал.
Необходимо также сфокусировать внимание детей на том, что, прежде чем толкнуть мяч, нужно посмотреть на цель. После того как пирамидка упадет, ребенка просят заново сложить ее для следующего игрока.
«Детский боулинг»
Игровой процесс проводится следующим образом. Кегли раскладывают треугольником, как в реальном боулинге. На расстоянии 1,5 метра от них прочерчивают линию или помечают ее веревкой. Дети становятся за этой границей. Взрослый демонстрирует, каким образом нужно попадать в кегли. Каждому ребенку дают мяч, чтоб он сбил как можно больше мишеней. Игра сопровождается словами:
«Посмотри, какие кегли,
Ровно-ровно в ряд стоят.
К ним направим мяч умело,
«Снежинки»
Эта, как и все игры с мячом, ставит целью развитие мелкой и общей моторики, двигательной и зрительной координации, умения бросать мяч обеими руками.
Подготовительные работы проводят следующим образом. Перед началом игры с детьми салфетку рвут на небольшие кусочки, они будут имитировать снежинки. На пол кладут объемную подушку, поверх которой насыпают импровизированные «снежинки».
Игровой процесс ведется так. В зависимости от возрастной группы детей, от подушки отходят на 1-1,5 метра. Взрослый показывает, как двумя руками снизу вверх бросать мяч на нее, дети повторяют за ним. Имитированные снежинки будут разлетаться в разные стороны, вызывая восторг у детей.
«Мяч в кругу»
Правила игры с мячом таковы. Детей усаживают по кругу на корточках. Взрослый дает одному игроку шар с наклеенными на него глазами и ртом, называя его колобком. И проговаривает стихотворение:
«Колобок, колобок, у тебя румяный бок,
Ты по полу покатись,
И ребятам улыбнись!»
«Вышибалы»
Эта игра с мячом способствует развитию меткости, здорового соревновательного духа, командной игры, быстрого реагирования.
Два человека встают один против другого на определенном расстоянии, но не меньше пяти метров. Другие игроки становятся ровно посередине между ними. Их задача – уворачиваться от мяча. Вышибалы перебрасывают его друг другу, стремясь выбить движущихся игроков. Те, кто не сумел увернуться от летящего снаряда, вынуждены покинуть поле. Если мяч стукнул участника, отскочив от земли, попадание не зачитывается. Оставшийся игрок должен увернуться от снаряда определенное количество раз, тогда он выходит победителем. Новыми вышибалами становятся те, кто первым выбыл с игрового поля.
«Ракета» и «В яблочко»
Эти детские игры с мячом очень увлекают детей, развивают координацию движений и ловкость.
Для этой игры понадобится сторонний наблюдатель. Он будет следить, чтобы игроки не переступали черту, а также считать меткие попадания каждого участника.
«Защита укрепления»
Участники становятся в круг на расстоянии выпрямленных рук. Перед ними очерчивают круг. В центре его устанавливается укрепление из трех, связанных вверху по типу шалаша, палок. В центре становится водящий, который должен оборонять укрепление. У игроков, находящихся вне круга, есть большой мяч.
«Мячик по кругу»
Если желающих играть больше 8 человек, в игру вводят три мяча.
«Лапта-стукалка»
Эта игра с мячом для детей младшего школьного возраста предназначена для проведения на улице. Она проходит на баскетбольной или другой аналогичной площадке. На ней отмечают боковые границы. Одна часть называется городом, здесь собираются игроки в количестве 8-10 человек. В 15 м от нее, во внутренней части, закрепляют флажок высотой около 50 см. Для игры нужен мяч среднего размера и палка около метра в длину и четыре сантиметра шириной.
Один участник встает на линию подачи, остальные позади него. Другой игрок занимает позицию за флажком. Первый подбрасывает мяч и выбивает его палкой на игровое поле, после чего бежит к флажку и три раза стучит по нему лаптой. Затем возвращается на исходную позицию. Игрок, занявший позицию в поле, ловит или поднимает мяч и пытается попасть (запятнать) в подававшего игрока. Если это ему удалось, то он сам устремляется в город. В свою очередь, запятнанный должен попасть в него мячом, чтобы иметь возможность вернуться туда же. Если это не удалось, он становится новым водящим, а другой игрок, успевший добежать обратно, становится в конец колонны участников.
Подающий в случае промаха имеет шанс на вторую попытку. Если же он снова промахнулся, то уступает место следующему за ним участнику. Если водящий сразу поймал мяч, он встает на место подающего игрока.
«Охотники и лисицы»
С первым приобретенным помощником «лисицы» могут перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он не достался водящему. Теперь «охотник» и его помощник пытаются завладеть мячом. Оставшаяся последней «лисица» побеждает в игре и становится новым водящим.
Во время игры лисицы не должны забегать за границы игрового поля, иначе они становятся помощниками охотника.
Спортивные игры с мячом
Валентина Самойлова
Спортивные игры с мячом
«Игры с мячом»
Актуальность: Особое место среди подвижных игр занимают игры с мячом. Бросание, катание мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, совершенствуются навыки большинства основных движений- ходьба, бег, прыжки. Ребенок выполняет эти движения в постоянно меняющейся обстановке, что способствует развитию выносливости. А самое главное, игры с мячом благоприятно влияют на здоровье и работоспособность ребенка, что является очень актуальным в наше время. Упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
2. Игры с мячом можно разделить на два вида- это индивидуальные игры с мячом и коллективные. В индивидуальных играх для полноценного развития ребенка очень важно то, что создаются такие условия, когда ребенок работает не только правой рукой, но и левой. Поэтому увеличивается подвижность суставов обеих рук, работают не только крупные мышцы, но и мелкие мышцы кистей, у ребенка развиваются собранность, внимание, укрепляется позвоночник.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно волевых черт ребенка. Общая цель, стремление всех игроков команды выполнить задачу способствует развитию взаимопонимания, умения считаться с другими, помогать им. В коллективной игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия. К коллективным играм относятся спортивные игры –футбол, баскетбол, волейбол. Обучение элементам этих игр можно начинать уже в дошкольном возрасте.
Обучение футболу можно начать со старшей группы детского сада. При соблюдении таких принципов, как многократность повторений, разнообразие упражнений, доступность, постепенное усложнение позволяет овладеть техникой действий с мячом. Занятие футболом способствует развитию быстроты, ловкости, двигательной реакции, координации движений, ориентации в пространстве.
Обучение элементам баскетбола можно начинать со средней группы. Ребенок постепенно учится передвигаться с мячом по залу, подтягиваться вверх, чтобы забросить мяч в корзину, этим укрепляя свой позвоночник.
Вывод: Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время особое значение приобретает использование во время прогулок и в совместной игровой деятельности в группе спортивных упражнений и подвижных игр с мячом. В каждом физкультурном уголке должен быть мяч и не один. Упражнения и игры должны быть разнообразными и интересными.
Вот несколько игр с мячом:
«Свечки»— подбрасывание мяча вверх три раза, с каждым разом выше;
«Поднебески»-подбросить, после отскока поймать;
«Гвозди ковать»— отбивать мяч об пол;
«Хватки»-поднять руки с мячом выше головы, выпустить его и постараться поймать на лету;
«Вертушки-перевёртушки»-положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх, а затем поймать;
«Зайца гонять»— бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стену, после отскока от стены поймать;
Коллективные игры- «Ловишка с мячом», «Лапта», «Ловля оленей», «Кто быстрей передаст мяч по кругу» и другие.
5 самых популярных дворовых игр с мячом, в которые мы играли в детстве
Давайтевместе вспомним, чем мы в детствезанимались во дворах, между «домашкой»,музыкальной школой и «спокойной ночи,малыши».
Понятноедело, что были велосипеды, бадминтон ифутбол и другие забавы. Ноэтим сейчас никого не удивишь.
Авот забытые дворовые забавы стоятотдельного разговора.Особенно те, которые не особо одобрялисьродителями и вызывали проклятия состороны соседей.
Не собраликоманду для футбола? У вас всего одниворота? Не беда! Мы предлагаем вам пятьсамых популярных дворовых игр с футбольныммячом, в которые играли в 90-е в каждомдворе.
«Квадрат»
Что требуетсядля игры: футбольный мяч, мел или краска,умение рисовать квадрат на асфальтеили земле, четыре игрока.
Эта игра сфутбольным мячом в 90-е была безумнопопулярна. Правда, правила везде былиразными.
Играс мячом для 4 игроков. Для игры нужнаровная площадка, на которой рисуетсянехитрая схема (в нашем дворе ее рисовалидаже краской, потому что играли в игрумного и часто, иногда даже «очередьна площадку» образовывалась).
Посленабора хотя бы одним игроком 5 очков (апотом 10 и 15) игроки менялись четвертинкамиКвадрата, чтобы никто не привыкал ксвоему «месту». Игра считаетсяоконченной, когда хотя бы один игрокнабрал 20 очков. Тот, кто в этот моментнабрал меньше всех очков, считаетсяпобедителем.
«Козел»
Чтотребуется для игры: любаястена любого дома (желательно безполуподвальных помещений, чтобы окноне выбивать), мяч и хотя бы два игрока,футбольный мяч.
«Чеканка»
Чтотребуется для игры: футбольный мяч, хотябы два игрока
«Трибанана» (Три «бэна», «три банки»)
Чтотребуется для игры: одни ворота, футбольныймяч, минимум 3 игрока.
Играна одни ворота. Сначала жребием определялсяигрок, который первым станет на ворота.Пропускает три гола — вылетает из игры.
Забиватьможно только после того, как мяч триждыбыл пасован между игроками, не ударяясьпри этом об землю. С углового, как правило,можно было переправлять мяч в воротасразу. Человек, забивший с земли илипосле недостаточного количестванабиваний, становился вратарём.
Понекоторым версиям правил карался удариз штрафной площадки за исключениемудара головой.
Осободоставляло загнать в ворота какого-нибудьцентрфорварда и накидать ему нужноеколичество банок в рекордные срокимаксимально извращенным способом(ножницами в очко, например).
«Триста» (или «Американка»)
Чтотребуется для игры: одни ворота, футбольныймяч, 6-8 игроков.
Участникиделятся на команды. Жеребьевкой выбираетсякакой команде обороняться, а какойатаковать. Обороняющаяся командаобороняет ворота, а атакующая их атакует.
Цельдефендеров — не дать мячу пересечьлинию ворот, вратарь должен поймать мячв руки, причём вся обороняющаяся командастоит на воротах и в процессе игры каждыйзащитник имеет право играть руками вштрафной, то есть является вратарём(как вариант вратарём остаётся одинзаранее определённый игрок).
Розыгрышмяча ведётся следующим образом: игрокатакующей команды пробивает пенальти,причём на воротах стоят все обороняющиесяигроки, атакующие стоят за пределамиштрафной площадки (обычно не больше 2-3метров от ворот), иногда перед воротами,мешая обороняющимся и получая за этопендели. После взятия мяча вратарём илизабитого гола происходит смена бьющегоиз нападающей команды (иногда забитыйгол даёт право повторного удара игроку,который выполнял пенальти, либо «призовые»суммируются для того, кто забил ипробиваются, когда подходит его очередь).
Типичнаястоимость разных вариаций, которые чутьчаще, чем всегда отличается даже всоседних дворах (важна относительнаяразница, (между разными вариантами):
Крестовина(либо отскок от крестовины с последующимдобиванием) — 300 очков
Гол от перекладины(либо отскок с добиванием) — 100 очков
«Чистый гол»(вратарь не коснулся мяча) — 10
Междуног — по договорённости
«Грязный»гол (мяч срикошетил от вратаря илизащитника) — всего 5 очков