какие есть статьи затрат
Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете
Основные принципы группировки затрат в бухгалтерском учете
Подход к классификации и группировке затрат в бухгалтерском учете диктуется такими основными нормативными актами:
Таким образом, на практике выделяют 2 подхода к организации учета затрат: собственно бухгалтерский и налоговый, имеющий целью исчисление налогов. В настоящей статье мы рассмотрим только бухгалтерские принципы группировки затрат по элементам и статьям.
ПБУ № 10/99 разделяет все затраты предприятия на 2 большие группы расходов в зависимости от того, имеют они отношение к обычной деятельности предприятия или не относятся к обычной деятельности (прочие расходы).
Если внимательно изучить п. 7 ПБУ № 10/99, то становится понятно, что все расходы обычной деятельности предприятий можно разделить на такие большие группы:
В бухгалтерском учете предпроизводственные расходы, которые связаны с приобретением материалов, сырья, товаров, запасных частей, прочих ТМЦ, относят на счета учета данных ТМЦ, включая в состав их себестоимости.
Например, на счет 10 «Материалы» относят стоимость приобретения этой группы ТМЦ и стоимость их доставки, хранения, сортировки и т. д.
Элементы группировки расходов по обычным видам деятельности при их формировании в бухучете согласно п. 8 ПБУ 10/99:
Если группировка затрат по элементам установлена законодательно, то разбивку затрат по статьям предприятие устанавливает само исходя из потребностей управленческого учета.
Основной список статей расходов предприятия во многом зависит от его типа и отраслевой принадлежности. Во многих отраслях экономики существуют рекомендованные или обязательные принципы разбивки расходов по статьям затрат при формировании себестоимости продукции, работ, услуг.
Статьи затрат в бухучете: расходы обычной деятельности (основной список)
Все затраты в бухгалтерском учете суммируются на счетах 20, 23, 25, 26, 29. Аналитический учет ведется в бухгалтерии предприятия на указанных счетах исходя из принятой предприятием самостоятельно классификации статей затрат в бухучете, соответствующей целям учета.
Такая классификация может устанавливать группировку расходов по статьям исходя из следующих принципов.
По периоду возникновения и списания затрат:
По степени участия в основном производственном процессе затраты делят:
В зависимости изменения от объема производства, различают:
Исходя из степени влияния на конечный результат:
Для целей калькуляции себестоимости:
Существуют и другие подходы к тому, как формируется список статей затрат в бухучете предприятия.
ВАЖНО! Закрепите разбивку расходов по статьям внутренним документом предприятия (приказом об учетной политике или отдельным приказом). Важно, чтобы все бухгалтеры предприятия знали эти принципы и формировали затраты по статьям на своих участках учета правильно.
Взаимосвязь между разбивкой расходов по статьям и по группам элементов можно представить в форме таблицы:
Таблица. Пример взаимосвязи группировки по элементам и статей затрат в бухучете
Статьи затрат в бухучете
Основные материалы на производство
Электроэнергия на производство
Полуфабрикаты собственного производства
Заработная плата рабочих основного цеха
Зарплата вспомогательных рабочих
Зарплата руководителей цехов и участков
Начисления на ФОТ основных рабочих
Начисления на ФОТ общепроизводственного персонала
Амортизация ОС, занятых в производстве
Амортизация ОС, не занятых в производстве
Материалы для работы управления
Энергетические расходы управления
Зарплата и взносы сотрудников управления
Расходы на быт и маркетинг
Материалы для работы сбыта и маркетинга
Зарплата и взносы отделов сбыта и маркетинга
Расходы на продвижение продукции (реклама, акции)
Разделение затрат на прямые и косвенные позволяет косвенные затраты отнести на себестоимость готовой продукции. В бухгалтерском учете управленческие и коммерческие расходы могут полностью включаться в себестоимость реализованной продукции (п. 9 ПБУ 10/99), но такой порядок учет должен быть отражен в учетной политике организации.
Приведенная в примере классификация затрат по статьям не является обязательной.
Как делить производственные затраты на прямые и косвенные и учитывать их в налоговом учете, читайте здесь.
С налоговым учетом прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно ознакомиться тут.
Что делать, если деление затрат на прямые и косвенные в бухгалтерском и налоговом учете отличаются? Ответ на вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Статьи затрат в бухучете: прочие расходы (дополнительный список)
В соответствии с разд. III ПБУ № 10/99 прочие расходы не связаны с обычной деятельностью. ПБУ устанавливает 3 основные группы таких расходов.
Первая группа связана с видами доходов от прочей деятельности. Такие затраты возникают, когда предприятие:
Вторая группа прочих расходов — это затраты:
Третья группа — расходы от наступления чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельств.
Классификацию прочих расходов по статьям предприятие может также проводить самостоятельно. Здесь можно рекомендовать следующие статьи группировки расходов:
Итоги
Все расходы предприятия законодательство, регулирующее бухучет, делит на две большие группы: связанные с обычной деятельностью и прочие расходы. Расходы, связанные с обычной деятельностью, делятся на элементные группы. А группировку расходов по статьям затрат предприятие выбирает самостоятельно. Основной и дополнительный списки статей затрат формируют полный перечень затрат предприятия.
Понятие и условия признания расходов в бухучете
В процессе хозяйственной деятельности любое предприятие несет определенные издержки, правильный учет которых позволит представить реальное финансовое положение дел компании и избежать претензий со стороны контролирующих органов. При этом налоговый и бухучет расходов различаются. В бухгалтерском учете учитываются все издержки по мере их возникновения, за некоторым исключением, например, при формировании резервов. В налоговом — отображаются лишь те издержки, которые названы в гл. 25 НК РФ.
Алгоритм налогового учета расходов узнайте в рубрике «Расходы по налогу на прибыль».
Алгоритм бухгалтерского учета и группировки затрат предприятия регулируется:
Под расходами предприятия понимается снижение экономических выгод, возникающее по мере выбытия активов, а также появления каких-либо обязательств, которые в результате приводят к снижению капитала компании. Исключением из данного понятия является уменьшение вкладов, утвержденное решением собственников бизнеса (п. 2 ПБУ 10/99).
В бухучете признаются лишь те затраты, которые удовлетворяют следующим критериям:
В той ситуации, когда расход не соответствует хотя бы одному из вышеперечисленных условий, в бухучете фиксируется дебиторская задолженность (п. 16 ПБУ 10/99).
Можно ли в бухучете применять кассовый матод учета доходов и расходов, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Статьи расходов в бухучете — таблица
Чтобы корректно фиксировать понесенные траты компании, необходимо, чтобы все исполнители на местах учитывали сведения по единой методологии, которую следует закрепить в локальном нормативном акте. Разбивку затрат по статьям фирма осуществляет самостоятельно, опираясь на бухгалтерские НПА и отраслевые рекомендации в зависимости от вида деятельности.
Так, ПБУ 10/99 подразделяет издержки на 2 вида:
Рассмотрим список издержек, которые включаются в затраты от обычных видов деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Данные траты делятся по степени участия в производственном процессе на прямые и косвенные:
Издержки, направленные на приобретение сырья, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ)
Стоимость МПЗ, уплачиваемая поставщику по договору купли-продажи (за минусом НДС)
Включаются в стоимость МПЗ
Затраты на хранение МПЗ
Затраты на сортировку и внутреннее перемещение МПЗ
Иные затраты, связанные с приобретением МПЗ
Траты, осуществляемые в процессе производства продукции
Материальные издержки (МПЗ, направленные в производство)
Учитываются на счетах учета производственных издержек (20, 21, 23, 28)
Амортизация основных средств (ОС), задействованных в производстве
Издержки, направленные на выплату зарплаты производственному персоналу
Обязательные начисления на зарплату производственных рабочих
Оплата услуг сторонних организаций производственного характера
Иные траты, которые не относятся к производству (продаже) ТМЦ напрямую
Отображаются на счетах учета общепроизводственных (ОПР), общехозяйственных (ОХР) или коммерческих расходов — счета 25,26,44 соответственно
Затраты на аренду помещений или иных активов
Амортизация непроизводственных активов
Оплата труда и начисления на зарплату сотрудников аппарата управления и иных работников, не занятых в производственном процессе
Прочие затраты — те расходы фирмы, которые не относятся к основным видам деятельности компании. Перечень прочих расходов, согласно пп. 11–13 ПБУ 10/99, включает 16 позиций, однако является открытым и может быть дополнен иными статьями издержек, устанавливаемыми компанией самостоятельно (п. 11 ПБУ 10/99). Все прочие затраты подлежат учету на счете 91 субсчета 2 «Прочие расходы». Рассмотрим их более детально:
Содержание имущества, переданного в аренду
Если не относится к основным видам деятельности
Издержки, связанные с передачей прав интеллектуальной собственности за плату
Издержки от участия в уставном капитале сторонних компаний
Издержки, понесенные в процессе выбытия объектов ОС
Проценты за пользование кредитными или заемными средствами
Услуги кредитных фирм
Санкции за нарушения договорных обязательств
Принимаются к расходам в сумме, признанной контрагентом или утвержденной в судебном порядке
Признанные в текущем году убытки предыдущих периодов
Невозможная для истребования сумма дебиторской задолженности
Включается в состав издержек в сумме, зафиксированной в бухучете
Организация культурно-просветительских мероприятий
Издержки, понесенные вследствие чрезвычайных обстоятельств
Издержки предприятия могут группироваться по следующим критериям:
Подробнее о переменных издержках узнайте в статье «Что включают в себя переменные затраты (формула)?».
Как правильно учесть «коронавирусные» расходы при УСН, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Группировку компания формирует самостоятельно в зависимости от собственных нужд.
Алгоритм бухучета расходов
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы, как правило, распределяются в себестоимость произведенной продукции. Остальные издержки от обычных видов деятельности, зафиксированные на иных счетах учета затрат, по итогам месяца списываются в дебет счета 90 (субсчет 90.2 «Себестоимость»). Туда же относится и себестоимость реализованных ТМЦ. При этом по кредиту счета 90 (субсчет 90.1) отражается выручка от реализации.
Далее бухгалтер выводит разницу между кредитовым и дебетовым оборотами счета 90 за период (месяц) и списывает ее на счета учета прибыли/убытков проводкой Дт 90.9 Кт 99 — при выявлении прибыли, Дт 99 Кт 90.9 — в случае убытка по результатам работы компании.
Аналогичным образом происходит выведение финансовых результатов от прочих доходов и расходов, учитываемых на счете 91. Вычисляется разница между субсчетами 91.1 «Прочие доходы» и 91.2 «Прочие расходы» и списывается на счет 99. При этом учет прочих доходов и расходов организуется таким образом, чтобы можно было определить финрезультат по каждому виду прочих операций.
Рассмотрим группировку расходов производственного предприятия на примере. Для наглядности пример приведен без учета налогов.
Компания ООО «Ольмеко» занимается производством мебели. В ноябре было закуплено материалов и комплектующих на сумму 300 тыс. руб. На услуги по доставке материалов было потрачено 58 тыс. руб. (для упрощения примера НДС берем все данные без НДС)
На производство 15 шкафов-купе было истрачено МПЗ на сумму 180 тыс. руб. Зарплата рабочего персонала цеха составила 63 тыс. руб., зарплатные взносы — 34 тыс. руб.
Затраты на аренду цеха — 30 тыс. руб., коммунальные услуги —8 тыс. руб. Зарплата кладовщика — 12 тыс. руб. Взносы — 4 тыс. руб.
Расходы на рекламу — 8 тыс. руб. Оплата труда административных работников — 38 тыс. руб., взносы — 13 тыс. руб.
Компания попутно сдает в субаренду офисное помещение на сумму 15 тыс. руб. в месяц. Расходы по содержанию данного офиса составили 5 тыс. руб.
Учет затрат и расходов: бухучет для начинающих
Одна из самых обширных и местами очень сложных тем для тех, кто только погружается в бухгалтерский учет.
Немного теории
Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?
Затраты — это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».
Но когда идет процесс закрытия месяца, и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы.
Оказание услуг
Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет — называется методом директ-костинг.
А 91.2. счет — это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.
На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.
Торговля
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 8
Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.
Как работает 44 счет
Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм — это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) — тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.
Транспортные расходы
Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.
В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:
Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.
И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.
Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.
В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь — будет с остатком.
Коммерческие расходы
К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.
Производство
91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко.
Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26
Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет — это учет административных расходов на весь бизнес.
20 счет — это счет учета самого производства продукции, но. 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.
25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.
Усложним производство, приближая его к реальному. Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один — поддерживает чистоту в помещении.
Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?
Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.
Только до завтра запись со скидкой 20%. Программа вебинара тут.
Какие бывают расходы в организации, и что можно сократить без ущерба для деятельности?
У грамотно управляемого бизнеса не только высокие показатели по прибыли, но и низкие по расходам: получать больше, а тратить меньше. Однако далеко не каждую статью расходов организации можно сократить без негативных последствий. Например, зарплаты сотрудников или покупка дорогостоящих качественных материалов. От первого пункта зависят мотивация и развитие компании, а от второго — качество выпускаемого продукта.
Какие статьи расходов предприятия можно урезать и не проиграть в других показателях?
Виды расходов организации
Для более детального погружения в тему и лучшего понимания дадим определение терминам: расходы, затраты и издержки.
Издержки — часто путают с затратами. Да, при некоторых условиях оба термина обозначают одно и то же, однако в большинстве случаев под издержками понимается совокупность затрат. Например, издержки производства включают в себя покупку материалов, амортизацию оборудования, зарплаты сотрудников и прочее.
Помимо этого, они могут обозначать специфические виды затрат: единовременную выплату социального налога, ремонт оборудования, штрафы за нарушение пожарной безопасности и т. д.
Затраты — денежная оценка стоимости трудовых, информационных, материальных и других ресурсов. Если затраты не списаны с баланса производства или списаны не полностью, то они становятся запасами (финансовыми, сырьевыми и т. д.).
Постоянные по времени и подтвержденные документально затраты означают расходы.
Расходы — в бухгалтерском учете под этим термином понимается уменьшение экономических выгод организации в результате потери активов, а также появление обязательств, урезающих капитал компании, кроме уменьшения вкладов по решению его участников.
При этом расходы должны соответствовать всем перечисленным ниже признакам:
С точки зрения налогового законодательства, расходы предприятия — это обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Для признания расходов в целях налогообложения, они должны соответствовать следующим условиям:
Ниже приведена подробная классификация расходов предприятия.
Классификация расходов
В бухгалтерском учете все расходы организации, в зависимости от характера, условия осуществления и направлений ее деятельности, подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы.
Расходы от обычных видов деятельности
Согласно ПБУ 10/99, расходами организации от обычной деятельности признаются все расходы, непосредственно затраченные на производство основного товара компании. Это покупка материала, оборудования, зарплаты сотрудникам и т. д. Если фирма занимается недвижимостью, то к данным расходам относятся ремонт помещений, затраты на фотографа и размещение рекламы объекта, поиск заказчика. Эти затраты целиком включаются в себестоимость товаров или услуг.
Что еще входит в перечень подобных расходов:
Важно понимать, что от характера работы зависит и состав статей расходов от обычных видов деятельности: то, что при сдаче в аренду квартиры числится как обязательные расходы, при производстве товаров может оказаться в прочих.
Прочие расходы
К ним относятся расходы, не вошедшие в затраты от обычных видов деятельности:
Например, проценты по кредиту, разница в курсе валют, социальная помощь сотруднику и даже покупка скрепок в офис. Прочие расходы частично включаются в себестоимость, однако при условии, если такое решение оправдано и не расходится с принятой ценовой политикой организации.
Другая классификация расходов организации
В целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.
Расходы производства и реализации:
Таким образом, понятию бухгалтерского учета «расходы по обычным видам деятельности» в налоговом учете соответствует понятие «расходы, связанные с производством и реализацией».
Материальные расходы. К ним относятся покупка материалов, доставка товара и сырья на производство или склад, электроэнергия, оборудование и т. д.
Расходы на оплату труда. В них входят заработная плата сотрудникам, выплаты отпусков, больничных, премий, компенсаций проезда и проживания, страховые взносы и НДФЛ на доходы персонала. Выплата дивидендов по акциям в эту статью не входит.
Суммы начисленной амортизации. Их назначает руководство компании и фиксирует принятое решение в учетной политике.
Прочие расходы. Определение приведено выше — к ним относятся все расходы, которые не вошли в вышеперечисленные группы.
Оптимизация расходов
В условиях глобального кризиса, вызванного пандемией коронавируса, бизнесу как никогда важно оптимизировать свои расходы. Работа может вестись по нескольким направлениям:
Виды расходов предприятия, независимо от условий в мире, также бывают переменными и постоянными. Так, аренда помещения — постоянная статья, ее можно сократить, выбрав место дешевле или выкупив здание. Ремонт оборудования — переменная, которую можно частично или целиком убрать, просто внедрив еженедельный (или ежемесячный) технический осмотр и профилактические работы.
Выявить на своем производстве расходы, которые рационально сократить, можно с помощью сервиса Глобас. Программа проводит всесторонний аудит, выявляет сильные и слабые стороны организации. Для подробной информации оставьте заявку или свяжитесь с нашим менеджером по телефону, указанному на сайте.
Получите бесплатный доступ и презентацию Системы Глобас
Заполните данные, чтобы получить бесплатный тестовый доступ к Системе Глобас на три дня. Отправляя данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Если у Вас возникли дополнительные вопросы, то позвоните нам по телефону: +7 800 600-84-14 или напишите на E-mail: office@credinform.ru
Мы не можем подтвердить корректность ваших действий. Пожалуйста, проверьте заполненность полей данными и их вид.