какие есть стилистические окраски в русском языке

Стилистическая окраска слова – примеры

Словарный состав русского языка богат и разнообразен. Но не однороден. Одни слова можно употребить в любой коммуникативной ситуации, в тексте любого стиля и назначения. Другие не предоставляют такой свободы использования. В нашей статье речь пойдет именно о таких словах – словах со стилистической окраской.

какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке

Что называют стилистической окраской слова

Стилистическая окраска слова – это возможность его употребления в текстах разных стилей. У разных слов она может значительно различаться.

Например, слово “идти” стилистически нейтрально, а “ковылять” – нет. Оно ограничено разговорным стилем, к тому же негативно маркировано (то есть оно обидное или неприятное).

Стилистическая окраска некоторых слов указана в словаре; в остальных случаях надо полагаться на собственный вкус и опыт.

Функциональные стили речи

В русском языке выделяют несколько основных стилей, которые еще имеют внутри себя разновидности; существуют и “промежуточные” стили (например, научно-публицистический).

Разговорный стиль. Он по преимуществу устный (в противовес книжным стилям), хотя им вполне можно воспользоваться доя создания дружеского письма или записки. В нем много эмоциональных и оценочных слов; синтаксис упрощен; широко используются фразеологизмы, разговорные и просторечные слова, эллипсис (пропуск слов).

К книжным стилям относят научный, публицистический и официально – деловой.

Научный стиль встречается в энциклопедиях, учебниках, диссертациях и проч. Он стремится к точности и конкретности, ему не свойственно использование изобразительных средств. В тексте научного стиля много терминов.

Официально-деловой – наиболее регламентированный из всех стилей. Тексты в нем создаются по определенному шаблону, используется много специфических слов. Не допускается употребление тропов и слов со значением приблизительности.

Публицистический стиль – это стиль газеты. Текст в публицистическом стиле энергичен, выразителен и включает в себя много тропов, риторических фигур, синтаксических средств выразительности. Его цель – воздействовать на адресата, поэтому он очень экспрессивен.

Многие стилисты рассматривают как особый стиль художественный; он совмещает в себе черты всех стилей.

Стилистически окрашенные слова

Это слова, которые тяготеют к какому-то определенному стилю.

Примеры стилистической окраски слов: слово “сбежать” (с урока) подходит для текста в разговорном стиле, но никак не в официальном. В докладной учитель напишет не “сбежал с урока”, а “не явился на урок”.

У каждого стиля есть свои “фирменные” слова.

У научного стиля это термины.

У публицистического – различные клише, то есть устойчивые элементы текстов, свойственные именно газетным статьям.

Привычку журналистов использовать слишком много клише в речи остроумно высмеял Карел Чапек в рассказе “Эксперимент профессора Роусса”.

Но больше всего стилистически маркированных слов все же в официально-деловом стиле. В документе они уместны и органичны, чего нельзя сказать об обычной речи. Если канцеляризмы (слова, свойственные официальному документу) переходят в обычную речь или, например, в текст публицистического стиля, это грубая стилистическая ошибка.

Стилистические ошибки

Стилистическими называют ошибки, состоящие в неуместном употреблении каких-либо стилистически окрашенных слов.

Например, неправильное употребление терминов. Сюда относится и излишнее увлечение терминами в тексте не научного, а любого другого стиля и, напротив, пренебрежение терминологией в научном тексте. Например, вместо “Мне в поликлинике сверлили зуб” в дружеской беседе неуместно прозвучит: “Мне санировали кариозную полость”.

Очень некрасива и смешна речь, насыщенная канцеляризмами. В любом стиле, кроме официально-делового, неуместны выражения “в ответ на вышеизложенное”, “по данному вопросу”, “довести до сведения” и др.

Если есть сомнения по поводу стилистической окраски текста, лучше обратиться к словарю.

Что мы узнали?

Наряду с нейтральными словами существуют и стилистически окрашенные. Они тяготеют к одному из четырех стилей: разговорному, научному, публицистическому или официально-деловому. Неуместное употребление стилистически окрашенного слова – это стилистическая ошибка.

Источник

Стилистическая окраска слова

какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке

Всего получено оценок: 746.

Всего получено оценок: 746.

Словарный состав русского языка богат и разнообразен. Но не однороден. Одни слова можно употребить в любой коммуникативной ситуации, в тексте любого стиля и назначения. Другие не предоставляют такой свободы использования. В нашей статье речь пойдет именно о таких словах – словах со стилистической окраской.

какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке

Что называют стилистической окраской слова

Стилистическая окраска слова – это возможность его употребления в текстах разных стилей. У разных слов она может значительно различаться.

Например, слово “идти” стилистически нейтрально, а “ковылять” – нет. Оно ограничено разговорным стилем, к тому же негативно маркировано (то есть оно обидное или неприятное).

Стилистическая окраска некоторых слов указана в словаре; в остальных случаях надо полагаться на собственное языковое чутьё и опыт.

Функциональные стили речи

В русском языке выделяют несколько основных стилей, которые еще имеют внутри себя разновидности; существуют и “промежуточные” стили (например, научно-публицистический).

Разговорный стиль. Он по преимуществу устный (в противовес книжным стилям), хотя им вполне можно воспользоваться доя создания дружеского письма или записки. В нем много эмоциональных и оценочных слов; синтаксис упрощен; широко используются фразеологизмы, разговорные и просторечные слова, эллипсис (пропуск слов).

К книжным стилям относят научный, публицистический, официально – деловой и художественный.

Научный стиль встречается в энциклопедиях, учебниках, диссертациях и проч. Он стремится к точности и конкретности, ему не свойственно использование изобразительных средств. В тексте научного стиля много терминов.

Официально-деловой – наиболее регламентированный из всех стилей. Тексты в нем создаются по определенному шаблону, используется много специфических слов. Не допускается употребление тропов и слов со значением приблизительности.

Публицистический стиль – это стиль газет. Текст в публицистическом стиле энергичен, выразителен и включает в себя много тропов, риторических фигур, синтаксических средств выразительности. Его цель – воздействовать на адресата, поэтому он очень экспрессивен.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Текст художественного стиля ярок, образен, выразителен, богат средствами художественной выразительности: тропами, лексическими средствами выразительности, синтаксическими фигурами речи. Его цель – воздействовать на чувства и воображение читателя.

Многие стилисты рассматривают художественный стиль как особенный: он включает в себя тексты всех стилей.

Стилистически окрашенные слова

Это слова, которые тяготеют к какому-то определенному стилю.

Примеры стилистической окраски слов: слово “сбежать” (с урока) подходит для текста в разговорном стиле, но никак не в официальном. В докладной учитель напишет не “сбежал с урока”, а “не явился на урок”.

У каждого стиля есть свои “фирменные” слова.

У научного стиля это термины.

У публицистического – различные клише, то есть устойчивые элементы текстов, свойственные именно газетным статьям.

Привычку журналистов использовать слишком много клише в речи остроумно высмеял Карел Чапек в рассказе “Эксперимент профессора Роусса”.

Но больше всего стилистически маркированных слов все же в официально-деловом стиле. В документе они уместны и органичны, чего нельзя сказать об обычной речи. Если канцеляризмы (слова, свойственные официальному документу) переходят в обычную речь или, например, в текст публицистического стиля, это грубая стилистическая ошибка.

Стилистические ошибки

Стилистическими называют ошибки, состоящие в неуместном употреблении каких-либо стилистически окрашенных слов.

Например, неправильное употребление терминов. Сюда относится и излишнее увлечение терминами в тексте не научного, а любого другого стиля и, напротив, пренебрежение терминологией в научном тексте. Например, вместо “Мне в поликлинике сверлили зуб” в дружеской беседе неуместно прозвучит: “Мне санировали кариозную полость”.

Очень некрасива и смешна речь, насыщенная канцеляризмами. В любом стиле, кроме официально-делового, неуместны выражения “в ответ на вышеизложенное”, “по данному вопросу”, “довести до сведения” и др.

Если есть сомнения по поводу стилистической окраски текста, лучше обратиться к словарю.

какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке

Что мы узнали?

Наряду с нейтральными словами существуют и стилистически окрашенные. Они тяготеют к одному из пяти стилей: разговорному, научному, публицистическому, художественному или официально-деловому. Неуместное употребление стилистически окрашенного слова – это стилистическая ошибка.

Источник

ТЕМА 4. Стилистическая окраска слова

1. Понятие стилистической окраски слова

Виды стилистической окраски

Функционально-стилевое расслоение лексики

Смешение стилей

Канцеляризмы

1. Стилистическая окраска (коннотация) – это дополнительное содержание, дополнительный смысл различного стилистического характера, который накладывается на лексическое значение.

Стилистически окрашенными могут быть:

• слова (Родина), их варианты (пламень, метода), говорящие фа­милии (Гнилодушин, Приишбеев);

• фразеологические обороты (пристал как банный лист), парные слова и словесные образования (стыд и срам, туда-сюда);

• слова с суффиксами субъективной оценки (легонький), диминутивы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: икор­ка, деревенька), слова с отрицательной стилистической окра­ской (пейоративные суффиксы: солдатня, людишки);

• некоторые морфологические формы (други, сыны);

• синтаксические модели (Это кто тут такой догадливый?)

2. Выделяют несколько типов стилистической окраски:

эмоциональная – слово или оборот, помимо основного значения, обладают дополнительным эмоциональным значением (умудриться, смехотворный). Эмоциональная окраска может быть положительной, отрицательной или смешанной;

функционально-стилистическая – принадлежность слова к оп­ределенной сфере использования: инсинуация (публицистиче­ский стиль), вранье (разговорный);

образность – разновидность коннотации, при которой в соз­нании возникает определенное представление, образ;

оценочная окрашенность –коннотация, содержащая значение «положительно, одобрение» или «отрицательно, неодобрение»: храбрец (положительная оценка), краснобай (отрицательная оценка);

архаическая –тип окраски, свойственный архаизмам и исто­ризмам (рыбарь, изведать, лепота);

экзотическая – окраска, присущая словам и выражениям дру­гой культуры, которые употребляются для придания речи «ме­стного колорита» (паранджа, консьерж);

символический оттенок (небо, золото, лавры):

лингвострановедческий российский оттенок (березка. Волга. Татьянин день).

Различные слова могут иметь несколько стилистических окра­сок. Например, слово белоснежный имеет эмоциональную по­ложительную, образную и поэтическую окраску.

3. По функиионально-стилевой принадлежности все слова русского языка можно разделить на две группы.

общеупотребительные в любом стиле речи;

слова, закрепленные только за определенным стилем: конгресс (публицистический), квантовая теория (научный). Общеупотребительной противопоставлена лексика, имеющая функциональную закрепленность. К ней относится лексика кни­жного и разговорного стилей.

Группа книжных стилей включает несколько стилей:

Книжную лексику составляют слова, свойственные книжной речи в целом (последующий, престиж), и слова, закрепленные за определенным стилем (синтаксис, потребитель). Разговорный стиль проявляется преимущественно в устной форме. Просто­речие находится за пределами литературно-языковой нормы. Эмоционально-экспрессивные слова присущи и книжной, и раз­говорной лексике. При этом:

к книжной лексике относятся:

высокие слова (прекрасный);

ироническая лексика (прекраснодушие);

неодобрительная лексика (педантичный);

презрительная лексика (личина);

к разговорной лексике относятся:

ласкательные (дочурка) слова;

• шутливые (смешинка) слова;

слова, выражающие отрицательную оценку (мелюзга);

к просторечной лексике относятся:

сниженные слова, выражающие положительную оценку (работяга);

слова, выражающие отрицательное отношение к называе­мому понятию (рехнуться, хлипкий).

4. Распространенной ошибкой является неоправданное употребле­ние слов с различной стилистической окраской и возникающее в результате этого смешение стилей.Так, в результате неграмот­ного использования лексики могут встречаться следующие ошибки:

• замена терминов словами близкого значения, описательными выражениями;

• неточное воспроизведение терминов;

• смысловые и стилистические ошибки в результате дилетант­ского использования специальной лексики;

• переизбыток терминов и книжной лексики в текстах, не отно­сящихся к научному стилю;

• неуместное употребление разговорных и просторечных слов в книжных стилях;

• неоправданное использование иностилевой лексики в научном стиле;

• неоправданное использование просторечной и разговорной лексики в публицистическом стиле.

5. Канцеляризмы элементы официально-делового стиля, находя­щиеся в чуждом для них стилистическом контексте. Лексиче­скими и фразеологическими канцеляризмами являются слова, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску (наличие, проживать). Канцелярскую окраску речи придают:

• слова с приставками не-, недо- (необнаружение, недовыполнение);

• сказуемое, выраженное страдательной формой причастия или возвратным глаголом;

• отымённые предлоги (по линии, в области, на уровне).

Помимо канцеляризмов, выделяют также речевые штампы. Ре­чевые штампы –это получившие широкое распространение слова и выражения со стертой семантикой и слабой эмоциональ­ной окраской. К ним относятся:

шаблонные обороты речи (на данном этапе, на сегодняшний день);

универсальные слова –слова, использующиеся в различных, часто слишком широких, неопределенных значениях (меро­приятие, вопрос);

От речевых штампов следует отличать языковые стандарты. Языковые стандарты –это готовые, воспроизводимые в речи средства выражения, используемые в официально-днловом и публицистическом стилях. К ним относятся такие выражения, как: работники бюджетной сферы, коммерческие структуры и др.

ТЕМА 5. Теория трех стилей

Дата добавления: 2020-01-07 ; просмотров: 3949 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Какие есть стилистические окраски в русском языке

Что такое эмоционально экспрессивная лексика

Стилистические функции

Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.

Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.

Виды эмоционально окрашенных слов

пренебрежительные (крохобор, малевать);

По типу оценки

По части речи

Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.

Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.

Однозначные слова

Многозначные слова

С суффиксами эмоциональной оценки

Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?

Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики

В разговорной лексике

Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.

В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.

Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).

Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.

Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.

В литературе

Богатство русской эмоционально-оценочной лексики трудно переоценить. В произведении Максима Горького для обозначения глаз человека используется резкое, грубое слово: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». Именно использование эмоционально окрашенной лексики позволило автору добиться желаемого эффекта. Слово «зенки» свидетельствует о неодобрительной оценке говорящего. Оно характеризуется как просторечное, грубое.

Обозначение в словарях

Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов

В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.

При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).

Умелое употребление эмоционально-экспрессивной лексики важно для формирования индивидуального авторского стиля. Способность грамотно пользоваться такими приёмами отличает мастеров слова от начинающих авторов, в полной мере не чувствующих настроения героев, контекста. Редактура текста опытным специалистом поможет избежать ошибок на этом этапе. Услуги издательской платформы «ЛитРес: Самиздат» — оптимальное решение для воплощения самых смелых авторских замыслов.

Источник

Виды функционально-стилевой окраски

какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке

какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке

какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке

Какие же виды (типы) функционально-стилевой окраски суще­ствуют в современном русском литературном языке?

Это, с одной стороны, книжная, а с другой стороны, — разговорная функционально-стилевая окраска. Оппозиция книжное/(нейтральное)/разговорное — это основная антиномия в сфере функционально-стилевых различий языковых единиц.

Приведем примеры лексем, обладающих книжной функционально-стилевой окраской.

Имена существительные: аргумент, балласт, величие, вероучение, возмездие, динамика, инстанция, криминалистика, мечтания, пастырь, привилегии.

Имена прилагательные: аполитичный, блистательный, беспрепятственный, всепобедный, лучезарный, одиозный, пассивный, ретроспективный, стационарный, утилитарный.

Глаголы: воскликнуть, воспрепятствовать, возрадоваться, гневаться, молиться, начертать, постулировать, препровождаться, претендовать, стабилизироваться, унифицировать, утилизировать.

Наречия: абсолютно, безотлагательно, весьма, всенепременно, всуе, крайне, отменно, покорнейше, степенно, существенно, тактично.

Местоимения: некто, некий, кто-либо.

Числительные: семнадцать двадцать пятых, три в четвертой степени.

Союзы: ибо, дабы, коль скоро, поскольку, невзирая на, как. так и,нежели.

Предлоги и предложные сочетания: вследствие, благодаря, воп­реки, в части, по линии, на предмет. Частицы: лишь.

Книжной функционально-стилевой окраске противостоит раз­говорная функционально-стилевая окраска; такая окраска свойственна, например, следующим словам.

Имена существительные: бедняга, бедолага, бездельник, билетёрша, газировка, дворняга, дружище, жадина, манка, похлёбка, толстуха, читалка.

Имена прилагательные: глазастый, кудрявый, малюсенький, носатый, никчёмный, толстоватый, трухлявый, чернявый.

Глаголы: ахнуть, бездельничать, брякнуть, додуматься, жадничать, кидать, напуститься, наловчиться, шлепнуться, пролезть (в Думу).

Наречия: внакидку, вприпрыжку, как-нибудь, навалом, прямиком, складно, тяжеловато.

Местоимения: кое-кто, кое-что.

Числительные: семеро, пятеро.

Союзы: да (в значении и), а то, кабы, зато.

Предлоги: про (кого/что), по-над, из-под.

Частицы: же, как раз, а.

Междометия; ах! батюшки! ой! фу!

Кроме книжной и разговорной, выделяется нулевая (нейтральная) функционально-стилевая окраска. Ее имеют такие языковые единицы, которые употребляются в любом стиле и нигде при этом не ощущаются как чужеродные, иностилевые. Они уместны в любых текстах, являются своего рода стилистическими нулями. Это боль­шой массив языковых средств, которые, будучи межстилевыми, со­ставляют тот центр (ядро) литературного языка, который, входя во все стили, объединяет их, делает их подсистемами литературного языка, а не самостоятельными языками. Их наличие позволяет го­ворить о том, что функциональные стили представляют собой лишь относительно замкнутые системы.

Приведем примеры слов с нулевой функционально-стилевой ок­раской, также распределив их по частям речи:

Имена существительные: вода, дом, жизнь, зима, стол, солнце,человек, работа.

Имена прилагательные: большой, городской, зимний, знаменитый, способный, степной, кожаный, плохой, хороший.

Глаголы: быть, делать, думать, жить, знать, лечить, начинать, принимать, работать, стоять, стоить.

Наречия: быстро, впереди, очень, легко, налево, здесь.

Числительные: три, семь, сто.

Союзы: и, но, а, если, когда, потому что.

какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть фото какие есть стилистические окраски в русском языке. Смотреть картинку какие есть стилистические окраски в русском языке. Картинка про какие есть стилистические окраски в русском языке. Фото какие есть стилистические окраски в русском языке

Предлоги: с, около, в, на, над.

Эти слова мы назвали стилистическими нулями. Но известно, что нуль тоже значим: он воспринимается всегда как противопоставле­ние плюсу и минусу. Значит, для того, чтобы охарактеризовать типы функционально-стилевой окраски, можно построить шкалу из трех делений: + (плюс)/0 (ноль)/- (минус), тогда получим соответствую­щее соотношение типов функционально-стилевой окраски: «высо­кая», «книжная»/«нулевая», «нейтральная»/«разговорная», «сниженная».

Книжная функционально-стилевая окраска может быть далее дифференцирована (если речь идет о стилистической окраске еди­ниц лексического уровня).

1) Можно выделить книжную окраску функционально однозначно не ориентированную, т. е. свидетельствующую о том, что данная язы­ковая единица является межстилевой для всех книжных стилей, но чужеродной в разговорно-обиходном стиле; этот вид книжной ок­раски назовем общекнижной. Так, например, глагол-связка являться обладает общекнижной функционально-стилевой окраской: он уме­стен во всех книжных стилях и никогда при этом не ощущается как чужеродный, например: Фонема является минимальной звуковой смыслоразличительной единицей языка (научный стиль); Наличие сильной оппозиции является показателем стабильной демократической систе­мы (газетно-публицистический стиль); Денежной единицей Российс­кой Федерации является рубль (официально-деловой стиль) и т. д. Од­нако считать это слово стилистическим нулем, т. е. стилистически ней­тральным, нельзя, так как оно воспринимается как неуместное, чу­жеродное, как «цитата» в разговорно-обиходном стиле; ср.: Соседс­кий Вася является приятелем моего сынишки.

Примером слов с общекнижной функционально-стилевой ок­раской могут служить слова стабильный, сущность, взаимовлияние, воздействие, способствовать, значительно и т. п.

Выделяется также пласт слов, которые воспринимаются прежде всего как высокие, торжественные, т. е. экспрессивно окрашенные (об эмоционально-экспрессивной окраске более подробно см. ниже). Областью их применения являются не все книжные стили, а два из них: газетно-публицистический и церковно-религиозный, а кроме того, естественно, язык художественной литературы. Их сти­листическую окраску следует определить как книжную, высокую (т. е. дать двойное определение): горнило, дерзновенный, дерзание, за­вет, недруг, година и т. п. Поэтому такая окраска не может считаться только функционально-стилевой, данная коннотация неразрывно связана здесь с эмоционально-экспрессивной.

Разговорная функционально-стилевая окраска также может быть далее дифференцирована: можно выделить окраску разговорную и разговорно-просторечную.

Разговорной функционально-стилевой окраской характеризуют­ся следующие пласты лексики: а) во-первых, это слова, являющиеся или синонимами, или смысловыми эквивалентами (часто приблизи­тельными) стилистически нейтральных или официальных обозначе­ний каких-либо реалий; например: галерка (верхние ярусы в театре), генеральша (жена генерала), двоечник (неуспевающий ученик в шко­ле), базар (рынок), заграница (зарубежные страны), материя (ткань); получка (зарплата), простыть (простудиться), захворать (заболеть); б) во-вторых, слова, которые можно назвать бытовизмами. Они яв­ляются наименованиями таких понятий и реалий, которые связаны с бытом, со сферой повседневно-бытового общения; не имея нейт­ральных синонимов, бытовизмы служат единственным обозначени­ем соответствующих денотатов, однако и стилистическими нулями в полном смысле этого слова назвать их нельзя, так как преимуществен­ная сфера их употребления — это именно сфера повседневно-быто­вого общения, отчего ощущается их при креплен ность к разговорно-обиходноу функциональному стилю; например: щи, ползунки, пелен­ки, пижама, кастрюля и т. п.; в) в-третьих, стилистической окраской Разговорности обладают и такие слова, в значении которых есть экс­прессивно-оценочные элементы; например: баламут, брюзга, голиматья, пролаза, мешанина, болтать, потатчик, завраться, верещать, втридорога, залежалый и т. п.

Кроме разговорной, выделяем еще более сниженную — разговорно-просторечную функционально-стилевую окраску. Просторечие изуче­но мало, и провести четкую границу между разговорным и простореч­ным не всегда представляется возможным. По наблюдениям ученых, просторечие и разговорная речь в их современном виде возникли в конце XVIII — начале XIX вв. Просторечие — двойственная категория, как и разговорная речь. С одной стороны, просторечие — это языко­вые средства, употребляемые всеми образованными людьми для гру­боватого, сниженного изображения предмета речи-мысли, своего рода современный «низкий стиль». Это такие, например, слова и выраже­ния, как канючить, над нами не каплет, карга, каюк, на карачках, ста­рый хрыч и т. п. В словарях они характеризуются как просторечные, и по существу их статус тот же, что и у слов с пометой «разговорное»: они могут быть употреблены и употребляются в подходящей ситуации (в неофициальной обстановке, при неофициальных отношениях между общающимися) любым образованным человеком, владеющим лите­ратурной нормой, независимо от его социальной принадлежности и культурного уровня: «Кто, например, может воздержаться от употреб­ления слова хорохориться ‘держаться заносчиво’, ‘задаваться’, ‘храб­риться не к месту, по-пустому’, когда в нем возникает нужда? Ср. в «Ис­кателях» Д, Гранина: «Ее спокойно-рассеянный тон обрадовал Андрея. А может быть, она просто хорохорится, а у самой все дрожит внутри?». Вывести изсостава литературного языка функционирующее в нем про­сторечие означало бы лишить литературный язык средств сниженной речи, обычно несущих высокую эмоционально-оценочную нагрузку. Нормативность и нейтральность — категории не тождественные. Сти­листически окрашенные элементы литературного общеупотребитель­ного языка так же нормативны, как и его нейтральная основа» (Филин1979:20—25). Для таких стилистически сниженных, разговорно-просторечных элементов предлагается название — литературное просторечие. За пределами литературного языка остается внелитературное просторечие — языковые элементы, употребляющиеся лицами, не вполне овладевшими литературными нормами (людьми малограмот­ными) или просто не владеющими ими (неграмотными). К внелитературному просторечию относятся языковые явления всех уровней, которые образованный человек не может употребить в своей речи (разве что нарочито, в шутку, передразнивая речь малограмотных людей). К.И. Чуковский замечал по этому поводу: «Ни под каким видом, до конца своих дней я не мог бы ни написать, ни сказать в разговоре: пальта, пальту или пальтом» (Чуковский 1962:20). К внелитературному просторечию относятся такие, например, достаточно распространен­ные слова, формы и варианты ударения, как (*): крайний (в очереди), броюсь, ихний, местов, хочут,ложи, ехай, выбора, свекла, жалюзи, хода­тайство, арбуз, магазин, троллебус, портфель, документы, звонит, за­весьте (вместо взвесьте), демократизьм, языковые особенности, туба-ретка идр. Правильно:последний, бреюсь, их, мест, хотят, клади, поез­жай, выборы, свёкла, жалюзи, ходатайство, арбуз, магазин, троллейбус, портфель, документы, звонит, взвесьте, демократизм (с твердым з), язы­ковые особенности, табуретка.

Виды (или типы) функционально-стилевой окраски можно представить в виде следующей таблицы.

КНИЖНАЯ (+)НЕЙТРАЛЬНАЯ (межстилевая)РАЗГОВОРНАЯ (-)
Фукционально- однозначно не ориентированнаяФукционально- однозначно ориентированнаяРазговорнаяРазговорно- просто- речная
научная*
общекнижнаяофициально- деловая
Книжная высокаягазетно-публицисти- ческая
Церковно- религиозная

Примечания. 1. В словарях нет единой пометы «научное» для соответствующей стилистической окраски, так как в большинстве случаев эти коннотации отмечаются более дифференцированно, с помощью целого ряда других стилистических помет, как то: спец. (специальное), терм, (терминологическое), техн. (техническое), мед. (медицинское), геогр. (географическое) и др. Однако нет ника­ких противопоказаний для характеристики их функциональной принадлежности с помощью определения «научное». 2. Как было сказано выше (см. гл. 1, § 3), особняком стоит поэтическая стилистическая окраска, характеризующая, как правило, архаическую лексику, т. е. не входящую в лексическую систему современного языка, поэтому в таблице мы ее не помещаем.

Некоторые слова современного русского литературного языка имеют синонимы со словами различных типов функционально-стилевой окраски; например: глаза (нейтральное)/очи (поэтическое)/зенки (просторечное);работать (нейтральное)/трудиться (газетно-публицистическое)/вкалывать (разговорно-просторечное)/ишачить (просторечное);/рот (нейтральное)/ротовое отверстие (специальное, научное)/уста (поэтическое). Однако такое соотношение встречается довольно редко: подобные межстилевые ряды, как отмечает Т.Г. Винокур, выстраиваются не без препятствий, они прерывисты. (Винокур1975:6). Примером, подтверждающим это положение, может служить глагол бодрствовать, обладающий общекнижной функционально-стилевой окраской и не имеющий ни нейтрального, ни сниженного синонимов, а также разговорное существительное живодер, лишенное нейтрального и высокого синонимов. Чаще наблюдается такое соотношение: стилистически окрашенное слово имеет нейтральный синоним, а нейтральное слово может иметь стилистически окрашенный синоним, а может и не иметь его. У целого нейтрального слоя лексики — имен, называющих конкретные предметы (в частности, к ним относятся упоминавшиеся выше бытовизмы), синонимы с высокой и сниженной стилистической окраской бывают редко, например: борщ, пироги, пижама, тапочки, диван и т. п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *