какие есть субъекты предпринимательства

О реестре

Разделы

Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1 для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

3 доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источник

Вопросы и ответы

Разделы

Субъектам малого и среднего предпринимательства

В случае, если юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, Федеральная налоговая служба не внесет сведения о предприятии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году.

Поэтому важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1 требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

3 доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):

При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства означает соответствие критериям для субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ), таким образом дополнительное подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства не требуется.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для микропредприятий – 15 человек включительно для малых предприятий 100 человек включительно, а для средних предприятий – 250 человек включительно (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация об отнесении субъекта малого и среднего предпринимательства одной из установленных категорий.

Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис, размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.

Сведения о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства для целей внесения таких сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Источник

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: для чего он нужен и как в него попасть

Компании из реестра МСП получают специальные льготы и поддержку государства. Но чтобы попасть в реестр, компании и ИП должны соответствовать критериям.

какие есть субъекты предпринимательства. Смотреть фото какие есть субъекты предпринимательства. Смотреть картинку какие есть субъекты предпринимательства. Картинка про какие есть субъекты предпринимательства. Фото какие есть субъекты предпринимательства

Михаил Кратов

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — открытая база, которую ведет Федеральная налоговая служба. Компании из реестра получают специальные льготы и поддержку государства.

Рассказываем, что такое реестр субъектов МСП, как в него попасть и какими льготами пользуются компании из реестра.

Что такое Единый реестр субъектов МСП

Реестр субъектов МСП — хранилище информации о компаниях, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Информацию о компаниях из реестра можно получить на сайте ФНС.

Регламентирует работу единого реестра МСП 209-ФЗ.

Как узнать, есть ли компания в реестре

Проверить свою компанию или компанию контрагента в реестре МСП можно через сайт налоговой.

Для этого в поле для поиска введите один из следующих параметров: наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОГРНИП. Если компания есть в реестре, она будет в результатах поиска.

Еще есть расширенный поиск — выборка по региону, району, городу, населенному пункту, по типу и категории субъекта МСП, социальному статусу, наличию лицензий, участию в партнерских программах, по видам деятельности и производимой продукции.

Какие сведения хранятся в реестре МСП

Информация, которую можно получить в базе:

Выписка из реестра выглядит так:

Для чего нужен реестр МСП

В реестре можно быстро проверить и подтвердить статус субъекта МСП. Загрузить информацию можно с компьютера, планшета или телефона.

Например, компания хочет участвовать в госзакупках для малого бизнеса: в них обычно есть льготы и платят в таких закупках быстрее. Для участия нужно подтвердить свой статус.

Раньше компании пришлось бы отправлять заказчику сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год, отчет о финансовых результатах с отметкой налоговой, выписку из ЕГРЮЛ для информации о структуре уставного капитала. Теперь инициатор закупки должен сам найти сведения о потенциальном поставщике в реестре.

Кроме участия в госзакупках малый и средний бизнес пользуется другими льготами и поддержкой государства: может применять пониженные тарифы страховых взносов с выплат работникам, использовать упрощенные формы бухгалтерской отчетности и другие.

Компаниям стало легче найти или проверить контрагентов. Для этого есть функция расширенного поиска.

Допустим, ИП хочет оценить рынок и найти конкурентов — небольшие мебельные компании. Он воспользовался расширенным поиском на сайте реестра. В форме выбрал категорию субъекта — «Малое предприятие» и вид производимой продукции — «Мебель»:

В результатах поиска — список компаний. В нем — основные данные, регион и дата внесения компаний в реестр. По каждому элементу доступна расширенная информация.

Кто относится к субъектам МСП

Субъекты МСП — ИП, АО, ООО, потребительские кооперативы, хозяйственные партнерства, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Для этого они должны соответствовать критериям:

По этим критериям субъекты МСП делятся на три категории: микро-, малые и средние предприятия.

Суммарный доход по всем видам деятельности. Доход рассчитывается по данным налогового учета без НДС. Суммируются доходы от всех видов деятельности за предшествующий год.

Вот какие значения установлены для каждого вида предприятий:

Вид предприятияЗначение
МикропредприятияДо 120 млн рублей
Малые предприятияДо 800 млн рублей
Средние предприятияДо 2 млрд рублей

Представим, что у компании из реестра малого и среднего предпринимательства два вида деятельности:

Доход по декларации по итогам года — 1,4 млн рублей. Компания попадает в Единый реестр субъектов МСП как микропредприятие.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год рассчитывается по методике Росстата. Учитывают всех сотрудников, которые работают по трудовому договору, даже если сейчас они не на рабочем месте. Это сотрудники в командировке, отпуске, на больничном, работающие на полставки, на удаленке.

Не учитываются: работники, которые работают по совместительству, договорам ГПХ; собственники компании, с которыми не заключен трудовой договор; военнослужащие.

Компании и ИП в реестре не должны превышать значения по среднесписочной численности:

Вид предприятияЗначение
Микропредприятиядо 15 человек
Малые предприятия16—100 человек
Средние предприятия101—250 человек

Участие других компаний в уставном капитале субъекта МСП. Этот критерий относится к бизнесу с несколькими собственниками, например ООО или АО:

По 209-ФЗ есть исключения из этих правил.

Как формируется реестр

Информация в реестре обновляется автоматически. Она поступает из разных источников:

Вот что обновляется:

Например, если у ИП изменилась прописка, то не надо подавать об этом сведения специально. Информация обновится сама.

Чтобы оставаться в реестре, достаточно вовремя сдавать отчетность: налоговую декларацию и сведения о среднесписочной численности сотрудников. Срок — до 1 июля текущего год

Компании и ИП автоматически удаляются из единого реестра малого предпринимательства в таких случаях:

Бывает, что компанию исключили из реестра, а она продолжает заключать контракты и пользуется льготами для малого бизнеса. Такое случается, если опоздали сдать декларацию или ошиблись в документах. Иногда ошибается и налоговая. Перед тем как продлить и заключить контракт, лучше удостовериться, что партнер все еще числится в реестре.

Льготы для компаний и ИП из реестра субъектов МСП

Компании и ИП из Единого реестра малого и среднего предпринимательства могут пользоваться льготами при участии в госзакупках, арендовать государственное и муниципальное имущество по сниженным ставкам, получать выгодные кредиты на развитие бизнеса.

Льготные кредиты. В программе участвуют 99 банков. Они выдают кредиты для бизнеса по ставке от 8,5% годовых. Для сравнения, по обычным условиям банки дают кредит на развитие бизнеса по ставкам от 11% годовых.

Доступ субъектов МСП к крупнейшим закупщикам. Для бизнеса из реестра обязаны закупать товары и услуги почти 2000 госзаказчиков.

Сниженные ставки по аренде государственного и муниципального имущества. Например, в Москве возможно получить в аренду нежилое помещение по льготной ставке от 4750 ₽ за м² в год. Арендаторы определяются по итогам торгов. Договор возможно заключить на 10 лет.

Поддержка сельскохозяйственной кооперации. Для сельхозпроизводителей доступны гранты на развитие до 6 млн рублей, есть гранты на развитие собственной фермы до 30 млн рублей. Ставки по кредитам для аграриев — от 1—5% годовых.

Льготы для компаний и ИП, пострадавших от коронавируса

Для пострадавших от коронавируса отраслей предусмотрена специальная поддержка от государства.

Это компании из таких сфер бизнеса, как транспорт, культура, гостиничный бизнес, общественное питание. Пострадавшие от коронавируса отрасли также определяются по реестру.

Вот основные меры поддержки субъектов МСП:

Как предпринимателю попасть в реестр самому

Самому попасть в реестр субъектов МСП невозможно. База обновляется автоматически.

В реестр можно внести дополнительную информацию, коррективы или подать заявление об ошибке. Для этого есть сервис «Вас нет в реестре или данные некорректны».

В предложенной форме нужно описать, какие сведения неверны. Система формирует заявление. Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Налоговая обязана рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как вносить уставный капитал при регистрации ООО

Уставный капитал можно внести деньгами и имуществом. Рассказываем, как это сделать

Как получить квалифицированную электронную подпись в налоговой и начать ей пользоваться

С 1 июля налоговая начала бесплатно выдавать КЭП руководителям компаний и ИП. Разобрались, кому нужна подпись, как ее получить и начать пользоваться

Как оформить беспроцентный заем от учредителя ООО

Беспроцентный заем от учредителя или участника ООО — один из наиболее простых способов пополнить счет компании, когда бизнесу нужны деньги. Для компании заем не облагается налогом на прибыль или налогом при УСН, а участник сможет вернуть деньги

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

какие есть субъекты предпринимательства. Смотреть фото какие есть субъекты предпринимательства. Смотреть картинку какие есть субъекты предпринимательства. Картинка про какие есть субъекты предпринимательства. Фото какие есть субъекты предпринимательстваЗакрыть

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

какие есть субъекты предпринимательства. Смотреть фото какие есть субъекты предпринимательства. Смотреть картинку какие есть субъекты предпринимательства. Картинка про какие есть субъекты предпринимательства. Фото какие есть субъекты предпринимательства

какие есть субъекты предпринимательства. Смотреть фото какие есть субъекты предпринимательства. Смотреть картинку какие есть субъекты предпринимательства. Картинка про какие есть субъекты предпринимательства. Фото какие есть субъекты предпринимательства

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Министерство экономического развития
Российской Федерации

Часто задаваемые вопросы

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства

Условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно указанной статье к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 (далее – постановление № 702) и составляют:

При этом постановление № 702 применяется при расчете размера выручки за предыдущие периоды (календарные годы).

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки выше или ниже установленных в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Уплата страховых взносов

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, которые обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам в части формирования их пенсионных прав, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 и пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» физические лица приобретают и утрачивают статус предпринимателя с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, начало и окончание уплаты страховых взносов поставлено в зависимость от даты государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и даты государственной регистрации прекращения им предпринимательской деятельности, а не от фактического периода ее ведения.

Для получения официальной информации рекомендуется обратиться в Минтруд России, который в соответствии с Положением о Минтруде России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Ильинка, д. 21, тел.: (495) 606-00-60).

Согласно пункту 11 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены указанным федеральным законом.

Плательщики страховых взносов вправе обратиться в органы контроля за уплатой страховых взносов с письменным заявлением об отсрочке (рассрочке) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Специальных требований к форме и содержанию такого заявления не предусмотрено. В заявлении целесообразно указать причину, препятствующую исполнению обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» определен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, согласно которому отсрочка (рассрочка) предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки):

Для получения официальной информации рекомендуется обратиться в Минтруд России, который в соответствии с Положением о Минтруде России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Ильинка, д. 21, тел.: (495) 606-00-60).

Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая состоит из следующих основных элементов:

Одной из наиболее масштабных программ поддержки малого и среднего предпринимательства является программа, реализуемая Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В рамках программы средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России в виде субсидий субъектам Российской Федерации (при условии софинансирования расходов со стороны последних) на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

В реализации программы задействованы все регионы страны.

В рамках программы предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:

При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

Ряд мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, направлен на расширение доступа малых и средних компаний к финансовым ресурсам, в том числе:

Для получения дополнительной информации о мероприятиях по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства рекомендуется обратиться в уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

Кроме того, в целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») реализуется отдельная программа поддержки.

АО «МСП Банк» направляет средства банкам-партнерам и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (в форме кредитной линии), которые в дальнейшем предоставляют кредиты, микрозаймы, заключают договора лизинга с субъектами малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация).

К основным задачам Корпорации относятся в том числе оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для получения информации о конкретных условиях предоставления поддержки рекомендуется обратиться в Корпорацию по адресу: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1, тел.: (495) 698-98-00, официальный сайт: www.acgrf.ru.

В Российской Федерации сформирована система институтов развития, деятельность которых направлена на организацию грантового и заемного финансирования инновационных проектов на разных стадиях цикла развития инноваций.

В число институтов развития входят следующие организации:

Поддержка инновационного предпринимательства также осуществляется в рамках программы Минэкономразвития России, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В частности, по итогам реализации мероприятий программы в 2010-2015 годах в России будет действовать 101 центр поддержки предпринимателей в области инноваций и промышленного производства, в том числе:

Подробная информация о мерах поддержки инновационных предприятий представлена на Едином информационно-аналитическом портале государственной поддержки инновационного развития бизнеса по адресу: www.innovation.gov.ru.

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации целевым образом предоставляет субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации на мероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе.

Указанные меры поддержки включают в себя поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, субсидирование кредитов и займов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также компенсацию затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению земельных участков в их собственность.

Для получения дополнительной информации о мероприятиях по поддержке малых форм хозяйствования на селе рекомендуется обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (контактная информация: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 1/11, тел.: (495) 607-80-00, факс: (495) 607-83-62, e- mail: info@mcx.ru, официальный сайт: www.mcx.ru). Также подробную информацию можно получить по номеру «горячей линии»: 8-800-700-03-80.

Товары, отнесенные к разряду подакцизных и полезных ископаемых, являются, как правило, высокомаржинальными товарами, реализация которых предполагает высокий уровень рентабельности.

Исходя из этого предоставление финансовой поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство (реализацию) подакцизных товаров или добычу (реализацию) полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), приведет к ситуации, когда такая поддержка будет предоставляться предпринимателям, которым она может формально не требоваться в силу наличия значительных экономических возможностей

Учитывая изложенное, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие данные виды деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» исключены из круга субъектов малого и среднего предпринимательства, которые имеют право на получение финансовой поддержки.

При этом все иные формы и виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определенные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут оказываться указанным субъектам предпринимательской деятельности.

Таким образом, если в учредительных документах хозяйствующего субъекта, а также в выписках из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и единого государственного реестра юридических лиц нет указания на производство и (или) реализацию подакцизных товаров, добычу и (или) реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также если хозяйствующий субъект реально не осуществляет указанные виды деятельности, то оказание предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» финансовой поддержки таким субъектам малого и среднего предпринимательства допускается.

Вместе с тем Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не установлены ограничения по осуществлению различных видов деятельности, в том числе по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, ранее получившими финансовую поддержку.

Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства

Статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что одним из видов поддержки является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:

Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В частности, перечень недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержден распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 ноября 2015 г. № 818-р. Порядок предоставления предпринимателям имущества из данного перечня определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

По вопросам получения имущественной поддержки можно также обратиться в специализированные организации инфраструктуры – бизнес-инкубаторы, промышленные парки и технопарки, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации.

Субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предусмотрено два случая выкупа арендуемого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

Согласно части 2 и 2.1 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий требованиям статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, может по собственной инициативе реализовать право на приобретение арендуемого имущества путем подачи заявления в уполномоченный орган.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:

В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 8 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение арендуемого имущества, в том числе достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства

Органами, обеспечивающими защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей, являются:

1) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (далее – бизнес-омбудсмен).

Правовое положение, основные задачи и компетенция бизнес-омбудсмена определены в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ к полномочиям бизнес-омбудсмена относятся, в том числе, следующие полномочия:

Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 78-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может учреждаться отдельная должность бизнес-омбудсмена в субъекте Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по вопросу защиты нарушенных прав предприниматели могут обращаться к федеральному бизнес-омбудсмену (контактная информация: 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 7, стр. 1, офис 216, тел.: (495) 649-18-23, официальный сайт: www.бизнес- омбудсмен.рф), либо к региональному бизнес-омбудсмену, действующему в субъекте Российской Федерации.

2) Прокуратура Российской Федерации (субъекта Российской Федерации).

Осуществление надзора за соблюдением законов органами государственной власти и местного самоуправления отнесено к компетенции органов прокуратуры Российской Федерации. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

3) Судебные органы.

Защита прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, также может быть осуществлена в судебном порядке в соответствии с Гражданским или Арбитражным процессуальными кодексами Российской Федерации. При этом установлена возможность обжалования судебных решений (постановлений) в апелляционной, кассационной инстанциях, а также пересмотра судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *