Имя Николай переводится с древнегреческого языка, как «победитель народов».
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, дата памяти 22 мая, 19 декабря
Через некоторое время святитель Николай отправился в паломничество на Святую землю. Святой предсказал бурю по дороге во святой град, но как только начался сильный ветер, святитель Николай вознес к небу свои молитвы, и шторм утих.
Это продолжалось до восшествия на престол святого равноапостольного Константина. Святителя освободили, и он стал заниматься вновь своей паствой. В 325 году святой Николай стал участником Первого Вселенского Собора, где был принят Символ веры и осужден еретик Арий.
Очень много чудес происходило по молитвам святителя Николая. Он упросил Господа спасти Миры от сильнейшего голода. Он явился во сне одному купцу и оставил ему три монеты, проснувшись, торговец отправился в Миры и продал там жито. Очень многие верующие получили исцеление по молитвам святителя, пришли ко Господу и стали настоящими христианами.
Святитель Николай мирно почил в 342 году (по некоторым данным в 351). Но и после своей смерти святой не оставляет всех христиан, помогая в различных нуждах.
В 792 году мусульмане покушались разграбить гробницу святителя, но вместо нее изуверы взломали другую, как только они это сделали, на море поднялся сильнейший шторм, все суда нечестивцев были разбиты.
В 1087 году купцы венецианские и барские поехали в Антиохию для того, чтобы совершить свои торговые сделки. И те и другие намеревались на обратном пути забрать мощи святителя и перевезти их в Италию. Барцы похитили мощи святого и перевезли на корабле в город Бар, торжественное перенесение мощей состоялось при множественном скоплении народа и сопровождалось чудесами и исцелениями.
Икона Николая Чудотворца
Святой Николай Болгарский, мученик, дата памяти 30 мая
Родители святого мученика Николая были албанцы. Родители жили в Фессалия в городе Янина и были в близком родстве с одним высоким чиновником в Далмация, который был любимцем тогдашнего турецкого султана Сюлеймана II (1520-1566 г.). Отца святого мученика звали Мартин, а мать Евфросиния. Это показывает, что они были христианами. Мартин и Евфросиния были бездетны, но усиленно молились Богу, а особенно Николаю Мирликийскому, чтобы им был дарован ребенок. По их молитвам Бог даровал им ребенка, который родился в в 1510 году. Родители дали ему хорошее воспитание и образование.
Святой Николай был красивым и умным молодым человеком. После смерти своих родителей, он убежал от турок в Софию. Так как он отличался своей кротостью и благочестивой жизнью, то Софийские болгары приняли его тепло и успокоили. Но из-за опасений, он бежал от турок в Влашко и стал придворным при воеводе Мирчо Чобан. В Софию вернулся только в 1554 году, его товарищи турки пригласили его на вечеринку и, подсыпав ему наркотиков в виноградный сок, произвели ему обрезание, чтобы вернуть его в свою веру. Святой Николай провел в уединенной непрерывной молитве целый год. Когда мусульмане нашли и спросили его, почему он их покинул, на что св. Николай заявил, что никогда не предавал православную веру. Тогда он был подвергнут пыткам, заключен в темницу и предан суду. В конечном счете, кади (судьи) его оправдали, но толпа хотела отомстить и забила его камнями в области «Юч бунар» («Три колодца»), за пределами города. Это произошло 17 мая 1555 года. Затем турки сожгли тело святого возле места под названием «Търницата» и пепел развеяли. Тогдашний митрополит Иаков созвал епархиальный собор, который канонизировал Николая как святого.
Видевшие большие иконы кузнецовского письма описывают свои ощущения как всеохватывающий трепетный восторг, словно смотрят они в окно, распахнутое в бесконечность.
КУЗНЕЦОВСКОЕ ПИСЬМО
. иконописный стиль, разработанный Юрием Кузнецовым и зарегистрированный Российским Авторским Обществом в 2006 году
подробнее >>
экскурс в историю
автор
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
Культурный феномен «кузнецовского письма» открывается нашей интуиции
как неисчерпаемо богатый источник новой и уникальной информации, выраженной. подробнее >>
семинары
статьи
интересные книги
Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.
КНИГА «НА ПУТИ К МЕЧТЕ»
Красочное подарочное издание в твердом переплете, 112 страниц.
Стоимость книги 1250 рублей.
КНИГА «ВРЕМЯ ВЕРЫ»
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей. Автор Игорь Оболенский.
Стоимость книги 1200 рублей.
Что такое икона?
Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.
Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.
Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.
Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.
Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.
Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.
После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.
_____________________________________________________________________ 1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117 2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4 3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79 4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267 5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36 6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60 7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67 8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63 9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71 10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60 11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67 12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67 13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111 14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
Деканонизированный Николай Чудотворец и другие святые.
В последнее время ходит много разговоров, что католики деканонизировали самого Николая Чудотворца. В это верится с трудом, ведь даже западный Дед Мороз называется Санта-Клаусом, то есть святым Николаем.
Нет дыма без огня, и решил я разобраться в этом вопросе. К моему удивлению, оказалось, что попытка убрать из святцев самого любимого в России святого действительно была! И в какой-то мере она даже была реализована. Святителя Николая как бы «разжаловали», убрав из числа наиболее почитаемых всей Церковью святых и сослав его в разряд «местночтимых», которым при желании молиться и служить службы можно, но уже совсем не обязательно.
Наглядным свидетельством «разжалования» Николая Чудотворца является место его упокоения в городе Бари. Прежняя табличка «Гробница святого Николая» заменена на абстрактное и безымённое tomba del santo – «Гроб святого». А сами католики больше почитают статую Николая, стоящую в базилике, нежели его мощи. Причём статуя облачена не в католическое, а в греческое православное архиерейское одеяние. А на груди у неё висят крест и панагия из России, не так давно подаренные нашим симбирским епископом, которому показалось несправедливым, что католики сняли со статуи святителя все церковные украшения.
Но за что в ХХ веке величайшего святого подвергли таким странным гонениям? Оказывается, во многом этому способствовало сформировавшееся в католической церкви мнение, что сведения о святителе Николае малочисленны и исторически недостоверны.
Что касается достоверности, отчасти претензия имеет под собой основание – ведь некоторые сведения, описанные в житии святителя, были ошибочно заимствованы из жития другого его святого земляка – Николая Пинарского, жившего на два века позже. Всему виной были переписчики, ошибочно решившие, что упоминаемые в разных текстах и по многим параметрам похожие друг на друга святители Николаи – это один и тот же человек. Из-за этого в житии великого чудотворца возникли курьёзные исторические ляпы – например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой.
В православной церкви эту проблему решили просто: в новых изданиях жития святых «двойников» разделили, оставив Николаю Чудотворцу всё то, что действительно именно с ним происходило. Католики же на этой проблеме споткнулись. Добавили сомнений и споры о том, какие из мощей святителя можно считать подлинными – те, что хранятся в городе Бари, или же венецианские?
Уже после «разжалования» святого Николая дать ответ на этот вопрос помогли учёные.
Как известно, после смерти тело чудотворца покоилось в Мирах Ликийских, в которых было очень неспокойно из-за набегов агрессивных соседей-исламистов, со временем захвативших эту территорию. Когда в полупустой город заглянули проезжавшие купцы из Бари, оказалось, что гробницу охраняют всего лишь четыре монаха. Возжелавшие завладеть мощами баряне силой вынудили монахов отдать святыню. Гроб вскрыли, повредив благоухающие святые останки, и, торопясь, чтобы их не застигли на месте преступления, охотники за мощами унесли на свой корабль голову и фрагменты скелета, впопыхах оставив примерно пятую часть костей.
Украденная святыня поныне хранится в городе Бари.
Но на этом история не закончилась. Позже, во время крестового похода, в Мирах высадились ещё одни охотники за мощами – венецианцы. В поисках святынь они вели себя как варвары – разбили алтари и разорили всё, что смогли. Под пытками один из монахов показал им, где покоятся уцелевшие от первой кражи остатки мощей святителя. А поскольку костей Николая Чудотворца было маловато, венецианцы, недолго думая, дополнили их останками других людей – чьим-то черепом, а также женскими и детскими косточками. И в таком виде на 4/5 фальсифицированные мощи оказались в Венеции. С тех времён по миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.
Баряне же никому мощи не раздавали и хранили их в храме под спудом.
Лишь однажды гробница в Бари была вскрыта – в середине 1950-х годов мощи святителя Николая исследовал итальянский антрополог Луиджи Мартино. Он подтвердил, что иконы верно передают облик чудотворца, и даже измерил его рост – 167 сантиметров. Согласно выводам Мартино, при жизни сей человек был строгим постником и болел болезнями, характерными для того, кто долго сидел в тесной и сырой тюрьме.
Тот же учёный в 1992 году исследовал и венецианские мощи, установив, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари, а остальные кости взяты от других людей разного пола и возраста. Так были разрешены почти тысячелетние сомнения и споры относительно подлинности мощей.
Сомнения развеялись, но осадок остался. Общецерковное почитание святителя пока что так и не восстановлено. Каждая католическая епархия ныне сама решает, почитать ли ей Николая. А многие католики теперь уже и не помнят, кто же был настоящим прототипом сказочного Санта-Клауса.
Впрочем, не везде главным рождественским и новогодним Дедом считают именно Санту. Это ведь Голливуд заставил нас думать, что святой Николай повсеместен и потому незыблем. Да, его почитают в Британии, США, Канаде и Австралии, а также в Нидерландах, где его именуют «Синтерклаас». Святого Миколайку и Микулаша любят в Польше, Чехии и Словакии, однако конкуренцию ему составляют более любимые в народе Дядек Мроз и домашний дух Ежишек. А Греция и Кипр в качестве новогоднего героя и вовсе предпочитает не Николая, а святого Василия.
Большинство прочих стран вовсе не связывают Новый год с Санта-Клаусом. Так, в Германии его аналогом является добрый Вайнахтсман (Рождественский дед). Франция именует своего «Деда Мороза» Пэр Ноэль (Дед Сочельник), испанцы называют его Папой Ноэлем, а итальянцы – Баббо Натале. Скандинавы обожают своих лесных и домашних «дедов» вроде Йоулупукки, Юльтомтена и Юлениссена… Ну а в Камбодже своего новогоднего героя кличут… Дед Жар.
Скандальной «деканонизации» Николая Чудотворца мир обязан Второму Ватиканскому собору (он же – «21-й Вселенский»), проходившему в 1962–65 годах. Кроме него из католических литургических календарей были удалены многие святые древней церкви, например, великомученицы Варвара и Екатерина, святая царица Александра, святой мученик Киприан и даже великомученик Георгий Победоносец! Всех их разжаловали до уровня «местночтимых» под тем предлогом, что их жития слишком смахивают на легенды и не могут рассматриваться как достоверные.
Впрочем, если смотреть современные официальные российские католические календари, то в них нет и следа от этих деканонизаций, а память Георгия Победоносца и вовсе отмечена как праздничный день. Там, где этих святых традиционно помнят, любят и почитают, верующих решили не тревожить.
В православной церкви за недостоверность и «нетолерантность» из святцев не выкидывают. Зато святые могут попасть под деканонизацию из-за смены церковной идеологии. Особенно досталось некоторым из русских святых после того, как в XVII веке случился раскол, разделивший верующих на «никониан» и «старообрядцев».
Самая известная из подобных жертв раскола – благоверная Анна Кашинская, жена казнённого в Орде в 1318 году и впоследствии канонизированного князя Михаила Ярославича Тверского. После смерти мужа княгиня стала монахиней, а двое её сыновей и внук повторили мученическую судьбу Михаила. В 1611 году мощи Анны были найдены в кашинской церкви и сразу же прославились в народе как чудотворные. В середине того же XVII века княгиню официально канонизировали как небесную покровительницу города Кашина. А в 1677 году её неожиданно вычеркнул из списка святых патриарх Иоаким – за «пропаганду старообрядческого двуперстия». Не в меру ретивого борца с «раскольниками» сильно разозлило, что старообрядцы особо почитают Анну за то, что на её руке видно дораскольное молитвенное сложение пальцев. Отчасти досталось и святому мужу княгини – Михаилу значительно понизили богослужебный статус.
И лишь в 1908 году церковное почитание Анны Кашинской было восстановлено, а в её честь стали образовываться монастырские общины.
Ещё одной жертвой деканонизации стал небесный покровитель Архангельска Евфимий Архангелогородский, посмертно прославленный за многочисленные чудеса и исцеления у его мощей. Святой не угодил самому царю Петру I – за пышную «старообрядческую» бороду, пресловутое двоеперстие и за народную любовь к нему северных староверов. Выслуживавшиеся перед царём епископы запретили почитать преподобного Евфимия, но народ их не послушал, и почитание опального чудотворца ещё больше возросло и распространилось на всё Поморье. После Октябрьской революции церковь Михаила Архангела, под которой были захоронены мощи святого, разрушили и сровняли с землёй, и теперь уже никто не знает, где он похоронен. Но северяне поныне почитают Евфимия, а его имя вернулось в общецерковные святцы.
В общей сложности из-за перемен церковной идеологии пострадали несколько десятков святых. В их числе – Псковский чудотворец Евфросин, церковный писатель и переводчик преподобный Максим Грек, виленские мученики XIV века Иоанн, Антоний и Евстафий, оршинские и тверские святые Савва, Варсонофий, Ксенофонт и Савватий, а также ржевские благоверные Владимир и Агриппина. Некоторых из них всё же реабилитировали и вернули в святцы в ХХ веке. Но, к сожалению, большинство подвижников, чьё почитание запретили в смутные времена «борьбы с расколом», так и остались забытыми.
В начале 2013 года разыгрался настоящий скандал, когда выяснилось, что имена аж 36 новомучеников и исповедников российских пропали из святцев и церковного календаря. Оказалось, что всех их РПЦ деканонизировала. Но за что попали в такую немилость пострадавшие в первой половине ХХ века и канонизированные на архиерейском соборе в 2000 году новые святые?
Недавно выяснилось, что кое-кто из деканонизированных попал в святцы по ошибке. Например, протоиерей Александр Смирнов умер ещё в 1915 году, а его по чьей-то халатности случайно определили в «новомученики», указав дату смерти на три года позже реальной.
Но большинство из них были вычеркнуты по иной причине. После открытия доступа к секретным документам ОГПУ, МГБ и КГБ стали появляться сведения, что некоторые из новомучеников под пытками отреклись от веры или священного сана и давали ложные показания на себя и других верующих, способствуя новым арестам.
Однако с подобной чисткой святоотеческих рядов согласны далеко не все. По мнению историка православной церкви Лидии Головковой, неразумно канонизировать святых, беря за основной источник информации следственное дело, и уж тем более не стоит рассуждать о святости того или иного человека, судя по уголовным делам сталинского времени. Ведь зачастую человека под пытками всего лишь заставляли расписаться на чистом белом листе, а уже потом следователь вписывал туда всё, что хотел. Для привлечения к делу новых «сообщников» использовались конфискованные у людей письма и записные книжки. А некоторые из следователей и вовсе без лишних церемоний попросту подделывали подписи несговорчивых подследственных. Именно по этой причине в 50–60 годах даже были отправлены под суд несколько сотрудников следственных органов, промышлявших массовыми фальсификациями уголовных дел в тридцатые годы.
Так что верить порочащим новомучеников сведениям не стоит. Тем не менее, всплывшему «компромату» церковные власти поверили и на всякий случай подчистили святцы. А ведь некоторым из ныне удалённых святых уже вовсю иконы писать начали и даже детей в их честь называли!
Впрочем, окончательную точку в этом деле ставить ещё рано. Возможно, что в будущем кого-то из деканонизированных всё же вернут обратно в святцы. А кого-то из почитаемых ныне – в свою очередь «разжалуют» или вычеркнут из святых списков. Пути Господни неисповедимы.
По статистике, в дореволюционной России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I.
Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию. Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник. Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами.
Житие святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай, они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай. Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.
Святитель Николай был из богатой семьи, поэтому, когда его родителей не стало, он получил большое наследство. Однако все его раздал на дела благотворительности. Рассказывают, что однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери. Случайно он узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданного. Святитель Николай спас семейство от гибели: под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом. Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь, затем среднюю и младшую. Дело в том, что святитель Николай несколько раз тайно приходил к дому несчастной семьи с дарами. Узнав в своем благодетеле святителя Николая, бедняк искренне его благодарил не только за деньги, которые спасли его детей от поругания, но и за удержание от греха, на который он был готов пуститься.
Через некоторое время святитель Николай попал в город Миры, столицу Ликии, где его никто не знал. Он жил как нищий, но изо дня в день посещал богослужения. В это же время в Мирах скончался архиепископ. И на совете епископы тщетно пытались избрать нового. По молитвам одному из старцев было видение, что архиепископом должен стать первый, кто войдет к полуночнице в храм. Им и оказался смиренный и кроткий святитель Николай. Весть об избрании архиепископа быстро облетала город.
В 325 году, уже при императоре Константине, архиепископ Мир Ликийских среди прочих был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее. Там святитель Николай не только обличил еретическое учение Ария, но даже ударил его по щеке за богохульство. Присутствовавшие сочли это за излишнюю ревность, и святитель был отправлен в тюремную башню и лишен сана. Впрочем, вскоре святителя Николая вернули на собор, убедившись в его правоте.
Святитель прославился многими чудесами: спас Ликию от голода, во время вспыхнувшего мятежа во Фригии, помог трем императорским воеводам усмирить толпу и разрешить конфликт мирным путем. Узнав о намеченной в городе Миры казне трех невинно осужденных, прибыл туда и остановил меч палача. Многим и знавшим его лично, и не видевшим никогда, но призывавшим его в своих молитвах, он оказывал помощь и благодеяние. Скончался святитель Николай 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) 342 года в городе Миры. Святой Андрей Критский сказал о нем: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!»
Николай — покровитель моряков
Святой Николай особенно почитается среди моряков. Вероятнее всего это связано с несколькими чудесами, описанными в житии святителя Николая. Однажды он плыл на корабле. Во время путешествия святитель Николай предсказал морякам страшную бурю, которая должна была вот-вот обрушиться на судно. Так и случилось. Шторм был чудовищным. Спутники святителя Николая в отчаянии просили его молиться Богу об избавлении от смерти. Святитель всех утешил, велел мужаться и надеяться на Бога. Буквально сразу по его молитве ветер стих и море успокоилось. Тогда же случилось другое чудо. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Святой Николай Чудотворец воскресил его своей молитвой на глазах у удивленных спутников. После чего корабль благополучно пристал у берегов Александрии.
История о помощи святителя Николая морякам во время шторма в житии повторяется дважды. Второй раз в повествовании говорится о моряках, которые из Египта направлялись в Ликию и также попали в бурю. Зная о прославленном архиерее и не надеясь на спасение, они мысленно призвали святителя Николая молиться о них. Случилось чудо. Вдруг у корабельного руля все увидели святителя Николая, который управлял судном. Именно его несколькими днями позже моряки узнали в архиерее в церкви города Миры, куда причалил корабль.
Безусловно, сюжет о чудесном спасении моряков не мог остаться без внимания художников. В Пинакотеке Ватикана хранится полотно Джентиле да Фабиано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем» (1425 год). В национальной галерее Умбрии в Перудже — работа Фра Беато Анджелико 1447 года «Святой Николай спасает корабль». Даже в гербах некоторых европейских городов (по административному делению коммун) святитель Николай Чудотворец изображается на корабле. Так в гербе швейцарского Туггена (Кантон Швиц) он стоит на носу корабля. На гербе французского Фор-Мардика (кантон Дюнкерк в регионе Нор-Па-Де-Кале) он изображен воздевающим руки к небесам с сидящими у его ног в лодке моряками.
Николай Чудотворец — покровитель детей
Для многих не секрет, что прототипом Деда Мороза в России, Санта Клауса в Америке и рождественского деда в Европе стал святитель Николай Чудотворец. Вероятнее всего, это связано с сюжетом из жития святителя Николая о помощи трем девицам, дочерям бедняка, в окно дома которых святитель Николай трижды подбрасывал золото.
Есть и другая версия. Святитель Николай широко почитался в Европе, О нем ходило много сказаний и легенд: как он подкладывает монеты в выставленные на порог дома башмаки бедняков, подкидывает в окна сладости. А в X веке в Европе появилась песня, в которой житие было видоизменено. И три невинно осужденных на казнь жителя города Миры были заменены в тексте песни на трех детей. Бытование этой песни подчеркивало, что святитель Николай — покровитель детей. Чуть позже в Европе, сначала в кафедральном соборе в Кельне (в X веке), а потом уже и за пределами Германии, появилась традиция на день памяти святителя Николая раздавать детям в храме сладости. Традиция полюбилась, и уже позже родители стали вешать над камином носочки, куда послушным детям в день памяти святого клали лакомство, а непослушным — розги.
Окончательной трансформации святителя Николая в Рождественского деда, вероятнее всего, мы обязаны Мартину Лютеру и Реформации, которая исключила почитание святых, но не исключила традиции. Чуть позже, в эпоху контрреформации, детям стали опять вручать подарки от имени святителя Николая. С той только разницей, что получали они их на Рождество. Немалую роль формирования образа Рождества сыграл поэт Клемент Кларк Мур. В 1822 году он написал поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В ней он описал сказочного персонажа Санта-Клауса, который дарит подарки детям на Рождество и ездит на оленей упряжке. Поэму переиздали в 1844 году. Тогда она стала очень популярна в Америке, которой, в свою очередь, мы обязаны Красным халатом, пропиской Санта Клауса на полюсе и эльфами. Их придумал в 1863 году художник Томас Наст.
Деревянная скульптура: Николай Можайский
Одна из самых больших коллекций деревянной скульптуры (400 экспонатов XVII-XIX века) в России принадлежит Пермской государственной художественной галерее. Эта коллекция (часть ее до 1 марта 2014 года выставляется в Историческом музее в Москве) поражает и красотой, и образностью, и техникой. Самобытность северной храмовой пластики отчасти даже шокирует. Ведь в восточной христианской традиции объемные изображения святых были под запретом Святейшего синода. И то, что деревянные скульптуры сохранились до наших дней, стоит считать скорее чудом и исключением. Кстати, обязаны мы этой коллекцией тоже Николаю. Искусствовед Николай Серебренников, сын священника, организовывал в 20-е годы XX века научные экспедиции в Пермский край, надеясь сохранить уникальные памятники старины. Николай Серебрянников собирал деревянные скульптуры из закрываемых советской властью пермских церквей. Его активно поддерживал директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Благодаря последнему удалось издать книгу, посвященную пермской деревянной скульптуре.
Одной из самых популярных тем в деревянном зодчестве, — и это только подтверждают экспонаты Пермского музея, музеев Москвы, Мурома, других городов, — был образ Николая Чудотворца, или Николая Можайского. В полный рост, с распростертыми руками, святитель Николай в правой руке сжимает меч, в левой на открытой ладони держит город-храм. По легенде святитель Николай явился жителям осаженного города Можайска в облаке, чем страшно испугал неприятеля. Враг бежал. Горожане в память о спасителе и защитнике города вырезали скульптуру. Так образ Николая Можайского с XIV века получил широкое распространение не только в деревянной скульптуре, но даже в иконописи.
Сегодня отношение к скульптуре, изображающей святого, изменилось. Это не значит, что в православных храмах стали появляться скульптуры. Однако с 2002 года существует и продолжает развиваться проект по установке памятников святителю Николаю Чудотворцу «От Калининграда до Чукотки». Они уже есть в Перми, Тамбове, Омске, Калининграде, Майкопе, Тольятти, Анадыре и даже на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.
Образ Николая Чудотворца в живописи
Святитель Николай Мирликийский почитается особо всеми ветвями христианской Церкви. Поэтому житийных сюжетов в европейском изобразительного искусстве, особенно у художников эпохи Возрождения, немало. Амборджо Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Джентиле да Фабриан и многие другие в своих полотнах прославляли святителя Николая. Как и в России, эти работы создавались в основном для благоукрашения капелл и храмов, составляли части алтарей.
Однако нам всем хорошо известна картина художника Ильи Репина, которую никак не назовешь иконой: «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». Надо сказать, что религиозных сюжетов в отечественной живописи было не так много. Попытки направить творческую мысль в религиозную сферу, говорить евангельскими образами предпринимали и Николай Ге, и Александр Иванов, и Михаил Нестеров, и Виктор Васнецов. Но современниками эта живопись воспринималась неоднозначно. И дело не только в том, что сложившиеся иконописные каноны жестко диктовали условия. Даже Бенуа в своей «Истории русской живописи», говоря о священной миссии русского искусства, «как отражении духовной жизни», задается риторическим вопросом: «Возможно ли, чтобы истинно религиозная русская живопись зародилась на стенах наших церквей? Ответ на этот вопрос, скорее, представляется отрицательным, потому что по сложившемуся обычаю внутреннее украшение храмов обыкновенно зависит от академически зачерствелых архитекторов и, что еще того хуже, от разных комиссий и комитетов».
Вот и картину Ильи Репина современники назвали выдуманной и неинтересной вещью. И это при том, что работе над образом святителя Николая Чудотворца Репин посвятил четыре года жизни.
Первая церковь святого Николая на Руси
По преданию, первый храм в честь святого Николая Мирликийского Чудотворца был возведен в Киеве равноапостольной княгиней Ольгой над могилой князя Аскольда. Аскольд был первым из киевских князей, принявших святое крещение с именем Николай. Его крестил святой Патриарх Фотий в Царьграде, о чем сообщают нам византийские источники.
Случилось это примерно в 866 году, когда Аскольд во главе флотилии из 360 кораблей подошел к Царьграду. Испуганные греки, видя, как Аскольд сжигает одно за другим селения, уничтожает церкви, предложили мир. А заодно — показали святыни города, и прежде всего храм Софии Премудрости Божией. Аскольд был потрясен как красотой богослужения, так и общением с греком-философом Кириллом.
Но вскоре князь не просто заболел, а ослеп. Надеясь, что исцелится и, пообещав, что уверует во Христа, Аскольд крестился с именем Николай. По преданию, он действительно прозрел и воскликнул, что «узрел Бога истинного». Впрочем, вернувшись на родину, Аскольд прожил недолго. Он был вскоре убит князем Олегом. Только в 957 году княгиня Ольга возвела на месте погребения Аскольда трехглавую церковь во имя Николая Чудотворца. Вероятно, она любила здесь бывать, потому что завещала похоронить себя у этого храма. В XV веке на месте Аскольдовой могилы существовал Киевский-Пустынно-Никольский монастырь. В 1809 году, когда монастырь был переведен в более удобное место, здесь была возведена новая каменная Никольская церковь, которую от сноса спас Николай I, посетивший ее в 1847 году. Храм существует и по сей день. Впрочем, в 1992 года он был передан Украинской греко-католической церкви.
Храмы в честь Николая Чудотворца в Москве
Сотни и даже тысячи храмов в России освящены в честь святого Николая Чудотворца. До революции помимо крупных приходов существовало немало домовых храмов при больницах, богадельнях, приютах, гимназиях. В Москве на сегодня действующими считают двадцать девять храмов, освященных в честь святого Николая Чудотворца. Многих из них, хотя и не всех, не коснулась ни революция, ни война. Как, например, храм святителя Николая в Кузнецкой слободе в Москве. Известный с XV века, храм несколько раз перестраивался (в 1625, 1683, 1805 годах), но никогда не закрывался. Для прихожан Никольского храма это сродни чуду.
Храмы в честь святого Николая в Европе
Немало храмов принадлежат Русской Православной Церкви в Европе. Почти все они, за немногим исключением, были построены до революции. Храмы есть в столице Австрии — Вене; в Бельгии — в Брюсселе; в Болгарии — в Софии; в Англии — в Оксфорде и в Ливерпуле, где находится миссия святителя Николая Чудотворца; в Венгрии — в городах Дьондьош и Токай; в Германии — в Гифхорне, Ингольштадте, Фрайбурге, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Зальцгиттере, Кемптене, Ландскухте и Нойсе; в Дании — в городе Хобро, а также домовая церковь в Орхусе. Домовая церковь есть и в ирландском городе Голуэй. В Исландии церковь во имя святителя Николая была построена в 2011 году в Рейкьявике. В Италии Никольские храмы есть в Бари, Мерано, Риме, Флоренции, домовые церкви в Алессандрии и Вероне, Виченце, Новаре. Также есть православный храм святителя Николая Чудотворца в Амстердаме.
В Голландии, во фрисландской деревне Хемелюме, также находится мужской Никольский монастырь. Он был основан в 1999 году двумя братьями-монахами и освящен в 2001 году в честь святителя Николая чудотворца. Монастырь расположен в реконструированном здании XIX века, принадлежавшем протестантской церкви. Надо сказать, что на этом месте монастырь существует с XII-XV веков. Правда тогда он был католическим, но так же как и нынешний православный монастырь, был освящен в честь Николая Чудотворца.
Русской православной церкви принадлежит приход во им святителя Николая в норвежском Тромсё. Церковь есть в Румынии — в Бухаресте; в Финляндии — в Хельсинки; во Франции — в Лионе и Ментоне, Нильванже, Ницце, Сент-Женевьев-де-Буа, Южин, а так же в швейцарском Базеле. Домовая церковь святого Николая существует в шведском городе Уппсала.
Другие святые с именем Николай
В церковном календаре мы находим 159 святых, которые носят имя Николай. 134 из них — новомученики: от дьякона до протоиерея, от иеромонаха до архимандрита и архиепископа. Замученные, убитые, расстрелянные в годы советской власти в самых разных городах и селах страны от Москвы до Екатеринбурга. Они погребены в общих могилах. Многие из них были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Песни Святому Николаю
Святитель Николай всегда был народным святым. В народном сознании он оставался очень близким, родным, понятным и отзывчивым. В фольклоре существует даже сказка о святых Касьяне и Николае. Будто бы гуляя по земле, они как-то встретили крестьянина, у которого телега завязла в грязи. Касьян отказался помогать, боясь запачкать свои белоснежные ризы. А святитель Николай охотно подтолкнул телегу и помог выбраться крестьянину из трясины. Как говорится в сказке, представ перед престолам Божиим, святителю Николаю пришлось держать ответ за свои испачканные одежды. А узнав, почему у одного ризы белоснежные, а другого — покрыты грязью, Господь установил поминать в храме святителя Николая дважды в году — 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) и 22 мая (9 мая), — а Касьяна раз в четыре года 29 февраля.
В народном календаре день 19 декабря (6 декабря по ст.ст.) был знаковым. Это было время, про которое говорили «на Николу зима с гвоздем ходит». Имея в виду, что наступало время таких снегопадов и холодов, которые льдом как смолой латают крыши домов. Снегом укутывало дома, прикрывало щели, дыры, морозом их сковывало, будто бы сам Николай Чудотворец заботливо помогал сохранять драгоценное тепло. С Николиного дня начиналась подготовка к святкам и молодежные посиделки, на которых готовили костюмы ряженым и конечно же пели. Один из таких широко известных духовных стихов приводит в книге «Зарайская святыня» отец Василий Изюмский:
(М)икола, (М)икола, (М)икола Святитель, (М)икола Можайский, Святитель Заряйский, Морям проходитель, землям исповедник. А знают Николу неверные орды, А ставят Николе свечи (с) воску яры, А ставят Николе кануны медвяны. Ему Свету слава и слава Державе, Во всю ему землю, во всю (Подселенну) И слава доныне, во веки аминь!
Тропарь святителю Николаю
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак святителю Николаю
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.