какие есть татарские журналы

Кто и зачем выпускает татарские СМИ за рубежом

Татарские СМИ у многих ассоциируются только с изданиями «Татмедиа», однако еще в начале 1900-х годов периодика на татарском печаталась в разных уголках планеты. Enter нашел зарубежные газеты, журналы и даже издательства, которые пишут о татарах, а также узнал, что интересует татарских эмигрантов, и почему большая часть такой прессы была издана за границей.

какие есть татарские журналы. Смотреть фото какие есть татарские журналы. Смотреть картинку какие есть татарские журналы. Картинка про какие есть татарские журналы. Фото какие есть татарские журналы

Трудности с выпуском периодики и цензура за границей

На самом деле значительная часть татарской прессы была создана за пределами России и в основном имела либерально-демократический уклон. Еще в 1905-1945 годы, а также после Второй мировой войны в Турции, Венгрии, Германии, Польше, Китае, Японии, Финляндии, Швеции, Румынии и США выпускалось более 50 газет и журналов на татарском языке. Всей этой работой занималась интеллигенция, вынужденная покинуть Россию из-за расхождения с властью в политических взглядах — особенно после 1917 года. К ней присоединились общественные и религиозные деятели, а также пленные времен Первой и Второй мировых войн.

Организовать весь процесс было совсем непросто: остро стояли финансовые вопросы, поиск бумаги, типографий, шрифтов и способов распространения. Известный татарский писатель и журналист Гаяз Исхаки, занимавшийся изданием и редактированием, писал: «Выпуск печатных изданий за границей не такое уж легкое дело, как в Казани и Москве. Его расходы и хлопоты бывают в четыре-пять раз тяжелее. В особенности неимоверные трудности возникают при их распространении».

Огромная часть газет и журналов, изданных татарскими эмигрантами появилась в Турции. Во второй половине XIX — начале XX века и после Октябрьской революции в восточную страну переселились тысячи татар. В 1905 году в Стамбуле начал выходить журнал Kazan, а через три года — газета «Үлчәү». В журнале публиковали то, что не могли напечатать в России: статьи о прошлом народа, различные этапы развития его государственности, социально-экономическое положение при царизме и Советской власти. Однако политические разногласия возникали и там: например, идеи татарского писателя Мусы Акъегетзаде о путях экономического развития Турции не понравились местным властям. Они закрыли его газеты, а самого деятеля отправили в ссылку.

какие есть татарские журналы. Смотреть фото какие есть татарские журналы. Смотреть картинку какие есть татарские журналы. Картинка про какие есть татарские журналы. Фото какие есть татарские журналы

Издания для военнопленных и оппозиционный настрой

Газеты на татарском появились и в лагерях для военнопленных на территории Австро-Венгрии и Германии в годы Первой мировой войны. А в 1915-1916 годах в лагере для мусульманских военнопленных у венгерского города вблизи Будапешта выходила подпольная литературно-фольклорная рукописная газета «Кечерәк җуаткыч». Ее выпускали сами пленники, помещая в ней стихи, зарисовки, воспоминания о родных краях и суждения о войне. К каждому номеру газеты добавлялось приложение с текстами татарских народных песен. В некоторых источниках есть информация о пяти татарских газетах, которые выходили в 1915-1920 годы в Вюнсдорфском лагере. В нем содержались мусульмане. В изданиях они писали о жизни в неволе, проводившихся там концертах оркестра народных инструментов, спортивных соревнованиях, работе библиотеки и религиозных праздниках. Комплект газеты «Татар иле» вручался на память каждому татарскому военнопленному перед отъездом на родину.

Осенью 1923 года по инициативе Гаяза Исхаки состоялось собрание татарских, башкирских и казахских эмигрантов: было решено организовать выпуск журнала «Милли юл» на татарском языке. О его значении Исхаки писал: «Наконец в 1928 я объездил все города балтийских стран, где проживают наши собратья, собрал деньги и организовал выпуск “Милли юл”. Томимый жаждой чтения наш народ встретил его с большой радостью, наша эмигрантская интеллигенция сплотилась вокруг него. Он занял место единственного руководителя среди рассеявшихся по различным городам Европы, Азии и Америки соплеменников».

Журнал просуществовал 11 лет за счет соотечественников из разных стран мира. В нем писали об историческом пути татарского народа, поднимали тему борьбы за национальное освобождение и рассказывали о политических событиях: о гонениях на ислам в СССР, о переходе татарской письменности на кириллицу, насильственной коллективизации, массовых политических репрессиях. Конверты с журналами опускались в почтовые ящики в Москве или шли почтой по указанным адресам. Практически вся распространяемая по почте в Советском союзе эмигрантская литература конфисковывалась советскими органами — до адресатов доходили единичные экземпляры.

Несколько эмигрантских печатных периодических изданий на татарском языке выходило в Германии в годы Второй мировой войны. Это газеты «Идел-Урал» и «Тюрк бирлиги “Идел-Урал”», журнал «Татар әдәбияты» и двуязычный — «Германча-татарча белешмә. Deutsch-Tatarisches Nachrichtenblatt». По мнению редактора издания «часть журнала, издававшаяся на татарском языке, служила тому, чтобы использоваться как пропагандистский материал в добровольческих соединениях».

Появлению такой периодики содействовали Восточное министерство и высшее командование вермахта нацистской Германии. По воспоминаниям военнопленных, на страницах «Идел-Урала» печатались материалы об истории татарского народа, его деятелях. Писатель Рафаэль Мустафин отмечает, что в газете публиковались также ностальгические стихи оказавшихся в фашистской неволе татарских военных и людей, пригнанных в Германию насильно. Они выходили под псевдонимами, без указания настоящих фамилий их авторов. Только те, кто не собирался возвращаться обратно, печатались под своими именами.

Ряд изданий на татарском языке выходил в Германии и в послевоенный период. В 1952 году в Мюнхене татаро-башкирская эмиграция издавала журнал «Азат Ватан». Он стремился показать пагубность большевистского режима, его злодеяния в отношении татар и башкир, гонения на приверженцев ислама и мусульманских священнослужителей.

Начиная с конца XIX века много татар стало переселяться в Китай, Японию и Корею. Постепенно возникли национальные, политические и общественные организации, мечети и учебные заведения. В 1920-е годы эмигранты стали издавать газеты, журналы и книги. Первые печатные издания на татарском языке появились в Харбине.

Первоначально эмигрантская пресса представляла собой рукописные газеты и журналы, так как для приобретения современной типографии не хватало денег. С 1 ноября 1935 года в китайском городе Мукден начала выходить большеформатная еженедельная газета «Милли байрак». Издание распространялось в Финляндии, Германии, Японии, Китае, Египте, Саудовской Аравии и других странах. На его страницах печатались десятки статей Гаяза Исхаки: «В чем суть культурно-национальной автономии?», «Татары Финляндии», «Русификаторская политика Советов», «Основы нашего будущего». Теперь газету называют энциклопедией жизни и судьбы татарских эмигрантов. «Милли байрак» прекратила деятельность после вступления на территорию Маньчжурии советских войск в августе 1945-го. Ее сотрудников арестовали сотрудники советской контрразведки.

В 1931-1945-м ряд периодических изданий на татарском языке выпускался в городах Японии. В 1931-м в Токио начал выходить журнал «Япон мохбире». В общей сложности он издавался в течение четырнадцати лет и по продолжительности своего существования занимает первое место среди всех эмигрантских газет и журналов на татарском языке. В 20-е годы XX века появились издания финских татар. В 1967-м в Стокгольме мусульманское общество выпустило журнал «Безнең фикер» на 26 страницах. В начале 1973-го в американском городе Сан-Франциско приступили к изданию газеты-бюллетеня «Хәбәрләр мәктүбе».

В целом, с 1905-го по 2000-е годы за рубежом на татарском языке издавались 66 газет и журналов. Большинство из них приходится на Германию, Китай, Турцию, Финляндию, Японию, Румынию, Венгрию, Швецию и США.

Источник

Газеты, журналы

Полезные статьи

какие есть татарские журналы. Смотреть фото какие есть татарские журналы. Смотреть картинку какие есть татарские журналы. Картинка про какие есть татарские журналы. Фото какие есть татарские журналы

Как известно, издавна печатные средства массовой информации считались зеркалом города. Они не только описывали все важнейшие события, рассказывали об разнообразных мероприятиях, но и отображали общественное мнение касательно той или иной проблемы. Пресса Казани во все времена отличалась оперативностью, профессионализмом журналистов и объективностью.

какие есть татарские журналы. Смотреть фото какие есть татарские журналы. Смотреть картинку какие есть татарские журналы. Картинка про какие есть татарские журналы. Фото какие есть татарские журналы

Сегодня, когда уменьшаются условия для здоровой и чистой конкуренции, рынок средств массовой информации, печатные СМИ находятся в заведомо проигрышных условиях по сравнению с телевидением и Интернетом. Однако постоянный поиск новых рыночных стратегий позволяет периодическим изданиям занимать собственную нишу в жизни современных городов.

какие есть татарские журналы. Смотреть фото какие есть татарские журналы. Смотреть картинку какие есть татарские журналы. Картинка про какие есть татарские журналы. Фото какие есть татарские журналы

Татарстан – это регион Российской Федерации, где наряду с русским языком, большая часть населения владеет и татарским. Двуязычие населения республики находит свое отражение и в средствах массовой информации. В наши дни здесь выпускаются разнообразные газеты, журналы как на русском, так и на татарском языках. Особенно развито печатное дело в Казани.

Источник

История издания газет в Татарстане

Содержание

До ХХ века

Первая газета в Казани— «Казанские известия»— начала выходить с 19 апреля 1811 г.

Большое влияние на развитие казанской периодической печати оказал журнал «Казанский вестник» (1821–1833 гг.). Благодаря активному участию Н.И.Лобачевского, приложение к этому журналу — газета «Прибавление к «Казанскому вестнику» — заняло видное место среди либеральных изданий России.

«Казанские губернские ведомости» принадлежали к числу официальных газет, издававшихся губернскими правлениями в 1838–1917 гг., и во второй трети XIX в. были единственным периодическим изданием в Казанской губернии.

Во второй половине XIX в. происходит рост числа газет: в 1861–1870 гг. — 3, 1870–1879 гг. — 4, 1880–1889 гг. — 10, 1890–1899 гг. — 12.

Ускорение темпов экономического и политического развития Казанской губернии привело к появлению в Казани частных специализированных газет, для промышленников, банкиров и торговцев. Это обусловило появление газет в виде так называемых «Листков объявлений», издавать которые в цензурном отношении было значительно проще. Они предоставляли разнообразную информацию справочного характера. Среди такого рода газет большей популярностью пользовались те, которые содержали также статьи по широкому кругу вопросов общественно-политической жизни как Казани, так и Волжско-Камского края. Это газеты: «Справочный листок города Казани», «Казанский биржевой листок», «Камско-Волжская газета», «Городской листок», «Казанские новости», «Волжско-Камское слово», «Камско-Волжский край».

С 1880-х гг. наметилась тенденция превращения газет справочно-рекламного характера в общественно-политические издания универсальной направленности. Так, «Камско-Волжский корреспондент для деловых людей» был создан на базе «Листка объявлений покупки, продажи имений, земель, заводов во всей России», «Казанские вести» — «Справочного листка», «Листок объявлений торгово-промышленности и техники» — газета «Листок объявлений» и т.д.

К началу 1890-х гг. Казань обладала развитой системой прессы, преимущественно частной. Ярким явлением культурной жизни губернии стала газета «Волжский вестник». Благодаря глубине и общественной значимости материалов, сотрудничеству видных представителей либерально-демократической интеллигенции Волжско-Камского края, она превратилась в одну из лучших российских провинциальных газет конца XIX в.

Период революций

С утверждением в 1905 г. «Временных правил о повременных изданиях», упростивших порядок приобретения издательского права, в развитии казанской периодической печати произошли коренные изменения. Отмена предварительной цензуры дала возможность свободно обсуждать на страницах газет актуальные вопросы общественно-политической жизни страны. Наметилось размежевание газет по принадлежности к различным политическим партиям и организациям. Органами монархических и черносотенных партий были газеты «Казанский телеграф», «Газета «Правых», «Сошники», «Черносотенец», «Русь православная и самодержавная». Взгляды кадетов отражались в таких ежедневных газетах, как «Вечернее эхо», «Казанский вечер», «Волжско-Камская речь», «Камско-Волжская речь». Крайне левые партии — социал-демократы и социал-революционеры — использовали для пропаганды своих идей страницы газет «Волжский листок», «Волжский курьер» и «Дневник Казани».

Нередко отдельные номера и тиражи конфисковывались, а их редакторы подвергались судебным преследованиям. По данным Казанского временного комитета по делам печати, в 1906 г. было произведено более 70 таких конфискаций.

Издавалась и нелегальная большевистская газета— «Рабочий». Имели свои печатные органы («Вестник Казанской международной выставки», «Земская неделя», «Трудовой путь») земские учреждения Казанской губернии.

В ходе Февральской революции 1917 г. в России была ликвидирована монархическая пресса.

Декларирование Временным правительством политических свобод создало предпосылки для появления в Казанской губернии легальных газет эсеров («За землю и волю», «Социалист-революционер») и большевиков («Рабочее дело», «Рабочий»), а также новых представительных органов власти («Известия Казанского губернского Совета крестьянских депутатов»).

Газеты на татарском языке

В течение всего XIX в. в России предпринимались безуспешные попытки издания газет на татарском языке.

Появление газет на татарском языке в России связано с событиями революции 1905 г. До этого выходили лишь казанские нелегальные газеты, которые печатались на гектографе: «Иттифак» (1902–1905 гг.), «Хоррият» (1905 г.).

Первая татарская газета «Нур» вышла 2 сентября 1905 г. в С.-Петербурге. 7 октября этого же года гласный Казанской городской думы С.Алкин получил разрешение на издание газеты «Казан мухбире» при условии, что она будет выпускаться на русском и татарском языках.

27 ноября 1905 г. в городе Уральск вышел первый номер газеты «Фикер», с середины января 1906 г. начала издаваться вторая в Казани татарская газета— «Юлдуз», а с 1 февраля третья — «Азат». Газеты начали выходить в городах Оренбург, Астрахань, Москва, Ташкент, Троицк, Семипалатинск и др.

Наиболее влиятельными и длительно выходившими татарскими газетами в дореволюционный период были «Вакыт» (Оренбург, 1906–1918 гг.), «Юлдуз» (Казань, 1906–1918 гг.), «Баянельхак» (Казань, 1906–1914 гг.), «Идель» (Астрахань, 1907–1914 гг.), «Кояш» (Казань, 1912–1918 гг.), «Тормыш» (Уфа, 1913–1918 гг.), «Иль» (С.-Петербург, Москва, 1913–1918 гг.).

Среди кратковременно выпускавшихся изданий особенно заметными были «Азат» (Казань, 1906 г.), «Тан юлдузы» (Казань, 1906 г.), «Ислах» (Астрахань, 1905–1906 гг.), «Дума» (Петербург, 1907 г.), «Безнен тавыш» (Казань, 1917–1918 гг.), «Улуг Туркестан» (Ташкент, 1917–1918 гг.), «Курултай» (Казань, 1917–1918 гг.), «Урал» (Оренбург, 1907 г.).

Всего до 1917 г. в России выходило 62 газеты на татарском языке.

С самого начала возникновения газетная периодика заняла видное место в общественно-политической жизни татар. В её содержании отразилась полемика трёх основных течений в татарском национальном движении: буржуазно-либерального, революционно-демократического и консервативного.

Основу революционно-демократических изданий составили газеты «Тан юлдузы», «Тавыш» (Казань, 1907 г.), «Азат», «Азат халык» (Казань, 1906 г.), «Дума», «Урал» (Оренбург, 1907 г.). Более умеренную позицию занимали газеты «Фикер» (Уральск, 1905–1907 гг.), «Янга тормыш» (Уральск, 1907–1908 гг.), «аль-Ислах» (Астрахань, 1907 г.).

Либерально-буржуазного направления придерживались газеты «Казан мухбире», «Юлдуз», «Вакыт», «Ахбар» (Казань, 1907–1908 гг.), «Бурхане таракки» (Астрахань, 1906–1911 гг.).

К консервативному и клерикально-монархическому лагерю примыкали газеты «Нур», «Ульфат» (Петербург, 1905–1907 гг.), «Баянельхак», «аль-Галями аль-Ислами» (Уфа, 1906–1907 гг.).

После революции 1905–1907 гг. произошёл спад политической активности (в особенности революционно-демократичекого лагеря), что нашло отражение и в татарской газетной периодике. В материалах газет стала преобладать умеренная направленность. Основу прессы составили буржуазно-либеральные издания, среди них новые газеты «Мизан» (Астрахань, 1908–1909 гг.), «Хак» (Астрахань, 1911 г.), «Игланэт» (Казань, 1909–1910 гг.), «Сибирия» (Томск, Уфа, 1912–1913 гг.), «Тормыш» (Уфа, 1913–1918 гг.), «Кояш» (Казань, 1912–1918 гг.), «Миллят» (Петроград, 1913–1915 гг.) и др. Любые попытки более остро поставить политические и национальные проблемы пресекались самодержавием. Показательна в этом отношении история газеты «Иль» (издавалась по инициативе Г.Исхаки), которая из-за гонений властей была вынуждена неоднократно менять название.

Февральскую революцию 1917 г. татарская пресса встретила с энтузиазмом: ведущие татарские газеты «Юлдуз», «Вакыт», «Кояш», «Тормыш» видели в ней начало торжества свободы и демократии. Появились издания новых национальных организаций «Азат халык» (орган Астраханского мусульманского бюро), «Курултай» (орган Казанского мусульманского комитета), «Джумхурият» (орган Симбирского мусульманского национального совета) и другие, которы выступали за национальное и культурное самоуправление татар.

Газеты на татарском языке начали выпускать и некоторые национально военные организации: «Безнен тавыш» (орган Всероссийского мусульманского военного совета), «Солдат теляге» (орган Уфимского Совета мусульманских войск), «Солдат ялкыны» (орган Астраханской организации мусульманских комитетов) и др.

После Февральской революции возродилась революционно-демократическая татарская пресса — газеты «Аваз» (Казань), «Авыл халкы» (Уфа), «Алга» (Уфа), «Игенче» (Казань), «Ирек» (Уфа), «Кызыл байрак» (Казань) и др.

Советский период

После установления советской власти система периодической печати претерпела значительные изменения: появились органы партийно-советской печати.

29 октября 1917 г. в Казани вышел первый номер газеты «Знамя революции» (орган Казанского Совета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов), 12 марта 1918 г. — первая советская газета на татарском языке «Эш» (орган Мусульманского комиссариата при Казанском Совете рабочих, крестьян и красноармейских депутатов).

К числу первых советских и пробольшевистских газет на татарском языке относятся «Кызыл байрак», «Безнен юл», «Кызыл армия» и др.

После Октябрьской революции партийно-советские газеты начали выходить почти во всех уездах Казанской губернии, стали выпускаться также гезеты на чувашском («Канаш», «Хёрле ялав»), марийском («Йошкар кэчэ», «Тор», «Ужара»), удмуртком («Гудыри») языках.

В 1918–1920 гг. в Казани начали выпускаться специально для крестьян газеты «Бедняк», «Деревенские думы», молодёжные газеты «Клич юного коммунара», «Кызыл яшьляр».

После принятия Декрета о печати от 27 октября 1917 г. местные власти стали закрывать небольшевистские газеты: в декабре 1917 г. были закрыты «Камско-Волжская речь», «Крестьянская газета Казанского губернского земства», в январе 1918 г. — «Вакыт», «Чингиз баласы», в феврале 1918 г. перестали печататься «Безнен тавыш», «Известия Всероссийского мусульманского военного шуро», в мае–июле 1918 г. — меньшевистские и эсеровские газеты «Рабочее дело», «За землю и волю», «Игенче» и др.

В период Гражданской войны на территории Казанской губернии в большом количестве издавались армейские газеты противоборствующих сторон. Небольшевистские газеты выходили лишь в районах, контролируемых Белой армией. Так, в городах Казань, Самара, Уфа, Белебей, Челябинск, Оренбург, Петропавловск, Омск, Томск издавались на татарском языке газеты «Безнен фикер», «Курултай», «Маяк», «Том сюзе», «Уфа хабарляре» и др., которые после победы Красной Армии прекратили своё существование.

Советская пресса в ТАССР начала формироваться после образования республики в 1920 г. Её основу, помимо центральных и республиканских органов, составляли уездные и кантонные газеты, а с 1930-х гг. городские, районно-городские и районные газеты, а также многотиражные газеты. Наряду с официальными изданиями, выпускались газеты армейские, крестьянские, молодёжные, детские.

Система печати на татарском языке, сформировавшаяся в 1920-е гг., включала центральные («Эшче», «Игенчеляр»), губернские и областные («Азат Себер», «Коммунист», «Ялкын» и др.), уездные («Урал», «Ярлылар тавышы» и др.) и кантонные газеты. По своей направленности они делились на рабочие, крестьянские, военные, молодёжные, детские, по типу — на общественно-политические, литературно-художественные, сатирические.

Газеты на татарском языке выходили почти во всех регионах компактного проживания татар. Однако к середине 1930-х гг. их число значительно сократилось.

После Октябрьской революции в ряде зарубежных стран получила развитие татарская эмигрантская периодическая печать: в Германии — «Татар иле», «Идель-Урал», «Тюрк берлеге», «Очар яфраклар», «Урал авазы», «Азат Ватан», «Янга тормыш» и др., в Финляндии — «Ак юл», «Магрифат», «Тавыш», «Туран» и др., в Польше — «Пшегленд исламски», в Китае — «Аксу», «Безнен Ватан», «Ерак Шарык», «Мен ел», «Милли байрак», «Чаткы», «Юлдуз» и др., в Японии — «Иглане хакикат».

В период Великой Отечественной войны число Газет и их формат в ТАССР уменьшились, были созданы фронтовые газеты, выпускавшиеся в том числе и на татарском языке (16 газет).

В послевоенный период основными органами прессы ТАССР являлись республиканские газеты «Социалистик Татарстан», «Советская Татария», издавались молодёжные газеты «Татарстан яшляре», «Комсомолец Татарии», детские газеты «Яш ленинчы».

Постсоветский период

Кардинальные перемены в общественно-политической жизни в середине 1980 — начале 1990-х гг. привели к изменениям в структуре и содержании периодической печати. Появились газеты общественно-политических организаций («Алтын Урда», «Независимость», «Республика», «Слово коммуниста», «Суверенитет» и др.) и частные издания.

Значительно расширилась тематика газет: стали выходить газеты деловых кругов («Время и деньги»), рекламные («Казанская ярмарка», «Из рук в руки», «Ва-банкъ» и др.), религиозные издания («Вера», «Иман»).

Среди ведущих периодических изданий в Республике Татарстан в настоящее время— газета «Ватаным Татарстан», «Республика Татарстан», «Мэдэни жомга», «Шахри Казан», «Время и деньги», «Вечерняя Казань», «Татар иле — Татарские края», «Казанские ведомости», «Молодёжь Татарстана», «Сабантуй», «Татарстан яшляре».

В 1990-е гг. значительно расширился круг изданий в крупных городах Республики Татарстан: Альметьевске, Зеленодольске, Набережных Челнах, Нижнекамске. Многие районные газеты поменяли названия и качественно изменили содержание.

В конце 1980 — начале 1990-х гг. татарские общины за пределами Республики Татарстан получили возможность издавать газеты на родном языке: они начали выходить в большинстве регионов Российской Федерации (более 30).

На начало 2010 г. в Республике Татарстан выходило 593 газеты, из них 112 на татарском языке.

Источники

Печать, радиовещание и телевидение Татарии. 1917–1980: Сб. док. и материалов. Казань, 1981.

Литература

Пономарёв П.А. Казанская периодическая пресса: Библиогр. заметки // Казанский литературный сборник. Казань, 1878;

Иванович Е. За сто лет (Юбилейная историческая справка) // Камско-Волжская речь. 1911. 19 апр.;

Петровский Н.М. По поводу столетия Казанской периодической печати // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казан. университете. 1911. Т. 17, вып. 3;

Туринский М. Газеты в провинции // Исторический вестн. 1912. апр.;

Ильинский Л.К. Список повременных изданий за 1917 год. Петроград, 1919. Ч. 1;

Из истории местной периодической печати. Казань, 1960. Вып. 1;

Нуруллина Р.М. Татарская революционно-демократическая печать в период подготовки Октябрьской революции. Казань, 1974;

Нуруллина Р.М. Становление партийно-советской печати на татарском языке (1917–1925). Казань, 1978;

Нуруллина Р.М. Газеты и журналы на татарском языке (1905–1985). Казань, 1989;

Нуруллина Р.М. Голос времени. Газеты и журналы на татарском языке 1905–1990 гг. Казань, 1992;

Насыров Т.М. Октябрь и печать Татарии. Казань, 1975;

Из истории казанской прессы. Казань, 1977;

Фасахов К.М. С жизнью в ногу (Периодическая печать Татарии в восстановительный период). Казань, 1979;

Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика. Казань, 1983;

Ершов А.Н. Молодёжная пресса Татарии (1917–1921). Казань, 1983;

Айнутдинов А.К. Летопись подвига (Исторический очерк по страницам татарских фронтовых газет). Казань, 1984;

Агзамов Ф.И. Тукай-журналист. Казань, 1986;

Мусульманская печать России в 1910 г. Оксфорд, 1987;

Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905–1907). М., 1988;

Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток — Запад» (на примере развития русской культуры). Казань, 2002;

Каримуллин А.Г. Татарское государственное издательство и татарская книга России (1917–1932). Казань, 1999;

Насыров Т.М. Репрессии против небольшевистской татарской прессы в 1917–1918 годах // Отечественная история. 2000. № 4;

Беляева Л.М., Зиновьева М.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России. 1901–1916: В 4 т. М., 1958–61;

Русская периодическая печать (1702–1894): Справ. М., 1959;

Казанская периодическая печать XIX — начала XX века: Библиогр. указ. Казань, 1991;

Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. Татарская периодическая печать начала ХХ века: Библиогр. указ. Казань, 2000;

Рәмиев И. Вакытлы татар матбугаты (Альбом). 1905–1925. Казань, 1926; Кәримуллин Ә.Г. Китап дөньясына сәяхәт: Татар басма сүзенең сәхифәләреннән. Казан, 1979;

Әмирхан Р. Октябрьгәчә чыккан татар вакытлы матбугаты // Татарстан. 1995. № 3–8;

Насыйров Т. Татар мөһаҗирләре матбугаты // Казан утлары. 2001. № 7; НуруллинаР.М. Татарча вакытлы матбугат тарихыннан (1905–1907 елларда демократик газеталар). Казан, 2002;

Мәдәнейәт фырунтында X йыл: Материалдар йыйынтыгы. Өфө, 1929; Башєортостан милли матбуѓат альбомы // Ватандаш. 2000. № 2–5.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *