какие есть теории личности
Теории личности
От Аристотеля до Зигмунда Фрейда и Абрахама Маслоу было предложено бесчисленное множество теорий и концепций для понимания личности. На протяжении всей истории эти и другие великие умы стремились ответить на вопросы не только о том, что такое личность и как ее лучше описать, но и о том, что вызывает личностные различия, в том числе те, которые делают людей более или менее функциональными и стойкими.
Некоторые теории все еще проходят проверку, а другие уже потеряли популярность. Некоторые соревнуются, а другие дополняют друг друга. Взгляд на некоторые основные идеи психологии личности, как исторические, так и недавние, дает представление о множестве способов думать и говорить об этом сложном предмете.
На этой странице
Пятифакторная теория: личность основана на биологии
Используя черты Большой пятерки (или пятифакторную модель) в качестве основы, теория пяти факторов предполагает, что развитие общих черт личности во многом определяется биологическими факторами, особенно генетическими. Эта точка зрения отчасти была вдохновлена исследованиями, показавшими, что на рейтинги показателей личности влияют гены и что другие негенетические факторы развития (например, приемные родители), по-видимому, играют на удивление небольшую роль.
Создатели теории отделяют стойкие черты личности от «характерных приспособлений», таких как отношения или стремления, которые формируются врожденной склонностью человека, а также внешними силами.
Кто создал теорию пяти факторов?
Теория была впервые предложена в 1990-х годах психологами Робертом МакКреем и Полом Коста-младшим. Маккрэй и Коста также создали NEO Personality Inventory в 1970-х годах.
В чем разница между теорией пяти факторов и моделью пяти факторов?
Хотя у них похожие названия, модель (которую принимают многие психологи) представляет собой способ описания того, как организованы черты личности, то есть в измерениях личности Большой пятерки. Теория — это способ объяснить, как развиваются и изменяются личностные качества.
Теория социальных инвестиций: биология и опыт формируют личность
Хотя черты личности явно связаны с генетикой, наследственность не учитывает всех личностных различий. Влияние окружающей среды, разделяемое братьями и сестрами, например, определенный вид родительского или детского домашнего хозяйства, по-видимому, играет второстепенную роль. Должны действовать другие факторы, а их может быть много.
Одна точка зрения, иногда называемая теорией социальных инвестиций, предполагает, что личные вложения людей в новые социальные роли, например, становление супругом или начало работы, помогают объяснить развитие личности и изменения с течением времени. В новых ролях люди сталкиваются с издержками и выгодами определенного поведения, что может со временем изменить образ жизни человека — даже с учетом того, что на личность человека влияет генетика.
Кто создал теорию социальных инвестиций?
Его разработали несколько психологов. Один из сторонников — психолог Брент Робертс, который вместе с коллегами в нулевых писал о «принципе социальных инвестиций» (они также назвали свою концепцию нео-социоаналитической моделью).
Какие социальные роли могут привести к изменению личности?
На новой работе человек может быть вознагражден за пунктуальность и усердно работать над выполнением поставленных задач или получить стимул ладить с другими. Межличностные или семейные роли, такие как новые отношения, также могут влиять на черты личности.
Может ли личность привести нас к выбору определенных ролей?
Да: точка зрения социальных инвестиций предполагает, что люди с определенными качествами будут больше привлекаться и с большей вероятностью будут инвестировать в определенные роли. Опыт выполнения этих ролей может, в свою очередь, повлиять на их личность, потенциально за счет усиления существующих тенденций — например, сознательный человек может выбрать карьеру, которая в конечном итоге сделает ее более сознательной.
Когнитивно-аффективная теория: личность и ситуации
Даже тот, кто проявляет определенные тенденции — например, действовать агрессивно или пассивно по сравнению с другими, — не обязательно будет вести себя одинаково в любой ситуации или во всех видах социального взаимодействия. (Авторитет человека, с которым вы сталкиваетесь, или от того, находится ли он на публике, может иметь значение.) Некоторые теоретики личности стремились вплести ситуационные факторы в то, как создается личность.
Согласно одной теории, когнитивно-аффективная система личности (CAPS), «когнитивно-аффективные опосредующие единицы», как полагают, взаимодействуют друг с другом и с характеристиками различных ситуаций, создавая модели поведения, которые отличают людей. Эти «единицы» могут включать психологические факторы, такие как ожидания и убеждения человека, цели и ценности, а также эмоциональные реакции.
Кто предложил когнитивно-аффективную систему личности (КАПС)?
CAPS был разработан психологами Вальтером Мишелем и Юичи Шода в 1990-х годах. Они стремились разрешить очевидный конфликт между данными об уровне согласованности индивидуальных характеристик и вариативности поведения в разных ситуациях.
Означает ли влияние ситуаций, что черты характера не реальны?
Нет. В одних ситуациях человек может быть более агрессивным, сдержанным или энергичным, а в других — менее. Но во многих различных ситуациях человек может быть, вообще говоря, более или менее агрессивным, сдержанным или энергичным, чем другие люди.
Нарративная идентичность: личность как история
В то время как черты характера широко признаются как фундаментальные для личности, теоретики часто комбинируют их с другими элементами как часть многоуровневого представления. Нарративная идентичность — один из таких элементов. Короче говоря, некоторые предполагают, что конкретные детали рассказа о важном жизненном опыте человека — и о том, как этот человек связывает их друг с другом и извлекает из них значение — заполняют сложный портрет того, кого сравнивают с другими. В то время как история жизни каждого человека, составленная самим собой, содержит бесчисленное количество информации, психологи попытались определить общие факторы, которые отличают эти повествования.
Кто разработал концепцию нарративной идентичности?
Психолог, который больше всего ассоциируется с нарративной идентичностью, — Дэн Макадамс. В 1990-х он разработал взгляд на личность, в котором сосуществовали три уровня: диспозиционные черты, относящиеся к общим тенденциям; как человек справляется с проблемами и задачами в определенных контекстах; и идентичность, основанная на рассказах о себе.
Какие факторы определяют истории жизни людей?
В недавнем исследовании сторонники точки зрения нарративной идентичности предложили доказательства предварительной «большой тройки» факторов: автобиографические рассуждения или изменение в понимании себя или прошлого; структурные аспекты, включая общую последовательность истории жизни; а также мотивационные и аффективные темы, охватывающие такие аспекты, как позитив или негатив и чувство свободы воли.
Психодинамические теории: личность, внутренние конфликты и ранняя жизнь
Используются ли все еще психоаналитические теории личности?
Хотя они повлияли на популярное понимание личности, они, как правило, не имеют эмпирической поддержки современных теорий и не занимают центрального места в современной науке о личности. Однако некоторые психологи продолжают работать в областях, основанных на психодинамических идеях, например в тех, кто изучает ориентацию привязанности и ее отношение к детству.
Какие факторы, по мнению Фрейда, влияют на личность?
Травматические события или внутренние конфликты в раннем развитии были предложены как факторы, влияющие на личность. Идентификация или принятие характеристик кого-то другого в своей жизни было еще одним фактором, который, как считается, играет роль.
Чем последователи Фрейда отличались от его взглядов на личность?
Теоретики, вдохновленные Фрейдом, подчеркнули различные предполагаемые факторы формирования личности. Например, «неофрейдисты», такие как Юнг, Альфред Адлер и Карен Хорни, оспаривали акцент Фрейда на сексуальных и агрессивных импульсах, уделяя больше внимания социальным и культурным факторам.
Гуманистические теории: личность и человеческий потенциал
Гуманистическая психология, разработанная в середине 20-го века такими фигурами, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, сфокусировала внимание на людях и их положительных качествах, включая их стремление к полной реализации своего потенциала.
Маслоу известен своей иерархией потребностей, в которой основные потребности, такие как питание и безопасность, идут снизу, а самоактуализация — вверху. Он утверждал, что люди, которые достигают самоактуализации — активируют свой воспринимаемый ими человеческий потенциал, демонстрируют то, что он назвал «синдромом когерентной личности». Роджерс представил здоровую личность как результат соответствия между воспринимаемым человеком и тем, кем он должен быть.
Какие черты характера, по мнению Маслоу, есть у самоактуализаторов?
Среди других характеристик Маслоу предположил, что самореализовавшиеся люди склонны быть творческими, сострадательными, реалистичными и склонными помогать другим. По его словам, самоактуализация — относительно редкое достижение: он привел в пример таких людей, как Линкольн и Эйнштейн, исторические личности.
Какие еще перспективы связаны с гуманистической психологией?
Идеи гуманистических психологов имеют сходство с идеями экзистенциальных психологов (таких как Виктор Франкл) — теоретики в обеих областях разделяют интерес к способности людей формировать свою собственную жизнь. Гуманистическая психология также помогла вдохновить позитивных психологов, которые стремились сосредоточить внимание на сильных сторонах и достоинствах людей.
Теории личности в психологии
Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами. Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме. Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.
Современные теории личности условно поделим на два основных класса:
При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.
Теории личности в психологии
Психодинамическая теория
Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.
Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.
Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало. То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением. Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.
В теории личности Фрейда определяется три её модели:
Аналитическая теория
В основу формирования личности Юнг вкладывает психологические принципы, приобретённые с рождения. Человеку передаётся через поколения уже сформированные идеи – «архетипы». К примеру, концепции добра и зла универсальны для всех народов. Однако, существуют архетипы нестандартного характера. Юнг утверждал, что смысл жизни заключается в дополнении врождённых концепций персональными и развитыми архетипами.
По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.
Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:
— «персона» — это чувства, которые мы предъявляем на показ;
— «тень» — это искренние чувства, которые мы утаиваем от других;
— «анимус» — характеризует нашу мужественность и смелость;
— «анима» — этот архетип характеризует такие душевные качества, как внимательность, нежность.
В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:
Гуманистическая теория личности
Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.
По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.
Теория развития личности по Маслоу А. основана на двух типах потребностях – это «дефицитарные» и «ростовые». Первые прекращают своё действие после их воздаяния, вторые после реализации усиливают своё действие.
Маслоу выделил пять ступеней побуждений:
В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:
Целостную личность определяют:
Итак, личность – это внутреннее осязание человеческого «я», а строение личности – это сочетание «идеального и реального Я».
Когнитивная теория
Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.
Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.
Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.
Основным структурным элементом этой теории считается личностный «конструкт». В каждой личности содержится система таких конструктов, которую можно поделить на два блока:
Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности. Существует когнитивно-сложная и простая личность.
Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:
Поведенческая теория
В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.
Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.
Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:
Таким образом, в своей книге Зиглер «Теория личности» совместно с Хьеллом пытаются отобразить разработку теории, описывающей саму личность и её окружение.
Теории личности: отечественные и зарубежные
Феномен личности – один из самых неоднозначных в психологии. Что или кто такая личность? Что является ориентиром при вычислении личности и «неличности»? Какие существуют мнения на этот счет? Предлагаю вкратце ознакомиться с наиболее популярными теориями личности.
Зарубежная психология
В зарубежной психологии можно выделить несколько подходов, в рамках которых трактуется феномен личности.
Биологизаторский подход
В основе – идея о биологических процессах созревания организма, разбитых на универсальные стадии.
Теория С. Хола
В своей концепции автор ориентировался на закон рекапитуляции, то есть утверждал, что в своем развитии каждый человек проходит стадии развития всего общества.
Теория Э. Кречмера
Автор утверждает, что существует связь между конституцией человека и его личностным развитием.
Теория З. Фрейда
Согласно этой концепции, все поведение и развитие человека пронизано бессознательными влечениями и инстинктами, особенно сексуальными.
Социогенетический подход
Представители этого направления ориентируются на взаимосвязь развития личности и социализации, развития общества, взаимоотношений индивида с окружением. То есть человек становится личностью только в обществе, в процессе социальных отношений.
Теория Э. Торндайка и Б. Скиннера
Жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков.
Теория К. Левина
Автор разработал «теорию поля», или «жизненного пространства». Согласно концепции, личностью управляют стремления и намерения. Они в свою очередь выражаются в направленности, величине и точке прикосновения к полю личности.
Психогенетический подход
Представители этого направления не исключают влияния обоих факторов (биологического и средового). Но на первое место по значимости выносится развитие психических процессов.
Теория Э. Эриксона
Психодинамическая концепция, согласно которой ведущими элементами личности являются внерациональные, например, эмоции и стремления.
Теории Ж. Пиазже, Дж. Келли
Когнитивистские концепции, акцентирующие внимание на познавательном развитии личности.
Теории Э. Шпрангера, К. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса
Персонологические концепции, авторы которых рассматривали развитие личности в целом, а не по категориям.
Теории специфики личности
Некоторые авторы посвятили свои исследования выявлению характерных черт личности, факторов поведения, особенностей.
Теория Р. Кеттела
Автор выделил 16 факторов (устойчивых черт), по которым можно предсказывать поведение личности (рисунок ниже).
Опорные черты личности по Р. Кеттелу
Теория Г. Айзенка
Английский психолог рассматривал 2 отличительных направления личности:
Совокупность этих элементов создает тип личности. В результате можно выделить 4 типа личности (рисунок ниже).
Типы личности по Айзенку
Даже на фоне анализа этих концепций можно отметить размытость границ между понятиями личности, индивида, индивидуальности, характера, темперамента, врожденного и приобретенного.
Отечественная психология
Отечественная психология пронизана идеей взаимоотношений человека и мира.
Теория Н. А. Бердяева
Согласно концепции, личность нельзя отождествлять с обществом. Общество – часть личности. Сама личность – этическая и духовная категория. В каждой личности заключено что-то общее для всех людей и что-то отличное.
В восприятии личности как чего-то духовного есть доля мистицизма, однако эта теория послужила базой для многих нынешних положений о феномене человека как личности.
Теория отношений В. Н. Мясищева
Согласно концепции, человек как личность характеризуется через систему сознательных отношений. Автор выделяет отношение человека к миру природы и вещей, людям и обществу, к самому себе как личности. При этом система отношений подчинена определенной иерархии, где отражена значимость объектов отношений для человека.
Вместе с этим любое отношение человека наделено следующими признаками:
На первый план автор выдвигал отношения с людьми.
На развитие любых отношений, то есть самой личности оказывает влияние воспитание и самовоспитание на базе врожденных особенностей, а также социальные условия развития и сознательная деятельность человека.
Теория В. С. Мерлина
Мерлин продолжил теорию Мясищева, но дифференцировал понятия «отношение» и «отношение личности», или психические свойства. В концепции автора это звучит так: «Свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности».
Автор одним из первых отечественных исследователей стал рассматривать личность как единство свойств, а не совокупность отдельных элементов. В итоге психолог отметил обобщенность, активность и устойчивость отношений. Это характеристики, отвечающие за то, как именно и как скоро меняется симптомокомплекс (определенные взаимосвязанные свойства личности) в зависимости от изменения внешних условий.
Автор определил, что целостность личности зависит от равного развития и влияния 3 факторов (мотивов):
Такой подход полезен в изучении природы неврозов, расстройств характера, личности и психики.
Послесловие
Рассмотренные концепции в чем-то схожи, но в чем-то абсолютно разные. В частности, нет однозначного ответа о том, что в итоге первично: человек или общество, природа или среда.
Но если ориентироваться на отечественные концепции, то можно отметить, что личностью человек становится под влиянием социума, через отношения и усвоение культурного опыта.
Теории личности
Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.
Теории личности в психологии
Считается, что человеческий индивид изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.
Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.
Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.
Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:
— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);
— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;
— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к самореализации и характеризуется позитивной природой);
когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);
— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.
Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.
Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.
Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.
Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».
В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.
Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.
Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.
Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.
Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия межличностного общения и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.
Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.
Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.
В отличие от концепции бихевиоризма, деятельностная теория личности механизмом научения субъекта считала не рефлекс, а процесс интериоризации, благодаря которому вырабатываются личностные свойства.
Основные теории личности
На протяжении двадцатого столетия в практике мировой психологической науки сложилось три стержневых направления, в дальнейшем в рамках которых были сформированы наиболее значительные современные теории личности.
Основные теории личности в психологии кратко представлены ниже. К ним принято относить гуманистическую концепцию, психоаналитическое направление и топологическую психологию.
Гуманистическое направление, при поверхностном рассмотрении, кажется противоположным психоаналитической теории, однако наличие одинаковых характеристик их объединяет.
В отличие от подхода, основанного психоаналитическом ученье, который обращается к пережитым впечатлениям ребенка, вытесненным в бессознательное, для нахождения источника активности, гуманистическая теория личности главным фактором личностной активности считает устремленность к будущему, самоактуализации и максимальной самореализации.
Сторонники гуманистического направления считали природу человека по сути ее хорошей либо нейтральной. Субъект свободен в выборе решений, следовательно, он ответственен за них. Человек является существом обладающим активностью, ориентированным на далекие цели, способным двигаться к ним. Под главной движущей силой личностного функционирования последователи этого подхода рассматривали стремление к самоактуализации либо потребность индивида реализовать собственный врожденный потенциал.
Важной особенностью гуманистического направления являются холистический и феноменологический подходы.
Первый подход основывается на постулате, что человеческий индивид – это интегрированное целое, которое не сводится к отдельным структурам его личности. Основой второго направления выступает психологическая реальность, другими словами, субъективный опыт, согласно которому интерпретируется действительность.
В личностном формировании, согласно рассматриваемой концепции, важным является отношение к индивиду значимого для него окружения, прежде всего родителей. Формирующаяся Я-концепция малыша соответствует всем врожденным возможным потенциалам исключительно в условиях получения от значимых взрослых полного принятия и уважения, то есть безусловного позитивного внимания. Тот либо иной личностный тип обусловлен «качеством» позитивного внимания, получаемого человеком на протяжении жизни.
Согласно гуманистической концепции Роджерса, существует два противолежащих личностных типа: «неприспособленная личность» и «полноценно функционирующая личность».
Гуманистическая теория личности кратко рассматривает индивида изначально хорошим, обладающим врожденными духовными качествами и потребностями (например, к самосовершенствованию, саморазвитию, познанию мира, постижению смысла собственного бытия, добра). При этом, такие потребности временно могут быть заблокированы вследствие неблагоприятных жизненных обстоятельств или условий и не проявляться в поведенческих поступках человека.
А. Маслоу разработал и предложил иерархию потребностей, которая состоит из последовательно стоящих ступеней. На первой ступени размещаются наинизшие потребности (физиологические), другими словами то, что управляется органами тела (например, дыхание, еда, половое влечение). Следующая ступень – это стремление к здоровью, материальной обеспеченности (потребность в надежности). На третьей ступени расположена потребность в коммуникативном взаимодействии, понимании людьми, ласке (социальные потребности). На следующей ступени Маслоу разместил потребность в осознании личного достоинства, уважении, престиже, социальной успешности. Пятая ступень – это саморазвитие, то есть потребность в самореализации и самоактуализации, в понимании собственного предназначения в мире.
Маслоу определил принципы мотивации человека:
— мотивы характеризуются иерархической структурой;
— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;
— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;
— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.
Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.
К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.
З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.
Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.
Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.
В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.
Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.
Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.
Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.
Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.
Берн разработал теорию трансакционного анализа, где трансакция являет собой единицу общения, состоящую из побудителя и реакции. Люди, пребывая в одной общности, неминуемо заговорят между собой либо иными действиями обнаружат собственную осведомленность о присутствии вокруг других индивидов. Подобное явление Берн назвал трансакционным стимулом. Субъект, на которого направлен трансакционный стимул, что-то произнесет или сделает в ответ. Такое явление он именовал трансакционной реакцией.
Берн утверждал, что трансакции проистекают в определенной последовательности друг одна за другой. Такая последовательность случайной не является. Она планируется социумом, ситуацией либо особенностями личности.
Платонов разработал теорию динамической функциональной личностной структуры и выделил четыре иерархические субструктуры личности. Основными личностными субструктурами он считал: личностную направленность, опыт, особенности процессов психики и биопсихические свойства. Каждая из перечисленных субструктур, в свой черед, объединяет в себе ряд компонентов, которые Платонов назвал «подструктурами субструктур».
Личностная направленность включает в себя установки, мировоззрение, идеалы, устремления, интересы и желания. Опыт состоит из привычек, навыков, умений и знаний. Особенности психических процессов объединяют в себе ощущения, восприятия, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу, память, волю и внимание. Биопсихические свойства состоят из темперамента, половых и ряда возрастных особенностей. Кроме того, на все субструктуры личности накладывают отпечаток характер субъекта и способности.
Теория личности Фрейда
Вторая половина 19 столетия знаменовала себя выделением психологии в отдельную отрасль науки, главной задачей которой стало выявление основных структур психики человека посредством методов интроспекции в условиях лабораторий.
Поэтому возникновение радикально нового подхода к исследованию человеческих индивидов породило ошеломляющий эффект. Сформулированная молодым психиатром из Вены З.Фрейдом концепция личности представила человеческого субъекта не в качестве разумного существа, осознающего собственное поведение, а в качестве создания, находящегося в извечной конфронтации, истоки которой лежат в бессознательном.
Теория личности Фрейда основывается на воззрении, что человеческий субъект всегда пребывает в состоянии конфронтации с социумом, поскольку этот социум загоняет его в рамки, в которых он не может реализовать все собственные влечения и желания.
Фрейд считал, что процесс становления психики обусловлен необходимостью приспособления к окружающей среде, которая по преимуществу враждебна. Движущими силами формирования психики он считал врожденные влечения и бессознательные стремления.
Психоаналитическую теорию Фрейд базировал на постулате, что фундаментом развития психики являются эмоции и мотивационная сфера индивида, а когнитивное развитие – это следствие мотивационного, тогда как другие школы базировались на убеждении, что формирование психики обусловлено развитием интеллектуальной сферы.
Фрейд утверждал, что человеческая психика объединяет в себе три уровня, а именно: слой сознательного, слой предсознательного и уровень бессознательного. Именно в них, как он предполагал, и расположены ключевые структуры личности. Содержание бессознательного слоя, при этом не доступно пониманию, а содержимое предсознательного уровня может быть постигнуто человеком, однако это требует значительных усилий.
Фрейд выделил три элемента в личностной структуре: Ид, Эго, Супер-Эго. Составной элемент Ид размещен в бессознательном слое. Он фактически является движущей основой развития психики, поскольку в нем локализованы врожденные бессознательные склонности, которые стремятся к разрядке, удовлетворению, и подобным образом обуславливают деятельность субъекта. Фрейд различал две самые существенные врожденные неосознаваемые склонности – инстинкт жизни и смерти, пребывающие между собой во враждебных отношениях, формируя базис для основательной, биологической внутренней конфронтации. Неосознанность такой конфронтации связана с борьбой между стремлениями, которая проистекает на бессознательном уровне. Кроме того, поведение человека обусловлено одновременным воздействием обоих этих инстинктов.
Составной элемент Эго, Фрейда также рассматривал в качестве врожденной структуры. Располагается он одновременно и на сознательном уровне и в предсознании. Содержание Ид расширяется в процессе жизнедеятельности ребенка, тогда как содержимое Эго, наоборот, сужается, поскольку младенец рождается уже с наличием так называемого «океанического чувства Я», которое содержит в себе весь окружающий мир.
Структура Супер-Эго не является врожденной, поскольку формируется на протяжении жизни малыша. Механизмом ее образования является идентификация с близкими лицами своего пола, качества и черты которого становятся содержимым Супер-Эго.
Фрейд акцентировал, что между описанными тремя составными элементами личности существует шаткое равновесие.
Теории личности Хьелл, Зиглер
В труде известных исследователей из Америки Д. Зиглера и Л. Хьелла описаны важнейшие направления, дающие толкование понятию личность:
— психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;
— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;
— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;
— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;
— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;
— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;
— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;
— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.
Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.
Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.
Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.
Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»