какие есть три составляющие индивидуальности ученика
Теория обучения.
15. Индивидуальные и типические особенности учащихся в процессе обучения.
Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников. Черты, которые оказываются важными в процессе обучения:
1) уровень умственного развития ребенка, который нередко отождествляется со способностями к обучению. Критерии, на основании которых школьник попадает в группу высокоразвитых или низкоразвитых, – успехи в учении, скорость и легкость усвоения знаний, умение оперативно и адекватно отвечать на уроках и т. д. Учитель может разделить класс на группы, руководствуясь умственным развитием детей, и давать каждой группе задания соответствующей трудности;
2) черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Сочетания основных свойств нервной системы образуют типы нервной системы; поэтому такие свойства часто называют индивидуально-типологическими.
Учет как психофизиологических, так и психологических черт школьников важен для достижения двух основных целей – повышения эффективности обучения и облегчения труда учителя. Во-первых, если учитель имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного ученика, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность: как он управляет своим вниманием, быстро ли и прочно запоминает, долго ли обдумывает вопрос, быстро ли воспринимает учебный материал, уверен в себе, как переживает порицание и неудачу.
Определить уровень достижений, т. е. успехи ученика в разных школьных предметах, несложно. Учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение – это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего учитель выбирает индивидуализацию заданий.
Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности школьников, встречается намного реже. Наиболее важным способом индивидуализации этой формы является помощь ученику в формировании индивидуального стиля учебной деятельности.
Выделяют три показателя, на основе которых рассматриваются индивидуальные различия в поведении учащихся и особенности их личности:
1) отношение к учению (сознательное и ответственное, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; добросовестное, но без ярко выраженного интереса; положительное, но неустойчивое; беспечное; отрицательное);
2) организация учебной работы (организованность, систематичность, самостоятельность, рациональность);
Индивидуальность ученика-искусство педагога»
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальность ученика-искусство педагога»»
Индивидуальность ученика и искусство педагога
МБУДО «ДШИ» Приволжского района г. Казани
Одной из важнейших и трудных проблем педагогики является выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика.
Успех педагога определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику. Для этого необходимо систематически изучать личность ученика, знать, чем он живет и интересуется, какова окружающая его среда.
В каждой индивидуальности есть всегда положительные и отрицательные черты. Иногда педагоги концентрируют своё внимание преимущественно на недостатках ученика и, стремясь к гармоничному развитию его личности, прилагают свои усилия, главным образом, к «подтягиванию отстающих» элементов. При этом, однако, нередко уделяют мало внимания тому наиболее ценному, самобытному, что есть в индивидуальности ученика.
Важно знать недостатки ученика и систематически работать над их устранением. Но достигать это лучше обходными путями, на основе развития его сильных сторон. Встречаются ученики неорганизованные, они небрежны в работе, неаккуратны в выполнении своих обязанностей, но благодаря систематической и настойчивой воспитательной работе, их удаётся дисциплинировать.
Наибольших успехов в обучении добиваются те дети, родители которых с интересом следят за их учёбой, стараются вместе переживать все трудности, принимают активное участие во всех начинаниях.
Иногда успешному развитию вредит чрезмерная застенчивость, скромность, вызывающие эмоциональную скованость, боязнь «развернуться» во время выступления. Неуверенность в себе, если её не преодолеть в молодости, будет мешать человеку на протяжении всей её жизни и не даст ему возможности проявить в полной мере природные данные.
Имея дело с такими учениками, надо с особой заботой отнестись к тому, чтобы занятия музыкой приносили им побольше удовлетворения и поменьше разочарования, чтобы они ощущали собственный рост, чтобы успехи окрыляли их. Надо использовать малейшую удачу ученика в преодолении эмоциональной скованности для укрепления в нём чувства уверенности в собственных силах. Важно поощрять его к смелым творческим поискам, соблюдая в тоже время необходимую осторожность, чтобы по возможности предупредить срывы, которые пагубно влияют на натуры такого рода. Преодолению застенчивости способствует систематическое общение с коллективом – не только участие в концертах, но и выступления на классных и иных собраниях, участие в общественной работе.
Ещё в своих размышлениях Боренбойм Л.А. отметил: «В музыкальной педагогике практикуется неправильная тенденция: учащимся прививают представление, будто существует какая-то «единственно-правильная» трактовка того или иного музыкального произведения, будто к этой, единственной трактовке надо стремится. Такой путь уводит от творческих поисков».
Так же для педагога важно уметь слушать. Слушая ученика, педагог не только мысленно сравнивает его со своим « идеалом» исполнения данного произведения ( этот критерий никоем случае не должен быть упущен), но и проникается эмоциями ученика, сопереживает вместе музыку с ним. Это можно назвать педагогическим перевоплощением. Именно такой подход «изнутри» раскрывает потенциальные возможности, заложенные даже в неотточенном ученическом исполнении, помогает найти путь совершенствования. При этом каждое достижение ученика надо рассматривать как ступень в процессе роста. Воспринимая игру ученика непосредственно, педагог, в то же время, не должен забывать, каким было исполнение накануне, а также представить, каким оно будет завтра. Такое слушание даёт возможность поставить перед ребёнком конкретное задание, ведущее вперёд.
Но случается обратное, у некоторых педагогов вырабатывается привычка с первых, же звуков прерывать игру ученика замечаниями, не представив ему возможности создать полную картину исполнения. От привычки беспрестанно подпевать, подыгрывать, подхлопывать ребёнку во время исполнения я рекомендую избавиться, потому что это мешает ученику слышать себя.
Необходимо особо внимательно «прислушиваться» и «ловить» маленькие проблески индивидуального творчества в исполнении ученика. Пусть эти проблески выразятся в нескольких сыгранных фразах и эпизодах, не определяющих собой её художественной законченности и совершенства исполнения в целом. С педагогической точки зрения эти отдельные яркие моменты в исполнении представляют важнейшую ценность, так как они наглядно раскрывают перед нами дарования ученика и указывают путь, по которому следует направлять развитие его индивидуальности, его творческий рост.
Таким образом, чтобы уроки были не пустой тратой времени, а приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку и, используя все видимые и невидимое многообразие уроков и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо помнить, что в деле духовно-нравственного воспитания юного музыканта, его профессионализма и мировоззрения у педагога по специальности гораздо больше возможностей, чем у других учителей, и это надо использовать, чтобы противостоять «засилию массовой культуры».
Лазарева А.Д. Учимся играя. Методическое пособие игре на гитаре для детей младшего возраста.- Х,1997.,72с.
Ямпольский А.И. О методе работы с учениками.- М., 1959.
Методические рекомендации «Индивидуальности ученика: темперамент, характер, способности»
Индивидуальности ученика: темперамент, характер, способности
В детском развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем детям определенного возраста, особенное отличает конкретного ребенка. Особенное еще называют индивидуальным, а ребенка с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Он проходит собственный путь развития и обретает своеобразные качества: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы. Разберем, как развивать индивидуальность школьников, выполняя требования ФГОС среднего и общего образования. Выработаем стратегию индивидуального развития одаренных и неуспевающих детей, выстроим работу со школьниками с ОВЗ.
Итак, к индивидуальным особенностям человека относят темперамент, характер, способности учеников. Рассмотрим каждую подробно.
Темперамент учеников: какой бывает
Силу и скорость нервно-психических процессов называют темпераментом. Существует четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. К каждому из типов учителю надо найти свой подход.
Сангвиник. Такой человек нуждается в новых впечатлениях. Общительный, легко сходится с людьми. Быстро переключается с одного дела на другое. Эмоциональный, мимика подвижная и выразительная. Не умеет строго придерживаться системы. Быстро приспосабливается к новым условиям. Оптимистичный.
Как себя проявляет ученик-сангвиник и как с ним работать
Характерные качества ученика
1. Быстро ориентируется в ситуации на уроке и принимает решение.
2. Общительный, легко контактирует с одноклассниками, учителями и родителями.
3. Позитивный, умеет с юмором отнестись к проблеме.
4. С трудом переносит рутину, устает от монотонных заданий.
5. Легко занимает лидерскую позицию в классе.
Что делать учителю
1. Обеспечивайте ребенка новыми впечатлениями и пространством для экспериментов.
2. Следите за режимом: напоминайте о деле, а затем просите восстановить силы.
3. Старайтесь «на порыве», пока ребенок не утратил мотивацию, доводить дело до конца.
4. Советуйте разнообразить досуг, пробовать себя в новом. Вовлекайте во внеурочную работу. У ребенка сильный коммуникативный потенциал.
Холерик. Человек быстрый, инициативный, но вспыльчивый. Увлекшись делом, действует изо всех сил, физически истощается. Эмоционален, принимает все близко к сердцу. В стрессовых ситуациях не контролирует себя. Напористый, действует порывисто.
Холерик: какой он и как с ним работать
Характерные качества ученика
1. Быстро оценивает ситуацию в классе и принимает решение.
2. Обычно громко говорит, может казаться резким.
3. Сразу выражает учителю недовольство и несогласие, но долго обиду не хранит.
4. Работает в высоком темпе и ждет того же от других.
5. Эмоционально неустойчив, может срываться на одноклассниках, учителях и родителях.
Что делать учителю
1. Увеличивайте темп и объем заданий для ребенка, задавайте много вопросов.
2. Если работа предстоит в группах, ставьте ребенка в группу с такими же быстрыми детьми.
3. Делегируйте задачи: ребенок многое может.
4. Если ребенок стал раздражительным и конфликтным, дайте отдохнуть или выплеснуть эмоции: высказаться, пройтись.
Флегматик. Невозмутимый, упорный, спокойный человек. Медлителен в действиях, мимике и речи. Малоактивен, любит быть в тишине. В меру общителен, не любит попусту болтать. Рассчитывает свои силы, доводит дело до конца. Редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Обладает постоянством, глубиной чувств.
Что отличает флегматика и как с ним работать
Характерные черты ученика
1. Держит себя в руках, действует обдуманно и без спешки.
2. Сохраняет спокойствие в эмоционально сложных ситуациях.
3. С трудом переключается с одного задания на другое, не любит новшества.
4. Легко выдерживает рутинные задания, предсказуемость.
5. Имеет небольшой, но постоянный круг общения.
Что делать учителю
1. Давайте ребенку возможность сделать задание неторопливо. Не подгоняйте. Дайте более сложное задание, но в меньшем объеме, если ребенок не успевает сделать много за урок.
2. Учите ребенка планировать ответ, работу. Давайте дополнительное время на освоение нового способа действий.
3. Отвечайте на уточняющие вопросы, помогайте осмыслить задания. Не требуйте немедленных решений и действий.
Меланхолик. Нерешительный, ранимый, замкнутый. С трудом на чем-то сосредотачивается. Глубоко и длительно переживает все, но эмоции незаметны. В стрессовой ситуации может «опустить руки». Присущи сдержанность и приглушенность моторики и речи. Реакция часто не соответствует силе раздражителя. Успешно решает жизненные задачи.
Меланхолик: как себя проявляет и что учесть учителю
Характерные качества ученика
1. Нелегко приспосабливается к новому обучению, реагирует тревогой.
2. Склонен все глубоко обдумывать, никогда не спешит принять решение.
3. С трудом переносит шум, поэтому подвержен утомлению и выгоранию.
4. Постоянный в отношениях, тяжело переживает конфликты.
5. Способен к подлинному сочувствию, умеет дружить и любить свою жизнь.
Что делать учителю
1. Не давите, не торопите, давайте время собраться с мыслями, справиться с эмоциями.
2. Подбадривайте. Описывайте, что уже сделал правильно и хорошо.
3. По возможности давайте житейские советы, особенно когда ученик стал участником конфликта или с ним кто-то разорвал отношения.
4. Учите защищать себя и бережно к себе относиться. Характер учеников: из чего складывается
Линза, сквозь которую человек смотрит на мир, – это характер. Он обобщает в себе главные внутренние качества человека и служит стержнем, на который нанизываются другие личностные особенности.
Совокупность стойких личностных качеств, которые определяют поведение и отношения человека. Это определение характера.
Из чего в теории состоит характер
Черты характера также делят на четыре группы в зависимости от психического процесса.
Нравственные. Это главные черты характера человека. К ним относятся честность, принципиальность, порядочность, доброта.
Эмоциональные. Сюда входят жизнерадостность, бодрость, агрессивность, впечатлительность.
Интеллектуальные. Включают вдумчивость, любознательность, рассудительность, наблюдательность.
Волевые. Это настойчивость, дисциплинированность, самообладание, нацеленность на успех.
Памятка для педагога. Как учесть характер ученика
Способности учеников: как учесть в работе
Для успешного выполнения той или иной работы нужны способности. Это индивидуально-психологические особенности личности. Различают общие и специальные способности (см. таблицу).
Какие есть типы способностей
Общие способности ребенок проявляет во всем. Эти способности – в качествах ума. Например, ученик может проявлять сообразительность и самостоятельность, быть вдумчивым или обладать критичностью и гибкостью ума
Специальные способности школьник может проявлять в отдельных областях. Например, в музыке, рисовании, математике, технике. При этом в других областях ребенок особых успехов может не показывать.
Мы поймем, что ученик имеет способности, если он быстро учится определенной деятельности и выполняет эту работу хорошо. Чтобы помочь детям реализовать и развивать способности в обучении, учтем рекомендации:
Активно вовлекайте всех учеников в работу на каждом уроке. Давайте разные задания, варьируйте уровень сложности. Подойдут проблемно-поисковые и творческие задания, задания на рассуждения, мозговой штурм, дискуссии, задания на аргументацию, на анализ фактов, установление закономерности, последовательности.
Отвечайте на вопросы учеников. Не отмахивайтесь от вопросов, даже если они кажутся вам неважными.
Будьте внимательны не только к конечным результатам или ошибкам.
Обращайте внимание на усилия учеников.
Делайте кабинет «зоной притяжения». Приносите книги, энциклопедии, наглядные материалы. Размещайте полезные ссылки на стендах, вывешивайте примеры конкурсных и экзаменационных заданий.
Информируйте школьников о мероприятиях. Рассказывайте ученикам о проходящих в школе, округе, городе конкурсах, фестивалях, олимпиадах, мероприятиях.
Старайтесь транслировать собственный интерес к предмету и знаниям.
Рассказывайте по возможности и о своих хобби и интересах.
Разрешайте ученикам выражать себя в современной форме (в комиксах, рэпе). Будьте терпимы к форме их творчества и выражения мысли. Избегайте насмешливости, скепсиса, поучений, если ученик поделился своим произведением.
Всегда интересуйтесь мнением учеников. Выслушивайте их.
Вовлекайте в школьную жизнь. Как можно больше учеников вовлекайте в подготовку и проведение внеурочных мероприятий.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Индивидуальность учащегося и ученический коллектив
Современное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники школ “могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации”.
Осуществляя поставленные президентом задачи – “помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми” – педагог должен верно понимать значение слова “индивидуальность”, знать разные подходы, которые позволят добиваться высоких результатов в раскрытии индивидуальности каждого ученика, и на основе этого формировать сплоченный ученический коллектив класса, школы.
Сегодня среди педагогов и ученых еще не выработан единый подход в понимании и определении “индивидуальности” ученика. Различают биологическую и социальную индивидуальность. Сам термин “индивидуальность” означает единство многообразных качеств, составляющих человеческую неповторимость. Индивидуальность человека как личности определяется как “феномен социальный”. Индивидуальность проявляется в специфике интересов, мотивов, потребностей и способностей человека.
Вернее использовать “индивидуальность” в значении самобытности, уникальности человека.
“Индивидуальность” либо формируется и с определенного момента уже не меняется (“человек сформировался”) – и тогда это “совокупность особенностей”, либо развивается – и тогда это “автономность” по процессу и “самобытность” по результату [1, с. 40].
“Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, переживаний, интеллекта, склонностей. Способностей и др. особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности” [2; с. 105].
Человек как индивидуальность развивается, приобретает социальные навыки, нравственные и жизненные ценности в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Такое общение и деятельность происходит в коллективе.
Коллектив – это группа людей, которые находятся в постоянном деловом и дружеском общении друг с другом. Коллектив учащихся, пришедших в школу получать качественное образование и основы социальной культуры, – это особая группа, так как она состоит из формирующихся индивидуальностей учеников. Учитель понимает, что каждый ученик в классе – это особый мир, это индивидуальность, которую надо раскрыть, что от него требуются особые подходы к обучению и воспитанию учащегося.
Прежде всего, педагог должен использовать дифференцированный подход к ученикам в условиях классного коллектива. Между классом как первичным коллективом и личностью отдельного школьника есть промежуточное звено – небольшая группа учеников, объединенных общими интересами в области культуры, спорта, трудовой деятельности и т.д. В процессе формирования таких групп нельзя забывать о взаимной симпатии детей и схожести их интересов.
В деятельности педагога по организации коллектива класса можно выделить три взаимосвязанных аспекта: 1) фронтальная работа со всем детским коллективом; 2) организация различных мероприятий, классных дел с помощью групп учащихся, работа с которыми составляет существо дифференцированного подхода; 3) индивидуальные разноплановые поручения ученикам.
Использование дифференцированного подхода к учащимся как средства формирования детского коллектива, как средства, влияющего на развитие индивидуальности учеников, эффективно в решении как учебных, так и воспитательных задач.
В результате у школьников появляется рост самодеятельности и самостоятельности. Это происходит потому, что в условиях деятельности небольшой группы ребят, связанных общей целью, легче организовать любое дело на самостоятельных началах, без непосредственного участия взрослых. Например, при организации классного мероприятия класс условно делится на творческие группы. В этих мини-группах ребята помогают друг другу, распределяют задания по своим способностям. Одно подбирают теоретический материал, другие оформляют плакаты, третьи составляют задания викторины. Такой подход способствует развитию сотрудничества, самостоятельности, взаимовыручки, служит средством развития индивидуальных задатков и склонностей учеников.
Количество творческих групп в классе и их состав время от времени меняются, или, выполнив конкретную задачу, расформировывается. Поэтому ее (творческую группу) нельзя считать первичным коллективом, каким в школе является только класс. Педагог, работающий с детским коллективом, должен позаботиться о сплочении ребят в достижении общей цели, иначе в классе будет раздробленность.
В полной мере принцип активности учеников, когда каждый чувствует свою значимость и может реализовать свои индивидуальные способности, осуществляет такая модель организации воспитательного мероприятия или определенного этапа на уроке, которую называют методикой организации коллективного творческого дела. Значимость каждого коллективного творческого дела заключается в том, что оно требует общего поиска, взаимовыручки, взаимоподдержки. Ее главные принципы: 1) воспитывать в совместной развивающей деятельности школьников, предоставляя учащимся максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных групповых дел, создавая вместе с ними, а не вместо них; 2) обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ученика, что ведет к развитию их индивидуальности.
Важным условием работы модели коллективной творческой деятельности является создание нравственной и психологической атмосферы, которую характеризует вера педагога в возможность детей, вера в положительные ценности, желание помочь раскрыться индивидуальности каждого ученика.
Дифференцированный подход к учащимся взаимосвязан с индивидуальным, так как, организуя деятельность групп ребят, объединенных общими интересами, педагог получает возможность увидеть и понять особенности, увлечения и способности каждого своего воспитанника. Необходимо постоянно стремиться находить целесообразные пути привлечения всех учащихся, особенно так называемых трудных подростков, к посильному участию в организации классного коллектива, вовлечении их в разнообразную внеурочную деятельность по интересам.
Задача педагога состоит и в том, чтобы с помощью системы поручений, постепенно меняющихся и усложняющихся, формировать личность и индивидуальность ученика.
Использование индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе позволяет педагогу улучшить отношение учащихся к поручениям, благотворно влияет на мотивацию, расширяет познавательные интересы ученика. При индивидуализации учебно-воспитательного процесса необходима “открытость” обучения и воспитания, то есть предоставление школьнику возможности выбора кружков, факультативов, общественных поручений, работы над социальными проектами.
Формирование воспитательного влияния коллектива на личность зависит от того, какими интересами живет коллектив, насколько дружны ученики. Необходимым условием положительного влияния коллектива на индивидуальность каждого ученика является эмоциональное богатство жизни коллектива. В детском коллективе должна царить атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания и толерантности. Такая атмосфера формируется во время выполнения учащимися общественных поручений, творческих и социальных проектов и т.д. Участвуя в общей работе, учащиеся вовлекаются в совместный поиск, разделяют радость успеха. Школьники не просто выполняют учебную или воспитательную задачу, а учатся сообща находить решение проблемы. Усилия одного дополняются усилиями других. Каждый понимает и ценит значимость другого.
Использование дифференцированного и индивидуального подхода к школьникам в классном коллективе связано как с задачей раскрытия и развития индивидуальности ученика, так и с решением задач профориентации, формирования жизненных планов учащихся. Некоторые педагоги, исходя из своего опыта, в индивидуальных листах-карточках фиксируют познавательные интересы, уровень успеваемости по предметам, активность в выполнении общественных поручений. Но главной линией деятельности любого учителя при использовании дифференцированного и индивидуального подхода остается ориентация учащихся на подчинение интересов групп и отдельных ребят интересам класса, а интересы класса – интересам школьного коллектива.
Следовательно, в условиях единства дифференцированного и индивидуального подхода процесс влияния коллектива на индивидуальность ученика становится для педагога более эффективным.
Ощутив свою значимость и востребованность в ученическом коллективе, школьник сможет и в дальнейшей своей жизни идти по дороге раскрытия своих талантов и возможностей на благо общества.
Абрамова С.Г. Феномен индивидуальности в образовании// Новые ценности образования. Индивидуальность в образовании. – М.: НПО “Школа самоопределения”, 2004. – выпуск 2 (17).
Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.