какие есть творческие способности
Материал «Классификация творческих способностей»
Классификация творческих способностей по А.И.Луку.
Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины.
Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними.
Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы.
Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.
творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой
Осознанность цели деятельности
Интерес к процессу творческой деятельности
Стремление к успеху при решении творческих задач
Стремление к лидерству в творческой деятельности
Стремление к самосовершенствованию
Самоорганизация в творческой деятельности
Умение выделять основные цели и приоритеты
Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции
Умение преодолевать трудности в учении
Творческие способности, их использование в творческой деятельности
Критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность
Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию
Умение видеть альтернативу решения творческих задач
Видение новой функции знакомого объекта
Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы
Создание оригинальных способов решения при известности других
Примечание : хотя автор предлагает использовать указанные признаки в процедуре самооценки, мы рекомендуем использовать их и для объективной оценки творческих способностей ребенка методом независимых характеристик.
Признаки высокого творческого потенциала у детей
в раннем детстве по К. Тэкэксу
Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
Высокая избирательная концентрация внимания.
Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
Характеристика творческих способностей
Характеристика творческих способностей
Творческие способности есть у каждого человека. Это индивидуально психологические особенности, отличающиеся одного человека от другого. От того на сколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический.
В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категории понятия.
Гагов Ю. Б. дает такое определение понятию «творческие особенности»: творческие способности – индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Немов Р. С. под творческими способностями подразумевает такие способности, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности».
К творческим способностям можно отнести и воображение, и ассоциативности, и фантазию, и мечтательность (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А. И. Леонтьев).
В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.
Творческому воображению Лук А. Н. отводил ведущую роль в развитии общества. В своей работе «Психология творчества» он говорит, что творческое воображение рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной деятельности.
Б. М. Теплов отмечает, что вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. Этой же точке зрения на значение результативно продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его способностей придерживаются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Эльконин, А. В. Запорожец.
Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда автор делает вывод о необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.
Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему развивается, причем развивается непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
В зарубежной психологии творческие способности обозначаются термином «креативность» (Э. Фромм, Д. Гилфорд, и другие).
Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности,признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
Э. Фромм трактует понятие креативность, как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Изучения креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. Одно связанно с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью.
Е. Торренс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии.
Е. Торренс, автор «теории интеллектуального порога», считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности.
Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта,выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
Дж.Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
• способность к обнаружению и постановке проблем;
• способность к генерированию большого числа идей;
• гибкость – способность к продуцированию различных идей;
• оригинальность – способность отвечать нестандартно;
• способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
• способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Б. М. Теплов подходил к изучению способностей, прежде всего личность с точки зрения индивидуально психических различий. Он исходит из позиции своеобразного сочетания способностей, характеризующих данную личность. Для нас важно рассмотреть точку зрения, представленную в работе Л. А. Венгера, который утверждает, что способности присущи всем людям и имеют отношение к успешности деятельности. Способность – это специфически человеческая особенность и о ней судят по результатам деятельности. Они изменяются и развиваются соответствующим образом в организованном педагогическом процессе.
В своей работе «Учим творчеству» И. П.Волков писал: «Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут…».
Важные следующие идеи Теплова Б. М. относительно развития способностей:
• Способности человека не являются врожденными «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические способности, то есть задатками, которые лежат в основе способности всегда являются результатом развития».
• Способности существуют только в развитии, а поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то от сюда следует, что способности не могут возникнуть внесоответствии конкретной деятельности. «Развитие способностей, как и вообще всякое развитие,не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями».
• Основными факторами развития способностей являются воспитание и обучение». Практические пределы развития способностей определяется только такими факторами, как длительность человеческой жизни, условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и так далее, и вовсе не заложены в самих способностях».
Б. М. Тепловым делается вывод о том, что предела развитию способностей не существует, но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно.
Другими словами, творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящийся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимости либо для субъекта, либо для общества.
Деятельностный подход в развитии творческих способностей Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество – это процесс, который может включаться.
Методы и методики изучения творческих способностей Методы и методики изучения творческих способностей Разработала: воспитатель старшей группы МКДОУ «Д/с № 1 «Светлячок» Макарова.
Программа развития творческих способностей детей http://www.schoolage.ru Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Светлячок» станица Преградная».
Рабочая программа «Развитие творческих способностей» Пояснительная записка. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности.
Развитие творческих способностей детей. Фотоотчет В нашем городе и каждом районе большое внимание уделяется творческим способностям детей через изодеятельность и музыку. В Чкаловском районе,где.
Развитие творческих способностей дошкольников Тема «Развитие творческих способностей воспитанников в проектной и исследовательской деятельности» была выбрана мной не случайно. Согласно.
Развитие творческих способностей воспитанников На первом этапе мы провели первый констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей старших.
Театрализованная деятельность и развитие творческих способностей. Театр-искусство синтетическое, он оказывает влияние не только на развитие личностных качеств, но и творческих способностей ребенка. Воздействуя.
Театрализованная деятельность и развитие творческих способностей. Игра- ведущий вид деятельности дошкольника и это определение в детской психологии известно всем. Но при этом понятие игра многообразное.
Творческие способности — что это такое в психологии
Аспекты психологии, вызывающие наибольший интерес, – это темы, определяющие конкретного человека и его отличия от других. Среди этих аспектов выделяются личность, интеллект и творческие способности.
Образ творческого человека
Творческие способности в психологии
Хотя творчество в какой-то степени присуще и другим видам живых существ, в полной мере им наделен только homo sapiens. Творческие способности это в психологии способности к созданию новых идей и концепций, а также соотношений между ними, генерирующих решений, которые тоже являются оригинальными.
Важно! Творчество включает в себя не только художественные проявления, но и может содержаться в любых жизненных аспектах.
В чем отличие от креативных способностей
В большинстве иностранных языков для обозначения понятий «креативность» и «творчество» служит одно слово – «creation» (англ.), «сreatividad» (исп.), «кreativität» (нем.) и т.д. Все же будучи тесно взаимосвязанными, они различаются.
Наиболее важным отличием является то, что творчество более тесно связано с интеллектом, понимаемым как способность или талант. Если человек обладает креативными способностями, то это скорее связано с динамизмом или активностью. Творческие люди рассматриваются как более эмоционально активные, а креативные – творят более сознательно.
Важно! Можно использовать определение творчества как потенциала, а креативности – как его реализации.
Структура способностей к творчеству
Весь творческий потенциал в совокупности, принадлежащий отдельной личности, а также деятельность по его реализации составляют сложную структуру, подразделяющуюся на общие и специальные способности.
Общие способности
В этой области рассматривается ряд свойств, которыми характеризуется человек, наделенный творческими способностями. Американский психолог Джой Пол Гилфорд, внесший огромный вклад в исследование креативности, формулирует их так:
Аналогичным образом в самых известных исследованиях творчества выделяются когнитивные и волевые индикаторы:
Роль специальных способностей
Важно! При наличии у индивидуума творческого потенциала невозможно будет его использовать без обладания специальными способностями.
Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике. Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить.
Детские творческие способности
Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:
Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст.
Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша.
Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.
Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.
В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.
Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня.
Определение присутствия творческих способностей
Дети, ставшие взрослыми, таланты которых не были раскрыты своевременно, могут попытаться обнаружить в себе способности к творчеству и заняться их развитием. Это поможет определить область трудовой деятельности, в которой человек будет работать с максимальной отдачей, а также выбрать любимое хобби, следовательно, улучшить качество жизни.
Существуют различные тесты, выявляющие креативность, но для оценки результата надо получить консультацию у психолога. Только он может сделать правильный вывод.
Основной признак наличия способностей к творчеству – это заинтересованность в интеллектуальной деятельности, когда хочется заниматься ей без принуждения.
Существует три степени такой деятельности:
Творчество в команде
Пользуясь этими критериями, можно определить, кем является человек: источником идей, или креативщиком, тем, кто их доводит и совершенствует, или эвристиком, либо практиком, претворяющим их в жизнь.
Как развивать творческие способности у взрослых
Для творчества нет пределов, оно распространяется на все жизненные аспекты: науку, искусство, экономику, философию, личные отношения и т. д. Поэтому многих людей интересует, как развить в себе творчество.
Развитие творчества у взрослых
Существуют технологии, предлагающие специальные упражнения для развития творческих задатков. Не описывая их конкретно, можно определить направления интеллектуальной деятельности:
Все люди рождены с творческими способностями, которые можно стимулировать или нет. Как и все человеческие способности, творчество поддается развитию и совершенствованию.
Видео
Лайфхаки для развития креативности
Что такое креативность, зачем она нужна и как её развивать
В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.
Что такое креативность
Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Как развивать креативность
Полюбите процесс решения проблемы
Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.
Ищите оригинальные идеи
Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Расширяйте кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.
Творчески подходите к повседневным делам
Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.
Учитесь видеть необычное в обычном
Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..
Методики развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.
Методика 1. Синектический штурм
Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.
Методика 2. Шесть шляп
Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.
Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.
Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.
Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.
Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.
Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.
Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.
Методика 3. Выход за рамки
Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.
Методика 4. Случайное слово
Можно применять как в группе, так и индивидуально.
Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Что нужно запомнить
Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter