какие есть уровни общения
Виды и уровни общения в психологии общения
Психология общения — одно из наиболее быстроразвивающихся направлений в психологии. Это не удивительно, ведь коммуникация — неотъемлемая часть жизни человека. Общение с коллегами, начальством, родными, близкими, друзьями, знакомыми или случайными собеседниками — часть повседневности.
Общение разнообразно, также разнообразны и его классификации. Наибольшей популярностью пользуется деление на следующие уровни:
Примитивный уровень
Как правило, общение на этом уровне выстраивается, если один собеседник не воспринимает другого как личность, видя в визави «нужный» или «ненужный» объект.
В ситуации, когда собеседник воспринимается как «полезный объект», разговор строится с позиции превосходства. А если другой человек отнесен к категории «мешающий объект», общение выстраивается в еще более пренебрежительном стиле и может прерваться без объяснения причин.
В такой ситуации один из общающихся не задумывается о том, правильно ли поймут его слова. Он старается говорить больше, громче и не выбирая выражений. Часто это пьяные навязчивые попутчики, невежливые работники сферы услуг, сотрудники государственных учреждений.
Единственное правильное поведение при общении в подобном стиле — говорить спокойно и размеренно, при необходимости жестко.
Манипуляционный уровень
Общение на этом уровне человек выстраивает, если видит в собеседнике «полезный» инструмент для достижения цели. Манипулятор заранее присматривается к «жертве», ища слабые места, на которые будет давить. Разговор, как правило, заранее продумывается (подбираются не только «правильные» слова, но и жесты, мимика). По стилям общения выделяют:
Первые всегда стараются занять в общении позицию «сверху», используют авторитарный стиль общения, сами идут на контакт, подавляют своей инициативой, стараются навязать свое решение проблемы, могут угрожать.
Вторые, наоборот, стараются занять позицию «снизу» в общении, всячески показать свою несостоятельность, бесполезность или глупость, тем самым заставляя другого решать их проблемы.
Соревнующиеся манипуляторы подстраиваются под собеседника, используя то активную, то пассивную тактику. Они готовы на все ради достижения цели.
Общение на таком уровне часто выстраивают менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, страховые агенты. Но и в быту можно столкнуться с подобным общением.
Уровень масок (стандартизированный)
Выбирая уровень масок, собеседник старается скрыть свои истинные чувства, свое Я.
Часто в ситуации, когда общаться желания нет, но социальные нормы требуют участия в беседе, человек надевает маску. И тогда в первую очередь он беспокоится о том, чтобы сохранить маску и скрыть истинное Я.
Американский психоаналитик Бюдженталь выделил в стандартизированном уровне следующие подуровни:
Переход на формальный уровень используется для сохранения привлекательной репутации или определенной дистанции между собеседниками.
Уровню поддержания контакта свойственно более непринужденное общение, основанное на обмене не только информацией, но и мнениями.
Уровень стандартной беседы — это повседневное общение в кругу родных или знакомых, когда необходимо скрыть истинные эмоции.
В общении такого уровня в принципе нет ничего плохого, да и нормы поведения в обществе требуют надевать ту или иную маску в разных ситуациях. Если человек постоянно общается на стандартизованном уровне, это приводит к размытию границ собственного Я и неумению впоследствии выражать свои истинные чувства.
Конвенциональный уровень
Коммуникация на этом уровне — это общение двух цивилизованных, уважающих друг друга собеседников, готовых на компромисс для достижения собственных целей. Это тот уровень, который стоит использовать в повседневной жизни, не скатываясь в примитивный, манипуляционный или стандартизированный.
Общаясь на конвенциональном уровне, люди не стремятся занять позицию «сверху» или «снизу», предпочитая находиться «рядом» (на равных).
Игровой уровень
Этот уровень общения основан на взаимном интересе и симпатии друг к другу собеседников. Часто целью такого общения является не только обмен информацией, но и создание эмоциональной связи между собеседниками.
Юмор и импровизация присущи такому общению. Каждый из участников старается показать свою лучшую сторону, а не играет роль.
Общение на игровом уровне присуще оптимистам. Часто начало романтических или дружеских отношений проходит на этом уровне.
Деловой уровень
Деловой уровень общения подразумевает коммуникацию на равных, серьезное восприятие собеседника, готовность прийти на помощь. На этом уровне важно гармонично взаимодействовать, слышать собеседника и с уважением относиться к его потребностям.
Не только деловые партнеры и коллеги общаются на этом уровне, часто старые проверенные друзья или семейные пары, выстроившие гармоничные отношения, взаимодействуют именно таким способом.
Духовный уровень
На духовном уровне общения собеседники полностью открыты друг для друга, готовы не только раскрыть свое Я, но и принять Я оппонента.
Особенность такого общения — неспешная, медленная речь, долгие доверительные разговоры, когда один собеседник может продолжить фразу за другого.
Духовный уровень — это общение между близкими друзьями, возлюбленными или родственниками. Подобное общение требует взаимных внутренних усилий. Но, к сожалению, не каждый на это способен.
Ежедневное общение происходит на разных уровнях. Но для любого из них важно ясно излагать свои мысли и подстраивать беседу под собеседника.
7 уровней общения по А. Б. Добровичу
На протяжении всей жизни мы постоянно общаемся с людьми. В зависимости от того, как человек способен поддерживать общение, зависит очень многое. Именно поэтому необходимо регулярно совершенствоваться, приобретая новые навыки в коммуникации.
Популярный автор психологической литературы Анатолий Добрович создал краткий курс уровней общения, знакомство с которым поможет вам наладить коммуникативные навыки.
Примитивный
Этот уровень не подразумевает никаких особых навыков, так как человек рассматривается исключительно в качестве нужного или мешающего объекта. Речь между собеседниками на примитивном уровне является немногословной и быстрой, с возможностью взаимной обиды.
Манипулятивный
Исходя из названия уровня, манипулятивный тип характеризуется, как общение, когда один из собеседников пытается манипулировать другим, и происходить это может даже неосознанно.
Стандартизированный
Характеристика такого общения заключается в стандартном общении между начальством и подчиненными. Такой уровень также имеет еще одно название – «масочный», так как человек занимает нужную ему роль, скрывая искрение чувства. В таком общении достаточно тяжело распознать, кем на самом деле является человек.
Конвенциональный
Общение такого уровня проходит на равных, где нет манипулятора и жертвы. Выбирая этот уровень общения, люди готовы вести беседу, при этом она будет иметь вежливый характер. Собеседники не пытаются доказать свою правоту, а стараются понять чужую точку зрения. В случае расхождения мнений, люди просто договариваются между собой.
Игровой
На игровом уровне обычно общаются люди, которые проявляют друг к другу симпатию. Этот уровень подвластен тем, кто знаком уже достаточно продолжительное время. Чаще всего на этом уровне собеседники сталкиваются с чувством такта, доброжелательностью, поддержкой, а также заботой. В данном случае собеседники показывают себя только с лучшей стороны.
Деловой
Деловой уровень заключается в проявлении симпатии к общему делу. Собеседники общаются на равных, являются всегда открытыми и готовыми помочь друг другу. Этот уровень общения можно смело применять к супругам, которые уже длительное время вместе или старым друзьям.
Духовный
Духовный вид общения является наивысшей ступенью, когда человек в полной мере может проявить себя, самовыразиться, а также быть максимально искренним и открытым. Данный уровень характерен полным взаимоуважением по отношению к партнеру и его принятием.
Переход между уровнями
Не стоит забывать о том, что уровень общения всегда может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, с одним и тем же человеком можно ежедневно общаться на разных уровнях, например, если вы работаете в подчинении у своего друга, с которым по вечерам встречаетесь в неформальной обстановке.
Общение с людьми можно и нужно совершенствовать. Для этого у Викиум есть онлайн-интенсив «Эффективное общение», который научит доносить свои мысли и умело преподносить аргументы.
7 уровней общения по А. Б. Добровичу
Мы постоянно общаемся с другими людьми, и от этого общения многое зависит. Поэтому совершенно необходимо развивать навыки эффективной коммуникации и разбираться в психологии общения.
В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с классификацией уровней общения, составленной Анатолием Борисовичем Добровичем – кандидатом медицинских наук, автором популярных книг по психологии и психотерапии. Мы уверены, что эта информация окажется полезной для вас.
Первый уровень: примитивный
На самом низком уровне собеседник ещё воспринимается, как объект, и его оценивают по шкале «нужен – мешает». Если собеседник-объект мешает, возникает желание как можно быстрее уйти от него, ничего при этом не объясняя. Внутренний мир личности на примитивном уровне общения не рассматривается. Речь, как правило, быстрая и немногословная.
Этот уровень «примитивный» ещё и в плохом смысле. Открыто высказывается отношение к собеседнику, даже если это может его задеть, собеседники часто перебивают друг друга, не соблюдают нормы общения.
Допустим, что к человеку, идущему на работу, привязался какой-то пропойца. Вряд ли они будут здороваться и прощаться, а также пытаться рассмотреть внутренний мир друг друга. По всем признакам это пример примитивного уровня общения.
Второй уровень: манипулятивный
Как видно из названия, на втором уровне общения собеседник воспринимается как объект возможных манипуляций. Манипулятор пытается управлять свой жертвой, причём иногда бессознательно.
Примером второго уровня общения может быть взаимодействие с продавцом-консультантом. Вы уже соблюдаете нормы общения, но всё равно относитесь друг к другу безразлично и не пытаетесь узнать друг друга как личностей. При этом продавец-консультант пытается оказать на вас психологическое влияние, чтобы вы совершили покупку.
Третий уровень: стандартизированный
Формальное и поверхностное общение. На этом уровне люди участвуют в общении с позиции какой-либо роли, а не с позиции своей личности. То есть общаются начальник и подчинённый, а не Антон и Андрей.
Этот уровень называют ещё и уровнем «масок». Этими «масками» могут быть не только профессиональные, но и любые другие роли, которыми человек прикрывает свою личность.
Конечно же, когда человек надевает «маску» в общении, он становится неискренним и закрытым. Он не показывает своих настоящих чувств, не высказывает свои мысли. После общения на стандартизированном уровне трудно сказать, какой ваш собеседник на самом деле.
Четвёртый уровень: конвенциональный
Культурное, вежливое и этичное общение. Оба собеседника имеют желание и готовность общаться. Как правило, общение на четвёртом уровне проходит на равных (или близко к этому). Нет явного манипулятора и явной жертвы.
Собеседники уважительно относятся друг к другу, пытаются понять чужую точку зрения и, если мнения расходятся, стремятся договориться. Открытое и искреннее общение.
Конвенциональный уровень общения мы можем наблюдать на деловой встрече партнёров по бизнесу и иногда в семейных кругах или среди друзей.
Пятый уровень: игровой
Испытывается искренний интерес и симпатия к собеседнику. Характерной чертой пятого уровня общения является насыщенность чувствами и эмоциями. Как правило, на игровом уровне общаются те люди, которые уже не первый день знакомы друг с другом.
Для пятого уровня общения свойственны доброжелательность, тактичность, чувственность и чувствительность, забота и уступчивость. Чаще всего собеседники стараются показать себя с лучшей стороны и вызвать взаимное расположение друг к другу. Именно поэтому данный уровень получил название игрового.
Примером пятого уровня может служить общение между женщиной и мужчиной на этапе влюблённости.
Шестой уровень: деловой
Здесь присутствует любовь к общему делу. Объединённые общей целью люди открыты друг другу, общаются на равных и всегда готовы помочь.
Деловой уровень общения отличается открытостью его участников, взаимным доверием, верностью, искренностью, взаимоуважением и, что называется, «чувством локтя». «Маски» на этом уровне на имеют никакого значения.
На шестом уровне общаются старые друзья и супруги, у которых уже прошёл бурный страстный период.
Седьмой уровень: духовный
Высший уровень общения – духовный. Он отличается свободой самовыражения, максимальной искренностью и откровенностью, полным принятием партнёра и высоким уровнем взаимопонимания.
Мы иногда выражаемся «поговорить по душам», и это как раз о седьмом уровне. На нём общаются настоящие друзья и близкие родственники.
О переходе между уровнями
Уровень общения может изменяться. Причём как снизу вверх, так и сверху вниз. Также вы можете в различных ситуациях общаться с одним и тем же человеком на разных уровнях: например, если вы работаете со своим другом в одном месте, и он ваш начальник, тогда на работе вы можете общаться на конвенциальном или стандартизированном уровне, а в свободное время – на игровом или духовном.
Чтобы статья оказалось действительно полезной для вас, предлагаем вам в ближайшие несколько дней анализировать все свои контакты и определять уровень, на котором происходило общение. Устраивает ли он вас? Вы хотите повысить или понизить его? Исходя из описания уровней, как вы можете это сделать? Эти навыки однозначно помогут сделать ваше общение лучше.
Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения
Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.
Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.
Что изучает социальная психология?
Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:
Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.
Межличностное взаимодействие и обучение
В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.
Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.
Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.
Процессы социального взаимодействия
Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.
Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.
Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.
Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.
Уровни общения
Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.
Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.
Формы межличностного взаимодействия
Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.
Формы общение выделяют такие:
Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.
Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.
Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.
Почему другие на нас влияют?
Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.
Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.
Способы взаимодействия человека с социумом
Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:
Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.
Особенности
Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.
Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?
Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».
Коммуникативные цели
Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными
Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.
Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.
Физиологическая основа социального взаимодействия
В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.
Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.
Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.
Выводы
Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.
Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Общение и его функции, классификация и уровни
Общение всегда рассматривалось в форме полифункционального процесса. Его функции определяются психологами согласно разным критериям:
Наиболее часто в области психологии функции общения рассматриваются согласно такой модели отношений, как «человек-деятельность-общество».
Основные функции общения
Обычно из общения выделяют пять базовых функций:
Рисунок 1. Основные функции общения
Прагматическая функция общения — это одно из главнейших условий объединения личностей в процессе совместной деятельности любого типа.
Наглядным примером того, насколько разрушительно невыполнение этого условия, является сюжет из Библии, рассказывающий о постройке Вавилонской башни.
Не менее важная роль принадлежит и формирующей функции. Не стоит считать общение между взрослым и ребенком обычным процессом передачи от первого ко второму набора знаний и навыков, усваиваемых механически. На самом деле это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимное изменение, влияние и обогащение.
Насколько жизненно важную роль играет общение можно рассмотреть на следующем примере.
В 30-е годы прошлого века в двух клиниках США был проведен эксперимент. Находящиеся в них дети лечились от серьезных заболеваний, плохо поддающихся излечению. Условия в обеих клиниках были идентичными, кроме одного: одна клиника запрещала посещения родственников в страхе перед инфекциями, второе учреждение допускало родителей в определенное время, чтобы они могли поговорить и поиграть с ребенком в специально отведенном для этого помещении. Наблюдения велись несколько месяцев, после чего были получены следующие результаты: коэффициент смертности в первом медучреждении был около ⅓, хотя врачи прилагали все возможные усилия. Вторая клиника могла похвастаться тем, что на протяжении всего эксперимента ни один пациент не умер.
Функция подтверждения помогает познать и утвердить себя. Человек занимается поиском опорной точки в другом человеке для того, чтобы утвердиться в своем существовании и ценности себя.
Принцип подтверждения регулярно наполняет повседневный опыт общения людей. Это ритуалы, сопутствующие знакомству и приветствию, всевозможные знаки внимания и прочее. Р. Д. Лейнг (английский психиатр) утверждал, что неподтверждение — это универсальный источник множества психических заболеваний и в особенности шизофрении.
Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление определенного рода эмоциональных отношений — они могут быть или позитивными или негативными.
Отсюда эмоциональное отношение к другой личности может выражаться в ключе «симпатия-антипатия», что накладывает отпечаток не только на обычное, но и на деловое общение.
Внутриличностная функция чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления человека.
Л. С. Выготским исходя из этого было отмечено, что «человек сохраняет функцию общения даже наедине с собой».
Резюмируя, можно сказать, что ведущее значение общения в жизни человека — это средство организации совместной деятельности личностей, а также способ удовлетворения потребности одного человека в живом контакте с другим человеком.
Классификация типов общения
Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.
Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.
Речь — это применение языка в целях общения.
Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:
Рисунок 2. Разновидности общения
Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.
Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.
Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.
Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.
К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.
Также общение можно разделить на межличностное и массовое.
Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.
Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации.
Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.
Рисунок 3. Типы межличностного общения
При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.
Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.
Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.
Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.
Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.
По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.
Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.
Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.
Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.
Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.
Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.
Уровни общения
Существуют различные уровни общения, которые определяются общей культурой собеседников, их характеристиками (личностными и индивидуальными), нюансами ситуации, контролем, накладываемым социальной средой, ценностными ориентациями собеседников и их отношением друг к другу.
Рисунок 4. Уровни общения
Фатический (от лат. fatuus – глупый) относится к самому примитивному уровню общения. Он состоит из обычного обмена репликами, не несущими глубоко смысла и служащими исключительно для поддержания разговора.
Информационный уровень состоит из обмена новой информацией, интересной для участников беседы, которая является источником эмоциональной, поведенческой и мыслительной активности личности.
Личностный уровень предполагает такое взаимодействие субъектов, при котором происходит их глубокое самораскрытие и постижение сущности собеседника, своей собственной и окружающего мира.
Такой уровень строится на позитивном отношении как к себе самому, так и к другим людям, а также окружающей среде в целом. Такое общение относится к высшему духовному уровню.