какие есть устройства виртуальной реальности
Выбираем устройства для VR: все, что нужно знать
Представляем насыщенный гайд по устройствам для VR. Что нужно знать для того, чтобы выбрать себе систему виртуальной реальности? Читайте ликбез по характеристикам VR-очков в нашей статье.
Виртуальная реальность — одна из самых передовых технологий современности, и на рынке сейчас представлены VR-гаджеты всех форм и размеров: от картонных очков до огромных шлемов. Расскажем, что нужно знать, если вы планируете выбирать устройства для VR.
Вне зависимости от форм-фактора, все VR-устройства разделяются на три вида: проводные, беспроводные и мобильные. Все типы обладают общими характеристиками, которые нужно учитывать при выборе устройства: глубиной погружения, удобством ношения и типом подачи контента.
Глубина погружения
Под глубиной погружения понимается ощущение присутствия в виртуальном мире. Она характеризует то, насколько качественно VR-гаджет будет способен обманывать ваш мозг. Глубина погружения складывается из следующих технических аспектов:
Позицонный трекинг «снаружи внутрь». Иллюстрация: HTC
Различие между 3DoF и 6DoF наглядно. Иллюстрация: Unity
Разные типы VR-контроллеров. Фото: VR Source
Удобство ношения
Эта комплексная характеристика определяет, насколько комфортным и незаметным для пользователя будет ношение VR-устройства в течение длительного времени (не меньше двух часов). Оно складывается из следующих аспектов, которые нужно учитывать при выборе устройства для VR:
Тип подачи контента
Собственно, виртуальные платформы, с которыми совместимы устройства для VR, и виртуальные миры, которые они предлагают. Windows Mixed Reality, SteamVR и OSVR — вот крупнейшие платформы виртуальной реальности. Большинство устройств, представленных на рынке, обязательно совместимы с одной или несколькими из них. Приложения для мобильных VR-гаджетов существуют под Android и iOS.
Современные массовые устройства для VR поддерживают следующие типы подачи контента:
О чем еще нужно знать?
Все вышеперечисленное — это общие характеристики, которые не зависят от вида устройства. При выборе отдельных видов устройств для VR также имеют значение следующие характеристики:
В совокупности знание всех этих характеристик поможет вам определиться, какой VR-гаджет из представленных на рынке лучше всего подойдет именно вам. Удачных покупок!
Погружение в VR: выбираем очки или шлем виртуальной реальности
Первые VR-устройства появились еще в 1960-х годах – тогда они были очень сложными и громоздкими, занимали целую комнату. В 2012 году американец Палмер Лаки организовал на краудфандинговой платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на шлем виртуальной реальности Oculus. Собрав больше 90 миллионов долларов, устройство запустили в серийный выпуск. Потенциал разработки оценил Марк Цукерберг, который в 2014 году купил компанию Oculus VR за 2 миллиарда долларов. А с выходом на рынок таких производителей, как HTC, Microsoft, Samsung, Sony VR-очки перешли на качественно новый уровень, они стали компактными и доступными широкому кругу пользователей. Попробуем разобраться в особенностях этой технологии и видах устройств.
Какие бывают типы таких устройств и в чем отличие очков от шлема
Существуют два вида таких гаджетов для виртуальной реальности:
Основной принцип работы и у очков, и у шлемов одинаков. В корпусе устройства размещены две линзы. За линзами располагается экран (встроенный или внешний), который программно или физически разделен на две части. Изображение, которое выводится на левую и правую половину экрана, практически одинаковое. 3D-изображение достигается за счет того, что каждый глаз видит изображение отдельно. Один глаз не позволяет ощутить всю глубину изображения и правильно рассчитать расстояние.
Чтобы пользователь получил возможность находиться в виртуальном пространстве, шлем виртуальной реальности оснащены специальным датчиком – гироскопом. Задача гироскопа отслеживать повороты головы человека.
Какие бывают очки виртуальной реальности
Очки виртуальной реальности, VR-очки – устройства, которым для работы нужен смартфон. Их еще называет держателями смартфонов. Такие гаджеты (есть несколько исключений, например Samsung Gear VR) не имеют встроенных датчиков. Управление осуществляется силами гироскопа, акселерометра и процессора смартфона. Не стоит ожидать от них суперкачества и полного погружения в виртуальный мир. Зато на рынке доступны самые разные VR очки, причем цена на них, вполне доступна. К тому же, если пару лет назад в виртуальных очках можно было посмотреть разве что небольшой ролик о природе или мини-экскурсию по музею, то сегодня и Google Play, и iOS App Store предлагают десятки бесплатных игр и приложений, а на YouTube доступны сотни видео с меткой 3D или 360⁰.
Условно рынок VR-очков можно разделить на три больших сегмента:
Одним из пионеров рынка очков виртуальной реальности стала компания Google, также как и Facebook, эта корпорация видит огромное и светлое будущее для VR, поэтому много лет исследует направление и пытается популяризовать его. Самым простым способом для этого является покупка Google Cardboard, этакой картонки, которую можно собрать самостоятельно и получить очки виртуальной реальности.
Особенность оригинальных очков от Google заключается в том, что вы можете установить в них любой смартфон с диагональю от 4 до 6 дюймов, но при этом в Google отрицают необходимость наличия наголовных ремней, картонку нужно держать у глаз самостоятельно.
В среднем ценовом сегменте таких очков существует много моделей от китайских, и даже российских разработчиков тоже используется со смартфоном, но в отличие от картонных моделей, выполнены из легкого пластика. Такие очки сочетают доступную цену и возможность настройки расстояния до экрана. Регулировка линз по горизонтали, левый боковой вход для наушников и раздвижная, вращающаяся передняя панель – все это обычно доступно в таких версиях. Крепятся такие гаджеты несколькими ремнями, которые идут в комплекте.
Разумный подход при выборе моделей в среднем ценовом сегменте – понять, что именно вам нужно от таких очков. Если вы хотите просто попробовать и подумать в дальнейшем о том, насколько они вам нужны, то стоит покупать недорогие модели, выгодные по соотношению цена/качество, с перспективой затем заменить их на что-то иное.
Более дорогие модели смартфонодержателей изготовлены из качественного пластика или алюминизированного сплава, оснащены дополнительными функциями и системой ременной фиксации. Имейте в виду, что не все VR-очки, особенно высокого ценового сегмента, работают со всеми моделями смартфонов. Например, очки Samsung работают только в связке с телефонами Samsung Galaxy Note 6, 7, 8 или Galaxy S7, S8.
Производители девайсов этого сегмента уделяют внимание и контенту. Так, многие компании выпускают собственные приложения для просмотра видео и игр, некоторые, к примеру, договариваются с музеями о создании трехмерных гидов и т.д.
На какие параметры обратить внимание при выборе VR-очков
Важным критерием при выборе VR-очков для смартфонов является угол обзора, определяющий, насколько полную картину будет видеть пользователь. Чем шире угол обзора, тем комфортнее нахождение в виртуальном пространстве. Очки виртуальной реальности выпускаются с углом обзора от 75 до 110 градусов.
У гарнитуры должно быть всего одно устройство ввода. Не обязательно клавиша. Это может быть просто отверстие для пальца, чтобы нажимать на дисплей. Если в устройстве и есть клавиши, то обычно это маленькие рычажки, которые нажимают на дисплей за вас. Что можно делать с одной кнопкой? Выбирать пункты меню или выполнять простые и довольно медленные действия в играх. Некоторые VR-очки вообще обходятся без кнопок: достаточно наклонить голову в сторону нужного раздела меню и задержаться на пару секунд. Или повернуть головой, чтобы поменять направление движения в игре. К примеру у выше упомянутой Gear VR удобная система управления – сенсорная панель на боковой грани, похожая на трекпад ноутбука. Работает не идеально, но заменяет сразу несколько функций: свайпы, прокрутку, нажатия, удержание, действие «Назад».
Настройка межзрачкового расстояния позволит использовать очки соответственно анатомическим данным пользователя, а регулировка фокуса – комфортно пользоваться шлемом людям с неидеальным зрением.
Продлит время пользования очками наличие в комплекте сменных линз и мягкой основы. Также нужно обратить внимание на крепление, которое удерживает смартфон во время игры, и возможность регулировки ремней, которыми очки крепятся к голове.
Практически все гарнитуры виртуальной реальности можно носить на очки для коррекции зрения. Многие модели предоставляют возможность отрегулировать расстояние между лицом и линзами. Там же, где этого сделать нельзя, очки могут давить на переносицу.
Какие бывают шлемы виртуальной реальности
Виртуальную реальность высокого качества нельзя передать через экран мобильного телефона. Oculus Rift, Vive от HTC и Valve, Sony PlayStation VR – три профессиональные гарнитуры, которые демонстрируют совершенно другой уровень картинки и они доступны прямо сейчас на рынке. Шлемы VR работают в паре с компьютером с мощным процессором и игровой видеокартой со значком VR-Ready. Чтобы испытать максимальный опыт, готовьтесь потратить порядка тысячи долларов на новый ПК. С PlayStation VR все немного проще – понадобится только PlayStation 4.
Главное преимущество профессиональных гарнитур – возможность двигаться и даже ходить в любом направлении. Oculus и Sony применяют относительно простой способ: в шлем устанавливаются диоды или другие маркеры, а внешняя камера отслеживает их перемещение. Такой метод довольно эффективный, однако ограничивается шириной захвата пространства камеры. PlayStation VR позволяет приседать, наклоняться и двигаться по кругу. Rift дает возможность пройтись несколько метров в любом направлении, но для этого нужно установить несколько камер.
Выбираем комплект виртуальной реальности (VR, AR) на Aliexpress (Valve, HTC, Oculus, etc)
Еще недавно виртуальная реальность (сокращенно VR) казалась далеким будущим, в которое предстоит шагнуть еще совсем не скоро. Но с появлением на рынке популярных игроков (Valve, HTC, Oculus) и соответствующих сервисов (Steam VR, Oculus Store) комплекты виртуальной реальности стали более доступны, а некоторые устройство даже лишились множества проводов. Так же существуют устройства дополненной реальности (AR), которые накладывают изображения на реальную картину мира.
Мое первое знакомство с VR системами произошло пару лет назад в Москва-Сити, когда мы с друзьями оплатили часовой сеанс игры в какой-то шутер. Тогда нам выдали большие рюкзаки на спину, очки, автоматы и мы бегали по площади в 100м2 в поисках друг друга. Сейчас для подобных занятий достаточно приобрести любой комплект VR системы, найти подходящую площадь в доме и все это подключить к персональному компьютеру (хотя существуют автономные системы, работающие со встроенными магазинами игр). При этом необходимо учитывать минимальные системные требования VR комплектов для корректной работы. Например, шлем виртуальной реальности Pimax 8K требует видеокарту начиная от 2060 и выше.
Так же хочется отметить, что VR и AR — это не только про игры. C помощью виртуальной реальности можно проводить обучения, показывая и круча объект с любой стороны. Помните фильм Мстители? Тони Старк работал над искусственным интеллектом, постоянно работая с ним «руками», то приближая отдельные участки, то отдаляя их. Но это ведь кино, скажите вы и будете правы. Но частично, ведь в современном мире существуют куча подобных случаев, когда VR помогает будущим специалистам. Например, 3D модель человеческого тела или инженерные инфраструктуры и крупные элементы. Поэтому в сегодняшней подборке я решил выделить основных игроков, которых можно приобрести на торговой площадке Aliexpress.
Комплект виртуальной реальности Valve Index VR Kit
Возможно лучший VR шлем для персональных компьютеров на сегодняшний момент. Производителем выступает та самая компания Valve, ответственная за серию игр Half-Life.
Valve Index VR Kit является готовым набором со шлемом, в который встроена аудиосистема и реализована с помощью накладных динамиков, расположенных в непосредственной близости от уха (т.е не касается).
Для полноценной работы так же предусмотрена пара контроллеров Knuckles, с возможностью обнаружения местонахождения пальцев и силу захвата. Встроенный аккумулятор позволит отдать до 7 часов беспрерывной работы.
Разрешение очков в шлеме — 1440*1600px на глаз, суммарное — 2880*1600px. Частота обновления экрана — 120Гц (в экспериментальном режиме может быть увеличена до 144Гц), угол обзора — до 130 градусов.
Комплект виртуальной реальности от Valve поддерживает следующие операционные системы: Windows, Linux, macOS.
Комплект виртуальной реальности HTC Vive
Комплект виртуальной реальности HTC Vive был представлен довольно давно, но благодаря этому были проведены значительные работы с ПО всего комплекта.
Комплект HTC Vive VR включает в себя довольно богатый набор: очки виртуальной реальности, пара контроллеров, пара башен для размещения в углах комнаты для отслеживания движения. Для этого в комплекте предусмотрено настенное крепление, что бы оградить от набора штативов.
Параметры VR системы: разрешение — 1080*1200px, угол обзора — 113 градусов по вертикали, 110 градусов по горизонтали110*
Для работы гарнитуры необходимо выполнить подключение к ПК, в качестве платформы с играми выступает SteamVR.
Комплект виртуальной реальности VIVE Pro HMD
Достойное продолжение предыдущего комплекта, теперь уже с приставкой Pro. Основные изменения коснулись увеличенного разрешение 2880*1600 и 1440*1600 (на глаз), типа матрицы — Amoled. Частота обновления экрана — 90Гц, угол обзора — 110 градусов.
Так же обратите внимание, что на других площадках данный VR Kit частенько продается без контроллеров и «маяков», которые придется докупать отдельно. Здесь же полный находится полный комплект.
Комплект виртуальной реальности HTC VIVE Cosmos
При сравнении с Vive Pro, VIVE Cosmos выигрывает за счет немного увеличенного разрешения «на глаз» 1440*1700 против 1440*1600px. Так же вместо Amoled матрицы, теперь используются LCD, позволяющие повысить плотность пикселей для получения более четкой картинки.
Одной из особенностей данного комплекта является откидная конструкция шлема, которая позволяет возвращаться в реальный мир не снимая гарнитуру. Так же появился удобный пользовательский интерфейс.
Комплект виртуальной реальности Oculus Quest 2
Лучшая система от Oculus с полностью автономной работой, т.е для полноценной работы нет нужны использовать мощный персональный компьютер, а все приложения и игры устанавливаются на встроенную память гарнитуры. Поэтому стоит позаботиться о доступном объеме памяти, который представлен на рынке в диапазоне от 64 до 256GB.
Разрешение гарнитуры составляет 1832*1920px, угол обзора 100°.
Так же данная VR система поддерживает технологию Oculus Link для запуска приложений с персонального компьютера и Oculus Air Link для беспроводного подключения к ПК с помощью сети WiFi в диапазоне 5 ГГц с поддержкой стандартов AC или AX.
Комплект виртуальной реальности Oculus Rift S
Достойное наследие самой популярной VR системы от Oculus и имя ему Oculus Rift S. В отличие от первой генерации, Rift S настраивается куда проще, теперь не нужно расставлять маяки по углам комнаты, а достаточно подключить систему к ПК и настроить программное обеспечение.
Разрешение Oculus Rift S составляет 2560*1440px с частотой обновления 80 Гц (на оба глаза), при этом первая генерация имела более низкое разрешение 1080*1200px. Угол обзора — 110 градусов. В качестве стартового экрана выступает Oculus Home, который знакомит пользователя со всеми возможностями и окунает в мир виртуальной реальности.
Комплект дополнительной реальности Lenovo AR Mirage AR
Основной отличие систем VR от AR, это способ подключения и получения информации. Самый простой пример, это — игра Pokemon GO, где дополнительная реальность накладывается на реальную картинку.
Комплект дополнительной реальности Lenovo AR Mirage AR как раз задумывался для реализации данной задумки, ведь частичное погружение легче переносится теми, чей вестибулярный аппарат испытывает сильные перегрузки. Так же в комплекте предусмотрены фирменные контроллеры для комфортного погружения.
В качестве экрана выступает смартфон, а с помощью встроенных линз конечное изображение имеет следующие углы обзора:
Комплект виртуальной реальности Nolo Sonic
Новинка этого года из поднебесной с поддержкой SteamVR и вибромоторов в контроллерах для лучшей обратной связи (частотный диапазон 0–1000 Гц). Остальные параметры так же имеют явные преимущества перед именитыми конкурентами, например ЖК-экраном с разрешением 3840*2160px и частотой 72Гц (плотность PPI 807). Угол обзора — 101 градус.
Одной из фишек Nolo Sonic является возможность подключения как по проводу, так и с помощью беспроводного протокола.
Так же Nolo Sonic имеет фирменную VR оболочку Nolo Home с поддержкой встроенного браузера, магазина приложений и медиаплеера (воспроизведение вплоть до 8К).
Шлем виртуальной реальности Pimax 8K
Инновационный шлем виртуальной реальности, разрешение которого составляет 7680*2160px с углом обзора в 200 градусов (частота 90Гц).
Но есть и минус подобной системы, для корректной работы требуется высокопроизводительное железо (видеокарта 2060 и выше).
Так же разработчик Pimax заявляет о поддержке главных площадок VR контента: Steam VR и Oculus Store. Так что проблем с выбором VR-игр и прочего контента не будет.
Комплект виртуальной реальности Deepoon DPVR E3 4K
Еще одна китайская компания представила рынку свое VR детище — DPVR E3 4K. Данный комплект оборудован камерой для отслеживания Nolo и поддержкой разрешения в 4К (3840*2160px при частоте 75Гц).
На странице товара предусмотрено 2 варианта заказа — только шлем или полный комплект. Я же рекомендую брать полный комплект для лучшего погружения в мир VR
Надеюсь данная подборка смогла помочь определиться с выбором VR системы для домашнего пользования.
О развитии VR-технологий: где применяют, зачем VR бизнесу и какие устройства используют
Президент и креативный директор Modum Lab Дмитрий Кириллов и Денис Тамбовцев на открытом занятии в Нетологии рассказали, что такое VR, в каких сферах применяется и какими навыками должен обладать VR-специалист.
Виртуальная реальность (VR) — мир, смоделированный с помощью компьютерных технологий, в который пользователь может погрузиться с помощью специальных сенсорных устройств. Технологии VR прошли огромный путь от первых экспериментов в 60-х годах XX века до современных шлемов виртуальной реальности. Новая волна интереса к VR началась благодаря компании Oculus и представленному в 2012 году прототипу очков Oculus Rift.
VR продолжает развиваться: на конференции CES генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг рассказал, что компания продала 4 миллиона очков виртуальной реальности для ПК. Продано больше миллиона очков Oculus Go, около 2 миллионов Sony Playstation VR и около 500 тысяч очков от HTC.
Выручка сегмента VR в миллионах долларов. Источник: www.sostav.ru
Специалисты прогнозируют развитие VR-технологий в 2020-е годы
Главное препятствие для массового внедрения VR — недостаток проработки пользовательского опыта. Уже научились делать современные устройства с отличной картинкой, но не хватает специалистов, которые могли бы адекватно выстроить UX.
Сферы применения VR
Сегмент развлечений
VR дает новый опыт погружения, более плотно связывает игрока, персонажа и игровую среду.
8 фактов про VR, которые вы стеснялись спросить
Содержание
Содержание
Там, где одни в курсе всех технических новинок, другие никак не успевают за прогрессом. Только привыкли, что карточку можно не вставлять в терминал, а тут оказывается, мир вовсю уже гуляет по виртуальной реальности. Если вы слышали что-то классное про VR, но до сих пор не понимаете, что тут к чему — мы ответим на самые популярные вопросы новичков.
Какая разница между очками и шлемом?
Ключевая разница в степени погружения и самой технологии подключения. Очки — это самый простой и довольно доступный способ попробовать виртуальную реальность. Они подключаются к смартфону, вернее последний просто вставляется в очки и транслирует специальный контент через окуляры очков. Очки мобильны, не зависят от компьютера и использовать их можно где угодно. В то же время максимально глубокого погружения ждать не стоит. Очки не отслеживаются в пространстве, а качество контента напрямую зависит от мощности смартфона.
Шлемы VR — это уже тяжелая артиллерия. Они отслеживаются в пространстве с помощью датчиков, транслируют изображение на отдельных дисплеях для глаз и дают полное погружение в цифровое пространство. Они идеально подходят для игр и подключаются напрямую к компьютеру. Стоят, правда, значительно дороже.
Правда, что сильно укачивает?
Не обязательно. Все зависит от вашего вестибулярного аппарата. Укачивания, головокружения — в принципе нормальная реакция для тех, кто впервые надел очки или шлем. Все дело в том, как мозг воспринимает информацию. Ваше тело остается в реальности, в то время как глаза и уши реагируют на виртуальные события. Вы видите, как вокруг все мелькает и бегает, а на самом деле вы сидите или стоите на одном месте и ничего не происходит. Головокружение — что-то вроде защитной реакции мозга, который не понимает, что не так.
Терпеть эти ощущения не стоит. При первых признаках дискомфорта прекращайте сеанс и возвращайтесь к VR позже, когда симптомы полностью пройдут. На начальном этапе выбирайте игры без явного рассинхрона, используйте режимы «телепорта» или «виньетки» и другие настройки, чтобы подстроить игровой процесс под собственные ощущения.
У многих укачивание со временем проходит, но, если вы переживаете и не хотите рисковать покупкой дорогостоящего оборудования — попробуйте для начала походить в салоны виртуальной реальности на несколько сеансов игр или хотя бы недорогие очки со смартфоном.
А вообще противопоказания есть?
Особенно нет. Первое, о чем беспокоятся новички в VR — а можно ли играть с нарушением зрения и что вообще делать, если ты носишь очки. Конечно, сменить очки на линзы в данном случае удобнее. Но сами по себе очки не являются препятствием, просто VR-система надевается поверх.
Как таковых противопоказаний по здоровью для использования VR нет, но имеет значение психическое состояние игрока. При наличии нервных и психических расстройств нужно внимательно отнестись к выбору контента, избегая игр с яркими и особо динамичными сценами, дикими спецэффектами. Ну, и не увлекайтесь слишком сильно виртуальными прогулками, чтобы не грустить по возвращению в суровую реальность.
И что там в этой виртуальной реальности делать?
Что угодно. Кататься на американских горках, гулять со львами по саванне, путешествовать по Марсу, играть в игры, смотреть фильмы в 3D. Все зависит от типа загружаемого контента, которого сейчас уже очень много от обыкновенных роликов до фантастических миров. В очках удобно и приятно смотреть ролики, оптимизированные под VR и играть в простейшие игры для смартфонов. В шлемах можно делать все то же самое, но играть уже «по-взрослому», полностью взаимодействуя с игровым пространством. Да и игры сами будут круче.
Качество контента разнообразно и зависит от разработчиков. Вот, например, как выглядит, нашумевшая Half-Life: Alyx, оптимизированная под VR.
Какой компьютер нужен для шлема VR?
Требования для ПК можно посмотреть в характеристиках самих VR-шлемов.
Например, шлем HTC Vive PRO просит процессор от i5 4590 или FX 8350, от 4–8 ГБ (а лучше все 16) оперативной памяти и видеокарту NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9.
В целом, чем мощнее ваши процессор и видеокарта, тем более высокие настройки графики вы сможете выставить в игре.
Очки не имеют никаких специфических требований, потому что сами по себе не являются цифровым устройством. В них все зависит от вашего смартфона. Некоторые модели очков накладывают ограничение только на используемые модели для смартфонов. Например, Samsung Gear VR можно использовать только со смартфонами Samsung и то далеко не со всеми.
Обязательно покупать всю систему VR или шлема хватит?
Для некоторых игр достаточно и одного шлема. Игровые действия можно реализовать с помощью геймпадов, джойстиков или обычной клавиатуры с мышью. Но виртуальные контроллеры дадут вам, во-первых, мобильность, а, во-вторых, то самое, за что так любят VR — погружение.
С наличием полноценной VR-системы и контроллеров «махалок» вы полностью погружаетесь в игру, а контроллеры имитируют ваши руки.
У меня дома мало места — я смогу поиграть?
Конечно. В среднем для комфортной игры достаточно 3 квадратных метров пространства, в которых вы сможете размахивать руками и сделать пару шагов. В игровых настройках вы как правило можете задать периметр игровой зоны, и когда вы в порыве виртуального погружения вдруг начнете за нее выходить — шлем предупредит вас об этом. Также можно использовать реальные ограничители, чтобы вам было проще ориентироваться в пространстве — например, обложиться подушками или одеялами или просто постелить коврик на игровую зону. Лучше всего играть вдали от хрупких и острых предметов, электроники либо накрыть их чем-то мягким.
AR и VR — это одно и то же?
Нет. AR — это augmented reality, «дополненная реальность». Она буквально «накладывает» виртуальные объекты на реальное пространство. Что-то типа нашумевшей игры в покемонов Pokemon GO, только на этом потенциал AR, конечно, не заканчивается. Дополненная реальность активно используется в медицине, военном деле, инженерии, архитектуре и дизайне. смотря на то, что технологии различны, сферы их применения относительно схожи. В VR вы отсекаете реальный мир и полностью погружаетесь в цифровую среду, и она откликается на ваши движения. В AR вы смотрите на реальный мир, но с дополнительными элементами — объекты, разметки, чертежи, подписи, мультимедиа объекты в играх.
Есть, кстати, еще MR — mixed reality, «смешанная реальность», объединяющая AR и VR. Вы как бы полностью ощущаете себя в реальности, но вокруг вас происходит что-то цифровое, и вы взаимодействуете с этими объектами. Ключевое отличие от AR в том, что в дополненной реальности объекты просто накладываются сверху как картинка или голограмма, а в MR они полностью интегрируются в реальную среду, имея физические и пространственные точки соприкосновения с реальными объектами.