какие и при каких условиях целесообразно использовать активные формы обучения
Активные методы и формы обучения дошкольников
Светлана Гнатюк
Активные методы и формы обучения дошкольников
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
В связи с этим, современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребенок выступает «субъектом» обучения, т. е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребенок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Активными называют формы и методы, при использовании которых образовательная (учебная) деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.
Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения. Именно на этой основе формируютсякоммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Говоря о формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.
Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения (АМО).
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения учебного материала. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.
В целом активное обучениеможно представить следующим образом:
1. Принудительная активизация мышления, когда ребёнок вынужден быть активным независимо от его желания.
2. Достаточно длительное время вовлеченности детей в образовательную деятельность, т. к. их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.
3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности детей.
4. Постоянное взаимодействие обучаемых и воспитателей посредством прямых и обратных связей.
Всему перечисленному выше как нельзя лучше соответствует проектная деятельность
К активным методам обучения относится и использование проблемных ситуаций
Говоря об активном обучении, нельзя обойти стороной и интерактивные формы. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).
Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Поскольку именно в игре развиваются творческие способности личности, то эффективны и игровые формы: всевозможные логические игры, занимательные игровые упражнения. Нельзя забывать и про сюжетно-ролевую игру, которая способствует развитию воображения, творческого мышления, инициативности и самостоятельности ребенка. Ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему». Цель ролевой игры –определить отношение детей к чему-либо приобрести опыт путем игры: она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.
Активное обучение это, конечно же, и поисковая (познавательно-исследовательская)деятельность: опыты, детское экспериментирование. Никогда детям не приобрести столько новых знаний о свойствах, например, магнита, как в ходе экспериментирования с ним. Важно и самостоятельное изучение свойств предметов, при этом должны работать как органы чувств, так и руки. Можно проводить опыты фронтально, работать самостоятельно, можно – попарно, когда один является испытуемым, а второй – исследователем.
Возможно с детьми решение экспериментальных задач: «Сколькими способами можно выполнить такое-то действие?», «Что будет, если?», «Как доказать, что?». И здесь также можно работать и индивидуально, и подгруппами, и как соревнование между двумя командами.
Активными могут стать и наблюдения, например, за дождевыми червями, муравьями, птицами, рыбками и т. п., когда педагог не вкладывает готовые знания о повадках этих животных, а когда дети сами наблюдают, выдвигают гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Еще один активный метод – «мозговой штурм»– организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Цель «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.
В современной педагогике появились и совершенно новые для нас методы активного обучения:«Кластер» «Синквейн»
Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких игр-занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования.
Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах?». Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т. е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.Наиболее употребляемыми стали:
— При фронтальной формеработы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
— Интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация».
В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
К активным методам обучения относятся также
— использование различных схем и моделей, действия с предметами- заместителями;
— использование эвристических приемов – метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности;
— использование поисковых вопросов;
— использование приемов сравнения;
— «оживление картин» и др.
Чтобы сформировать у детей умение самостоятельно выдвигать проблему, осуществлять поиск ее решения, важно давать положительную оценку любому, даже неверному, но самостоятельно найденному способу решения. Нужно отмечать даже саму попытку найти способ разрешения проблемы, а затем с помощью наводящих вопросов взрослого совместно найти ее правильное решение.
Активное, личностно значимое обучение – постоянный поиск, преодоление, некоторая напряженность, усилие со стороны ребенка, что, естественно, связано с ошибками, просчетами, нерациональными путями получения результата. Поэтому дети в процессе обучения должны иметь право на ошибку, коллективное обсуждение выдвинутой версии, отстаивание своего мнения и поддержку взрослого. При ошибках детей педагог не должен злоупотреблять выражениями «неправильно», «не знаешь», «не стараешься». Целесообразно заменить категоричное «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем мнение других».
Хотя считается, что активное обучение и построение ситуаций (проблем) в проектной деятельности – это инновация XXI века, на самом деле корни данной методики уходят в далекое прошлое. Активные методы обучения формируют у детей не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.
С помощью активных методов обучения в дошкольниках можно развить, в первую очередь, важную способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, а также полезный навык работать в команде, и принимать на себя ответственность за других.
«Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников» Отто С. В. – учитель-логопед детского сада № 37 «Звездочка», г. Удачный, республика Саха (Якутия). Сегодня многие дети дошкольного возраста.
Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.
«Основные формы и методы активного обучения»
Ассоциация московских вузов
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Московский государственный технический университет «МАМИ»
Мероприятие Н 3.27-1
«Основные формы и методы активного обучения»
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность учащихся или способствовать ее повышению. Сегодня под методами активного обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают учащихся к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. По мнению исследователей, методы активного обучения должны вызывать у учащихся стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов, событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Базируются методы активного обучения на экспериментально установленных фактах: в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
Методы активного обучения формируют у учащихся не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Сегодня существуют различные подходы к классификации методов активного обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активизации слушателей, характер учебно-познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие.
В настоящее время широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:
· автоматизированного обучения и др.
По характеру учебно-познавательной деятельности (чаще всего используют именно эту классификацию) методы активного обучения подразделяют на:
1. Имитационные методы, базирующиеся на имитации некоторой деятельности:
· игровые (деловые игры; ролевой тренинг или разыгрывание ролей; стажировка в определенной должности; управленческие игры и разновидности других игр);
Использование тех или иных методов активного обучения, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями учащихся и рядом других условий. При этом, конечно, целесообразно сочетать различные методы и формы.
Наиболее результативным является сочетание основных компонентов:
· проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий);
· избранный метод (методы) проведения занятий;
· соответствующая ему форма (формы).
Чтобы проводить занятие с использованием методов активного обучения необходимо иметь:
· сценарий проведения учебных занятий (схематическое описание содержания темы (ее основные проблемы и структуры) и процесса его развертывания в деятельности учащихся с указанием времени, методологических способов и средств исполнения);
· планы проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы учащихся.
Кром того необходимо разработать комплексное задание по данной теме, которое включало бы:
· целевые установки учащимся для самостоятельной работы;
· основную литературу, необходимую для подготовки;
· проблемные задачи и задания;
· вопросы для самоконтроля.
Единство и взаимосвязь методов активного обучения позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и учащихся, сотворчество и сотрудничество, значительно повысить эффективность и качество подготовки учеников.
Проблемно-ситуационные методы обучения
Проблемное обучение можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что преподаватель, ученики и учебный материал подготовлены к занятию, и у преподавателя выработан четкий план его проведения.
Искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, заключается в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций. Поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца.
Структура проблемной лекции может быть следующей:
· доказательство правильности решения;
· указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.
Проблемная лекция учит учеников думать. Приобщаясь к изучению учебных проблем, они учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.
Организация проблемного обучения на занятии, проводимом в форме семинара, требует от преподавателя основательной теоретической и методической подготовки. Преподавателю нужно стремиться к тому, чтобы превратить такое занятие в творческую дискуссию. Наиболее часто применяются следующие формы семинарских занятий:
· развернутая беседа на основе имеющегося у учеников плана занятия;
· устные доклады с последующим обсуждением;
· обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными учениками;
· комментированное чтение первоисточников;
· решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
· работа с обучающими и экзаменующими машинами и др.
Главным в содержании проблемного семинара является организация дискуссии. Дискуссия – коллективное мышление. Одним из условий для проведения успешной дискуссии является хорошая подготовка к ней всех учеников. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения.
Как правило, дискуссия начинается с короткого вступления преподавателя или чтения реферата, подготовленного одним из учеников. После этого слушатели должны высказать свое мнение. Преподаватель обязан внимательно следить и управлять ходом обсуждения вопроса.
При проведении дискуссии преподавателю необходимо:
· направлять учеников на то, чтобы они научно раскрывали свои тезисы, логически и последовательно обосновывали свои доказательства;
· поощрять участников, активно и заинтересованно обсуждавших поставленные проблемы;
· следить, чтобы план семинара не был перегружен второстепенными вопросами.
При проведении занятия от преподавателя требуется соответствующая психолого-педагогическая и методическая подготовка, глубокие знания и понимание сущности проблемного обучения и методов решения проблемных ситуаций.
В конечном итоге, все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся к способам (методам) решения (разрешения) проблемных ситуаций.
В настоящее время в практике обучения в учебных заведениях нашли применение следующие проблемно-ситуационные методы: активного диалога (дискуссии); анализа конкретных ситуаций; «мозговой атаки»; метод случаев; модульный; Пражский метод и др.
Метод активного диалога (дискуссии)
Диалог – это активный двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения.
Целесообразно проводить такие занятия в три этапа:
1. Подготовительный этап.
В период подготовки (за 7–10 дней до занятия) во время самостоятельной работы определяются докладчик, содокладчик и руководители инициативных групп по каждому вопросу. Каждый руководитель заранее готовит выступление на 5–7 минут, раскрывающее актуальность и значение рассматриваемого вопроса, основные его проблемы. Определяется состав экспертной группы в составе двух человек для учета выступлений и выставления индивидуальных оценок. В этот период назначается также ученик, который будет вести семинар.
Проведение семинара начинается вступительным словом преподавателя. После этого желательно заслушать и обсудить доклад, а также заслушать оппонента. Затем преподаватель определяет состав инициативной группы по первому вопросу. После определения состава группы он вместе с ведущим семинара занимает свое место за двумя столами лицом ко всей аудитории.
Главным и основным требованием к организации работы на таком семинаре является следующее: ученики должны как можно чаще решать проблемы, поставленные ими самими.
3. Заключительный этап.
На данном этапе подводятся итоги семинара, заслушивается выступление экспертной группы и руководителя семинара с оценкой работы каждого ученика, проводится анкетирование учеников, ставятся задачи для самостоятельной работы.
Необходимо отметить, что проведение семинара методом активного диалога требует определенной подготовительной работы и постоянного совершенствования методики. Проведение семинара данным методом позволяет достичь цели только при условии комплексного использования различных элементов методов активного обучения.
Метод анализа конкретных ситуаций
Является одним из наиболее доступных и сравнительно простых в организации учебного занятия. Приобщение слушателей к анализу конкретных ситуаций должно осуществляться поэтапно, по нарастающей сложности от темы к теме.
Процедура проведения семинара с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:
1. Введение в изучаемую проблему.
2. Определение условий проведения семинара и постановка вопросов.
3. Групповая работа над ситуацией.
4. Групповая дискуссия.
Метод «мозговой атаки»
Этот метод, называемый иногда мозговым штурмом, – метод коллективного генерирования новых идей, коллективного поиска нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время. Включает в себя следующие этапы:
1. Формирование (создание) проблемы, ее разъяснение и требования к ее решению.
2. Подготовка учеников: уточняются порядок и правила проведения атаки.
3. Непосредственно «мозговая атака» (штурм).
5. Обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (наиболее оптимального) решения.
При проведении занятия необходимо соблюдать некоторые условия и правила:
· нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;
· краткость и ясность выражения мысли участниками «мозговой атаки»;
· недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;
· недопустимость повтора сказанного другими участниками;
· стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;
· краткость и ясность выражения мысли;
· тактичное и благожелательное ведение «мозговой атаки» со стороны ведущего и др.
Итогом «мозговой атаки» является обсуждение лучших идей, принятие коллективного решения и рекомендация лучших идей к использованию на практике.
Коллективная мыслительная деятельность
В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.
Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности одного ученика от другого; помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.
Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, например, пресс-конференция, «интеллектуальный футбол», «морской бой», «ромашка» и др.
· «Пресс-конференция»: ученики распределяются на две группы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая научных деятелей. «Журналисты» задают вопрос, «научные деятели» отвечают на него. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность учеников.
· «Интеллектуальный футбол»: ученики делятся на две команды, в каждой выбирается вратарь, защитники, нападающие. Нападающие задают вопросы, защитники отвечают на них. Для роли вратаря лучше всего выбрать ученика, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные защитники не могут. Преподаватель является судьей. Для оценки он может использовать карточки с баллами.
· «Морской бой»: группа делиться на две команды, ученикам раздаются «боеприпасы» – фишки с вопросами и «спасательные круги», которые возвращают вопросы той команде, которая его задала.
· «Ромашка»: делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину.
Каждый преподаватель может самостоятельно разработать различные виды игровых форм контроля знаний учеников.
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность учеников проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.
Педагогическая суть деловой игры заключается в том, чтобы активизировать мышление учеников, повысить их самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Если главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», то в деловой игре – «что было бы, если бы. ».
В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Задача преподавателя – помочь ученику стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Деловая игра – это контролируемая система, поскольку процедура игры готовится, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:
· выбор темы и диагностика исходной ситуации;
· формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации;
· определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников;
· диагностика игровых качеств участников деловой игры;
· диагностика объективного обстоятельства.
Готовясь к деловой игре, преподаватель может использовать все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. При этом следует соблюсти следующие методические требования:
· игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
· создание атмосферы поиска и непринужденности;
· тщательная подготовка учебно-методической документации;
· четко сформулированные задачи; условия и правила игры;
· выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
· наличие необходимого оборудования.
В использовании деловой игры можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты. Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.
Положительное в применении деловых игры – это высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; формирование знаний и умений.
Деловая игра – это в определенном смысле репетиция будущей профессиональной деятельности. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.
В системе активного обучения обычно используются пять модификаций деловой игры:
· психодрама и социодрама.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. Как правило, каждая игра включает несколько этапов: подготовительный, вводную часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов, в комплексных деловых играх характерны три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Цель подготовительного этапа – подготовка учеников к участию в игре. Для этого заранее выдается разработанный учебный материал, формируются игровые группы (обычно по 4–6 человек каждая), распределяются роли предстоящей игры с назначением руководителей игровых групп.
На основном этапе осуществляется коллективная выработка управленческих решений в определенной последовательности:
· анализ объекта игрового;
· выработка промежуточных управленческих решений;
· обсуждение выработанных решений;
· выработка согласованного решения;
· обсуждение согласованного решения;
· обсуждение достижения поставленных целей;
· оценка работы участников игры в данной последовательной работе.
Заключительный этап состоит в анализе деятельности участников, выведении суммарных поощрительных и штрафных баллов, а также в объявлении лучших игровых групп по оценке всех участников игры и особому мнению группы обеспечения.
Таким образом, игровые методы – эффективные методы обучения уже потому, что процесс восприятия теоретической информации осуществляется не только посредством слова, но и через организацию деятельности слушателей.
На учебных занятиях все чаще применяются не только деловые игры в полном смысле этого слова, но и всякого рода игровые методы: бригадно-ролевой; индивидуально-коллективный; организационно-деятельностный; тренинг; малых групп; пресс-конференция; «круглый стол» и др.