какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире

Происхождения человека. История развития взглядов на происхождение человека

Вопрос 1. Какие идеи о возникновении человека существовали в Древнем мире?
В древности многие племена и народности выбирали себе тотемы — священных животных, и почитали их как своих прародителей.
Древнегреческий философ Анаксимандр выдвигал идеи о возникновении человека путем последовательных превращений животных. Сократ считал, что человек стал тем, кем является, благодаря развитой кисти руки. Сократ подчеркивал первенство речи. Аристотель относил человека к животным, имеющим кровь, и ставил его рядом с обезьянами. Но он считал, что первичен разум человека, а рука — лишь продукт разума.

Вопрос 2. Что вам известно о взглядах российских ученых ХVIII-ХIХ вв. на проблему происхождения человека?
Российский естествоиспытатель Афанасий Каверзнев в 1775 г. опубликовал труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею родства человека и обезьян. А. Н. Радищев в конце ХVIII в. в своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» также писал о сходстве человека с животными. Одновременно Радищев подчеркивал такие специфически человеческие черты, как строение руки и большого пальца. Вместе с тем он не оспаривал представление о бессмертной душе человека.

Вопрос 3. Кто впервые разделил вид Ноmo sapiens (Человек разумный) на расы?
Первым выделил вид Человек разумный (Ноmo sapiens), и разделил его на четыре расы Карл Линней. В десятом издании «Системы природы» (1758) он описал четыре географических варианта внутри вида Ноmo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей (самов) 1 . Принципы выделения рас были тогда еще не очень четкими: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки — холерики, Европы — сангвиники, Азии — меланхолики и Африки — флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды.
Вопрос 4. Какова роль трудов Ч. Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
Огромную роль в развитии взглядов на происхождение человека сыграли труды Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Ученый доказывал происхождение человека от животных путем сравнения строения его тела и тела высших обезьян. Дарвин придавал большое значение отбору не только по морфологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человека Дарвин справедливо считал Африку.

Вопрос 5. Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф. Энгельс?
Особое значение в эволюции человечества Ф. Энгельс придавал труду. Он писал: «Изготовление орудий труда — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Кроме трудовой деятельности, он обратил внимание также на другие факторы антропогенеза — речь и общественный образ жизни.

1 Лопари или саами (группа финно-угорских народов), произошли от древнейшего населения Северной Европы. За пределами России — в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Всего их насчитывается около 25000: около 15000 в Норвегии, более 6000 в Швеции, около 1200 в Финляндии и около 2000 — на Кольском полуострове. В нашей стране — на Кольском полуострове — осталось всего 2 тысячи представителей малочисленной народности, большая часть которых живет в селе Ловозеро.

Источник

Происхождения человека. История развития взглядов на происхождение человека

Вопрос 1. Какие идеи о возникновении человека существовали в Древнем мире?
В древности многие племена и народности выбирали себе тотемы — священных животных, и почитали их как своих прародителей.
Древнегреческий философ Анаксимандр выдвигал идеи о возникновении человека путем последовательных превращений животных. Сократ считал, что человек стал тем, кем является, благодаря развитой кисти руки. Сократ подчеркивал первенство речи. Аристотель относил человека к животным, имеющим кровь, и ставил его рядом с обезьянами. Но он считал, что первичен разум человека, а рука — лишь продукт разума.

Вопрос 2. Что вам известно о взглядах российских ученых ХVIII-ХIХ вв. на проблему происхождения человека?
Российский естествоиспытатель Афанасий Каверзнев в 1775 г. опубликовал труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею родства человека и обезьян. А. Н. Радищев в конце ХVIII в. в своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» также писал о сходстве человека с животными. Одновременно Радищев подчеркивал такие специфически человеческие черты, как строение руки и большого пальца. Вместе с тем он не оспаривал представление о бессмертной душе человека.

Вопрос 3. Кто впервые разделил вид Ноmo sapiens (Человек разумный) на расы?
Первым выделил вид Человек разумный (Ноmo sapiens), и разделил его на четыре расы Карл Линней. В десятом издании «Системы природы» (1758) он описал четыре географических варианта внутри вида Ноmo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей (самов) 1 . Принципы выделения рас были тогда еще не очень четкими: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки — холерики, Европы — сангвиники, Азии — меланхолики и Африки — флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды.
Вопрос 4. Какова роль трудов Ч. Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
Огромную роль в развитии взглядов на происхождение человека сыграли труды Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Ученый доказывал происхождение человека от животных путем сравнения строения его тела и тела высших обезьян. Дарвин придавал большое значение отбору не только по морфологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человека Дарвин справедливо считал Африку.

Вопрос 5. Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф. Энгельс?
Особое значение в эволюции человечества Ф. Энгельс придавал труду. Он писал: «Изготовление орудий труда — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Кроме трудовой деятельности, он обратил внимание также на другие факторы антропогенеза — речь и общественный образ жизни.

1 Лопари или саами (группа финно-угорских народов), произошли от древнейшего населения Северной Европы. За пределами России — в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Всего их насчитывается около 25000: около 15000 в Норвегии, более 6000 в Швеции, около 1200 в Финляндии и около 2000 — на Кольском полуострове. В нашей стране — на Кольском полуострове — осталось всего 2 тысячи представителей малочисленной народности, большая часть которых живет в селе Ловозеро.

Источник

4.17 Гипотезы происхождения человека

Вопрос 1. Какие идеи о возникновении челове­ка существовали в Древнем мире?

В древности многие племена и народности выбирали себе тотемы — священных живот­ных, и почитали их как своих прародителей.

Древнегреческий философ Анаксимандр выдвигал идеи о возникновении человека пу­тем последовательных превращений живот­ных. Сократ считал, что человек стал тем, кем является, благодаря развитой кисти руки. Исократ подчеркивал первенство речи. Арис­тотель относил человека к животным, имею­щим кровь, и ставил его рядом с обезьянами. По он считал, что первичен разум человека, а рука — лишь продукт разума.

Вопрос 2. Что вам известно о взглядах россий­ских ученых XVIII-XIX вв. на проблему происхожде­ния человека?

Российский естествоиспытатель Афанасий Каверзнев в 1775 г. опубликовал труд «О пе­рерождении животных», в котором подробно развивал идею родства человека и обезьян. А. Н. Радищев в конце XVIII в. в своем трак­тате «О человеке, о его смертности и бессмер­тии» также писал о сходстве человека с живот­ными. Одновременно Радищев подчеркивал такие специфически человеческие черты, как строение руки и большого пальца. Вместе с тем он не оспаривал представление о бессмерт­ной душе человека.

Вопрос 3. Кто впервые разделил вид Homo sa­piens (Человек разумный) на расы?

Первым выделил вид Homo sapiens и разде­лил его на четыре расы Карл Линней. В деся­том издании «Системы природы» (1758) он опи­сал четыре географических варианта внутри ви­да Homo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей. Принципы вы­деления рас были тогда еще не очень четкими: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темпера­мент (люди Америки — холерики, Европы — сангвиники, Азии — меланхолики и Африки — флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды.

Вопрос 4. Какова роль трудов Ч. Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?

Огромную роль в развитии взглядов на происхождение человека сыграли труды Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у чело­века и животных» (1872). Ученый доказывал происхождение человека от животных путем сравнения строения его тела и тела высших обезьян. Дарвин придавал большое значение отбору не только по морфологическим призна­кам, но и по умственным и нравственным ка­чествам. Прародиной человека Дарвин спра­ведливо считал Африку.

Вопрос 5. Какому фактору в эволюции челове­чества придавал особое значение Ф. Энгельс?

Особое значение в эволюции человечества Ф. Энгельс придавал труду. Он писал: «Изго­товление орудий труда — первое основное ус­ловие всей человеческой жизни, и притом в та­кой степени, что мы в известном смысле долж­ны сказать: труд создал самого человека». Кроме трудовой деятельности, он обратил внимание также на другие факторы антропо­генеза — речь и общественный образ жизни.

Источник

Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник для 10–11 класс (53 стр.)

Вплотную подошел к пониманию эволюционных процессов в антропогенезе Афанасий Каверзнев, который в 1775 г., почти за сто лет до работ Ч. Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.

Очень оригинального взгляда на происхождение человека придерживался Ж. Б. Робинс, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.

Создатель первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарк в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазить по деревьям, но приобрел другую – передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов (§ 4.2), Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.

Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития органического мира применимы и к человеку. Ученый поставил задачу: доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфофизиологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человечества Дарвин считал Древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.

Огромное значение труда в происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь и общественный образ жизни.

Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков. Одним из ее важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.

Вопросы для повторения и задания

1. Какие идеи о возникновении человека существовали в Древнем мире?

2. Что вам известно о взглядах российских ученых XVIII–XIX вв. на проблему происхождения человека?

3. Кто впервые разделил вид Homo sapiens (Человек разумный) на расы?

4. Какова роль трудов Ч. Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?

5. Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф. Энгельс?

4.18. Положение человека в системе животного мира

Вспомните!

Назовите общие признаки представителей типа Хордовые; класса Млекопитающие.

Данные сравнительной эмбриологии и анатомии человека и других животных позволяют четко определить, что по критериям зоологической систематики вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды (рис. 144).

Рис. 144. Систематическое положение человека в отряде приматов

Рассмотрим те свойства и признаки, на основании которых мы занимаем это положение в системе органического мира.

Данные сравнительной анатомии. Вряд ли кто-то будет оспаривать нашу принадлежность к определенному царству и подцарству. Мы двусторонне-симметричные многоклеточные животные и по этим признакам подобны всем червям, членистоногим и хордовым.

Для человека, как и для всех представителей типа Хордовые, характерны общие черты организации, не встречающиеся у других типов.

У зародыша человека есть нерасчлененный на сегменты внутренний осевой скелет – хорда. Наши нервная и пищеварительная системы закладываются в виде двух трубок, лежащих с разных сторон от хорды. На ранней эмбриональной стадии развития передний отдел пищеварительной системы человека – глотка – пронизан жаберными щелями, которые в дальнейшем исчезают, причем одна из них дает начало слуховому проходу и евстахиевой трубе. Кровеносная система человека замкнутая, и сердце находится на брюшной стороне тела.

Тип хордовых делят на три подтипа, а подтип позвоночных, в свою очередь, объединяет шесть классов. Перечислим признаки, которые роднят нас с другими представителями класса Млекопитающие: костный позвоночник, замещающий хорду; семь шейных позвонков; две пары конечностей рычажного типа; наличие костного мозга (у птиц кости полые); волосяной покров; потовые и сальные железы кожи; молочные железы; хорошо развитые губы и мускулистые щеки; диафрагма; три слуховые косточки среднего уха (у птиц и рептилий – одна); ушная раковина; четырехкамерное сердце, два круга кровообращения и одна левая дуга аорты; безъядерные эритроциты (у всех остальных классов позвоночных – ядерные); альвеолярные легкие. Кроме этих морфологических признаков следует отметить, что для всех млекопитающих, и в том числе человека, характерны такие прогрессивные черты организации, как высокое развитие центральной нервной системы, особенно коры больших полушарий; многообразные приспособительные реакции и сложное поведение; интенсивный обмен веществ и совершенная терморегуляция. Внутриутробное развитие и питание зародыша через плаценту характеризует нас как представителей подкласса Плацентарные. Необходимо отметить, что все перечисленные морфологические признаки, общие для человека и остальных млекопитающих, являются гомологичными, т. е. имеют одинаковое происхождение.

Общими признаками человека и остальных представителей отряда Приматы являются следующие: конечность хватательного типа (первый палец кисти противопоставлен остальным); наличие ключицы, что обеспечивает высокую подвижность руки; расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями; зубы трех типов – резцы, клыки, коренные; высокое развитие полушарий головного мозга; размножение в течение всего года; наличие одной пары молочных желез; рождение обычно одного детеныша и длительный уход за ним; сложная организация отношений между особями и высокий уровень развития высшей нервной деятельности.

О родстве человека с животными свидетельствуют также многочисленные рудименты и атавизмы, которые известны практически для всех систем органов. Рудименты – это недоразвитые органы, которые практически утратили в процессе эволюции свои функции. Их наличие указывает на родство человека с более низкоорганизованными позвоночными животными. Примерами таких рудиментов являются мышцы ушной раковины, хвостовые позвонки (копчик), остатки мигательной перепонки глаза, червеобразный отросток слепой кишки. Атавизмы – это признаки, которые некогда существовали у наших предков, в дальнейшем были утрачены, но гены, отвечающие за их развитие, еще сохраняются и при определенных условиях вызывают образование этих древних признаков. Яркими примерами атавизмов являются волосяной покров на лице, наружный хвост, лишние пары молочных желез, перепонки между пальцами (рис. 145).

Рис. 145. Атавизмы человека

Данные сравнительной эмбриологии. Кроме данных сравнительной анатомии весомыми доказательствами происхождения человека от животных являются результаты сравнительного изучения онтогенеза человека и животных.

Индивидуальное развитие человека, как и остальных животных, размножающихся половым путем, начинается с образования зиготы. В двухнедельном возрасте у эмбриона человека прослеживаются признаки рыбообразных предков: двухкамерное сердце, жаберные щели, хвостовая артерия. Позже в строении эмбриона можно наблюдать черты, унаследованные от земноводных: мигательная перепонка во внутреннем углу глаза, плавательные перепонки между пальцами. У шестинедельного зародыша есть несколько пар молочных желез, закладывается хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. Гладкая поверхность больших полушарий и сплошной волосяной покров у плода человека указывают на родство с примитивными млекопитающими. Таким образом, основные черты эмбрионального развития человека четко определяют его животное происхождение.

Источник

Урок биологии в 11 классе по теме: «Гипотезы происхождения человека»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок биологии в 11 классе

по теме: «Гипотезы происхождения человека»

Учитель биологии: Купина И.В.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через организацию самостоятельной работы.

Образовательная: познакомить учащихся с разными гипотезами происхождения человека, оценивая степень их научности и достоверности; охарактеризовать развитие взглядов учёных на проблему антропогенеза.

Развивающая: способствовать формированию информационной компетентности учащихся, умению выделять главное.

Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека от животных.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: самостоятельная работа.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), 2004;

Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008;

таблицы, иллюстрирующие этапы антропогенеза.

Технологическая карта урока

Побуждает учащихся к организации рабочего места. Определяет готовность к уроку.

Готовят рабочее место к уроку. Самоорганизация.

2. Целеполагание и мотивация.

Вводит учащихся в новую тему, излагает её основные задачи, план изучения, объявляет тему данного урока.

Учащиеся слушают учителя, вносят предложения по плану изучения темы.

Знакомит с эпиграфом к уроку: «Главным предметом изучения человечества является человек».

В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по- своему уникален. Какое место среди этого многообразия занимает вид Homo sapiens (Человек разумный) и кто его предки? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие вопросы, подобные им. Существует множество гипотез происхождения человека. Сегодня на уроке вам предстоит с ними познакомиться. В ходе беседы выясняет, что известно учащимся о происхождении человека.

Знакомятся с эпиграфом, высказывают свои предположения о происхождении человека на основе имеющихся знаний из курса биологии 8 класса.

4. Первичное усвоение материала.

Организует учащихся на выполнение самостоятельной работы с учебником (§ 4.17) по заданию: прочитать § 4.17 в учебнике (стр.282 – 284), обращая внимание на идеи о возникновении человека, которые существовали в Древнем мире и в 18 – 19 вв. Наблюдает за работой, консультирует, направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Знакомятся с материалом §4.17 учебника, при необходимости обращаются за консультацией к учителю.

5. Осознание и осмысление учебной информации.

После изучения текста § 4.17 в учебнике предлагает учащимся заполнить таблицу в тетради «Антропогенез – историческое развитие человека» (приложение №1), оказывает необходимую отдельным учащимся помощь в заполнении таблицы.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

6. Первичное закрепление учебного материала.

Организует работу в парах по обмену информацией, занесённой в таблицу.

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?

2) Какова роль трудов Ч.Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?

3) Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф.Энгельс?

Обмениваются информацией в парах, отвечают на вопросы, предложенные учителем.

7. Информация о домашнем задании.

Поясняет домашнее задание: изучить § 4.17, ответить на вопросы 1-5 на с. 282-284 учебника; повторить материал о месте человека в системе органического мира по учебнику биологии 8 класса (стр.3-5).

Записывают домашнее задание в дневник.

8.Рефлексия (подведение итогов урока).

Организует подведение итогов урока, обмен мнениями по эпиграфу, выясняет отношение учащихся к теме урока.

Комментируют эпиграф, высказывают своё отношение к проблеме происхождения человека.

Таблица «Антропогенез – историческое развитие человека».

Взгляд на антропогенез

Анаксимандр (610-546гг. до н.э.)

Выдвигал идею о возникновении человека путём последовательных превращений животных.

Человек занимает столь высокое положение в мире, потому что он имеет очень развитую кисть руки.

Исократ (учитель красноречия)

Человек стал человеком благодаря речи.

Поместил человека в своей классификации живых организмов в один отряд с приматами, потому что считал их схожими по строению. Выделил вид Homo sapiens («человек разумный»).

Эволюция природы способна превратить человекообразную обезьяну в человека при наличии божественной «сверхидеи».

Труд «О происхождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.

Животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.

Некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах.

Труды «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у человека». Доказал происхождение человека от низших форм.

«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Факторы антропогенеза: речь, общественный образ жизни и труд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *