какие идеи отстаивали российские консерваторы

Идеология консерватизма в России

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторы

Идеология консерватизма в России. Общая характеристика

Говоря конкретно о нас, родной стране, то здесь, процесс становления и развития идея консерватизма в мыслях общественно-политической сфере, произошел в начале девятнадцатого века. Больше всего оказался связан с идеями, что предполагались и обосновывались людьми славянофильского направления, а также направлений официальных монархий. Не лишним будет обратить внимание и на то, что в истории отечественной современности, также выделяется серьезная роль консерватизма в области политологии и в практике политической сферы.

Например, в двадцатом столетии политическая элита консерватизм использовала как инструмент, позволяющий реализовать неделимую Россию и обеспечить мораль и политику одного-единого общества Советов. Бралась за опору патриотическая концепция, построение державы. Представлялась целесообразность в том, что консерватизм всегда выступал как реакция разного рода коренного преобразования.

Развитие консервативной идеологии в России до революции можно обуславливать влиянием французских переворотов. Эмиграционный консерватизм в первой половине двадцатого века послужит реакций на Октябрьскую революцию семнадцатого года. Как и на остальные преобразования политического и социально-экономического характера.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Также некоторый подъем развития консерватизма пришелся на последние десятилетия теми представителями, что изучают отечественную политическую науку. Связано это с предпосылками коренных переустройств как общественной жизни, так и жизни государства, и непосредственное их перевоплощение в жизнь. Стоит обратить внимание на то, что идеология российского консерватизма на сегодняшнем этапе первоначально складывалась в культурном ключе. И только после того, как проводились широкие преобразования в сфере экономики, уже стали актуальными процессы, отвечающие за формирование консерватизма как в политике, так и в экономике.

Главные идеи, черты отечественного консерватизма

Современная специальная литература говорит о том, что сегодня состояние идеологии консерватизма в нашей стране может оцениваться не слишком однозначно. Чаще всего, связано это с тем, что невзирая на то, что консервативные идеи являются относительными, внутри данного течения имеется неоднородность в точках зрения. Даже могут быть полноценные противоречия идей, что утверждаются и предлагаются сторонниками проектов.

Все же, анализ течений, позволит делать выводы, что и сейчас сохранились определенные черты, что отличают идеологию российского консерватизма.

В их число можно отнести:

Альтернативная концепция здесь может выступать как предложение о целесообразном развитии всей страны (наравне с другими государствами, что считают себя развитыми) по модели нации и государства. Объединяются разные этносы, где характерна общность разных взаимосвязей, начиная от экономики до политики, не говоря уже о культуре.

Антизападничество как главная идея консервативной идеологии у нас в стране.

Уже было сказано, что анти западническая идея может выступать как основа идеологии консерватизма в РФ во времена всего исторического развития и существования данной концепции. Такая идея не теряет собственной актуальности, и сегодня российские сторонники данной идеи продолжают планомерно утверждать, тезис о том, что Запад несет опасность для России. Сегодня об этом говорят, как комплексной агрессии Запада направленную против России. Выражается это вместе с политическими, экономическими, культурными действиями. Агрессивная активность еще никогда не считалась настолько значимой и обширной.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Представители российского консерватизма способны сформулировать три главные особенности Запада, которые обуславливают взаимодействие и сотрудничество с Россией, как с государством, что является самобытным и самодостаточным:

Источник

Кто такой консерватор? Идеология консерватизма в России. Консерваторы и либералы

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторы

В экономике они поддерживают национального производителя, выступают за протекционизм. В сфере культуры и идеологии консерваторы всегда за господство одного санкционированного государством течения.

Наряду с либерализмом и радикализмом консерватизм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от либералов консерваторы выступают против глубоких и резких реформ, за высокую роль государства в жизни общества. В отличие от радикалов они не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.

Суть консервативной идеологии

Консерваторы допускают вмешательство государства и религии в частную жизнь граждан.

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторыБенджамин Дизраэли. Фото: Wikimedia

Либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма.

В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли : «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца. У того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».

Идеологи консерватизма

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторыФрансуа Рене де Шатобриан. Фото: Wikimedia

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторыЭдмунд Берк. Фото: Wikimedia

В книге «Размышления о Французской революции» 1790 года Берк доказывает, что истинная свобода возможна только в рамках закона и порядка, а реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путем. Эти принципы легли в основу консерватизма.

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторыАнгела Меркель. Фото: Reuters

Консерватизм в России

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторыКонстантин Маковский «Портрет Александра II на смертном одре»

Разгул консервативной реакции начался при Александре III. По его мнению, именно либеральные реформы отца привели к расправе над царем. Сын убитого монарха решил задавить в России любое свободомыслие и жажду перемен.

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторыКонстантин Победоносцев. Фото: Wikimedia

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторыЛеонид Брежнев. Фото: Wikimedia

Источник

Идеология русского консерватизма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика идеологии русского консерватизма

В нашей стране на протяжении всей истории развития политической науки наблюдался широкий интерес исследователей к вопросам и проблемам объяснения основ государственного устройства и поиска форм их наиболее оптимального разрешения, в том числе, посредством проведения теоретического осмысления различных политических идеологий.

Не стала исключением в этом отношении и консервативная идеология, которая в нашей стране отличается определенной спецификой, в том числе, благодаря которой на протяжении последних столетий идеология консерватизма выступает одним из наиболее влиятельных течений политической мысли.

Окончательное становление и оформление идеологии русского консерватизма в самостоятельное течение политической мысли произошло в начале XIX в. в результате осмысления и выражения в воззрениях консерватизма стремления широких слоев населения к сохранению собственной самобытности, в том числе, путем сохранения монархического строя.

Обозначенная тесная связь русского консерватизма и монархизма не случайна, поскольку, как отмечается в специальной литературе, консерватизм в нашей стране во многом выступил в качестве реакции на потенциальную угрозу разрушения привычного многовекового уклада общественной жизни под влиянием западных революций.

Проводя общую характеристику содержания идеологии русского консерватизма, представляется необходимым обратить внимание на то, что в его основу положена многовековая традиция православного устройства жизни общества и индивидов, при сохранении сильного централизованного государства и распространении антизападных идей.

Несмотря на общее принятие обозначенной идеи всеми идеологами русского консерватизма, анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, внутри соответствующей идеологии постепенно сформировались два относительно обособленных направления, представители каждого из которых утверждали необходимость признания определенной модели идеологии русского консерватизма. Соответствующие направления получили названия «официально-монархического» и «славянофильского», характеристика их содержания будет проведена ниже.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные идеи идеологии русского консерватизма с точки зрения представителей официального монархизма

Формирование и постепенное развитие идей официального монархизма началось в конце XVIII в.– видные общественные и политические деятели (Н.М. Карамзин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, и др.) обосновывали идею о том, что основой обеспечения стабильности и развития в нашей стране выступают:

Впоследствии, к обозначенным началам российского политико-государственного устройства С.С. Уваров добавил «народность», а соответствующая формула «православие, самодержавие, народность» трактуется историками и политологами в качестве официальной правительственной идеологии второй четверти XIX в.

При этом следует отметить, что народность как элемент отечественного государственного устройства и идеологии русского консерватизма, сам С.С. Уваров понимал следующим образом:

Народность – особая модель взаимодействия самодержца (царя) и подданного ему народа, в основу которой была положена вера людей в величие, справедливость и «обожествленность» царского правления.

Представители рассматриваемого направления идеологии русского консерватизма также обосновывали точку зрения о принципиальной невозможности заимствования и перенесения в Россию любого рода политических институтов, а равно о проведении либеральных преобразований, что, по их мнению, обуславливалось глубокой религиозностью православного народа, его преданностью царю и идеям самодержавия, а также традиционно крепким моральным единством и сплоченностью.

Также российским сторонникам идеологии консерватизма было традиционно присуще скептическое отношение к институтам и механизмам народовластия, и демократии в целом. В частности, была распространена точка зрения о том, что соответствующие демократические процедуры являются искусственными, поддельными и не в силах выражать подлинную волю народа.

Особенности славянофильского понимания идеологии русского консерватизма

Как было отмечено выше, в период бурного становления и развития консервативной идеологии в нашей стране, основная масса соответствующих идей сосредоточилась в рамках двух направлений – рассмотренная выше теория официального монархизма, и славянофильское направление русского консерватизма, характеристика содержания которого будет проведена в представленном разделе.

Так, прежде всего, следует обратить внимание на то, что с содержательной точки зрения основу консерватизма в понимании славянофилов составляли культурно-религиозные и национальные начала российского народа. Подобный подход во многом предопределялся утверждением тезиса о принципиальном отличии западного и российского путей развития, при идеализации исторического прошлого нашей страны, неповторимость которого объяснялось наличием русской национальной идей, сосредотачивающей в себе и выражающей вовне своеобразие народа.

При этом славянофилы, несмотря на, безусловно, консервативное основание разделяемой ими концепции, действительно считали возможным преодоление Россией текущего экономического и технического отставания от Западных стран, и даже последующее опережение таковых, однако не путем бездумного копирования зарубежного опыта, а посредством обеспечения развития по собственному самобытному пути.

В то же время, важной сущностной чертой, позволяющей судить о специфике славянофильства, как направления идеологии русского консерватизма, выступает то, что прямо утверждая неприемлемость копирования западного опыта, представители рассматриваемого направления не только не проявляли враждебности по отношению к Западу, но и высоко оценивали их достижения в различных сферах науки и техники.

Источник

О русском консерватизме

какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть фото какие идеи отстаивали российские консерваторы. Смотреть картинку какие идеи отстаивали российские консерваторы. Картинка про какие идеи отстаивали российские консерваторы. Фото какие идеи отстаивали российские консерваторы

Консерватизм (от лат. conservo – сохраняю) – это блистательное и интеллектуально мощное направление русской и европейской мысли, представленное знаковыми в истории культуры и общественной мысли именами. В их числе и его европейские «отцы‑основатели» – Эдмунд Бёрк, Жозеф де Мeстр. И гениальные основоположники русского консерватизма – Гаврила Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Александр Семёнович Шишков.

В числе его продолжателей и апологетов – Cергей Семёнович Уваров, Василий Андреевич Жуковский, зрелый Александр Сергеевич Пушкин. Стоит упомянуть и Фёдора Ивановича Тютчева, Николая Васильевича Гоголя, Николая Яковлевича Данилевского, Федора Михайловича Достоевского. Невозможно обойти и Константина Николаевича Леонтьева, Льва Александровича Тихомирова, о. Павла Флоренского, Ивана Александровича Ильина.

И даже этот внушительный список будет не полным без Алексея Федоровича Лосева, Александра Исаевича Солженицына, Игоря Ростиславовича Шафаревича – и сотен других не менее масштабных фигур из национального русского пантеона.

Несмотря на это, даже по сей день с понятием «консерватизм» связаны негативные коннотации. Его связывают с «отсталостью», «стремлением сохранить архаику», «начальстволюбием», «интересами господствующих классов» и пр. Эти негативные определения являются результатом более чем двухвековой работы – «чёрного пиара», или, если хотите, «военной пропаганды» оппонентов и противников консерваторов, как западноевропейских, так и российских.

Ими традиционно выступали радикальные либералы и представители социалистического лагеря. Наличие подобной «чёрной легенды» предполагает необходимость терпеливой разъяснительной и просветительской работы, но она даст результаты лишь спустя годы.

Не стоит переживать из-за того, что, как правило, значительная часть молодежи невосприимчива к консервативным ценностям. Мне кажется, что в целом молодежь просто в силу возрастных особенностей исходно запрограммирована на поиск принципиально нового, именно поэтому она так легко попадает под воздействие радикальных доктрин гарантирующих заманчивую новизну, «драйв» и пр. К консервативным убеждениям, как правило, приходят уже в зрелом возрасте, часто пережив бурное увлечение прямо противоположными по мировоззрению учениями.

Есть четко прослеживаемая закономерность: подавляющее большинство видных идейных консерваторов начинали как левые радикалы или левые либералы. Наиболее яркими примерами в этом смысле выступают былые ультрарадикалы: фурьерист Достоевский и идеолог террористической «Народной воли» Тихомиров. В то же время какая‑то часть современных молодых людей изначально вполне восприимчива к консервативной системе ценностей: православная молодежь, причем весьма значительный ее сегмент, в меньшей степени – студенты-гуманитарии.

Правда, это явное меньшинство, составляющее в лучшем случае несколько процентов. В обществе, где отсутствует жесткая регламентация поведения традицией, это неизбежно. Но роль и значимость такой молодежи будет возрастать по мере того, как роль консервативных ценностей будет становиться весомее в нынешнем brave new world. Ибо чем сильнее вызов этим ценностям, тем мощнее, ярче и убедительнее будет обратная реакция!

С 1917 года заветными понятиями в тезаурусе левой идеологии являлись «справедливость» и «равенство». Идеи «Манифеста коммунистической партии» Маркса или «Государства и революции» Ленина, посвященные созданию общества всеобщего равенства, звучали для многих завораживающе. Для достижения «равенства» и «справедливости» необходимо было ликвидировать частную собственность, порождающую отношения эксплуатации, господства и подчинения, и, соответственно, основные последствия частнособственнических отношений – государство, право, религию, семью, культурно-историческую традицию и т.д.

С 1991 года в нашем государстве и обществе начала было безраздельно господствовать либеральная идея, ключевым понятием которой является «свобода». Либеральный эксперимент в сравнении с советским, безусловно, расширил сферу экономических, политических и личных свобод. Однако качество этой свободы, не ограниченной моралью и традицией, оказалось чудовищным.

Цена, которую государству и обществу пришлось заплатить за нее, оказалась непомерно высока. Распад государства – крупнейшая геополитическая катастрофа XX века, существенное ограничение суверенитета и унизительная зависимость от западных «партнёров». Расчленение русского народа, обнищание огромного числа людей, колоссальное социальное неравенство. Возникновение олигархата, нравственная и интеллектуальная деградация, демографический спад и пр.

В силу того, что левая и либеральная идеи оказались на практике скомпрометированными в самых разных социальных слоях, снизу доверху, всё настойчивее стал появляться интерес к консерватизму как альтернативному идеологическому, политическому, культурному и нравственному проекту.

Сейчас, как представляется, оформился достаточно мощный не-имитационный запрос части элит и масс на идеологию и систему ценностей, которые обеспечивают стабильность и порядок без потрясений и революций – и в то же время не исключают развития. И, при всём этом, опираются на позитивные традиции прошлого.

Государство и общество начали медленное, но неуклонное движение к той мировоззренческой системе, в которой ключевым понятием является «традиция». Именно традиция является системообразующей категорией в мировоззрении, философии и политической идеологии консерватизма.

Приведём короткую историческую справку. Первоначально консерватизм появился в конце XVIII века как реакция на рационализм и индивидуализм Нового времени, а также теорию прогресса (которая ассоциировалась с уверенностью в постоянном увеличении в мире свободы, знаний, богатства, порядка, нравственности), воплощением которых стала так называемая Великая Французская революция.

Он заявил о себе как идейное течение, ставящее своей целью актуализацию позитивных традиций и ценностей прошлого, обеспечивающих органическую непрерывность развития общества. Одной из важнейших ценностей для консерватизма является культ трансцендентного начала, религия, которая, согласно воззрениям консерваторов, придает смысл истории и отдельной человеческой личности.

Для России главенствующей религией, оказавшей огромное влияние на складывание государственности, культуры и национального самосознания, является Православие. Религиозное мировосприятие предполагает признание необходимости общественной иерархии (в обществе всегда будут «верхи» и «низы», всегда будут отношения господства и подчинения, принуждения и насилия).

В силу признания объективного факта естественного неравенства для консерваторов характерен поиск властных, экономических, идеологических и культурных технологий, которые позволяли бы сформировать качественную элиту, готовую во имя высших ценностей жертвовать и своей жизнью. Сориентированную на решение общенациональных задач, а не на удовлетворение собственных узкоэгоистических интересов или создание утопического общества всеобщего равенства без элиты.

Религиозная составляющая консерватизма обусловливает гносеологический пессимизм, определенное скептическое отношение к Ratio, неприятие абсолютизации его возможностей. Крайне осторожное отношение к кабинетным схемам радикального переустройства человеческого общества, а также антропологический пессимизм – понимание ограниченности и несовершенства человеческой природы, ее одержимости силами зла и, соответственно, принципиальной неосуществимости в земных условиях идеального общества.

Для европейского континентального консерватизма всегда характерна высокая оценка сильного государства, приоритет его над интересами индивида. С точки зрения большинства консервативных доктрин, главенствующее значение имеют интересы целого, а не отдельной личности. Важны, прежде всего, надындивидуальные ценности (Бог, государство, нация, церковь, общество, семья и т.д.).

Для консерватизма всегда был характерен культ школы, армии, патриотизма, самобытной национальной культуры, исполнительности, дисциплины и порядка, права. То есть тех общественных институтов, обычаев и явлений, которые выступали основными проводниками и хранителями традиции. Сюда же можно добавить и такую черту консерватизма, как понимание конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод.

Консерватизм при этом противостоит идеологиям, в основе которых лежат ценности противоположного порядка: атеизм, материалистическая ориентация политики, моральный релятивизм. Культ рассудка, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм. Приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство, культ личных прав и свобод. Приверженность кабинетным теоретическим моделям, культ перемен, революция.

В случае необходимости социальных перемен консерватизм при их осуществлении требует чрезвычайной осторожности и постепенности. Но было бы неверно трактовать консерваторов как противников всего нового. Они выступают лишь против абсолютизации принципа новизны, заведомого примата нового перед уже проверенным старым, что обычно характерно для радикального либерализма и еще более левых течений.

Необходимо констатировать, что в нашем обществе, которое за XX век пережило сильнейшее «красное смещение» в политическом спектре, традиционные ценности и институты оказались в значительной степени скомпрометированы и разрушены. Произошла атомизация общества. В значительной мере оказалось разрушено национальное самосознание, подорван авторитет государства и закона, существенно разложена и традиционная семья. С очень сильным сомнением можно говорить и о прочности массового патриотизма.

В этих условиях необходимо наметить систему шагов, которые сделали бы доминирование консервативных ценностей, их влияние на жизнь общества и государства реальными. Исключительную роль в формировании такой системы ценностей играют в Новое время два института – это, в самом широком смысле, Школа и средства массовой информации. Именно они транслируют систему ценностей, которая создает и поддерживает традицию. Но мы видим, в каком катастрофическом положении, к сожалению, пребывают и наша школа, и наши университеты.

Система образования разрушается со всех сторон. Ее характерные черты: нищенское финансирование и соответствующие зарплаты, бездарные учебные программы и учебники. Необходимость предоставлять гомерическое количество отчетов, справок, графиков, планов, не дающих времени и сил учителям проводить занятия. Перегруженность школьников ненужными предметами, невозможность соблюдать элементарную дисциплину. Отсутствие возможности ставить объективные оценки – за неудовлетворительные оценки учителей наказывают, система ЕГЭ привела к разрушению образованности как таковой.

На всё это наслоилась гаджетная субкультура, которая разрушает память, эрудицию, способность концентрировать интеллектуальное внимание, умение анализировать и синтезировать знания и т. д. Всё больше и больше школьников старших классов просто не умеют удовлетворительно читать и писать, за всю жизнь не осилив ни одной книги. История России и ее культуры в учебниках, созданных авторами либеральной и лево‑интернационалистской ориентации, по­­­-прежнему подается как история некой многовековой болезни, которую надо лечить радикальными модернизационными средствами по западноевропейским рецептам.

Затем подобный контингент поступает в ВУЗы, у которых также возникают системные проблемы, по своей остроте и качеству мало чем отличающиеся от проблем средней школы: резкое ухудшение качества абитуриентов и студенческой массы, нищенское финансирование, унизительно низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава, стремительное старение основной массы преподавательского корпуса и много другое.

Никакого здорового национального самосознания, вкуса к традиционным ценностям нынешние школа и университет по определению не могут сформировать. В этой сфере нужны серьезные изменения, поворот к действенной модели национального образования и воспитания.

Что касается средств массовой информации, которые должны способствовать проведению адекватной национальной политики, то очень значительная их часть по‑прежнему занимает либеральную позицию, сформированную в 1990-х годах. По сей день в них явно доминирует убеждение, согласно которому «термин “русский” нас разъединяет», а «принятие Православия – трагедия для России», зачастую демонстрируются откровенно русофобские умонастроения.

И, тем не менее, мы видим в последнее время, что государство – а оно является главным субъектом возрождения традиции – всерьез озаботилось деятельностью этих институтов. Исключительную роль здесь призваны сыграть гуманитарные науки – история, литература, русский язык, философия. Можно было бы привести и ряд других, но я назвал ключевые дисциплины.

К сожалению, нынешняя ситуация во многом напоминает ту, которая существовала в Российской Империи. Со времени радикально-западнических реформ Петра I российская государственность была отнюдь не консервативной по своей природе. Ее космополитические и западно-ориентированные верхи, в том числе династия Романовых, часто делали всё, чтобы ограничить и свести на нет как консервативные политические движения, так и деятельность консервативных идеологов и деятелей культуры.

В частности, абсолютное большинство в русской печати второй половины XIX века представляли газеты и журналы леворадикального и либерального направлений. Консервативные издания влачили жалкое существование, подвергались диффамации, моральному (и не только!) террору и травле, в том числе на высшем уровне, и, по сути, были маргинализованы. Это сейчас мы изучаем их авторов как великих мыслителей, но в реалиях тогдашней жизни им приходилось крайне тяжко.

Дореволюционная власть апеллировала к русской традиции, русской идентичности лишь тогда, когда имел место цивилизационный вызов, угрожающий самому существованию империи. Например, русский консерватизм окончательно оформляется как течение общественной мысли в огне войны 1812 года, когда на первый план выдвинулись выдающиеся деятели этого направления. Тогда русский консерватизм впервые артикулировал себя, одержал блистательную идейную победу и способствовал грандиозной военной победе над одним из величайших полководцев в мировой истории.

Русские консерваторы временно спасли власть в 1905–1907 годах, когда Россия уже погружалась в «красную смуту». Но после того, как произошла частичная стабилизация, либеральная бюрократия, при пассивном отношении монарха, расколола русское консервативное движение и сделала всё для его компрометации. В феврале 1917 года государство защищать было уже некому.

В СССР к 1934 году сталинское руководство, принимая в расчет события, произошедшие в Германии в 1933 году, частично, в редуцированном, очень ограниченном виде вернуло в публичное культурное поле имена Пушкина, Александра Невского, Дмитрия Донского, адмирала Ушакова. Обращаться к «каноническим» для марксистов образам Маркса, Энгельса, Ленина, Клары Цеткин или Розы Люксембург в преддверии большой войны было самоубийственно. А в феврале – декабре 1991 года тогдашние советские консерваторы были блокированы как властью, так и мощными либеральными силами.

Исторический опыт показывает, что парадигма верховной власти, которая обращается к консервативно-патриотическим ценностям лишь в моменты смертельной для нее опасности и, напротив, максимально их ограничивает, а то и подавляет в относительно спокойные для нее периоды, глубоко порочна и опасна. Более того, в определенных условиях она чревата социальной и национальной катастрофой. Поэтому усвоение и актуализация русского и мирового консервативного наследия — одна из самых главных задач современного русского общества.

Читать по теме:

Минаков А. Ю. Русская партия в первой четверти XIX века / А. Ю. Минаков. – М., 2013. – 521 с.

Российские консерваторы / А. Н. Боханов [и др.]. – М., 1997. – 382 с.

Чернавский М. Ю. Религиозно-философские основы консерватизма в России / М. Ю. Чернавский. – М., 2004. – 188 с.

Шевченко М. М. Русский политический консерватизм XIX-начала XX века в действии / М. М. Шевченко // Контуры глобальных трансформаций. – 2017. – Т. 10, № 6. – С. 44–64.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *