какие идеи отстаивали российские консерваторы
Идеология консерватизма в России
Идеология консерватизма в России. Общая характеристика
Говоря конкретно о нас, родной стране, то здесь, процесс становления и развития идея консерватизма в мыслях общественно-политической сфере, произошел в начале девятнадцатого века. Больше всего оказался связан с идеями, что предполагались и обосновывались людьми славянофильского направления, а также направлений официальных монархий. Не лишним будет обратить внимание и на то, что в истории отечественной современности, также выделяется серьезная роль консерватизма в области политологии и в практике политической сферы.
Например, в двадцатом столетии политическая элита консерватизм использовала как инструмент, позволяющий реализовать неделимую Россию и обеспечить мораль и политику одного-единого общества Советов. Бралась за опору патриотическая концепция, построение державы. Представлялась целесообразность в том, что консерватизм всегда выступал как реакция разного рода коренного преобразования.
Развитие консервативной идеологии в России до революции можно обуславливать влиянием французских переворотов. Эмиграционный консерватизм в первой половине двадцатого века послужит реакций на Октябрьскую революцию семнадцатого года. Как и на остальные преобразования политического и социально-экономического характера.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Также некоторый подъем развития консерватизма пришелся на последние десятилетия теми представителями, что изучают отечественную политическую науку. Связано это с предпосылками коренных переустройств как общественной жизни, так и жизни государства, и непосредственное их перевоплощение в жизнь. Стоит обратить внимание на то, что идеология российского консерватизма на сегодняшнем этапе первоначально складывалась в культурном ключе. И только после того, как проводились широкие преобразования в сфере экономики, уже стали актуальными процессы, отвечающие за формирование консерватизма как в политике, так и в экономике.
Главные идеи, черты отечественного консерватизма
Современная специальная литература говорит о том, что сегодня состояние идеологии консерватизма в нашей стране может оцениваться не слишком однозначно. Чаще всего, связано это с тем, что невзирая на то, что консервативные идеи являются относительными, внутри данного течения имеется неоднородность в точках зрения. Даже могут быть полноценные противоречия идей, что утверждаются и предлагаются сторонниками проектов.
Все же, анализ течений, позволит делать выводы, что и сейчас сохранились определенные черты, что отличают идеологию российского консерватизма.
В их число можно отнести:
Альтернативная концепция здесь может выступать как предложение о целесообразном развитии всей страны (наравне с другими государствами, что считают себя развитыми) по модели нации и государства. Объединяются разные этносы, где характерна общность разных взаимосвязей, начиная от экономики до политики, не говоря уже о культуре.
Антизападничество как главная идея консервативной идеологии у нас в стране.
Уже было сказано, что анти западническая идея может выступать как основа идеологии консерватизма в РФ во времена всего исторического развития и существования данной концепции. Такая идея не теряет собственной актуальности, и сегодня российские сторонники данной идеи продолжают планомерно утверждать, тезис о том, что Запад несет опасность для России. Сегодня об этом говорят, как комплексной агрессии Запада направленную против России. Выражается это вместе с политическими, экономическими, культурными действиями. Агрессивная активность еще никогда не считалась настолько значимой и обширной.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Представители российского консерватизма способны сформулировать три главные особенности Запада, которые обуславливают взаимодействие и сотрудничество с Россией, как с государством, что является самобытным и самодостаточным:
Кто такой консерватор? Идеология консерватизма в России. Консерваторы и либералы
В экономике они поддерживают национального производителя, выступают за протекционизм. В сфере культуры и идеологии консерваторы всегда за господство одного санкционированного государством течения.
Наряду с либерализмом и радикализмом консерватизм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от либералов консерваторы выступают против глубоких и резких реформ, за высокую роль государства в жизни общества. В отличие от радикалов они не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.
Суть консервативной идеологии
Консерваторы допускают вмешательство государства и религии в частную жизнь граждан.
Бенджамин Дизраэли. Фото: Wikimedia
Либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма.
В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли : «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца. У того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».
Идеологи консерватизма
Франсуа Рене де Шатобриан. Фото: Wikimedia
Эдмунд Берк. Фото: Wikimedia
В книге «Размышления о Французской революции» 1790 года Берк доказывает, что истинная свобода возможна только в рамках закона и порядка, а реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путем. Эти принципы легли в основу консерватизма.
Ангела Меркель. Фото: Reuters
Консерватизм в России
Константин Маковский «Портрет Александра II на смертном одре»
Разгул консервативной реакции начался при Александре III. По его мнению, именно либеральные реформы отца привели к расправе над царем. Сын убитого монарха решил задавить в России любое свободомыслие и жажду перемен.
Константин Победоносцев. Фото: Wikimedia
Леонид Брежнев. Фото: Wikimedia
Идеология русского консерватизма
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика идеологии русского консерватизма
В нашей стране на протяжении всей истории развития политической науки наблюдался широкий интерес исследователей к вопросам и проблемам объяснения основ государственного устройства и поиска форм их наиболее оптимального разрешения, в том числе, посредством проведения теоретического осмысления различных политических идеологий.
Не стала исключением в этом отношении и консервативная идеология, которая в нашей стране отличается определенной спецификой, в том числе, благодаря которой на протяжении последних столетий идеология консерватизма выступает одним из наиболее влиятельных течений политической мысли.
Окончательное становление и оформление идеологии русского консерватизма в самостоятельное течение политической мысли произошло в начале XIX в. в результате осмысления и выражения в воззрениях консерватизма стремления широких слоев населения к сохранению собственной самобытности, в том числе, путем сохранения монархического строя.
Обозначенная тесная связь русского консерватизма и монархизма не случайна, поскольку, как отмечается в специальной литературе, консерватизм в нашей стране во многом выступил в качестве реакции на потенциальную угрозу разрушения привычного многовекового уклада общественной жизни под влиянием западных революций.
Проводя общую характеристику содержания идеологии русского консерватизма, представляется необходимым обратить внимание на то, что в его основу положена многовековая традиция православного устройства жизни общества и индивидов, при сохранении сильного централизованного государства и распространении антизападных идей.
Несмотря на общее принятие обозначенной идеи всеми идеологами русского консерватизма, анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, внутри соответствующей идеологии постепенно сформировались два относительно обособленных направления, представители каждого из которых утверждали необходимость признания определенной модели идеологии русского консерватизма. Соответствующие направления получили названия «официально-монархического» и «славянофильского», характеристика их содержания будет проведена ниже.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные идеи идеологии русского консерватизма с точки зрения представителей официального монархизма
Формирование и постепенное развитие идей официального монархизма началось в конце XVIII в.– видные общественные и политические деятели (Н.М. Карамзин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, и др.) обосновывали идею о том, что основой обеспечения стабильности и развития в нашей стране выступают:
Впоследствии, к обозначенным началам российского политико-государственного устройства С.С. Уваров добавил «народность», а соответствующая формула «православие, самодержавие, народность» трактуется историками и политологами в качестве официальной правительственной идеологии второй четверти XIX в.
При этом следует отметить, что народность как элемент отечественного государственного устройства и идеологии русского консерватизма, сам С.С. Уваров понимал следующим образом:
Народность – особая модель взаимодействия самодержца (царя) и подданного ему народа, в основу которой была положена вера людей в величие, справедливость и «обожествленность» царского правления.
Представители рассматриваемого направления идеологии русского консерватизма также обосновывали точку зрения о принципиальной невозможности заимствования и перенесения в Россию любого рода политических институтов, а равно о проведении либеральных преобразований, что, по их мнению, обуславливалось глубокой религиозностью православного народа, его преданностью царю и идеям самодержавия, а также традиционно крепким моральным единством и сплоченностью.
Также российским сторонникам идеологии консерватизма было традиционно присуще скептическое отношение к институтам и механизмам народовластия, и демократии в целом. В частности, была распространена точка зрения о том, что соответствующие демократические процедуры являются искусственными, поддельными и не в силах выражать подлинную волю народа.
Особенности славянофильского понимания идеологии русского консерватизма
Как было отмечено выше, в период бурного становления и развития консервативной идеологии в нашей стране, основная масса соответствующих идей сосредоточилась в рамках двух направлений – рассмотренная выше теория официального монархизма, и славянофильское направление русского консерватизма, характеристика содержания которого будет проведена в представленном разделе.
Так, прежде всего, следует обратить внимание на то, что с содержательной точки зрения основу консерватизма в понимании славянофилов составляли культурно-религиозные и национальные начала российского народа. Подобный подход во многом предопределялся утверждением тезиса о принципиальном отличии западного и российского путей развития, при идеализации исторического прошлого нашей страны, неповторимость которого объяснялось наличием русской национальной идей, сосредотачивающей в себе и выражающей вовне своеобразие народа.
При этом славянофилы, несмотря на, безусловно, консервативное основание разделяемой ими концепции, действительно считали возможным преодоление Россией текущего экономического и технического отставания от Западных стран, и даже последующее опережение таковых, однако не путем бездумного копирования зарубежного опыта, а посредством обеспечения развития по собственному самобытному пути.
В то же время, важной сущностной чертой, позволяющей судить о специфике славянофильства, как направления идеологии русского консерватизма, выступает то, что прямо утверждая неприемлемость копирования западного опыта, представители рассматриваемого направления не только не проявляли враждебности по отношению к Западу, но и высоко оценивали их достижения в различных сферах науки и техники.
О русском консерватизме
Консерватизм (от лат. conservo – сохраняю) – это блистательное и интеллектуально мощное направление русской и европейской мысли, представленное знаковыми в истории культуры и общественной мысли именами. В их числе и его европейские «отцы‑основатели» – Эдмунд Бёрк, Жозеф де Мeстр. И гениальные основоположники русского консерватизма – Гаврила Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Александр Семёнович Шишков.
В числе его продолжателей и апологетов – Cергей Семёнович Уваров, Василий Андреевич Жуковский, зрелый Александр Сергеевич Пушкин. Стоит упомянуть и Фёдора Ивановича Тютчева, Николая Васильевича Гоголя, Николая Яковлевича Данилевского, Федора Михайловича Достоевского. Невозможно обойти и Константина Николаевича Леонтьева, Льва Александровича Тихомирова, о. Павла Флоренского, Ивана Александровича Ильина.
И даже этот внушительный список будет не полным без Алексея Федоровича Лосева, Александра Исаевича Солженицына, Игоря Ростиславовича Шафаревича – и сотен других не менее масштабных фигур из национального русского пантеона.
Несмотря на это, даже по сей день с понятием «консерватизм» связаны негативные коннотации. Его связывают с «отсталостью», «стремлением сохранить архаику», «начальстволюбием», «интересами господствующих классов» и пр. Эти негативные определения являются результатом более чем двухвековой работы – «чёрного пиара», или, если хотите, «военной пропаганды» оппонентов и противников консерваторов, как западноевропейских, так и российских.
Ими традиционно выступали радикальные либералы и представители социалистического лагеря. Наличие подобной «чёрной легенды» предполагает необходимость терпеливой разъяснительной и просветительской работы, но она даст результаты лишь спустя годы.
Не стоит переживать из-за того, что, как правило, значительная часть молодежи невосприимчива к консервативным ценностям. Мне кажется, что в целом молодежь просто в силу возрастных особенностей исходно запрограммирована на поиск принципиально нового, именно поэтому она так легко попадает под воздействие радикальных доктрин гарантирующих заманчивую новизну, «драйв» и пр. К консервативным убеждениям, как правило, приходят уже в зрелом возрасте, часто пережив бурное увлечение прямо противоположными по мировоззрению учениями.
Есть четко прослеживаемая закономерность: подавляющее большинство видных идейных консерваторов начинали как левые радикалы или левые либералы. Наиболее яркими примерами в этом смысле выступают былые ультрарадикалы: фурьерист Достоевский и идеолог террористической «Народной воли» Тихомиров. В то же время какая‑то часть современных молодых людей изначально вполне восприимчива к консервативной системе ценностей: православная молодежь, причем весьма значительный ее сегмент, в меньшей степени – студенты-гуманитарии.
Правда, это явное меньшинство, составляющее в лучшем случае несколько процентов. В обществе, где отсутствует жесткая регламентация поведения традицией, это неизбежно. Но роль и значимость такой молодежи будет возрастать по мере того, как роль консервативных ценностей будет становиться весомее в нынешнем brave new world. Ибо чем сильнее вызов этим ценностям, тем мощнее, ярче и убедительнее будет обратная реакция!
С 1917 года заветными понятиями в тезаурусе левой идеологии являлись «справедливость» и «равенство». Идеи «Манифеста коммунистической партии» Маркса или «Государства и революции» Ленина, посвященные созданию общества всеобщего равенства, звучали для многих завораживающе. Для достижения «равенства» и «справедливости» необходимо было ликвидировать частную собственность, порождающую отношения эксплуатации, господства и подчинения, и, соответственно, основные последствия частнособственнических отношений – государство, право, религию, семью, культурно-историческую традицию и т.д.
С 1991 года в нашем государстве и обществе начала было безраздельно господствовать либеральная идея, ключевым понятием которой является «свобода». Либеральный эксперимент в сравнении с советским, безусловно, расширил сферу экономических, политических и личных свобод. Однако качество этой свободы, не ограниченной моралью и традицией, оказалось чудовищным.
Цена, которую государству и обществу пришлось заплатить за нее, оказалась непомерно высока. Распад государства – крупнейшая геополитическая катастрофа XX века, существенное ограничение суверенитета и унизительная зависимость от западных «партнёров». Расчленение русского народа, обнищание огромного числа людей, колоссальное социальное неравенство. Возникновение олигархата, нравственная и интеллектуальная деградация, демографический спад и пр.
В силу того, что левая и либеральная идеи оказались на практике скомпрометированными в самых разных социальных слоях, снизу доверху, всё настойчивее стал появляться интерес к консерватизму как альтернативному идеологическому, политическому, культурному и нравственному проекту.
Сейчас, как представляется, оформился достаточно мощный не-имитационный запрос части элит и масс на идеологию и систему ценностей, которые обеспечивают стабильность и порядок без потрясений и революций – и в то же время не исключают развития. И, при всём этом, опираются на позитивные традиции прошлого.
Государство и общество начали медленное, но неуклонное движение к той мировоззренческой системе, в которой ключевым понятием является «традиция». Именно традиция является системообразующей категорией в мировоззрении, философии и политической идеологии консерватизма.
Приведём короткую историческую справку. Первоначально консерватизм появился в конце XVIII века как реакция на рационализм и индивидуализм Нового времени, а также теорию прогресса (которая ассоциировалась с уверенностью в постоянном увеличении в мире свободы, знаний, богатства, порядка, нравственности), воплощением которых стала так называемая Великая Французская революция.
Он заявил о себе как идейное течение, ставящее своей целью актуализацию позитивных традиций и ценностей прошлого, обеспечивающих органическую непрерывность развития общества. Одной из важнейших ценностей для консерватизма является культ трансцендентного начала, религия, которая, согласно воззрениям консерваторов, придает смысл истории и отдельной человеческой личности.
Для России главенствующей религией, оказавшей огромное влияние на складывание государственности, культуры и национального самосознания, является Православие. Религиозное мировосприятие предполагает признание необходимости общественной иерархии (в обществе всегда будут «верхи» и «низы», всегда будут отношения господства и подчинения, принуждения и насилия).
В силу признания объективного факта естественного неравенства для консерваторов характерен поиск властных, экономических, идеологических и культурных технологий, которые позволяли бы сформировать качественную элиту, готовую во имя высших ценностей жертвовать и своей жизнью. Сориентированную на решение общенациональных задач, а не на удовлетворение собственных узкоэгоистических интересов или создание утопического общества всеобщего равенства без элиты.
Религиозная составляющая консерватизма обусловливает гносеологический пессимизм, определенное скептическое отношение к Ratio, неприятие абсолютизации его возможностей. Крайне осторожное отношение к кабинетным схемам радикального переустройства человеческого общества, а также антропологический пессимизм – понимание ограниченности и несовершенства человеческой природы, ее одержимости силами зла и, соответственно, принципиальной неосуществимости в земных условиях идеального общества.
Для европейского континентального консерватизма всегда характерна высокая оценка сильного государства, приоритет его над интересами индивида. С точки зрения большинства консервативных доктрин, главенствующее значение имеют интересы целого, а не отдельной личности. Важны, прежде всего, надындивидуальные ценности (Бог, государство, нация, церковь, общество, семья и т.д.).
Для консерватизма всегда был характерен культ школы, армии, патриотизма, самобытной национальной культуры, исполнительности, дисциплины и порядка, права. То есть тех общественных институтов, обычаев и явлений, которые выступали основными проводниками и хранителями традиции. Сюда же можно добавить и такую черту консерватизма, как понимание конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод.
Консерватизм при этом противостоит идеологиям, в основе которых лежат ценности противоположного порядка: атеизм, материалистическая ориентация политики, моральный релятивизм. Культ рассудка, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм. Приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство, культ личных прав и свобод. Приверженность кабинетным теоретическим моделям, культ перемен, революция.
В случае необходимости социальных перемен консерватизм при их осуществлении требует чрезвычайной осторожности и постепенности. Но было бы неверно трактовать консерваторов как противников всего нового. Они выступают лишь против абсолютизации принципа новизны, заведомого примата нового перед уже проверенным старым, что обычно характерно для радикального либерализма и еще более левых течений.
Необходимо констатировать, что в нашем обществе, которое за XX век пережило сильнейшее «красное смещение» в политическом спектре, традиционные ценности и институты оказались в значительной степени скомпрометированы и разрушены. Произошла атомизация общества. В значительной мере оказалось разрушено национальное самосознание, подорван авторитет государства и закона, существенно разложена и традиционная семья. С очень сильным сомнением можно говорить и о прочности массового патриотизма.
В этих условиях необходимо наметить систему шагов, которые сделали бы доминирование консервативных ценностей, их влияние на жизнь общества и государства реальными. Исключительную роль в формировании такой системы ценностей играют в Новое время два института – это, в самом широком смысле, Школа и средства массовой информации. Именно они транслируют систему ценностей, которая создает и поддерживает традицию. Но мы видим, в каком катастрофическом положении, к сожалению, пребывают и наша школа, и наши университеты.
Система образования разрушается со всех сторон. Ее характерные черты: нищенское финансирование и соответствующие зарплаты, бездарные учебные программы и учебники. Необходимость предоставлять гомерическое количество отчетов, справок, графиков, планов, не дающих времени и сил учителям проводить занятия. Перегруженность школьников ненужными предметами, невозможность соблюдать элементарную дисциплину. Отсутствие возможности ставить объективные оценки – за неудовлетворительные оценки учителей наказывают, система ЕГЭ привела к разрушению образованности как таковой.
На всё это наслоилась гаджетная субкультура, которая разрушает память, эрудицию, способность концентрировать интеллектуальное внимание, умение анализировать и синтезировать знания и т. д. Всё больше и больше школьников старших классов просто не умеют удовлетворительно читать и писать, за всю жизнь не осилив ни одной книги. История России и ее культуры в учебниках, созданных авторами либеральной и лево‑интернационалистской ориентации, по-прежнему подается как история некой многовековой болезни, которую надо лечить радикальными модернизационными средствами по западноевропейским рецептам.
Затем подобный контингент поступает в ВУЗы, у которых также возникают системные проблемы, по своей остроте и качеству мало чем отличающиеся от проблем средней школы: резкое ухудшение качества абитуриентов и студенческой массы, нищенское финансирование, унизительно низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава, стремительное старение основной массы преподавательского корпуса и много другое.
Никакого здорового национального самосознания, вкуса к традиционным ценностям нынешние школа и университет по определению не могут сформировать. В этой сфере нужны серьезные изменения, поворот к действенной модели национального образования и воспитания.
Что касается средств массовой информации, которые должны способствовать проведению адекватной национальной политики, то очень значительная их часть по‑прежнему занимает либеральную позицию, сформированную в 1990-х годах. По сей день в них явно доминирует убеждение, согласно которому «термин “русский” нас разъединяет», а «принятие Православия – трагедия для России», зачастую демонстрируются откровенно русофобские умонастроения.
И, тем не менее, мы видим в последнее время, что государство – а оно является главным субъектом возрождения традиции – всерьез озаботилось деятельностью этих институтов. Исключительную роль здесь призваны сыграть гуманитарные науки – история, литература, русский язык, философия. Можно было бы привести и ряд других, но я назвал ключевые дисциплины.
К сожалению, нынешняя ситуация во многом напоминает ту, которая существовала в Российской Империи. Со времени радикально-западнических реформ Петра I российская государственность была отнюдь не консервативной по своей природе. Ее космополитические и западно-ориентированные верхи, в том числе династия Романовых, часто делали всё, чтобы ограничить и свести на нет как консервативные политические движения, так и деятельность консервативных идеологов и деятелей культуры.
В частности, абсолютное большинство в русской печати второй половины XIX века представляли газеты и журналы леворадикального и либерального направлений. Консервативные издания влачили жалкое существование, подвергались диффамации, моральному (и не только!) террору и травле, в том числе на высшем уровне, и, по сути, были маргинализованы. Это сейчас мы изучаем их авторов как великих мыслителей, но в реалиях тогдашней жизни им приходилось крайне тяжко.
Дореволюционная власть апеллировала к русской традиции, русской идентичности лишь тогда, когда имел место цивилизационный вызов, угрожающий самому существованию империи. Например, русский консерватизм окончательно оформляется как течение общественной мысли в огне войны 1812 года, когда на первый план выдвинулись выдающиеся деятели этого направления. Тогда русский консерватизм впервые артикулировал себя, одержал блистательную идейную победу и способствовал грандиозной военной победе над одним из величайших полководцев в мировой истории.
Русские консерваторы временно спасли власть в 1905–1907 годах, когда Россия уже погружалась в «красную смуту». Но после того, как произошла частичная стабилизация, либеральная бюрократия, при пассивном отношении монарха, расколола русское консервативное движение и сделала всё для его компрометации. В феврале 1917 года государство защищать было уже некому.
В СССР к 1934 году сталинское руководство, принимая в расчет события, произошедшие в Германии в 1933 году, частично, в редуцированном, очень ограниченном виде вернуло в публичное культурное поле имена Пушкина, Александра Невского, Дмитрия Донского, адмирала Ушакова. Обращаться к «каноническим» для марксистов образам Маркса, Энгельса, Ленина, Клары Цеткин или Розы Люксембург в преддверии большой войны было самоубийственно. А в феврале – декабре 1991 года тогдашние советские консерваторы были блокированы как властью, так и мощными либеральными силами.
Исторический опыт показывает, что парадигма верховной власти, которая обращается к консервативно-патриотическим ценностям лишь в моменты смертельной для нее опасности и, напротив, максимально их ограничивает, а то и подавляет в относительно спокойные для нее периоды, глубоко порочна и опасна. Более того, в определенных условиях она чревата социальной и национальной катастрофой. Поэтому усвоение и актуализация русского и мирового консервативного наследия — одна из самых главных задач современного русского общества.
Читать по теме:
Минаков А. Ю. Русская партия в первой четверти XIX века / А. Ю. Минаков. – М., 2013. – 521 с.
Российские консерваторы / А. Н. Боханов [и др.]. – М., 1997. – 382 с.
Чернавский М. Ю. Религиозно-философские основы консерватизма в России / М. Ю. Чернавский. – М., 2004. – 188 с.
Шевченко М. М. Русский политический консерватизм XIX-начала XX века в действии / М. М. Шевченко // Контуры глобальных трансформаций. – 2017. – Т. 10, № 6. – С. 44–64.