какие идеи прививает стародум софье
«Недоросль»: какие идеи прививает Стародум Софье?
Ответ под цифрой 1. После смерти матери Простаковы взяли Софью к себе. И тут же оказывается, что это из-за её деревень и денег. Они и имеют что-то с этого. Девушку совершенно не любят и относятся к ней ужасно. Она очень дальняя родственница Простакова. У Софьи не было выбора. Дядя давно пропал, других родственников нет.
Пьеса «Недоросль» была написана в конце 18 века, точнее в 1782 году русским писателем Денисом Фонвизиным, после его возвращения на родину из Франции. Видимо впечатления полученные в этом путешествии оказали на писателя такое сильное влияние, что он решил в сатирической форме показать как относятся к образованию в России. Прямого сравнения с Францией в пьесе конечно же нет, но эта аналогия напрашивается. «Недоросль» самое значительное произведение Фонвизина, хотя современникам он был известен и как прозаик, и как драматург и как переводчик. Писатель видимо имел немецкие корни, ведь изначально его род носил фамилию фон Визин.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Ученье — красота, неученье — слепота.
Сытое брюхо на ученье глухо.
Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю.
Голова пуста, да туга сума.
Голова с куль, а разума с нуль.
Кто умен, тот силен.
Кто умнее, тот победит скорее.
Кто умен, тот скорее победу достанет.
Детки хороши — отцу-матери венец,
а худы — отцу-матери конец.
Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
Позволю себе высказать мнение.
В пьесе «Недоросль» Фонвизина поднимается несколько важных вопросов, первый из них это крепостные и крепостное право, а второй важной темой будет плохое воспитание.
Нужно сказать, что в произведении не все дворяне плохие и относятся к обычным людям как к грязи, есть и довольно приличные, как пример можно сказать о Стародуме.
Герой считает, что должен быть настоящим дворянином, не таким как было в то время на Руси, он должен работать, помочь людям или служить своей стране.
Отвечая на вопрос, можно смело сказать, что Стародум является выразителем авторских идей и именно так думает сам Фонвизин, это его мысли говорит такой честный и хороший человек.
Софья
История создания героя, прототипы
Кадр из ф/с «Недоросль». Софья — актриса Людмила Суворкина
Софья – достаточно условный персонаж комедии «Недоросль». Это идеальный образ, не имеющий реального прототипа.
Описание героя
Софья – племянница Стародума. Девушка лишилась отца в младенчестве. Около полугода назад у нее умерла мать, которая приходилась Простаковой сватьей. Помещица-самодурка «позаботилась» о дальней родственнице, взяла ее в свой дом и теперь «надзирает над ее имением».
Еще до смерти матери Софья познакомилась с Милоном. Молодые люди влюбились друг в друга, но в силу неизвестных обстоятельств так и не заключили брак. Простакова препятствует возобновлению любовной связи. Милон даже не знает, где в настоящее время находится любимая. Их встреча в доме Простаковых – простая случайность.
Софья бесконечно страдает от разлуки с любимым, но скрывает эти чувства от окружающих.
В переводе с древнегреческого Софья означает «мудрость». Девушка хорошо образована, чем резко выделяется на фоне невежественных Простаковых и Скотинина. Это заметно уже при первом появлении Софьи, когда ее «опекуны» не могут прочитать письмо Стародума, но с гордостью говорят о своей неграмотности.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Как уже было замечено, Софья – искусственный персонаж, представленный автором довольно-таки схематично. Это идеальная девушка, обладающая всеми добродетелями. Она живет исключительно духовной жизнью, практически не проявляет сильных эмоций, хранит верность любимому человеку.
Софья говорит напыщенным книжным языком. Создается ощущение, что фразы она целиком берет из сентиментальных романов («Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки!», «Как несчастно мое состояние!», «Сердце мое меня не обманывает» и т. д.).
Роль героя в произведении
Любовная трагедия Софьи и Милона, сватовство Скотинина, неудачное похищение девушки с целью выдать ее замуж за Митрофана – все это относится к второстепенным темам комедии. Сама Софья практически не принимает участия в основных событиях. Ее роль в произведении сводится, главным образом, к участию в разговорах со Стародумом. Она соглашается с дядей или дает ему повод к дальнейшим высказываниям («Какую правду вы говорите», «Руководствуйте сердцем моим», «Как это справедливо!» и т. д.).
В широком смысле Софья вместе со Стародумом и Правдиным относится к особой, просвещенной и добродетельной части дворянского общества. По сути, она является простым примером для подражания.
Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987
Развитие героя по мере сюжета
Отношение автора к герою
Можно предположить, что автор вряд ли испытывал какие-либо особые чувства к созданному им идеальному образу Софьи. Свою главную задачу он видел в обличении невежества российских помещиков. Софья является одной из жертв грубого деспотизма, но на фоне ярких образов отрицательных персонажей выглядит очень бледно и практически не вызывает сочувствия.
Экранизации
В фильме-спектакле «Недоросль» (1987 г.) роль Софьи сыграла актриса Малого театра Л. А. Суворкина. Артистке удалось значительно «оживить» статичный образ героини комедии. Софья в ее исполнении, даже произнося высокопарные фразы, вызывает теплый эмоциональный отклик и искреннее сопереживание у зрителя.
Стародум («Недоросль»)
Портрет
Стародум — человек старой закалки. Он служил во время правления Петра I. Его восхищают передовые взгляды царя на воспитание молодого дворянства и преображение Российского государства. Он негативно относится к современным порядкам и людям, стремящимся к наживе и богатству, далёким от высоких моральных устоев и правил. В комедии олицетворением этих людей являются Скотинин и Простаковы.
Стародуму около 60 лет. Он дядя Софьи и её опекун. Долгое время дворянин служил царю и Отечеству, а когда вышел в отставку, поехал жить в Сибирь. Там он сумел заработать приличное состояние, которое завещал племяннице Софье.
Стародум происходит из старинного дворянского рода. Его отец служил при дворе царя Петра. Сам опекун Софьи получил достойное воспитание. В юности много занимался самообразованием, поэтому он начитан и образован.
Стародум довольно известная личность. О его старых заслугах помнят в аристократических кругах. «Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А, сверх того, от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение», — говорит Правдин Софье.
Для аристократа слова долг, совесть, честь — не пустой звук, а смысл жизни. Важность этих понятий он и пытается донести в пьесе.
Как у всех персонажей пьесы фамилия героя является «говорящей»: Стародум, т. е. думающий по-старому.
Характер
Основными чертами характера пожилого дворянина являются честность, открытость, прямодушие. С виду он кажется немного угрюмым и замкнутым.
Этот герой имеет репутацию мудрого человека. Он очень любит свою племянницу, ради которой и поехал в Сибирь, чтобы заработать для неё деньги на приданое. Дядюшка хочет найти достойного жениха для любимой племянницы. Стародум способен быстро распознать в человеке ложь, лицемерие и неискренность, поэтому он отвергает представленных госпожой Простаковой кандидатов — Митрофана и Скотинина, и отдаёт предпочтение молодому офицеру Милону.
Взгляд на воспитание
В комедии чётко просматриваются две противоположные линии по воспитанию молодого поколения: Стародума и Простаковой. Госпожа не стремиться дать сыну достойное образование и воспитывает его по образу и подобию себя и своего мужа. Учителя, нанятые к «недорослю» не могут научить Митрофанушку элементарным понятиям из-за вмешательства в процесс его матушки. Простакова учит сына лжи, лицемерию, жадности и хитрости, т. е. тем понятиям, по которым живёт сама.
Стародум же пытается воспитать Софью в лучших традициях дворянства петровской эпохи. Он прививает девушке те понятия, по которым сам прожил свою жизнь. Дядюшка внушает племяннице мысль о том, что главные качества в человеке — это честность, благонравие, милосердие. Образованность является одной из составляющих человека, но самыми главными качествами настоящего гражданина являются открытое сердце и добрая душа, «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — вспоминает слова своего отца Стародум.
Негативно старый дворянин относится к богатству, доставшемуся нечестным путём, он считает, что быстрые и нечестные деньги развращают и портят человека.
Характеристика речи
Речь старого дворянина грамотная и правильная, очень близка к литературной. Фразы чётко выстроены. В разговоре он часто употребляет афоризмы. («Начинаются чины — перестаёт искренность», «Золотой болван — всё болван»).
В словах Стародума отсутствует неискренность и лживость. Он говорит то, что на самом деле думает и чувствует.
Заключение
Образ Стародума отображает гражданскую позицию Д. И. Фонвизина на воспитание нового поколения. В пьесе «Недоросль» он изобличает недостойную политику Екатерины II, развращённость и безнравственность придворных дворян, невоспитанность молодого поколения, невежество и жестокость помещиков, и предлагает пересмотреть взгляды на воспитание и образование дворян. Фонвизин пытается доказать, что благородство, честь, справедливость, патриотизм, доброта и уважение должны стать главными ориентирами в воспитании будущего поколения.
Образ и характеристика Софьи в комедии Фонвизина Недоросль
Образованнейший человек своего времени, прогрессивный мыслитель Денис Иванович Фонвизин в конце 19 века создаёт удивительно яркое сатирическое произведение «Недоросль».
Сюжет комедии закручивается вокруг борьбы за возможность жениться на воспитаннице Простаковых Софье. Об этом мечтают госпожа Простакова и её глупый сынок Митрофанушка, Скотинин — брат Простаковой и Милон, молодой офицер, возлюбленный Софьи. Кто же такая эта Софья, заполучить руку и сердце которой хотят столь разные персоны?
Молодая девушка из небогатых дворян рано осталась без родителей и находится под опекой дальних родственников Простаковых. Пребывает она в этой семье в очень бесправном положении. Доходит до того, что её хотят насильно выдать замуж. Сначала Скотинин желает жениться на ней, чтобы прибрать к рукам её именьице, а потом Простакова, узнав, что Софья станет наследницей состояния, хочет женить на ней своего остолопа сына.
Софья это абсолютный антипод Простаковой. Она девочка скромная, образованная, получила хорошее воспитание. Даже, живя в такой дремучей семье, она умудряется много читать, знает французский язык. Софья имеет правильные понятия о благородстве и чести. «Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных»,—говорит она в беседе со Стародумом. Добродетельная её натура не позволяет ей даже осудить тех грубых, необразованных хапуг в окружении которых она какое-то время жила. «Да скажите ж мне, пожалуйста, виноваты ли они? Всякий ли человек может быть добродетелен?»— видимо она задумывается о том, как складывается характер людей, что может влиять на их формирование. Софья внимательно слушает поучения своего мудрого дядюшки и очень разумно ведёт с ним беседу. В свои молодые годы она уже хорошо разбирается в людях, ценит честность и нравственность. Её не прельщает богатство, замуж она хочет выйти за человека добросовестного, честного. Ей присуща рассудительность и мудрость. Недаром её имя означает «Мудрая».
В этой комедии у Софьи нет отрицательных черт. Этот образ идеален, на его фоне становятся ещё более заметными недостатки отрицательных персонажей, их тупость, необразованность, жадность, подхалимство. Драматург хотел показать, что и в условиях простаковщины человек, будь то мужчина или женщина, может воспитать в себе прекрасные свойства души.
Комедия, написанная в стиле классицизма, заканчивается полным поражением отрицательных героев и победой персон положительных. Соединившиеся вокруг Софьи Стародум, Правдин и Милон способствуют её освобождению от опеки Простаковых, и девушка с радостью отдаёт руку и сердце своему избраннику.
Нарисованный Фонвизиным образ Софьи, хоть и немного назидательный, вызывает у читателей сочувствие и одобрение.
Сочинение Образ и характеристика Софьи из Недоросля 9 класс
Софья — один из главных героев комедии «Недоросль». Вокруг неё строится весь сюжет: полученное ею наследство, три жениха и неожиданный приезд дяди.
Софья выросла в благородной и порядочной семье, получила достойное образование, Но она рано потеряла родителей. Дедушка Софьи живет далеко в Сибири, поэтому девушку на воспитание берёт госпожа Простакова, которая старается устроить свадьбу между Софией и своим собственным братом, чтобы завладеть наследством несчастной.
У Софьи же есть жених-офицер, влюбленные души друг в друге не чают, но Простакову это мало волнует. Однако Софья остаётся верной своему выбору.
На греческом имя Софья значит «мудрость». И это неспроста, девушка достаточно умна и мудра, имеет доброе сердце. Она умеет прощать, она смогла простить обиду Простаковым и даже помогла им в конце комедии.
Можно сказать, что для Фонвизина Софья была идеалом женщины, он сделал свою героиню скромной, кроткой и терпеливой такой, какой, по его мнению, должна быть идеальная дама.
Также у Софьи очень озорной характер: она может не только удачно пошутить, тем самым разрядив обстановку, но и вызвать ревность у своего возлюбленного. Она начитана, от чего речь ее утонченная, тем самым создавая контраст между ней и семейством Скотининых.
Также Софии является противоположностью Митрофанушки, воспитание которого разительно отличается от воспитания самой Софьи Стародумом. Софья-благодарная девушка, которая всегда готова поддержать тех, кто рядом с ней, Митрофан же не принимает мать, которая нуждается в его понимании.
Что же касается Простаковой, то она является устаревшей моделью роли женщины в обществе, считает, что образование ни к чему слабому полу. Софья же современна, она любознательна и умна, образована.
В заключение стоит сказать, что образ Софьи не только является идеалом для самого автора, вложившего в героиню такие качества, как честь, доброта и ум. Софья всегда есть и будет воплощением самых лучших качеств личности.
Вариант 3
В комедии «Недоросль» Д, И.Фонвизин осуждает и высмеивает традиционное дворянское воспитание. Персонажи пьесы четко разделены на положительных и отрицательных героев, получивших «говорящее» имя, отражающее основные черты характера. В «Недоросли» представлены образы дворян, крепостных людей, молодых учителей и государственных мужей. Положительные герои комедии отражают мировоззрение писателя, одним из таких персонажей является Софья.
Софья – племянница Стародума. Ее отец погиб, когда девушка была еще младенцем, мать Софьи умерла за полгода до представленных в комедии событий. Отправившись в Сибирь, Стародум оставил Софью на попечение Простаковым, которые стали присматривать за ее имением, обкрадывая его. Госпожа Простакова в начале пьесы хочет выдать девушку замуж за своего брата Скотинина. Но когда узнает, что Стародум оставляет Софье все свое имущество, начинает пророчить в женихи сына Митрофана. Оба героя начинают бороться за руку девушки. Но у Софьи есть любимый человек – офицер Милон, которому она верит и остается верна. Попытки госпожи Простоковой заполучить богатое приданное невестки остаются безуспешными.
С греческого имя Софьи переводится как «мудрость». И действительно героиня комедии сочетает в себе такие черты как образованность и острый ум. Вместе с тем девушке присуще уважение к окружающим, Софья хороша воспитана. В ее характере можно также наблюдать краткость и терпение, она не перечит воле старших. Но в то же время отстаивает и свою позицию. Так, когда Простакова решает выдать ее замуж за сына, девушка, не боясь своих чувств, говорит что любит другого человека. Софья благодарна Стародуму за то, что после смерти родителей он не оставил ее, взял под опеку. У героини комедии доброе сердце, после всего, что сделали Простаковы, она не держит на них зла.
Стоит отметить, что вокруг Софьи группируются все остальные положительные персонажи пьесы. Девчушка никому не делает зла, с благодарностью относится к добру со стороны других персонажей. В конце пьесы она остается с любимым. Таким образом, Софья помогает раскрыть характеры других героев, является отражением нравственных качеств, которые писатель ценил в людях, — доброта, честность, ум и благородство.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 4.
Софья ждёт дядюшку, читает книгу. Её привлекли из неё фразы: «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!», «Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью».
Выходит дядюшка Стародум, он приветствует то, что племянница читает. Он говорит ей: «Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу…».
Софья просит его дать ей советы, как жить.
Советы Стародума.
Правдин знакомит Стародума с Милоном, с чьим дядей тот знаком. В письме, полученном Стародумом от дяди Милона, написано об «особливых достоинствах» племянника.
Милон говорит, каким, по его мнению, должен быть офицер: «У кого она(неустрашимость) в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце. В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник». «…он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу. Неустрашимость его состоит, следственно, не в том, чтоб презирать жизнь свою. Он ее никогда и не отваживает. Он умеет ею жертвовать.».
Он считает, что неустрашимость должна быть характерна не только солдатам и офицерам на полях сражения, но и любому человеку, чем бы он ни занимался. «Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».
Стародуму очень понравились слова Миолна, ведь сам он – «Друг честных людей», видит и почитает «добродетель, украшенную рассудком просвещенным».
Стародум соединяет руки влюблённых – Софьи и Милона, благословляя их.
Входят Простакова, Скотинин и Митрофан. Простакова просит Стародума проверить знания своего сына.
К «экзамену» присоединился Правдин, спросив Митрофана, что тот знает о грамматике. Ответ: «Существительна да прилагателъна…». И говорит о том, какая дверь в их доме чем является. Одна — «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навещена: так та покамест существительна».
По словам Простаковой, историю и Митрофан, и учитель Вральман слушают у скотницы Хавроньи.
О науке «еографии» Митрофан вообще не слышал. На вопрос Простаковой, для чего нужна та наука, Стародум ответил: «…ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь». На что та сказала: «…а извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь», поэтому такой «вздор» и не нужно знать Митрофанушке. «Без наук люди живут и жили».
Гости уходят по делам, готовиться к завтрашнему отъезду.
Простакова и Скотинин поняли, что Софья уже «сговорена» и завтра может уехать. Оба наутро затеяли тёмное дело.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.