какие игрушки бывают на свете
Какие бывают игрушки и для чего они нужны
Психологи говорят обычно о двух областях деятельности ребенка. В первую входят те, внутри которых происходит социальное и личностное развитие ребенка становление его желаний, интересов, чувств, отношений с другими людьми. Вторую группу составляют такие виды деятельности, в которых усваиваются способы действия с предметами, складываются интеллектуальные способности детей, их технические возможности.
Соответственно можно, пусть условно, разделить на две группы массив игрушек.
Первая группа: игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию, развитию личности. Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: игрушечные животные (мишки, зайчики, собачки) и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. Помимо кукол с их одеждой, мебелью и посудой, ребенку нужны наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин. В них входят детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно отнести игрушки, позволяющие что-либо куда-то перевозить (грузовики, поезда, машинки).
Вторую группу составляют игрушки для развития познавательных возможностей детей: кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино.
От чего зависит активность ребенка и успех игры
Возможность активного действия ребенка с игрушкой зависит от многих ее качеств, например величины. Огромные мягкие собаки, бегемоты, слоны, которых малыш не может даже взять в руки, могут служить лишь украшением комнаты или подушкой. Те же мягкие игрушки меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре.
Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие простые и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, куклы, не могут наскучить ребенку, поскольку допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций.
*
Игрушка как предмет культуры обладает многими свойствами, важными в воспитании. Важна прежде всего связь ее с этическими ценностями. Хорошо, когда игрушка вызывает добрые чувства, поддерживает бережное отношение к животным, растениям и конечно же к человеку. Недопустимо, если игрушка пробуждает жестокость, агрессивность, безразличие к живому.
Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Художественные качества игрушки делают ее привлекательной для ребенка, формируя при этом его эстетический вкус. Эти качества игрушки непременно следует учитывать при ее оценке.
Надо помнить, далее, и о том, что игрушка всегда заряжена духом своего времени. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение этих взрослых, их идеологию, вкусы, моду. Игрушки разных поколений существенно различаются. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в обществе. Поэтому современность игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям дух времени, также подлежат оценке.
В нашей стране накоплены огромные богатства, связанные с придумыванием и изготовлением игрушек. (Вспомните о дымковской, гжельской, сергиево-посадской игрушках.) Как игрушка связана с культурными традициями народа? И об этом не могут не задумываться заботливые родители.
Словом, выбирая игрушку, родители многое должны и многое могут сделать для того, чтобы она стала не только забавой, но и средством развития ребенка.
Как менялись детские игрушки за последние 50 лет
Советские дети были счастливы получить мишку с подвижными ножками, а нынешним подавай зайчика из меха норки. M24.ru проследило за эволюцией типичных игр и игрушек для детей от 60-х годов до наших дней.
Фото: ТАCC/Борис Кавашкин
1960-е. Воздушные змеи и «биточка»
60-е – время, когда дети целыми днями гуляли во дворах без взрослых. Сейчас нам сложно такое представить, но полвека назад родители не боялись оставить на попечение соседских подростков своих четырехлетних крошек. Соответственно, и большинство игр, которые вспоминают дети 60-х, проходили на улице. Всем двором играли в «Казаки-разбойники», сражались на саблях и шпагах, запускали воздушных змеев, прятались и находились, а зимой весело свергали самозванца «царя горы».
Девочки прыгали в «Классики», передвигая ногой «биточку» – набитую песком банку из-под крема для обуви, а еще закапывали «секретики»: брали красивые цветочки и листики, клали на землю, накрывали найденными во дворе стеклышками и чуть присыпали землей – вот и секрет. Показывать свое сокровище можно было только самым близким подругам. А мальчишки бегали вооруженные и грозные: кто с рогаткой, а кто с пистолетом с пистонами.
Фото: ТАСС/Альфред Церлюкевич
Дома, конечно, тоже играли: были металлические конструкторы, настольные игры, а еще пластмассовые куклы «Голыш», которых, как следует из названия, было интересно одевать (одежду, конечно, шили сами и хвастались перед подружками). Почти у каждого ребенка был плюшевый мишка с вертящимися лапами и головой. Девочки играли в «моргучие» куклы, которые открывали и закрывали глаза и говорили: «Мама», стоило положить их горизонтально. Мальчики предпочитали солдатиков и машинки, шарики на веревках и свистульки.
1970-е. Куклы из «Лейпцига» и диафильмы
Уличные игры плавно перекочевали в новое десятилетие. Дома же дети нового поколения перебирали «Пятнашки» и выкрикивали цифры, нарисованные на бочонках, – тогда была популярна игра «Русское лото». Особой гордостью московских девчонок была немецкая кукла с красивыми выразительными глазами, платьями и шубками. Доставали их в легендарном магазине «Лейпциг», культовом месте для самого продвинутого шопинга, там продавали даже темнокожих пупсов. Кстати, тогда же появилась мода на кукол-представительниц разных народов мира: грузинок, ненок, узбечек и так далее.
Фото: ТАСС/Сергей Эдишерашвили
Кстати об учебе, в 70-е в СССР появился знаменитый набор «Юный химик» с пробирками и колбами, настоящими реагентами и брошюрой с описанием опытов, которая часто терялась первым делом, так что смешивали элементы порой наугад.
1980-е. Вкладыши и кубик Рубика
Культовыми игрушками 80-х, конечно, стали кубик Рубика, который до сих пор не оставляет детей равнодушными, и игровые приставки «Электроника» с красными кнопками по бокам – этот аналог японской Nintendo Game&Watch имелся почти в каждом доме и часто в нескольких вариациях. Каждая приставка предлагала лишь одну игру с двумя уровнями сложности, среди сюжетов были «Ну, погоди!», «Микки Маус», «Охота» и другие. Еще одним хитом стал луноход с сенсорными кнопками наверху, ему можно было задать программу и рассекать по всей квартире.
Особое место в жизни детей занимали вкладыши от жвачек. Ребята садились в кружок, переворачивали вкладыши рубашкой вверх и складывали кучкой, а потом били по ним ладонью – все, что перевернулось, можно было забрать себе. Конечно, существовали более и менее ценные сокровища: за одну бумажку из жвачки «Турбо» можно было получить 100 «Дональдов». Однако курс этот был не жестким, а скорее плавающим и договорным.
Фото: ТАСС/Владимир Яцин
1990-е. Резиночки и сокс
Уличная жизнь в 90-х отметилась бесконечным прыганием: сначала через скакалку, а потом через резиночку, которая была лучшим другом всех девочек и даже многих мальчиков. Двое вставали не небольшом расстоянии друг от друга и держали резиночку ногами, третий прыгал. В игре было бесконечное количество уровней, резиночка постепенно поднималась все выше и выше (до коленок и бедер, а у самых продвинутых игроков – до талии).
Вторая любимая уличная забава – сокс, игра с маленьким тяжелым мячиком, который нужно подбрасывать ногами, желательно демонстрируя всяческие трюки.
Фото: ТАСС/Людмила Пахомова
Все дворы в 90-х были оккупированы детьми, играющими в сотки – круглые карточки с разными изображениями, которые ставили друг на друга и разбивали битой. Принцип тот же, что и со вкладышами: все перевернувшиеся фишки игрок забирает себе. Сотками менялись, их коллекционировали, выпрашивали, ими дорожили, как бейсбольными карточками в США. Коллекционирование вообще было важной частью жизни поколения: собирали, например, вкладыши из жвачек Love Is… и фигурки из «Кидер сюрпризов» – тогда там попадались очаровательные пингвины, бегемоты и звери с детенышами.
Дома бросали маленькие мячики-попрыгунчики, забавлялись с «лизунами», растягивали радужную пластиковую пружинку и заботились об электронным питомцах «Тамагочи», их надо было кормить, развлекать, убирать отходы и так далее. Часть времени дети уже тратили на компьютерные игры – тогда появились Mortal Kombat, Doom и Civilization.
2000-е. Lego и дженга
Дети нового тысячелетия заметно отличались от своих родителей и бабушек: они почти не гуляли на улице без взрослых и вообще меньше общались между собой – в их жизни появились планшеты, ноутбуки, Nintendo Wii и PSP. Надо было успеть поиграть в приставку, а потом сесть за компьютер и проверить, как поживают герои The Sims, достать соседа и погонять в Need for Speed. Тут уже не до соток или резиночек.
Виртуальные развлечения дополнялись Lego-манией (дети собирали из конструктора целые города), а также настольными играми, которые в нулевых стали очень популярны даже среди взрослых. Хит сезона – “Дженга» с деревянными брусочками, из которых строится башня. Игроки по очереди аккуратно вытаскивают досочки, кто обвалит башню – тот проиграл. Часами можно было «зависать» над «Мафией» и «Монополией»,
составлять слова в «Скрабл» и отгадывать – в «Активити».
Фото: ТАСС/Александр Неменов
Кстати, старый добрый «Крокодил», он же игра в пантомиму, в 2000-х получил новое дыхание, к нему с удовольствием вернулись компании всех возрастов.
2010-е. Прилипалы и монстрокуклы
Значительную роль в жизни сегодняшних детей продолжают играть приставки и планшеты, а также конструкторы Lego, из которых дети нулевых стали собирать управляемых роботов и даже использовать их в научных работах. Вообще роботы всевозможных видов заняли очень прочное и объемное место на прилавках детских магазинов.
Феномен начала 10-х годов – разноцветные маленькие круглые резиночки, из которых можно плести фигурки и украшения. На удивление они пришлись по вкусу не только юным леди, но и мальчишкам, которые обычно такой «ерундой» не занимаются. А вот вторая половина десятилетия началась повальным увлечением конструкторами из ярких липучек, напоминающих соцветия репейника.
Фото: ТАСС/DPA/Daniel Karmann
Бесконечные споры у родителей вызывают самые востребованные куклы поколения – монстры и зомби с неоднозначным фантазийным дизайном. Ну, а последний бич – мягкие зайчики из кроличьего меха, которыми сейчас завалены все стойки с игрушками и киоски с прессой. Говорят, милые пушистики стали насколько популярны, что уже выпустили специальную серию для взрослых – из норки.
20 игрушек, которые нужны каждому ребёнку
Не изобилие игрушек делает ваше чадо счастливым, а правильный выбор. С умом купленная или подаренная вещь становится любимой для ребёнка, тот привязывается к ней на годы, а бывает, хранит всю жизнь. Разберёмся, у каких игрушек больше всего шансов превратиться в верных друзей.
Что говорят психологи
Игрушки выполняют две главные задачи — развлекают и развивают юное поколение. Однако часто случается, что дорогая кукла или машина «с наворотами» заброшена, скучает в коробке, не сумев заинтересовать ребёнка.
Изучая детей, психологи пришли к выводу, что:
Игрушки нужны и младенцам, и подросткам — только разные.
От рождения до года
У крошки развиваются зрение, слух, тактильные ощущения, поэтому требуются яркие предметы разных форм, издающие негромкие звуки.
Погремушки
С них начинается изучение мира; младенцы берут погремушки, радуются, слыша звучание, пробуют их на вкус. Важно, чтобы первые игрушки:
Простая погремушка с надёжно закреплёнными деталями лучше всего подойдёт младенцу
Мягкая игрушка
Детишкам интересно трогать, гладить мягкого «друга»; подойдут компактные игрушки в виде животных — мишек, зайчиков — с коротким ворсом. Играть такими малыш должен под присмотром взрослых.
Шарфик с поросёнка лучше снять, пуговицу на штанишках отрезать — вдруг оторвётся и малыш её проглотит? — а в остальном игрушка для крошки безопасна
Ребёнку старше полугода купите мягкие кубики из ткани с яркими картинками — отличный вариант развивающих игрушек.
Ближе к году юный «исследователь» развивает двигательную активность; игра с упругим мячиком придаёт ловкость рукам и ногам — малыш катает шар по полу, пинает.
Диаметр мяча для годовалого ребёнка не должен превышать 15-ти сантиметров.
Мячики бывают и гладкими, и с мягкими шипами — это первый «спортивный снаряд» малыша
Пирамидка
Пирамидками с крупными кольцами из пластмассы «развлекались» ещё наши дедушки и бабушки. Малыш фантазирует, нанизывая колечки и так, и эдак; позже научится сортировать их по цветам и считать.
Нехитрая игрушка способна надолго удерживать внимание непоседы.
Без пирамидки трудно представить «арсенал» детских игрушек; она развивает фантазию, учит различать цвета
От года до трёх лет
Ребёнок обнаруживает интерес к миру животных и вместе с тем оценивает собственное умение «управлять» подопечными.
Игрушка на верёвочке
Уточка крякает, собачка гавкает, кошка мяукает — малыш тянет своё «сокровище» и подражает новым звукам. Крошка начинает различать, кто как «разговаривает», у него появляются зачатки ассоциативного мышления.
Часто подобные игрушки снабжены кнопками: нажал — раздаётся мелодия, песенка или стишок. Малыш начинает пританцовывать, ему это нравится.
Игрушка на верёвке стимулирует ребёнка больше ходить, что тому также идёт на пользу.
Игрушка на верёвке развивает у малютки навыки хождения
Плюшевый мишка
Лидер по популярности в мире; именно он чаще других игрушек превращается для малыша в лучшего домашнего друга.
В ряде стран таких медвежат зовут Тедди; однажды президент США Теодор Рузвельт на охоте не стал добивать раненого медвежонка, этот гуманный поступок высоко оценила пресса. На прилавках появились игрушки-медвежата, названные Тедди (уменьшительное имя от Теодор).
Место мишки могут занять собачка, кошка или обезьянка. Плюшевый друг утешит в печали, поможет уснуть или составит компанию в поездке.
Плюшевый медведь разовьёт у ребёнка навыки общения, поможет адаптироваться в обществе
Набор для песочницы
Ведёрки, формочки, совки — куда без них на прогулке? Нехитрые приспособления помогут малышу:
На прогулке малыша обязательно потянет к песочнице, а без специального набора игрушек там делать нечего
От трёх до пяти лет
Ребёнку уже нужны игрушки «со смыслом»; развлекаясь, он попутно придумывает истории, выстраивает сюжеты.
Кубики с буквами
Это прообраз конструктора; складывая кубики в пирамиды или другие сооружения, крошка развивает пространственное мышление, а заодно учит азбуку.
Выпускают мягкие, деревянные или пластиковые кубики; после трёх лет ребёнку подойдут любые.
Играя в кубики с буквами и картинками, малыш постепенно учится складывать из них слоги и слова
Пластилин
Коробка с пластилином должна быть у каждого ребёнка; да, отскребать липкую массу от пола и мебели сложно, но ребёнку работа руками принесёт огромную пользу.
Американские учёные из Филадельфии, пять лет исследуя влияние игрушек на детей, заключили, что пластилин — лучшая забава для ребятишек от трёх до пяти.
Лепка — эффективный способ разгрузить психику, а также разбудить воображение малыша.
Работа с пластилином — это настоящее творчество; крошка учится создавать что-то своими руками
Конструктор
С трёхлетнего возраста малышу разрешается пользоваться конструкторами; раньше нельзя — из-за мелких деталей. Самые известные наборы — Лего, они составлены по темам и сюжетам (ферма, рыцари, вокзал и так далее). Но дети младшего возраста собирают простейшие фигурки и предметы.
Такие игры развивают:
Заодно с детьми, забыв о делах, конструируют и взрослые; игра сплачивает семью.
Конструктор превращает ребёнка в маленького инженера, задача которого — соединить детали определённым образом
Набор для сюжетной игры
Ребёнку интересно подражать взрослым, поэтому купите подросшему малышу или малышке мини-кухню, мини-парикмахерскую или набор врача. Легко, играючи дети осваивают «взрослую» жизнь. Часть психологов считает, что, например, игра в доктора избавляет ребёнка от страха во врачебном кабинете.
Играя во врача, малютка постепенно перестаёт бояться доктора из поликлиники, а заодно и не слишком приятных медицинских процедур
Кукольные театры — ещё одна разновидность ролевых игр; ребята раскрепощаются, у них развивается артистизм.
Пазлы
В четыре года ребёнок способен собрать картинку из массы элементов; игра может надолго отвлечь шалуна от проказ. Это своего рода медитация, которая помогает:
Пазлы — занятие для усидчивых, но даже непоседы иногда увлекаются составлением картинок
Кукла и машинка
В куклы играли даже ребятишки из первобытных племён. С помощью игрушки дети — как правило, девочки — осознают свою социальную роль: заботиться, кормить, одевать. Любимая кукла иногда переходит в семье из поколения в поколение.
Подражая взрослым, девочки кормят кукол, впервые возложив на себя «обязанности»
А мальчишки, получив машинку, подражают отцам: едут на работу, на автозаправку, за покупками.
Мальчики воображают себя водителями — это их первая «работа»
Ряд психологов считает, что запрещать девочкам играть с машинками, а мальчикам возиться с куклами неправильно; ребёнку следует развиваться гармонично.
Не стоит ограничивать круг интересов мальчика только машинками, ведь он — будущий папа (а возможно, и брат), и ему полезно иногда поиграть в куклы. Если же идти вслед за штампами и делить детей по полу, то есть большая вероятность того, что мальчики вырастут эмоционально холодными и не будут заботиться о своей семье.
Влада Тарасенко, детский психолог
http://www.tuchek.net/media/toys.htm
Однако последнее слово в этом вопросе родители вправе оставить за собой.
От пяти до девяти лет
Дети через игры осваивают новые знания, отрабатывают различные навыки.
Оружие
Спорный выбор: некоторые родители наотрез отказываются покупать мальчику пистолеты с автоматами, а также танки, пушки и световые мечи. «Войнушка» не забава — уверены такие папы и мамы. Да и стимулировать агрессию у ребёнка ни к чему.
Кукольный домик
С куклой девочка обращаться уже умеет — пора заниматься дизайном и декором кукольного жилища. Оформляя домик и слушая советы мамы, ребёнок между делом осваивает:
Домик для куклы забавляет и развивает ребёнка, формируя навыки ведения хозяйства
Воздушный змей
Это серьёзная игрушка, которая знакомит ребёнка с авиамоделированием, развивает воображение и кругозор. Однако без помощи папы змей так и останется обычной забавой; нужно разъяснить сыну или дочери, как работает аппарат, а лучше собрать его вместе.
Идеальное место для запуска змея — пустырь или дикий пляж; кстати, поездка на море с игрушкой сделает для ребёнка отдых незабываемым.
Запускать воздушного змея дети обожают; хорошо, когда ребёнок ещё и участвует в сборке игрушки
Железная дорога
Удовольствие не из дешёвых да и в малогабаритную квартиру едва втиснется; зато развивает у ребёнка массу полезных навыков:
Когда поиграть собирается целая детская компания, участники учатся взаимодействовать, искать решения сообща.
Играя в железную дорогу, юные машинисты получают много знаний и учатся находить непростые решения
От девяти до двенадцати лет
В этом возрасте у детей появляются собственные предпочтения — кто рисует, кто поёт, кто моделирует, кто возится с животными. Игрушки всё больше напоминают вещи из мира взрослых.
Машины с дистанционным управлением
Эта развивающая игрушка — мечта многих мальчишек; маленькие копии больших машин и работают «по-взрослому», на бензине или электричестве. Только починка мини-кара в случае серьёзной поломки обойдётся чуть дешевле ремонта папиного автомобиля из гаража.
Часть радиоуправляемых машин продаётся в разобранном виде — их собирают сами. Занятие интересное, подросток с помощью грамотного отца получит массу технических знаний.
Автомобили с дистанционным управлением — точная копия взрослых машин
Научные наборы
Это «крутые» игрушки для самых любознательных; выпускают наборы для химических опытов, конструирования роботов и прочих сложных установок. Производители гарантируют безопасность товара — даже приборов для выработки электричества.
Осваивая научные разработки, подростки больше интересуются физикой, химией, биологией. На радость школьным учителям.
Научные наборы позволяют подростку чувствовать себя настоящим учёным
Электронные игры
Редкий подросток обходится без компьютерных игр — и редкие родители довольны таким хобби отпрыска. Однако видеоигры бывают разными: в одних сплошные погони со стрельбой, другие учат строить дома, рассказывают о животных, растениях или о космосе. Тут важен выбор тинейджера.
Видеоигры со «стрелялками» — не лучший выбор для подростка; они затягивают, но, как правило, не развивают
Но даже в полезные игры не стоит играть сутками напролёт. У школьника должно оставаться время на уроки, общение с товарищами. Никакая игрушка, даже самая полезная, друга не заменит.
Мир игрушек и игр бесконечен; развлекая, он постепенно готовит малыша ко взрослой жизни. Не заваливайте ребёнка дорогими безделушками; не покупайте и некачественные. Следите за тем, чтобы отпрыск не «заигрывался», проводя с любимыми игрушками дни напролёт; общение со сверстниками тоже важно — для гармоничного развития.