какие игры можно взять в лагерь
Игры подвижные
По подвижным играм, так же как и по спортивным, могут проводиться соревнования. Наиболее простые из них — это конкурсы и аттракционы, устраиваемые во время праздников или вне зависимости от этого. Более сложный вид соревнований — это первенства между несколькими командами по одной из подвижных игр, таких, к примеру, как «Перестрелка», «Мяч ловцу», «Круговая лапта», «Пионербол», «Русская лапта», «Пионерская лапта». Соревнования по подвижным играм содействуют воспитанию у детей организованности и коллективизма, честности и воли к победе. Они способствуют воспитанию организаторов — вожаков игр, внедрению игр в повседневный быт.
Не умаляя значения соревнований по отдельным играм, важно отметить, что наиболее ценны в педагогическом отношении соревнования по комплексу подвижных игр, типа «Веселые старты», «Спортландия», «Делай с нами!», «Спортивная семья» и т. п.
В комплекс подбираются подвижные игры с разнообразными двигательными действиями, различными техническими и тактическими действиями, требующими проявления различных умений и морально-волевых качеств. Такие соревнования (где наряду с детьми, нередко участвуют и взрослые: родители, вожатые) требуют от участников всесторонней подготовленности и в свою очередь содействуют их физическому развитию.
Если в соревнованиях участвуют ребята разных возрастов, то задания и игры должны соответствовать их возрастным особенностям и физическому развитию. Учитываются также различные интересы и физические возможности мальчиков и девочек, особенно подросткового возраста.
Можно использовать разные игры (их в комплексе может быть 6-10) для мальчиков и девочек или объединить их в одной команде, которая обычно состоит из 10 человек (что педагогически более ценно), но давать им разные задания. Так, мальчики в эстафете ведут, к примеру, мяч ногой, а девочки ударяя рукой о землю. Если в эстафете участвуют ребята разных возрастов, то младшим даются облегченные задания. В одной и той же эстафете (на этапах) могут быть разные задания, но они должны быть одинаковыми для каждой команды.
Соревнования проводятся по круговой системе, где каждая, к примеру, из четырех команд играет друг с другом, стараясь набрать больше очков. Могут проходить соревнования и по олимпийской системе, где проигравшая команда выбывает. С выбывшими командами можно провести утешительные игры. За победу в каждой игре команда получает установленное положением количество очков. Например, 3 очка за выигрыш, 2 очка за игру вничью и 1 очко за проигрыш. Обычно программа комплексных соревнований занимает 1-1,5 часа. Соревнования по подвижным играм можно проводить круглый год: в спортзале, на площадке, на катке, на снеговой площадке. От времени года и условий зависит и подбор подвижных игр.
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
И еще. Подвижные игры могут стать и средством, подводящим к спортивным играм, которые так любят ребята.
Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до ребят, со знанием дела, иной раз осторожно раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая увлекательная игра может быть отвергнута. Видимо, это и заставляет некоторых вожатых идти по пути наименьшего сопротивления, т. е. «гонять» в футбол. Уж тут, мол, ребятам все ясно. А если слаб пионер или не дорос, то пусть посидит и посмотрит.
Вожатому следует проявить должную настойчивость в приобретении умения проводить подвижные игры для детей разного возраста, а лагерным организаторам—в проведении для вожатых инструктивных занятий.
Итак, прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и другие важные моменты: возраст детей, иметь представление о коллективе, учитывать, чем он занимался до этого, где будет проводиться игра (на прогулке, в лесу, в зале или спортивной площадке).
Веселые игры
2. «Наматывай скорей»
Игры в хороводе понравятся и детям, и взрослым. Некоторые из таких игр способны заменить традиционные танцы.
Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талии, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела.
Чередуйте шумные забавы со спокойными, но смешными играми.
Игроки должны превратить заранее нарисованный ведущим простой кружок в рисунок. Побеждает игрок с самым интересным рисунком.
16. «Ленивый медведь»
17. «Общипанная курочка»
Один ребенок изображает курочку. Ему на одежду цепляют бельевые прищепки, и он начинает бегать. Другие игроки «общипывают» курочку «, сдергивая прищепки. Тот, до кого курочка дотронется, в следующий раз сам становится курочкой.
18. «Дикая прыгающая змея»
20. «Веселый хоровод»
Мы играем, веселимся, в хороводе мы кружимся. А теперь без промедленья повторяем все движенья.
Во время речевки все идут хороводом, затем останавливаются и повторяют жест, который показывает ведущий. Затем снова идут под речевку и смотрят на жест. Повторяют предыдущий и новый и т. д. Все время повторяются предыдущие жесты и добавляется новый (так 5-7 раз). Варианты жестов: два хлопка в ладоши перед грудью, два щелчка пальцами, два удара кулаками в грудь, два взмаха растопыренными пальцами, когда кисти рук приставлены к носу (жест «нос Буратино»), два оттягивания руками собственных ушей, два высовывания языка с поворотом головы (соседу справа и слева), два кручения пальцем у виска, два шлепками обеими ладошками по собственной попе и т. д.
21. «Сиамские близнецы»
Шикарная игра для детей и взрослых. Выбираются два участника. Они должны взяться за руки. А теми руками, которые остались свободны, им надо выполнить какое-нибудь задание. Например, несколько раз сложить лист бумаги или завернуть бумагу в подарок и затем перевязать его ленточкой, завязать бантом легкий шарфик и тд.
22. «Карлики и великаны»
23. «Четверо на диване»
Ход: игрок, слева от которого пустое место, называет имя одного из участников. Тот, у кого в руках бумажка с названным именем, пересаживается на пустое место и меняется бумажками с тем, кто его «вызвал».
LOOP: всё повторяется в отношении только что освобожденного места.
Цель: усадить собственную команду на диван, выселив противников на стулья.
Рекомендуется запоминать кого вызывали, кого называли, кто с кем поменялся.
МУ «Городской оздоровительный центр для детей и молодежи «Орлёнок»
официальный сайт
Для будущих вожатых. Часть 2.8 (Подвижные игры)
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Светофор»
«Кузнечики»
Правила конкурса:
В конкурсе «Кузнечики» участвуют две команды.
Старт и финиш можно обозначить флажками или начертить линию.
«Кузнечик», который начнет прыгать первый со старта получает обруч, а первый из группы прыгающий с финиша — скакалку. Начинают две команды одновременно со старта используя обруч. Им надо прыгать через обруч, как через скакалку. Когда он добрался до финиша, то с финиша стартует игрок, прыгая со скакалкой.
Во время прыжков ноги вместе. А можно договориться прыгать меняя ноги.
Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному участнику другой группы своей команды. Как только группы поменяются своими местами (та, которая начинала со старта, окажется на финише и наоборот), конкурс останавливается.
Пробежки не допускаются.
Варианты конкурса:
× Участники двух команд все начинают со старта, прыгая через обруч. Допрыгивая до флажка финиша, оставляет обруч и берет скакалку, прыгая до старта, чтобы передать предмет другому участнику.
«Волна»
Команды выстраиваются параллельными колоннами. Игроки стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки, ноги на ширине плеч.
По сигналу судьи первые номера берут двумя руками лежащие перед ними мячи и через голову передают их вторым номерам. Вторые номера, наклонившись, передают мяч следующим игрокам между ногами. Третьи вновь передают мячи через голову и т. д. Побеждает команда, которая, не сделав ни одной ошибки и не уронив мяч, быстрее других передала его от первого номера до последнего.
В жаркий день на берегу реки вместо мяча можно использовать котелок с водой. Победит команда, быстрее выполнившая задание, у которой в котелке осталось больше воды.
«Мяч соседу»
Играют на площадке или в зале. Для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.
«Стой»
Игра может проводиться на площадке или в зале. Для ее проведения требуется волейбольный или резиновый мяч. Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом в руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от земли (или пола), кричит «Стой!». Все останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, а взяв в руки, снова кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и игра продолжается. После команды «Стой!» все игроки останавливаются, а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по площадке в любом направлении.
«Передал-садись!»
Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2-3 волейбольных мяча. Играющие делятся на 2-3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в 6-8 метрах становится капитан с мячом в руках.
По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т.д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.
«Охотники и утки»
Играющие делятся на две команды: одна – «охотники», другая – «утки». Чертится большой круг, за которым становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игру можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.
«Защита укрепления»
Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется волейбольный мяч и 3 гимнастические палки, связанные вверху в виде треножника. Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу (земле) чертится круг, в центр которого ставится укрепление (треножник). Для защиты укрепления выбирается водящий, который становится в центре круга. Волейбольный мяч находится у игроков, стоящих по кругу. По сигналу играющие начинают передавать друг другу мяч, чтобы выбрать удобный момент для попадания в треножник. Водящий старается закрыть его, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, который попал в укрепление мячом, меняется местом с водящим. Игра продолжается 5-7 минут. Отмечаются лучшие водящие, защищавшие укрепление дольше всех. Во время игры нельзя заходить за черту круга. Водящий не имеет права держать укрепление руками. Если защитник сам уронил укрепление, то на его место встает игрок, у которого в этот момент окажется мяч.
«Мяч среднему»
Участники делятся на 2-3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т.д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнит броски мяча.
«Эстафета с переноской мячей»
Участники, разделившись на 2-4 команды, становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежит обруч, а в нем 3 волейбольных мяча. В 10-15 метрах перед командой лежит второй обруч.
По сигналу первый участник команды берет все мячи в руки и переносит их в свободный обруч, бегом возвращается назад и передает эстафету за линией старта, касаясь ладонью плеча второго участника. Второй бежит к своему обручу, берет мячи и переносит их в обруч, лежащий перед его командой. Следующий участник относит мячи снова и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока первый участник снова не станет первым. Если во время игры упал мяч, участник должен сам его поднять и продолжать бег с того места, где упал мяч. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Можно проводить эстафету и с одним обручем. Тогда участники с мячами в руках обегают стойку в 10-15 метрах и возвращают мячи в тот же обруч.
«Передай по цепочке»
Две команды выстраиваются друг напротив друга. Участники команд должны взять своих соседей под руки. По сигналу они поднимают камешки и передают соседям, которые передают их дальше по цепочке. Руки играющих должны быть соединены на протяжении всей игры. Если кто-то уронит камешек, то должен его поднять, не разрывая цепи. Первый участник, передав первый камешек, может сразу же поднимать другой. Выигрывает команда, первой передавшая все камешки последнему игроку.
«Взятие крепости»
На деревьях развешены воздушные шары. Задача попасть в них маленьким мячиком.
«Измученные жаждой»
У каждого члена команды в зубах зажат одноразовый стаканчик. Первому участнику в стаканчик наливают воду. Его задача – перелить воду из своего стаканчика следующему участнику в стаканчик, не прибегая к помощи рук. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием и разлила меньше воды.
«Победи троих»
Две одинаковые по размеру и толщине веревки по 2, 5 и 3 метра связываются посредине так, чтобы получилось четыре одинаковых конца. Соревнуются четверо ребят, каждый берет свой конец веревки, натягивает его, получается «крест». Примерно в двух метрах от каждого игрока, на полу (на земле) кладется приз (игрушка, конфета и т.д.) По команде участники, тянут свой конец веревки, пытаясь первым схватить приз.
«Жадина»
Каждой команде дается по одному яблоку. Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест яблоко, причем его должно хватить на всех игроков.
«Что там за спиной?»
Двум соперникам на спины прикалываются четкие картинки и бумажные кружки с цифрами, например: 96, 105 и т.д. Игроки сходятся в круге, становятся на одну ногу, другую поджимают под колено и придерживают рукой. Задача заключается в том, чтобы, прыгая на одной ноге, заглянуть за спину соперника, увидеть цифру и разглядеть, что нарисовано на рисунке. Побеждает тот, кто первым «расшифровал» противника.
Набор игр в помещениии
Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только «живое», а на «неживое» молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.
Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.
Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.
Примеры и дополнительный материал.
Примеры вопросов, которые могут задавать игроки ведущему:
Это есть у меня всегда?
У него темные волосы?
Меня с ним связывает дружба?
Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними.
Участники игры должны сосчитать по порядку от 1 до 30. Каждое число называет любой из участников. Однако, если одно и то же число назовут два (и более) участника одновременно — счет начинается сначала. Разговоры и какое-либо невербальное общение между игроками запрещены.
2-й участник: “Два, три”
3-й участник: “Четыре”
4-й участник: “Шесть, семь, восемь”
2-й и 3-й участник (одновременно): “Девять”.
Из-за того, что два участника одновременно назвали одно и то же число, счет начинается заново.
3-й участник: “Один” и т.д.
Для реальности достижения игровой цели предложите для начала досчитать до 10 (трудновыполнимое задание).
место проведения: комната, зал.
В интеллектуальном варианте игры перед началом происходит знакомство «киллеров» («честные люди» стоят с закрытыми глазами, а «киллеры» открывают глаза, чтобы увидеть друг друга). В такой игре «киллер» может также поднять руку и попросить поддержать его, чтобы обвинить другого «киллера» и отвести от себя подозрение.
Руководитель свистит, подавая игрокам с повязками на глазах сигнал и меняя свое направление. Ориентируясь на звуки, нужно найти взрослого.
Игра для развития зрительной памяти. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Важно количество предметов, которые запомнил ребенок. Покажите ребенку картинки, которые он не назвал. Повторите попытку через 10 минут. Предложите вспомнить все картинки через час.
Участники игры принимают стойку носки и пяти вместе, руки соединены за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку и т. д.), находящийся сзади у ноги. Побеждает тот, кто из трех попыток большее число раз добьется успеха.
Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: «А где наш зайчик? Куда он убежал?». После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: «А вот и зайчик! А где же у него хвост?» На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: «А вот и хвостик! Давай его погладим».
Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами.
В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).
Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того, чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.
После остановки музыки сесть на стул, как можно быстрее. Проигрывает тот, кто сделал это последним или кому не хватило стула.
Водящий выбирает самых ловких ребят, усаживает их в круг и предлагает каждому снять обувь с левой ноги. Обувь выкладывается в кругу по центру. А тем, кто играет, завязывают глаза. Когда подается сигнал, все играющие, устремляются к куче ботинок, стараясь отыскать свой. Победитель тот, кто первым найдет себе пару и обуется.
Сборник «Игры в детском лагере».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Самохвалова М.В. – преподаватель кафедры «Педагогики и психологии»
педагогического колледжа имени Ж Досмухамедова.
Нурашева Г.С.– зав. кафедрой «Педагогики и психологии»
педагогического колледжа имени Ж Досмухамедова.
Маденова Т.У. – преподаватель кафедры «Педагогики и психологии»
педагогического колледжа имени Ж Досмухамедова.
Сборник рассмотрен и одобрен Учебно-методическим объединением по профилю «Образование». Протокол № 5 от 26.12. 2013 года
Данный сборник рекомендован для преподавателей, студентов педагогических колледжей, вожатым и организаторам внеклассной работы в летний период.
Игры на знакомство . 5
Игры на сплочение коллектива . 6
2.2 Игры с залом . 18
2.3 Тренинговые упражнения . 20
Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же придут дети и в летний лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом и сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Если спросить сегодня детей, что для них есть игра, то большинство начинает перечислять различные компьютерные игры, в лучшем случае – спортивные, а вот про обычные игры, в которые можно играть во дворе с друзьями мало кто вспоминает. Дело в том, что дети разучились играть. Причины этого можно искать и находить, но дело не в этом. Тут, скорее всего, необходимо говорить о том, что надо учить детей играть. Играть с самим собой, играть с друзьями. Вот что важно. А если добавить, что через игру можно решать целые комплексы педагогических целей и задач, то становится понятным место и значимость игры в работе педагога-организатора.
Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, создает хорошее настроение, являясь «школой радости» для каждого ребенка.
Игра помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и с взрослыми.
В первую часть сборника » Игры в летнем лагере » вошли игры на знакомство, на сплочение коллектива, подвижные игры.
Во вторую часть сборника » Игры в летнем лагере » вошли разнообразные игры-конкурсы, игры с залом, тренинговые упражнения.
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
Игра «Снежный ком!».
Все дети становятся в круг. Первый называет свое имя, второй — имя первого и свое, третий — первые 2 имени, затем свое. Таким образом, «снежный ком» становится все больше, и дети запоминают имена своих одноклассников.
Участники стоят в кругу. Каждый по очереди делает шаг в центр, называет свое имя и показывает любое движение. Затем все участники одновременно повторяют его имя и движение, которое он только что показал.
Все участники находятся в общем круге. Каждый по очереди должен назвать свое имя и цвет (образ: предмет, животное, растение), на который, по его мнению, он похож, и обосновать свою похожесть (перечислить сходные качества).
Всех делим на пары. В течение нескольких минут в парах рассказывают друг другу о себе. Затем рассказывают всем о своей паре, потом наоборот.
Всем играющим предлагают найти своих тезок и объединиться в группы по именам. Те, у кого редкие имена, объединяются в группу «Ассорти». Каждая группа получает задание творчески представить свое имя.
Игрок, назвав свое имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и так далее, пока не будут названы по имени все.
Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например, первый участник говорит: «Меня зовут Андрей, и я люблю играть на гитаре». Следующий участник: «Я не умею играть на гитаре. Меня зовут Режа, я люблю играть в футбол». И так далее.
Все играющие сидят в кругу на стульях. Ведущий встает в центр круга, оставляя свободным один стул. Задача игрока, сидящего справа от свободного стула, — ударить по нему рукой и назвать имя любого игрока. Игрок, чье имя названо, переходит на свободный стул. Ведущий должен занять новый свободный стул до того времени, пока по нему ударит игрок, сидящий справа, и назовет имя. Если ему это удалось, то игрок, с правой стороны которого находится занятый ведущим стул, становится ведущим.
«Досчитай до тридцати».
Играющие сидят в кругу вместе с ведущим. Ведущий предлагает досчитать до 30 всем отрядом, обязательно уточняя, что редко кто g этим заданием справляется. Условия следующие: игроки по очереди вслух называют по одному числу. При этом игроки, на кого выпадут числа, заканчивающиеся на «3» или делящиеся на «3» без остатка, вместо числа называют свое имя. Игрок, допустивший ошибку прекращает играть, а игра начинается с начала.
Ведущий вывешивает заранее заготовленный плакат, состоящий из поля, разделенного на 9 квадратов. В каждом квадрате вопрос: Кто умеет играть на гитаре? Кто танцует? Кто рисует? Кто занимается спортом? и др. Всего 9 (по числу квадратов) вопросов. Все игроки берут ручки и листки бумаги, чертят аналогичное поле, нумеруют квадраты.
Задача игроков: опросить играющих и найти среди них тех, кто действительно умеет играть на гитаре, рисовать ит. д., записать в соответствующую клеточку на своем листке имя и фамилию этого игрока. Нельзя записывать имя одного и того же человека более чем в одном квадрате. Ведущий после игры подводит итог и узнает об умениях ребят в отряде.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
В организационный период очень важно не только познакомить детей друг с другом, но и включить их во взаимодействие. А что может быть полезнее игры, в которой каждый участник сможет показать себя с лучшей стороны!
Создать макет-мечту, используя предлагаемые педагогами канцелярские товары. Причем каждая группа продолжает работу предыдущей.
Команда формирует тесный круг (ребята встают плечом к плечу). После этого попросите их повернуться на 90 градусов направо. Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Взявшись за руки, участники заходят в воду и выстраиваются в линию. По свистку они должны отпустить руки соседа и выбежать из воды. Побеждает самый быстрый.
Во время качания подвешенной подушки участники должны собрать расставленные на земле предметы. Тот участник, которого заденет подушка, выбывает.
Все встают в круг. Необходимо, держась за руки, пройти от одних футбольных ворот до других.
Ребята должны коллективно нарисовать портрет вожатого, передавая фломастер по кругу.
«Передай по цепочке».
Выстроившиеся в линейку участники передают рядом стоящему предмет разными частями тела (подбородком, локтями, коленями и т. п.).
Одинаковое количество девушек и юношей встают друг напротив друга. Девушки, задумав жест, хлопают в такт музыке и подходят к юношам, показывают этот жест, разворачиваются и уходят на место. Юноши демонстрируют свой жест в ответ. Выигрывает та команда, которая последней до окончания мелодии продемонстрирует свой жест. Варианты жестов: задеть кончик носа игроков противоположной команды, послать воздушный поцелуй, подмигнуть и др.
Условно круг танцующих делится на две половины. Отпускаются 1-3 воздушных шарика, которые игроки перебрасывают друг другу в танце. Выигрывает та половина, на которой к моменту окончания музыки окажется меньше шариков.
Танцор в центре круга снимает со своей головы кепку и одевает ее на голову любого из танцующих детей. Танцор в кепке должен выйти в круг и показать несколько движений, которые за ним повторяют все танцующие в круге ребята. Затем передает кепку другому танцору, и все повторяется.
Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.
Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши. ).
Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное — его не уронить, так как в этом случае игра начинается сначала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
Водящий отворачивается и закрывает уши. Игроки загадывают одного человека, сидящего в круге, и зовут водящего. Водящий спрашивает, с чем ассоциируется загаданный ими игрок, стараясь таким образом определить, кого же загадали. Количество вопросов не ограничено, но у водящего только три попытки назвать загаданного игрока. Пример вопросов: с таким цветком ассоциируется загаданный игрок, с таким временем суток и т. п.
Играющие сидят в круге. Ведущий передадут своему соседу ручку и говорит: «Я передаю ручку правильно». Далее ручку передают по кругу друг другу, а ведущий комментирует, правильно ли передается ручка. Задача играющих — догадаться, как правильно передать ручку. Ведущий может загадывать самые разные варианты. Например: правильно передает тот, кто улыбнулся соседу, смотрит на соседа и т. п.
Играют две команды от 3 до 12 человек. Игроки одной команды выходят из комнаты либо закрывают глаза. Задача второй команды — спрятать ручку так, чтобы ее было видно (т. е. ее бы не скрывал никакой предмет), но чтобы она не бросалась в глаза. Ведущий контролирует соблюдение этого условия. Приглашается команда соперников. Ведущий засекает время. В полной тишине игроки ищут ручку. Заметивший ее должен сесть спокойно на стул, не выдав, где он обнаружил ручку. Последний игрок должен взять ее и сесть на стул, после чего ведущий сообщает время поиска. Команды меняются ролями. Побеждает команда, затратившая минимальное время на поиск ручки.
«Найди то, не зная что, сделай то, не зная что».
Из группы играющих выбирается водящий, он покидает помещение. Игроки загадывают любой предмет, находящийся в комнате, и действие, которое с ним нужно сделать (например: тряпка, протереть подоконник). Приглашается водящий. Он ищет предмет, ориентируясь на силу аплодисментов. Если аплодисменты тихие, он далек от предмета, громкие — близок к нему. Шквал аплодисментов означает, что предмет найден верно. Таким же образом предстоит догадаться, что делать с предметом. Тихие аплодисменты — неверное действие, громкие — приближение к загаданному действию, шквал аплодисментов — действие угадано.
Один участник при ходьбе совершает смешные движения и жестикуляцию. Другой изображает его тень и пытается точно повторить все шаги и действия.
Детство — это время радости и движения. Несомненно, ребята хотят бегать, прыгать и играть. А что может быть лучше, когда их активность правильно организована, да еще и несет воспитательную нагрузку.
«Заяц, заяц, сколько время?».
Игроки выбирают ведущего, который становится «зайцем». Участники располагаются на значительном расстоянии от ведущего и хором произносят:
Заяц, заяц, сколько время?
Я спешу на день рожденья.
После этих слов ведущий-«заяц» просит изобразить игроков какой-нибудь предмет или животное, например муравья, зонтик, верблюда и т. д.
Игроки, изображая названное ведущим животное или предмет, двигаются к нему. Кто первым доберется до «зайца», тот выиграл и сам становится «зайцем».
«Шишки, желуди, орехи».
Все участники разбиваются на группы по три человека. В каждой группе нужно договориться, кто будет «шишкой», кто — «желудем», а кто — «орехом». Игроки каждой группы встают друг за другом в колонну, независимо от распределения ролей. Все группы образуют круг, в центре которого находится ведущий. Ведущий произвольно называет роли участников, например: «Орехи». После чего участники-«орехи» одной группы должны поменяться местами с «орехами» другой группы. Ведущий пытается занять чье-нибудь место. Кто остался без места, становится ведущим, и игра повторяется.
«Гномики и домики».
Все игроки делятся на тройки, в каждой из которых два человека изображают «домик», подняв руки вверх, а третий — гномика, который живет в домике (находится под поднятыми руками своих друзей). Ведущий говорит: «Гномики меняются домиками!»
После этих слов гномики покидают домики, и ведущий старается занять один из освободившихся домиков. Если у него это получилось, то он становится «гномиком», а бездомный «гномик» — ведущим. Игра продолжается.
В своих тройках, до того как прозвучат слова ведущего, можно назначить нового гномика. Тогда все участники смогут побегать, и ни один из «гномиков» сильно не устанет.
«Мины и торпеды».
Все участники игры — это «торпеды». У каждой «торпеды» есть свой «отсек хранения» — место, обозначенное на площадке, например, мелом. Между этими «отсеками» находится ведущий, по сигналу которого (например, по свистку или хлопку) торпеды начинают передвигаться по всей площадке, стараясь переместиться в «отсек» напротив. Ведущий свободно перемещается по площадке и старается запятнать «торпеды», пока они не скрылись в безопасном «отсеке».
«Торпеды», запятнанные ведущим, становятся «минами», застывают на месте, вытянув руки (на том месте, где их запятнали). Они помогают ведущему пятнать оставшиеся «торпеды», которые пробегают мимо. Игра заканчивается, когда остается одна «торпеда», которая становится ведущим.
Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу
Встретил он принцессу — 3 р
Давай с тобой попрыгаем — 3
Ножками подрыгаем — 3
Ручками похлопаем — 3
Ножками потопаем — 3
Давай с тобой покружимся — 3
И мы с тобой подружимся — 3
Как живешь? Вот так
Ждешь ответ? Вот так
Машешь вслед? Вот так
Как бежишь? Вот так
Утром спишь? Вот так
Вдаль глядишь? Вот так
Как шалишь? Вот так
На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями «река», а по краям — «берег».Все стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ», все выпрыгивают на «берег».
Играют все. Водящий преследует остальных играющих, и, если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать держась рукой той части тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть. Так он должен догнать и осалить кого-либо. Если играющих много, выбирают двух или даже трех водящих.
Для этой игры должны собраться не менее 6 участников – тогда они смогут разбиться на две команды.
На земле складывается пирамидка из семи плоских камней. Выбираются команда водящих и команда убегающих. Команды расходятся в противоположные стороны и останавливаются в 3–4 метрах от пирамидки.
У игрока из команды убегающих в руках мяч, которым необходимо сбить пирамидку. Если пирамидка удачно сбита, то все участники команды разбегаются в разные стороны кто куда, но в пределах заранее оговоренного пространства! Водящие стараются побыстрее овладеть мячом. Задача водящих – выбить этим мячом одного за другим всех убегающих. Если в убегающего игрока попали мячом, то он идет к разбитой пирамидке и ждет, как развернутся события в игре. Любой (не выбитый) игрок из команды убегающих может выбрать удачный момент, чтобы сделать попытку быстро собрать пирамидку. Если это удается сделать, то все игроки команды снова становятся убегающими – и игра повторяется сначала. Команда догоняющих проигрывает партию. Количество партий оговаривается. За каждую выигранную партию команда получает 1 очко.
Перед каждым участником конкурса ставится ведерки. Всем ребятам выдаются одинаковые по формату газеты-толстушки. По сигналу ведущего игроки отрывают по одной страничке, комкают бумагу в плотный шарик и бросают в ведерко. Побеждает тот, кто первым забросит в ведерко 3 бумажных шарика.
На ногу игроку привязывают воздушный шар. Все участники игры заходят в начерченный круг. Задание: наступить ногой на шар соперника, но сберечь свой. Из круга выходить нельзя.
«Передай по цепочке».
Две команды выстраиваются друг напротив друга. Участники команд должны взять своих соседей под руки. По сигналу они поднимают камешки и передают соседям, которые передают их дальше по цепочке. Руки играющих должны быть соединены на протяжении всей игры. Если кто-то уронит камешек, то должен его поднять, не разрывая цепи. Первый участник, передав первый камешек, может сразу же поднимать другой. Выигрывает команда, первой передавшая все камешки последнему игроку.
Свяжите концы длинной веревки. Все дети берутся за эту веревку двумя руками и образуют круг, внутри которого на полу, или на земле рисуется еще один круг, раза в три поменьше. Это “мертвая зона”. По сигналу каждый начинает тянуть веревку на себя, стараясь заставить других играющих вступить в малый круг. Тот, кто туда наступит, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий.
Когда дети стоят в кругу, попросите одного из них сказать “ха”, второй должен сказать “ха”, второй должен сказать “ха-ха”, третий “ха-ха-ха” и т.д. по кругу. Это необходимо произносить без улыбки и смеха. Тот, кто засмеялся, выбывает из игры.
Летит, летит по небу шар,
Но знаем мы: до неба шар
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: ‘Потолок’. Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя ‘самого высокого в мире носа’.
Ведущий договаривается с ребятами, что, если он скажет «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх; если же он скажет «карлики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Сначала руководитель проводит репетицию, при этом он может не делать движений. Потом, проводя игру, ведущий может время от времени показывать движения невпопад. Можно движения изменить: на слове «карлики» — сводят руки, соединяя ладони, на слове «великаны» — широко разводят руки в стороны.
Играющим предлагается написать на листке два столбика, из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных. Затем для каждой из четырех пар слов — по одному слову из каждого столбика — нужно придумать некоторые связывающие их ассоциации. Чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными. Например, если придуманы слова «кошка» и «лампочка», то ассоциации могут быть такими: — кошка греется под лампочкой; — у кошки усы, как спираль у лампочки; — кошка круглая и теплая, как лампочка; — глаза у кошки горят, как лампочки; — форма головы у кошки напоминает лампочку. Дается пять минут на выполнение задания. Затем нужно просуммировать все ассоциации по каждой из четырех пар. Обсуждаются самые интересные ассоциации, выбирается самый выдающийся мастер ассоциации.
«Сказка с продолжением».
Ведущая начинает сказку (на ваш выбор), участники последовательно должны добавлять по одному предложению. Кто не продолжит сказку на счет «три», выполняет какое-нибудь задание в качестве штрафа.
«Узнай предметы и нарисуй их».
Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5—6). Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант задания — с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с ребенком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.
Ведущий обращается то к одному, то к другому из присутствующих с вопросами. Играющий, которому задан вопрос, должен ответить что-нибудь, не имеющее отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Вам нравится вечер отдыха?», а ему отвечают: «Я был в кино» и т.д. Тот, кто ответит на этот вопрос «да» или «нет», или «не нравится», отдает ведущему фант. Игра проводится в быстром темпе. Если ведущий не услышал ответа на счет «раз, два, три», он берет с проигравшего фант. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Ведущий старается запутать игроков. Например, он спрашивает у одного человека: «Вам нравится наша вечеринка?» Тот отвечает: «Погода плохая». Ведущий: «Плохая погода? Раз, два…» Играющий: «Да». Вот тут с него и берется фант.
Дети делятся на две команды. Из одной команды выбирается игрок. Дети другой команды делятся на две или три группы. Каждая из этих групп, посовещавшись, задумывает слово. По знаку ведущего все одновременно громко начинают скандировать загаданное слово. Так же по знаку прекращают. Выбранный ранее игрок другой команды должен назвать те слова, которые ему удалось разобрать. Если задание выполнено, команда получает поощрительный знак.
• зашивает порвавшиеся брюки.
Ведущий усаживает ребят в круг и предлагает каждому снять обувь с левой ноги. Обувь складывается в центре, а всем игрокам завязывают глаза. По сигналу ведущего они устремляются к этой куче, стараясь найти свою обувь. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее. Недостатка смеха в этой игре не будет!
Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак. Начали!
В конкурсе могут состязаться двое ребят, а могут и две команды. Чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове – шапка. Задача и проста, и сложна – снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.
Предлагается из спичек сложить колодезь. Побеждает тот, у кого oн самый и простоит дольше.
На классной доске или листке бумаги каждой ребёнок должен нарисовать «рожицу». Затем, закрыв глаза, стереть в той последовательности, в которой предлагает ведущий, например: сначала левый глаз, затем нос, волосы и т.д.
«Салочки с шариками».
На площадку выходят две команды по 3-5 человек. У ре6ят к поясам привязана по два шарика: например, у одной команды – красные, у другой – зеленые. По команде ведущего дети бегут за «противником», стараясь прихлопнуть руками надувные шары. Тот, у кого шарик лопнул, тот выходит из игры. Побеждает та команда, у которой шары сохранились, пользоваться острыми предметами строго запрещено!
Играющие делятся на две команды. Первая команда загадывает какое-то слово или фразу (по договоренности). Потом выбирают кого-то из команды соперников и говорят ему загаданное слово на ухо. Этот человек должен изобразить без помощи слов это слово, а его команда старается отгадать. На отгадку дается время. Потом команды меняются ролями. Можно вести счет игре. Иногда придумывают систему знаков для облегчения отгадывания.
Всем участникам предлагается сочинить сказку, но только не сначала, а с конца. Каждый игрок может говорить по одной фразе, которую все записывают. За тем эти фразы зачитываются, но уже сначала, т.е. от последней фразы к первой.
На определенные слова зал выполняет движения.
Подъем в горку – отклониться назад и глухо произнести: «у-у-у». Поворот налево – наклониться влево и крикнуть: «а-а-а». Поворот направо – наклон вправо, звук: «о-о-о». Въехали в воду – слова: «буль-буль». Разгоняемся – визг и свист.
Зал делится на три группы. Одни кричат: «Ачи», вторые: «рачи», третьи: «ящики». Сперва репетируют с каждой половиной зала. А затем на кого покажет ведущий. После все вместе кричат свои слова 2 – 3 раза. А ведущий говорит: «Вот так чихают слоны!». Если третья группа кричит «ящики», то это значит, что слон чихает с французским акцентом.
«Дельфинарий».
Ведущий: «Игра на внимание. Представьте, что моя левая рука — это море (делает волнообразное движение), а правая — рыбка (правой ладошкой изображает рыбку, которая плывет, извиваясь). Когда рыбка выпрыгивает из моря (т. е. поднимается правая рука над левой рукой), вы хлопаете. Итак, начинаем».
Ведущий первоначально делает медленные движения. Затем вводит обманные движения, после ускоряет темп, устраивая овации.
«Дождь».
Ведущий: «Сейчас мы разучим наши фирменные аплодисменты. Повторяйте за мной. Пошел мелкий дождь — хлопаем одним пальцем по ладошке. Дождь стал усиливаться — хлопаем двумя пальцами по ладони. Стал еще сильнее — хлопаем тремя пальцами по ладони. Пошел сильный дождь — четыре пальца хлопают по ладони. Начался ливень — всей ладонью». Проиграв раз, ведущий может предложить разучить концовку игры. Когда он махнет рукой, весь зал должен сказать: «Yes», и дождь прекращается, устанавливается тишина.
«Гол — мимо».
Зал делится на две половины. Ведущий поочередно вверх поднимает то левую, то правую руку. Дети поочередно (в соответствии с поднятыми руками) кричат:
Если ведущий поднимает вверх обе руки, дети кричат: «Штанга»
«Паровозик».
Зал делится на две половины. По взмаху руки ведущего одна половина хлопает в ладоши обычно. Вторая часть детей хлопает в ладоши, сложив их лодочкой. Ведущий поочередно взмахивает то левой, то правой рукой — реагируя на взмах руки, зал поочередно хлопает, изображая стук колес поезда, постепенно убыстряя темп. Если ведущий поднимает вверх над головой обе руки — дети кричат: «Ту-ту. »
Первая группа – ящики.
Вторая группа – хрящики.
Третья группа – потащили.
И затем по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно – но каждая группа свое слово.
Вот так чихает слон.
Зал делится на пять частей, и каждой группе раздает свои слова:
1 группа – Блин-н-н-н-н
2 группа – Полблина
3 группа – Четверть блина
4 группа – Нет блинов, одна сметана
5 группа – Блинчики-блинчики
Каждое слово произносится в определённой тональности и в определённом размере, причем увеличивается тон от первого слова к последнему (Блинчики-блинчики – 1/16). Если одновременно произносить эти слова всем залом и правильно выдерживать тон и частоту, то в зале создается ощущение колокольного звона.
Ведущий говорит строчку, а дети отвечают: ТУ – ТУ – ЧИ – ЧИ
У меня есть паровозик
Он меня по рельсам возит
У него труба и печка
И волшебное колечко
Мы отправимся с вокзала
У него четыре зала
Мы поедем до Парижа
А быть может и поближе
Тут пошёл весенний дождик
И застрял наш паровозик
Мы стоим в огромной луже
Тут уж нам не до Парижу
«Картина двух художников».
Цель : Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.
Проведение : парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д.
«Хорошо или плохо».
Цель : Посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Развитие умения слушать другого.
Выбирается какое-либо качество (доброта). По кругу один человек говорит: «Хорошо быть добрым, потому, что. », а следующий за ним говорит: «Плохо быть добрым, потому что. ». Делятся на команды. Нужно записать как можно больше «+» и «–» одного и того же качества.
«Вижу разницу».
Цель : Развитие концентрации внимания.
Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа.
«Разные ответы».
Цель : Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.
Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных и агрессивных. Приводятся примеры. Группе предлагаются разные ситуации ( мама не пускает гулять, поставили низкую оценку и т.д.), выбираются добровольцы и разыгрывается сценка. После показа группа обсуждает какие ответы получились у участников. Обращается внимание не только на вербальное выражение эмоций, но и на невербальное.
«Островки» (5-10 минут).
Цель : всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).
Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
«Применение предметов».
Цель : развитие творческого интеллекта.
Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т.д.
Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
Как можно применять ваш предмет?
О чем заставило задуматься это упражнение?
«Леопольд» (25 мин.)
Цель : развить умение находить подход к людям.
Материалы : карточки с кличками котов.
Ход упражнения
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.
Вопросы для обсуждения:
Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?
Доверяете ли вы людям в жизни?
Доверяют ли вам люди?
Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?
«Я сильный – Я слабый».
Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.
Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.
Вопросы:
Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?
Почему, как вы думаете?
Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?
Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?
Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)
Цель : обеспечить психологическую разгрузку участников.
Ход упражнения
Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Вопросы для обсуждения:
Легко ли вам было выполнять это упражнение?
Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
Ваши впечатления по проведенному упражнению?
«Три человека у телефона» (5 мин.)
Цель : тренировка учения понимать невербальное общение.
Ход игры : Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому «на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.
Например : один – расстроен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.
3 основных участника замирают в позе, которая по их мнению наиболее точно передает состояние их героя. Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.
Вопросы для обсуждения:
Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?
Удалось ли угадать примерное содержание разговора?
Какие трудности возникали в ходе игры?
«Подбери такое же по цвету».
Назвать цвета предполагаемых объектов и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление описательных загадок, которые подходят под разные объекты. Например: белый, как снег, как простыня, как молоко, как халат доктора.
Трава зеленая, как. (изумруд)
Лепестки ромашки белые, как.
Ель темно-зеленая, как.
Листочки березы нежно-салатовые, как.
Ствол дерева темно-коричневый, как.
Василек ярко-синий, как.
«Испорченный телефон».
Цель : научиться понимать друг друга на вербальном уровне.
В обсуждении можно спросить:
были ли участники тактичны друг к другу?
кому было сложно понять своего товарища?
«Крокодил».
Цель : избавиться от ощущения показаться другим людям смешным, нелепым.
Многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Эта игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.
было ли трудно показывать?
как себя чувствовали?
какие чувства возникают по окончанию игры?
Учимся расслабляться
«Волшебное слово».
1. Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам.
По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.
2. Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д.
По окончанию ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.
Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.
Афанасьев, С. П. Коморин, С. В. Тимонин, А. И. «Что делать с детьми в загородном лагере». / М.: Новая школа, 1994.
Арсенина, Е.Н. «Возьми с собою в лагерь». : (игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия) / Волгоград: Учитель-Пресс, 2007.
Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008.
Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., 2006.
Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009.
Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006.