какие игры в древней греции проводились специально для женщин
Как женщине в Древней Греции удалось стать Олимпийской чемпионкой
«МК» продолжает эксклюзивную рубрику историка-античника Николая Савваниди «В Древней Греции было все»
Общеэллинские спортивные соревнования проходили один раз в четыре года на Пелопоннесе (южная часть Греции) рядом с храмом Зевса Олимпийского, отчего и стали называться Олимпийскими Играми. В глубокой древности игры были частью сложного религиозного ритуала, к которому допускались только мужчины. Первое упоминание об играх мы находим у Гомера: Ахилл после смерти своего друга Патрокла устроил пышную тризну, сопровождавшуюся играми среди участников Троянского похода.
Илл.: Ю.В. Андреев. «Цена свободы и гармонии». Санкт-Петербург, «Алетейя», 1998/aletheia.spb.ru/sno.pro1.ru.
Победа на Олимпиаде ценилась не ниже, а, может быть, и выше воинских подвигов. Обладатели заветных лавровых венков приравнивались к богам; им наравне с богами ставили памятники, их до конца дней содержали за счет общины, им воздавали поистине неземные почести. Считалось, что они отмечены богами. Нужно сказать, что для эллинов важно было занять только первое место, то есть быть лучшим. Второго и третьего места, как сегодня, у них не было.
И, несмотря на табу, нам все-таки известна одна Олимпийская чемпионка: надпись и воздвигнутый в честь нее монумент в Олимпии наблюдал еще во II в. н.э. известный греческий историк Павсаний.
Как же ей это удалось?
Уделом большинства гречанок был дом, заботы о семье и т.д. Лишь в Спарте женщины пользовались большей свободой. Известен случай, когда афинянин упрекнул спартанца в недостатке демократии в их государстве, на что последний ответил: «Наведи сначала демократию в своей семье». О более свободном положении спартанок по сравнению с женщинами других греческих государств говорит также тот факт, что в Спарте существовала целая прослойка граждан, которых называли «парфениями». Считается, что это были дети, рожденные спартанками в девичестве (то есть до брака), что не осуждалось обществом.
Женщина, которой удалось победить в соревнованиях среди мужчин, была спартанкой знатного царского рода. Ее звали Киниска и она была сестрой спартанского царя Агесилая, при котором Спарта (в конце V – начале IV веков до н.э.) достигла пика своего могущества и влияния в Средиземноморье.
Киниска занималась разведением лошадей. Это увлечение поддерживал ее знаменитый брат, хоть и относился к нему не очень серьезно. Тем не менее, выставленная Киниской на Олимпийских играх четверка лошадей пришла к финишу первой. А поскольку победителем считался владелец упряжки – Киниске полагался лавровый венок и все связанные с победой почести.
Едва различимая надпись, которую Павсаний спустя более чем пять веков после этого события смог записать в свой «путеводитель» по Элладе, сохранив ее для нас, имеет следующее содержание:
Мои отцы и братья были спартанскими царями,
Я одержала победу с командой быстроногих коней
И воздвигла этот памятник я, Киниска.
Я говорю, что я единственная женщина в Греция,
Завоевавшая этот венок.
Некоторые историки, правда, упрекают Киниску в том, что она не упомянула в своей хвалебной надписи даже имени возницы, который, собственно говоря, и добыл победу для владелицы олимпийской упряжки. Но Киниска, видимо, сочла, что «не царское это дело».
Специально для «МК»
кандидат ист.наук, археолог, экс-ИИМК РАН
Проект по физической культуре «Становление женских игр в Древней Греции «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Становление женских игр в Древней Греции»
Руководитель : Чупрова Татьяна Юрьевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №40» II квалификационной категории
Зарождение Олимпийских игр:
1.1 Легенда о Геракле
1.2 Легенда о Пелопсе
1.3 Легенда об Ифите
1.4 Праздник урожая
Женщины в античных играх
Женские игры в Древней Греции
Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами. Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь. Слава Олимпии в древнем мире была очень велика. Ее прославляли поэты, о ней говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды.
Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Из истории к нам дошло множество документов, строений и скульптур того периода. Если внимательно присмотреться, то заметим, что все скульптуры того периода показывают тела мужчин и не просто любые тела, а красивые. В том периоде истории был культ красивых форм для строений и культ красивых тел «В здоровом теле здоровый дух», так можно описать одну из идей и причин появления таких красивых скульптур. И занятия спортом начались уже в этом древнем периоде жизни человечества. Победителей на соревнованиях почитали как героев на войне. Первоначально в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины к Играм не допускались.
Тема моей работы «Становление женских игр в Древней Греции»
Объект: древние женские игры.
Цель: найти подтверждение того, что в древней Греции женщины уделяли большое внимание физическим упражнениям, которые впоследствии вошли в современные Олимпийские игры.
Актуальность: изучение физических упражнений, которые способствовали развитию современных Олимпийских игр и системы физического воспитания.
Гипотеза: если я узнаю историю развития древних Олимпийских игр, то смогу доказать, что женские игры в Древней Греции – это стремление женщин к физическому совершенствованию.
Изучение исторических и спортивных источников.
Изучение литературы, интертнетресурсов.
Консультации с руководителем.
Зарождение Олимпийских игр
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями. Это были спортивные состязания, проводившиеся в городе Олимпии каждые четыре года в честь бога Зевса и длившиеся пять дней. В это время прекращались войны, чтобы люди могли присутствовать на играх. Победителей соревнований награждали венком из оливковых листьев.
Согласно другой легенде, основателем Игр назывался Пелопс. Выиграв в гонках на колесницах, в память о своей победе он решает устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.
1.3 Легенда об Ифите
Легенда гласит, что эллинский царь Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам «Год радости». Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой. Ифит предложил спартанскому народному законодателю Ликургу совместно последовать этому совету. После долгих споров они заключили соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске. Согласно договору их проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие на три месяца. Несмотря на воинственность греков, эта договоренность свято соблюдалось. В случае нарушения священного перемирия, жители Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или человека права участия в предстоящих Олимпийских играх.
1.4 Праздник урожая
Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к VIII в. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса.
Женщины в античных играх.
Женские игры в Древней Греции.
У женщин появились свои Игры — посвящены они были богине Гере. Проходили игры за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, каждые четыре года независимо от Олимпийских.
Эти игры состояли из состязания девушек в беге; девушки не все одинакового возраста, поэтому первыми бежали самые молодые, за ними те, которые несколько старше их возрастом, и, наконец, бежали самые старшие из девушек. Бежали они так: волосы у них распущены, хитон немного не доходит до колен, правое плечо открыто до груди. Победительницам дают венки от маслины и часть коровы, приносимой в жертву. Им разрешено ставить свои статуи с надписанными на них своими именами.
Итак, женский спорт начался не позже 6 века до н.э. Примерно за 2400 лет до появления соревнований женщин в современной Европе. В античном спорте, где артефакты почти всегда единичны, встречаются виды спорта, которые были несистемными и не были включены в программу Олимпиад, но они существовали в древнем обществе.
Таким образом, в доказательство гипотезы, мне удалось выяснить, что в древних государствах уделяли большое внимание физическим упражнениям. Именно тогда были придуманы правила соревнований, созданы новые виды спорта, и к спорту причастились женщины.
Также найдены подтверждения того, что женщины в Древней Греции занимались физическими упражнениями и принимали участие в соревнованиях.
Также могу предположить, что в женские игры Древней Греции вносились поправки и новые виды состязаний, впоследствии которых образовались женские виды спорта. В наше время они занимают свое место в программе современных олимпийских играх. Но… это тема моего следующего исследования.
Спорт в Древней Греции: занятие для гражданина
Античные статуи сохранили облик атлетов древности. В свое время их чтили за спортивные победы, а лучших считали потомками богов.
Город Олимпия: место главных состязаний
В греческом мире было два вида состязаний — «венковые» и «денежные». Первые считались более почетными. Наградой на венковых играх были венки и слава. Вторые сулили меньшую славу, к которой прилагались ценные призы. К венковым относились общегреческие спортивные игры — Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские.
Первыми общегреческими спортивными играми были игры в Олимпии. У них есть официальная дата открытия — 776 год до н. э. Единственным состязанием в первые десятилетия был бег на стадий (192 м). На играх 724 года до н. э. к ним добавили бег на двойной стадий. В последующих играх были добавлены борьба, кулачный бой, панкратион (борьба без правил), гонки на колесницах. В конце VI века до н. э. появился гоплитодром — бег в шлеме, со щитом и, возможно, с поножами.
Одновременно с борьбой в программу включили пентатлон (пятиборье). Оно включало бег на стадий и борьбу, которые были и самостоятельными дисциплинами. В трех других дисциплинах соревновались только в ходе пентатлона — это метание диска, прыжки в длину и метание копья.
Пифийские игры, а также другие состязания
Олимпийские игры были самыми старыми и почетными спортивными состязаниями, но не единственными. С 586 года до н. э. в Дельфах раз в четыре года проводились регулярные Пифийские игры, включавшие олимпийскую спортивную программу. Кроме спортивных состязаний в Дельфах были конкурсы для музыкантов и певцов.
Организатором Истмийских игр был Коринф, который контролировал святилище Посейдона. Игры регулярно проводились с 580 года до н. э. В отличие от состязаний в Олимпии и Дельфах Истмийские игры проводились раз в 2 года. Их программа известна плохо, но, как и в Дельфах, большую роль в ней играли мусические состязания (им покровительствовали музы).
Немейские игры были посвящены Зевсу и включали только спортивные состязания. Они проводились раз в 2 года после летнего солнцестояния. В регулярный цикл общегреческих игр они вошли в 573 году до н. э. Организаторами игр были граждане маленького города Клеоны, который стал частью полиса Аргос. Так Немейские игры стали проводиться под патронажем Аргоса.
Денежные игры были менее почетными. Например, ради них не заключалось священное перемирие. Известны десятки таких игр. В полисе Эпидавр на севере Пелопоннеса проводились игры в честь Асклепия. Их организовывало святилище этого бога. Игры в честь Асклепия шли через 9 дней после Истмийских игр. Они включали бег на стадий, панкратион и пентатлон.
Главный праздник Афин Панафинейский фестиваль сопровождался спортивными состязаниями. Раз в четыре года проходили Великие Панафинеи, ежегодно — Малые Панафинеи. В Великих Панафинеях могли участвовать греки из других полисов. Победители получали денежные призы. Например, победитель в беге получал золотой венок и 500 серебряных драхм, а обладатели следующих четырех мест — по несколько сотен драхм.
Ежегодные Малые Панафинеи включали скачки верхом, гонки на колесницах, метание копья верхом, пирриху (боевой танец), бег с факелами (лампадедром). Во время лампадедрома бегуны образовывали несколько команд, члены которых передавали факел, как эстафету. Награды на Малых Панафинеях включали сосуды с оливковым маслом, быков и деньги.
После победы над кельтами в 278 году до н. э. этолийцы установили собственные игры Сотерии, включавшие музыкальные и спортивные состязания. Они отправили послов по всей Греции, приглашая на Сотерии и убеждая признать их равными Пифийским и Немейским играм. Через сто лет после Сотерий в Пергаме учредили новые межполисные игры — Никифорийские в честь царя Пергама Эвмена II.
В 10 году до н. э. царь Иудеи Ирод достроил свою столицу Кесарию. Царь отметил основание города спортивными и мусическими состязаниями, посвященными императору Августу. Новые игры также проводились раз в четыре года. Еще одни игры были учреждены Августом в Неаполе.
Палестра в Древней Греции: здание и люди
Атлеты тренировались в специальных зданиях, называвшихся палестрами и гимнасиями. Эти два типа иногда смешивали даже античные авторы. Но можно признать главное отличие — палестра была местом для физических и умственных упражнений, гимнасий — только для физических.
У палестры был внутренний двор под открытым небом, окруженный колоннами. Двор был заполнен ямами, где тренировались борцы, панкратисты и кулачные бойцы.
Под колоннами располагались отдельные помещения, где проходили занятия по философии, риторике и другим дисциплинам. В этом особенность палестры — это место, где тренируют и тело, и ум. При палестрах в Дельфах и Пергаме действовали библиотеки.
Описание идеальной палестры известно из архитектурного трактата Витрувия. Его описание сравнивают с устройством реальных палестр и находят общее. В северной части палестры Витрувий рекомендовал помещать эфебейон — помещение, где проводились занятия с юношами, готовящимися к вступлению в гражданский коллектив. Такие помещения со скамьями есть в палестрах Олимпии и Делоса. Отдельными комнатами в здании палестры были раздевалка, комната с боксерской грушей, комната для хранения оливкового масла, баня, горячие и холодные ванны. В VI-V веках до н. э. атлеты мылись в специальных фонтанах, на смену которым в IV веке до н. э. пришли ванны.
Устройство гимнасия было несколько иным. Он был окружен колоннами с трех сторон. Под открытым небом была дорожка для бега. Под колоннами была еще одна — для бега в плохую погоду. В Приене гимнасий примыкал к палестре и включал места для зрителей.
В палестрах и гимнасиях могло храниться снаряжение для более сложных состязаний — щиты и доспехи для пиррихи и гоплитодрома, факелы для лампадедрома. Кроме того, в палестре на Делосе нашли факелы с именами победителей. Палестра использовалось и как место хранения спортивных трофеев.
В зданиях палестр находили статуи богов, связанных с атлетикой — Геракла и Аполлона. Также там стояли гермы, изображения бога Гермеса, покровителя скорости, которого почитали бегуны и пятиборцы. Иногда на гермах изображали выдающихся атлетов и их учителей.
Надежная информация о персонале гимнасия относится только к Эллинистической эпохе. Главным в палестре и гимнасии был гимнасиарх, отвечавший за здание, программу обучения и людей. Его избирали ежегодно. Гимнасиархом должен был быть мужчина старше 40.
Помощниками гимнасиарха были педономы. Они принимали решения, какие ученики удовлетворительно освоили программу и могут переходить к следующему этапу обучения. Количество учителей и преподаваемых предметов в разных полисах отличалось.
На Теосе в III веке до н. э. в палестре работали три учителя грамматики, два учителя атлетики, учитель игры на кифаре. Также в палестру нанимали военного инструктора, учителя стрельбы из лука и метания копья. Эти дополнительные наставники проводили занятия с эфебами.
Кроме эфебов в палестрах тренировались атлеты, готовящиеся к одним из четырех Панэллинских игр. Перед играми в Олимпии атлеты месяц тренировались в палестре этого города под наблюдением организаторов игр.
Милон Кротонский: атлеты и их жизнь
Одним из самых знаменитых античных атлетов был Милон Кротонский. Шесть раз он побеждал на Олимпийских играх, семь раз — Пифийских, девять раз — Немейских.
Атлеты почитались как герои. Их статуям и могилам приписывали сверхъестественные свойства. Например, статуе жившего в V веке до н. э. атлета Полидамаса приписывали способность исцелять лихорадку.
Евтим из итальянских Локр после смерти был удостоен почестей героя. Сограждане назвали его сыном речного бога Кайкиноса. Победитель Евтима в кулачном бою Феаген почитался в родном Фасосе как герой. Его официальный отец Тимосфен служил в храме Геракла. Жители Фасоса рассказывали легенду, как дух Геракла принял облик Тимосфена и зачал с его женой Феагена. Его статуе спустя века приносили жертвы.
В Классическую эпоху атлетика не была профессиональным занятием. Но даже тогда наиболее успешные спортсмены могли зарабатывать ею на жизнь, участвуя в играх, где был денежный выигрыш. Атлетикой занимались многие аристократы греческого мира. Например, хорошим борцом был Фукидид, сын Мелесия, политический противник Перикла. Двум своим сыновьям, по свидетельству Платона, он дал наставников из числа лучших борцов своего времени.
После завоеваний Александра греческая культура атлетизма появилась и на востоке. В течение похода Александр 14 раз проводил спортивные и музыкальные состязания. Неясно, были ли участники воинами армии Александра или просто сопровождавшими армию атлетами.
В эпоху Александра появились первые профессиональные объединения атлетов. Они продолжали существовать в римское время. Союзы атлетов получали помещения от римских и местных властей. Например, Антонин Пий пожаловал одному из союзов помещение рядом с Банями Траяна.
В Эллинистическую эпоху спортсмены удостаивались пышных титулов. Например, несколько атлетов, побеждавших в борьбе и панкратионе, получили титул «Наследник Геракла». Другой спортсмен, Леонид Родосский, выигравший в Олимпии бег на стадий, два стадия и гоплитодром, удостоился титула «Триаст».
В Эллинистическую эпоху впервые появился титул периодоника. Задним числом его стали приписывать атлетам Классической эпохи. Периодониками называли атлетов, хотя бы раз одержавших победу на каждом из старейших состязаний — Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских играх. Введение титула было, предположительно, попыткой повысить престиж старых соревнований перед лицом новых.
Атлеты, участвовавшие в играх в Италии, получали от государства помещение и содержание накануне игр. Некоторые игры получили от императоров статус иселастических — их победители получали из казны денежный приз, когда возвращались в родной город.
Наиболее удачливые атлеты после завершения карьеры могли стать главой союза атлетов или получить какую-нибудь должность, вроде руководителя Императорских бань, как это произошло с атлетом Асклепиадом в III веке н. э. Но это был успех избранных людей. Большинство вышедших на пенсию спортсменов жили небогато.
Врач Гален писал, что тела атлетов приходят в негодность вскоре после того, как те перестают участвовать в соревнованиях, и многие из них не доживают до старости. Он писал, что у атлетов много денег пока они соревнуются, но потом они быстро беднеют.
Поскольку атлетика становилась профессиональным занятием, ее не миновала такая беда, как взяточничество и постановочные бои. Элланодики, распорядители игр в Олимпии, боролись с этим злом. До наших дней дошло несколько примеров раскрытых мошенничеств. Скорее всего, были и другие, которые остались неизвестны.
На Олимпиаде 388 года до н. э. фессалийский кулачный боец Евпол подкупил трех своих соперников, среди которых был один олимпийский чемпион. Когда история вскрылась, элланодики оштрафовали всех, замешанных в истории. На полученные деньги они заказали 6 бронзовых статуй Зевса, стихи у оснований которых рассказывали о неспортивном поведении некоторых атлетов, а также напоминали, что бороться нужно честно.
Следующий пример раскрытой аферы относится к 332 году до н. э., когда афинский пятиборец Каллипп подкупил своих соперников. Он не смог выплатить штраф, который в результате этого был возложен на его родные Афины. Один из величайших ораторов Афин Гиперид попытался убедить организаторов игр отменить штраф, но не преуспел. В итоге афиняне заплатили штраф Каллиппа, и Олимпию украсили еще шесть статуй Зевса.
В 68 году до н. э. борец Эвдел не заплатил своему сопернику Филострату Родосскому, чтобы тот поддался ему в схватке. Обоих борцов оштрафовали. Эвдел выплатил штраф сам, за Филострата заплатил его полис. Всего ко времени создания труда Павсания «Описание Эллады» во II веке н. э. в Олимпии было 16 статуй Зевса.
Конечно, подкуп борцов был не только на Олимпийских играх. Известен случай с играми в Эпидавре, где проштрафившиеся борцы должны были выплатить по 1000 статеров. Автор Новой Аттической комедии Махон выводит в эпизоде негодного борца, который всегда «ложился» под противника, если ему платили.
В Риме атлетика приживалась плохо. Хотя римляне приняли участие в Истмийских играх в 228 году до н. э., спортивные упражнения по греческому образцу были им в новинку. Император Домициан учредил Капитолийские игры, которые включали спортивные состязания. Но после его гибели эти соревнования перестали проводиться, а построенный стадион был затоплен водой для постановочных морских битв.
Рабство в Древней Греции: атлеты-рабы
Правила Олимпийских игр запрещали участвовать в них рабам. Известны законы в Афинах и других полисах, по которым рабы не имели права посещать палестры.
Но в некоторых частях греческого мира рабы получали возможность приобщиться к атлетике. Сохранились свидетельства из нескольких городов. В лаконском городе Гитий в Эллинистическую эпоху рабы имели право тренироваться в палестре и получали оливковое масло для упражнений.
В греческой колонии Дорилее во Фригии упоминается «гимнасиарх свободных и рабов». В эпоху империи известны случаи разрешения рабам посещать гимнасии в Аргосе, малоазийских полисах Панамаре и Лагине.
Хотя рабы получали возможность посещать палестры и гимнасии, а также участвовать в состязаниях, это не было массовым явлением. Примеров известных атлетов-рабов нет, хотя вольноотпущенники могли сделать карьеру спортсмена. Периодоник и трехкратный победитель Олимпийских игр Патробий предположительно был вольноотпущенником императора Нерона.
Во II веке н. э. в греческом полисе, расположенном в Писидии, проходили состязания, участниками которых были рабы. Победитель-раб должен был разделить часть своего выигрыша с соперниками.
Есть и более ранние примеры. «Любовная речь», сочиненная в Афинах в IV веке до н. э., упоминает, что рабы имели право участвовать в соревнованиях (кроме гонок на колесницах).
Олимпийские игры: состязания женщин
О женщинах-атлетках известно меньше. Но очевидно, что женщины занимались спортом. В Спарте, согласно установлениям Ликурга, женщины должны были заниматься атлетикой не меньше, чем мужчины, чтобы рожать крепких детей. Знаменит танец спартанских девушек, бибасис, требовавший физической подготовки.
Поэт III века до н. э. Феокрит описывал спортивные упражнения спартанок — они бегали по тому же ипподрому, что и мужчины, и также смазывали себя оливковым маслом.
Существовало несколько спортивных игр для женщин — игры в честь Геры в Аргосе, игры в Додоне и самые знаменитые и масштабные — в честь Геры в Олимпии.
Гереи в Олимпии проходили раз в четыре года. Накануне 16 женщин ткали новый пеплос для статуи Геры. Эти же женщины были распорядителями игр.
Сами спортивные игры включали состязания в беге. В них по очереди участвовали три возрастные группы девушек. Девушки бежали с распущенными волосами, в хитоне чуть выше колен и открытым до груди правым плечом.
Для Герей выделяли Олимпийский стадион, но дистанция была на одну шестую меньше, чем во время Олимпийских игр. Победительницы получали венок из маслины и кусок принесенной в жертву коровы. Также победительницы имели право поставить в Олимпию свою статую.
Автор II века н. э. Павсаний относил учреждение Герей к мифическим временам — их, якобы, учредила Гипподамия, жена легендарного героя Пелопса. Они существовали, как минимум, в первой половине V века до н. э. Сохранилась копия статуи этого времени, изображающая участницу Герей именно в таком виде, какой их описывал Павсаний.
Есть упоминание, что афинянки участвовали в спортивных состязаниях на священном острове Делосе. В женском святилище Артемиды недалеко от Афин обнаружили здание палестры. Проходившие там посвящение девочки и девушки занимались атлетикой и борьбой.
Сохранились афинские керамические изделия, изображающие девушек, состязающихся в беге. Очевидно, в афинском святилище Артемиды проводился некий женский спортивный фестиваль.