какие иконы нужны детям
Как выбрать икону для ребенка?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:
Если вы хотите подарить икону ребенку, стоит очень хорошо продумать, как это сделать. Икону не дарят походя, это не «приятный сюрприз» и не «милый подарок». Это Дар, причем именно так, с большой буквы.
Задайте себе несколько вопросов. Верующая ли семья? Одобряют ли родители такой подарок сыну или дочке? Какие иконы уже есть в домашнем иконостасе? Знает ли ребенок что-то о христианстве и о том, зачем нужны иконы?
Если вы дарите икону малышу, разговора с родителями будет достаточно. Икона Спасителя или Божией Матери, а может, святого, имя которого носит ребенок, или святого, которого особенно почитают в семье, — все это отличные идеи.
Если ребенок чуть старше, после беседы с родителями приготовьтесь лично рассказать ему, что за подарок вы принесли. Маленькие дети реагируют на подарки искренне и бесхитростно и, если не поймут, что это такое и зачем, могут забыть о подаренном буквально в следующую минуту. Икона не игрушка, которую можно забросить в угол, поэтому вместе с родителями расскажите просто и с примерами из жизни, зачем человеку икона. Кто «нарисован на этой досочке», как и о чем «с ним разговаривать», как ухаживать за иконой и почему нужно относиться к ней с благоговением.
Если икона предназначается в дар подростку, стоит узнать, готов ли он получить его. Если да, спросите, какой образ ребенок хотел бы иметь у себя дома. Возможно, стоит выбрать икону вместе! В такой ситуации вдумчивый, взрослый подход ценнее вздоха восхищения от сюрприза.
Часто православные христиане, у которых есть маленькие дети, задаются вопросом – какие иконы должны быть в детской комнате и нужны ли они там вообще? Ведь малыши до определенного возраста и не могут, и не умеют молиться.
Православная церковь имеет на это однозначный ответ: Да, иконы в детской комнате должны быть. Во-первых, потому что сами взрослые, заходя в комнату к ребенку, всегда могут обратиться к святому образу с молитвой о своем чаде, во-вторых и сам малыш, видя изо дня в день рядом с собой это изображение будет думать об этом святом, возможно, задавать о нем вопросы и тем самым больше проникаться верой в Бога. А немного повзрослев, он начнет и сам молиться изображенному на иконе святому.
Важно также понимать, что икона в детской комнате – это вовсе не оберег, который сам по себе будет защищать или хранить вашего ребенка. Защитить, уберечь или наставить его на путь истинный может только Господь Бог, а святые, Ангелы, Богородица – это посредники, ходатайствующие за нас и наших близких перед Богом. Их образы нужны нам, чтобы легче было настраиваться на молитву, а также непрестанно напоминать нам о высших силах, помогающих и ходатайствующих за нас.
Икона Ангела-хранителя для детской комнаты
Ангел-хранитель есть у каждого православного христианина, он сопровождает его на протяжении всей земной жизни. Часто Его образ дарят детям на Крещение, чтобы ребенок или его родители могли в дальнейшем всегда обращаться к образу святого Божьего заступника и молиться ему о покровительстве малыша. Если этот образ разместить над кроватью ребенка, то каждый раз укладывая дите спать или поднимая его утром из кровати, вам будет удобно обращаться перед ним к Ангелу-хранителю малыша.
Мерная или именная икона для детской комнаты
Именная и мерная иконы – это почти одно и тоже – и на той, и на другой изображается святой покровитель человека, чьим именем он был назван при Крещении. Обратите внимание, что это имя иногда отличается от обычного, мирского, а потому, если вы собрались подарить ребенку эту икону обязательно уточните его. Узнать святого покровителя по имени и дате рождения вы можете здесь.
Разница между этими образами по сути только лишь в том, что на мерной иконе святой покровитель изображается в полный рост, а длина иконы равна росту ребенка при рождении. Именно поэтому мерная икона всегда изготавливается индивидуально – заказать икону по вашим меркам вы можете в нашей мастерской «Создавая Наследие».
Образ святого покровителя малыша, размещенный в детской комнате, всегда будет напоминать о небесном покровителе и Вам, и ребенку. Также Вы сможете обращаться к нему с молитвами.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» для детской комнаты
В детской комнате всегда будет очень уместна икона Богородицы, ведь она настоящее воплощение материнства и заботы о детях. Размещенный в детской Ее образ «Умягчение злых сердец» поможет настроиться на молитву к Божией Матери. А молятся Ей перед этим образом об улучшении взаимоотношений между детьми и родителями, о смягчении детской агрессивности, враждебности, обидчивости, злости и т.д. Перед ним к Богородице также обращаются с молитвами о правильном воспитании ребенка и укреплении его в христианской вере.
Где лучше разместить икону в детской комнате
Иконы для размещения в детской комнате в наличии и на заказ
Наши иконописцы принадлежат к Владимирской школе православной иконописи, которая во все времена, начиная с Древней Руси и по сей день, считалась самой крупной, старой и чтимой в нашей стране. Кисти наших художников принадлежат тысячи икон, которые ныне бережно хранятся в храмах и домах по всему миру.
Вы можете приобрести в нашей мастерской икону, которая станет бесценным подарком для любых православных родителей и их детей.
Какие иконы помогают в учебе?
Издавна православные люди возносили молитвы к Святым покровителям, помогающим детям в учебе, а учителям в их нелегком труде. Существует множество икон-покровителей учеников и учителей. Помимо Всевышнего, в учении школьникам и студентам помогают Его угодники – православные святые. Кроме того, существует несколько икон Пресвятой Богородицы, за которыми закрепилась слава чудотворных: по молитвам перед этими образами матери испрашивали разумения и успехов в учёбе для своих детей.
Мы расскажем Вам об основных иконах Богородицы и Святых, покровительствующих ученикам.
Икона Божией Матери «Прибавление ума» («Подательница ума») помогает ученикам и студентам. На нее молятся перд экзаменом.
Икона Божьей Матери «Прибавление ума» («Подательница ума») также помогает детям, страдающим слабостью ума или испытывающим трудности в учении. Родители просят пред иконой «Прибавление Ума» о нравственном наставлении своих детей и обогащении их юных неокрепших умов христианской мудростью.
Преодолеть страх и волнение, обрести душевное спокойствие поможет молитва Сергию Радонежскому перед экзаменом. Слова с просьбами об удаче на экзамене, помощи и поддержке родного чада могут адресовать святому родители студента или учащегося, которому предстоит сдача экзамена.
Святой Преподобный Сергий Радонежский приступил к изучению наук в 7 лет. Однако с первых же дней в школе он понял, что не обладает талантом к учению: ребёнок даже не мог прочесть Святое Писание. Родители его ругали, а друзья и старшие браться подшучивали над несчастным школяром. Он каждый день молился Господу Богу о том, чтобы тот помог ему овладеть грамотой и чтением. И чудо однажды свершилось: Сергий встретил благородного старца, под ликом которого скрывался Ангел Господень. Мальчик излил незнакомцу душу, и тот пообещал ему, что мечты обязательно исполнятся – Сергий не только освоит Святое Писание, но и превзойдёт в учении всех своих знакомых. В тот же день мальчик впервые смог прочесть строки из Евангелие правильно, причём он сделал это настолько красиво и проникновенно, что больше никому и в голову не приходило шутить над ним. Впоследствии и другие науки давались ему легко, однако он предпочёл вечное служение Господу. За горячую веру и праведную жизнь Бог наградил святого даром чудотворений. За помощью к Сергию обращаются в самых разных случаях, и особенно охотно он откликается на молитвы об успехе в учёбе. Существуют многочисленные свидетельства священнослужителей о том, как во время обучения в семинарии или на пути иночества святой помогал им духовной поддержкой. Получают светлую помощь Сергия Радонежского и обычные студенты.
Студенты перед экзаменом молят о помощи Святую Татиану Римскую. Святая Татьяна Римская почитается в России как небесная покровительница студентов. День памяти Святой совпадает с днем учреждения Московского Государственного университета и Днём студента в нашей стране. При первом здании МГУ – факультете журналистики на улице Моховой – устроен небольшой храм в честь мученицы Татианы. Помолиться ей накануне экзаменов часто приходят как студенты журфака, так и ученики других учреждений.
Николай Угодник – великий чудотворец, которого чтят не только христиане, но и буддисты, и мусульмане. Святой охотно откликается на каждую добрую просьбу, в том числе и на молитвы о помощи в учёбе. О небесном покровительстве Николая успешной сдаче экзаменов или освоении наук существует множество свидетельств.
Блаженная Матрона Московская прославилась ещё в свои земные годы – она никогда не отказывала людям в помощи и сотворила множество чудес. Значительная их часть была связана с помощью в вопросах образования. Зинаида Жданова – ближайшая подруга святой – всегда восхищалась удивительной прозорливостью матушки. Однажды святая даже помогла ей защитить диплом. Девушка училась в архитектурной академии и очень боялась защиты – руководитель открыто сообщил ей, что экзамен она не сдаст. В надежде на чудо студентка пришла в Матроне. И хотя у святой не было никакого образования, она прикрыла глаза и внезапно начала перечислять имена известных архитекторов, названия улиц и даже номера домов в итальянском городе Флоренция. Создавалось впечатление, что Матрона видит всё это наяву – она подсказала Зинаиде, как надо усовершенствовать проект. Всю ночь девушка переделывала чертежи, а утром, на защите, получила отличную оценку! Откликается Матрона Московская и на молитвы о помощи в учёбе и в наши дни.
Православные также часто обращаются к Ксении Петербургской за помощью в делах образования и учебы.
«Ключ разумения». Эта икона Божьей Матери помогает детям в учении, а также тем детям, у которых замечается слабое развитие умственных способностей. Посему-то она и именуется «Ключом разумения».
Иоанн Кронштадтский начал учиться в школе в 6 лет, но знания ему давались с огромным трудом. Это очень сильно печалило ребёнка – ведь на его обучение родители отдали все имеющиеся средства. Сам святой об этом периоде своей жизни вспоминал так: «Я не мог никак усвоить тождество между нашей речью и письмом, между звуком и буквою». Иоанн часто вставал ночью, чтобы помолиться Богу и в своём духовном диалоге просил Его о капли разумения, которая помогла бы понять науки и освоить грамоту. Чаяния маленького Иоанна были услышаны – потихоньку дела в школе пошли на лад, и в итоге выпускался святой уже лучшим учеником, а впоследствии блестяще окончил Архангельскую семинарию и был за счёт государства зачислен в Духовную Академию Санкт-Петербурга. Иоанн Кронштадтский всегда советовал искать утешение в искренней молитве и вере в Бога. А теперь он сам откликается на призывы страждущих и особенно – на молитвы об успешной учёбе.
Икона Иоанна Рыльского помогает детям, страдающим слабостью ума или испытывающим трудности в учении, оберегает слабых детей и наставляет их на путь истинный.
Икона равноапостольных Кирилла и Мефодия помогает в просвещении ума и ограждении души от искушений иноверием и лжеучениями. Если в семье или среди близких и друзей есть учащиеся или студенты, или другие, кто сейчас находится на обучении, молитва перед их иконой помогает в приобретении знаний и иных навыков. Они покровительствуют всем, кто прибегает к их молитвенной помощи в делах просветительских по отношению и к себе, и к другим.
Предки наши имели обычай отдавать своих детей в научение со дня Святого Наума и 1 декабря обращались к пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. В старое время на день пророка Наума отцы семейств начинали учить своих детей грамоте. Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велимудрое учение: аз-земля-ер-аз. Учителя после трудов угощали чем Бог послал и дарили подарками. Обычай этот объясняется тем, что месяц декабрь есть самое сподручное и свободное в сельскохозяйственном быту для занятий сельских детей книжным делом, а первый день этого месяца наша церковь посвящает памяти Святого Наума. Естественно также, что при мысли о занятии наукою — делом умственным — кто-либо из наших простодушных начетников мог подумать, что самое имя пророка — Наум имет отношение к образованию ума. Русские крестьяне говорили о Науме: “Батюшка Наум наводит на ум” — и верили, что хорошо начинать учить детей не только со дня Святого Наума, но и во всякое время года с молитвою к нему.
Святые – покровители детей
Православные христиане часто стремятся вознести особую молитву за своих детей. Искренняя молитва всегда доходит до Бога, через кого она бы ни была к Нему обращена. И всё же, есть святые, которым мы молимся о детях чаще других.
Пресвятая Богородица и родители святых
Конечно же, наипервейшей предстательницей перед Богом за наших чад является Пресвятая Богородица, Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Она всегда близко к сердцу принимает переживания матерей и отцов за своих детей и молится о них Спасителю.
Некоторые иконы Богородицы, например, «Млекопитательница» или «Поможение родам» особо посвящены чадорождению и единению ребенка с матерью.
Также особую благодать в молитве перед Господом о наших детях имеют и другие святые родители, в своё время сумевшие воспитать своих детей в любви и почтении к Вседержителю: праведные Иоаким и Анна, праведные Захария и Елисавета, преподобные Кирилл и Мария Радонежские, праотцы Авраам и Сара, царственные страстотерпцы Николай и Александра.
Среди огромного количества других святых выделяются ещё несколько подвижников, житие которых было связано с заботой о детях и к которым мы также можем обращаться с молитвой за них. Попытаемся вспомнить их вместе.
Преподобный Стилиан Пафлагонский, Чадозаступник
Будущий преподобный родился в городе Адрианополе в Пафлагонии (Малая Азия) в V веке. С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни и всегда хранил в чистоте свою душу и избегал пагубных соблазнов.
Достигнув совершеннолетия, святой Стилиан раздал всё свое имущество нищим, сказав такие слова: «Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни».
После этого святой Стилиан принял монашество в одном из малоазийских монастырей. Благодаря суровой аскезе стяжал святой Стилиан добродетели нестяжательности, чистоты и послушания.
Желая быть ещё ближе к Богу, он ушёл в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Несколько лет он проводил дни и ночи в молитве и славословии Бога. В сердце Стилиана глубоко вошли слова Спасителя: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф. 18, 1–4 ).
Господь, зная о горячем желании Стилиана стяжать детскую веру и чистоту, даровал ему благодать покровительства детям.
Матери сутками шли по пустыне из близлежащих городов и деревень, принося ему своих больных детей для исцеления.
Святой Стилиан брал ребёнка на руки у его матери, слёзно просил у Бога исцеления и непременно получал его.
По молитвам святого бесплодные семьи обретали своё материнское и отеческое счастье. После кончины святого Стилиана бесплодные женщины, молившиеся у его образа, также нередко получали исцеление.
Святой Стилиан преставился ко Господу в глубокой старости и был почитаем во всем христианском мире. В Малой Азии, Греции и на Кипре в его честь освящаются храмы. На иконах преподобного пишут держащим на руках одного или нескольких младенцев.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец
Святитель Николай родился в III веке в ликийском городе Патары, епископом которого был его дядя, в христианской семье и был воспитан родителями в вере и благочестии.
Семья святителя была весьма состоятельной, и после смерти родителей он получил большое наследство. Однако к этому времени он решил посвятить свою жизнь Богу и стал архиепископом Мир Ликийских, поэтому доставшееся ему богатство постепенно раздал нуждающимся.
В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклетианом, святитель Николай попал в тюрьму, где пережил множество лишений, но избежал казни. После воцарения императора Константина Великого святой был освобождён.
Затем святитель участвовал в Первом Вселенском соборе, который осудил ересь лжеучителя Ария о том, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу и «ниже Его», так как был сотворён Богом Отцом. По преданию, на Соборе святитель ударил Ария за хулу на Бога, но по чудесному заступничеству Богородицы был прощён отцами Собора, собиравшимися лишить его за это епископского достоинства.
Святитель совершил в течение жизни множество чудес и благодеяний, многие из которых коснулись детей.
Так, однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери, и узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданого.
Тогда святитель Николай под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом. Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь. Таким же образом святой ещё дважды облагодетельствовал семью, чтобы дочери обрели семейное счастье, а их доведённый до отчаяния отец избежал греха.
В древности в день памяти святителя родители дарили подарки своим детям, а при храмах им раздавали сладости. Поэтому святой послужил прототипом такого рождественского персонажа, как Санта Клаус, который в Рождественскую ночь привозит подарки детям на оленьей упряжке.
Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости, примерно в середине IV века. В 1087 году его мощи были перевезены из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где почивают и сегодня в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.
Священномученик Фаддей Тверской (Успенский)
Будущий святитель (Иван Успенский), прославленный в сонме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье многодетного священника.
В 1892 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, после чего поступил в Московскую духовную академию, во время обучения в которой решил стать иноком и был рукоположен во иеромонаха.
По окончании духовной академии иеромонах Фаддей занимался научными трудами, преподавал в нескольких семинариях и много внимания уделял внутреннему личностному развитию своих воспитанников, пока в 1908 году не был рукоположен во епископа.
Архиепископ Фаддей (Усенский) много лет занимался педагогической деятельностью. В своих педагогических трудах он разъяснял смысл и способы духовно-нравственного воспитания и образования.
В его работах по образованию публикуется его главный итоговый труд по педагогике и воспитанию.
Ко всему прочему, он написал и такой замечательный труд, как «Записки по дидактике», где, опираясь на святоотеческую традицию, говорит о необходимости развития в ребёнке не только и не столько ума, но даже более того – нравственности и воли, потому что ум без них может быть обращён во зло.
Святитель отмечает, что образование без воспитания невозможно, и воспитание личности, продолжающееся всю жизнь, должно в школе не прекращаться, а только усиливаться.
В 1917 году святитель был впервые арестован большевиками и с этого времени периодически оказывался в различных тюрьмах и ссылках. В 1923 году владыка возглавил Астраханскую кафедру, где много трудов положил для преодоления обновленческого раскола.
В марте 1928 года архиепископ Фаддей был, после очередного ареста, назначен на Тверскую кафедру, где и провел последние годы своей исповеднической жизни, закончившейся мученической смертью.
В декабре 1937 года владыка Фаддей был казнен большевиками. Ходили слухи, что его утопили в яме с нечистотами. После смерти владыки верующие тайно вскрыли могилу и перезахоронили мощи святого, которые вновь были обнаружены только в 1993 году. Сегодня они находятся в тверском Вознесенском соборе.
Священноисповедник Николай Лебедев
Священноисповедник Николай родился в 1869 году в селе Бережаи Тверской губернии в семье небогатого пономаря Василия Лебедева.
За казённый счёт он окончил курс Тверской духовной семинарии с отличием и поступил псаломщиком в храм в селе, где служил когда-то его отец. Здесь он пробыл полгода и в 1894 году был рукоположен в сан священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Власьево, расположенном в нескольких верстах от Твери.
Сразу же после начала служения в Казанском храме отец Николай стал воспитывать своих прихожан в духе православной веры и старался искоренить их пороки.
Он стал организатором и основателем в Твери Власьевского Казанского Общества трезвости, устроителем работных домов, наподобие тех, которые основал святой праведный Иоанн Кронштадский, редактором и издателем журнала «К Свету» (1909–1917).
Деятельный священник был особенно внимателен к судьбе детей и организовал детский приют, чтобы помочь малышам из бедных семей. Приют открыли осенью 1907 года в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
Около 40 детей занимались при нём изучением школьной программы и рукоделием: мальчики плели корзины, а девочки шили рубашки и платья для детей приюта. Приучались дети и к сельскохозяйственным работам.
В подведомственных ему населённых пунктах отец Николай добился закрытия всех кабаков и с помощью местных жителей открыл в них две школы и несколько чайных с читальнями, литературными чтениями и «туманными картинами».
Арестам священноисповедник начал подвергаться буквально с первых лет советской власти: в 1918 и 1921 годах, но на непродолжительное время. В 1929 году он был арестован вновь и приговорён к трём годам лагерей (Соловецкий лагерь особого назначения), а затем ссылке в Коми.
После окончания срока в тюрьме батюшку не освободили, и он умер в ссылке в селе Корчемья Усть-Куломского района Коми «от болей в желудке». Погребли его здесь же в неизвестной могиле.
Священноисповедник Николай Васильевич Лебедев (не путать со священномучеником Николаем Андреевичем Лебедевым) причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Преподобномученица Елисавета Феодоровна (Романова)
Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, великая княгиня добровольно и искренне перешла в православие. В том же году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Великая княгиня старалась разделять обязанности супруга-градоправителя и посещала храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, где старалась благотворить и оказать помощь, а в годы русско-японской войны помогала фронту и раненым русским воинам.
5 февраля 1905 года её супруг был убит бомбой террориста, и Елисавета Феодоровна, оплакав супруга, решила создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.
Она купила участок земли с четырьмя домами и обширным садом, где устроила два храма и обитель милосердия с больницей, аптекой, детским приютом и школой, названную в честь святых сестер Марфы и Марии.
Вне стен обители был также устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
Лекарства при обители для неимущих отпускались бесплатно. Девочек из приюта обучали школьным предметам, домоводству и разным видам рукоделия, показывали, как оказывать простую медицинскую помощь и воспитывали в духе христианского благочестия.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. Сестры милосердия, по примеру инокинь, дали обет вести целомудренную жизнь в труде и молитве. Елисавета Феодоровна стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители.
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты, в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного.
Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление.
Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность».
С начала Первой мировой войны великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
После прихода к власти большевиков великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали. В Светлый вторник 1918 года. Её и сестёр Варвару Яковлеву и Екатерину Янышеву привезли в уральский город Алапаевск, куда также доставили и нескольких других представителей рода Романовых с их спутниками.
В ночь 5 июля 1918 года на заброшенном руднике близ деревни Синячихи всех алапаевских узников сбросили в шахту, где они и приняли мученическую кончину.
В 1920 году мощи мучеников, отбитые ранее Белой армией, были доставлены в Иерусалим. В настоящее время они почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович)
Потомок другого святителя Иоанна (Максимовича) – Иоанна Тобольского, будущий святитель Русской Православной Церкви Заграницей родился 17 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии и был наречён Михаилом.
С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы и церковные книги. Очень любил читать жития святых.
Праведная жизнь ребенка произвела столь глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, что она приняла православие.
В годину гонений Михаил оказался в Белграде, где поступил на богословский факультет университета.
В 1926 году Михаил был пострижен в монахи с именем Иоанн и рукоположен во священники митрополитом Антонием (Храповицким).
Иеромонах Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался и так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, Ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.
В 1934 году иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего отбыл в Шанхай. Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.
В Шанхае святой обнаружил на улицах города огромное количество бездомных сирот. Для таких детей святитель Иоанн создал сиротский приют, куда нередко сам собирал больных и голодающих детей и брошенных в мусорные баки младенцев с улиц шанхайских трущоб.
Приют просуществовал с 1935 по 1951 год, когда святитель перебрался со всей своей паствой (и с оставшимися приютскими детьми) в Америку. За все время существования приюта его воспитанниками были более 3 500 сирот из русских и китайцев.
Во время японской оккупации Китая в приюте часто не было продуктов. Тогда святитель молился, и вскоре приезжали неизвестные люди и привозили необходимое.
Благодарные сироты сшили для владыки конусообразную митру и, как могли, украсили её бисером. Святитель более всего любил совершать богослужение именно в этом незамысловатом изделии детских рук.
В 1951 году владыка, как и многие русские эмигранты, был вынужден уехать из Китая в США, спасаясь от большевиков. Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице владыки крепкого ходатая пред Господом.
Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку.
В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви и много трудов положил для распространения православия в США.
Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «русского архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь.
Его звали к одру тяжелобольного – будь он католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда он молился, Бог был милостив.
Дети, несмотря на обычную строгость владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить.
Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.
Блаженный владыка поминал на богослужениях Московского патриарха наряду с первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.
Владыка отошёл ко Господу 2 июля 1966 года в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения Сиэтла в возрасте 71 года. Вскоре в усыпальнице владыки также стали происходить чудеса исцелений.
В заключение хочется отметить, что не существует «святых-профессионалов» в какой-либо области, и молиться за детей вы можете как ангелу-хранителю вашего малыша, святому в честь которого он наречён в крещении, или Пресвятой Богородице, так и любому другому святому, ангелу, Архангелу или Самому Господу.
Если ваша молитва горяча и искренна – она будет услышана Богом.
Однако молясь святым покровителям детей, вы будете вспоминать их житие и, помимо молитвенной помощи, сможете через это получить для себя и нравственное наставление, которое поможет вам со вниманием, любовью и заботой отнестись к своим чадам.