какие имена существительные имеют форму только ед ч
Существительные только единственного числа (45 примеров)
В русском языке можно выделить ряд существительных единственного числа, не имеющих формы множественного числа.
Такие слова употребляются только в форме единственного числа. Приведем примеры.
Собирательные существительные в форме единственного числа
Собирательные существительные называют множество лиц, предметов как совокупность, как единое целое:
Вещественные существительные
Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:
Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.
Сравните:
В таких сочетаниях, как «бесконечные пески», «белые снега», формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
Алексей Плещеев «Осень»
Форма единственного числа абстрактных существительных
Не могут обозначать множество предметов большинство абстрактных существительных:
Хотя в поэтической речи можно встретить такие строки:
Некоторые из отвлеченных существительных, приобретая в контексте конкретное значение, могут употребляться в форме множественного числа, например:
Названия сторон света и месяцев также не могут называть множество предметов:
Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «темя», «пламя» не имеют указанной грамматической формы.
Некоторые имена собственные, географические названия, употребляются как обозначения единичного предмета:
Нарицательные имена существительные, например слово «луна», в определенном контексте могут использоваться в форме множественного числа:
В электронный телескоп хорошо просматриваются луны Юпитера.
Читаем у В.В. Маяковского:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Следовательно, при определении группы, к которой относятся рассмотренные существительные, важно учитывать контекст, в котором эти слова употребляются.
Дополнительный материалПродолжает эту тему статья «Существительные только множественного числа».
Существительные только единственного числа. Примеры
В русском языке можно выделить ряд существительных единственного числа, не имеющих формы множественного числа.
Такие слова употребляются только в форме единственного числа. Приведем примеры.
Категория числа является непостоянным грамматическим признаком у существительных, называющих исчисляемые предметы. Имеем в виду, что у существительных только единственного числа эта категорию назовем их постоянным морфологическим признаком.
Собирательные существительные в форме единственного числа
Собирательные существительные называют множество лиц, однотипных предметов как совокупность, как единое целое:
Вещественные существительные
Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:
Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.
Сравните:
В таких сочетаниях, как «бесконечные пески», «белые снега», формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
Алексей Плещеев «Осень»
Форма единственного числа абстрактных существительных
Не могут обозначать множество предметов большинство абстрактных существительных:
Хотя в поэтической речи можно встретить такие строки:
Некоторые из отвлеченных существительных, приобретая в контексте конкретное значение, могут употребляться в форме множественного числа, например:
Названия сторон света и месяцев употребляются только в форме единственного числа:
Разговорное выражение «поехал на юга́» содержит морфологическую ошибку.
Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «темя», «пламя» не имеют указанной грамматической формы.
Некоторые имена собственные, географические названия употребляются как обозначения единичного предмета:
Нарицательные имена существительные, например слово «луна», в определенном контексте могут использоваться в форме множественного числа:
В электронный телескоп хорошо просматриваются луны Юпитера.
Читаем у В.В. Маяковского:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Следовательно, при определении группы, к которой относятся рассмотренные существительные, важно учитывать контекст.
Существительные только единственного числа. Примеры
В русском языке можно выделить ряд существительных единственного числа, не имеющих формы множественного числа.
Такие слова употребляются только в форме единственного числа. Приведем примеры.
Категория числа является непостоянным грамматическим признаком у существительных, называющих исчисляемые предметы. Имеем в виду, что у существительных только единственного числа эта категорию назовем их постоянным морфологическим признаком.
Собирательные существительные в форме единственного числа
Собирательные существительные называют множество лиц, однотипных предметов как совокупность, как единое целое:
Вещественные существительные
Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:
Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.
Сравните:
В таких сочетаниях, как «бесконечные пески», «белые снега», формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
Алексей Плещеев «Осень»
Форма единственного числа абстрактных существительных
Не могут обозначать множество предметов большинство абстрактных существительных:
Хотя в поэтической речи можно встретить такие строки:
Утоли мои печали, утоли…
Некоторые из отвлеченных существительных, приобретая в контексте конкретное значение, могут употребляться в форме множественного числа, например:
Названия сторон света и месяцев употребляются только в форме единственного числа:
Разговорное выражение «поехал на юга́» содержит морфологическую ошибку.
Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «темя», «пламя» не имеют указанной грамматической формы.
Некоторые имена собственные, географические названия употребляются как обозначения единичного предмета:
Нарицательные имена существительные, например слово «луна», в определенном контексте могут использоваться в форме множественного числа:
В электронный телескоп хорошо просматриваются луны Юпитера.
Читаем у В.В. Маяковского:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Следовательно, при определении группы, к которой относятся рассмотренные существительные, важно учитывать контекст.
Дополнительный материалПродолжает эту тему статья «Существительные только множественного числа».
«Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образовательное бюджетное Учреждение Лицей №6 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
которые имеют форму только
(5 класс по программе «Школа 2100»)
русского языка и литературы
Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
1) М/п (метапредметная): извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),
перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему),
владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).
2) 6ЛР (знание о языке как речевой деятельности): опознавать имена существительные, имеющие формы только единственного числа,
определять их тематическую принадлежность,
различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного).
3) 3ЛР (овладение умениями различных видов устной и письменной речи): находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, только единственного числа, а также обе формы числа, правильно употреблять их в речи.
1) Учебник «Русский язык. 5 кл.»: учеб. для образоват.учреждений: в 2-х кн. Кн. 2/ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2012.
2) Презентация к уроку prezent _ rus _5 kl _ ur 96 (сайт «Образовательная система «Школа 2100»)
3) Компьютер, проектор.
I. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашней работы. Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового.
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Соблюдать нормы построения речи (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
— Сегодняшний урок начнем с проверки домашнего задания:
1) прослушивание вопросных планов, составленных учениками по заданию к упражнению 399;
2) устные рассказы на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».
Примерный вопросный план
1. Что обозначает имя существительное в единственном числе и во множественном числе?
2. С помощью чего передается изменение имя существительного по числам?
3. Что собой представляет форма двойственного числа имени существительного?
4. Какие группы имен существительных имеют форму только множественного числа?
Примерный рассказ на лингвистическую тему «Что я знаю о числе имён существительных».
В русском языке одним из непостоянных морфологических признаков имени существительного является категория числа. Имя существительное имеет форму единственного числа, когда предмет единичен, например: стол, окно. Имя существительное имеет форму множественного числа, когда предметов два и более, например: столы, окна.
Изменение имя существительного по числам передается с помощью окончаний: месяц – месяцы, вечер – вечера.
В древнерусском языке существовала особая форма двойственного числа, которая употреблялась для обозначения двух предметов, например: стол – единственное число, стола – двойственное число, что обозначало «два стола»; столы – множественное число. Когда формы двойственного числа стали исчезать из языка, дольше всего они сохранялись у слов, называющих парные предметы: глаза, бока, рога, рукава. Эти формы сохранились до нашего времени, но уже как формы именительного падежа множественного числа.
Еще есть имена существительные, имеющие форму только множественного числа. К ним относятся существительные, обозначающие составные («парные») предметы – очки, брюки; вещества – чернила, сливки; явления природы – сумерки, заморозки; события – именины; отрезки времени – каникулы, сутки; игры – жмурки, шахматы; географические названия – Альпы, Карпаты.
III . Мотивация целеполагания и определение цели урока.
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
1) Проблемная ситуация. Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися.
Работа с презентацией ( prezent _ rus _5 kl _ ur 96).
— В своих лингвистических рассказах вы говорили о такой грамматической категории, как число. Давайте понаблюдаем еще. Посмотрите на картинки и скажите, что на них нарисовано.
— Что общего у этих слов?
(Эти слова обозначают вещества.)
— Можно ли подсчитать эти предметы?
(Нет. Эти предметы нельзя подсчитать.)
— Попробуйте «взвесить» или «налить» эти вещества.
(Налить молока, взвесить два-три килограмма сахара, четыре тонны риса).
— Какое число вы получили?
(Получилось двойственное число.)
— Попробуйте образовать от этих слов форму множественного числа. С какой проблемой вы столкнулись?
(Проблема состоит в том, что форму множественного числа от данных слов образовать нельзя.)
— Сделайте вывод из сложившейся ситуации.
(У данных слов нет формы множественного числа.)
3) Формулировка темы урока и его целей обучающимися (при участии учителя).
— В начале урока мы говорили, что у имен существительных есть формы единственного и множественного числа, есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. Такие существительные можно распределить по тематическим группам. Сейчас перед нами слова, у которых нет формы множественного числа. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Что узнаем нового? Сформулируйте цель нашего урока.
(Цель нашего урока состоит в том, чтобы научиться различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа и выделять группы таких слов).
— Давайте сравним вашу формулировку с формулировкой в учебнике на стр.223 к параграфу №45 (Обучающиеся читают).
IV . Деятельность обучающихся по освоению первичных знаний и умений по теме урока.
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Преобразовывать информацию (текст в схему).
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
1) Первичная деятельность учеников по добыванию знаний на основе наблюдения над учебным (языковым) материалом.
Человечество, человек, родственник, родня, железка, железо, листок, листва, горох, горошина.
-Выпишите в одну колонку существительные, которые можно подсчитать, в другую – обозначающие предметы, которые нельзя подсчитать.
— Давайте посмотрим, на какие группы вы разбили слова.
— Попробуйте образовать от слов каждой группы формы другого числа.
От слов первой группы образовать форму множественного числа нельзя, а вот от слов второй группы можно. Человек – люди, родственник – родственники, железка – железки, лист – листы, горошина – горошины.
2) Предварительные выводы и их обобщение в графической форме (схема, таблицы и т.п.).
— Какой вывод вы можете сделать?
В русском языке есть имена существительные, имеющие форму
только единственного числа.
— В самом деле, в русском языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Примеры таких существительных представлены на слайде (продолжение работы с презентацией).
Масло, смелость, детвора, нефть, доброта, золото, синева, мебель, студенчество.
Разделите слова на тематические группы, продолжите ряды слов своими примерами.
1. Названия веществ: мало, нефть, золото (рис, сахар, молоко)
2. Названия совокупности чего-либо: детвора, мебель, студенчество (крестьянство, молодежь, старьё)
3. Названия отвлечённых понятий: смелость, доброта, синева (любовь, храбрость, злоба)
-Давайте попробуем составить схему-опору по теме урока «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» Поработайте в парах.
(После работы в парах на доске записываются несколько схем-опор).
V. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, схема, таблица).
1. Свободно излагать свои мысли.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
(Упражнение выполняется устно)
— Это задание было легким, и делали мы его все вместе. Усложним. Сейчас каждый из вас, выполняя упражнение 403 (развивается умение находить в тексте и группировать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа) самостоятельно выпишет имена существительные по группам: 1) имена существительные, имеющие форму единственного и множественного числа;
2) имена существительные, имеющие форму только множественного числа;
3) имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
Затем мы проведем взаимопроверку, а потом вместе поразмышляем о смысле данного стихотворения.
2) Имена существительные, имеющие форму только множественного числа – ворота;
3) Имена существительные, имеющие форму только единственного числа – кров, полумрак, зной, кора, глушь, сушь, вышина, детство.
— После плодотворной практической работы перейдем к обобщению. Теперь мы все знаем о такой категории, как число имён существительных. Попробуем наши знания преобразовать в таблицу, т.е. систематизировать.
( Коллективное составление обобщающей таблицы «Число имён существительных».)
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
Имена существительные – слова, называющие окружающие людей вещи и различные понятия. Со школьных уроков известно, что эти слова могут изменяться по числам. Однако, бывают существительные, употребляемыетолько в единственном числе.
Что такое число существительных
Так называется категория, характеризующая количество того или иного предмета. В русском языке (в морфологическом смысле) вещей может быть много или одна. Это выражается понятиями множественной или единственной формы и образовывается при помощи окончаний.
У каких существительных нет формы множественного числа
Существует обширная группа слов, употребляемых исключительно в единственном числе. К таковым относятся:
Ещё есть слова, встречающиеся только во множественной форме. У каких существительных в русском языке нет формы единственного числа? К ним относятся парные и множественные понятия: ножницы, очки, шахматы.
Краткая памятка по правилу
Собирательные существительное в форме единственного числа
Собирательное понятие – название множества объектов как группы или совокупности. Такие слова никогда нельзя употреблять во множественной форме.
Вещественные существительные
Такими словами характеризуют однородные вещества и субстанции, которые невозможно сосчитать (только измерить в килограммах, литрах, метрах и т.д.)
Тем не менее, эти слова могут существовать во множественной форме. Такое происходит, когда можно перечислить категории в пределах понятия или описать его характеристику.
Кроме того, изменения формы практикуются ради поэтической эстетики и звучания, но это актуально в основном для стихотворений.
И вдруг мы застыли:
Форма единственного числа абстрактных существительных
Эти термины характеризуют какое-либо абстрактное понятие. Преимущественное количество из них, являясь неисчисляемыми, могут быть только в единственном варианте слова.
Однако, иногда контекст требует преобразования таких понятий во множественном варианте. Определённого правила здесь нет, поэтому следует обращать внимание исключительно на уместность в предложении.